Научная статья на тему 'Финансово-экономическое развитие Древней Греции'

Финансово-экономическое развитие Древней Греции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3237
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ТАБЛИЧКИ / ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ / КАЗНА / КУПЕЦ / СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / УЧЕТ / ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ / РАБ / РАБОВЛАДЕЛЕЦ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьева Л.А.

В статье рассматриваются основные направления и особенности экономического развития Древней Греции преимущественно в классический период; уделяется внимание состоянию земледелия, ремесла, функционированию кредитно-учетной и денежной систем, социальным проблемам и становлению рабовладельческого строя как господствующего способа производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическое развитие Древней Греции»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 336 (045) (38)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Л. А. МУРАВЬЕВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории E-mail: lam1812@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматриваются основные направления и особенности экономического развития Древней Гоеции преимущественно в классический период; уделяется внимание состоянию земледелия, ремесла, функционированию кредитно-учетной и денежной систем, социальным проблемам и становлению рабовладельческого строя как господствующего способа производства.

Ключевые слова: банк, таблички, деньги, денежный эквивалент, казна, купец, система счисления, торговля, учет, инвентарная опись, раб, рабовладелец.

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История древнегреческого общества включает в себя период разложения родовых и развитие рабовладельческих отношений, называемых античными (древний, старинный). Развитие Древней Греции условно делится на пять периодов: III—II тысячелетие до н. э. — эгейский или крито-микенский; XI—IX вв. до н. э. — пред-полисный; VIII—VI вв. до н. э. — архаический; V—IV вв. до н. э. — классический; вторая половина IV—середина I вв. до н. э. — эллинистический.

Поскольку наивысшего экономического и культурного развития Греция достигла в классический период, то именно он и станет главным

объектом нашего рассмотрения. По мере складывания народности греки начали именовать себя эллинами. Термин «Греция» появился в Риме значительно позднее. Территория Греции располагалась в зоне субтропического климата и занимала острова Эгейского и восточной части Средиземного морей, западное побережье Малой Азии и южную часть Балканского полуострова. Материковую Грецию отроги гор делили на три части: Северную, Среднюю и Южную, представлявших собой сочетание гор и равнин. На плодородных равнинах население занималось хлебопашеством, сея пшеницу и ячмень. Но со временем зерно начали импортировать, а предпочтение отдавали виноградарству, садоводству и разведению маслин (олив). Горные склоны и долины, богатые кормовыми травами, использовались под пастбища для молочного скота. Каменистые и засушливые районы славились добычей разнообразных полезных ископаемых — железа, серебра, золота, свинца, мрамора и глины, внося разнообразие в хозяйственную жизнь греков и способствуя развитию ремесла и торговли.

Главным занятием греков оставалось земледелие. Поэма беотийского земледельца Гесиода

«Труды и дни» сообщает сведения о технике сельского хозяйства и жизни среднего крестьянина архаической Греции, рисует картину социального деления общества на богатых и бедных. Процесс расслоения переживают земледельческие общины. В собственности общины остаются пастбища и леса, пахотные земли превратились в частную собственность крестьян с правом отчуждения. Социальная дифференциация приводит к концентрации собственности в руках родовой знати, все шире пользующейся трудом своих соплеменников, ставших рабами за долги.

Ремесло из подсобного занятия превращается в основное средство существования части людей. Наряду с торговыми людьми ремесленники-специалисты составляют население города. Эти категории городского населения приобретают рабов-иноплеменников. Однако в VIII—VI вв. до н. э. рабский труд еще не составлял серьезной конкуренции свободному труду.

В этот же период было положено начало такому явлению, как греческая колонизация, к которой привели экономические причины. Рост народонаселения вызывал обезземеливание бедняков, а применение рабского труда в ремесленных мастерских приводило к тому, что свободные общинники не могли найти средств к существованию. К развитию колониальной экспансии приводило и поражение в обострившейся социальной борьбе. В произведениях лирического поэта Архилоха описаны этапы колонизации — переселение бедных греков в чужие страны. Об эмиграции греческих воинов-наемников идет речь в стихах поэта Алкея. Греческая колонизация осуществлялась в трех направлениях: на запад, север и северо-восток, на юго-восток. Греческие поселения появляются на юге Италии, Сицилии, Фракии, на берегах Геллеспонта и Боспорского пролива (Византий). С разрешения фараона греки основали поселения в Египте и активно колонизовали побережье черного и Средиземного морей.

Первоначально колонии представляли собой торгово-аграрные поселения. Состав колонистов был неоднороден: малоземельные и безземельные жители полиса, политические эмигранты, жрецы культовых богов. Постепенно колонии утратили тесную связь с метрополией и стали независимыми. Метрополия смирилась, так как задачи

закрепления торговых связей и избавление от лишнего населения были решены.

Расцвет колониального движения совпал с периодом раннегреческой тирании, падение которой привело к власти имущественную рабовладельческую знать. Рабовладение стало господствующим способом производства, а рабы и рабовладельцы — основными социальными слоями общества.

Отличительной чертой государственного и экономического строения Греции выступала полисная система. Полис — это город-государство, включающий в себя население и земли города, сельских окрестностей, рудники, каменоломни и являющийся центром политической, экономической и религиозной жизни. В зависимости от рельефа местности территория полиса могла быть обширной, как в Спарте (8 400 км2), и небольшой, как Аттика (2 550 км2) или Аргос (1 400 км2) [5, с. 106]. По форме правления полисы делились на демократические и олигархические, сохраняя общие сущностные черты. Везде имелись народные собрания и советы при разной их роли и значении. Экономическую основу полиса составлял принудительный труд рабов. Промежуточное положение между рабами и рабовладельцами составляли мелкие свободные производители — крестьяне и ремесленники. Форма собственности любого полиса отличалась двойственностью и состояла из коллективной (государственной) и частной собственности рабовладельца на движимое и недвижимое имущество. Только граждане имели право владеть землей и правом ее купли-продажи исключительно в границах полиса. Эти меры сплачивали гражданский коллектив свободных производителей, составлявших ополчение полиса.

Наряду с общими чертами полисы имели свои вариации развития в политическом строении, положении граждан и взаимодействии с негражданским населением, системе эксплуатации рабов. В Афинах (демократическом полисе) верховным органом управления было народное собрание. По мере распада родовых связей, развития рабства и товарно-денежных отношений привилегированная часть общества (эвпатриды) занялась масштабным ростовщичеством, давая ссуды под залог личности должника или земли. Происходила концентрация земельных участков

и появление кабальных рабов за долги. Помимо крестьян и ремесленников, в состав народа (демоса) входили богатые, но незнатные собственники, пользовавшиеся трудом не кабальных, а купленных рабов из иноплеменников. В их хозяйствах развивалось классическое рабство.

Недовольство общественных групп Афин господством знати привело к тому, что впервые в 621 г. до н. э. состоялась запись действующих законов. «Драконтовские законы» по имени архонта Драконта утвердили приоритет частной собственности и ее охрану, объявили смертную казнь за самые мелкие преступления. Очередную вспышку недовольства успокоили реформы архонта Солона1 594 г. до н. э. К экономическим преобразованиям относятся снятие долговых камней с заложенных участков и отмена долгового рабства, что придало крестьянам статус собственников. Солон писал: «Мать черная Земля, с которой снял тогда Столбов поставленных я много долговых. Рабыня прежде, ныне же свободная» [5, с. 127]. Население, разделенное на четыре разряда, стало платить ценз в зависимости от дохода с земли. Запретили вывоз хлеба и начали поощрять разведение садово-огородных культур. Солон вернул на родину за выкуп проданных в рабство соотечественников. Стимулируя кредитование, ввел ссуды и проценты по ним с предоставлением скидок вдовам и сиротам. Реформы Солона расчистили путь для развития рабовладельческих отношений и становления афинской демократии. Свободные граждане в борьбе со знатью добились привилегии владеть землей и заниматься земледельческим трудом. Труд рабов использовался в ремесленных мастерских (эргас-териях) и торговле. Крестьяне и ремесленники составляли основу демократии и пользовались частью прибавочного продукта, создаваемого рабами. В Спарте (олигархическом полисе) землей владели граждане, но обрабатывали ее зависимые илоты, принадлежащие полису в целом или отдельным семьям. Разорение мелкого земледельца, оставшегося без земли, вело к потере гражданских прав.

После отмены долгового рабства жители острова Хиос первыми начали приобретать рабов

1 Солон — афинский политический деятель (640—560 гг. до н. э.) и поэт из знатного обедневшего аристократического рода, занимавшийся для поддержания существования торговлей.

в соседних царствах. Их примеру последовали другие города. Важным источником пополнения численности рабов стали успешные войны греков с соседями, в ходе которых варвары порабощались2. Переход к классической системе рабовладения ускорил греко-персидские войны. В V в. до н. э. экономическим центром древнегреческого мира становится Аттика и ее центр — Афины. Война принесла грекам немало разнообразной добычи и увеличение количества рабов, в которых превращались военнопленные. Терминов, обозначавших рабское состояние, было несколько, и они отражали способ приобретения и сферы использования подневольного труда. Рабы трудились в рудниках и каменоломнях. В сельском хозяйстве Афин преобладал свободный труд крестьян и сохранялся его натуральный характер. Зерно преимущественно ввозилось. Крестьяне возделывали виноград, оливки, смоквы, овощи и бобовые, имели небольшое количество скота. В крестьянском хозяйстве мог использоваться труд 1—2 рабов. Знать и разбогатевшие горожане вкладывали деньги в покупку земли как самую надежную форму богатства. Проникновение товарно-денежных отношений в деревню привело к закладыванию и продаже земли. Круг покупателей ограничивался согражданами одного полиса. По свидетельству Ксенофонта, выгодным делом стала спекуляция земельными участками. Крупные хозяйства, производящие продукцию на рынок подобно имению главы государства Перикла, шире использовали рабский труд. Но, по данным Плутарха, такие хозяйства были исключением из правил [5, с. 174—176].

Для ремесла было характерно сосуществование рабского и свободного труда. В V в. до н. э. ремесло достигло высокого уровня развития и дифференциации. Самыми распространенными видами было ткачество и гончарное производство. Трудовую жизнь ремесленного люда описал Аристофан [4, с. 413, 433]. Самыми распространенными были небольшие мастерские, в которых трудился владелец и 2—3 раба. Встречались эргастерии с 10 рабами и более. Сохранилось единственное упоминание об эргастерии щитов, в котором

2 Слово «варвар» означало бормочущий, невнятно говорящий. Его значение — иноземец, тот, кто не был греком, эллином.

трудились 120 рабов. Рабский труд составлял конкуренцию свободным мастерам, ухудшал их материальное положение и социальный статус, так как на них начинали смотреть как на людей, занимающихся презренными профессиями. Перикл3 оказывал государственную поддержку свободным гражданам, обеспечивая их заработком на общественных работах. В период правления Перикла была введена плата за выполнение общественных обязанностей и выплаты малоимущим гражданам на приобретение театральных билетов.

Помимо полноправных граждан, в греческих полисах проживали неполноправные граждане — метеки. К ним относились лично свободные жители из числа чужеземцев или вольноотпущенников. Они не пользовались гражданскими правами, не участвовали в управлении государством. Метеки не могли владеть землей и домами, а были только их арендаторами. Из всех видов деятельности метекам были доступны ремесло и торговля.

Все увеличившуюся прослойку населения составляли рабы, не имевшие имени, собственности и семьи. У лиц среднего достатка до 50 рабов трудилось в домашнем хозяйстве. Рабы рассматривались как вещь, но дорогая и нужная в хозяйстве, которая в силу этого заслуживала бережного отношения. Хотя за убийство раба эллин не наказывался, во многих полисах их не рекомендовалось беспричинно истязать и убивать. Рабы считались не субъектом, а объектом права. В состоянии полного бесправия и была главная тяжесть рабского положения. Имелась категория государственных рабов — низшие служащие, тюремщики, полицейские. Установить точную численность рабов невозможно, так как подсчетов не велось, а известные письменные источники сообщают противоречивые цифры. Однако можно придти к выводу, что ни в одном греческом полисе рабы не составляли большинства населения. Даже в процветающих Афинах из 350 тыс. жителей на рабов приходилось 115 тыс., т. е. не более трети [13, с. 59]. Отпуск рабов на волю был мало распространен. Однако появились рабы, самостоятельно занимавшиеся ремеслами и торговлей за уплату установленного взноса («апофора»)

3 Перикл (495—429 гг. до н. э.) — выходец из аристократического рода, государственный деятель и демократический преобразователь Афин.

своему владельцу. Такие рабы имели некоторую свободу, но юридически они, их семья и имущество оставались собственностью рабовладельца и не были защищены от произвола. Однако рабы на апофоре стали первым симптомом кризиса рабовладельческой системы.

Пелопонесская война4 ускорила приближение социально-экономического и политического кризиса. Увеличение количества рабов и расширение сфер применения принудительного труда отрицательно сказывались на положении трудового свободного населения. Оно не могло конкурировать с дешевым рабским трудом, поэтому беднело, нищенствовало, превращалось в люмпен-пролетариев, живущих на подачки и случайные заработки. Одновременно происходила концентрация торго-во-ростовщического капитала в руках удачливых дельцов и рабовладельцев, которые еще и приобретали землю у разорившихся крестьян. Формировался слой рабовладельцев-плутократов («сильных богатством» от слов «плутос» — богатство и «кратос» — власть, сила), которые обычно были ростовщиками, торговцами и землевладельцами, замеченными в спекуляции земельными участками. Свободные средства богачи тратили на покупку предметов роскоши или превращали в спрятанные сокровища. Такая ситуация снижала покупательные возможности граждан, что не только сужало внутренний рынок, но и создавало проблемы для развития внешней торговли.

В первой половине IV в. до н. э. наблюдался социальный и политический кризис древнегреческого общества. Полисы уже не обладали достаточной силой для защиты интересов и имущества граждан, так как их границы не соответствовали масштабам рабовладельческой экономики, и это затрудняло дальнейшее развитие общества. Возникла потребность в более обширных и мощных государствах, способных обеспечить безопасность, существование и развитие хозяйства, сбыт товаров. Внутриполисная борьба между богатыми и бедными сочеталась с междоусобной войной, в которой каждый из полисов надеялся поправить свое положение за счет других. Ослабленная Греция была завоевана Македонией. Широкое при-

4 Пелопонесская война 431—404 гг. до н. э. — междоусобный конфликт между Афинами и Спартой, завершившийся победой последней.

менение рабского труда и рост ростовщичества продолжали разорять свободных производителей, которые все чаще искали счастья на чужбине. Главным объектом торговли оставался живой товар — рабы, которых можно было выгодно сбывать на рынках Средиземноморья. Многие промышляли разбоем и охотой на людей с целью продажи их в рабство или получения выкупа. В Спарте реформатор Клеомен разрешил илотам выкупать свободу за 5 аттических мин.

Во II в. до н. э. Греция переживала нелегкие времена. Продолжалась борьба бедноты с рабовладельцами, к власти приходили жестокие тираны. Происходило усиление Римской рабовладельческой державы, которая присоединяла все новые территории, разорила Македонию и обеспечила себе господство в Эгейском море. Бесчинства римских купцов и ростовщиков подрывали экономику стран и приводили к восстаниям. Почувствовав ущерб, в антиримскую борьбу включились рабовладельцы, ранее тяготевшие к римской державе, и демократические слои населения. Однако сопротивление было подавлено, и 146 г. до н. э. вошел в историю как дата потери независимости Греции и превращения ее в римскую провинцию.

ТОРГОВЛЯ И ДЕНЬГИ

Развитие земледелия и ремесла способствовало налаживанию внутренней торговли сначала на территории храмов, а затем и в городах. Из комедий Аристофана можно узнать, что аттические крестьяне доставляли на рынки Афин виноград, фрукты, овощи, мясо и другие продукты. Мелкая торговля нередко велась путем товарообмена. Торговали крестьяне, ремесленники и мелкие рыночные торговцы. Денежное обращение придало натуральному хозяйству черты товарного. Разновидностью торговых отношений были откупа, которые распространялись на многие виды деятельности. Откуп на год получали те, кто обязался собрать самую большую сумму налогов. За погашением откупа следили строго, а способы и методы сбора откупщиками денег не контролировались, что порождало многочисленные финансовые злоупотребления. Главное затруднение для развития внутренней торговли состояло в узости местного полисного рынка. В

таких условиях первостепенное значение приобретали внешнеторговые связи.

Сильно изрезанная береговая линия с большим количеством удобных и защищенных бухт приучила греков к морским путешествиям и занятию мореплаванием. Каботажное плавание в виду береговой линии перешло в более дальние и сложные плавания к берегам Африки, Италии и Черному морю. Эгейский бассейн стал сосредоточием торговых путей Греции, флот которой располагал большими быстроходными военными кораблями с многорядным расположением весел — биеры, триеры и пентеры. На мачте у них располагался парус, позволявший отдыхать команде гребцов при попутном ветре. Военный флот дополняли торговые суда.

Благодаря колониальной экспансии греческая торговля приобрела международный характер. В портах Афин, Коринфа, Мегары велась оживленная торговля Балканской Грецией привезенным и транзитным товаром. Купцы платили 2 %-ную пошлину, обеспечивая солидный доход городам. Между полисами возникали конфликты в борьбе за внешние рынки. Контроль за торговлей в бассейне Эгейского моря принадлежал Афинскому морскому союзу. Внешняя торговля основывалась на разнице в цене на одни и те же товары в разных районах. Наиболее распространенной была посредническая торговля, основанная на скупке и перепродаже товаров. Государство стремилось регулировать торговые операции, устанавливая правила продаж и цены на потребительские товары, запреты на вывоз определенных видов продукции. Специальная палата следила за правильностью мер и весов.

Предметами греческого экспорта были оливковое масло, виноградное вино, краснофигурные и чернолаковые вазы, текстиль. Морем в Грецию ввозили кожи, оружие, скот, пшеницу, папирус, дерево, слоновую кость, металлы и рабов. Власти активно вмешивались в экономическую жизнь полиса, следя за бесперебойными поставками хлеба. В целях борьбы со спекуляцией за рыночным торгом наблюдали специальные надзиратели, а в портах — попечители. Главным источником хлеба для Греции был северочерноморский рынок. Ежегодно Афины выводили из Боспора более 400 тыс. медимнов хлеба (около 1 млн пудов) [5, с. 243]. Боспорские цари предоставляли афинским

купцам привилегию в виде беспошлинного вывоза хлеба. Предоставление взаимных привилегий Афинам и Боспору было скреплено специальным декретом 347 г. до н. э., текст которого выставлялся на всенародное обозрение в главных портах.

Среди 200 островов Эгейского моря особенно выделялись Родос и Делос, где процветала торговля рабами. В III в. до н. э. заметным торговым центром стало республиканское государство на Родосе. Находясь на слиянии Эгейского и Средиземного морей, остров Родос представлял собой транзитную территорию оживленных морских путей, получая огромные доходы от 2 %-ной пошлины, взимаемой с провозимых товаров. Родосская конституция защищала права не только местных жителей, но и иноземных купцов, что привлекало инвестиции, шедшие на развитие острова. Родос располагал тремя оборудованными портами — торговым, перевалочным и военным, в котором можно было нанять сопровождение для охраны от пиратов. Военно-морской флот, состоящий из 50 современно оснащенных кораблей, обеспечивал купцам безопасное плавание, а Родосу — дополнительный доход [10, с. 15]. Прибыль обеспечивали и удобные складские помещения. Многочисленные купцы-оптовики, торгующие с разными странами, объединялись в союзы — фи-асы для взаимной выручки, обмена информацией и предоставления ссуд. Покупателей на остров привлекали ассортимент товаров, соответствие цены и качества, законодательная база и поддержание этических норм торговли. С 164 г. до н. э Родос превратился в союзника Рима.

«Илиада» повествует о том, что в предпо-лисный период счет ценностям велся в быках. Треножник стоил 12, а искусная рабыня — 4 быка [5, с. 77]. Среди находок крито-микенского периода имеются слитки с клеймом весом от 29 до 37 кг, похожие на высушенные бычьи шкуры, предположительно, составляющие стоимость 1 быка. Поговорка «Бык на языке» означала, что молчание щедро оплачено. Стоимость 100 быков получила название «гекатомба». Ею оперировали при совершении крупных торговых сделок и принесении жертв богам. В греческих колониях Северного Причерноморья роль денег выполняли рыба и зерно. Затем деньгами стали миниатюрные орудия труда в виде мотыг, лопат, ножей и топоров.

Внутренняя и внешняя торговля способствовала появлению денег в виде слитков металла или прутьев. Первые монеты5, по сведениям Геродота, появились в развитом в торговом отношении государстве Малой Азии у лидийцев. Существуют как минимум четыре версии происхождения слова «монета»: от вавилонской мины, от латинских слов «предупреждение», «советовать» или названия храма Юнона Монета, что одни переводят как «предупредительница», а другие как «память», «воспоминание» [6, с. 295]. В VII в. до н. э. Лидия при последнем царе Крезе начала чеканить монеты из естественного сплава золота и серебра (электра), которым обладала в достаточном количестве. Возникли первые государственные мастерские по чеканке монет. Лидийские монеты имели форму фасоли, на лицевой стороне которых поначалу делались желобки и клеймо веса и чистоты металла, а затем появились изображения и начертание имя царя. Лидийский статер весом 14 г имел на одной стороне изображение льва — символ столицы г. Сарды. чаще золотые статеры весили 8 г, серебряные — 11 г [9, с. 71].

Широкому распространению этих монет мир обязан греческим городам Ионии. Одновременно с Лидией монеты появились на острове Эгина, где проживали греки. Они чеканились из серебра с изображением на лицевой стороне панциря черепахи, священного животного бога Аполлона Дельфиния — покровителя мореходов и торговцев. Вскоре монеты из серебра начинают чеканить передовые в экономическом отношении греческие города Эвбеи — Халкида и Эретрия. Чеканили свою монету греческие города северного Причерноморья. В Ольвии распространилась своеобразная монета в форме дельфина, литая из меди или бронзы. На монетах Пантикапея изображался хлебный колос. Значительно позже, в VI в. до н. э., серебряные монеты появились в аграрной Спарте. Средством обмена у спартанцев длительное время оставались железные прутья, от которых давно отказались другие полисы. С целью пресечения хищений спартанский законодатель Ликург сохранял железные прутья, которые при большом весе составляли малую сумму и требовали больших складских помещений для хранения и

5 Монета — металлический денежный знак, полученный методом литья или чеканки.

повозок для перемещения значительных стоимостных единиц. К тому же железные прутья вымачивали в уксусе для придания хрупкости металлу. Таким деньгам легче было обеспечить охрану. В IV в. до н. э. зависевший от Греции Боспор начал чеканить золотую монету.

Свою монету в Греции чеканили 1 136 полисов [14, с. 234]. В V в. до н. э. экономическое и политическое преобладание Афин привело к превращению афинских серебряных монет в самую надежную валюту, что способствовало ее широкому распространению. На аверсе афинской монеты изображалась голова богини Афины, а на реверсе — голова совы, символ Лаврионских (Лаврийских) серебряных рудников, где обитали совы. В комедии Аристофана «Птицы» есть такие строки: «...хочет первым делом получить любой судья сов блестящих на монетах, на лаврийском серебре. Обещаем — заведутся и в дому, и в кошельках эти совы и блестящих вам совяток наплодят» [3, с. 70]. Афинские «совы» имели высокое содержание серебра, поэтому их охотно принимали во всех полисах, а в городах Афинского морского союза они были обязательны наравне с местными монетами. В годы войны со Спартой истощились запасы серебра. Попытки правительства перейти на золотое, а затем бронзовое обращение успехом не увенчались. Деньги в Древней Греции обожествляли. Даже портик, где собирались философы, был украшен статуей богини мира Эйрены с мальчиком Плутосом как символом связи Мира и Богатства.

Основной денежной единицей Греции была серебряная драхма (горсть — 27 г). Она делилась на 6 оболов (железные палочки, стержни) по 4,5 г весом каждый. Две драхмы составляли греческий статер (коромысло весов, весы), который чеканился из электра, серебра и золота. Вес статеров зависел от колебаний валют и составлял от 14 до 16 г. Перечисленные монеты составляли основные средства обращения.

Самой крупной весовой денежной единицей Греции был талант (вес, чаша весов), заимствованный из Вавилона. В разных городах его вес колебался от 26 до 30 кг серебра. Один талант состоял из 60 мин (камень — 425 г серебра, 100 драхм), или 6 000 драхм. Именно эти денежные единицы упоминаются в речах Демосфена против

Афеба [12, с. 25]. Как весовые и денежно-счетные единицы талант и мина непосредственного участия в денежном обращении не принимали. С их помощью измерялись крупные денежные суммы. Архонт Солон унифицировал единицы мер и весов, отменив местные и родовые меры. Денежная реформа Солона заменила эгинскую денежную систему на более распространенную — эвбейс-кую. Солонов талант сначала содержал 33, а затем 26 кг серебра [11, с. 40]. Переход на более легкий талант способствовал понижению имущественного ценза и расширил число афинских граждан за счет малоимущих лиц. Дневной заработок рядового афинянина составлял 2 обола [5, с. 192].

Обол также делился на меньшие фракции, самая мелкая из которых составляла 1/8 обола и называлась гемитетартеморий. В классический период мелкие разменные денежные единицы чеканили из меди. К ним относились халки (0,09 г) и лепты (мелкий, тонкий). часть мелких монет чеканилась из бронзы и широко использовалась для розничной торговли.

Обилие монет разной чеканки и разного веса привело к появлению профессии менял, хорошо знавших соотношение стоимости монет различных систем и их курс. Обмен монет происходил на рынках агоры — делового и торгового центра города. За совершенную операцию менялы брали небольшие деньги. Работали менялы за столами, поэтому получили название трапезитов (трапед-зитов) (от греческого «трапедза» — стол). Только высокий профессионализм помогал менялам определить степень износа монет, содержание в них драгоценного металла и отличить фальшивки от полноценных денег. Трапезиты разных полисов совершали финансовые операции по перечислению денежных средств со своего счета на счет другого менялы без перевозки денег, т. е. прибегали к векселю. Как писал К. Маркс, «поскольку вексельное дело сводилось к выдаче путешественнику менялой какой-нибудь страны платежного требования на менялу другой страны, оно развивалось уже в Риме и в Греции из собственно меняльного дела» [8, с. 349].

По мере роста межполисных и международных связей растет почитание святынь и значение храмов, территория которых объявлялась священной и неприкосновенной. Храмовые праздники

одновременно сочетались с ярмарками общегреческого характера. Как в самом надежном месте в храмах греки хранили свои богатства, в том числе денежные. В храме Артемиды в Эфесе хранились средства малоазиатского побережья, а в храме Аполлона в Дельфах — свободные деньги Греции. Раскопки храмов помогли установить, что деньги хранились в металлических, деревянных и костяных контейнерах, а также в глиняных горшках, установленных рядами и помеченных буквами алфавита (так называемая «экономика горшков»). От соблазна уберегал строгий порядок хранения ключей. Один чиновник хранил ключ от кассы, а другой — ключ от помещения с документами. Ключи обмену не подлежали. Храмовые вклады были закрытыми и в обороте не использовались, играя роль государственного резервного фонда.

Менялы не хранили деньги, а заставляли их работать с помощью кредита. Они активно занимались ростовщичеством. Купцам, занимавшимся особенно опасной заморской торговлей, деньги ссужали под очень высокие «морские проценты», учитывая риск потери капитала в случае гибели должника во время торговой экспедиции. Процентные ссуды также выдавались под залог земли, домов и другого имущества. Ростовщичество в классической Греции достигло заметного развития, так как было единственным способом для деловых людей достать недостающие оборотные средства в условиях рабовладельческого общества, сохраняющего многие черты натурального хозяйства. С деятельностью менял связано появление частных банков в Греции. Наряду с обменом трапезиты участвовали в сделках как посредники, поручители, свидетели и хранители документов и ценностей. Кредитовали частные банкиры преимущественно торговцев и предпринимателей.

Экономические меры тирана Писистрата привели к конфискации земельных владений и раздаче их бедным крестьянам, а также к введению государственного кредита. Высокие ссудные проценты позволяли ростовщикам эксплуатировать крестьян, нуждавшихся в средствах. Введение дешевого государственного кредита облегчало положение крестьян. Первые греческие банкиры формировались из числа рабов и чужестранцев, так как для коренных граждан престижными были лишь занятие земледелием, наукой и искусством.

Со временем рабы, занятые в финансовой сфере, получали свободу, но сохраняли некоторые обязанности по отношению к бывшему владельцу. Получившие свободу рабы и иностранцы относились к метекам. Всех метеков заносили в списки и регулярно проверяли. Метеки платили большую часть военного налога, специальный налог — ме-текион, а рабы сверх этого платили 3 обола в знак свидетельства их рабского происхождения. В случае неуплаты податей метекам грозили тюремное заключение, конфискация имущества и возвращение в рабское состояние. Лишь с 509 г. до н. э. метекам начали давать гражданство. Главным историческим источником о деятельности банков служит «Банкирская речь» или «Трапедзитик» о тяжбе сына Сопея с бывшим рабом, а теперь самым известным и богатым банкиром Афин IV в. до н. э. Пасионом, состояние которого к концу жизни исчислялось 39 талантами. Крупнейшее частное состояние в Афинах составляло 200 талантов [13, с. 97]. Из рабов происходил банкир Гермиос из города Асос в Ионии, друживший с Аристотелем и Платоном и погибший в войне с персами.

Знакомы были древние греки и с явлением банкротства. В 377 и 371гг. до н. э. лопнуло несколько банков. Небезупречная деятельность банкиров в IV в. до н. э. вызывала многочисленные иски. Судебные процессы проходили зимой в период прекращения навигации и длились не более месяца. Банкир, проигравший дело, лишался имущества и репутации честного человека. С III в. до н. э., когда упрочились традиции финансовых расчетов и устоялась репутация банков, деятельность трапезитов попала в число почетных и ею начали заниматься граждане Греции.

О финансовых операциях банков можно судить по косвенным данным речей афинских ораторов Исократа и Демосфена. Из них ясно, что при вкладе денег клиента в банк составлялся устный или письменный договор, возможно, в присутствии поручителя, и указывалось, кому должно вклад выдать. Хотя банкир и нес ответственность своим имуществом перед клиентом, но последний не был защищен полностью. Платон упоминает трапезитных контролеров, которые определяли подлинность поступающих монет. Особого внимания требовали кредитные операции. Требовалось точно определить стоимость

залога и просчитать риск невозврата ссуды. В качестве залога выступали товары, грузы, недвижимость и другие ценности. Ссуды были краткосрочными и долгосрочными и выдавались под разработку рудника, основание или расширение мастерской. Самыми рисковыми были ссуды под морские перевозки. Банкиры избегали их, но все-таки допускали. Трудными для возвращения были также кредиты государству. Величина процентов по ссудам не регулировалась законодательно и не ограничивалась, но в целом составляла 12 %. Банкиры предпочитали крупные обороты. Доход банка составлял 20—40 % основного капитала [7, с. 145—146]. В банках допускались безналичные расчеты через платежные поручения или симбо-лы в виде кольца-печатки, разломанной пополам монеты или глиняной таблички.

РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРИИ

Первые учетные документы, найденные на территории Греции, относятся к эгейскому периоду и представляют собой таблички, печати и инвентарные списки, выполненные иероглифическим и линейным письмом А. Греки-ахейцы создали линейное письмо В, которым заполняли глиняные таблички-документы бухгалтерского содержания по учету использования работников и материальных ценностей. Система учета имущества в дворцовых хозяйствах Крита была типичной. Сосуды и мешки закрывали и опечатывали, оттискивая печать на глине или вешая глиняные бирки с оттиском печати или нацарапанными идеографическими знаками. Минойские и ахейские учетные документы очень близки к восточным.

Учетные документы непосредственно греков архаического и классического периодов отличаются заметной новизной. Греки вслед за финикийцами перешли на алфавитное письмо с буквенным обозначением чисел. Учетные памятники VIII в. до н. э. обнаружены на скалах и относятся к лапидарному («высеченному») стилю. Греки писали на ровных поверхностях любого материала — кожах, дощечках, выбеленных гипсом или покрытых воском. Иногда дощечки скрепляли вместе по две (диптих) и по три (триптих). В качестве письменного материала использовался и папирус, привозимый из Египта. По причине дороговизны

папируса и трудоемкости письма на камне самым распространенным и доступным материалом были черепки глины — остраки. Греки изобрели счетный инструмент и назвали его абака — «доска, порытая пылью» (или песком). В отличие от его египетского прообраза греки передвигали камешки не по горизонтали, а по вертикали. Греки позаимствовали у финикийцев десятичную систему счисления. Счетоводческие кадры специально не готовили, а обучали на практике в процессе коммерческой деятельности. Бог скотоводства Гермес постепенно превратился в покровителя коммерсантов и защитника имущества.

Сохранились инвентарные описи IV в. до н. э. афинского храма Парфенона. Все учитываемые ценности объединены в группы и расписаны по счету и весу с краткой характеристикой объекта. К этому же времени относится список рабов, выставленных на продажу с аукциона. В нем приводятся цена на рабов и ставки на оплату расходов по аукциону. Документы различаются по степени формализации и свидетельствуют о том, что в обозначенный период еще не сложились устойчивые традиции и стиль учетных документов. Цифровой ряд сочетает буквенные и символические обозначения [7, с. 131—134].

Большое влияние на развитие бухгалтерии оказало появление монет. Первоначально деньги выступали как самостоятельный объект учета. Затем счета принимают денежное выражение, в которых деньги являются средством расчета. Функция денег как меры стоимости заставляет в них измерять весь инвентарь. Учет самих монет разной чеканки велся сначала по металлу и весу, затем по видам монет и, последнее, по покупательной способности. Переход от натурального учета к стоимостному позволил перейти к обобщению разнообразной деятельности и объектов, системному экономическому анализу.

Появление банков вызвало к жизни организацию бухгалтерского учета банковских операций. К сожалению, ни одна расчетная книга частных трапезитов не дошла до нашего времени, поэтому исследователи прибегают к реконструкции учета по косвенным данным из других исторических источников и описаний учета расчетов государственных органов. Известны употребляемые термины: вкладчик, сумма вкладов, получатель. Вкладчики

банка имели именной документ-таблицу. Наряду с кредитными операциями производились расчеты по обслуживанию вкладчиков по принципу трансферта — переноса средств с одной таблицы (счета) на другую. Постепенно от устных распоряжений перешли к письменным, прототипам чеков.

Аристотель упоминает о списках и табличках с суммами взносов и сроками платежей. Записи могли делаться на папирусе и черепках (остра-ках), что говорит об отсутствии единых учетных регистров. В своем труде «Политика» Аристотель разграничивал учетные и контрольные функции. В ревизии как части контроля ревизор независим от бухгалтера.

Гораздо лучше сохранились отчетные документы должностных лиц, среди которых отчеты о постройках, о погашении государственных займов. Отчетом в форме инвентарной описи служит «Инвентарь сокровищ Парфенона». Ответственность должностных лиц достигалась с помощью высоких сумм возмещения ущерба, переносом дела в суд, конфискацией и остракизмом. Тем не менее недостоверная отчетность и подкуп должностных лиц были нередким явлением. На воровство греки смотрели с точки зрения нанесения материального ущерба и нередко провоцировали такие действия, так как с помощью 10-кратных штрафов наполняли бюджет. Чтобы источник поступлений был гарантирован, на должности с материальной ответственностью ставили людей состоятельных, способных внести залог и заручиться поддержкой поручителей. Недостача покрывалась из залога и имущества ответственного лица или его поручителя. Если же деяние квалифицировалось как растрата, то убытки возмещались в 10-кратном размере. Наряду с отчетными инвентарями велся текущий учет. Греки различали две операции. Рекапитуляция означала запись в хронологическом порядке. Под выборкой понималась разноска по признакам. В демократических Афинах финансовым контролем занимались 10 выбранных населением человек. В олигархической Спарте предпочитали коллацию, т. е. сличение, сверку счетов. Существовала строгая периодичность в представлении отчетов. В Афинах она была публичной. Отчетные документы выставлялись на всеобщее обозрение в храмах, народном собрании или просто на улице [12, с. 24].

Дальнейшее развитие бухгалтерии приходится на эллинистический период, который отмечен большим разнообразием учетных методов. Учет-но-экономическую информацию современный исследователь может почерпнуть из папирусных текстов Тебтюниса и архива Зенона, найденного в 1915 г. Все инструкции того периода отличаются скрупулезностью и дотошностью. Сохранились подробные описи земельных участков, размеры собранного урожая, учет персонала и его рабочего времени. Появляется новый тип бухгалтерского текущего счета и расчета по налогам. Основная деятельность банков состояла в операциях приема и выдачи вкладов, что фиксировали банковские книги. В них операции по вкладам были отделены от оборотов самого банка. Расширяется система безналичных и внедряется порядок клиринговых расчетов по зерну и монетам.

Прикладная экономика будила теоретическую мысль, которая достигла заметных высот в науке о домашнем хозяйстве Древней Греции. Философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих сочинениях «Государство», «Законы» и «Диалоги», рассматривая вопросы общественного устройства и идею справедливости, неизбежно касался хозяйственных проблем. У него не встречается понятие «экономия», однако сформулированы экономические нормативные требования в соответствии с понятием справедливости: 4-кратная (не более) имущественная разница; запрет ростовщичества; основание новых городов вдали от побережья и суровое воспитание стражей при отказе от частной собственности и денег. Философ и историк Ксенофонт (430—356 гг. до н. э.) не только давал рекомендации по наполнению афинской казны, но и заложил начала макро- и микроэкономик. В трудах «О доходах» и «Ойкономия» («Домострой» от слов «ойкос» — домохозяйство и «номия» — закон) он выступал за рачительное ведение хозяйства и выработал основные направления государственного предпринимательства. Знаменитый мыслитель Аристотель (384—322 гг. до н. э.) не только рассмотрел деньги как всеобщий эквивалент в сочинении «Никомахова этика» [2, с. 156—157], но и создал учение об экономии и хрематистике (от слова «хремата» — запасы). Критерием оценки у философа выступает цель деятельности. К правильному типу хозяйственной

деятельности Аристотель отнес «экономику» как позволяющую удовлетворять насущные потребности и оставляющую время для творчества и самосовершенствования человека. Под «хрема-тистикой» мыслитель понимал отрицательный тип хозяйствования, который служил не высшим целям поведения человека, а наживе, приобретению и накоплению [1, с. 387—397].

Итак, в отличие от стран Древнего Востока у греков не было единого народнохозяйственного организма и централизованного управления. Эллада состояла из отдельных полисов, имеющих свою финансово-экономическую систему. Экономическая автаркия тесно связывалась с политической системой полиса, основанной на стремлении к независимости и равенству сограждан. Города-государства воевали между собой или заключали союзы. Лишь торговые и денежные связи разрывали этот замкнутый круг. В Древней Греции значительное развитие получили теоретические вопросы экономики. У греков не наблюдалась египетская восторженность и преклонение перед бухгалтерами. Их работа воспринималась как необходимая, но не престижная. Благодаря бухгалтерам Древней Греции, учет наполнился аналитикой, синтезом и многочисленными вари-

антами текущих счетов. Бухгалтерский учет эллинистического периода, разделив счета по вкладам и обороту капитала, стал провозвестником книги счетов римского банка.

Список литературы

1. Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1984.

2. Аристотель. Т. 4. М., 1983.

3. Аристофан. Комедии. М., 1983. Т. 2.

4. Аристофан. Плутос. М., 1983. Т. 2.

5. История Древней Греции. М., 1972.

6. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1981.

7. Малькова Т. Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

9. Орленко Л. В. История торговли. М., 2006.

10. Панина Е. В. Взлеты и падения. Избранные главы экономической истории. М., 2011.

11. Романовский В. Б. С метромпо векам.Л., 1985.

12. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. М., 2003.

13. Суриков И. Е. Древняя Греция: история и культура. М., 2005.

14. Черняк В. З. История предпринимательства. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.