Научная статья на тему 'Финансово-экономическое развитие Древнего Египта'

Финансово-экономическое развитие Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4111
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ / ЖРЕЦЫ / ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ / ПАПИРУС / ПИСЦЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕКУЩИЙ СЧЕТ / ТОРГОВЛЯ / УЧЕТ / ФАРАОН / ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьева Л.А.

В статье рассматриваются основные направления и особенности древнеегипетской экономики на протяжении Раннего, Древнего, Среднего, Нового и Позднего царства. Систему, созданную в Древнем Египте, К.Маркс в XIX в. назвал «азиатским способом производства». Характерными чертами системы выступали следующие: жесткая централизованная экономика «аграрного типа»; содержание большого бюрократического аппарата; господство единой идеологии. В такой системе главенствует принцип социоцентризма, при котором любой человек подчинен воле государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическое развитие Древнего Египта»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 330(045) (32)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Л. А. МУРАВЬЕВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории Е-шаИ:1аш1812@шаИ. ги Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматриваются основные направления и особенности древнеегипетской экономики на протяжении Раннего, Древнего, Среднего, Нового и Позднего царства. Систему, созданную в Древнем Египте, К. Маркс в XIXв. назвал «азиатским способом производства». Характерными чертами системы выступали следующие: жесткая централизованная экономика «аграрного типа»; содержание большого бюрократического аппарата; господство единой идеологии. В такой системе главенствует принцип социоцентризма, при котором любой человек подчинен воле государства.

Ключевые слова: деньги, денежный эквивалент, жрецы, инвентарная опись, папирус, писцы, планирование, текущий счет, торговля, учет, фараон, эмпирические навыки.

ПОНЯТИЕ СЧЕТА В ПАРАДИГМЕ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО МИРА

Достоверная информация о широкой культурной деятельности человечества относится к 45-му тысячелетию до н. э. Ее составной частью, несомненно, выступают изготовление орудий труда и возникновение простейшей экономической деятельности. Процесс жизнедеятельности человека строился таким образом, что одним из первостепенных умений, которое потребовали от него выживание и приспособление к окружающей среде, был навык по умению вести счет. Наблюдение за небесными светилами привело к умению учитывать движение планет и времени. Соприкос-

новение с животным миром заставило примечать повадки животных и птиц, следить за их миграцией и вести учет добычи. Наконец, собственная деятельность потребовала учета результатов труда и необходимых запасов продовольствия. Появлению речи, а затем письменности и математики человек обязан хозяйственной деятельности.

С помощью наблюдений и учета человек лучше приспосабливался к окружающей природе и поддерживал порядок жизни племени. Накопленные знания требовалось анализировать, систематизировать и создавать простейшие способы учета. Освоение самых примитивных систем учета, не говоря уже об их открытии и создании, требовало от человека значительных усилий, навыков, умения и желания думать. К такому виду деятельности был готов далеко не каждый индивид человеческого сообщества. Среди соплеменников начали выделяться одаренные люди, способные к умственной работе. Племя или община шли на создание условий для их занятий, так как наблюдения и учетные данные помогали выжить в трудных условиях. С помощью учетной информации первых экономистов планировалась заготовка необходимых запасов, делались прогнозы о времени и необходимости предстоящего переселения и поисков более удобного места жительства. Так учет, планирование и управление сообществом становились частью общей культуры человечества. Эмпирические на-

выки положили начало развитию аналитических и логических построений человеческой мысли.

Навыки счета, способствовавшие зарождению и развитию экономики, складывались постепенно. Поначалу количество было тесно связано со свойствами объектов внешней среды, которые выявлялись и оценивались органолептически, т. е. с помощью органов чувств. Количественно различные объекты приравнивались друг к другу через определенное число единиц. Добыча потреблялась полностью, а орудия труда и пища делились поровну. Личное накопление в условиях отсутствия прибавочного продукта не возникало. На этой основе формировалась древняя двоичная система счисления. Постепенно происходило создание новых, более усложненных счетных систем. Были созданы системы с основанием 4 или 8 (по количеству сторон света), с основанием 3 (верх, середина, низ) и кратным ему чисел 6 и 9. Накопление астрономических знаний привело к созданию систем с числом 7. Наиболее популярными были системы с числами 5 и 10. Система с основанием 5 упоминается в поэме Гомера «Одиссея». Десятичную систему использовали народы майя, египтяне, греки.

Появление прибавочного продукта (излишков) породило не только социальное неравенство, но и способствовало зарождению обмена. В качестве обменного эквивалента использовались либо природные продукты, либо творения человеческих рук. Для удобства в счетной деятельности начали использовать подручные предметы — палочки и камешки. Следующей ступенью развития стала запись подсчетов с помощью зарубок и насечек. Археологи нашли немало костей с насечками и пластин с разнообразными знаками, которые назвали счетными бирками. Цифры на них изображались линиями (прямыми, волнистыми, дугообразными); стрелками, кружками, треугольниками, точками. В настоящее время составлены таблицы с числовыми знаками разных народов. В них представлены числа от 1 до 20 тыс. Счетные бирки оказались весьма живучи и даже в Европе просуществовали до XIX в. Некоторые счетные системы базировались на использовании цветовой гаммы. В наскальных рисунках Амазонки данные о приходе и расходе обозначены разными цветами. Инки для подсчета пользовались разноцветными шнурами.

Узловой счет применяли во многих странах Азии и Африки. На территории Передней Азии найден вариант счетной системы на основе скульптурных изображений [7, с. 64, 66].

Первые древнейшие аграрные цивилизации возникли в нижнем течении Нила и рек Тигра и Евфрата. Периоды первого расцвета Шумера и Египта почти совпадают и одновременно возвышаются среди современных им народов.

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Рассмотрим экономические и финансовые связи одной из классических «локальных» цивилизаций традиционного типа — древнеегипетской цивилизации. Ее зарождение относится примерно к XXXV в. до н. э. Территория Египта формировалась вдоль главной водной артерии — реки Нил. Его ежегодные разливы благодаря илу делали землю черной и плодородной. За пределами разливов земля была красной и бесплодной. Первые государственные образования были связаны с формированием номов — областей и общин вокруг храмов. Народ Египта называл свою страну Кеме — Черная — и делил ее на две части: Верхний и Нижний Египет. В начале III тысячелетия цари верхних областей подчинили земли своей власти и образовали единое государство. Территория Египта была небольшая и составляла 50 тыс. км2 (половина современной Венгрии), но кормила эта гумусовая земля большое количество народа. Историю Древнего Египта можно разделить на несколько длительных периодов, на протяжении которых почти не происходило кардинальных перемен: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

О роли реки в жизни Египта красноречиво свидетельствует тот факт, что завоеванную Нубию в египетских текстах называли жалкой, так как она не имела воды. Интересная зарисовка жизни Египта XIII в. до н. э. в годы царствования фараона Рамсеса II дается в «Письме из Фив», написанного от имени хетта. «Если ты спросишь, что больше всего меня поразило в Египте, я отвечу тебе: Нил. Поистине, это божественная река. Египет создан Нилом и существует благодаря ему» [4, с. 44]. После обмолота зерно по Нилу свозили в закрома, принадлежавшие фараону, храмам, господам. Даже в году египтяне выделяли три времени года

по 4 мес. в зависимости от разлива Нила и полевых работ, именуя их разлив, прорастание, зной. За два первых периода с июня по февраль надо было засеять поля, вырастить и собрать урожай. В целом год египтяне делили на 12 мес. по 30 дней, прибавляя к последнему месяцу 5 дней для получения 365. Месяц делился на три декады, а сутки, состоящие из 24 ч, по отдельности разделялись на день и ночь по 12 ч.

В любой деятельности были необходимы математические вычисления. После каждого разлива Нила приходилось восстанавливать межи и границы полей. Для установления размера обложения требовалось умение вычислить площадь участка любой формы. При строительстве различных построек требовалось определить количество камня, а при сборе урождая — вместимость зернохранилища. До наших дней дошли свитки с математическими примерами различных расчетов, служащих решению практических целей. Несмотря на незнание десятичных дробей, расчеты египетских математиков отличаются высокой точностью. При строительстве обелисков и пирамид египтяне достигали абсолютной точности, что невозможно без знания геометрии. Главными науками считались астрономия, математика, врачевание. Их изучали в высшей школе — Доме жизни, где также занимались волшебством, заклинаниями, предсказаниями.

Писали египтяне на папирусе тростниковыми палочками черной и красной красками справа налево. Иероглифы вырезали на камне, сочетая их с рисуночным письмом — пиктографией, ко -торая отображала не только образы, но и звуки. Пиктограммы дали толчок для создания алфавита финикийцами или другими семитскими народами (вопрос дискуссионный).

Язык египтян отражал особенности повседневной жизни. Железо, например, называлось небесным металлом, так как продолжительное время египтяне использовали только метеоритное железо. В ремесленном производстве чаще использовали медь. Такие изобретения, как гончарный круг, лемех, зернотерка, вертикальные ткацкие станки, давно известные в странах Передней Азии, в Египте появились достаточно поздно. Тем не менее египтяне были умелыми работниками. Высокого мастерства достигло ткацкое ремесло.

Египтяне умели изготавливать изделия поразительной тонкости и плотности. Труд оплачивался поденно или помесячно с занесением в списки довольствия. Оплата труда производилась натуральными продуктами. Заработки строительных рабочих скудными назвать нельзя, но труд был физически очень тяжел. В рационе египтян преобладало мясо, дичь, овощи, реже рыба. Из напитков предпочтение египтяне отдавали пиву. Работники также получали льняную одежду. Иногда за труд расплачивались «деньгами» в виде металлической проволоки или зерном. Все выдачи оформлялись ведомостями с поименным списком работников. Есть сведения, что административные должности были предметом купли-продажи и продавались за определенную цену. К ним относились должности номарха, писцов. Наиболее дорогими были храмовые должности [1, с. 182].

Характер древнеегипетской цивилизации определяется как аграрный, основывающийся на принципах жесткой централизации всей экономической жизни. Незыблемым основанием выступала государственная власть фараона, который правил от имени богов, основателей всей культуры Египта. Фараон воспринимался как сын главного божества. Мифологическое сознание египтян вмещало не только представление о золотом веке, творениях богов, но и выделяло божеств низшего порядка как посредников между богами и людьми. Сложная иерархия богов, обожествление земной власти фараона и их вступление во взаимоотношения с простыми людьми породили явление бинарной экономики. Это явление включало в себя создание некрополей (городов мертвых), в которых жрецы занимались земледелием, скотоводством и ремеслами от имени усопших. Источниками финансирования служили прижизненные вклады усопших, средства из казны фараона и доходы от хозяйственной деятельности храмов.

Для простых египтян существовала непосильная система налогов и податей. Один из сановников VI династии фараонов хвастался методами правления южной частью страны: «Дважды обложил я налогом все, что подлежало обложению в Верхнем Египте для царского города. Дважды заставил я выполнять в Верхнем Египте все те повинности, которые надо было нести для царского города» [2, с. 71]. Местные чиновники безжалостно грабили народ в пользу фа-

раона. Для упорядочения взимания налогов каждый египетский крестьянин должен был указывать место жительства и общину, к которой он был приписан, иначе его семья и имущество оказывались в полной власти фараона. Об этом гласит иероглифический папирус эпохи Второй династии, хранящийся в Берлине [3, с. 94].

Нормирование затрат и доходов было отличительной чертой древнеегипетской экономики. Земледельцы присутствовали при межевании полей после наводнений, подтверждали правильность измерений и сразу же им устанавливали норму зернового налога. Все виды работ проходили при неусыпном контроле. Агенты по сбору зерна старались перевыполнить нормы сбора в угоду вышестоящего чиновника. Плита в Билгаи содержит следующую запись: «Я чиновник превосходный для господина его, так как поставляю в избытке зерновой налог, поставляю в избытке многочисленные подати. Мое превышение зернового налога и податей десятикратно в сравнении с моим обложением зерновым налогом и податями». Точные цифры далее сообщают, что меры вина сдаются с превышением на 25 тыс., меры меда — на 630, меры зерна — на 70 мер [8, с. 370].

Полученное зерно полностью сдавалось на склады, и лишь затем излишек над нормой возвращался земледельцу. Объектами налогового обложения выступали земля, зерно, скот и имущество. Существовали и другие многочисленные подати. Население не имело никакой самостоятельности. Если египтянин не мог уплатить все налоги, он попадал в список должников. Чиновники с вооруженными стражниками выезжали для сбора недоимок. Доведенный до отчаяния народ в 1750 г. до н. э. поднял восстание, в ходе которого чиновники были убиты, архивы разграблены, а податные декларации уничтожены. От налогов освобождались писцы и судьи.

На Востоке преобладал институт государственной собственности. В условиях избыточности трудовых ресурсов земледельцы в свободное от полевых работ время использовались как даровая рабочая сила. Наряду с земледельческими работами мужская часть свободного населения призвана была выполнять повинности по строительству оросительных систем, пирамид, труда в копях и каменоломнях. Именно общественные работы да-

вали возможность фараонам, жрецам и чиновникам держать в подчинении свободных общинников. Институт рабства в Египте носил патриархальный характер и играл второстепенную роль.

Постепенно власть фараона в Древнем царстве начала убывать, но при этом множились богатства вельмож и чиновников. На территориях, освобожденных от податей в пользу фараона, ограблением населения занимались правители нома (областей) — номархи. Они превратились в крупных земельных собственников. Частая сменяемость царей путем дворцовых переворотов привела к распаду Древнего царства. На его развалинах образовалось Среднее царство с центром в Фивах. Постепенно не только земельные владения, но и правление номами и звания стали переходить по наследству от отца к сыну. Так знать из служилой превратилась в наследственную аристократию. Разрастается конфликт между аристократией номов и центральной властью. В эпоху Нового царства фараоны продолжили укрепление своей власти и стремились найти опору в плеяде новых чиновников. Большую роль играло жречество, готовившее кадры чиновников. Многочисленные храмы были подобны городам, в которых активной была не только религиозная, но и хозяйственная жизнь. Существовала целая система льгот и пожалований для храмов.

ТОРГОВЛЯ И ДЕНЬГИ

Большое внимание в Египте уделяли добыче полезных ископаемых. Экспедиции за ними отправлялись по приказу царя и финансировались за счет собираемых налогов. Известно о существовании копий по добыче камней и минералов. Работавшие в одной из каменоломен египетские солдаты получали следующий дневной рацион — около 2 кг хлеба, жареное мясо и овощи [2, с. 88].

Имеются сведения и о золотых рудниках. В «Письме из Фив» автор отмечает, что «золота в Египте что песку». Далее следует описание его добычи со слов провинившегося иудея. В скале пробиваются узкие ходы, и по ним наружу вытаскиваются каменные глыбы, которые разбивают в ступках медными пестами до размера горошин. Каменные горошины мелят вручную на жерновах, и полученную муку растирают, добавив воды, на наклонных досках, отделяя песчинки золота от час-

тичек камня. Самые крепкие люди не выдерживают в рудниках больше 3 лет [4, с. 46].

Во времена Древнего царства (около 3000— 2800 лет до н. э.) денег еще не было, и торговля была меновой, сочетавшейся с грабительскими набегами в южные области, где добывалась медь. Характер торговли не изменился и в период Среднего царства (около 2250—1700 лет до н. э.), отмеченного появлением бронзы. Однако торговля требовала менового эквивалента стоимости. Главной валютой выступали зерно, скот, одежда, предметы обихода, серебро и золото в зависимости от местных природных и экономических условий.

Разнообразные товары перевозились по Нилу на лодках, изготовленных из болотного тростника. Изображение таких плавательных средств на керамических вазах и стенах гробниц дает возможность предположить, что лодки были хозяйственного и ритуального предназначения. В эпоху Нового царства (около 1580—1070 лет до н. э.) заметно расширилась география сообщений и ассортимент товаров. Будучи хорошими мореплавателями и умея строить корабли, египтяне предпочитали вести морскую торговлю по Средиземному и Красному морям. Суда строились в долине Нила, а затем в разобранном виде доставлялись на морское побережье. Египет поддерживал торговые связи с Сирией, Критом, восточным побережьем Африки, импортируя древесину кедра и других ценных деревьев, слоновую кость, благовония, металл и рабов. Международная торговля контролировалась фараоном. Однако некоторые купцы и храмы получали на нее разрешение.

Внутренняя торговля также была характерна для Египта. Сведения о ней можно найти в папирусах, в записях на стенах, а также в рельефных изображениях и рисунках. На рынках разнообразная продукция сбывалась по принципу товарообмена в равных, по мнению продавцов, стоимостных категориях. Например, две медные вазы приравнивались к пяти льняным рубашкам. Проблема появления денег и денежного обращения — одна из самых дискуссионных в экономической науке.

С древнейших времен известна абстрактная единица шетит, которая служила мерилом оценки всего продаваемого вплоть до рабов. Один шетит приравнивался к определенному количеству благородных металлов, хорошо известное каждому

египтянину. Товар не обменивался на деньги, а покупатель и продавец договаривались о стоимости в шетит, и на эту сумму получали зерно или скот. «Если продавец и покупатель обменивались животными или изделиями неодинаковой стоимости, разницу исчисляли в шетит и, чтобы ее уравновесить, подыскивали подходящий товар, который одна сторона могла предложить, а другая соглашалась принять. Порой это приводило к разногласиям, разрешавшимся жрецами или специальными людьми». Затем шетит вышел из употребления, и на смену пришла новая весовая единица — дебен (круг, кольцо). Шел обмен товаров эквивалентной стоимости в дебенах. В эпоху Рамсесов добавилась меновая единица кедет (ките, кит). В разное время менялось соотношение этих единиц. При XVIII династии один дебен приравнивался к 91 г серебра, а кедет составлял 1/12 его часть (7,1 г). При XIX и XX династиях кедет составлял 1/10 часть дебена, что приравнивалось к 9,1 г металла или драгоценных камней. При Рамсесах мерой стоимости, наряду с серебром и золотом, стала служить медь [7, с. 80,81]. Единицы мер и весов были стандартными. Некоторые рисунки запечатлели процесс взвешивания товара на весах с помощью гирек в виде головы быка [6, с. 31]. Монетная система впервые возникла в Лидии (Малая Азия) в 7 в. до н. э.

Ведущие учреждения в Древнем Египте назывались домами. Сокровищница фараона имела два названия. Ее называли либо «Дом золота», либо «Дом казначея». Главное финансово-хозяйственное ведомство страны именовалось «Домом серебра». Серебро временами ценилось дороже золота. Нередко создавали сплав этих благородных металлов, называя его белым золотом. В целом денежная система состояла из абстрактных весовых единиц, практически не имеющих материального воплощения.

Первый стабилизационный фонд появился также в Египте в эпоху Нового царства — второго золотого века Египта. Библейский сюжет повествует о том, как проданный в рабство братьями Иосиф стал вторым после фараона человеком в Египте. Иосиф оказался блестящим аналитиком, правильно истолковавшим сон фараона. Это дало ему возможность заранее подготовиться к кризису, создав, говоря современным языком, стабилизаци-

онный фонд. В кризисные годы Иосиф воспользовался им не только как подушкой безопасности, но и как инструментом для проведения радикальных экономических реформ. Действия Иосифа по переходу на два 7-летних плана, изменения форм собственности и введение земельной ренты до сих пор волнуют и оживленно обсуждаются исследователями в современных терминах, особенно в кризисный период.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ

Повседневная и хозяйственно-экономическая деятельность человека с появлением государственных образований и сбора налогов потребовала тщательного учета всех проявлений жизнедеятельности. Так зародилась простейшая бухгалтерия, или униграфический учет. Древний Египет обладал разветвленным бюрократическим аппаратом. Монополией на знания и обучение обладали жрецы, которые занимались воспитанием и воспроизведением сословия чиновников-жрецов. Ключевой фигурой чиновничьего мира являлись писцы. Как представители других профессий, писцы обладали своим божественным покровителем. Им был бог Тот — божество письменности, счета и мудрости. Он помогал писцам овладеть письмом, счетом, математическими, экономическими и инженерными теоретическими знаниями и практикой их применения. Учетно-экономическая деятельность бога Тота сочеталась с высокой нравственностью, что еще более подчеркивала его жена — богиня Маат, отвечающая за истину и порядок. Изображали бога Тота с человеческим торсом и головой ибиса (реже — торсом и головой павиана) с дощечкой и тростью для письма.

Писцы составляли образованную и привилегированную часть египетского общества. Занимаемые ими должности были почетными и составляли строгую профессиональную иерархию. В зависимости от ранга писцы занимались разнообразным учетом, распределением материальных благ и контролем за этими операциями. К работе писцов предъявлялись серьезные требования. Выявленные неточности грозили им переводом в разряд земледельцев, поэтому писцы гордились и дорожили своей работой. Родители старались отдать детей в школы, принуждая их к учению. Вот одно из наставлений отца сыну: «Душой болей за то, что-

бы научиться писать, тогда ты сможешь избежать всякой тяжелой работы и достигнуть важной должности. Писец освобожден от физической работы; он начальник... Вывод: будь, мой сын, писцом, погонщиком других» [2, с. 78]. Обучение было долгим и нелегким. Учиться начинали с 5 лет и в течение 12 лет постигали разнообразные премудрости. Самую высокую квалификацию получали в Доме жизни. Учебные пособия того времени содержали сведения по различным вопросам, многочисленные термины и геометрические задачи.

В условиях централизованной экономики вся продукция хранилась на складах, откуда ее перераспределяли хозяйствам и людям. Отсюда пошло становление локального, отраслевого и общегосударственного учетов. Цель учета состояла в воспроизведении точной имущественно-расчетной картины хозяйственного оборота. По мере развития хозяйства менялись его объемы, состав имущества, совершенствовался предмет бухгалтерского учета и методология, но цель оставалась неизменной. Появились такие виды учета, как счета, инвентарная запись, смета. Счетная запись имела одну сторону: дебиторскую или кредиторскую. Отсутствовали двойная запись, баланс, единый денежный эквивалент.

Все данные фиксировались на материальном носителе, которым в Древнем Египте выступал папирус. От формы материального носителя зависела организация записи и структура учетных регистров. Использование папируса способствовало возникновению учета на «свободных листах». В листах учитывалось имущество, т. е. составлялись инвентарные описи разной объемной наполняемости. В основном они фиксировали остатки. В составлении описей появилась регулярность. Постепенно описи с перечнем объектов начали усложняться. В них стала применяться систематизация однородных объектов. Главными объектами учета выступали основные богатства — земля и зерно, при различных сортах учета которого применялись переводные коэффициенты. Земельные кадастры представляли собой описи пашни до и после разлива Нила с указанием площади участков и качества земли по плодородию. В кадастр закладывались будущий урожай и размер налога с него. Технологию земельной описи можно проследить по материалам папируса Вильбур,

который содержит два вида записей красными и черными чернилами по типам землевладения и налогооблагаемой части [5, с. 42—44]. При учете зерна считали норму сбора. Был учет зерна как обращающихся денег.

Другим не менее важным объектом учета был скот. Его перепись осуществлялась каждые 2 года. Переписи составлялись по видам, возрасту и производственному назначению животных. В листах переписи населения, которые проходили раз в 15 лет, указывались отдельно категория и имущество человека. Скрупулезному учету подвергалась вся рабочая сила, считавшаяся по головам или рукам. Общая численность персонала дополнялась учетом ее использования по видам работ и профессиональной подготовленности, а также сведениями о неявке и ее причинах. Архаичные инвентарные описи содержали в себе все виды учета (первичный и текущий), принципы регистрации данных и отчетность. В таком виде в описи не разделялись формы и метод. Постепенно инвентарный учет усложнялся такими категориями, как детализация и классификация.

Со временем бухгалтерские папирусы стали отражать все действия, и ко второму тысячелетию до н. э. появился приходно-расходный учет. Текущий учет сменил дискретную (прерывную) инвентаризацию. Документы начинают фиксировать поступления в пределах нормы и остатки, сумма которых на начало дня по канонам древней бухгалтерии могла записываться как итог прихода в целом. «Примечательно, — пишет Т. Н. Малько-ва, — что нет колонки с общей суммой по статьям. Отсутствие балансировки счета объясняется тем, что единое стоимостное измерение объектов в фиксированных по содержанию денежных единицах не было известно... Расчетные операции учитывались в натуральном измерении, через прямой обмен. Но из-за громоздкости перевода одних мер в другие в обмене использовались наряду с зерном и кольца золотой, серебряной и медной проволоки» [5, с. 58].

Началось зарождение стоимостного учета тех предметов или металла, которые выполняли функцию весовых денег. Например, при заключении сделки на покупку леса в Финикии египетский вельможа представил ежедневные записи его предков на 1 000 дебенов серебра [8, с. 446]. Однако

применение расчета в стоимостной оценке пока не стало универсальным методом.

Выдача материальных ценностей осуществлялась на основе документа с резолюцией и фиксировалась тремя лицами, у каждого из которых была своя функция: от выдачи необходимого количество до выявления отклонений. При небольших объемах работы отчетность составлялась ежедневно с подсчетом результатов на каждой странице и выведением суммарного объема. На каждую ценность оформлялся приходный и расходный документы, а по оборотам выводилось сальдо.

Постепенно учет стал дифференцированным и разделился на синтетический и аналитический. Например, синтетический счет отражал количество зерна, а аналитический счет отображал разновидность — пшеницу, ячмень, полбу. Иногда счет и смета сливались, например, при выдаче необходимого зерна всем, кто имел отношение к строительству колодца или другого объекта. Для записи информации требовалось выработать систему счисления. В Древнем Египте она была десятичная. Приходно-учетный расход был важнейшим открытием древнеегипетских бухгалтеров, так как позволял от статичности фиксирования данных перейти к динамике и установлению логических информационных связей. Есть данные об использовании древними египтянами вычислительного инструмента в виде доски с разрядами и камешками [5, с. 35].

Скрупулезная отчетность помогала выстроить систему контроля через чиновников специального ведомства. Во главе финансового органа стоял казначей, «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», «заведующий тем, что есть и чего нет». Его именовали «глаза царя Великого Египта и уши царя Нижнего Египта» [5, с. 65—66]. Одновременно с учетом развивалась ревизионная деятельность. Одну из граней пирамиды Хеопса украшает отчетный список количества продуктов, съеденных строителями [8, с. 443).

Итак, вся земля объединенного Египта принадлежала фараону, на которой трудились сельские общинники. Фараон, жрецы и номархи создали систему, которую К. Маркс в XIX в. назвал «азиатским способом производства». Можно отметить следующие черты этой экономической системы:

жесткая централизованная экономика «аграрного типа»; содержание большого бюрократического аппарата; господство единой идеологии о божественной собственности всего египетского и воплощении воли богов через фараона и жрецов. В такой системе главенствует принцип социо-центризма, при котором даже свободный человек культурно и экономически подчинен воле государства и рассматривается как государственная собственность.

Бухгалтерия, истоки которой зародились в эпоху палеолита, в Древнем Египи те стала предметом восторга и почитания. Эволюция древнеегипетской бухгалтерии прошла стадии от инвентарной описи до приходно-расходных счетов с ежедневными записями. Учет существовал в основном в натуральных единицах в отсутствие универсального единого стоимостного учетного измерителя. Практика ежедневного учета с

выведением остатков широко используется и в современной бухгалтерии.

Список литературы

1. Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.

2. Варга Д. Древний Восток. Будапешт, 1985.

3. ВеберМ. Аграрная история Древнего мира. М.: Изд-е М. Сабашниковых, 1923.

4. Книга для чтения по истории Древнего мира. М. , 1981.

5. Малькова Т. Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995.

6. Орленко Л. В. История торговли. М. , 2006.

7. Трофимова Р. П. Культура. Экономика. Финансы. М. , 2006.

8. Черняк В. З. История предпринимательства. М. , 2010.

АУТСОРСИНГ 2012

ОТ ХОРОШЕГО К ВЕЛИКОМУ

V деловых секций конференции:

^^ Аутсорсинг на языке цифр @ 1Т Аутсорсинг НЙ Аутсорсинг ^^ Финансовый Аутсорсинг

^^ Маркетинговый Аутсорсинг

Приглашенная целевая аудитория:

70% потребителей услуг;

30% ведущих российских и международных

поставщиков услуг аутсорсинга.

LEMON

group

Lemon Group Conferences при поддержке Московской торгово-промышленной палаты, МОО ■< Московская ассоциация предпринимателей», KELLYOCG, Ассоциации стратегического аутсорсинга "АСТРА" приглашает Вас на I Международную конференцию

«АУТСОРСИНГ 2012: ОТ ХОРОШЕГО К ВЕЛИКОМУ»,

которая состоится 29 февраля 2012 в Marriott Royal Aurora.

Официальный партнер:

При поддержке;

ш

äi

KEliyoCG

-4т

С*)

W

При участии:

Партнер вечерней программы:

Информационные партнеры;

"""" Финам

Supcijub

SP™

www.conference.riicko.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lemon Group Conferences тел.: 7753171 доб. 108

ЭКОНОМИКА

и ЖИЗНЬ

ШКЩЩ

64

международный бухгалтерским учет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.