Тория Р.А.
РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
4.2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Тория Рита Александровна, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса, Сыктывкарский государственный университет
Аннотация. В данной статье анализируется финансово-правовой аспект поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а именно Правила распределения и предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ в целях экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, субсидия, расходные обязательства, софинансирование
THE FINANCIAL-LEGAL ASPECT OF THE ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT SUPPORT OF NATIVE INDIGENOUS PEOPLE OF NORTH, SIBERIA, FAR EAST OF RUSSIA
Toria Rita Aleksandrovna, PhD, docent of the civil law and process chamber; Syktyvkar State University
Annotation: In this article the author analyzes the financial-legal aspect of economic and social development support of native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia. The author expresses the importance of the Rules of state financing the native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia.
Keywords: native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia, subsidy, expenditure commitments, so-financing
Альфа и омега национальной политики, как и любой иной - ее финансирование. Достаточно распространена точка зрения, что основные проблемы реализации этнорегиональной политики связаны с недостатком финансовых ресурсов. Чаще всего, в субъекте Федерации на цели политики в отношении этнических меньшинств выделяется от полумиллиона до миллиона рублей ежегодно из регионального бюджета.
Эффективность расходования средств определяется не столько их масштабами, сколько возможностью проследить, на какие цели и сколько средств израсходовано, до кого они дошли то есть транспарентностью финансовых потоков.
Существует определенная сложность провести анализ финансовых аспектов национальной политики в регионах, так как мероприятия в сфере национальной
политики финансируется по бюджетам ведомств, так как финансирование осуществляется на национальное образование, на национальную культуру, а также по другим статьям региональных бюджетов. Распределение финансовых средств по ведомствам не позволяет определить, на какие цели, в каких размерах и на какие мероприятия планируется их использование, соответственно проблема возникает при анализе законов об исполнении бюджетов.
Правительством Российской Федерации было принято Постановление «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 10 марта 2009 года №217. Эти Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ определяют порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению Правил, дадим определение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, субсидий и расходных обязательств.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Субсидия - это одна из форм межбюджетных трансфертов, т.е. средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Субсидии бюджетам субъектов РФ в соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса РФ предоставляется в нескольких формах:
- субсидии, выделяемые за счет средств Федерального Фонда софинансирования расходов;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств;
- субсидии за счет средств резервных фондов Президента и Правительства РФ.
Цели и задачи предоставления субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.
Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов направленных:
- на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- на развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий;
- на развитие и модернизацию инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых постоянно проживают коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, и территории которых включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р «Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ» и «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ».
Субсидии субъектам Российской Федерации предоставляются при условии наличия в бюджетах субъектов Российской Федерации бюджетных ассигнований, т.е. предельных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств, на реализацию мероприятий с учетом установленного уровня софи-нансирования из федерального бюджета.
Размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации определяется по формуле:
С = Со x (Нкмн x ИБР / РБО) / SUM (Нкмн x ИБР / РБО ), где:
С - размер субсидии, предоставляемой бюджету ьго субъекта Российской
Федерации;
Со - общий объем субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
Нкмн - численность коренных малочисленных народов, проживающих на территории ьго субъекта Российской Федерации по данным, представляемым Федеральной службой государственной статистики;
ИБР - индекс бюджетных расходов ьго субъекта Российской Федерации, используемый при расчете распределения дотаций (межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования) на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, определяемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670;
РБО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности ьго субъекта Российской Федерации после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год, определяемый в соответствии с указанной методикой. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ в соответствии со статьей 131 Бюджетного Кодекса определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации не должен превышать 10 процентов общего объема субсидий. Средства, оставшиеся после распределения субсидий с учетом установленного ограничения, распределяются между субъектами Российской Федерации.
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий определяется по формуле:
Уi = 0,5 / РБОi , где:
У - уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства ьго субъекта Российской Федерации;
0,5 - средний уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 40 процентов для субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых превышает на 20 процентов среднероссийский уровень расчетной бюджетной обеспеченности.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации заявку на получение субсидии в пределах средств, предусмотренных для данного субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год.
Форма заявки и порядок ее подачи устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае если субъектом Российской Федерации не представлена заявка на получение субсидии в текущем финансовом году, средства, предусмотренные субъекту Российской Федерации в текущем финансовом году, перераспределяются между субъектами Российской Федерации, подавшими заявки и выпол-
Тория Р.А.
РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
нившими условия предоставления субсидий. Субъект Российской Федерации, не представивший заявку на получение субсидии в текущем финансовом году, сохраняет право на ее получение в очередном финансовом году.
Для осуществления контроля за эффективностью использования субъектами Российской Федерации субсидий устанавливаются следующие показатели эффективности использования субсидии:
1) удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
2) коэффициент младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
3) уровень зарегистрированной безработицы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
4) количество состоящих на учете больных активным туберкулезом в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
5) уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется ежегодно Министерством регионального развития Российской Федерации на основании отчетов высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии, установленных соглашением, заключенным между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - соглашение), представляемых не позднее 20 февраля очередного финансового года.
Субсидии предоставляются субъекту Российской Федерации в соответствии с соглашением о предоставлении на очередной финансовый год и на плановый период субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по поддержке экономического и социального развития коренных 8 страница малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета, именуемое в дальнейшем «Минрегион России», и Правительство субъекта РФ, являющееся получателем субсидии, именуемое в дальнейшем «Субъект Российской Федерации», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной год и на плановый период», постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации», приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 г. № 236 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2009 году» заключают Соглашение. В соответствии Соглашением Минре-гион России обязуется предоставить в очередном году Субъекту Российской Федерации субсидию на софи-нансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее именуется Субсидия) в определенном размере по следующему коду бюджетной классификации: глава 309 «Министерство регионального развития Российской Федерации», раздел 11 «Межбюджетные трансферты», подраздел 02 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)», целевая статья 5270000 «Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», вид расходов 010 «Фонд софинансирования», КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», а Субъект Российской Федерации обязуется принять указанную Субсидию, использовать её по целевому назначению, определенному Соглашением, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования, а также обеспечить выполнение условий Соглашения.
Субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по реализации мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, определенных с учетом предложений общественных организаций и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Субсидия предоставляется при соблюдении Субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе актами Правительства Российской Федерации, Минрегиона России, а также Соглашением. Минрегион России осуществляет перечисление Субсидии, исходя из оценки ожидаемых платежей по софинансируемым мероприятиям и в соответствии с подписанным Сторонами Графиком финансирования, являющимся Приложением к Соглашению. Субсидии перечисляются в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.199В № 14-ФЗ.
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной год и на плановый период».
3. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
4. Приказ Министра регионального развития РФ от 26 июня 2009 г. № 236 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и уровней софинансиро-вания из федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ за счет субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в 2009 году».
5. Распоряжение Правительства РФ от В мая 2009 г. № 631-р «Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ» и «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ».
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 20 июля 2000 года №104-ФЗ.
References:
Федерации», подготовленная к.ю.н. доцентом кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сыктывкарского университета Тория Р.А., может быть опубликована в открытой печати.
Профессор кафедры финансового права Российской Академии Правосудия, Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
д.юн. О.Н. Горбунова
1. The Budgetary Code of the Russian Federation.
2. The Act of the budget of the plan period.
3. The Act of confirmation the Rules of state financing the native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia.
4. The Act of The Ministry of Regional development of Russia «Rules of state financing the native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia».
5. The instruction of the Parliament «The list of traditional place of residence of native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia.
6. The Federal law of the organization principles of the native indigenous people of North, Siberia, Far East of Russia.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью к.ю.н., доцента Тория Риты Александровны «Финансово -правовой аспект поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Представленная на рецензирование статья с позиций теоретической и практической значимости не вызывает сомнения и заслуживает положительной оценки.
В данной статье совершенно правильно отмечено, что без предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ невозможно экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Описаны Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ. Отмечено, что уровень софинансиро-вания расходного обязательства субъекта РФ не может быть установлен выше 40 процентов для субъектов РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых превышает на 20 процентов среднероссийский уровень расчетной бюджетной обеспеченности.
На основании изложенного считаю, что статья «Финансово-правовой аспект поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
5В