Научная статья на тему 'Финансовая политика региона и возможные пути её совершенствования на современном этапе'

Финансовая политика региона и возможные пути её совершенствования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / НЕПРОЦЕНТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / THE FINANCIAL POLICY OF THE REGION / THE NON-INTEREST BASED FINANCIAL ACTIVITY / ISLAMIC BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алклычев Алклыч Магомедович

Предметом исследования выступают особенности осуществления финансовой политики региона и возможные пути её совершенствования на современном этапе в условиях ограниченности финансовых ресурсов и сохранения международных санкций. Методы проведения работы. В процессе исследования осуществляемой в регионе Чеченской Республике финансовой политики использовались методы логического, статистического анализа. Результаты работы. Сегодня как никогда актуально активное использование имеющегося финансового потенциала территорий, становление и развитие непроцентной финансовой деятельности и исламского банкинга в России, которые можно рассматривать как инновационный подход в условиях сохранения международных санкций. Реализация этих направлений финансовой политики региона, несомненно, даст необходимый импульс экономике республики. В конечном счёте, это позволит создать благоприятные условия для жизни людей и обеспечить их занятость с возможностью получения достойной заработной платы. Выводы. Проекты Федеральных законов об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности» и о финансовой организации-партнёре свидетельствуют о наличии серьёзных рисков дестабилизации существующей правовой системы Российской Федерации. С другой стороны, внедрение непроцентной финансовой деятельности в России можно рассматривать в целом положительно, как инновационный подход в условиях сохранения к России международных санкций. В то же время, на наш взгляд, представленные законопроекты требуют доработки и адаптации к условиям и особенностям Российской Федерации, так как в них нет достаточного анализа негативных последствий практики внедрения непроцентной финансовой деятельности в других странах. В связи с этим представляется целесообразным осуществлять внедрение непроцентной финансовой деятельности в Российской Федерации поэтапно. Очевидно так же, что использование возможностей исламского банкинга как механизма партнерского финансирования и такафула как механизма предоставления взаимных гарантий реально увеличит уровень привлечения инвестиций (прежде всего, иностранных) в экономику субъектов РФ, в частности, в такие её мусульманские регионы, как Чеченская Республика, и будут способствовать эффективности осуществляемой финансовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL POLICY OF THE REGION AND POSSIBLE WAYS OF ITS IMPROVEMENT IN THE MODERN PERIOD

The subject of the study are the specific features of implementing the financial policy of the region and possible ways of its improvement in the modern period in the conditions of limitation of financial resources and preserving the international sanctions. The methods of performing the study. We have used the methods of logical, statistical analysis in the process of studies of the financial policy performed in the region of the Chechen Republic. The results of the study. Today, as never before, it is relevant to actively use the the existing financial potential of territories, establishment and development of non-interest based financial activity and Islam banking in Russia which can be considered to be an innovative approach in the conditions of maintained international sanctions. The implementation of these approaches of financial policy of the region by all means will provide a new impulse to the economy of the Republic. In the end, this will allow to create favorable conditions for people’s lives, and ensure their employment with the possibility of them receiving adequate wages. The conclusions. The drafts of the federal laws “On specific features of performing non-interest based financial activity” and “On the financial organization-partner” evidence the existence of serious risks for destabilizing the existing legislative system of the Russian Federation. On the other hand, implementing the non-interest based financial activity in Russia can have an overall positive outlook, as the innovative approach in the conditions of international sanctions still being maintained against Russia. At the same time, in our opinion, the legislative drafts presented require additional improvement and adaptation for the conditions and specific features of the Russian Federation because they don’t contain enough analysis of the negative consequences of the practice of implementing the non-interest based financial activity in other countries. In connection with this, we believe that it is practical to implement the non-interest based financial activity in the Russian Federation step-by-step. It is also evident that the use of abilities of the Islamic banking as a mechanism of partner financing and using takaful as a mechanism of proving mutual guarantees will realistically increase the level of attracting investments (first and foremost the foreign investments) in the economy of the entities of the Russian Federation, in particular in such of its Muslim regions as the Chechen Republic, and will assist in ensuring effectiveness of the financial policy that is used.

Текст научной работы на тему «Финансовая политика региона и возможные пути её совершенствования на современном этапе»

Региональная экономика

УДК 336.1 АЛКЛЫЧЕВ АЛКЛЫЧ МАГОМЕДОВИЧ

д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

e-mail: alklych@mail.ru

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Предметом исследования выступают особенности осуществления финансовой политики региона и возможные пути её совершенствования на современном этапе в условиях ограниченности финансовых ресурсов и сохранения международных санкций. Методы проведения работы. В процессе исследования осуществляемой в регионе — Чеченской Республике — финансовой политики использовались методы логического, статистического анализа. Результаты работы. Сегодня как никогда актуально активное использование имеющегося финансового потенциала территорий, становление и развитие непроцентной финансовой деятельности и исламского банкинга в России, которые можно рассматривать как инновационный подход в условиях сохранения международных санкций. Реализация этих направлений финансовой политики региона, несомненно, даст необходимый импульс экономике республики. В конечном счёте, это позволит создать благоприятные условия для жизни людей и обеспечить их занятость с возможностью получения достойной заработной платы. Выводы. Проекты Федеральных законов об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности» и о финансовой организации-партнёре свидетельствуют о наличии серьёзных рисков дестабилизации существующей правовой системы Российской Федерации. С другой стороны, внедрение непроцентной финансовой деятельности в России можно рассматривать в целом положительно, как инновационный подход в условиях сохранения к России международных санкций. В то же время, на наш взгляд, представленные законопроекты требуют доработки и адаптации к условиям и особенностям Российской Федерации, так как в них нет достаточного анализа негативных последствий практики внедрения непроцентной финансовой деятельности в других странах. В связи с этим представляется целесообразным осуществлять внедрение непроцентной финансовой деятельности в Российской Федерации поэтапно. Очевидно так же, что использование возможностей исламского банкинга как механизма партнерского финансирования и такафула как механизма предоставления взаимных гарантий реально увеличит уровень привлечения инвестиций (прежде всего, иностранных) в экономику субъектов РФ, в частности, в такие её мусульманские регионы, как Чеченская Республика, и будут способствовать эффективности осуществляемой финансовой политики.

Ключевые слова: финансовая политика региона, непроцентная финансовая деятельность, исламский банкинг.

ALKLYCHEV ALKLYCH MAGOMEDOVICH

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of "Finance and Credit" of FSBEI of HE "Chechen State University",

e-mail: alklych@mail.ru

THE FINANCIAL POLICY OF THE REGION AND POSSIBLE WAYS OF ITS IMPROVEMENT IN THE MODERN PERIOD

Abstract. The subject of the study are the specific features of implementing the financial policy of the region and possible ways of its improvement in the modern period in the conditions of limitation of financial resources and preserving the international sanctions. The methods of performing the study. We have used the methods of logical, statistical analysis in the process of

studies of the financial policy performed in the region of the Chechen Republic. The results of the study. Today, as never before, it is relevant to actively use the the existing financial potential of territories, establishment and development of non-interest based financial activity and Islam banking in Russia which can be considered to be an innovative approach in the conditions of maintained international sanctions. The implementation of these approaches of financial policy of the region by all means will provide a new impulse to the economy of the Republic. In the end, this will allow to create favorable conditions for people's lives, and ensure their employment with the possibility of them receiving adequate wages. The conclusions. The drafts of the federal laws "On specific features of performing non-interest based financial activity" and "On the financial organization-partner" evidence the existence of serious risks for destabilizing the existing legislative system of the Russian Federation. On the other hand, implementing the non-interest based financial activity in Russia can have an overall positive outlook, as the innovative approach in the conditions of international sanctions still being maintained against Russia. At the same time, in our opinion, the legislative drafts presented require additional improvement and adaptation for the conditions and specific features of the Russian Federation because they don't contain enough analysis of the negative consequences of the practice of implementing the non-interest based financial activity in other countries. In connection with this, we believe that it is practical to implement the non-interest based financial activity in the Russian Federation step-by-step. It is also evident that the use of abilities of the Islamic banking as a mechanism of partner financing and using takaful as a mechanism of proving mutual guarantees will realistically increase the level of attracting investments (first and foremost the foreign investments) in the economy of the entities of the Russian Federation, in particular in such of its Muslim regions as the Chechen Republic, and will assist in ensuring effectiveness of the financial policy that is used.

Keywords: the financial policy of the region, the non-interest based financial activity, Islamic banking.

Введение. Сегодня, когда в очередной раз продлены и усилены международные санкции в отношении России и её резидентов (юридических и физических лиц), со всей актуальностью встает вопрос о расширении возможностей аккумуляции существующих в субъектах РФ финансовых ресурсов в интересах их дальнейшего социально-экономического развития [1, с. 9091].

Стоящие перед регионами РФ, в частности, и перед Чеченской Республикой, проблемы неэффективного использования финансового потенциала, поиска и внедрения механизмов вовлечения временно сбережений населения и организаций республики к финансированию республиканских инвестиционных проектов актуальны и требуют своего решения [2, с. 99].

Обострившиеся в субъектах РФ проблемы неэффективного использования финансового потенциала региона из-за архаичности сложившихся в России рынков банковских и страховых услуг также требуют своего эффективного разрешения.

Методы исследования. В связи с этим нужны не традиционные, сложившиеся к настоящему времени подходы к осуществляемой финансовой политики в регионах, а инновационные подходы, основой которых должна явиться децентрализация регулирования финансовой деятельности и трансформация банковско-страховой системы [3, с. 11-12].

Прежде всего, необходимо пересмотреть сложившуюся в России двухуровневую модель построения банковской и страховой системы на основе создания условий сохранения и развития региональных банков и региональных страховых организаций. К примеру, в США сегодня функционирует порядка 7000 коммерческих банков и 10 000 страховых организаций (в России — менее 650 банков и менее 370 страховых организаций) [4].

В США существуют как федеральные банки и страховые организации, функционирующие на всей территории страны, так и банки, и страховые компании, осуществляющие свою деятельность в пределах штата, города. Эти банки и страховые компании различаются не только по охвату территории, но и по набору используемых финансовых инструментов [5].

Между тем в России сегодня на долю региональных банков приходится всего порядка 10% чистых активов российского банковского сектора, а на долю региональных страховых организаций — всего 14,5%. Процесс сокращения количества и доли региональных банков в банковском секторе и страховщиков в страховом секторе в России продолжается. Только за 2015-2016

гг. их сократилось на 211 банков и 90 страховых организаций (см. табл.). Поэтому в сложившейся макроэкономической ситуации Банку России следует сменить курс укрупнения и сокращения российских банков и страховых организаций на диаметрально противоположный. А именно, на создание условий и поддержку развития в стране региональных банков, страховых и других финансовых организаций, реально обеспечивающих социально-ориентированные рыночные отношения в регионах РФ.

Поддерживаемое Банком России развитие микрофинансовых организаций (МФО), к сожалению, не улучшает ситуацию с кредитованием населения и малого бизнеса в субъектах РФ, а наоборот загоняет проблему в тупик, предлагая те же услуги по кредитованию в десятки раз дороже, чем банки.

Таблица 1

Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов

№ Количество действующих банков в разрезе регионов России На 01.01. 2009 г. На 01.01 2010 г. На 01.01. 2011 г. На 01.01. 2012 г. На 01.01. 2013 г. На 01.01. 2014 г. На 01.01. 2015 г. На 01.01. 2016 г.. На 01.01. 2017 г.

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 621 598 585 572 564 547 504 434 358

г. Москва 543 522 514 502 494 489 450 383 314

2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 79 75 71 69 70 70 64 60 49

3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 115 113 47 45 46 46 43 37 38

4. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - - 57 56 50 43 28 22 17

5. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 131 125 118 111 106 102 92 85 77

6. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 58 54 51 45 44 42 35 32 29

7. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 68 62 56 54 53 51 44 41 37

8. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 36 31 27 26 23 22 22 17 18

9. КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (С 2017 г. вошёл в Южный Федеральный округ) - - - - - - 2 5 -

Итого По Российской Федерации 1 108 1 058 1 012 978 956 923 834 733 623

Во многих странах существуют так называемые кредитные союзы, которые, в отличие от наших МФО, предлагают кредиты по ставкам ниже банковских, то есть в практике зарубежных стран кредитные союзы и другие МФО выполняют социальную функцию, в России — ростовщическую [6, с. 42-44]. Кроме того, российские МФО получили возможность регулятивного арбитража в силу неодинакового регулирования в России банковского сектора и деятельности МФО [7, с. 40-42].

Результаты. Важность финансовой инфраструктуры (включающую, прежде всего, банковский и страховой секторы финансового рынка) в развитии региональной экономики очевидна. Сочетание более доступных условий получения лицензии на банковскую и страховую деятельность, привлечения заемных средств и страховых премий с жёсткими требованиями на открытие филиалов и деятельности за пределами региона позволит создать в реальности третий уровень в банковско-страховой системе России. Это существенно улучшит инвестицион-

ные возможности регионов, повысит доступность населения и организаций конкретного региона к банковским и страховым услугам, снизит отток накоплений и сбережений из региона [8].

Следующий момент... Необходимо делегировать часть функций по регулированию деятельности региональных кредитных (включая банки), страховых и других финансовых организаций региональной государственной исполнительной власти. К примеру, в тех же США и к федеральным банкам и страховым организациям (крупные банки и страховщики национального уровня), и к региональным банкам и страховым организациям (банкам и страховым компаниям штата и города) применяется разное регулирование. Практикуемый в США дифференцированный подход регулятора позволяет региональным банкам предлагать населению более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие — по кредитам, а региональным страховым компаниям — большее страховое покрытие за меньшую страховую премию [9].

Согласно практике регулирования деятельности региональных банков и страховых организаций в США, предусматривающее и участие правительства штатов в регулировании деятельности своих региональных банков и страховых организаций — преимущественно в направлении установления более мягких условий функционирования для своих региональных банков и страховых компаний [10]. Во многих регионах России, в т. ч. и в Чеченской Республике, при высшем исполнительном органе государственной (региональной) власти в последние годы функционируют Координационные советы по развитию регионального банковского сектора. Поэтому представляется возможным рассмотрение вопроса делегирования от Банка России (как мегарегулятора) на региональный уровень государственной исполнительной власти полномочий по регулированию деятельности региональных банков, страховых и других финансовых организаций.

Другим важным направлением финансовой политики является на сегодня становление и развитие непроцентной финансовой деятельности и исламского банкинга в России [11, с. 3233].

Финансовая политика современной России, направленная на финансовое обеспечение её социально-экономического развития и выполнение всех её финансовых обязательств, нуждается в вовлечении нетрадиционных (инновационных) инструментов и механизмов привлечения инвестиций в российскую экономику, а именно, непроцентную финансовую деятельность, включая партнёрский банкинг и такафул (с араб. — «предоставление взаимных гарантий»), — это система страхования, в основе которой находится механизм распределения прибылей и убытков между участниками и оператором, соответствующий нормам шариата) [12, с. 34].

Непроцентная финансовая деятельность в экономически развитых странах мира (США, Великобритания, Германия, Япония и др.) обеспечивает привлечение незначительной доли в общем объёме иностранных инвестиций этих стран [13, с. 23-24]. В развивающихся мусульманских странах партнёрский банкинг и такафул более распространён и обеспечивает социально-ответственные инвестиции [14]. Возможно, в России ситуация с непроцентной финансовой деятельностью может сложиться даже лучше, чем в развитых странах. Между тем принятие проектов Федеральных законов об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности и о финансовой организации-партнёре в представленном виде сопряжено с существенными системными рисками социально-экономического характера для Российской Федерации, так как может привести к разбалансированности не только действующего российского финансового законодательства, но и всей её правовой системы [15].

В частности, принятие статьи 3 проекта Закона об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности может привести к нарушению обязательств принципала перед бенефициаром (из-за принятия п.1.6 «Запрет на взимание штрафов и пени за просрочку возврата финансирования») [16]. Сегодня, согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 93.6 «Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)»), существует норма применения штрафов и пени за просрочку возврата бюджетных кредитов [17].

Принятие же пункта 1.7 «Запрет на продажу товаров, услуг, финансовых инструментов и иных активов, собственником которых продавец не является» проекта Закона об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности практически вводит запрет на использование производных финансовых инструментов (форвардов, фьючерсов, опционов, свопов и

др.) при хеджировании ценовых рисков (процентного, валютного, фондового) хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами) [18].

Также вызывает массу вопросов п.1.8 «Запрет на продажу долга по стоимости, отличной от номинала долга» проекта Закона об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности, принятие которого исключает применение факторинга как средства (способа) управления дебиторской задолженности хозяйствующего субъекта. Практически у каждого хозяйствующего субъекта существует срочная и просроченная дебиторские задолженности. Если просроченная дебиторская задолженность является объектом внимания коллекторских организаций, то срочная дебиторская задолженность хозяйствующими субъектами на основе переуступки долга дебитора факторинговым компаниям используется для привлечения необходимой ликвидности для своей деятельности. Запрет продажи дебиторской задолженности с дисконтом ставит крест на условия применения факторинга в России, что приведет к удорожанию ликвидности для российских компаний (к росту процентной ставки на банковские кредиты).

На наш взгляд, представляется также излишним открытие в РКЦ территориальных управлений Банка России отдельных корреспондентских счетов «.кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление непроцентной финансовой деятельности», согласно пункту 16 статьи 7 проекта ФЗ об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности. Особой пользы для дела это не принесёт.

Создание Комитета по непроцентной финансовой деятельности, согласно пункта 4 статьи 5 проекта ФЗ об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности, также, на наш взгляд, нецелесообразно, так как Банк России сегодня является мегарегулятором всего российского финансового рынка. Кроме того, не совсем ясен статус Комитета по непроцентной финансовой деятельности как уполномоченного органа по лицензированию непроцентных финансовых организаций, «. состоящий из представителей экспертного сообщества, профессионально занимающихся тематикой непроцентной деятельности» (см. пункт 4 статьи 5 законопроекта) [19]. А подпункт 5 пункта 4 статьи 5 рассматриваемого законопроекта «Минимальные квалификационные требования к членам Комитета: высшее образование в области финансов, наличие не менее трех статей в рецензируемых научных журналах по тематике непроцентной финансовой деятельности, минимум три года работы в финансовой сфере» — фактически не обеспечивает качество работы Комитета как уполномоченного органа по регулированию непроцентной деятельности в такой стране, как Российская Федерация. В связи с этим считаем достаточным создать в структуре Банка России соответствующее структурное подразделение по регулированию непроцентной финансовой деятельности, как были созданы в отношении регулирования деятельности страховых организаций и профессиональных участников фондового рынка.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что проекты Федеральных законов об особенностях осуществления непроцентной финансовой деятельности и о финансовой организации-партнёре свидетельствуют о наличии серьезных рисков дестабилизации существующей правовой системы Российской Федерации.

Между тем внедрение непроцентной финансовой деятельности в России можно рассматривать в целом положительно, как инновационный подход в условиях сохранения к России международных санкций.

В то же время хотелось бы выделить некоторые спорные, на наш взгляд, моменты:

- представленные законопроекты требуют доработки и адаптации к условиям и особенностям Российской Федерации;

- отсутствует развернутая информация о негативных последствиях практики внедрения непроцентной финансовой деятельности в других странах.

Поэтому представляется целесообразным осуществлять внедрение непроцентной финансовой деятельности в Российской Федерации поэтапно:

- на первом этапе внедрение осуществлять локально в рамках как особых экономических зон или отдельных субъектов РФ, так и отдельных российских кредитных и иных финансовых организаций;

- на втором этапе, после отладки механизма функционирования непроцентной финансовой

деятельности на локальном уровне, провести системные преобразования во всей правовой системе РФ для полноценного его применения как механизма привлечения иностранных инвестиций на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, в целях исключения существенных системных рисков в социально-экономическом развитии Российской Федерации целесообразно учесть и отрицательный опыт внедрения в экономически развитых (Великобритании, США и др.) и развивающихся странах (Казахстан, Азербайджан и др.) непроцентной финансовой деятельности [20].

Также, на наш взгляд, использование возможностей исламского банкинга как механизма партнёрского финансирования и такафула как механизма предоставления взаимных гарантий реально увеличит уровень привлечения инвестиций (прежде всего, иностранных) в экономику субъектов РФ. Тем более есть информация о поддержанных Банком России предложениях по созданию центра исламских финансов и реализации пилотного проекта развития партнёрского банкинга в России в рамках отдельно взятого региона страны — Чеченской Республики в городе Грозный. В последующем положительный опыт по Чеченской Республике можно было бы распространить на всю территорию Российской Федерации.

Литература

1. Зоидов, К. Х., Алклычев, А. М. Принципы и подходы к оценке эффективности бюджетных расходов на производство общественных благ // Итоги рыночных реформ и будущее России : материалы меж-дунар. научно-практич. конф., приуроченной к 80-летию академика Н.Я. Петракова. 2017. С. 90-99.

2. Касаев, А. З. Инвестиционный потенциал сбережений населения и механизм его реализации //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 3 (15). С. 99-100.

3. Ефременко, И. Н. Формирование системы защиты институциональных трансформаций финансовой системы России в процессе глобализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164). Экономика. Вып. 22. С.10-14.

4. Количество банков в России — динамика за 2007-2017 гг., уставной капитал и количество банков в разрезе регионов [Электронный ресурс]. — URL : https://bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html.

5. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Садыкова, А. М. Инструменты реализации региональной социально-экономической политики в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики.

2014. № 7. С. 40-48.

6. Вавулин, В.А. Микрофинансовые организации как институт регионального финансового рынка // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 25 (256). С. 41-51.

7. Белоусов, А. Л. Регулирование деятельности микрофинансовых организаций : проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2015. № 26. С. 39-46.

8. Алклычев, А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности её реализации // Региональная экономика : теория и практика. 2014. № 3. С. 29.

9. Lowenstein, R. America's Bank: The Epic Struggle to Create the Federal Reserve. — Penguin Books, 2015.

10. The European SRI Study. — URL : http://www.eurosif.org/research/eurosif-sri-study/2010.

11. Цакаев, А. Х., Рассуханов, У. А. Региональная экономика и непроцентная финансовая деятельность // Финансовый бизнес. 2016. № 6. С. 31-36.

12. Шолойко, А. С. Особенности такафул-страхования //Экономика и банки. 2016. № 1. С. 33-38.

13. Федчишин, Ю. И. Финансы : курс лекций (электронное учебное пособие). — Ярославль : ЯФ РЭУ,

2015.

14. Хасанова, А. Х., Лоскутова, О. Н. Исламское страхование — такафул // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. — URL : http://web.snauka.ru/ issues/2015/03/50627.

15. Батаева, Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 270-272.

16. Останина, Е. А. О независимости гарантии и требовании принципала к бенефициару : отрасли права : аналит. портал [Электронныйресурс]. — URL : http://отрасли-права.рф/article/19733.

17. О сроках бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) // Налоговый и бухгалтерский учет. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — URL : http://economic24.ru/o-srokax-byudzhetnyx-kreditov-na-popolnenie-ostatkov-sredstv-na-schetax-byudzhetov-subektov-rf-mestnyx-byudzhetov/.

18. Макшанова, А. В. Производные финансовые инструменты : понятие, виды и основные стратегии использования //Молодой ученый. 2014. №11. С. 214-216. — URL : https://moluch.ru/archive/70/12084/.

19. Яндиев, М. И. Сектор исламских финансов в финансовой системе России : итоги 2016 г. // Рынок ценных бумаг. 2016. №10. — URL : http://www.rcb.ru/rcb/2016-10/310714/.

20. International organizations and groups. — URL : https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/appendix/appendix-b.html.

References:

1. Zoidov K.Kh., Alklychev A.M. Principles and approaches to evaluation of efficiency of budgetary expenses

on the production of a public blog // Results ranch reform and the future of Russia : materials of Intern. scientific Practice. Cohn., proven to 80-let's academician N. Me. Petrov. 2017. C. 90-99.

2. Kasaev A.Z. Invasion potential of the population and a mechanism for its implementation // MIR (Modernization. Innovations. Development.) 2013. No. 3 (15). C. 99-100.

3. Efremenko I.N. Formation of the system ofprotection of institutional transformations of the financial system of Russia in the process of globalization / / vest Chelyabinsk state University. 2009. No. 26 (164). Economy. Vol. 22. C. 10-14.

4. Number of banks in Russia — dynamics for 2007-2017, authorized capital and number of banks by region [Electronic resource]. - URL : https://bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html.

5. Dokholyan, S. V., Petrosyan V. Z., KFOR, A. M. Tools for implementation of regional socio-economic policy in modern conditions // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 7. P.40-48.

6. Vavulin, V. A. Microfinance institutions as the Institute of regional financial market // Regional economy: theory and practice. 2012. No. 25 (256). S. 41 to 51.

7. Belousov, A. L. Regulation of microfinance institutions : problems and prospects of development // Finance and credit. 2015. No. 26. Pp. 39-46.

8. Alklychev A.M. Innovation policy of Russian regions to attract investment and the possibility of its realization // Regional economy : theory and practice. 2014. No. 3. Pp. 2-9.

9. Loewenstein, R. Bank of America : the Epic struggle for the creation of the Federal reserve system. - Penguin Books, 2015.

10. European SRI study. — URL : http://www.eurosif.org/research/eurosif-sri-study/2010.

11. Cakaev A. H., Ashe, W. A. Regional economy and grid operation Finance // Financial business. 2016. No. 6. C. 31-36.

12. Sholoiko, A. S. Peculiarities thankful-insurance // the economy and the banks. 2016. No. 1. C. 33-38.

13. Fedchishin, Y. I. Finance : the course Lecce (Elektron tutorial). — Yaroslavl: JF EN, 2015.

14. Khasanova A.Kh., Loskutova O.N. Islam insurance-thankful // Modern scientific researches and innovations. 2015. No. 3. Part 3 [Electronic resource]. — URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50627.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Bataeva B.S. Islam banks through the prism of development and so Finance and banks / / Problems of the modern economy. 2013. No. 1 (45). C. 270-272.

16. Ostanina, E. A. On the independence guarantee and the tree to the main beneficiary : branch of law : ant. portal [Electronic resource]. — URL : http://ompacnu-npaea.p^/article/19733.

17. About stone of the budget credits on Poland static means on a set of budgets of subjects of the Russian Federation (local budgets) // Tax and accounting. Topical issues of accounting and taxation. - URL : http:// economic24.ru/o-srokax-byudzhetnyx-kreditov-na-popolnenie-ostatkov-sredstv-na-schetax-byudzhetov-subektov-rf-mestnyx-byudzhetov/.

18. Makshanova, A. V. Provide financial instruments: the concept, types and basic strategies of use // Molodaya ona. 2014. No. 11. C. 214-216. - URL : https://moluch.ru/archive/70/12084~.

19. Yandiev, M. I. islam Finance Sector in the financial system of Russia : results of the 2016 // Market of securities. 2016. No. 10. - URL : http://www.rcb.ru/rcb/2016-10/310714~.

20. International organizations and groups. — URL : https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/appendix/appendix-b.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.