Научная статья на тему 'Финансово-экономическая система СССР в 1941- 1942 гг'

Финансово-экономическая система СССР в 1941- 1942 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / БЮДЖЕТ / BUDGET / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ФИНАНСЫ / НАЛОГИ / FINANCE AND TAXES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев Игорь Александрович

Данная статья посвящена рассмотрению финансово-экономической политики СССР в 1941-1942 гг. Временные рамки, обозначенные в статье, охватывают период становления военной экономики СССР. Автор обозначил цель данной статьи показать, что советская экономическая модель, несмотря на сложности первых лет войны, оказалась мобильнее и жизнеспособнее, чем предполагал противник. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить: как быстро и за счет чего в СССР была проведена мобилизация в кратчайшие сроки. В статье рассмотрены экономические проблемы, с которыми столкнулась страна в первый период войны. Данная статья призвана показать планомерный переход СССР с мирных на военные рельсы. Автор дает ответ на вопросы: откуда были взяты деньги на мобилизацию, какие из общественных сторон жизни претерпели сокращения в финансовом плане. Основное содержание исследования составляет анализ материалов по финансам СССР в данные годы. К значимым источникам по данной теме автор относит документы по налоговой политике СССР: указы президиума Верховного Совета СССР о военном налоге, а также о налоге с бездетных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL-ECONOMIC SYSTEM OF THE USSR IN 1941-1942 YEARS

This article is devoted to the financial and economic policy of the USSR in 1941-1942. The time frame indicated in the article covering the period of formation of the war economy. The author outlined the purpose of this article to show that the Soviet economic model, despite the difficulties of the first years of the war, was more mobile and viable than imagined by the opponent. As the authors of the research objectives was determined attempt to assess how quickly and by what in Soviet mobilization was carried out in the shortest possible time. The article deals with the economic problems facing the country in the first period of the war. This article is intended to show a smooth transition of the USSR from the civil to the war footing. The author gives an answer to the questions: where were taken the money to mobilize, which of the social aspects of life have undergone a reduction in financial terms. The main content of the research is the analysis of the materials of Finance of the USSR in the years of data. For important sources on this subject the author classifies documents on the tax policy of the USSR: Decree of the Presidium of the USSR on military tax, as well as the tax on childless citizens.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая система СССР в 1941- 1942 гг»

УДК 94:330(470) «1941/1942» ББК У02(2)

И. А. Григорьев

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СССР

В 1941- 1942 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, бюджет, экономика, финансы, налоги

Данная статья посвящена рассмотрению финансово-экономической политики СССР в 1941-1942 гг. Временные рамки, обозначенные в статье, охватывают период становления военной экономики СССР Автор обозначил цель данной статьи - показать, что советская экономическая модель, несмотря на сложности первых лет войны, оказалась мобильнее и жизнеспособнее, чем предполагал противник. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить: как быстро и за счет чего в СССР была проведена мобилизация в кратчайшие сроки В статье рассмотрены экономические проблемы, с которыми столкнулась страна в первый период войны. Данная статья призвана показать планомерный переход СССР с мирных на военные рельсы. ¿Автор дает ответ на вопросы: откуда были взяты деньги на мобилизацию, какие из общественных сторон жизни претерпели сокращения в финансовом плане. Основное содержание исследования составляет анализ материалов по финансам СССР в данные годы. К значимым источникам по данной теме автор относит документы по налоговой политике СССР: указы Президиума Верховного Совета СССР о военном налоге, а также о налоге с бездетных граждан.

I. A. Grigoriev

FINANCIAL-ECONOMIC SYSTEM OF THE USSR IN 1941-1942

Keywords: the Great Patriotic War, the budget, the economy, finance and taxes.

This article is devoted to the financial and economic policy of the USSR in 1941-1942. The time frame indicated in the article covering the period of formation of the war economy. The author outlined the purpose of this article - to show that the Soviet economic model, despite the difficulties of the first years of the war, was more mobile and viable than imagined by the opponent. As the authors of the research objectives was determined attempt to assess how quickly and by what in Soviet mobilization was carried out in the shortest possible time. The article deals with the economic problems facing the country in the first period of the war. This article is intended to show a smooth transition of the USSR from the civil to the war footing. The author gives an answer to the questions: where were taken the money to mobilize, which of the social aspects of life have undergone a reduction in financial terms. The main content of the research is the analysis of the materials of Finance of the USSR in the years of data. For important sources on this subject the author classifies documents on the tax policy of the USSR: Decree of the Presidium of the USSR on military tax, as well as the tax on childless citizens.

Великая Отечественная война представляет собой помимо военных действий борьбу двух совершенно различных экономических моделей хозяйствования - социалистической экономики и капитализма. Цель данной статьи - показать, что советская экономическая модель, несмотря на сложности первых лет войны, оказалась

мобильнее и жизнеспособнее, чем предполагал противник. Данная статья призвана показать планомерный переход СССР с мирных на военные рельсы.

Война показала, что советская экономика оказалась сильнее и мобильнее. В 1944 г. во время празднования 27-й годовщины Октябрьской революции И. В. Сталин, от-

90 экономическая история

мечая экономические заслуги народа, произнес следующие слова: «Если Красная Армия смогла успешно выполнить свой долг перед Родиной и изгнала немцев из пределов Советской земли, то она сделала это благодаря тому, что ее беззаветно поддерживала с тыла вся страна, все народы нашей страны. Самоотверженная работа всех советских людей - рабочих, крестьян, интеллигенции, равно как руководящая деятельность наших государственных и партийных органов, проходила в истекшем году под знаменем «все для фронта» [12].

Достижение экономической победы советским народом в Великой Отечественной войне происходило в два этапа: первый этап - перестройка народного хозяйства и экономики с 1941 по 1942 г., второй этап 1943-1945 гг. - завершение перехода на военную экономику и ее дальнейшее развитие с выходом на новые рубежи производства. Наибольший интерес представляет этап перехода страны на военные рельсы. Именно в эти годы была проведена колоссальная работа всего партийного аппарата в целях сохранения и перестройки экономики СССР.

Для достижения экономических целей в стране был проведен ряд мобилизационных мероприятий. Мобилизация представляла собой «перевод всех отраслей экономики и соответствующих институтов страны с мирного на военное положение в целях развертывания массового производства оружия, военной техники, боеприпасов, обмундирования, снаряжения и других материальных средств, для всестороннего обеспечения вооруженных сил, деятельности государства и его населения в ходе войны» [10]. Ключевое место в мероприятиях по мобилизации средств и перестройке бюджета занимает эвакуация промышленного оборудования. Это было необходимо для того, чтобы как можно быстрее начать наращивание вооружения. Все вынужденные меры направлялись на сохранение производственных сил в условиях их массового разрушения врагом. Это явилось шагом к дальнейшему перераспределению ресурсов для накопления резервов, которые позволи-

ли стране обеспечить дальнейшее развитие военной экономики. Стоит отметить огромную роль государственной собственности, позволившей стране эффективно осуществлять маневры производственными ресурсами, что являлось ключевым фактором к более эффективной мобилизации. Немаловажным фактором успешного маневрирования бюджетными средствами являются и реформы довоенных лет. С 1930 г. в стране помимо изменения налоговой системы, начались реформы, направленные на централизацию бюджетных средств. С принятием в 1938 г. Второй сессией Верховного Совета СССР решения о включении в Единый государственный бюджет СССР местных бюджетов, а также бюджета государственного социального страхования начинается централизация всей бюджетной системы СССР. В стране был взят курс на политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. Теперь бюджет становится базисом, определяющим плановую политику используемых средств. Централизация бюджета позволила сформировать в стране такую систему экономических отношений, которая базировалась на сочетании общественных и товарно-денежных отношений, стоимостных форм и методов ведения хозяйства [6].

Чтобы показать, в каких условиях оказался бюджет страны, нужно отметить следующее. К ноябрю 1941 г. была оккупирована значительная часть западных районов страны. В этих районах и находилась большая часть промышленных предприятий, приносивших основную долю в бюджет. В этих районах также было сосредоточено 64 % всей добычи угля, 58 % производства стали, 71 % чугуна и 60 % алюминия. Эти источники бюджета были потеряны.

В таких условиях правительство было вынуждено проводить мобилизационные мероприятия. Суть этих мероприятий заключалась в следующем: перераспределение производственных мощностей мирной промышленности в пользу производства военной продукции; далее - мобилизация всех доступных материальных ресурсов

на нужды трудящихся и армии. Это подразумевало под собой эвакуацию сельскохозяйственной техники из районов прифронтовой зоны. Также была проведена мобилизация в сфере транспорта. Естественно, что все силы были направлены на эвакуацию в безопасные зоны - тем самым было ограничены пассажирские перевозки, зато была расширена пропускная способность железных дорог для промышленной эвакуации. Для налаживания производства в пользу фронта нужны были кадры. Советское правительство приняло закономерное решение - эвакуация всех инженерно-технических специальностей, а также быстрая переквалификация другого трудового населения. Были подготовлены новые кадры взамен тем, что ушли на фронт.

При всем этом следует учесть, что мобилизационные мероприятия требовали средств наряду с содержанием армии и поддержанием уровня жизни населения. Эти средства были выделены из остатков бюджета. Источниками финансирования военной экономики были текущие доходы и накопления казны, сохраненные на начало войны. Бюджет, составленный на второе полугодие 1941 г., показал те сферы общественной жизни, откуда были взяты деньги на дальнейшее развитие и финансирование военной экономики. Военные расходы во второй половине 1941 г. возросли по сравнению с первым полугодием на 20,6 млрд рублей; бюджетные же вливания на развитие гражданских отраслей народного хозяйства уменьшились на 21,6 млрд рублей, а на социально-культурные мероприятия -на 16,5 млрд рублей. В первый год войны доля военных расходов составила 75 % средств государственного бюджета, во второй - 65,3, в третий - 62,6 % [16].

Чтобы дать более точную картину финансовой недостаточности бюджета, необходимо отметить, что основой пополнения государственной казны со стороны промышленных предприятий были отчисления от прибылей и налог с оборота. Утрата промышленной зоны СССР и сокращение производства гражданской продукции в связи с

переходом производственных сил на нужды фронта, а также рост выпуска военной продукции привели к снижению доли отчислений от прибыли и налога с оборота. Прибыль от налога с оборота началась только в 1943 г. за счет роста промышленного производства в районах, освобожденных от оккупации, и расширения гражданского производства, а также роста цен на товары первой необходимости.

В таких условиях государство было вынужденно найти новые средства для пополнения бюджета. Естественным способом стало повышение налогов. Уже 3 июля 1941 г. вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и подоходному налогу с населения» [1; 8; 9]. Надбавка составляла 100 % для тех семей, члены которых не были призваны на военную службу. Если в семье был призван в армию один человек, то надбавка составляла 50 %. Семьи, где два и более человек были призваны на военную службу, от этой надбавки освобождались полностью. Стоит отметить, что даже увеличение налоговой ставки не привело к повышению денежной массы в бюджете страны. Все дело в том, что сельскохозяйственный налог охватывал лишь хозяйства, большая часть которых с началом войны либо освобождалась от налога, либо была в зоне оккупации. Поэтому в 1942 г. надбавки были отменены с введением военного налога. Им облагались все граждане СССР в возрасте более 18 лет. Но также были исключения: в эту группу вошли жены военнослужащих, члены их семей, получающих государственные пособия, инвалиды I и II групп и пенсионеры, а также престарелые граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода. Ставки обложения военным налогом колхозников и владельцев единоличных хозяйств колебались в различных регионах страны в пределах от 150 до 600 руб. Для граждан, по возрасту подлежавших призыву на военную службу, но не мобилизованных или освобожденных от призыва, сумма налога

увеличивалась в 1,5 раза. Подушная система налогообложения увеличила количество плательщиков и финансовую базу, поступавшую в казну государства. В 1943 г. ставки налога в большинстве регионов СССР увеличились [3]. А в конце 1943 г. правительством был принят ряд поправок. Налогооблагаемая база стала расширяться за счет привлечения престарелых колхозников и единоличников, количество скота и площадь приусадебного участка у которых превышали установленный для них минимум (0,05 гектара, одна свинья или одна коза или две овцы) [15]. Также стоит отметить увеличение в два раза налоговой ставки для той части населения, которая имела в личных хозяйствах крупный рогатый или рабочий скот, а также размер приусадебного участка площадью более 15 сотых гектара [15].

21 ноября 1941 г. вводится новый подушный налог - налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Стоит отметить, что такого рода налог был нововведением СССР. Под число плательщиков попали мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет. Естественно, что данный налог имел и исключения. В группу освобожденных от налога попали жены военнослужащих, учащиеся мужчины и женщины в возрасте соответственно до 25 лет и 23 лет, а также женщины, которым по медицинским показателям было «противопоказано деторождение». Ставка налога для колхозников и единоличников и членов их семей составляла 100 руб. в год. Забегая вперед, нужно сказать о расширении контингента налогоплательщиков в 1944 г. за счет семей, имеющих до двух детей. Данное расширение получило название «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР» [14]. К числу же освобожденных от налога стали относить инвалидов I и II групп, женщин, получающих пособия или пенсии на детей, а также совершенно новую категорию граждан, дети которых погибли или пропали без вести на «фронтах Отечественной войны».

Также освобождались от налога и учащиеся в возрасте до 25 лет независимо от пола.

Значительным источником пополнения бюджета стала добровольная финансовая помощь населения. Добровольная финансовая помощь населения осуществлялась в разных формах, но самым распространенным способом были государственные займы, денежно-вещевые лотереи, а также взносы в Фонд обороны. В годы войны общая сумма поступлений по налогам и добровольным займам составляла 27 млрд рублей, что представляло более 26 % доходов бюджета [13; 17]. Также большой доход в бюджет принес Фонд обороны СССР. Кроме наличных денежных взносов, а также ценностей и облигаций государственных займов граждане отчисляли в Фонд обороны часть своего заработка. Колхозники сдавали в Фонд обороны мясо, зерно и молочные продукты.

В первые годы войны доходы государственного бюджета не покрывали расходов, однако в результате постепенного укрепления базы доходов, дефицит бюджетных средств начал снижаться, однако полное покрытие расходов из бюджета стало возможным лишь к 1944 г. Общая сумма денежных средств, поступивших от населения в годы ВОВ, составила свыше 16 млрд рублей [16], что позволило изначально перевести производство в стране на военные рельсы и переломить ход экономического падения. Позже это дало возможность планомерно вывести производство на новый уровень и победить в войне. Низкий уровень дефицита бюджета, а затем его ликвидация в ходе войны ярко показывают преимущество социалистической системы в организации производства и экономики. Быстрая мобилизация, проведенная партийным аппаратом, доказывает неоспоримое преимущество социалистического вида собственности в военное время. Проведенные в 1941-1942 гг. мероприятия по укреплению экономического положения страны дали стимул, для дальнейшего развертывания военных действий, которые привели страну к победе.

Библиографический список

1. Арсентьев В. М. Теория и практика экономического районирования Среднего Поволжья /

B. М. Арсентьев, О. И. Марискин // Регионология. - 2004. - № 2 (47). - С. 106 - 119.

2. Безнин М. А. Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах / М. А. Безнин, Т. М. Димони, Л. В. Изюмова. - Вологда : Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН, 2001. - 141 с.

3. Беликов О. М. Государственный Комитет Обороны и проблемы создания слаженной военной экономики / О. М. Беликов. - М. : Мысль, 1974. - 281 с.

4. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н. А. Вознесенский. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1948. - 192 с.

5. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны / Г. С. Кравченко. -М. : Экономика, 1970. - 391 с.

6. Лебедев А. М. Исторический экскурс: Финансовая система СССР в годы Великой Отечественной войны / А. М. Лебедев // Проблемы региональной экономики. - 2015. - № 30. -

C. 24 - 31.

7. Лошкин Э. Советская экономика период Великой Отечественной войны 1941-1945 / Э. Лош-кин. - М. : Наука, 1970. - 381 с.

8. Марискин О. И. Налоги с населения России в годы Великой Отечественной войны / О. И. Марискин / О. И. Марискин // Экономическая история. -2011. - № 2. - С. 15-19.

9. Марискин О. И. Налогообложение российской деревни в 1946-1953 годах (по материалам Мордовской АССР) / О. И. Марискин // Экономическая история. - 2012. - № 2. - С. 46-52.

10. Марьяхин Г. Л. Очерки истории налогов с населения СССР / Г. Л. Марьяхин. - М.: Экономика, 1964. - 185 с.

11. Советская военная энциклопедия : в 8 т. - М. : Воениздат, 1978. - Т. 5.

12. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза / И. Сталин. - 5-е изд. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1947. - 207 с.

13. Тамарченко М. Л. Советские финансы в период Великой Отечественной войны / М. Л. Та-марченко. - М. : Наука, 1967. - 211 с.

14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1943 г. «О дополнениях и изменениях Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1943 г. «О военном налоге». // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1944. - 13 янв.

16. Чадаев Я. Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Я. Е. Чадаев. - М. : Мысль, 1965. - 541 с.

17. Ямпольский В. С. Экономическая мобилизация (вопросы теории по опыту мировых войн) / В. С. Ямпольский. - М. : ВПА, 1982. - 265 с.

References

1. Arsent'ev V. M. Teorija i praktika jekonomicheskogo rajonirovanija Srednego Povolzh'ja / V M. Arsent'ev, O. I. Mariskin // Regionologija. - 2004. - № 2 (47). - S. 106 - 119.

2. Beznin M. A. Povinnosti rossijskogo krest'janstva v 1930-1960-h godah / M. A. Beznin, T. M. Dimoni, L. V Izjumova. - Vologda : Vologodskij NKC CJeMI RAN, 2001. - 141 s.

3. Belikov O. M. Gosudarstvennyj Komitet Oborony i problemy sozdanija slazhennoj voennoj jekonomiki / O. M. Belikov. - M. : Mysl', 1974. - 281 s.

4. Voznesenskij N. A. Voennajajekonomika SSSR v period Otechestvennoj vojny / N. A. Voznesenskij. -M. : Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1948. - 192 s.

5. Kravchenko G. S. Jekonomika SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny / G. S. Kravchenko. -M. : Jekonomika, 1970. - 391 s.

6. Lebedev A. M. Istoricheskij jekskurs: Finansovaja sistema SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny /A. M. Lebedev // Problemy regional'noj jekonomiki. - 2015. - № 30. - S. 24 - 31.

7. Loshkin Je. Sovetskajajekonomika period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 / Je. Loshkin. -M. : Nauka, 1970. - 381 s.

8. Mariskin O. I. Nalogi s naselenija Rossii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny / O. I. Mariskin // Jekonomicheskaja istorija. - 2011. - № 2. - S. 15-19.

9. Mariskin O. I. Nalogooblozhenie rossijskoj derevni v 1946-1953 godah (po materialam Mordovskoj ASSR) / O. I. Mariskin // Jekonomicheskaja istorija. - 2012. - № 2. - S. 46-52.

10. Mar'jahin G. L. Ocherki istorii nalogov s naselenija SSSR / G. L. Mar'jahin. - M. : Jekonomika, 1964. - 185 s.

11. Sovetskaja voennaja Jenciklopedija : v 8 t. - M. : Voenizdat, 1978. - T. 5.

12. Stalin I. O Velikoj Otechestvennoj vojne Sovetskogo Sojuza / I. Stalin. - 5-e izd. - M. : Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1947. - 207 s.

13. TamarchenkoM. L. Sovetskie finansy v period Velikoj Otechestvennoj vojny / M. L. Tamarchenko. -M. : Nauka, 1967. - 211 s.

14. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 21 nojabrja 1941 g. «O naloge na holostjakov, odinokih i bezdetnyh grazhdan SSSR».

15. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 29 dekabrja 1943 g. «O dopolnenijah i izmenenijah Ukaza Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 29 dekabrja 1943 g. «O voennom naloge». // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. - 1944. - 13 janv.

16. Chadaev Ja. E. Jekonomika SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.) / Ja. E. Chadaev. - M. : Mysl', 1965. - 541 s.

17. Jampol'skij V. S. Jekonomicheskaja mobilizacija (voprosy teorii po opytu mirovyh vojn) / V S. Jampol'skij. - M. : VPA, 1982. - 265 s.

Поступила в редакцию 21.06.2016г.

Сведения об авторе

Григорьев Игорь Александрович - аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: политическая и экономическая история ХХ в.

E-mail: kusaukolbaso4ku@bk.ru

Тел.: +7 987 684 0 684

About the author

Grigoriev Igor Aleksandrovich - postgraduate student of the chair of economic history and information technology of National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: political and economic history of XX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.