Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STATE / GOVERNMENT BODIES / STATE ADMINISTRATION / LOCAL GOVERNMENT / INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиренко М.С.

Становление и развитие института местного самоуправления в современной России является причиной внимания ученых к проблемам местного самоуправления и различным аспектам взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC ENSURING OF THE INTERACTION OF THE PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT BODIES

The formation and development of the institute of local self-government in modern Russia is the reason for the attention of scientists to the problems of local self-government and various aspects of relations between local governments and public authorities of a constituent entity of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 340.5

Сиренко М. С. студент магистратуры 1 курса факультет государственного и муниципального управления

Сочинский государственный университет ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

Становление и развитие института местного самоуправления в современной России является причиной внимания ученых к проблемам местного самоуправления и различным аспектам взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ.

Ключевые слова: государство, органы государственного управления, государственное управление, местное самоуправление, взаимодействие.

Sirenko M.S.

Master's course 1 faculty state and municipal government Sochi State University FINANCIAL AND ECONOMIC ENSURING OF THE INTERACTION OF THE PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL

GOVERNMENT BODIES

Annotation:

The formation and development of the institute of local self-government in modern Russia is the reason for the attention of scientists to the problems of local self-government and various aspects of relations between local governments and public authorities of a constituent entity of the Russian Federation.

Keywords: state, government bodies, state administration, local government, interaction.

Стремительное изменение реалий политико-правового мироустройства и обновление конкретных форм государственности, усложнение процессов социального управления, постоянная трансформация взаимоотношений властных структур внутри отдельно взятого социума и многие другие моменты, характеризующие современную общественную жизнь, требуют инновационного подхода к их научному осмыслению.

Взаимодействие и взаимоотношение органов управления на современном этапе представляет собой сложную, слабоструктурированную проблему. В России система разделения власти и принятие решений между двумя или несколькими органами власти обуславливается термином «федерализм». Именно федерализм определяет трехуровневую систему управления в России, при которой органы государственной власти и органы

местного самоуправления постоянно находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве друг с другом.

Непростая ситуация в сфере согласования интересов федерального центра и регионов в бюджетной и налоговой сферах вызвана тем, что такое взаимодействие осуществляется в разнообразных формах, которые регулируются значительным числом положений федеральных законов и подзаконных актов. Согласно ст. 26.3, 26.18-26.20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрены следующие направления межуровневого взаимодействия в бюджетных и налоговых отношениях [1]:

1) финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам власти субъектов РФ;

2) выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

3) иные формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.

Это довольно обширная сфера законодательного и подзаконного регулирования. Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ межуровневое взаимодействие осуществляется, в том числе по следующим направлениям:

1) бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет [2]; В случае, если кредиты не погашены в установленные сроки, их остаток, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов РФ, за счет межбюджетных трансфертов, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов (ст. 93.3).

2) средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет. При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению указанных средств федерального бюджета, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по 79 предоставленным РФ государственным гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению в федеральный бюджет, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, а также взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ.[3]

3) Министерству финансов РФ предоставляется право требования от имени РФ погашения задолженности субъектов РФ по денежным обязательствам перед федерацией. Минфин России вправе проводить работу по возврату указанных видов задолженности с участием агентов Правительства РФ.

4) В субъектах РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных

трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, осуществляются дополнительные меры. К ним, в частности, относятся подписание соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, организация исполнения бюджета субъекта РФ с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта РФ и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в органах Федерального казначейства и др. [4]

5) При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Минфин России вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов

соответствующим бюджетам субъектов РФ.

В межуровневом взаимодействии органов власти в бюджетно -налоговой сфере следует отметить ведущую роль Министерства финансов РФ, которое осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, получает от органов исполнительной власти субъектов РФ материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ, осуществляет иные полномочия (ст. 165). Согласно положениям ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы также осуществляют свои функции и взаимодействуют при этом с органами исполнительной власти субъектов РФ. Детально порядок их взаимодействия регулируется значительным числом подзаконных актов финансовых органов. В качестве примера можно привести Приказ Министерства финансов РФ от 31 октября 2007 г. № 675 «Об утверждении порядка подписания соглашений между Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации».

Следует отметить, что бюджетно-финансовая сфера в настоящее время наиболее проблемная сфера межуровневого взаимодействия. Она характеризуется следующими основными проблемами:

- централизация финансовых ресурсов;

- несоответствие доходных и расходных полномочий субъектов РФ;

- ориентация межбюджетных отношений на вертикальные формы

выравнивания, приоритет субсидий и субвенций;

- отсутствие у субъектов РФ стимулов к повышению доходности собственных бюджетов, недостаточный объем их правомочий в данной сфере;

- финансовая несамостоятельность большинства субъектов РФ;

- недостаточная прозрачность бюджетов всех уровней;

- низкая эффективность расходования бюджетных средств наличие слишком большого количества видов межбюджетных трансфертов;

- неэффективность финансовой поддержки из федерального бюджета целого ряда регионов;

- слишком сложное регулирование порядка взаимодействия органов власти разных уровней в рассматриваемой сфере.

Большинство из этих проблем стали следствием, с одной стороны, явного перекоса финансово-бюджетной системы в сторону федерального центра, а с другой - неурегулированности многих ее положений в соответствующих законодательных актах, начиная с Конституции РФ. [5]

Создается впечатление, что некоторые «болевые точки» межуровневого взаимодействия в данной сфере обходятся федеральным законодателем, что в масштабах федерации приводит к не всегда справедливому распределению средств между субъектами РФ, усугублению их социально-экономического расслоения и застоем в развитии территорий.

Законодательство в финансово-бюджетной сфере, в первую очередь — Налоговый кодекс РФ, формировалось в период 1990-х годов, когда важнейшей задачей развития было наполнение бюджета, ликвидация задолженностей по зарплатам и пенсиям. Поэтому модель межбюджетных отношений была ориентирована на мобилизацию всех имеющихся ресурсов в руках государства и на последующее распределение этих централизованных ресурсов по приоритетным направлениям.

Использованные источники:

1. Федеральный закон РФ от 06октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета. - 1998. - № 153-154.

3. Зарипова С. Р. Конституционные и законодательные основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 2. - С. 23

4. Карташов В. Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 19. - С. 46.

5. Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система,

содержание) // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 8. - С. 106.

УДК 65.011.56

Сиротенко Д. И. студент 4 курса факультет «Информатика и робототехника»

Пилипей В.В. студент 4 курса факультет «Информатика и робототехника» Уфимский государственный авиационный технический

университет Российская Федерация, г. Уфа АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ Аннотация:

Рассмотрена возможность автоматизации работы сотрудников учебного центра, входящего в состав компании, занимающейся телекоммуникациями.

Ключевые слова: автоматизация, оптимизация.

Sirotenko D.I. student

4 course, faculty "Informatics and Robotics" Ufa State Aviation Technical University Russian Federation, Ufa Pylypey V. V. student

4 course, faculty "Informatics and Robotics" Ufa State Aviation Technical University Russian Federation, Ufa AUTOMATION OF WORK OF TRAINING CENTER OF TELECOMMUNICATION COMPANY

Annotation:

Considered the possibility of automating the work of employees of the training center, which is part of a company engaged in telecommunications. Keywords: automation, optimization.

Основной проблемой современных предприятий является нехватка квалифицированных работников. Эта проблема связана с тем, что предприятия уделяют недостаточно внимания развитию персонала [1]. Для решения этой проблемы предприятиям следует открывать учебные центры, входящие в их структуру.

Задачей учебного центра является обучение сотрудников компании, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.