Научная статья на тему 'Финансовая устойчивость бюджетов муниципальных образований'

Финансовая устойчивость бюджетов муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая устойчивость бюджетов муниципальных образований»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 61-64.

5. Нестулаева Д.Р. Тарифное регулирование электроэнергетики как механизм формирования инвестиционного потенциала распределительного сетевого комплекса // Энергетика Татарстана. 2009. № 1. С. 63-67.

© Алексеева С.Ф., Кутюмова К.Ю., 2017

УДК 336.1

Р.А. Алимгулова

магистрант 2 курса Финансового Университета при Правительстве РФ

(Уфимский филиал) Ю.А. Рахматуллина к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Финансового Университета при Правительстве РФ

(Уфимский филиал) г. Уфа, Российская Федерация

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие финансовой устойчивости местных бюджетов, пути их устойчивого и сбалансированного исполнения.

Ключевые слова

Финансовая устойчивость, муниципальное образование, местный бюджет, сбалансированность местного бюджета, управление общественными финансами.

Вопросы финансового обеспечения муниципальных образований и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов были и остаются на сегодняшний день актуальными.

Одним из условий стабильного социально-экономического развития территории является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Решение этой проблемы требует формирования устойчивости бюджетной системы.

Финансовая устойчивость местного бюджета является одной из основных характеристик его финансового состояния. Отсутствие формализованного понятия «устойчивости бюджета» в российском законодательстве привело к образованию большого числа способов его определения.

В теории финансов и практической финансовой деятельности понятие устойчивости часто отождествляется с понятиями сбалансированности, стабильности, равновесия. Финансовую устойчивость местного бюджета можно определить и как финансовое состояние, характеризующееся возможностью обеспечения финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения органами местного самоуправления собственных функций и предоставления населению сопоставимого уровня общественных благ на его территории.

Система может являться устойчивой, если она обладает фискальной обеспеченностью - наличием у органов местного самоуправления собственных доходных источников и полномочий по их мобилизации в объеме, позволяющем достичь максимально возможного уровня покрытия расходных обязательств бюджета.

К настоящему времени на решение задач по устойчивому и сбалансированному исполнению местных бюджетов направлены меры, предусмотренные в основных направлениях бюджетной и налоговой политики, в программе «Повышение эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года»,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

государственной программе «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» и в других документах. Основными задачами данной государственной программы являются совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, сокращение дифференциации регионов в уровне их бюджетной обеспеченности, содействие сбалансированности региональных и муниципальных бюджетов, а также повышение эффективности управления региональными и местными финансами [1].

Указанные задачи решаются Департаментом межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в рамках исполнения детального плана реализации государственной программы. Проводятся годовой, полугодовой, оперативный мониторинги исполнения местных бюджетов, предоставляются межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из федерального бюджета, формируются программы финансового оздоровления и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Кроме того, инвентаризируются расходные полномочия органов власти и рассматриваются вопросы их финансового обеспечения, проводится мониторинг и оценка качества управления региональными финансами [4].

На исполнение местных бюджетов и межбюджетные отношения на региональном и муниципальном уровнях оказывает влияние социально-экономическая ситуация в стране, принимаемые на законодательном уровне решения, в том числе вступившие в силу с 2015 года изменения подходов к межбюджетному регулированию и организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях. На закрепленные доходные источники местных бюджетов конъюнктурные процессы в экономике влияют незначительно, что обеспечивает более стабильное по сравнению с бюджетами регионов исполнение бюджетов муниципальных образований [4].

Актуальность проблем, связанных с доходами муниципальных образований, нашла свое отражение еще в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Так, в нем содержалось поручение до 1 декабря 2012 года принять меры по внесению в бюджетное законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Обращаясь к Федеральному собранию Российской Федерации, в своем послании президент вновь подчеркнул, что «сбалансированность бюджета является важнейшим условием финансовой устойчивости и независимости России» [2].

В нынешних сложных экономических условиях усилия направляются на обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов и сохранение финансовой стабильности, повышение эффективности использования бюджетных средств. С этой целью разрабатываются и реализуются на местах дорожные карты - планы мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов. Дорожная карта рассчитывается на трехлетний период и предусматривает несколько направлений работы

[4].

В части бюджетных расходов проводится оптимизация бюджетной сети, сокращение неэффективных расходов, внедрение эффективного контракта в муниципальных учреждениях, осуществляется контроль за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов[5] .

В условиях нарушения равновесия бюджета необходимо совершенствовать управление общественными финансами. При этом речь идет не о сокращении расходов, а о формировании устойчивой бюджетной системы, основанной на использовании таких инструментов, как программно-целевое планирование и бюджетирование, и создающей условия для повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, эффективности процедур проведения государственных (муниципальных) закупок и информационной прозрачности принимаемых решений.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления, однако на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без достижения устойчивой бюджетной системы, необходимой для их исполнения. При этом проблемы доходной базы муниципалитетов слишком велики и очевидны. Важно создать условия, стимулирующие реализацию

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070

требований нового законодательства, обеспечить методологическую и финансовую поддержку системы разграничения полномочий, а также принять меры по осуществлению реформы бюджетной системы не только на федеральном, но и на территориальном уровне. Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №310 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. //Финансы. - 2016. - №12. - С. 4-6

3. Системный подход к совершенствованию бюджетного процесса. //Бюджет. - 2016. - № 4. - С. 30-32

4. Финансовое обеспечение местного самоуправления: тенденции и перспективы. //Бюджет. - 2017. - № 1. - С. 76-80

5. Рахматуллина Ю.А., Ягафарова И.Р. Эффективность бюджетных расходов образовательных учреждений/Инновационная наука. -2016. -№6. -с.207

© Рахматуллина Ю.А., Алимгулова Р.А., 2017

УДК 338

А.Н. Алимова

Студент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

Е.О. Кривова

Студент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА Аннотация

В данной работе рассматривается проблема, с которой сталкивается большинство молодых выпускников вузов - безработица. Также представлены методы, которые помогли бы молодым специалистам занять свою нишу в показатели рабочая сила.

Ключевые слова

Безработица, выпускники вузов, трудоустройство, молодой специалист.

Безработица среди молодежи - один из самых остро стоящих вопросов на сегодняшний день. Хотя для России этот вид безработицы является относительно новым, возникшим только в начале 90-х годов XX в. Среди всего прочего причиной этому стал отказ государства от законодательно закрепленного принципа всеобщей трудовой занятости. А также отсутствие контроля за трудоустройством и распределением молодых специалистов.

Наличие трудового стажа, желательно по специальности, является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий [1]. Выпускники вузов на момент получения диплома не имеют опыта работы и трудового стажа и из-за этого их на работу берут неохотно или же вовсе отказывают в найме. В результате молодой специалист оказывается в замкнутом круге: для работы нужен опыт, для опыта - работа. И как же быть?

Безусловно, проблема требует комплексного подхода. В таком случае квотирование рабочих мест для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.