Научная статья на тему 'Анализ потенциального регионального спроса на услуги такафула'

Анализ потенциального регионального спроса на услуги такафула Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ISLAMIC INSURANCE / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MARKET RESEARCH / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ЕМКОСТЬ РЫНКА / MARKET CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадова М. М.

Предмет. Реалии современной жизни таковы, что каждый законопослушный гражданин цивилизованного государства вовлечен в страховые сделки пенсионное, социальное, обязательное или добровольное медицинское страхование и пр. Отчисления в страховые фонды, осуществляемые на регулярной основе, позволяют сформировать систему социальных гарантий для населения. Такафул (исламское страхование) может обеспечить необходимое разнообразие страхового рынка России. Несмотря на то что это молодой финансовый институт, он быстро набирает популярность. Цели. Оценка и анализ страхового рынка региона, обоснование необходимости внедрения и перспективы развития такафула в регионах России. Методология. C помощью графического и метода обработки рядов динамики проанализированы различные аспекты такафула в Чеченской Республике, определены доля и темпы роста российского рынка добровольного страхования, проанализированы социальные и экономико-правовые преимущества и недостатки внедрения исламского страхования в регионах России. Результаты. В результате анкетирования 310 респондентов (работающая категория граждан от 18 до 59 лет, преимущественно городские жители со средним уровнем дохода) определен уровень спроса на страховые услуги в Чеченской Республике, выявлено преобладание обязательных видов страхования и слабое представление у населения о возможностях такафула. Установлено, что при наличии альтернативного выбора страховых услуг и необходимой информации, число сторонников такафула может резко возрасти. Выводы. В Чеченской Республике как объекте внедрения услуг такафула сформировалась приемлемая рыночная среда, характеризующаяся наличием платежеспособных групп населения, низкой степенью использования конкурентных страховых продуктов (в основном добровольных форм страхования), относительно высоким уровнем религиозности населения и наличием потребности в такафул-продуктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the potential regional demand for takaful services

Subject Every law-abiding citizen of any civilized State is involved in insurance transactions, i.e. pension, social, obligatory or voluntary medical insurance, etc. Regular contributions to insurance funds enable to create a system of social guarantees for the population. Takaful (Islamic insurance) can provide a necessary variety of the Russian insurance market. Objectives The research aims to assess and analyze the insurance market of the region, to underpin the need for introducing the takaful into Russian regions and its development prospects. Methods Using a graphic method and the method for time series processing, I analyzed various aspects of takaful in the Chechen Republic, the share and growth rates of the Russian voluntary insurance market, social, economic and legal advantages and disadvantages of Islamic insurance implementation in Russian regions. Results The questionnaire survey involving 310 respondents (working category of citizens from 18 to 59 years old, mainly urbanites with average income) revealed the demand for insurance services in the Chechen Republic, prevalence of obligatory type of insurance, and a vague idea of takaful possibilities. It was found that if there is an alternative choice of insurance services and necessary information, the number of takaful supporters may increase considerably. Conclusions The Chechen Republic has an appropriate market environment for takaful introduction, i.e. the presence of solvent groups of population, low level of competitive insurance products (mainly voluntary forms of insurance), a rather high level of population devoutness, and the need for takaful products.

Текст научной работы на тему «Анализ потенциального регионального спроса на услуги такафула»

ISSN 2311-8709 (Online) Страхование

ISSN 2071-4688 (Print)

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СПРОСА НА УСЛУГИ ТАКАФУЛА Мадина Мовсаровна МАГОМАДОВА

заместитель декана по учебно-организационной работе, старший преподаватель кафедры банковского дела, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация madina.magomadova@mail.ru

История статьи:

Принята 09.11.2015 Одобрена 11.01.2016

УДК 368.013 JEL: G22

Ключевые слова: исламское страхование, алгоритм, маркетинговое исследование, оценка, емкость рынка

Аннотация

Предмет. Реалии современной жизни таковы, что каждый законопослушный гражданин цивилизованного государства вовлечен в страховые сделки - пенсионное, социальное, обязательное или добровольное медицинское страхование и пр. Отчисления в страховые фонды, осуществляемые на регулярной основе, позволяют сформировать систему социальных гарантий для населения. Такафул (исламское страхование) может обеспечить необходимое разнообразие страхового рынка России. Несмотря на то что это молодой финансовый институт, он быстро набирает популярность.

Цели. Оценка и анализ страхового рынка региона, обоснование необходимости внедрения и перспективы развития такафула в регионах России.

Методология. С помощью графического и метода обработки рядов динамики проанализированы различные аспекты такафула в Чеченской Республике, определены доля и темпы роста российского рынка добровольного страхования, проанализированы социальные и экономико-правовые преимущества и недостатки внедрения исламского страхования в регионах России.

Результаты. В результате анкетирования 310 респондентов (работающая категория граждан от 18 до 59 лет, преимущественно городские жители со средним уровнем дохода) определен уровень спроса на страховые услуги в Чеченской Республике, выявлено преобладание обязательных видов страхования и слабое представление у населения о возможностях такафула. Установлено, что при наличии альтернативного выбора страховых услуг и необходимой информации, число сторонников такафула может резко возрасти. Выводы. В Чеченской Республике как объекте внедрения услуг такафула сформировалась приемлемая рыночная среда, характеризующаяся наличием платежеспособных групп населения, низкой степенью использования конкурентных страховых продуктов (в основном добровольных форм страхования), относительно высоким уровнем религиозности населения и наличием потребности в такафул-продуктах.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Формирование алгоритма исследования такафула [1] целесообразно осуществлять применительно к региональному страховому рынку. При этом выбор объекта формирования методики и алгоритма в ее рамках должен отвечать следующим требованиям:

— регион как объект оценки должен быть преимущественно с мусульманским населением, являющимся целевой аудиторией на рынке исламских страховых услуг;

— формирование алгоритма должно обладать характеристиками универсальности, чтобы модель его апробации могла быть использована в других регионах со схожими структурными параметрами.

С учетом того что вопросы такафула как направления исламской финансовой системы в России слабо развиты в методологическом плане, на соответствующем уровне остаются вопросы оценки емкостных характеристик рынка такафула

применительно к специфике территориального, социально-культурного, экономического и этноконфессионального устройства России. В связи с этим возникает научная и практическая потребность формирования подхода к исследованию рынка такафула в разрезе регионов.

Развитие такафула в России [2] позволит обеспечить эффективное функционирование отдельных ключевых отраслей экономики - ее банковского и страхового сектора в целом, что в свою очередь обеспечит развитие нефинансового сектора экономики [3]. Появление такафула в регионе наряду с классическими коммерческими формами страхования даст населению возможность выбирать страховых операторов, что создаст конкуренцию и благоприятно повлияет на качество оказываемых страховых услуг1.

1 Магомадова М.М., Исаева Е.А. Оценка рыночных перспектив такафула в России и регионах СКФО (на примере Чеченской Республики) // Вестник Тверского государственного университета. 2015. № 3. С. 225-233.

Надо отметить, что в российской и зарубежной науке накоплен некоторый объем исследований, рассматривающих вопросы оценки потенциала страхового рынка. В числе авторов, посвятивших свои труды данным вопросам, можно выделить И.Д. Аникину2; Х.Э. Таймасханова, А.Х. Цакаева [4]; И.В. Князева [5]; В.В. Меркулова [6], Т. Натхова [7]; М.А. Филину3; О.А. Окорокову [8] и др. Вместе с тем ряд специалистов в области управления страховой деятельностью (к примеру, Ю.В. Немцева и А.Л. Матвеев [9], М.Э. Калимуллина [10], С.П. Фукина [11] и др.) справедливо указывают на необходимость формирования эффективных региональных сетей, а также методик выбора региональных рынков для оптимизации бизнеса страховых компаний. Авторский подход к исследованию такафула в регионе представлен на рис. 1.

Далее охарактеризуем основные составляющие и этапы представленного алгоритма.

Первым этапом реализации алгоритма является постановка целей и задач. На наш взгляд, цели должны быть следующими:

— оценка спроса на услуги такафула на региональном рынке;

— оценка основных сегментов рынка такафула в регионе;

— оценка перспектив рынка такафула в средне- и долгосрочном периодах.

Следующим этапом реализации алгоритма выступает аналитический этап, заключающийся в анализе текущей ситуации в части внедрения потенциально новых направлений страхования в регионе. Появление в регионе

специализированных такафул-компаний либо расширение ассортимента предоставляемых услуг традиционными страховыми компаниям позволит получить различным субъектам хозяйственной деятельности и экономическим агентам ряд преимуществ [12].

Вместе с тем помимо преимуществ и возможностей внедрение такафула в регионе (на примере Чеченской Республики) имеет ряд

2 АникинаИ.Д., ШорИ.М, Бондаренко А.С. Развитие страхового рынка как условие обеспечения социально-экономической стабильности регионов (на примере Южного федерального округа) // Финансы и кредит. 2014. № 7. С. 9-15.

3 Филина М.А. Возможные направления совершенствования методики оценки развития страхового рынка региона // Финансы и кредит. 2015. № 11. С. 41-49.

сложностей, которые могут проявиться в настоящем и будущем. В связи с этим в целях реализации следующего этапа предлагаемого алгоритма - изучения текущей ситуации в части внедрения потенциально новых направлений страхования в регионе - нами проведен анализ основных преимуществ и недостатков в разрезе социальных и экономико-правовых факторов внедрения инструментов исламского страхования в Чеченской Республике (табл. 1).

В целях определения спроса на услуги такафула на примере Чеченской Республики автором было проведено маркетинговое исследование работающего населения от 18 до 59 лет, преимущественно городских жителей со средним уровнем дохода. Опишем методологию проведенного исследования.

1. Целью маркетингового исследования стало выявление спроса на услуги в регионе.

2. Задачами маркетингового исследования выступили:

— определение структуры выборки исследования;

— выбор методов проведения исследования;

— сбор и обработка информации;

— анализ и интерпретация полученных данных.

3. Гипотеза проводимого исследования состоит в том, что ввиду высокой доли населения исламского вероисповедования имеется существенный потенциал развития такафула. Опыт региона может быть распространен на другие субъекты СКФО и России с преимущественно мусульманским населением.

4. Объект - финансовая активность населения Чеченской Республики.

5. Предмет - потребности и запросы населения Чеченской Республики.

6. Генеральная совокупность исследования представлена населением Чеченской Республики, разделенным по различным критериям (возраст, пол, уровень дохода, географическое местоположение). Способ формирования выборки - простой случайный. В выборку вошли 810 респондентов.

7. Требования к представителям выборки исследования:

— население в трудоспособном и правомочном возрасте (от 18 до 59 лет);

— географическое местоположение анкетируемого;

— опыт использования финансовых страховых продуктов.

8. Методы исследования: анкетирование.

Социально-демографическая и экономическая структура выборки проведенного исследования представлена в табл. 2.

Далее будут проведены анализ и интерпретация результатов маркетингового исследования.

В результате обработки материалов получены следующие данные. Согласно проведенному опросу в Чеченской Республике потенциальные страхователи пользуются в основном услугами обязательного страхования (рис. 2).

При этом в числе респондентов, которые не пользуются добровольным страхованием (как одним из основных конкурентов такафула), 30% указали основной причиной своей низкой финансовой активности в данной области несоответствие принципам мусульманского права (рис. 3).

В результате проведенного анкетирования было выявлено, что многие респонденты не знают о наличии альтернативных, одобренных

мусульманским правом, формах страхования (рис. 4).

Как видно из рис. 4, у относительно небольшой (16%) доли населения имеются глубокие познания в данном виде исламского страхования. И только 2% имеют опыт его использования.

Таким образом, выявленные обстоятельства позволяют сделать ряд предварительных выводов.

1. В Чеченской Республике как потенциальном регионе для внедрения услуг такафула сформировалась приемлемая рыночная среда, характеризующаяся наличием платежеспособной группы населения, низкой степенью использования конкурентных страховых продуктов (в основном добровольных форм страхования), относительно высоким уровнем религиозности населения и наличием потребности в формировании финансовых условий, соответствующих принципам шариата.

2. Одним из ориентиров роста рынка такафула в республике может стать уровень добровольного страхования [7] в стране за вычетом поправочных коэффициентов, обусловленных пока еще относительно неразвитыми традициями и культурой страхования в регионе (по сравнению с исламскими странами), относительно более низкой платежеспособностью и уровнем доходов населения.

В этом контексте важно отметить, что доля добровольного страхования в России (без учета обязательного медицинского страхования с 2012 г. согласно отчетности Росстата) составляет порядка 81,5% (рис. 5).

При этом среднегодовые темпы роста рынка добровольного страхования в России в последние годы (за период с 2006 по 2013 г.) составили 12,2% (рис. 6). Однако продукты добровольного страхования на региональном страховом рынке Чеченской Республики не пользуются спросом со стороны потенциальных страхователей, так как не соответствуют нормам шариата, что подтверждает проведенное анкетирование (рис. 3).

Следовательно, можно утверждать, что услуги такафул-компаний имеют существенный потенциал роста в Чеченской Республике. Тот факт, что участники/страхователи такафул-фонда будут получать инвестиционную прибыль, послужит фактором вовлечения участников в такафул-сделки, в то время как в классических коммерческих компаниях получают лишь страховое возмещение при наступлении страхового события.

Важным этапом реализации алгоритма исследования спроса на услуги такафула в регионе является выбор параметров, которые будут характеризовать состояние рынка страхования. Так, Банк России, являясь регулирующим органом финансового рынка, в том числе страхового, выделяет следующие группы показателей:

1) абсолютные [13], в том числе:

— количество страховых организаций;

— страховые премии (всего, в отраслевом и видовом разрезах);

— страховые выплаты (всего, в отраслевом и видовом разрезах);

— количество заключенных договоров страхования;

— количество отказов о выплате страхового возмещения;

— количество действовавших договоров страхования;

2) относительные [14], в числе которых:

— частота страхового события;

— вероятность наступления страхового события;

— убыточность страховой суммы;

— норма убыточности;

— тяжесть риска;

— тяжесть ущерба;

— частота ущерба;

— средняя страховая сумма, приходящаяся на один застрахованный объект;

— страховая сумма, приходящаяся на один пострадавший объект.

Помимо названных показателей некоторые авторы справедливо указывают на необходимость учета следующих критериев и количественных индикаторов [15, 16]:

— объем и структура страхового рынка, объем его отдельных сегментов;

— ассортиментная структура по видам страховых продуктов;

— уровень жизни населения;

— покупательная способность населения;

— численность населения;

— половозрастной и экономический состав населения;

— насыщенность рынка страховыми услугами;

— географическое положение рынка;

— средняя премия по страховым продуктам.

Следующий этап в рамках алгоритма оценки регионального спроса на услуги такафула предполагает использование методов

маркетинговых исследований (качественных и количественных) и методик статистического анализа (корреляционно-регрессионных моделей и др.) в целях оценки текущего и прогнозного состояния.

Предложенный нами подход к анализу регионального спроса на услуги такафула представляет собой последовательность организационно-аналитических мероприятий, которые могут быть использованы в других регионах России с преобладанием населения мусульманского вероисповедания. При

применении данного подхода операторы страхового рынка могут ставить себе стратегические задачи по освоению новых сегментов рынка, а государственные организации - оценивать прогнозные значения социально-экономического эффекта от внедрения данного типа страхования.

Таблица 1

Анализ социальных и экономико-правовых преимуществ и недостатков внедрения исламского страхования (такафула) в Чеченской Республике

Критерий

Преимущества

Недостатки

Социальные

Экономико-правовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциальная интеграция усилий с другими регионами СКФО для лоббирования законодательных изменений на национальном уровне.

Значительное влияние религиозных учреждений и деятелей в регионе.

Многочисленные группы религиозного населения, придерживающегося принципов шариата во многих аспектах жизнедеятельности, в том числе финансовом. Возможность удовлетворения потребностей в исламском страховании жителей региона и соседних регионов

Опыт развития религиозных финансовых продуктов в регионе. Возможность адаптации требований такафула к региональному законодательству.

Развитие такафула в рамках некоммерческих учреждений, вне рамок финансово-кредитных и страховых учреждений. Использование потенциала религиозных учреждений и организаций для развития рынка.

Высокая заинтересованность со стороны населения, ожидаемый высокий спрос со стороны физических и юридических лиц на продукты данного направления страховой деятельности, что позволяет спрогнозировать успешность такафула. Увеличение конкурентоспособности региональных страховых компаний.

Возможность реализации потребностей существенных групп

населения - высокая емкость рынка такафула.

Получение лидерства на рынке такафула среди регионов СКФО

Не все население придерживается строгих канонических норм, что может обусловить низкую динамику прироста рынка исламского страхования. На первых этапах могут возникнуть сложности в обеспечении согласованности между религиозными, социальными и законодательными нормами при реализации исламского страхования Отсутствие проработанной федеральной и региональной законодательной базы по альтернативным видам страхования. Появление компаний-конкурентов в других регионах СКФО. Превалирование традиционных форм страхования

Таблица 2

Структура выборки маркетингового исследования

Мужчины

Женщины

Группа населения Доля, % Количество, чел. Доля, % Количество, чел.

По возрасту

от 18 до 20 лет 4 7 1 1

от 20 до 25 лет 12 22 11 14

от 25 до 30 лет 19 35 12 15

от 30 до 35 лет 27 50 16 20

от 40 до 45 лет 25 47 37 46

от 45 до 59 лет (для мужчин), от 45 до 54 13 24 23 29

лет (для женщин)

По уровню дохода

Ниже среднего 29 54 27 33

Средний 65 121 66 82

Выше среднего 6 11 7 9

По месту проживания

Сельский житель 12 22 8 10

Городской житель 88 164 92 114

Итого 100 186 100 124

Рисунок 1

Алгоритм исследования такафула в регионе

Рисунок 2

Результаты ответов анкетируемых на вопрос «Пользуетесь ли вы услугами страхования?»

(медицинское и ОСАГО); 76%

Рисунок 3

Результаты ответов анкетируемых на вопрос «Если вы не пользуетесь услугами добровольного страхования, то назовите причину»

Нет потребности:

возможностей: 36%

Рисунок 4

Результаты ответов анкетируемых на вопрос «Известно ли вам о такафуле как инструменте исламского страхования?»

Рисунок 5

Структура объемов страховых премий в России за 2009-2013 гг.

Рисунок 6

Темпы роста российского рынка добровольного страхования за 2006-2013 гг.

25%

20%

15%

-15%

18,7% 20,9% 20,0%

N¿,2%

7,4% /

-10,4%

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Источник: Страховые премии (взносы), собранные страховщиками. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin42.htm

Список литературы

1. УмаровХ.С. К вопросу об исламском страховании «такафул» // Страховое дело. 2014. № 4. С. 47-53.

2. Беккин Р.И. Исламское страхование: можно придумать идеальную с точки зрения шариата схему, но человеческий фактор может свести ее на нет // Рынок ценных бумаг. 2014. № 10. URL: http://www.rcb.ru/rcb/2014-10/270200.

3. Magomadova M.M. Implementation of Takaful Insurance System in the Russian Federation and its Future // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 16. Iss. 9. P. 1178-1182.

4. Таймасханов Х.Э., Цакаев А.Х. Рынок страховых услуг в Чеченской Республике: риски и возможности роста // Страховое дело. 2014. № 3. С. 52-59.

5. Князев С.В. Методика расчета потенциальной емкости, охвата региональных страховых рынков и глубины проникновения в них // Маркетинг услуг. 2006. № 4. С. 268-276.

6. Меркулова В.В. Методические аспекты оценки емкости страхового рынка // Сибирская финансовая школа. 2007. № 2. С. 105-107.

7. Натхов Т. Рынок страхования в России: основные тенденции и проблемы развития // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 115-127.

8. Окорокова О.А. Оценка финансового потенциала регионального страхового рынка // В мире научных открытий. 2011. № 10-1. С. 482-491.

9. Немцева Ю.В., Матвеев А.Л. Рискоориентированный подход к управлению инвестиционной деятельностью страховой организации // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 8. С. 1129-1144.

10. Калимуллина М.Э. Русский стал третьим языком, на котором стали издаваться шариатские стандарты // Рынок ценных бумаг. 2014. № 10. С. 16-18.

11. Фукина С.П. Особенности организации исламского страхования и перспективы его внедрения на страховой рынок России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2014. № 1. С. 108-116.

12. Magomadova M.M. Foreign Experience of Formation and Takaful's Development // 7th International Scientific and Practical Conference "Science and Society". London. 2015. Iss. 9. P. 177-187.

13. Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 6. С. 95-97.

14. Буковцева Л.В. Использование интегрированного показателя для оценки финансовой устойчивости страховой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 1. С. 28-31.

15. Улыбина Л.К., Окорокова О.А., Ваньян Г.А. Страховой рынок России: оценка индикаторов и перспектив развития // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7. С. 64-68.

16. Al-Ghadyan A.A. Insurance: the Islamic Perspective and Its Development in Saudi Arabia // Arab Law Quarterly. 1999. Vol. 14. Iss. 4. P. 179-184.

ISSN 2311-8709 (Online) Insurance

ISSN 2071-4688 (Print)

ANALYZING THE POTENTIAL REGIONAL DEMAND FOR TAKAFUL SERVICES Madina M. MAGOMADOVA

Chechen State University, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation madina.magomadova@mail.ru

Article history:

Received 9 November 2015 Accepted 11 January 2016

JEL classification: G22

Keywords: Islamic insurance, algorithm, market research, assessment, market capacity

Abstract

Subject Every law-abiding citizen of any civilized State is involved in insurance transactions, i.e. pension, social, obligatory or voluntary medical insurance, etc. Regular contributions to insurance funds enable to create a system of social guarantees for the population. Takaful (Islamic insurance) can provide a necessary variety of the Russian insurance market.

Objectives The research aims to assess and analyze the insurance market of the region, to underpin the need for introducing the takaful into Russian regions and its development prospects. Methods Using a graphic method and the method for time series processing, I analyzed various aspects of takaful in the Chechen Republic, the share and growth rates of the Russian voluntary insurance market, social, economic and legal advantages and disadvantages of Islamic insurance implementation in Russian regions.

Results The questionnaire survey involving 310 respondents (working category of citizens from 18 to 59 years old, mainly urbanites with average income) revealed the demand for insurance services in the Chechen Republic, prevalence of obligatory type of insurance, and a vague idea of takaful possibilities. It was found that if there is an alternative choice of insurance services and necessary information, the number of takaful supporters may increase considerably.

Conclusions The Chechen Republic has an appropriate market environment for takaful introduction, i.e. the presence of solvent groups of population, low level of competitive insurance products (mainly voluntary forms of insurance), a rather high level of population devoutness, and the need for takaful products.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Umarov Kh.S. K voprosu ob islamskom strakhovanii "takaful" [On Islamic insurance 'takaful']. Strakhovoe delo = Insurance Business, 2014, no. 4, pp. 47-53.

2. Bekkin R.I. Islamskoe strakhovanie: mozhno pridumat' ideal'nuyu s tochki zreniya shariata skhemu, no chelovecheskii faktor mozhet svesti ee na net [Islamic insurance: it is possible to invent an ideal scheme from the point of view of Sharia, but the human factor may nullify it]. Rynok tsennykh bumag = Securities Market, 2014, no. 10. Available at: http://www.rcb.ru/rcb/2014-10/270200. (In Russ.)

3. Magomadova M.M. Implementation of Takaful Insurance System in the Russian Federation and its Future.

Middle-East Journal of Scientific Research, 2013, vol. 16, iss. 9, pp. 1178-1182.

4. Taimaskhanov Kh.E., Tsakaev A.Kh. Rynok strakhovykh uslug v Chechenskoi Respublike: riski i vozmozhnosti rosta [The insurance market of the Chechen Republic: risks and possibilities to grow].

Strakhovoe delo = Insurance Business, 2014, no. 3, pp. 52-59.

5. Knyazev S.V. Metodika rascheta potentsial'noi emkosti, okhvata regional'nykh strakhovykh rynkov i glubiny proniknoveniya v nikh [A method to calculate the potential capacity, coverage of regional insurance markets and market penetration]. Marketing uslug = Service Marketing, 2006, no. 4, pp. 268-276.

6. Merkulova V.V. Metodicheskie aspekty otsenki emkosti strakhovogo rynka [Methodological aspects of the insurance market's capacity evaluation]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2007, no. 2, pp. 105-107.

7. Natkhov T. Rynok strakhovaniya v Rossii: osnovnye tendentsii i problemy razvitiya [The Russian insurance market: main tendencies and development problems]. Voprosy Ekonomiki, 2006, no. 12, pp.115-127.

8. Okorokova O.A. Otsenka finansovogo potentsiala regional'nogo strakhovogo rynka [Evaluating the financial capacity of the regional insurance market]. V mire nauchnykh otkrytii = In the World of Scientific Discoveries, 2011, no. 10-1, pp. 482-491.

9. Nemtseva Yu.V., Matveev A.L. Riskoorientirovannyi podkhod k upravleniyu investitsionnoi deyatel'nost'yu strakhovoi organizatsii [A risk-based approach to managing the investment activity of the insurance company]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 8, pp.1129-1144.

10. Kalimullina M.E. Russkii stal tret'im yazykom, na kotorom stali izdavat'sya shariatskie standarty [Russian is the third language in which the Sharia standards are published]. Rynok tsennykh bumag = Securities Market, 2014, no. 10, pp. 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Fukina S.P. Osobennosti organizatsii islamskogo strakhovaniya i perspektivy ego vnedreniya na strakhovoi rynok Rossii [Features of the Islamic insurance organization and the prospects for its introduction in the insurance market of Russia]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2014, no. 1, pp. 108-116.

12. Magomadova M.M. Foreign Experience of Formation and Takaful's Development. In: The 7th International Scientific and Practical Conference "Science and Society", London, SCIEURO, 2015, pp. 177-187.

13. Ashmarina E.M. Sovremennaya finansovaya sistema Rossiiskoi Federatsii [The modern financial system of the Russian Federation]. Gosudarstvo i parvo = State and Law, 2004, no. 6, pp. 95-97.

14. Bukovtseva L.V. Ispol'zovanie integrirovannogo pokazatelya dlya otsenki finansovoi ustoichivosti strakhovoi organizatsii [Using the integrated indicator to assess the financial stability of the insurance company]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 1, pp. 28-31.

15. Ulybina L.K., Okorokova O.A., Van'yan G.A. Strakhovoi rynok Rossii: otsenka indikatorov i perspektiv razvitiya [The Russian insurance market: evaluation of indicators and development prospects]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 7, pp. 64-68.

16. Al-Ghadyan A.A. Insurance: the Islamic Perspective and Its Development in Saudi Arabia. Arab Law Quarterly, 1999, vol. 14, iss. 4, pp. 332-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.