Научная статья на тему 'Финансовая термодинамика: новые подходы в исследова- НИИ мировой финансовой системы'

Финансовая термодинамика: новые подходы в исследова- НИИ мировой финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМОДИНАМИКА / ДВИЖЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ / ФЕНОМЕН ДОМАШНЕГО СМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА / ФИНАНСОВАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / THERMODYNAMICS / FINANCIAL STREAMS MOVEMENT / A PHENOMENON OF CAPITAL DOMESTIC DISPLACEMENT / FINANCIAL TURBULENCE / CORRUPTION / WASHING UP OF CRIMINAL INCOMES / AND TERRORISM FINANCING COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Н. Г., Кочмола К. В., Евлахова Ю. С., Кошель Н. В.

В статье рассмотрены новые подходы в исследовании финансовых систем, представляющие собой использование физических законов для объяснения явлений на финансовых рынках. Авторами рассмотрены три закона термодинамики и раскрыт механизм их действия на примере оттока/притока капиталов в российскую финансовую систему, а также процессов финансовой турбулентности. Результаты теоретического исследования финансовой термодинамики получили в статье свое практическое применение в качестве мер по противодействию коррупции, отмыванию преступных доходов, и финансированию терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article new approaches in financial systems research, representing use of physical laws for an explanation of the phenomena in the financial markets are considered. Authors consider three laws of thermodynamics and the mechanism of their action on an example of outflow/inflow of capitals in the Russian financial system, and also process of financial turbulence. Results of theoretical research of financial thermodynamics have received the practical application in article as measures on corruption counteraction, washing up of criminal incomes, and terrorism financing.

Текст научной работы на тему «Финансовая термодинамика: новые подходы в исследова- НИИ мировой финансовой системы»

© Кузнецов Н.Г.,

д.э.н., профессор, ректор, зав. кафедрой ««Экономическая теория» РГЭУ (РИНХ) E-mail: rector@rsue.ru

© Кочмола К.В.,

д.э.н., профессор, декан финансового факультета, зав. кафедрой «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ (РИНХ)

E-mail: dek_fef@rsue.ru

© Евлахова Ю.С.,

к.э.н., ст. преподаватель кафедры ««Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ (РИНХ)

E-mail: evlahova@yandex.ru

© Кошель Н.В.,

к.э.н., докторант кафедры «Международные финансово-кредитные отношения»

РГЭУ (РИНХ), экономист Управления организации надзора за крупными кредитными организациями и банковскими группами Департамента банковского регулирования и надзора Банка России E-mail: knv21@mail.ru

ФИНАНСОВАЯ ТЕРМОДИНАМИКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены новые подходы в исследовании финансовых систем, представляющие собой использование физических законов для объяснения явлений на финансовых рынках. Авторами рассмотрены три закона термодинамики и раскрыт механизм их действия на при-

мере оттока/притока капиталов в российскую финансовую систему, а также процессов финансовой турбулентности. Результаты теоретического исследования финансовой термодинамики получили в статье свое практическое применение — в качестве мер по противодействию коррупции, отмыванию преступных доходов, и финансированию терроризма.

Ключевые слова: термодинамика, движение финансовых потоков, феномен домашнего смещения капитала, финансовая турбулентность, противодействие коррупции, отмыванию преступных доходов, и финансированию терроризма.

Новые подходы в исследованиях финансовых систем

Наука — способ познания окружающего мира. Вместе с тем картина мира, создаваемая научными методами исследования, не полностью совпадает с реальной действительностью, что является движущей силой и вектором развития любой науки. Стремясь преодолеть этот разрыв, наука создает новые и новые методы исследования действительности, одним из наиболее удачных и общеметодологических методов является системный подход. Системный подход делает попытку описать с единых позиций системы различной природы: технические, биологические,

социально-политические, экономические, с помощью единого набора понятий, принципов, закономерностей.

В этом контексте необходимо отметить исследование Винера «Кибернетика», в котором провозглашается единство принципов управления в биологических и технических системах, а позднее — и в социальных.

В экономической и финансовой науке системный подход применяется двояко: во-первых, посредством исследования экономической и финансовой систем, а также их сфер и звеньев, с применением аппарата системного подхода, во-вторых, путем соотнесения экономической и финансовой систем с другими системами — биологическими, техническими, физиче-

скими и т.д. И если первый подход более традиционен и исчерпаем, то исследования в рамках второго подхода поражают своим разнообразием и новизной.

Отметим, что системы могут быть разделены на созданные природой (природные) и созданные человеком (антропогенные — технические и социальные). Природные системы развиваются по закономерностям, заложенным эволюцией согласно Ч.Дарвину или Творцом, по мнению сторонников креационизма. Социальные системы, в числе которых экономические и финансовые, развиваются по закономерностям, заложенным человеком. С одной стороны, исследуя социальные системы, человек пытается применить к ним закономерности природных систем, что вполне логично, поскольку человек — часть природы. С другой стороны, так называемый «антропогенный фактор» не позволяет полностью объяснить закономерности развития социальных систем, примеряя на них закономерности природных систем. В разрешении данного дуализма и сокрыто дальнейшее направление развития науки как способа познания окружающего мира.

Итак, финансовая система рассматривается как экосистема, т.е. как комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (Э. Холдейн, Банк Англии), или эволюционирующая биологическая система, то есть как совокупность функционально связанных тканей, органов, их частей и процессов, объединенных в целое для достижения биологически значимого результата. В свою очередь, регулирование финансовой системы имеет много общего с управлением рыбным хозяйством (лорд Р. Мей, Оксфорд)1 или с управлением эпидемиологической обстановкой (Э. Холдейн, Банк

1 Согласно позиции лорда Р. Мея, математика-биолога, профессора зоологии в Оксфорде, бывшего президента Британского королевского общества, можно провести аналогию между «поштучным» управлением приростом популяций отдельных видов рыб и анализом рисков, который делает акцент на отдельных банках.

Англии)2 [1]. Также к экономической и финансовой системам применяются законы физики среди них законы термодинамики, квантовой теории. Исследованию финансовых систем с использованием основ термодинамики и будет посвящена данная статья.

Законы финансовой термодинамики

Первый закон термодинамики представляет собой формулировку обобщенного закона сохранения энергии и утверждает, что сумма чистого тепла, доставленного в систему, и чистой работы, совершенной системой, равна нулю, или в любом процессе полная энергия вселенной остается той же самой. Перенося данные понятия на финансовую систему, получаем единый финансовый «пирог», который пытаются распределить между собой государственные органы власти, регуляторы как национальные, так и международные, финансовые институты. Они способны поглощать финансовые потоки, отражать их и излучать финансовые потоки в определенных направлениях с заданной периодичностью. Наряду с ними существуют финансовые институты, обладающие характеристиками «абсолютно черного тела», то есть способные поглощать и излучать финансовые потоки, не отражая их. Задача государственного регулирования — не допустить развитие финансовых институтов — «абсолютно черных тел», которые, как «горячие ножи», разрезают финансовый «пирог» в свою пользу.

Второй закон термодинамики имеет несколько различных, но в то же время эквивалентных формулировок этого закона, например: теплота не может перейти от холодного тела к горячему без каких-либо других изменений в системе (то есть

2 Э. Холдейн проводит параллели между действиями эпидемиологов по пресечению распространения болезни, выявлении и вакцинации наиболее опасных переносчиков инфекции и действиями финансовых регуляторов, задачей которых является контроль разрушительных последствий коллапса крупных финансовых институтов.

без нагревания холодного тела). Интерпретация данного закона в финансовой системе находит выражение в возможности построения таких финансовых институтов, трансакционные издержки которых стремились к нулю.

С другой стороны, второй закон термодинамики может быть использован для описания движения финансовых потоков. В этом случае под температурой «тела» могут пониматься процентные ставки (например, LIBOR), разница которых и создает стимулы к передвижению финансовых потоков (т.е. теплоты). Таким образом, чем выше процентные ставки, т.е. «финансовая температура», тем выше скорость перемещаемых финансовых потоков (рис. 1).

Эмпирически подтвердить данное утверждение возможно на примере оттока/притока капиталов в российскую финансовую систему.

Сравним динамику ставок LIBOR, MIBOR и международной инвестиционной позиции России за 2001-2010 гг. (рис. 2).

В контексте исследования зависимости между процентными ставками и движением капитала отметим существование на глобальном финансовом рынке феномена «домашнего смещения», который проявляется в значительном смещении инвестиционных портфелей в сторону внутренних активов несмотря на выгоды международной диверсификации, то есть инвесторы Японии, США, Великобритании держат основную часть своих активов во внутренних финансовых инструментах.

В определенной степени этот феномен объясняется институциональными барьерами движения капитала, а также такими факторами, как обусловленность уровня систематического риска глобального финансового рынка уровнем систематического риска, формируемого развитыми рынками, высокие издержки трансакций, связанные с низким уровнем институционального развития развивающихся рынков [5].

Направление движения финансовых потоков

- Величина процентных ставок, % +

Рис. 1. Зависимость между процентными ставками и движением финансовых потоков

30

25

20

15

10

5

0

-MIB0R

-LIB0R

I Активы □ Обязательства

Рис. 2. Разница ставок ИБОР и М!БОР и динамика международной инвестиционной позиции

России за 2001-2009 гг. [2]

Динамика движения капитала по группам стран в форме источников и направлений использования сбережений представлена в табл. 1.

Таким образом, в глобальном масштабе сбережения незначительно превышают инвестиции, однако в разрезе групп стран наблюдается сокращение доли сбережений в % к ВВП в развитых странах и новых индустриальных странах Азии; одновременно с этим происходит сокращение доли инвестиций по отношению к ВВП в этих группах стран. Что касается стран с развивающейся экономикой, то наблюдается рост относительных показателей и сбережений, и инвестиций. Более детально движение финансовых потоков

в странах с развивающейся экономикой представлено в таблице 2.

Третий закон термодинамики формулируется следующим образом: при

стремлении температуры к абсолютному нулю энтропия (мера беспорядка) системы приближается к постоянному минимуму.

Соответственно, государство должно создать такие условия развития финансовой системы, чтобы энтропия стремилась к нулю. Контроль над соблюдением финансовыми институтами существующих правил финансовой деятельности могут обеспечить предпринимаемые государством меры «финансовой заморозки».

Таблица 1. Динамика объемов сбережений и инвестиций за 1988-2011 гг. по группам стран,

% к ВВП

Группы стран Средние 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 прогноз 2011 прогноз

1988- 1995 1996- 2003

Весь мир

- сбережения 22,6 21,9 22,2 22,9 24,2 24,3 23,9 21,4 22,6 23,5

- инвестиции 23,4 22,1 22,1 22,6 23,3 23,7 23,8 21,5 22,3 23,1

Развитые страны

- сбережения 22,2 21,1 20,1 20,2 21,0 20,7 19,5 17,1 17,8 18,5

- инвестиции 22,7 21,3 20,7 21,1 21,6 21,5 21,0 18,0 18,4 19

- нетто кредитование -0,6 -0,2 -0,6 -0,9 -0,6 -0,8 -1,5 -0,9 -0,6 -0,5

США

- сбережения 15,9 17,0 14,5 15,1 16,2 14,5 12,6 10,8 12,2 13,5

- инвестиции 18,4 19,6 19,7 20,3 20,5 19,5 18,2 15,0 15,7 16,9

- нетто кредитование -2,5 -2,7 -5,2 -5,2 -4,3 -5,0 -5,6 -4,3 -3,5 -3,4

Еврозона

- сбережения 21,4 21,6 21,3 22,1 22,6 21,3 18,7 18,9 19,1

- инвестиции 20,8 20,4 20,8 21,7 22,2 22,0 19,1 19,0 19,1

- нетто кредитование 0,6 1,2 0,5 0,5 0,4 -0,8 -0,4 -0,1 0

Новые индустриальные страны Азии

- сбережения 35,6 32,3 32,9 31,6 31,9 32,4 32,8 32,4 31,8 31,9

- инвестиции 32,2 28,1 26,7 26,1 26,4 26,1 27,8 23,6 25,5 25,8

- нетто кредитование 3,4 4,1 6,2 5,5 5,5 6,4 5,0 8,8 6,2 6,2

Страны с развивающейся экономикой

- сбережения 24,2 25,0 29,8 31,6 33,5 33,6 33,7 31,1 32,6 33,3

- инвестиции 26,2 24,9 27,3 27,4 28,3 29,4 29,9 29,2 30,4 31,0

- нетто кредитование -1,9 0,1 2,5 4,2 5,2 4,2 3,7 1,9 2,2 2,3

Примечание: согласно классификации Международного валютного фонда к развитым странам относят 33 страны, из них ключевыми являются США, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Япония, Канада; к новым индустриальным странам Азии — Гонконг, Корею, Сингапур, Тайвань; к странам с развивающейся экономикой — 149 стран, включая Центральную и Восточную Европу, СНГ, развивающиеся азиатские страны, Средний Восток и Северную Африку, страны в Африке к югу от Сахары, страны Западного полушария (Венесуэла, Чили, Тринидад и Тобаго, Суринам, Эквадор, Перу).

Источник: Summary of sources and uses of world savings. World economic outlook: Rebalancing growth. April 2010 // www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/01/index.htm

Таблица 2. Движение капитала в странах с развивающейся экономикой 2004-2010 гг.,

млрд долл.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2007 2009 2010 2011

Частные финансовые потоки нетто 230.340 289.343 254.241 689.345 179.193 180.156 209.794 211.454

- прямые инвестиции, нетто 186.725 252.104 255.815 412.132 439.943 274.791 294.074 322.611

- портфельные инвестиции, нетто 23.115 36.547 -43.381 88.584 -84.708 23.245 -27.805 -22.376

- прочие инвестиции, нетто 20.499 0.692 41.807 188.628 -176.042 -117.879 -56.475 -88.781

Официальные (государственные) потоки, нетто -62.951 -105.780 -193.593 -98.437 -116.920 80.209 -2.256 -85.624

Примечание: данные на 2010-2011 гг. — прогноз Источник: data and statistics IMF // www.imf.org

Борьба с финансовой турбулентностью

Национальные системы финансового регулирования отличаются по ряду признаков, среди которых соотношение государственного регулирования и саморегулирования, количество органов финансового регулирования, объем закрепленных полномочий и круг поднадзорных объектов. Стремление унифицировать национальные системы финансового регулирования не всегда способствует повышению эффективности. Это подтверждается тем, что существуют разнородные системы регулирования финансовых институтов, в том числе саморегулирование, показывающие наиболее эффективные результаты.

В центре внимания национальных регуляторов в настоящее время находятся вопросы турбулентности на финансовых рынках. В естественных науках под турбулентностью понимается движение в сплошной среде, при котором наблюдается формирование вихрей в результате пульсации скоростей в отдельных локальных областях [3]. Турбулентность проявляется как поле скоростей, т.е. движение с разными скоростями элементов ранее единой системы. В работе Р. Мантенья и Г. Стенли предпринята попытка сравнить возникновение турбулентности в естественной среде с формированием цен на финансовые активы [4]. Кроме того, некоторые исследователи считают условиями возникновения турбулентности ускорение движения одних элементов системы в сочетании с замедлением относительной скорости других, примени-

тельно к экономической системе это означает изменение максимальной скорости распространения взаимодействия или скорости заключения сделок [3].

Таким образом, финансовая турбулентность — процесс, который вызывает финансовый «сквозняк», который может приводить к неадекватному восприятию информации о реальных финансовых потоках, степени их коррупциогенности, о возникновении институциональной возможности легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Соответственно, необходимо создание финансовой оболочки, позволяющей снизить степень коррупциогенности и пресечь возможности легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Ключевыми элементами такой финансовой «оболочки» могут стать:

- новые финансовые инструменты и продукты, расширение безналичного оборота, минимизация использования наличных денег с целью обеспечения транспарентности любой финансовой трансакции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- единая транснациональная система верификации институтов, проводящих операции с финансовыми активами.

Противодействие коррупции, отмыванию преступных доходов,

и финансированию терроризма

Среди направлений борьбы с кризисными явлениями на финансовом рынке достаточно значимым является борьба

с оффшорными зонами, теневой экономикой и нелегальными финансовыми потоками. Составляющая противодействие коррупции, отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма входит в финансовую политику развитых и развивающихся стран. Меры противодействия должны носить радикальный и последовательный характер. На наш взгляд, в русле политики, проводимой национальными правительствами по борьбе с коррупцией, логичным является создание кредитной организации для государственных и муниципальных служащих.

Кредитная организация для государственных и муниципальных служащих будет способствовать противодействию коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма следующим образом:

• осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю среди государственных и муниципальных служащих;

• недопущение операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма среди государственных и муниципальных служащих;

• создание единой информационной базы кредитной организации для государственных и муниципальных служащих совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Правовой статус и деятельность кредитной организации должны регулироваться отдельным федеральным законом. Имущество данной кредитной организации может формироваться за счет: суверенных фондов (например, Фонда будущих поколений), участия центрального банка, добровольных имущественных взносов и пожертвований, других законных поступлений.

Данный институт должен являться полноправным игроком на рынке банков-

ских услуг, иметь право осуществлять банковские операции, предлагать широкий спектр банковских продуктов. Основной особенностью данного института является осуществление деятельности для узкого круга населения, а именно для государственных и муниципальных служащих.

Государственные и муниципальные служащие смогут осуществлять следующие финансовые операции:

- открытие и ведение банковских счетов;

- привлечение денежных средств во вклады и депозиты (до востребования и на определённый срок);

- осуществление расчётов по поручению государственных и муниципальных служащих по их банковским счетам;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- оказание консультационных и информационных услуг;

- другие виды услуг.

Кроме того, в круг операций подобной кредитной организации следует включить: 1) привлечение депозитов на 3 и более лет, при этом для мотивации го -сударственных и муниципальных служащих возможно в конце срока депозитного договора осуществлять выплату с бонусом в виде 100% ставки рефинансирования; 2) реализацию «зарплатных проектов»; 3) увеличение количества банковских карт для государственных и муниципальных служащих.

Необходимым условием государственной и муниципальной службы является осуществление всех финансовых операций служащих только через счета данной кредитной организации, то есть зачисление на счет всех видов доходов, а не только заработной платы, и осуществление всех расходных операций. Это облегчит контроль над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих. Возможно, также будет целесообразным требование об осуществлении

финансовых операций через данную кредитную организацию не только для служащих, но и для их родственников.

Для качественной работы кредитной организации для государственных и муниципальных служащих необходима расширенная филиальная сеть, благодаря которой гражданин, работающий в государственных структурах, может в любой удобный для него момент воспользоваться предложенным банковским продуктом.

Отметим, что создание единого финансового института для государственных и муниципальных гражданских служащих позволит закрепить высокопрофессиональных специалистов государственных и муниципальных служащих на своих рабочих местах в течение всей жизни.

Для этого предлагается организовать:

- депонирование денежных средств и вознаграждение за увеличение периода использования средств;

- систему бонусов при повышении классного чина государственных и муниципальных служащих;

- софинансирование пенсионных накоплений при выходе государственного служащего на пенсию;

- разработку программы для получения пенсии как ветеранам государственной и муниципальной службы, так и пенсии по старости.

Кроме того, необходимо внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соот-

ветствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении.

В целом необходима политическая воля стран всего мира для борьбы с темными финансовыми институтами, «серыми» финансовыми схемами, которая сыграет решающую роль в глобальной задаче мирового сообщества и объединит усилия всех стран в борьбе с коррупцией, легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Обзор междисциплинарных

взглядов на финансовую систему приведен по материалам The Financial Times «Органическая механика финансовой системы» // www.forexpf.ru/_newses_/

newsprint.php?news=338111)

2. Бурлачков В. Турбулентность экономических процессов: теоретические аспекты // Вопросы экономики. — 2009. — №11.

3. Мантенья Р и Стенли Г.. Введение в эконофизику: корреляция и сложность в финансах. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

4. Алифанова Е.Н. Институциональное развитие российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации: Монография. — Ростов н/Д, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.