Научная статья на тему 'Финансовая политика России на современном этапе: проблемы и пути решения'

Финансовая политика России на современном этапе: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27249
1459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / FINANCIAL POLICY / MACROECONOMICS / FINANCIAL SYSTEM / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушенкова Татьяна Анатольевна, Дондукова Елена Гннадьевна, Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Колесова Ольга Вадимовна

В данной статье рассмотрена определяющая роль финансовой политики, как составной части реализующейся экономической политики и финансовой системы страны в целом. Определено, что финансовая политика является комплексом налоговых, бюджетных, денежных институтов и инструментов финансовой власти государства. Выявлена основная стратегическая цель финансовой политики по организации условий для повышения качества жизни населения страны. Рассмотрены направления финансовой политики России. Определены основные проблемы реализации финансовой политики. Предложены пути урегулирования финансовой ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушенкова Татьяна Анатольевна, Дондукова Елена Гннадьевна, Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Колесова Ольга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FINANCIAL POLICY AT THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article discusses the decisive role of financial policy as an integral part of the economic policy being implemented and the financial system of the country as a whole. It has been determined that financial policy is a complex of tax, budgetary, monetary institutions and instruments of the financial power of the state. The main strategic goal of the financial policy on the organization of conditions for improving the quality of life of the population is identified. Considered the direction of the financial policy of Russia. The main problems of financial policy implementation are identified. The ways of settling the financial situation in the country are proposed.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика России на современном этапе: проблемы и пути решения»

(e-mail:infobelinvest2015@mail.ru)

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia USING THE PROBABILITY-STATISTICAL METHODS IN THE EVALUATION OF THE DEGREE OF THE RELIABILITY OF THE RESULTS OF THE EVALUATION OF THE MARKET VALUE OF REAL ESTATE

Abstract. The article is devoted to the actual problem of developing scientifically based approaches and quantitative criteria for assessing the degree of reliability of the results of real estate market valuation using probabilistic-statistical methods. The problems ofprobabilistic attitude to the results of real estate valuation and the need to determine the degree of reliability of real estate values are considered. The necessity of legislative fixing of the interval of cost reliability has been determined.

Key words: probability, reliability, accuracy, estimation, cost, methods, problems.

УДК 336.02

ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Глушенкова Татьяна Анатольевна, магистрант (e-mail: glushenkovata@std.mininuniver.ru) Дондукова Елена Гннадьевна, магистрант

(e-mail: dondukovaeg@std.mininuniver.ru) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: Elenay2@yandex.ru) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент (e-mail: sineva-nl@rambler.ru) Колесова Ольга Вадимовна, студент (e-mail: kolecova.olga2017@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассмотрена определяющая роль финансовой политики, как составной части реализующейся экономической политики и финансовой системы страны в целом. Определено, что финансовая политика является комплексом налоговых, бюджетных, денежных институтов и инструментов финансовой власти государства. Выявлена основная стратегическая цель финансовой политики по организации условий для повышения качества жизни населения страны. Рассмотрены направления финансовой политики России. Определены основные проблемы реализации финансовой политики. Предложены пути урегулирования финансовой ситуации в стране.

Ключевые слова: финансовая политика, макроэкономика, финансовая система, преобразования.

Финансовая политика - это совокупность мероприятий государства, которые направлены на обеспечение постоянной и результативной деятельности финансово-экономической сферы, на формирование денежных ресурсов в бюджете государства, их распределение и применение в целях выполнения функций страны.

Направления финансовой политики России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Направления финансовой политики России [7]

Прогнозирование главных показателей макроэкономики социально-экономического развития России, которое использовалось при создании финансового плана до 2023 г., образовано исходя из направлений экономической политики, рассмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция).

Концепция необходима для обеспечения условий современного развития на основании вложений в человеческий капитал, образования плодотворной деловой среды, улучшения условий институтов страны, при поддержании стабильности макроэкономики и финансовой системы России в целом [8].

Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

Структура финансовой системы России представлена на рисунке 2.

СТРАХОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Рисунок 2 - Финансовая система России [7]

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Стратегическое направление деятельности в финансовой сфере страны реализуется посредством формирования реального бюджета. В сложив-

шихся обстоятельствах уменьшение государственного сектора экономики и рост частной собственности в главных отраслях, в том числе естественные монополии, не вызвало увеличения доходной базы бюджета государства, роста объемов производства [ 1, 6]. Для образования доходной базы бюджетов различных уровней важнейшую роль играет тема их кассового исполнения. В ходе регулирования денежными потоками страны происходят краткосрочные кассовые разрывы. Минимизация остаточных средств на некоторых бюджетных счетах имеет место быть только с обращением в единый счет Федерального казначейства, что послужит централизации всех средств бюджета [6].

Среди главных проблем финансовой политики нашей страны исследователи [4, 9] выделяют следующие:

— несогласованность бюджета различных уровней и внебюджетных фондов государства;

— недостатки налоговой системы;

— небольшие значения финансирования инвестиций;

— отсутствие целостности финансовой и денежно-кредитной политики;

— непостоянность валютного курса рубля;

— нерезультативное пользование государственной собственностью.

Определим современное состояние проблем в финансовой сфере страны:

— невысокая степень сбора налогов: сокрытие прибыли плательщиками налогов, отступление от выплаты налогов при помощи недостатков, заложенных в правовых актах, снижение налогооблагаемой базы по причине уменьшения реального ВВП;

— вероятности уменьшения расходов федерального бюджета почти использованы: оптимизация структуры расходной части бюджета на покрытие государственного долга; реструктуризация долгов и установления наивысшей границы прибыльности по государственным заимствованиям и

т. [1];

— уменьшение функций страны в вопросах социальной и экономической политики, расширению регионального сепаратизма, или упрочнение принципов государственности на федеративной основе с точно определенными геополитическими задачами в сфере интеграционных процессов и направлений финансовой системы России.

Из вышесказанного следует то, что необходимо согласовать финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политики, и направить на удовлетворение потребностей населения страны, обеспечить защиту национального богатства и имеющегося интеллектуального потенциала, укрепить стратегическое положение, а именно:

согласованность бюджета различных уровней и внебюджетных фондов государства может быть решена с помощью повышения сбора налогов и уменьшения расходов, увеличения эмиссионных и неэмиссионных ресурсов финансирования дефицита бюджета;

повышения сбора налогов можно достигнуть с помощью увеличения налогооблагаемой базы, снижения просроченных задолженностей, ужесточения контроля за финансами, преобразования схемы зачисления денежных

средств на уровни бюджетной системы, внедрения государственной монополии на изготовление алкогольной продукции. Особая роль отводится на преобразование налогового законодательства;

для устранения проблемы организации реального бюджета требуется обеспечить все условия, чтобы сбережения и активы, произведенные в Российской Федерации, действовали в ее интересах, как это происходит в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом состоит самая важная цель и трёх ветвей власти, и людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, и всего населения [1];

увеличение совокупного предложения на настоящий момент может гарантировать лишь финансирование инвестиций за счет внешних и внутренних займов, запасов среднего слоя населения, а также граждан, имеющих большие и сверхбольшие доходы, накоплений нерезидентов;

особую роль играет обеспечение устойчивости валютного курса рубля. Требуется ряд мер по уменьшению спекуляции на рынке валют. К примеру, осуществляющаяся в последнее время денежно-кредитная политика "заставляет" и побуждает граждан к потреблению иностранных валют в роли главного типа сбережений для уменьшения риска инфляции. Это отрицательно воздействует на валютный курс рубля, изменяя действительное соотношение рублей и долларов в зависимости от паритета покупательной способности.

Данные вложения имеют в особенности спекулятивный характер и напрямую обуславливаются макроэкономическими показателями. Исход сложившейся ситуации имеет такой вид: государство образует положения для конвертации иностранных валют, принадлежащих физическим лицам и хранящихся не в банковской системе, в рублевые активы, по притягиванию сбережений на счета коммерческих учреждений, для обеспечения сохранения вкладов и их увеличения. При этом самым главным для денежно-кредитной политики является управление процентными ставками [3,5];

следует увеличить персональную ответственность представителей страны в структурах управления компаний, часть акций которых относится к государству, за результативное применение активов, установление кооперационных связей и создание ситуации для привлечения вложений в капитал. Необходимые положения должны быть прописаны в контрактах, подписываемых с представителями страны. Необходимо обеспечить приход дивидендов в бюджет, арендной выплаты от пользования государственным имуществом. Для этого желательно усилить деятельность Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка, организовать структуру доверительного контроля пакетами акций и другим имуществом государства, составить полный письменный перечень объектов имущества, относя сюда незаконченное строительство федерального и регионального значения, создать доказательство прав РФ на зарубежное имущество и увеличение эффективности его эксплуатации;

необходимо имеющимися правовыми актами Правительства Российской Федерации решить проблему по счетам Государственного таможенного комитета РФ и внебюджетных фондов государства, капитал которых остаётся в пользовании коммерческих банков на достаточно длительный период времени. Данные средства могли бы результативно применяться для покрытия возникающих кассовых разрывов в бюджете. В общем системе казначейства необходимо серьезное реформирование и придание ей отдельного статуса по подобию с существующим зарубежным опытом для улучшения финансового порядка и разведения процедур образования, утверждения и использования бюджета, которые на сегодняшний день сконцентрированы в Министерстве финансов России [5];

требуется направление денежно-кредитной политики и политики финансов страны в сторону её геополитических интересов, на границах государств СНГ. Направленность стран СНГ на употребление в ситуациях взаимных расчетов доллара США, притягивание больших внешних займов, которые значительно увеличивают нагрузку на бюджет, создает проблемы при погашении долга и обеспечении согласованности платежных балансов;

один из наиболее эффективных способов к увеличению результативности бюджетного сектора относится к преобразованию системы оплаты труда государственного сектора. В данном случае ситуация связана не с простым увеличением заработной платы трудящихся. Цель связана с созданием устройств, которые будут обеспечивать устойчивое приспособление зарплаты трудящихся к ситуации рынка труда и оказывать важное стимулирующее влияние на бюджетный сектор в вопросе производительности труда;

рассматривая структуру бедных домохозяйств, для уменьшения социального неравенства нужно создать программу, которая будет направлена на улучшение качества жизни социально-незащищенных категорий населения (инвалиды, многодетные, неполные семьи, пенсионеры и т.д.). Большой процент бедных России сконцентрирован у черты бедности, и лишь десятая часть этого населения считает, что бедность является почти полным отсутствием средств для существования [6].

Кроме вышеназванных предложений, для урегулирования ситуации государства с перечисленными проблемами требуется:

- обеспечение сбалансированности бюджетов и их установление на уровне реального прогноза макроэкономических коэффициентов;

- реализация комплекса мер по увеличению налогооблагаемой базы;

- установление верхних границ прибыльности по заимствованиям государства, расширение операций Банка РФ на открытом рынке;

- стабилизация валютного курса рубля с помощью увеличения контроля Банком России за операциями;

- формирование системы доверительного управления собственностью государства в нашей стране и за рубежом;

- реформирование системы исполнения бюджета казначейством, обеспечение ее прозрачности, повышение статуса, расширение сферы применения;

- ориентация денежно-кредитной политики на корректировку процентных ставок [1,5,6].

Таким образом, исполнение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать финансовую политику страны и самого процесса ее разработки. Результативное исполнение финансовой политики напрямую обуславливается последовательным проведением задуманных преобразований, способностью быстрого реагирования на перемены условий развития экономики для изменения существующих направлений финансовой политики, а также своевременным отражением ее путей и важных факторов исполнения в правовой базе и составляющих денежного механизма.

Список литературы

1. Афанасьев М. Модернизация государственных финансов/ М. Афанасьев. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 181 с.

2. Захарян А.В. Финансовая политика России на современном этапе - [Текст] / Заха-рян А.В., Неводова И.А., Кумпилов Н.Т., Назаретян К.А., Сальков Д.А. // Экономика и предпринимательство. 2018. №11(100). С.145-148.

3. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: Учебное пособие / В.Г. Когденко М.В. Мельник. - М.: ЮНИТИ, 2016. 471 с.

4. Курылева О.И., Курылев А.И., Давтян Л.К. Особенности разработки финансовой политики в компании, осуществляющей деятельность в сфере туризма В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 402-405.

5. Лившиц В.Н. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика / В.Н. Лившиц С.В. Лившиц. - М.: Ленанд, 2015. - 248 с.

6. Фомина Е. А. Влияние финансовой глобализации на денежно-кредитную политику России / Фомина Е.А., Ходковская Ю.В., Каспранова С.Р. // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 464-466.

7. Основы бюджетных отношений [Электронный ресурс] - http://www.e-biblio.ru/book/bib/12_SPO/biudgetnaya_sistema_RF/39.1. 1 .html (дата обращения: 08.04.19).

8. Официальный сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] -https://clck.ru/ DKbm3 (дата обращения: 08.04.19).

9. Яшкова Е.В., Павлова Ю.А. Внедрение компетентностного подхода в управление персоналом организаций в период модернизации российской экономики//Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 2 (42). С. 124-129.

Glushenkova Tatiana Anatolievna, master student Dondukova Elena Gnnadievna, master student

Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent Kolesova Olga Vadimovna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

RUSSIAN FINANCIAL POLICY AT THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. This article discusses the decisive role of financial policy as an integral part of the economic policy being implemented and the financial system of the country as a whole. It has been determined that financial policy is a complex of tax, budgetary, monetary institutions and instruments of the financial power of the state. The main strategic goal of the financial policy on the organization of conditions for improving the quality of life of the population is identified. Considered the direction of the financial policy of Russia. The main problems of financial policy implementation are identified. The ways of settling the financial situation in the country are proposed.

Keywords: financial policy, macroeconomics, financial system, transformation.

УДК 33.336.3

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В 2015-2019 ГОДАХ И ПЛАНОВОМ ПЕРИОДЕ 2020-2021 ГОДОВ

Головчанский Илья Александрович, студент (e-mail: mail@golovchansky.com) Плужникова Татьяна Владимировна, студентка (e-mail: pluzhnikova.ta@yandex.ru) Научный руководитель: Хамалинская Виктория Владимировна, к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г.Москва, Россия

В статье поднимается вопрос актуальности рассмотрения государственного долга субъектов Российской Федерации, а также необходимости эффективного управления им. Рассматривается государственный долг г. Москвы в 2015-2019 гг. и плановом периоде 2020-2021 гг. Анализируется объем, структура и динамика государственного долга, в том числе внешнего и внутреннего, а также динамика по видам долговых обязательств. Оцениваются программы государственных внутренних и внешних заимствований, на основании содержания которых сделаны расчеты по объемам государственного долга в 2019-2021 гг. На основании методики, предложенной Министерством финансов Российской Федерации, рассчитаны показатели долговой устойчивости региона, а именно, отношение государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговые, неналоговые, дотации). Сделаны выводы о государственном долге и долговой устойчивости рассматриваемого субъекта Российской Федерации, а также о долговой политике, проводимой в нем. Приведен прогноз долговой устойчивости на период 2020-2021 гг. Призна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.