Научная статья на тему 'Финансовая стратегия управления денежными потоками предприятия'

Финансовая стратегия управления денежными потоками предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМ ПОТОКОМ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ / МЕТОДЫ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна

В статье рассматривается финансовая стратегия анализа денежных потоков предприятия (на базе критериев анализа прошедших периодов, выявления источников формирования денежных потоков, распределения прибыли, контроля над осуществлением плана). Раскрывается анализ чистой прибыли денежных потоков, проводится анализ валовой прибыли, определены переменные факторы внешней среды, рассматриваются цели в соответствии с миссией и ситуационными изменениями в деловой среде для эффективного планирования и максимальной оборачиваемости денежных средств. На основании данных общества с ограниченной ответственностью рассматривается финансовая стратегия управления денежными потоками. Управление рассматривается как процесс, направленный на достижение цели предприятия. Рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на функционирование и перспективное развитие предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая стратегия управления денежными потоками предприятия»

УДК 336.64

Борщ Людмила Михайловна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов предприятий и страхования, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Borsh Lyudmila Mihaylovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

FINANCIAL STRATEGY FOR MANAGEMENT OF CASH FLOWS OF ENTERPRISES

В статье рассматривается финансовая стратегия анализа денежных потоков предприятия (на базе критериев анализа прошедших периодов, выявления источников формирования денежных потоков, распределения прибыли, контроля над осуществлением плана). Раскрывается анализ чистой прибыли денежных потоков, проводится анализ валовой прибыли, определены переменные факторы внешней среды, рассматриваются цели в соответствии с миссией и ситуационными изменениями в деловой среде для эффективного планирования и максимальной оборачиваемости денежных средств. На основании данных общества с ограниченной ответственностью рассматривается финансовая стратегия управления денежными потоками. Управление рассматривается как процесс, направленный на достижение цели предприятия. Рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на функционирование и перспективное развитие предприятия.

Ключевые слова: финансовая стратегия, управление денежным потоком, коэффициент эффективности денежных потоков, методы, собственный капитал.

The article examines the financial strategy for analyzing the company's cash flows, based on the criteria for analyzing past periods, identifying sources of cash flow generation, profit distribution, and control over the implementation of the plan. The analysis of the net profit of cash flows is opened, the analysis of gross profit is analyzed, the environmental variables are determined, the objectives are considered in accordance with the mission and situational changes in the business environment for effective planning and maximum cash turnover. Based on the data of a limited liability company, a financial strategy for managing cash flows is considered. Management is seen as a process aimed at achieving the enterprise's goal. The factors of the external environment influencing the functioning and perspective development of the enterprise are considered.

Keywords: financial strategy, cash flow management, coefficient of cash flow efficiency, methods, equity.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая наука о планировании на предприятиях является предметом изучения, который исследуется и анализируется при помощи методов, используемых и применяемых на практике хозяйствующими субъектами. Применение прогнозирования и планирования на предприятии предопределяет его систему хозяйственных отношений. Прежде всего, оно опирается на положения политической экономии, а это дает возможность выработать способы и формы использования экономических законов и закономерностей. Планирование неразрывно связано с организацией эффективного производства. На макроуровне наибольшее применение находит индикативное планирование, на мезоуровне — целевое планирование (программирование), на микроуровне — достаточно детальное планирование действий менеджмента фирмы на оперативный, текущий и перспективный периоды. Методологической основой планирования является программно-целевой подход, предусматривающий необходимость точного формирования целей предприятия или ее подразделений и их согласование с имеющимися или будущими возможностями.

Открытость экономики России, рост объема информационных потоков и высокий уровень конкуренции товаропроизводителей определяет прогнозирование и планирование предприятия как способа формального прогнозированного развития предприятия. Менеджмент предприятия на основе планирования имеет возможность снижения рисков при принятии управленческих решений и позволяет создать единство целей внутри предприятия.

Несмотря на достаточно высокую степень применения планирования, в настоящее время отсутствует установившаяся формулировка самого понятия «планирование». Например, планирование рассматривается как вид, сфера деятельности предприятия по прогнозированию будущего состояния его развития на основе учета, анализа, законов, тенденций развития предприятия. Подчеркивается, что процесс

19

планирования состоит в определении цели, которую предприятие предполагает достичь за некоторый период, а также способов, путей и условий ее достижения.

Планирование в широком понимании определяет процесс принятия на основе систематичной подготовки, управленческих решений, связанных с будущим предприятия. Имеется в виду систематичная постановка целей и подготовка необходимых для их выполнения мероприятий. Планирование в узком смысле определяется как систематизированная подготовка решений, при этом подчеркивается, что основной смысл планирования заключается в повышении эффективности деятельности предприятия путем целевой ориентации и координации всех процессов, выявления рисков, повышения гибкости и адаптивности к изменениям. Планирование рассматривается как: метод осуществления экономической политики предприятия; регулирование; система расчетов по текущему регулированию; совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития объекта планирования те, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов; комплекс мероприятий по переустройству; разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу; вид организационной практики, определяющий новое состояние системы, перспективу ее развития, темп движения, материальные источники; комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением предприятия.

Формирование финансовой стратегии управления денежными потоками предприятия является одним из важных и основных способов прогнозирования и планирования по расширению финансово-экономической деятельности предприятия. Эффективная система управления денежными потоками формирует условия для стабильного развития предприятия, повышая финансовую устойчивость и эффективность оборачиваемости денежных потоков. Поэтому исследование формирования финансовой стратегии управления денежными потоками является важным условием при прогнозировании и составлении стратегического плана развития предприятия в долгосрочной перспективе. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является разработка финансовой стратегии прогнозирования и планирования развития предприятия, анализ эффективного управления денежными потоками предприятия. Именно эффективное управление, инструментом которого является финансовая стратегия, построенная на прогнозировании и планировании, приобретает большую актуальность, так как, с одной стороны, для предприятия открываются новые возможности в развитии, с другой — нивелируются противоречия интересов и повышается эффективность финансовой стратеги как системы управления. РЕЗУЛЬТАТЫ

Существует много подходов к пониманию управления денежными потоками на предприятии, поэтому каждое из определений имеет право на существование.

В нашем понимании денежный поток является движением финансовых средств предприятия, численное значение денежного потока определяет величину притока денежных средств, определяя их оборачиваемость, цикличность, ритмичность, своевременность, ускоряемость по времени оборачиваемости; является важнейшим элементом финансового анализа, определяет потенциал и перспективы развития предприятия [1].

Для того, чтобы составить полную финансовую стратегию управления денежными потоками на плановый период, необходимо разработать и применять несколько важных критериев:

1) произвести анализ денежных потоков прошедшего периода предприятия, т. е. определить причины дефицита или избытка денежных средств для выявления резервов;

2) выявить источники формирования денежных потоков предприятия;

3) проанализировать распределение планируемой прибыли, учитывая источники её формирования и временные критерии;

4) проводить постоянный контроль над осуществлением плана при условии несоответствия из-за различных внешних или внутренних источников информации для максимизации прибыли или минимизации убытков;

5) в случаях отклонений от плана необходимо срочно подготовить вариант его корректировки для максимизации прибыли или минимизации убытков [2].

Без определенного контроля выполнения плана можно допустить или колоссальное поражение, или же получить прибыль и благоразумно распорядиться ею. Например, если предприятие за отчётный период получило прибыль большую, чем ожидалось по плану, то необходимо её инвестировать для получения ещё большей прибыли в следующем отчётном периоде; если же оно получило меньшую долю ожидаемой прибыли, необходим глубокий анализ, корректировка плана, чтобы не создавалась такая тенденция и в дальнейших периодах [3].

20

Для анализа денежного потока предприятия существует два метода: прямой и косвенный. Оба метода основаны на анализе показателей финансовой отчётности («Баланс», «Отчёт о финансовых результата») и «Отчёт о движении денежных средств предприятия»).

Прямой метод анализа денежного потока предприятия заключается в исследовании «Отчета о прибылях и убытках» сверху вниз, в целом — это аналитика оттока и притока денежных средств по статьям баланса, в основе которых стоит выручка [4].

Косвенный метод же позволяет проанализировать поток денежных средств более детально, увидеть зависимость чистой прибыли предприятия от разных видов деятельности отдельно. Этот метод противоположен прямому методу, исследование отчёта о прибылях и убытках начинается снизу. Наши исследования проводились на основании предприятия «Взлет» (в дальнейшем — предприятие), все данные для анализа экономической деятельности предприятия были взяты из финансовой отчётности за 2014— 2016 годы (а именно формы № 1 «Баланс» и формы № 2 «Отчёт о финансовых результатах», а также «Отчёт о прибылях и убытках»).

По методу исчисления выделяют чистый денежный поток и валовый денежный поток, т. е. общий, но для анализа в основном берётся именно чистый денежный поток [4].

Следует отметить, что чистый денежный поток в отличие от финансовой деятельности рассчитывается только прямым методом. И вывод по результатам очень прост: если выручка больше расходов, то будет приток, если наоборот — значит отток.

Чистый денежный поток находится по формуле:

ЧДПп = ЧДПо + ЧДПи + ЧДПф, (1)

где ЧДПп — общая сумма денежных потоков предприятия в рассматриваемом периоде; ЧДПо — сумма денежного потока предприятия от операционной деятельности; ЧДПи — сумма денежного потока предприятия от инвестиционной деятельности; ЧДПф — сумма денежного потока предприятия от финансовой деятельности [4].

Анализ денежных потоков позволяет выявить источники поступлений, определить общую сумму потока за определенный период, сумму потока для предприятия от инвестиционной и финансовой деятельности.

При помощи вертикального метода проведем анализ чистой прибыли (убытка) денежных потоков предприятия. Для этого возьмем данные, которые влияют на общие экономические показатели предприятия, величину чистой прибыли и денежные потоки за 2014, 2015 и 2016 годы (табл. 1).

Таблица 1. Анализ чистой прибыли (убытка) и денежные потоки предприятия за 2014-2016 годы, тыс. руб. *

Показатели Ед. изм 2014 2015 2016 Отклонение Отклонение

Абс. % Абс. %

1 2 3 4 = 2- 1 5 = 2 / 1 6 = 3- 2 7 = 3 / 2

1. Выручка от реализации тыс. ру& 12150 15507 7910 -438 -4 -3802 -32

2. Себестоимость реализации тыс. ру& 6423 5700 4013 -723 -11 -1687 -30

3. Валовая прибыль тыс. ру& 5727 6012 3897 +285 +5 -2115 -35

4. Коммерческие расходы тыс. руб. 81 1239 842 +1158 +53 -397 -32

5. Управленческие расходы тыс. ру& 4854 5136 7022 +282 +6 +1886 +37

6. Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 792 -363 -3967 -1155 -146 -3604 -89

7. Чистая прибыль тыс. ру& 864 116 7218 -777 -90 +7102 +522

8. Чистая рентабельность от продаж % 7,11 0,75 91,3 Х -6,36 Х +90,5

9. Прочие доходы тыс. ру& 521 602 4176 +81 +1,16 +3574 +6,94

10. Чистый денежный поток тыс. ру& 12671 16109 12086 +3438 +1,27 -4023 -1

* Рассчитано автором

21

Чистая рентабельность = чистая прибыль / выручка х 100; Чистый денежный поток = выручка + прочие доходы [3].

В 2016 году основной деятельностью предприятия является сдача в аренду имущества филиалов, поэтому можно сделать вывод, что выручка от реализации предприятия снизилась (рис. 1).

тыс. руб. 20000 -|

■2014 год

-2015 год

-2016 год

15000 "

10000 -

5000 -

-5000 -1

л &

га л

Рис. 1. Анализ чистой прибыли (убытка) и денежные потоки предприятия за 2014-2016 годы, тыс. руб. (Составлено автором)

Рассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности предприятия на 2016 год:

Кабс = 9552 / 25288 = 0,38.

Коэффициент эффективности денежных потоков:

КэфДП = 9552 / 25288 = 0,38.

Коэффициент рентабельности положительного денежного потока:

Крп ДП = 7218 / 9500 = 0,76.

Коэффициент рентабельности чистого денежного потока:

Кр ЧДП = 7218 / 9552 = 0,756.

Коэффициент абсолютной ликвидности < 0,5 и больше, чем 0,2 — это говорит о том, что денежные средства используются рационально. Однако имеющимися денежными средствами можно покрыть 37 % краткосрочных обязательств предприятия.

Рассмотрим подробный анализ валовой прибыли предприятия за 2015 и 2016 года в таблице 2.

ДВП = 7910 - 5700 = +2210 тыс. руб. — влияние снижения себестоимости за предыдущий и предшествующий предыдущему годам [3].

В результате: 3897 - 2210 = 1687 тыс. руб.

2210 - 6012 = -3802 тыс. руб.

Таблица 2. Анализ валовой прибыли предприятия за 2015 и 2016 годы, тыс. руб. *

Показатель 2015 2016 Отклонение

Абс. %

Выфучка, тыс. руб. 15507 7910 -7597 -49

Себестоимость, тыс. руб. 5700 4013 -1687 -30

Валовая прибышь, тыс. руб. 6012 3897 -2115 -35

* Составлено автором

Общая сумма отклонений: 1687 - 3802 = -2115 тыс. руб.

Это означает, что валовая прибыль предприятия в 2016 году уменьшилась на 2115 тыс. руб. из-за снижения выручки на 7597 тыс. руб., но она также увеличилась на 30 %

22

0

за счёт снижения себестоимости на 1687 тыс. руб. Если бы выручка осталась на том же уровне, то валовая прибыль составила бы 7699 тыс. руб., что на 1687 тыс.руб. больше, чем в 2015 году. Согласно данным таблицы 2, выручка снизилась на 32 %, а себестоимость — на 30 %. Отсюда следует, что резервом для предприятия является снижение себестоимости на 2 %. Обращаясь к данным таблицы 1, можно сделать ещё такие выводы, что коммерческие расходы в 2016 году снизились на 397 тыс. руб., что является благоприятным фактором для предприятия. А вот управленческие расходы, напротив, увеличились на 1886 тыс. руб., что обусловлено повышением суммы амортизации и другими факторами, что негативно повлияло на экономическую деятельность предприятия. Проанализировав вышеприведённые факторы, можно сделать вывод, что в 2016 году предприятие понесло убытки от основной деятельности, так как расходы превысили доходы (они составили 3604 тыс. руб.). Также в 2016 году чистый денежный поток уменьшился на 4023 тыс.руб. в сравнении с 2015 годом. К тому же сократился денежный поток от основной деятельности на 2115 тыс. руб. Чистый денежный поток остался на приемлемом уровне только благодаря доходам от прочей деятельности — инвестиционной и финансовой.

Прочие доходы предприятия в 2016 году увеличились на 41132 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом. Можно также заметить, что прочие доходы организации с каждым годом увеличиваются, и именно это позволяет предприятию работать и получать прибыль от разных видов деятельности. Например, в прочие доходы входят такие доходы: возмещение арендаторами сумм за пользование электроэнергией, плата за землю, продажа нефтепродуктов, а также их хранение и другое [5]. Прочие расходы также увеличились на 15599 тыс. руб. параллельно с прочими доходами, но стоит отметить, что эти расходы составляют лишь 38 % в сумме прочих доходов, что является хорошим показателем для предприятия.

В общем, чистая прибыль предприятия на 2016 год составила 7218 тыс. руб., что больше, чем в 2015 году, на 7102 тыс. руб. Подведя итоги можно сказать, что это произошло в результате увеличения дохода от других видов деятельности, сокращения коммерческих расходов и снижения себестоимости реализации. Все эти факторы положительно отразились на финансовом состоянии предприятия. Однако, что касается денежных потоков, необходимо их правильное, экономически обоснованное распределение. Неблагоприятно повлияли на деятельность предприятия такие факторы, как уменьшение выручки от реализации, увеличение управленческих расходов, увеличение расходов на оплату труда и сумм амортизационных отчислений [6]. Для увеличения чистой прибыли денежных потоков предприятия были выявлены такие резервы: снижение себестоимости на 2 %; увеличение выручки (именно сдать в аренду ещё один филиал (+32 %); снизить управленческие расходы путём дооценки основных средств, что, в свою очередь, снизит сумму амортизационных отчислений; уменьшить прочие расходы на 15599 тыс. руб. При таких условиях чистая прибыль предприятия составит 35807 тыс. руб., т. е. увеличится на 309 %.

Рассмотрев экономическую характеристику предприятия, мы выяснили, что чистая прибыль и денежные потоки предприятия динамично растут, однако влияние на этот прогресс оказывает не основная деятельность, а прочая. Это видно в таблице 1, где определены резервы эффективности работы предприятия: снижение себестоимости реализации, а также сдача в аренду всех филиалов и неэксплуатиру-емых автозаправочных станций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление представляет собой процесс, направленный на достижение целей организации. К сожалению, в науке нет единого определения понятия «управление на достижение цели любым способом» [1]. Одни под управлением понимают организацию целенаправленных действий, другие — процесс перевода системы в новое состояние, третьи считают, что управление — это часть хозяйственного руководства, которое, наряду с непосредственно управлением, включает в себя планирование, прогнозирование и контроль на предприятии и производстве. В любом случае процесс управления представляет собой ряд последовательных управленческих действий по решению конкретных производственных или социальных задач [6].

Анализ и прогноз развития факторов внешней среды предприятия (рис. 2), которые могут влиять на его развитие, обеспечивает системный и ситуационный подход в рассмотрении предприятия как целостности, состоящей из взаимосвязанных переменных внутренней среды, находящихся под воздействием внешних факторов. Разработка конкретных, реальных и понятных исполнителям мероприятий по изменению качественных и количественных характеристик внутренних переменных обеспечивает тем самым новое состояние системы, соответствующее планируемым целям.

Соблюдение указанных характерных моментов позволяет обеспечить приложение усилий всех служб и подразделений предприятия в направлении общих целей, поставленных стратегическим планом, и ресурсов, необходимых для того, чтобы это сделать. В общем случае этапы и последовательность решения задач путем планирования следующие:

• уточнение целей в соответствии с миссией и ситуационными изменениями в деловой среде;

• анализ внешней среды;

• управленческое исследование внутренних сильных и слабых сторон;

23

Рис. 2. Переменные факторы внешней среды предприятия (Составлено автором)

• разработка возможных альтернатив развития и выбор оптимального варианта достижения уточненных целей;

• разработка стратегии, тактики, политики, процедур и правил, обеспечивающих выполнение выбранного варианта;

• разработка последовательности конкретных и реальных мероприятий с указанием исполнителей, сроков выполнения и бюджетов, необходимых для реализации намеченного;

• контроль реализации намеченных мероприятий и выработка корректирующих воздействий;

• оценка результатов соответствия запланированных целей и обеспечение обратной связи на всех этапах выполнения мероприятий.

Планирование управления денежными потоками является самым необходимым, так как деятельность предприятия нацелена на получение прибыли. Для этого нужно эффективно распланировать, как будет лучше расходовать полученные денежные средства для их максимальной оборачиваемости [3].

Целями планирования денежных потоков на предприятии являются:

1) избежание банкротства;

2) платежеспособность предприятия;

3) анализ чистой прибыли и денежных средств для расчёта финансовой устойчивости;

4) самофинансирование.

Составление плана поступлений и расходования денежных средств предприятия может основываться как на существующих финансово-хозяйственных операциях, так и на планируемых.

Разрабатывается план с опорой на конкретные цели:

• для нормального функционирования предприятия необходимо определить конкретное количество денежных средств, которые будут поступать и уплачиваться;

• привлечь денежные средства и рационально их распределять;

• составить календарный план поступлений и расчётов.

Отметим, что при составлении плана необходимо помнить, что возможен временной сдвиг, а также бывают как постоянные, так и переменные затраты.

Основная формула в плане денежных поступлений:

Прдн = Пд - Вд, (2)

где Прдн — прирост денежной наличности; Пд — денежные поступления; Вд — выплаты денежной наличности.

При выявлении недостатка денежных средств руководством принимаются меры для предупреждения негативного финансового воздействия. Для таких целей и составляется карта движения наличных денег (табл. 3).

Основной целью планирования притока и оттока денежных средств на предприятии является прогнозирование чистой и валовой прибыли предприятия, его платежеспособности на всех этапах планового периода.

24

Таблица 3. Карта движения наличных денег, тыс. руб. *

Январь Февраль Март Апрель Май

1. Продажа (услуги) 8000 8000 8000 8000 8000

2. Переменные затраты 3000 3000 3000 3000 3000

3. Постоянные затраты 1000 1000 1000 1000 1000

4. Заработная плата 1000 1000 1000 100- 1000

5. Наличные деньги (продажа - расходы) 3000 6000 9000 12000 15000

6. Потребность в овердрафте нет нет нет нет нет

* Составлено на основании произвольных данных [3]

Последовательность составления плана притока и оттока денежных средств на предприятии должна быть следующая:

1) расчёт поступлений и затрат предприятия на определенный период по основной деятельности;

2) расчёт плановых поступлений и затрат по инвестиционной деятельности;

3) расчёт плановых поступлений и затрат по финансовой деятельности, которая призвана финансировать извне источники инвестиционной и оперативной деятельности;

4) прогноз валовых и чистых денежных потоков, а также остатки на счетах наличности [3].

Прогнозирование денежных потоков базируется в основном на плане, т. е. на таких операциях,

которые уже имеют место в хозяйственной деятельности предприятия.

Методика прогнозирования денежных потоков преследует следующие цели:

1) расчёт притока денежных средств в прогнозируемом периоде;

2) расчёт оттока денежных средств в прогнозируемом периоде;

3) расчёт чистого денежного потока;

4) выявление необходимости краткосрочного финансирования.

Прогнозирование происходит в несколько этапов.

I этап. Определение доли выручки за реализованную продукцию (оказанную услугу) с помощью балансового (цепного) метода, с расчетом денежных поступлении и изменении дебиторской задолженности:

ДЗнп + ВР = ДП + ДЗкп, (3)

где ДЗнп — дебиторская задолженность на начало периода; ВР — выручка от реализации; ДП — денежные поступления за данный период; ДЗкп — дебиторская задолженность на конец периода.

II этап. Предполагает своевременное погашение краткосрочной кредиторской задолженности. Хотя её можно погасить и позже. Другими словами, исследуются оттоки денег из предприятия. К краткосрочным обязательствам относят: кредиторскую задолженность, уплату налогов, выплату заработной платы, дивиденды и прочее [3].

III этап. Определение чистого денежного потока (положительного или отрицательного). На основании полученных данных определяется, нуждается ли предприятие в краткосрочном займе.

В международной практике используют следующие методы определения денежных потоков от будущих операций:

1) метод капитализации дохода (применяется, если предприятие стабильно функционирует и будущие доходы известны, так как они будут равны текущим);

2) метод дисконтирования чистых денежных поступлений (отражает будущую прибыльность денежных потоков, что интересно при привлечении инвестиций).

Таким образом, при прогнозировании можно определить:

1) что ожидает наличность предприятия в будущем;

2) необходимо ли предприятию привлекать кредиты;

3) как обращаться с наличностью, инвестировать или накапливать.

Предпосылки для составления плана на 2017-2020 гг.

Мелкий опт.

После перевода предприятия в категорию до 1000 тонн в конце 2016 года планируется организовать реализацию продукции мелким оптом. Объемы реализации рассчитаны исходя из продаж продукции в 2015 году с учетом периода «наращивания» (наработка клиентской базы): 1 кв. 2017 = 30 % от 1 кв. 2015; 2 кв. 2017 = 50 % от 2 кв. 2015; 3 кв. 2017 = 70 % от 3 кв. 2015; 4 кв. 2017 = 4 кв. 2015 г. 20182020 гг. = 2015 г.

Маржа мелкого опта (2 тыс. руб. / тонн) рассчитана на основании проведённого мониторинга цен закупки и продажи в Республике Крым за период январь-сентябрь 2015 г.

Покупку сырья планируется осуществлять на международной товарно-сырьевой бирже и у локальных поставщиков.

25

До конца 2016 года предлагается передать в аренду три имущественных комплекса-филиала. Это позволит получить экономию переменных затрат (ФОТ, охрана и др.) в сумме 3,1 млн рублей, а также дополнительный доход в виде арендных платежей в сумме 170 млн руб. ежегодно.

Оказание транспортных услуг планируется обеспечить грузовым транспортом. Предусмотрено оказание услуг в виде хранения. Планируется продажа двух имущественных комплексов филиалов [5], что позволит сократить расходы на персонал, отчисления по аренде земли и ликвидирует нарушения и несоответствия, выявленные в ходе проверки финансовой службой. Цены по реализации филиалов формировались из найденных в открытых источниках данных и будут скорректированы в процессе продажи.

В стратегическом планировании развития предприятия всегда предусматривается мотивация для руководства и персонала предприятия. Многие считают, что самой главной мотивацией для сотрудников и руководителей являются премиальные выплаты, однако с этим можно поспорить. Если работникам постоянно выплачивать премиальные, то качество работы не улучшится, работник будет воспринимать это как должное. А вот штрафование за нарушение дисциплины вовсе может лишить какой-либо мотивации. Для мотивирования руководителю необходимо найти особый подход. Предприятие объединяет деятельность группы людей для достижения общей цели или набора взаимосвязанных целей. В соответствии с законами предприятие является основным организационным звеном народного хозяйства. Для реализации целей предприятия задачи подразделений и служб координируются посредством горизонтального и вертикального разделения труда.

Горизонтальное разделение труда предполагает группирование частей общей работы на составляющие специализированные задания. При таком разделении образуют подразделения, выполняющие специфические, конкретные задания и добивающиеся определенных подцелей, связанных с общей целью.

Вертикальное разделение труда предполагает обеспечение координации действий подразделений, тем самым достигается отделение работы по координации от самих действий.

Подобное разделение позволяет обеспечить целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, что можно определить как собственно управление.

Управление, обеспечивая создание продукта (товара или услуги), можно представить как деятельность, которая направлена на формирование: нового состояния предприятия; соответствующего производства; устойчивого положения процесса производства. Специфическими видами (функциями) организационной практики современного менеджмента является планирование, организация, мотивация, контроль. Неотъемлемой частью менеджмента является обратная связь, необходимость которой поясняется следующим.

Предприятие является открытой системой, состоящей из ряда взаимосвязанных подсистем, получающих ресурсы из внешней среды, обрабатывающих их и выдающих товары и услуги во внешнюю среду. Наличие взаимосвязи между подразделениями предприятия, предприятием и окружающей средой требует системного подхода к управлению предприятием. Постоянные изменения во внутренней и внешней среде предприятия требуют применения к управлению ситуационного подхода [7], поскольку системный и ситуационный подходы должны быть учтены в методах и способах координации деятельности предприятия. Наличие постоянной обратной связи, осуществляемой через контроль результатов деятельности, является непременным условием достижения целей. В дополнение к процессному, системному и ситуационному подходу при планировании используют количественные методы — построение моделей и исследование операций [8].

Основные мотивации для руководителей должны быть следующими:

1) чётко поставленная цель, которая должна быть выполнима, разъяснена, на пути к которой можно воспользоваться всеми необходимыми инструментами и ресурсами. Хотим заметить, что лучше не делать чётких установок, как именно нужно достигнуть поставленной цели, потому что каждый руководитель должен «творить»;

2) взаимопомощь между высшим руководством и руководителями подразделений. Всегда нужно помнить, что хорошая атмосфера в коллективе — это залог хорошей производительности;

3) соперничество — это одна из самых важнейших и действенных мотиваций для каждой категории рабочих и служащих;

4) «человеческий фактор». Многие руководители считают, что работники должны в рабочее время исключительно работать, не отвлекаясь ни на какие личные проблемы. На наш взгляд, каждому без исключения нужно иногда понимание. Это может стать одной из самых лучших мотиваций;

5) разработать систему архитектурного построения для поощрения каждой категории сотрудников [8]. Для любого руководителя или даже простого рабочего очень важно доверие высшего руководства. Это заставляет делать свою работу ещё лучше и качественней. Конечно, можно отличившихся работников поощрить премией, что также может стать мотивацией для других [9].

26

Для того чтобы составить правильную финансовую стратегию управления денежными потоками на плановый период, необходимо изучить несколько важных критериев: проанализировать денежный поток прошедшего периода предприятия, т. е. определить причины дефицита или избытка денежных средств для выявления резервов; выявить источники формирования денежных потоков предприятия; правильно распределить планируемую прибыли. Для максимизации прибыли и минимизации убытков необходимо учитывать источники формирования прибыли, временные критерии; контроль над осуществлением плана мгновенной корректировки при условии несоответствия из-за различных внешних или внутренних факторов.

Процесс управления финансовым состоянием предприятия представляет собой ряд последовательных управленческих действий по решению конкретных производственных или социальных задач. Для анализа денежного потока предприятия существует два метода: прямой и косвенный [10].

Методикой анализа хозяйственных операций является эффективность денежных потоков (потоков платежей) в сравнении с настоящей стоимостью по приобретению активов в собственность за счет собственного капитала; приобретение активов в собственность за счет долгосрочного банковского кредита [11].

Проанализировав вышеприведённые факторы можно сделать вывод, что в 2016 году предприятие понесло убытки от основной деятельности, так как расходы превысили доходы.

Целями планирования денежных потоков на предприятии являются: выявление рисков; избежание банкротства; контроль и управление платежеспособностью предприятия; анализ чистой прибыли и денежных средств для расчёта финансовой устойчивости; самофинансирование. ВЫВОДЫ

Процесс управления финансовым состоянием предприятия представляет ряд последовательных управленческих решений, главной целью которых является планирование притока и оттока денежных средств на предприятии, прогнозирование получения чистой и валовой прибыли, его платежеспособности на всех этапах планового периода.

Прогнозирование денежных потоков базируется в основном на плане, т. е. на таких операциях, которые уже имеют место в хозяйственной деятельности предприятия. При прогнозировании можно определить: движение наличности предприятия в будущих периодах; целесообразность по привлечению кредитов предприятию; обращение наличности (инвестирование или модернизация).

Последовательность составления плана притока и оттока денежных средств на предприятии должна быть следующая: расчёт поступлений и затрат предприятия на определенный период по основной деятельности; расчёт плановых поступлений и затрат по инвестиционной деятельности; расчёт плановых поступлений и затрат по финансовой деятельности, которая призвана финансировать извне источники инвестиционной и оперативной деятельности; прогноз валовых и чистых денежных потоков, а также остатки на счетах наличности. Составление плана поступлений и расходования денежных средств предприятия может основываться как на существующих финансово-хозяйственных операциях, так и на планируемых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атрощенко Е.И. Инновации как фактор экономического роста Российской Федерации / Е.И. Атрощенко, Л.М. Борщ // Проблемы развития финансовой системы государства в условиях глобализации: Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Симферополь: ИП Корниенко, 2016. — С. 16-18.

2. Региональная экономика Крыма: точки роста : монография / Л.М. Борщ и др.; М-во образования и науки РФ, Инт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крым. федер. ун-т им. В.И. Вернадского», Обществ. орг. РК «Науч.-инновац. центр». — Симферополь: ООО «Антиква», 2017. — 284 с.

3. Борщ Л.М. Финансовое прогнозирование и планирование (учеб. пособие-практикум) / Л.М. Борщ; ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». — Симферополь: ООО «Антиква», 2017. — 258 с.

4. Гук О.А. Особенности развития рекреационно-туристического потенциала Республики Крым / О.А. Гук, Д.Д. Буркальцева // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент: Сборник материалов Третьей научно-практической конференции. — Симферополь: ООО «Антиква», 2016. — С. 21-24.

5. Модели и информационные системы современной экономики : монография / Н.В. Апатова, О.В. Бойченко, С.В. Герасимова и др.; под ред. Н.В. Апатовой. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. — 554 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Куссый М.Ю. Анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.Ю. Куссый, В.В. Павлов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 2 (31). — С. 49-55.

7. Нехайчук Ю.С. О мерах по улучшению финансового состояния предприятий и преодолению влияния финансового кризиса на реальный сектор экономики / Ю.С. Нехайчук // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2008. — № 1 (1). — С. 24-26.

8. Герасимова С.В. Архитектурный подход к моделированию коммерческой деятельности предприятия / С.В. Герасимова, В.В. Нечай // Культура народов Причерноморья: научный журнал. — 2014. — № 276. — С. 185-189.

9. Воробьев Ю.Н. Финансовая стратегия предприятия: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева, Н.В. Ильиных. — Симферополь: Таврия, 2006. — 118 с.

27

10. Блажевич О.Г. Управление денежными потоками в организации / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — N° 1 (30). — С. 12-18.

11. Блажевич О.Г. Оценка состава, структуры и эффективности использования денежного потока на предприятии / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 2 (31). — С. 21-26.

SPISOK LITERATURY

1. Atroshchenko Ye.I. Innovatsii kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossiyskoy Federatsii / Ye.I. Atroshchenko, L.M. Borshch // Problemy razvitiya finansovoy sistemy gosudarstva v usloviyakh globalizatsii: Sbornik trudov KHVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. — Simferopol': IP Korniyenko, 2016. — S. 16-18.

2. Regional'naya ekonomika Kryma: tochki rosta : monografiya / L.M. Borshch i dr.; M-vo obrazovaniya i nauki RF, In-t ekonomiki i upravleniya FGAOU VO «Krym. feder. un-t im. V.I. Vernadskogo», Obshchestv. org. RK «Nauch.-innovats. tsentr». — Simferopol': OOO «Antikva», 2017. — 284 s.

3. Borshch L.M. Finansovoye prognozirovaniye i planirovaniye (ucheb. posobiye-praktikum) / L.M. Borshch; FGAOU VO «Krymskiy federal'nyy universitet imeni V.I. Vernadskogo». — Simferopol': OOO «Antikva», 2017. — 258 s.

4. Guk O.A., Burkal'tseva D.D. Osobennosti razvitiya rekreatsionno-turisticheskogo potentsiala Respubliki Krym / O.A. Guk, D.D. Burkal'tseva // Sovremennyy gostinichno-restorannyy biznes: ekonomika i menedzhment: Sbornik materialov Tret'yey nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol': OOO «Antikva», 2016. — S. 21-24.

5. Modeli i informatsionnyye sistemy sovremennoy ekonomiki : monografiya / N.V. Apatova, O.V. Boychenko, S.V. Gerasimova i dr.; pod red. N.V. Apatovoy. — Simferopol': DIAYPI, 2015. — 554 s.

6. Kussyy M.Yu. Analiz i planirovaniye finansovo-khozyaystvennoy deyatel'nosti predpriyatiya / M.Yu. Kussyy, V.V. Pavlov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 2 (31). — S. 49-55.

7. Nekhaychuk Yu.S. O merakh po uluchsheniyu finansovogo sostoyaniya predpriyatiy i preodoleniyu vliyaniya finansovogo krizisa na real'nyy sektor ekonomiki / Yu.S. Nekhaychuk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2008. — № 1 (1). — S. 24-26.

8. Gerasimova S.V. Arkhitekturnyy podkhod k modelirovaniyu kommercheskoy deyatel'nosti predpriyatiya / S.V. Gerasimova, V.V. Nechay // Kul'tura narodov Prichernomor'ya: nauchnyy zhurnal. — 2014. — № 276. — S. 185-189.

9. Vorobyov Yu.N. Finansovaya strategiya predpriyatiya: uchebnoye posobiye / Yu.N. Vorobyov, E.I. Vorobyova, N.V. Il'inykh. — Simferopol': Tavriya, 2006. — 118 s.

10. Blazhevich O.G. Upravleniye denezhnymi potokami v organizatsii / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 1 (30). — S. 12-18.

11. Blazhevich O.G. Otsenka sostava, struktury i effektivnosti ispol'zovaniya denezhnogo potoka na predpriyatii / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 2 (31). — S. 21-26.

Статья поступила в редакцию 8 января 2018 года Статья одобрена к печати 23 января 2018 года

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.