Научная статья на тему 'Финансовая система Евросоюза: испытание кризисом'

Финансовая система Евросоюза: испытание кризисом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ЕВРО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленников Аркадий Африканович, Антюшина Наталия Михайловна, Кондратов Дмитрий Игоревич

Авторы сосредоточили своё внимание на некоторых вопросах финансовой политики Евросоюза в связи с мировым финансовым кризисом. Даётся обзорный анализ предшествовавшей финансовой политики, отмечаются сильные стороны финансовой политики и существующие проблемы. Излагаются альтернативные методы макроэкономического регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая система Евросоюза: испытание кризисом»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Аркадий МАСЛЕННИКОВ Наталия АНТЮШИНА, Дмитрий КОНДРАТОВ,

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЕВРОСОЮЗА: ИСПЫТАНИЕ КРИЗИСОМ

Авторы посвящают эту статью памяти учёного, недавно ушедшего от нас, - члена-корреспондента РАН, лауреата Государственной премии СССР, доктора экономических наук Владимира Никитовича Шенаева, специалиста в области денежно-кредитной политики и международных валютно-финансовых отношений. Перу В.Н. Шенаева принадлежат пять фундаментальных монографий: "Банки и кредит в системе финансового капитала" (1973), "Кризис социального хозяйства -теория и действительность" (1973), "Особенности экономического развития Западной Европы" (1993), "Деньги, валюта и платежный бизнес баланс" (1996), "Денежная и кредитная система России" (1998). В.Н. Шенаев опубликовал свыше 200 научных статей, аналитических докладов и других научных работ. Им написаны разделы в 52 коллективных монографиях и учебниках. Исследовательский опыт Шенаева будет и в дальнейшем востребован новыми поколениями учёных.

Европа и прежде всего её экономическое ядро Европейский Союз, оказалась регионом наиболее тяжело пострадавшим от мирового финансового кризиса, начавшегося в США в конце 2007 года. Тесные финансовые связи между

© Масленников Аркадий Африканович - к.э.н., главный научный сотрудник

Института Европы РАН. E-mail: ieras@mail.ru Антюшина Наталия Михайловна - к.э.н., ведущий научный сотрудник

Института Европы РАН. E-mail: namiant@list.ru Кондратов Дмитрий Игоревич - к.э.н., старший научный сотрудник Института

Европы РАН. E-mail: ieras@mail.ru

Ключевые слова: Евросоюз, Европейский центральный банк, государственный долг,

бюджетный дефицит, интернализация евро. американскими и европейскими странами, переплетение фондовых рынков, огромные объёмы взаимной торговли и инвестиций (ЕС и США являются главными партнёрами друг для друга как в том, так и в другом роде деятельности), наконец, взаимозависимость и соперничество в сфере взаимоотношений между долларом и евро - всё это сделало Европу первым и главным объектом кризисных потрясений за пределами национальных границ США.

Антикризисные меры

Осуществление антикризисных мероприятий, особенно пополнение ликвидности для обеспечения денежного обращения и облегчения кредитной задолженности банков, хотя и продиктовано благими намерениями государства, а также поддержание экономического роста и удовлетворение социальных потребностей населения могут иметь весьма неоднозначные последствия. Такая политика ведёт к созданию инфляционного давления на экономику, динамику валютных курсов и в конечном счёте к тому, что в современной экономической литературе носит название валютных войн.

Уже с первых месяцев 2008 года, когда мировой кризис начал втягивать в себя евросистему, её правительства стали одно за другим возводить на пути кризиса валютно-финансовые барьеры. Помогло это не очень. Хуже того, единая европейская валюта начала обесцениваться не только по отношению к доллару США, но и к таким валютам, как английский фунт, японская йена и китайский юань. Так, с ноября 2009 по июнь 2010 года евро упал - по данным Европейского центрального банка - против доллара с 1,5 до 1,2.

В дальнейшем роли во многом поменялись. Весьма шаткое положение американской экономики, несмотря на новые многомиллиардные инъекции администрации Обамы, сделанные с целью поддержки внутреннего производства, породили во всем мире настроения, близкие к панике. Доллар начал девальвироваться, способствуя экспансии американских корпораций на мировых рынках и создавать дополнительные трудности для их конкурентов, прежде всего для Европы и Японии.

Кризис - явление многогранное, пишет известный экономический обозреватель Дмитрий Адамидов, разные его аспекты можно описывать достаточно долго. Но если упростить, суть нынешнего кризиса в том, что население "золотого миллиарда" жило не по средствам. "Общество потребления" потребляло существенно больше, чем могло себе позволить. Это в конечном итоге привело к разбалансированию как государственных финансов (что выразилось в хроническом бюджетном дефиците), так и личных финансов.

Число физических лиц ежегодно объявляющих себя банкротами в США и ЕС, исчисляется несколькими миллионами.

Если обратиться к государственным финансам, то окажется, что за последние 30 лет отношение госдолга к ВВП в мире с 35-50% выросло в среднем до 90-100%. Абсолютно все государства последние 30 лет тратили больше, чем собирали налогов, образовав долговую пирамиду. Наибольший вклад в этот процесс внесли США и ЕС: по состоянию на середину 2009 года в первой двадцатке стран с наибольшим внешним долгом оказались только две азиатские страны - Япония и Тайвань.

Продолжающаяся обостряться задолженность означает, что ЕС ждут новые потрясения. Вспомним недавний кризис в Греции. Греция, конечно, виновата, но она, между прочим, находится где-то в конце второго десятка среди крупнейших стран-должников. На первом месте в этом списке стоит Ирландия, где соотношение "внешний долг/ВВП" составляет в два с половиной раза выше, чем у Греции (416% против 167%).

Всё в этом процессе довольно просто. Сначала США печатают деньги, и начинается фаза удешевления доллара. Как следствие, иена и евро дорожают, экспортёры начинают угрожать правительствам и ЕЦБ. Банк Японии и Банк Англии включают печатный станок. Курсы опять выравниваются до исходного уровня, но деньги - уже в экономике, и через год это даёт о себе знать: растут темпы инфляции, падает производство, начинает увеличиваться безработица. Значит европейцам и их правительствам нужно принимать срочные меры для защиты своих экономик, что и происходит в действительности.

Так, экономический рост в странах ЕС с середины 90-х до 2000-х годов, составлявший в среднем 2,7% в год, с 2002 по 2007 год снизился до 2,2%, а начавшийся мировой финансовый кризис внёс существенную корректировку в дальнейшее уменьшение ВВП. С 2008 по 2009 год произошло сокращение валового выпуска государств Евросоюза на 4,5%. Уменьшение совокупного продукта к соответствующему периоду предыдущего года составило 4,9%. Ожидается, что совокупный спрос увеличится в 2010 году всего на 1,0% к предшествующему году. Основной вклад в падение ВВП внесло сокращение инвестиций в реальный сектор. Что, в свою очередь, привело к тому, что индекс промышленного производства в 2009 году опустился до уровня начала 1998 года, составив 89,8% (2005=100). Безработица в 2009 году составила 8,9% от экономически активного населения, что практически на три процентных пункта выше, чем в 2008 году.

В этой ситуации центральным банкам развитых стран Европы и пришлось принимать экстраординарные меры. Однако потребовалось немало времени для возобновления притока капиталовложений. Насколько быстро европейская и мировая экономика в целом смогла восстановиться от глобального удара, во многом зависел именно от действий европейских центральных банков, от

эффективности их денежно-кредитной политики, опирающейся на единую валюту - фактор, который сыграл свою позитивную роль, поскольку раньше, в докризисный период, трудности Сообщества преодолевались ещё в условиях существования самостоятельных национальных валют.

Экономические циклы

Каковы же конкретные последствия экономического кризиса и ожидаемые перспективы развития Евросоюза в посткризисный период? Чтобы ответить на этот вопрос полезно присмотреться к макроэкономическим процессам, которые наблюдались во второй половине XX - начале XXI века.

Индексы экономического роста стран Евросоюза показывают разную динамику по десятилетиям. Среднегодовое изменение реального ВВП этой группировки в целом в 1970-1980 годах составляло 4,16%, в 1980-1990 годах -2,16%, в 1990-2000 годах - 2,09%, в 2000-2009 годах снизилось - до 1,28%. Такая неутешительная динамика имеет свои причины.

Первоначальный экономический рост ориентировался на расширение традиционной базы европейского хозяйства - отраслей тяжёлой промышленности. Однако спустя несколько лет эти отрасли исчерпали возможности ускоренной модернизации. С замедлением их развития стали снижаться и общие темпы роста экономики, так как новые наукоёмкие производства и инфраструктура ещё не заняли надлежащего места в хозяйственной структуре этих стран. Началось резкое снижение темпов экономического развития, сопровождавшееся в отдельные периоды абсолютным падением валового внутреннего продукта группировки. С 1970 по 2009 год Евросоюз пережил пять экономических циклов, сопровождавшихся глубокими потрясениями, когда многие европейские трудности перерастали в мировые проблемы. Это происходило прежде всего в таких сферах, как энергетика, природно-сырьевые ресурсы, экология, денежно-кредитные и валютные отношения.

Первый циклический кризис начался в 1974-1975 годах. Он характеризовался тем, что в ходе его углубления спад в промышленности сочетался с трудностями в денежно-кредитной и валютной политике. Второе замедление темпов экономического роста произошло в 1981-1983 годах, как следствие резкого скачка цен на нефть в 1981-1982 годах, когда они были повышены государствами ОПЕК сразу в два раза. Это было связано с сокращением добычи углеводородного сырья после начала войны между Ираком и Ираном. Третий цикл датируется 1993 годом, когда проявились экономические трудности в связи с объединением Германии, а также с повышением цен на энергоносители из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке. В это время развитые страны Европы находились в состоянии

депрессии и стагнации. В четвёртый раз кризис поразил экономику Евросоюза в 2003 году. Тогда страны Европейского Союза снова стали жертвами роста нефтяных цен в связи с событиями в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Задача для стран Евросоюза осложнялась тем, что им в этот период пришлось решать несколько проблем, поставленных Маастрихтскими соглашениями, которые установили весьма жёсткие нормы в области денежно-кредитной и валютной политики.

Пятый кризис, начавшийся в Европе в 2008 году, - самый тяжёлый в послевоенной истории континента. С I квартала 2008 года по II квартал 2009 года произошло абсолютное сокращение ВВП государств Евросоюза на 4,4%, а по отношению к соответствующему периоду предыдущего года - 4,9%. Основным фактором падения ВВП стало сокращение инвестиций в реальный сектор экономики, повышение нефтяных цен в первой половине 2008 года, а затем их резкий обвал в октябре того же года. Это привело к тому, что сводный индекс промышленного производства стран ЕС опустился до уровня 1998 года. Такого глубокого спада в еврозоне ещё не было.

Неопределённость перспектив развития европейской и мировой экономики заставила предпринимателей отложить реализацию многих намеченных на 2009-2010 годы инвестиционных проектов. Вслед за компаниями пессимизм стали проявлять и домашние хозяйства, что также повлияло на дальнейшее падение ВВП. Таким образом, в среднем реальный ВВП в Евросоюзе в целом уменьшился в 2009 году на 4,8%, в том числе в Ирландии - на 9,8%, Словении - на 5,8%, Италии - на 5,5%.

Шансы выхода из кризиса европейские экономисты в первую очередь связывали с резко упавшими ценами на энергоносители и продовольствие, а также с относительно незначительным сокращением реальной заработной платы. По их расчётам, в европейской экономике уже во II квартале 2009 года появились признаки возрождения экономического развития. Однако это восстановление происходило асинхронно. Оживление началось раньше всех в Германии, которая дольше других сопротивлялась втягиванию в кризис. Падение производства в ней началось лишь во II квартале 2008 года, и она раньше всех начала выходить из кризиса. Рост производства в Германии, а также в Швеции начался уже во втором квартале 2009 года, когда остальные страны еврозоны продолжали переживать спад.

Таким образом, можно констатировать, что страны ЕС, обладающие в основных чертах сбалансированной и глубоко эшелонированной экономикой, прежде всего Германия и Швеция, проявили относительную устойчивость в годы кризиса и начали раньше и успешнее возрождаться после спада. (Кстати, на эту их особенность неоднократно обращал внимание Владимир Никитович Шенаев). США и Россия присоединились к "передовикам" лишь в третьем квартале 2009 года. Следовательно, несмотря на высокий удельный вес в мировом хозяйстве экономики США и её ведущую роль в разворачивании

глобализационных процессов, европейская экономика сохранила некоторую степень автономии, сумев начать выход из кризиса самостоятельно.

Таблица 1

Государственный долг в Евросоюзе, зоне евро, США и Японии, 2000-2009 гг.

(% от номинального ВВП)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Дания 54,8 52,0 51,6 49,6 46,9 39,2 32,7 27,8 32,3 37,8

Германия 34,1 34,6 36,0 37,6 39,1 40,3 40,8 39,4 38,8 43,7

Япония 106,0 123,4 137,6 140,8 156,7 164,2 161,3 164,1 177,9

Швеция 56,8 48,6 46,7 47,7 46,6 46,2 42,2 36,3 35,5 37,8

Зона евро 69,2 68,2 68,0 69,1 69,5 70,1 68,3 66,0 69,4 78,7

Евросоюз 61,9 61,0 60,4 61,9 62,2 62,8 61,4 58,8 61,6 73,6

США 33,8 32,4 33,2 34,8 36,0 36,1 36,0 35,6 40,0 53,0

Источник: Организация экономического сотрудничества и развития и Евростат.

Бюджетная политика

Восстановлению народных хозяйств стран ЕС содействовало повышение государственных расходов, которое - в полном соответствии с рецептами английского экономиста Дж. Кейнса - осуществлялось во всех без исключения государствах группировки. Так, по расчётам специалистов Евростата, государственный долг (табл. 2) в Еврозоне составил в 2008 году 69,9% от номинального ВВП, в 2009 году он будет равняться 79,2%, а в 2010 году -86,0%. Такие страны, как Италия (114,3%), Греция (103,4%), Бельгия (96,7%) и Франция (78,4%) стали лидерами по госдолгу. Следствием этого стало резкое повышение спрэдов на долговые обязательства этих стран по отношению к государственному долгу традиционно финансово устойчивой Германии.

Следует отметить, что грамотная финансовая политика Европейского центрального банка была ключевым звеном в поддержании относительной стабильности евро. С 2006 по 2008 год страны Евросоюза имели незначительный бюджетный дефицит (данный показатель не превышал закрепленного Маастрихтским договором 3%-ного лимита). Это позволяло министерствам финансов стран ЕС уменьшать государственный долг с 61,9% в 2000 году до 58,8% в 2007 году. Причём задолженность была меньше, чем у Японии.

Такая жёсткая бюджетная дисциплина в Евросоюзе давала возможность правительствам направлять средства, освободившиеся от обслуживания государственного долга, в капитальные вложения. С началом кризиса в 20082009 годах ситуация кардинально изменилась. При ухудшении экономической конъюнктуры сальдо государственного бюджета резко возросло. В правительственных докладах отмечается несколько причин, по которым возник сверхнормативный бюджетный дефицит (таблица 2):

• необходимость антикризисных мер, в том числе огромных денежных вливаний в финансовый рынок;

• поддержка пенсионной реформы;

• рост медицинских расходов;

• увеличение расходов на национальную экономику, социальную политику и межбюджетные трансферты;

• сокращение трудовых ресурсов и старение населения;

• расходы на пособие по безработице и финансирование мероприятий, содействующих росту занятости.

Таблица 2

Бюджетный дефицит (профицит) государственных финансов в Евросоюзе, зоне евро, Японии и США, 2000-2009 (% от номинального ВВП)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Дания 2,3 1,5 0,4 0,1 2,1 5,2 5,2 4,8 3,4 -2,7

Германия 1,3 -2,8 -3,7 -4,0 -3,8 -3,3 -1,6 0,2 0,0 -3,3

Япония -7,6 -6,3 -8,0 -7,9 -6,2 -6,7 -1,6 -2,4 -2,1 -7,2

Швеция 3,7 1,6 -1,2 -0,9 0,8 2,3 2,5 3,8 2,5 -0,5

Зона евро 0,0 -1,9 -2,6 -3,1 -2,9 -2,5 -1,3 -0,6 -2,0 -6,3

Евросоюз 0,6 -1,4 -2,5 -3,1 -2,9 -2,5 -1,4 -0,8 -2,3 -6,8

США 1,5 -0,6 -4,0 -5,0 -4,4 -3,3 -2,2 -2,8 -6,5 -11,0

Источник: данные Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата.

В конечном счёте, рецессия в Евросоюзе в сочетании с ростом государственных расходов на поддержку промышленного производства привела к нарушениям норм Пакта о стабильности и росте, ограничивающего размеры бюджетного дефицита 3% ВВП. Так, дефицит государственного бюджета в 2009-2010 годах будет одним из самых высоких за последние три года (табл. 3). Наиболее глубокие формы он принял в Ирландии (-11,5%), Испании (-9,1%), Франции (-6,7%) и Греции (-6,1%), наименее острые - в Люксембурге (-2,4%), Германии (-3,3%) и Швеции (-0,5%).

Кризис показал, что интеграция финансовых рынков внутри Евросоюза достигла такого уровня, когда всё более очевидной становится необходимость создания системы банковского надзора и регулирования на коммунитарном уровне. Действительно, в настоящее время в ЕС существует весьма децентрализованная система надзора и регулирования, что противоречит одному из основных принципов интеграции - созданию единого рынка финансово-банковских услуг. Более того, национальные системы такого надзора и регулирования весьма сильно отличаются своей эффективностью, и существует проблема налаживания взаимодействия между ними после кризиса. Довольно хорошие механизмы были разработаны в Швеции, которая в начале 1990-х годов пережила финансовый кризис, который по своему генезису был очень похож на кризис 2008-2009 годов. Тот кризис тоже начался с обрушения ипотечного рынка, и таким образом Швеция получила своеобразную прививку, поэтому она

пришла к нынешнему кризису, быть может, лучше подготовленной, чем её партнёры по Союзу.

Евросоюз уже давно проводит политику слияния финансовых рынков в единый рынок, но механизмы контроля над состоянием финансового здоровья создаются медленнее, чем развиваются системные риски. Эти риски угрожают финансовой устойчивости, они обусловлены усилением трансграничного перемещения капиталов, возможностью возникновения конфликтов интересов, недостаточной координацией политики. В результате в ходе развития нынешнего кризиса не удалось предотвратить перелив финансовых и экономических проблем через национальные границы.

В настоящее время в ЕС идёт работа над созданием таких механизмов, и предполагается, что новая система надзора и регулирования будет введена уже в начале 2011 года. Обсуждается возможность создания нового органа ЕС -Европейского совета по системным рискам. В принципе начало кризиса довольно легко можно проследить, трудность заключается лишь в том, как предотвратить раскручивание кризисной спирали. Когда один из банков, испытывающих затруднения с ликвидностью, начинает распродавать свои активы, то это сказывается на других банках и ослабляет их финансовое положение. И начинает раскручиваться кризисная спираль. Национальные системы в таких случаях почти бессильны. Необходимо также решать, откуда черпать средства, необходимые для поддержания необходимой устойчивости банковской системы, ведь Евросоюз не имеет собственной налоговой базы.

Экономический спад смягчил проблему инфляции, казавшуюся неразрешимой несколько лет назад на фоне роста цен на продовольствие и энергоносители. Кроме того, в развитых странах Евросоюза возникли риски дефляции.

Инфляция и дефляция

Для характеристики изменения цен рассмотрим статистические индикаторы стран еврозоны за длительный период (1996-2008 гг.). Наилучший из них -дефлятор валового внутреннего продукта, а не индекс потребительских цен. Так, первый показатель характеризует средневзвешенное изменение цен всех произведённых товаров и услуг как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Второй - относительный, показывает изменение уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Однако дефлятора ВВП как сквозного показателя нет, так как он не рассчитывается по базовым отраслям экономики. Поэтому для сопоставления приходится использовать гармонизированный индекс потребительских цен, предоставляемый Евростатом и Международным валютным фондом (табл. 3).

Таблица 3

Инфляция в Дании, Германии, Японии, Швеции, зоне евро, Евросоюзе и США, 2000-2009 (2005=100)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Дания 91,2 93,3 95,6 97,5 98,3 100 101,8 103,5 107,3 108,4

Германия 92,4 94,1 95,4 96,4 98,1 100 101,8 104,1 107,0 107,2

Япония 102,21 101,44 100,53 100,28 100,27 100 100,24 100,29 101,68 100,30

Швеция 91,67 94,12 95,94 98,18 99,18 100 101,50 103,20 106,65 108,72

Зона евро 89,55 91,72 93,79 95,77 97,86 100 102,20 104,38 107,81 108,13

Евросою з 88,45 91,28 93,58 95,59 97,77 100 102,31 104,73 108,56 109,63

США 88,90 90,99 91,79 93,88 96,43 100 103,17 105,88 110,51 109,60

Источник: данные Евростата и Организации экономического сотрудничества и развития.

Как видно из табл. 3, в 2008 году инфляция достигла самой высокой отметки за всё время существования Евросоюза. При этом максимальный темп всеобщего удорожания был отмечен в Словакии, Бельгии, Греции и Испании. Самый низкий уровень роста потребительских цен был установлен в Португалии и Нидерландах. Что же касается Германии, то инфляция здесь составила 2,6%, что на 1 п.п. было выше, чем в других странах (табл. 4). Высокий рост потребительских цен тормозил увеличение реальных доходов населения. С 1999 до 2008 года (кроме периода 2005-2008 гг.) основным направлением, предпринимаемым Евросоюзом для снижения инфляционного напряжения, являлось повышение процентных ставок.

С разрастанием мирового финансового кризиса проблема инфляции становилась всё менее актуальной, так как возникли риски дефляции. Этой проблеме была посвящена глава книги Международного валютного фонда "Перспективы развития мировой экономики. Кризис и подъём" (апрель 2009 года), в которой отмечается, что резкое снижение цен на нефть и продовольствие в условиях увеличивающегося разрыва между фактическим и потенциальным объёмом производства неизбежно приводит к быстрому снижению общего уровня инфляции. И задаётся вопрос: насколько велики риски дефляции? В Западной Европе, где энергоносители имеют меньший вес в потребительских корзинах (чем в США и Японии), уровень инфляции достигает низких отметок, но в большинстве случаев не становится отрицательным.

Таблица 4

Изменение потребительских цен в Дании, Германии, Японии, Швеции, зоне евро, Евросоюзе и США, 2000-2009 (в % к предыдущему году)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Дания 2,90 2,35 2,42 2,09 1,16 1,80 1,89 1,71 3,39 1,32

Германия 1,42 1,94 1,48 1,04 1,65 1,52 1,6 2,26 2,59 0,37

Япония -0,71 -0,75 -0,89 -0,24 -0,008 -0,27 0,24 0,05 1,37 -1,35

Швеция 0,89 2,40 2,15 1,92 0,37 0,45 1,36 2,21 3,43 -0,27

Зона евро 1,04 1,83 2,40 1,79 1,86 1,41 1,41 1,86 1,82 1,38

Евросою з 1,19 2,11 2,48 1,77 1,78 1,45 1,40 1,88 1,94 1,59

США 3,37 2,82 1,58 2,27 2,67 3,39 3,22 2,85 3,83 -0,35

Источник: данные Евростата и Организации экономического сотрудничества и развития.

Уже в начале 2009 года развитые страны вошли в дефляционную "ловушку". Чем опасно падение цен и какое бремя для экономики оно несёт? Так как инвесторов вместо прибылей ожидают убытки, они снижают капитальные вложения в реальное производство. Это приводит к ещё большему уменьшению спроса на товары и услуги. Таким образом, обуздать дефляцию сложнее, чем инфляцию.

Дефляция в 2009 году во многих развитых странах была связана с падением цен на сырьевые товары, избытком производственных мощностей и трудовых ресурсов. Удержанию дефляции способствовало укрепление реальных эффективных валютных курсов, благодаря чему импортные цены снижались.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установление центральными банками официальных количественных ориентиров ценовой стабильности будет означать не только обязательство стабилизации цен в будущем, но и проведение политики восстановления уровня цен, который предшествовал периоду дефляции.

Денежно-кредитная политика

Однако пока экономика Евросоюза находится в фазе стагнации, участники рынка предъявляют слабый спрос на деньги, что обусловливает низкую степень использования ведущих европейских валют. Кроме того, Евросоюз является крупной региональной группировкой и его восстановление потянет за собой остальные страны мира, что позволит увеличить международный спрос на европейские валюты. Как можно было бы оживить европейский рынок?

Для исправления ситуации было предложено несколько проектов:

• увеличение избыточных резервов банковской системы посредством обычных операций на денежном рынке;

• рост открытых покупок среднесрочных и долгосрочных государственных облигаций;

• обесценение евро через активные валютные интервенции;

• таргетирование процентной ставки;

• таргетирование инфляции;

• снижение налогового бремени с одновременным размещением государственных облигаций.

Например, в 2009 году Европейский центральный банк приступил к таргетированию процентной ставки, то есть политике низкой процентной ставки. Власти намеревались продолжать подобную политику до тех пор, пока зона евро не выйдет из стагнации. Предполагалось проводить мягкую денежно-кредитную политику, чтобы ликвидировать значительный гэп ВВП (отклонение ВВП от потенциального значения). Трудно однозначно сказать, достигла ли такая политика своей цели. В середине 2010 года ЕЦБ отказался от такого регулирования. Политика низких ставок в корне противоречила идее

интернационализации евро. Низкие ставки стимулировали вывоз капитала из региона на более доходные рынки, такие, как США или Юго-Восточная Азия. В результате повышенный спрос предъявлялся не на евро, а на доллары США. Увеличение ставки, безусловно, делает евро-активы более привлекательными для нерезидентов, однако текущий уровень долгосрочных процентных ставок в 3,52% мал по сравнению со ставками на ведущих рынках.

В настоящее время Евросоюз перешёл к последнему из перечисленных проектов - снижению налогового бремени с расширением предложения государственных облигаций. Аналитики Европейского центрального банка полагают, что денежный регулятор может вернуться к политике низких процентных ставок при наличии одного из трёх условий. Во-первых, если экономика снова погрузится в глубокую стагнацию; во-вторых, если будет иметь место финансовый кризис масштабов 2008-2009 годов, и, в-третьих, если долгосрочные процентные ставки не смогут длительное время контролироваться Центральным банком. В ЕЦБ считают, что хотя все три сценария маловероятны, в случае ряда банкротств крупных компаний (или банков) европейская экономика не удержится и покатится вниз. В таком случае монетарный регулятор может опять снизить краткосрочную процентную ставку.

Отмеченные проблемы в денежно-кредитной политике Евросоюза препятствуют международному продвижению евро. Евросоюз, как и Япония, характеризуется банковско-ориентированной финансовой структурой, в то время как в Соединённых Штатах Америки превалируют рыночноориентированные структуры, и финансирование осуществляется главным образом через эмиссию ценных бумаг. Согласно данным Европейского центрального банка, в США доля банковских ссуд составляет только 48% ВВП, в то время как в банковско-ориентированных Европе и Японии - 100 и 107% ВВП. Соответственно объём депозитов в Европе и Японии больше - 78 и 112% ВВП против 55% ВВП в США. Если основным фактором продвижения доллара является сильный фондовый рынок Америки, то для Евросоюза ведущий фактор - банковская система, которая через предоставление кредитов в евро способствует расширению спроса на евро и росту мирового сектора, нацеленного на евро рынок.

Евросоюз с его банковской ориентацией фактически начинает терять статус одного из финансовых лидеров. Общемировые условия меняются в сторону финансирования через долговые ценные бумаги и акции, а европейский рынок всё ещё остаётся банковско-ориентированным, вследствие чего спрос на европейские активы и обязательства в перспективе будет снижаться. По мнению международных специалистов, сдвиг в финансировании объясняется, во-первых, изменением природы рынка ссудных капиталов; во-вторых, снижением готовности банков из промышленных стран кредитовать развивающиеся страны из-за убытков 90-х годов и, в-третьих, резким снижением объёмов международного кредитования со стороны банков из

Евросоюза, которые традиционно являются главным мировым нетто-кредитором.

Такая денежно-кредитная политика подвергается критике. Специалисты в области монетарной сферы, высшие государственные чиновники и представители профсоюзов Евросоюза не раз отмечали, что миссия по обеспечению ценовой стабильности ставится выше задач достижения более высоких темпов экономического роста и борьбы с безработицей. В частности, работодатели называют такую политику чистым ядом для экономической конъюнктуры, считая, что резкое повышение процентных ставок в 2010 году уничтожит сотни тысяч рабочих мест и усилит безработицу. В отличие от инфляции, положение в этой сфере более драматичное.

Проблема занятости

Высокая занятость, характерная ещё для середины 1970-х годов, постепенно сменилась крупномасштабной безработицей. Обострение в этой сфере наблюдалось уже к 1999 году. Так, в 1999 году число официально зарегистрированных безработных в Евросоюзе составило 21,5 млн человек трудоспособного населения (до этого в течение ряда лет оно колебалось вокруг 15 млн человек). В 2000-2003 годах ситуация стабилизировалась. Но в 2004 году этот показатель превысил 9% (20,9 млн человек) вместо научно обоснованных 3%. В 2006 году наблюдалось незначительное сокращение безработицы (19,2 млн человек, или 8,1% экономически активного населения). А к концу 2008 года она снизилась с 8,1 до 7%. Но даже в благоприятные времена динамика данного показателя была на 1 п.п. выше, чем в среднем по США и Японии, где он не превышал 4-5%.

Снижение безработицы происходило в условиях оживления европейской экономики за счёт благоприятной экспортной конъюнктуры. Однако разразившийся экономический кризис переломил эту тенденцию, и кривая безработицы вновь пошла вверх. Так, в 2009 году безработица составила 21,5 млн человек трудоспособного населения (8,9%). И несмотря на медленное восстановление европейской экономики после глобального кризиса, безработица в 2010 году увеличилась на 2 млн человек и достигла исторического максимума (табл. 5).

С ростом безработицы снизилась и реальная заработная плата на 0,5%. Это способствовало ухудшению потребительских настроений. Так, индекс уверенности стран Евросоюза, рассчитанный Европейским парламентом, в 2009 году был на минимальном значении за последнее 15 лет (82,8%). Пессимизм потребителей повлиял на уменьшение расходов домашних хозяйств. В результате личное потребление сократилось на 1,5%, что отразилось на отраслях, производящих предметы потребления. Всё это привело к тому, что страны Евросоюза вошли в рецессию.

В 2010 году предполагается, что в большинстве государств сохранится высокий уровень безработицы. Самая сложная ситуация может наблюдаться в Испании, Ирландии, Словакии, Греции и Германии.

Таблица 5

Безработица в Дании, Германии, Японии, Швеции, зоне евро, Евросоюзе и США, 2000-2009 (в % от экономически активного населения)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Дания 4,3 4,5 4,6 5,4 5,5 4,8 3,9 3,7 3,3 6,0

Германия 7,5 7,6 8,3 9,3 9,7 10,6 9,8 8,3 7,3 7,4

Япония 4,7 5,0 5,3 5,2 4,7 4,4 4,1 3,8 3,9 5,0

Швеция 5,5 5,8 5,9 6,5 7,3 7,6 7,0 6,1 6,1 8,3

Зона евро 8,4 8,0 8,4 8,8 9,0 9,0 8,3 7,5 7,5 9,4

Евросою з 8,6 8,5 8,9 9,0 9,0 8,8 8,1 7,1 7,0 8,9

США 3,9 4,7 5,7 5,9 5,5 5,0 4,6 4,6 5,7 9,2

Источник: данные Евростата и Организации экономического сотрудничества и развития.

Международная конкурентная борьба предъявляет жёсткие требования к фактору наёмного труда, одним из которых является выталкивание из производства европейского труда, что и создаёт безработицу. Труд во многом зависит от экспорта товаров и услуг, а он, в свою очередь, взаимодействует с курсом евро.

* * *

Глобальный кризис показал, что Евросоюзу настало время меняться вместе со всей мировой экономикой. Ведь если монетарные власти ЕС будут придерживаться всех макроэкономических нормативов, в скором времени их не сможет исполнять большинство стран Евросоюза. Ослабление же требований приведёт к тому, что в ЕС сразу же захотят влиться новые члены, состояние экономик которых никак не способствует укреплению Сообщества. Какое решение выберут в ЕС, пока неизвестно, но зато с уверенностью можно сказать, что страны Евросоюза вышли из кризиса не совсем такими, какими входили в него. Уже сейчас можно утверждать, что пока проблема поддержания стабильности кредитно-финансовой системы в масштабах всего Союза не найдёт своего эффективного и адекватного решения, интеграционный процесс будет тормозиться как в отношении углубления интеграции, так и в отношении расширения его географических рамок. Единственное исключение -это, вероятно, Исландия, которую ЕС быстро возьмёт "под крыло", несмотря на её тяжёлое финансовое положение. Дело в том, что включение Исландии заметно усиливает позиции ЕС в "битве за Арктику".

Таким образом, кризис поставил Евросоюз в трудную экономическую ситуацию. Он потребовал дать ответ на новые вызовы мировой экономики, в том числе связанные с необходимостью гармонизации национальных финансовых систем и установлением стабильных ("рабочих") отношений с

другими финансовыми блоками, прежде всего с Японией, США и Китаем. Европейскому Союзу на этапе выхода из финансово-экономического кризиса приходится решать целую гамму сложных внутренних и международных вопросов. Хочется надеяться, что умудрённые опытом почти шести десятилетий экономической интеграции наши европейские партнёры с честью выйдут из выпавших на их долю испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.