Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНВЕСТИЦИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЫ'

ФИНАНСОВО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНВЕСТИЦИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА / БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Сергей Вениаминович

Предметы исследования - финансово-налоговое регулирование инвестиций нефтегазовой отрасли и пути их совершенствования. Цели работы - выявление недостатков финансово-налогового регулирования рынка инвестиций нефтегазовой сферы, установление возможных путей их устранения. В результате исследования установлено, что общий объем инвестиций на рынке нефтегазовой отрасли недостаточен, преобладают краткосрочные инвестиции в оборотный капитал, а инвестиции в основной капитал не обеспечивают своевременного замещения устаревших технологий, глубина переработки и доля извлечения сырья из недр в России заметно ниже, чем в экономически развитых странах, высококачественных конечных продуктов из нефтегазового сырья производится в недостаточном количестве. Сделаны выводы о том, что для улучшения состояния рынка инвестиций нефтегазовой сферы и увеличения его воздействия на развитие отрасли целесообразно ввести режим жестких бюджетных ограничений в систему финансовых взаимоотношений добывающих корпораций и государства, не позволяющий увеличивать за счет бюджетных средств их доходы; приводить уровень налоговых платежей в соответствие с объективными условиями добычи сырья, изымая в доход государства дифференциальную ренту I и оставляя часть ренты II корпорациям, выравнивая тем самым постепенно на конкурентной основе средние уровни доходности краткосрочных, долгосрочных, инновационных, экологических инвестиций, что позволит увеличивать их доходность и заменять менее доходные дополнительные капиталовложения более приносящим прибыль инвестированием государственных средств. Применение долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования для оценки рисков и сравнения степени привлекательности разных направлений инвестиций способствует уменьшению рисков финансовых потерь от возникновения непредвиденных ситуаций при условии замещения в порядке отраслевого маневрирования одних видов инвестиций другими капиталовложениями, менее подверженными негативным последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаптев Сергей Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND TAX REGULATION OF THE OIL AND GAS INVESTMENT MARKET

Subjects of the research are financial and tax regulation of investments in the oil and gas industry and ways to improve them. The purpose of the work is to identify the shortcomings of financial and tax regulation of the oil and gas investment market, to identify opportunities to eliminate them. As a result of the study, it was found that the total volume of investments in the oil and gas industry market is insufficient, short-term investments in working capital predominate, and investments in fixed assets do not provide timely replacement of outdated technologies, the depth of processing and the share of extraction of raw materials from the subsurface in Russia is noticeably lower than in economically developed countries, high-quality end products from oil and gas raw materials are produced in insufficient quantities. Conclusions are drawn that in order to improve the state of the oil and gas investment market and increase its impact on the development of the industry, it is advisable to introduce a regime of strict budget restrictions in the system of financial relations between mining corporations and the state, which does not allow increasing their revenues at the expense of budget funds; to bring the level of tax payments in line with the objective conditions of raw material extraction, withdrawing the differential rent I to the state income and leaving part of the rent II to corporations, thereby allowing to gradually equalize on a competitive basis the average levels of profitability of short-term, long-term, innovative, environmental investments, which will increase their profitability and replace less profitable additional capital investments with more profitable investment of public funds. The use of long-term forecasting and indicative planning to assess risks and compare the degree of attractiveness of different investment directions helps to reduce the risks of financial losses from unforeseen situations, provided that some types of investments are replaced by other investments that are less susceptible to negative consequences in the order of industry maneuvering.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНВЕСТИЦИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЫ»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-138-146 УДК 336.02(045) JEL G30, H30

Финансово-налоговое регулирование рынка инвестиций нефтегазовой сферы

С. В. Лаптев

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3193-5071

АННОТАЦИЯ

Предметы исследования — финансово-налоговое регулирование инвестиций нефтегазовой отрасли и пути их совершенствования.

Цели работы — выявление недостатков финансово-налогового регулирования рынка инвестиций нефтегазовой сферы, установление возможных путей их устранения.

В результате исследования установлено, что общий объем инвестиций на рынке нефтегазовой отрасли недостаточен, преобладают краткосрочные инвестиции в оборотный капитал, а инвестиции в основной капитал не обеспечивают своевременного замещения устаревших технологий, глубина переработки и доля извлечения сырья из недр в России заметно ниже, чем в экономически развитых странах, высококачественных конечных продуктов из нефтегазового сырья производится в недостаточном количестве. Сделаны выводы о том, что для улучшения состояния рынка инвестиций нефтегазовой сферы и увеличения его воздействия на развитие отрасли целесообразно ввести режим жестких бюджетных ограничений в систему финансовых взаимоотношений добывающих корпораций и государства, не позволяющий увеличивать за счет бюджетных средств их доходы; приводить уровень налоговых платежей в соответствие с объективными условиями добычи сырья, изымая в доход государства дифференциальную ренту I и оставляя часть ренты II корпорациям, выравнивая тем самым постепенно на конкурентной основе средние уровни доходности краткосрочных, долгосрочных, инновационных, экологических инвестиций, что позволит увеличивать их доходность и заменять менее доходные дополнительные капиталовложения более приносящим прибыль инвестированием государственных средств. Применение долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования для оценки рисков и сравнения степени привлекательности разных направлений инвестиций способствует уменьшению рисков финансовых потерь от возникновения непредвиденных ситуаций при условии замещения в порядке отраслевого маневрирования одних видов инвестиций другими капиталовложениями, менее подверженными негативным последствиям.

Ключевые слова: нефтегазовая сфера; инвестиции; финансово-налоговое регулирование; дифференциальная рента; бюджетные ограничения

Для цитирования: Лаптев С. В. Финансово-налоговое регулирование рынка инвестиций нефтегазовой сферы. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(3):138-146. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-3-138-146

Subjects of the research are financial and tax regulation of investments in the oil and gas industry and ways to improve them. The purpose of the work is to identify the shortcomings of financial and tax regulation of the oil and gas investment market, to identify opportunities to eliminate them.

As a result of the study, it was found that the total volume of investments in the oil and gas industry market is insufficient, short-term investments in working capital predominate, and investments in fixed assets do not provide timely replacement of outdated technologies, the depth of processing and the share of extraction of raw materials from

© Лаптев С. В., 2021

Financial and Tax Regulation of the Oil and Gas investment Market

s. V. Laptev

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-3193-5071

ABSTRACT

the subsurface in Russia is noticeably Lower than in economically developed countries, high-quality end products from oil and gas raw materials are produced in insufficient quantities. Conclusions are drawn that in order to improve the state of the oil and gas investment market and increase its impact on the development of the industry, it is advisable to introduce a regime of strict budget restrictions in the system of financial relations between mining corporations and the state, which does not allow increasing their revenues at the expense of budget funds; to bring the level of tax payments in line with the objective conditions of raw material extraction, withdrawing the differential rent I to the state income and leaving part of the rent II to corporations, thereby allowing to gradually equalize on a competitive basis the average levels of profitability of short-term, long-term, innovative, environmental investments, which will increase their profitability and replace less profitable additional capital investments with more profitable investment of public funds. The use of long-term forecasting and indicative planning to assess risks and compare the degree of attractiveness of different investment directions helps to reduce the risks of financial losses from unforeseen situations, provided that some types of investments are replaced by other investments that are less susceptible to negative consequences in the order of industry maneuvering.

Keywords: oil and gas sector; investments; financial and tax regulation; differential rent; budget restrictions

For citation: Laptev s. V. Financial and tax regulation of the oil and gas investment market. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(3):138-146. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-3-138-146

ВВЕДЕНИЕ

Нефтегазовая отрасль является одним из наиболее важных секторов российской экономики. По данным за 2019 г. она обеспечивала 20% доходов консолидированного бюджета России, ее доля в производстве ВВП страны составляет 12-13%Ч С одной стороны, запасы нефти и газа представляют собой сырье, используемое для производства готовых продуктов, что объединяет нефтегазовую отрасль с другими секторами промышленности. С другой стороны, нефть и газ — это сырье для производства электроэнергии и топлива, что объединяет нефтегазовую отрасль с секторами производственной и транспортной инфраструктуры. Наконец, экспертами часто подчеркивается, что страна не становится богаче в результате извлечения из земли природных ресурсов; просто она изменяет структуру своих базисных активов [1, с. 25], т.е. нефть и газ — это запасы природных ископаемых, которые могут быть конвертированы в иностранную валюту, являющуюся средством интегрирования нефтегазовой отрасли в финансовую инфраструктуру. Будучи отраслью промышленности, нефтегазовая сфера должна не только служить источником сырья, но и являться производителем постепенно увеличивающихся в объеме конечных товаров, изготовленных из этого сырья. Как элемент производственной и транспортной инфраструктуры эта сфера должна создавать максимально благоприятные условия для других отраслей экономики. Как

1 Инвестиции в инфраструктуру: как повлияют на отрасль и нацпроекты низкие цены на нефть? // Аналитический дайджест. 21.05.2020 г. URL: https://roscongress.org/ materials/investitsii-v-infrastrukturu-kak-povliyayut-na-otrasl-i-natsproekty-nizkie-tseny-na-neft.

элемент, интегрированный в финансовую инфраструктуру, нефтегазовая сфера должна вносить свой активный вклад в развитие всей экономики страны. Очевидно, что если хорошо сбалансировать эти три функции, то вклад нефтегазовой отрасли в развитие экономики может быть увеличен. Но как это сделать? Ответы на этот вопрос ищут не только в нашей стране.

Для рынка инвестиций в сферу добычи и первичной переработки нефти и его финансирования характерно наличие ряда противоречий. Большинство действующих на этом рынке организаций имеет доходность в расчете на единицу капитала, как правило, существенно выше средней доходности по экономике. Однако во многих случаях инвестиции в основной капитал недостаточны. Согласно данным Росстата за 2019 г. рентабельность проданных товаров и услуг составила в целом по экономике 11,4%, а в сфере добычи сырой нефти и природного газа — 31,9%. Рентабельность активов всей экономики равнялась 6,8%, а в сфере добычи сырой нефти и природного газа — 13,8%2. В таблице приведены сведения, касающиеся рентабельности продаж в относительно более благоприятные для нашей экономики предыдущие годы до начала стагнации мировой экономики и пандемии коронавируса.

На основании вышеприведенных данных можно утверждать, что ресурсы для финансирования инвестиций в нефтегазовую отрасль имеются. Однако только незначительная часть всех нефтяных скважин (по некоторым оценкам 28-30%) при нынешнем меха-

2 Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2019 год (приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).

Таблица / Table

Показатели рентабельности продукции по видам экономической деятельности в 2017-2018 гг., % / indicators of profitability of products by type of economic activity in 2017-2018, %

Вид деятельности / Type of activitie 2017 2018

Всего по всем отраслям / Total for all industries 10,8 12,3

В том числе: / Including:

Добыча сырой нефти и газа / Crude oil and gas production 45,4 35,3

Добыча полезных ископаемых / Mining operations 36,7 33,6

Добыча прочих полезных ископаемых / Extraction of other minerals 23,8 57,3

Источник/Source: рассчитано автором по данным Минфина России / calculated by the author according to the data of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kont/indic18.xlsx.

низме налогообложения может считаться рентабельной вследствие того, что дифференциация в условиях добычи нефти и газа значительно более высокая, чем реальное значение несовпадения в уровнях налогообложения, предусмотренных для разных добывающих организаций. Но устанавливаемый налоговый режим должен предоставлять действующим организациям возможность эффективной работы и создавать условия для экономически оправданной разработки новых объектов в масштабах, достаточных для обеспечения желаемого уровня добычи [2, с. 106]. По общему мнению специалистов, для исключения рисков исчерпания запасов нефти и газа в легкодоступных месторождениях требуется создание экономически приемлемых условий ведения бизнеса в отдаленных районах, причем на большой глубине залегания запасов нефти и газа.

Однако для создания условий, необходимых для стабильной работы добывающих компаний в менее благоприятных условиях, необходимы крупные капиталовложения с учетом того, что глубина переработки добываемой нефти остается существенно более низкой, чем в экономически развитых странах, существенно уменьшая эффективность отрасли. Так, глубина переработки нефти за 2017 г. в России составила 81,3%, в США — более 97%, в Великобритании и Германии — около 92% [3, с. 37]. Поэтому в нефтяной отрасли целесообразным представляется применение новых отечественных технологий с целью компенсирования ухудшения структуры запасов нефти посредством повышения коэффициента их извлечения. В России проектный коэффициент извлечения нефти, показывающий, какая часть начальных геологических запасов может быть технологически извлечена при разработке

залежи или до предела экономической рентабельности, равняется 36%, а текущее значение — 26%, в то время как в Норвегии — 50%3.

Не менее важна задача направления инвестиционных ресурсов в сферу переработки нефти с целью увеличения вклада новых технологий в рост ВВП и экспортной выручки. Наконец, имеется еще одна проблема: в нефтегазовой отрасли вообще и в сфере инвестиционной деятельности в частности чрезвычайно актуальна задача развития конкуренции, способной повышать эффективность добычи и переработки сырья. Однако развитие традиционной конкуренции на олигополистическом рынке может приносить большие потери как добывающим компаниям, так и государству. Для недопущения подобной ситуации необходимо использование особых методов поощрения конкуренции, отличных от способов ведения ценовых войн и оппортунистического поведения агентов рынка. Для решения обозначенных проблем необходима существенная перестройка действующего в отрасли налогового механизма, который в настоящее время решает главным образом фискальные задачи, а не нацелен в достаточной степени на решение задач финансово-экономического регулирования. Однако обойтись изменениями только налогового механизма тоже не получится — потребуются существенные изменения всего финансового механизма нефтегазовой отрасли, что затронет финансовую структуру всей экономики.

3 Сергеев Л. Рост коэффициента извлечения нефти — залог экономического благополучия страны. URL: https://forpost-sz.ru/a/2018-01-20/rost-koehfficienta-izvlecheniya-nefti-zalog-ehkonomicheskogo-blagopoluchiya-strany.

ПУТИ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Организация инвестиционной деятельности в сфере добычи и первичной переработки нефти и газа требует системных изменений, поскольку невозможно выполнить такое большое количество взаимно противоречивых задач, если будет сохраняться прежняя организация инвестиционной деятельности. Необходимо, чтобы рынок инвестиций обеспечивал приток достаточно большого количества финансовых ресурсов в нефтегазовую сферу, в частности в те инновационные, предпринимательские сферы, в которых могут формироваться конкурентные преимущества российской отрасли. Но один российский рынок инвестиций не способен самостоятельно решать возникающие проблемы. Для этого должна быть сформирована эффективная стратегия развития нефтегазовой сферы, опирающаяся на соответствующую идеологию, которая часто в прошлом мешала находить эффективные сочетания плановых и рыночных механизмов хозяйствования.

После революции, совершенной в октябре 1917 г., большевики рассчитывали на автоматический переход старой русской экономики к государственному производству и распределению товаров на коммунистических началах [4, с. 156]. Дальнейшее развитие идеологии социализма и коммунизма виделось в ограничении и свертывании товарно-денежных отношений в рыночной экономике. На практике же значение этих отношений в реальной экономике административного социализма постепенно повышалось вследствие развития налоговой системы, денежно-кредитных отношений и экономического расчета. В то же время идеологию воинствующего либерализма выразил Ф. Хайек: «Практически все пункты, по которым расходятся социалисты и либералы, касаются коллективизма вообще, а не конкретных целей, во имя которых социалисты предлагают этот коллективизм использовать... Либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху» [5, с. 32, 34]. Для Хайека коллективизм не приемлем, поскольку он отрицает частную собственность и экономическую свободу и ведет к тоталитаризму. Проблема же экономического планирования не ограничивается только удовлетворением потребности, как люди этого хотят. Речь идет о том, будут ли люди сами решать, что для них важно или это будут за них делать планирующие инстанции [5, с. 74]. Как показывает хозяйственная

практика, ограничение права частной собственности, например вследствие коллективного владения или появления дополнительных прав у другого субъекта, еще не означает учреждение формы государственной власти, основанной на единоличном правлении, если право частной собственности не отменяется. Точно также вертикальная координация действий предпринимателя не означает потерю его права решать самому то, что ему необходимо, если, например, координация действий затрагивает совместно используемые условия экономической деятельности. Наоборот, такая координация является необходимым условием повышения эффективности этой деятельности.

Таким образом, планирование может быть инструментом повышения эффективности экономической деятельности или избыточным средством ограничения экономической свободы в зависимости от того, что именно является его объектом и каким образом осуществляется координация. Точно также ограничение частной собственности может иметь разные последствия для экономической свободы субъекта. Если частная собственность уничтожается, экономическая свобода теряется либо существенно ограничивается. За полное уничтожение частной собственности выступают коммунисты и другие леворадикальные партии: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» [6, с. 438]. Если частная собственность одного субъекта только ограничивается, она может служить как произвольным инструментом нарушения прав этого субъекта, так и инструментом обеспечения прав собственности других субъектов. История экономики в ХХ-ХХ1 вв. учит избегать крайностей коммунизма и экономического либерализма. Частная собственность может мирно сосуществовать с коллективной собственностью, а предпринимательство, рынок и конкуренция — с планированием хозяйственной деятельности. Экономика стала гибридной, сочетающей свойства прежде диаметрально противоположных элементов организации экономических систем разных типов. Успешнее других в наше время развиваются страны, где сочетаются крайности финансово-экономической организации деятельности хозяйствующих субъектов: частная и государственная собственность, конкуренция и сотрудничество, вертикальная координация и частное предпринимательство. Проблема состоит в том, чтобы добиться рационального сочетания характеристик финансово-экономической организации для решения конкретных задач экономической политики корпораций и государства, не считая достигнутое сочетание

характеристик регулирования универсальным методом решения всех хозяйственных задач.

Например, в современном Китае «экспортная дисциплина и конкуренция на внутреннем рынке в сочетании с неустанной выбраковкой неудачников имеют гораздо более сильное влияние на развитие промышленности, чем характер собственности... Компании государственного сектора, выпускающие средства производства, работают под надзором бюрократического аппарата планирования, который раньше недооценивался» [7, с. 368, 369].

Поэтому можно сделать вывод, что необходимо искать особые социальные связи, обеспечивающие эффективное соединение элементов рынка и планового хозяйствования, объединяя носителей планового и рыночного начала общими целями и интересами.

«Производительность находится в зависимости не только от разделения различных операций какого-либо предприятия между несколькими лицами, она еще более зависит от моральной или материальной ассоциации нескольких лиц для достижения какой-либо общей цели» [8, с. 60]. Следовательно, одна из ключевых целей эффективной системы финансово-экономического регулирования экономики — создание таких социальных связей в производстве, которые будут способствовать повышению производительности труда и эффективному функционированию хозяйственных систем.

ФАКТОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Прежде чем исследовать актуальное состояние нефтегазовой отрасли, необходимо адекватно интерпретировать функционирование рынка инвестиций, выявить его основные искажения, несовершенства и их причины и затем предложить пути решения выявленных проблем.

При общих высоких доходах нефтегазовой отрасли инвестиции совершаются нерегулярно, некоторые разведанные запасы находятся на стадии истощения. Значительная часть обустроенных мест добычи нефтегазовых ресурсов нерентабельна. Разведка же и обустройство, создание инфраструктуры для новых мест добычи требуют гигантских капиталовложений, которые непосильны для отдельных компаний. Частично эту проблему можно решить посредством перестройки системы налогообложения добывающих компаний, создававшейся ранее в расчете на орга-

низации, работавшие в относительно благоприятных условиях. Поэтому пришло время сориентировать нынешнюю систему налогообложения на компании, добывающие полезные ископаемые в сложных, необычных и труднодоступных условиях. При этом большая часть природной дифференциальной ренты I должна изыматься в доход государства по обычным налоговым ставкам. Что же касается дополнительных инвестиций в уже обустроенные места добычи, приносящие дифференциальную ренту II, возникающую за счет дополнительных вложений средств и труда, то они должны стимулироваться взиманием налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеродного сырья (далее — НДД) по более низким ставкам. При этом следует иметь в виду, что налогообложение на основе экономических показателей ослабляет стимулы к повышению эффективности [9, с. 581]. Для того чтобы исключить негативное влияние этих показателей на экономическую эффективность предпринимательства, налоговые ставки должны дифференцироваться в зависимости от таких объективных условий добычи, например нефти, как глубина залегания запасов, вязкость нефти, степень выработки месторождения, транспортная доступность.

В этом случае влияние различий в условиях добычи нефти и газа на чистый доход организаций будет нивелировано: те, кто находится в более благоприятных условиях, будут платить больше — соответственно конкуренция за получение более высокой чистой ставки доходности охватит всех участников. Следует ожидать, что за счет перехода к эксплуатации месторождений, находящихся в менее благоприятных условиях добычи, производство нефти и газа увеличится. К тому же более жесткая конкуренция будет стимулировать снижение издержек на добычу единицы сырья. Наконец, налоговое стимулирование дополнительных инвестиций в действующие места добычи будет сильнее стимулировать технологические новшества на старых месторождениях, побуждая компании к повышению доли извлечения нефти и газа из оборудованных мест добычи и к увеличению глубины их переработки. Таким образом, более полная и гибкая, чем в настоящее время, адаптация системы распределения налоговой нагрузки добывающих предприятий к многообразным объективным условиям добычи природных ископаемых позволит обеспечивать более полную реализацию принципов рынка в распределении ресурсов и доходов по эффективности экономической деятельности и в распространении принципа исключения искус-

ственных, не связанных с предпринимательством преимуществ производителей. Наиболее полное использование фактора конкуренции в экономической политике государства может быть обеспечено на основе активизации поиска всеми участниками рынка эффективной конкурентной стратегии, т.е. стремления компаний занять конкурентную рыночную позицию в отрасли [10, с. 25]. Для максимального использования стремления организаций занять конкурентную позицию для совершенствования производства необходимо исключить влияние на нее всех прочих факторов, кроме самого предпринимательства.

Увеличению объемов добычи нефти, газа и инвестиций в их добычу могло бы способствовать повышение гибкости управления производственными и хозяйственными процессами, для чего требуется добиться лучшего сочетания противоречивых характеристик инвестиционных процессов: долгосрочного прогнозирования с целью распознания будущих путей развития и рыночной самоорганизации, индикативного планирования и конкурентоспособного частого предпринимательства; обеспечения конкуренции в сфере основной деятельности и кооперации в создании дорогостоящих объектов инфраструктуры и проведении научно-исследовательских работ.

Гибкость в управлении необходима для эффективного маневрирования ресурсами. Например, в предшествовавших пандемии коронавируса годах наблюдались высокие темпы роста и значительно увеличивались объемы инвестирования. Но в 2019 г. произошли снижение спроса на нефть и газ и резкое падение инвестиций. Сокращение добычи, консервация скважин требуют больших дополнительных затрат, так же как расконсервация скважин и наращивание добычи в период подъема мировой экономики. Нельзя ли избежать этих дополнительных затрат или хотя бы уменьшить их? Для исключения резких остановок добычи необходимо иметь значительные по объему емкости для хранения запасов нефти и газа и строить управление производством с учетом этих запасов. Целесообразно также маневрировать добываемыми запасами нефти и газа для целей экспорта и внутреннего потребления.

Гибкость управления — это также эффективное средство борьбы с «черными лебедями» — маловероятными событиями, которые трудно предвидеть. «Миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (маловероятное с нашей нынешней, непросвещенной точки зрения); а мы при этом проводим время в светских беседах, сосредоточившись на известном и повторяющемся» [11, с. 30].

Например, в начале 2019 г. никто не предполагал возможности возникновения пандемии коронавируса и ее разрушительного влияния на бизнес, совокупный спрос и предложение, в частности в сфере добычи и первичной переработки нефтегазового сырья. В планах многих добывающих компаний на 2019 г. предусматривались масштабные текущие инвестиции в развитие бизнеса. А когда осенью 2019 г. пандемия коронавируса проявила себя в полную силу, инвестиции в нефтегазовую промышленность по всему миру резко сократились. «В нефтяной отрасли в мировом масштабе рост инвестиций в предыдущем году обеспечивает рост добычи нефти» [12, с. 84]. Однако для сокращения производства необязательно уменьшать объемы долгосрочных инвестиций. Отдельные компании воспользовались ситуацией, при которой краткосрочные инвестиции стали бесполезными или даже вредными для увеличения дивидендных выплат, например в ПАО НК «РуссНефть» выросли выплаты дивидендов до 88% от чистой прибыли [13].

Гораздо более взвешенным, полезным и эффективным решением было бы переключение финансирования на долгосрочные инвестиции, которые могли бы дать отдачу к моменту завершения спада в мировой экономике. Почему бы в таком же режиме не переключать направления финансирования инвестиций в нефтегазовой сфере, способствуя поддержанию более высокой нормы накопления? В настоящее время на долю инвестиций в основной капитал приходится пятая часть ВВП России. По данному показателю США и Россия отстают от Китая в два раза, где инвестиции составляют приблизительно 50% от доли ВВП [14, с. 66].

Таким образом, гибкое управление инвестициями призвано поддерживать высокую долю инвестиций в ВВП. Индикативные планы развития нефтегазовой отрасли можно было бы также разрабатывать с учетом разных вариантов финансирования инвестиций.

Сокращение общих объемов инвестиций в нефтегазовой сфере в России в последние 1,5-2 года [15, с. 45-47] происходит потому, что потоки текущих и долгосрочных инвестиций в нефтегазовой отрасли четко не разделены, поэтому сокращение текущего спроса на сырье приводит к уменьшению всех инвестиций. На развитых же рынках инвестиций, где потоки краткосрочных и долгосрочных инвестиций четко разделены и обособлены, при сокращении краткосрочных инвестиций в условиях падения текущего спроса на нефтегазовое сырье общий рост инвестиций происходит за счет опережающего роста долгосрочных инвестиций.

www.etl.fa.ru

Можно ли ситуацию изменить, повлияв тем самым на общую динамику инвестиций, темпы, направления и эффективность развития нефтегазовой отрасли? Для этого сначала необходимо разобраться с причинами происходящего. Отсутствие адекватного потока долгосрочных инвестиций в ресурсную сферу, а также адекватного дохода для большинства собственников природных ресурсов—это проявление так называемого «ресурсного проклятия», суть которого выражается в предостережении, адресованном гражданам богатых ресурсами стран: политики очень легко идут на сговор с представителями частного сектора, чтобы лишать граждан того, что им принадлежит по праву. Правительство как представитель собственника природных ресурсов — населения не сформировало пока адекватных правил финансового регулирования инвестиций, не определило должным образом содержание политики финансирования инвестиций в нефтегазовой сфере, выгоды от которых доставались бы всему населению.

Ориентацию компаний преимущественно на краткосрочные инвестиции можно объяснить на основе теории мягких бюджетных ограничений. Бюджетное ограничение формирует, по существу, принцип деятельности самостоятельного хозрасчетного предприятия, суть которого состоит в том, что расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Если добывающая корпорация имеет возможность переложить хотя бы частично свои расходы на других участников рынка, например на потребителей, поставщиков, государство и т.д., то такие бюджетные ограничения будут небольшими.

Поскольку государство позволяет менеджменту и персоналу добывающих корпораций получать повышенные доходы вне прямой связи с конечной эффективностью их деятельности, а также соглашается под давлением руководства корпораций перекладывать на себя финансирование части их расходов, текущая доходность добывающих корпораций оказывается существенно выше доходности долгосрочных инвестиций. Долгосрочные и краткосрочные инвестиции могли бы обособляться на рынке и конкурировать между собой. Но этого не происходит в силу наличия эффекта мягких бюджетных ограничений. Поэтому предельная доходность краткосрочных инвестиций, несмотря на дополнительные вложения в оборотный капитал, длительное время остается выше предельной доходности долгосрочных инвестиций. Поэтому переключение на массовое финансирование долгосрочных инвестиций происходит на стадии значительного износа основных средств в сфере добычи и первич-

ной переработки нефтегазового сырья под угрозой остановки добычи.

Чтобы добиться повышения гибкости и эффективности управления инвестициями в нефтегазовой сфере, необходимо:

• сформировать стабильные обязательства арендаторов природных ресурсов перед государством на длительные сроки;

• в ходе текущего финансового регулирования отдавать приоритет политике поддержания постоянной доходности перед прочими факторами, влияющими на состояние рынка инвестиций;

• государству отказаться от практики попустительства неоправданно высоким доходам нефтегазовых корпораций и необоснованного финансирования части текущих расходов.

В этом случае средние доходности текущих и долгосрочных инвестиций уравняются. Поскольку доходности предельных инвестиций колеблются вокруг средних значений, производители получат возможность в каждом периоде выбирать предельные долгосрочные или краткосрочные инвестиции выше средних значений, а ниже средних — вообще не выбирать. Это приведет к повышению доходности как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиций.

При этом появится возможность быстрого и оперативного маневрирования различными видами целевых инвестиций, чтобы избегать особо неблагоприятных последствий от неожиданных для рынков негативных событий — «черных лебедей». Быстрое распознание таких событий будет стимулировать мобильное переключение производителей на альтернативные варианты инвестиций, проработанные в соответствие с индикативными планами. Необходим будет только четкий сигнал, содержащий информацию о возможных рисках потерь и путях их исключения.

Для минимизации рисков экономических и финансовых потерь в масштабах отрасли производители должны соблюдать определенную дисциплину в рамках государственно-частного партнерства, в котором возможности получения корпорациями или иными добывающими организациями выгод от государства в виде заказов, контрактов, поддержки экспорта, совместного участия в инфраструктурных проектах и т.д. увязаны с четким соблюдением дисциплины в рамках общего плана совместного реагирования.

ВЫВОДЫ

Важными проблемами нефтегазовой отрасли являются:

• рекордно высокие либо низкие цены на нефть на мировых рынках и ценовые прогнозы;

• проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы, сокращение объема геологоразведочных работ в последние годы;

• необходимые инвестиции для поддержания и наращивания добычи нефти в России в период до 2030 г.

Причиной этих проблем является механизм использования природных нефтегазовых ресурсов, не отвечающий общенациональным задачам интенсификации экономического развития в целях повышения

благосостояния населения. Данный механизм включает мягкие бюджетные ограничения, приводящие к нарушению финансового равновесия между текущими и долгосрочными инвестициями и не позволяющие эффективно маневрировать ресурсами для обеспечения структурной перестройки экономики. Введение режима жестких бюджетных ограничений и повышение ответственности добывающих корпораций за результаты использования общенациональных ресурсов на основе государственно-частного партнерства будут содействовать росту эффективности инвестиционных процессов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Хамфриса М., Сакса Д. и Стиглица Д. Как избежать ресурсного проклятия. — Москва: Изд-во Института Гайдара, 2011.- 464 с.— ISBN 978-5-93255-307-7.

2. Марзакулов Т. Э. Проблемы налогообложения нефтяной отрасли: реализация дифференцированного подхода // Вестник Академии экономической безопасности МВД России.— 2011.— № 2.— С. 101-106.— ISSN 24143995.

3. Ермакова Н. М. Привлечение иностранных инвестиций в нефтегазодобывающую промышленность Российской Федерации // Проблемы рыночной экономики. — 2019.— № 1.— С. 37-43.— elSSN: 2500-2325.— DOI: 10.33051/2500-2325-2019-1-37-43

4. Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов доклад на II Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. // Полн. собр. соч. — Т. 44.— С. 155-175.— Москва: Изд-во политической литературы, 1970.

5. Хайек Ф. А. Дорога к рабству.— Москва: Экономика, 1992.— 176 с.— ISBN 5-282-01501-3.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Соч., 2-е изд.,— Т. 4.— С. 419-439.— Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955.

7. Стадвелл Д. Азиатская модель управления: Удачи и провалы самого динамичного региона в мире. — Москва: Альпина Паблишер, 2017.— 536 с.— ISBN 978-5-96-14-6128-2.

8. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — Москва; Челябинск: Социум, 2017.— 451 с.— ISBN 978-5-906401-72-4.

9. Нимгирова Т. А. Механизм налогообложения организаций нефтяной отрасли // Экономика и предпринимательство.— 2016.— № 12.— С. 580-584.— ISSN 1999-2300.

10. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость.— Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005.— 715 с.— ISBN 5-9614-0182-0 (рус.), ISBN 0-684-84146-0 (англ.).

11. Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. — 2-е изд., доп. — Москва: КоЛибри, Азбука-Ат-тикус, 2020.— 736 с.— ISBN 978-5-389-09894-7.

12. Ганиева М. К. Анализ отдачи инвестиций и особенности инвестиционного развития нефтяной отрасли в современных условиях // Экономическое возрождение России.— 2017.— Т. 54.— № 4.— С. 83-89.— ISSN 19909780.

13. Молчанов К. К. Алгоритм управления портфелем проектов в национальных нефтегазовых компаниях // Актуальные исследования.— 2020.—Т. 9.— № 6.— С. 55-57.

14. Бударина Н. А., Кайтанба С. Иностранные инвестиции в нефтегазовый комплекс России //Международный журнал гуманитарных и естественных наук.— 2020.— № 1-2.— С. 65-67.— ISSN 2500-1000.— DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10063

15. Солуянов А. А. Роль иностранных инвестиций в функционировании нефтегазового комплекса России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.— 2019.— № 4.— С. 83-89.— ISSN 2073-0071.

146

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. В. Лаптев

REFERENCES

1. Humphreys M., Sachs J. D. and Stiglitz J. E. Escaping the resource curse. Moscow: Publishing house of the Gaidar Institute; 2011. 464 p. (In Russ.).

2. Marzakulov T. E. Problems of taxation of the oil industry: implementation of a differentiated approach. Vestnik Akademii jekonomi4eskoj bezopasnosti MVD Rossii = Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011;(2):101-106. (In Russ.).

3. Ermakova N. M. Attraction of foreign investments in the oil and gas industry of the Russian Federation. Problemy rynochnoj jekonomiki = Problems of the market economy. 2019;(1):37-43. (In Russ.). DOI: 10.33051/2500-2325-20191-37-43

4. Lenin V. I. New economic policy and tasks of political education report at the II all-russian congress of political education on October 17, 1921. Poln. collection cit. Vol. 44. Moscow: Publishing house of political literature; 1970:155-175. (In Russ.).

5. Hayek F. A. The road to slavery. Moscow: Economics; 1992. 176 p. (In Russ.).

6. Marx K. and Engels F. Manifesto of the communist party. Works, 2nd ed. Vol. 4. Moscow: State Publishing House of Political Literature; 1955:419-439.

7. Studwell Joe. How asia works: success and failure in the world's most dynamic region. profile books. Moscow: Alpina Publisher, 2017. 536 p. (In Russ.).

8. List F. National system of political economy. Moscow: Chelyabinsk: Socium; 2017. 451 p. (In Russ.).

9. Nimgirova T. A. The mechanism of taxation of organizations in the oil industry. Jekonomika i predprinimatel'stvo = Economics andEntrepreneurship. 2016;(12):580-584. (In Russ.).

10. Porter M. Competitive advantage: creating and sustaining superior perfomance. The Free Press. New York, Lodon, Toronto Syney Singapore; 1998.

11. Taleb N. N. The black swan. The impact of the highly improbable. Moscow: KoLibri, Azbuka-Atticus; 2020. 736 p. (In Russ.).

12. Ganieva M. K. Analysis of investments and features of investment development of the oil industry in modern conditions. Jekonomicheskoe vozroszdenie Rossii = Economic revival of Russia. 2017;(4):83-89. (In Russ.).

13. Molchanov K. K. Algorithm for project portfolio management in national oil and gas companies. Aktual'nye issledovanija = Actual research. 2020;(6):55-57.

14. Budarina N. A., Kaitanba S. Foreign investments in the oil and gas complex of Russia. Meshzdunarodnyj shzurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk International journal of humanitarian and natural sciences. 2020;(1-2):65-67. DOI: 10.24411 / 2500-1000-2020-10063

15. Soluyanov A. A. The role of foreign investments in the functioning of the oil and gas complex of Russia. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk = Actual problems of the humanities and natural sciences. 2019;(4):83-89.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сергей Вениаминович Лаптев — доктор экономических наук, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия, профессор кафедры финансового менеджмента, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия svlaptev@fa.ru

ABOUTTHE AUTHOR

Sergey V. Laptev — Dr. Sci. (Econ.), Prof. of Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University, Moscow, Russia; Prof. of the Department of Financial Management, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia svlaptev@fa.ru

Статья поступила 18.03.2021; принята к публикации 25.05.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 18.03.2021; accepted for publication 25.05.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.