Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК АСПЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК АСПЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Финансовая политика / стратегия развития Российской Федерации / плановые и фактические показатели / бюджетно-налоговая политика / денежно-кредитная политика. / Financial policy / development strategy of the Russian Federation / planned and actual indicators / fiscal policy / monetary policy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванова Д.Р., Соколов А.Р.

Финансовая политика играет ключевую роль в структуре экономической стратегии государства, а в контексте Российской Федерации она имеет особое значение для обеспечения устойчивого развития и экономического роста. Финансовая политика является наиболее важным составным элементом общей политики государства. Разработанная финансовая политика позволяет государству не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста. В данной статье мы рассмотрим значимость финансовой политики для обеспечения устойчивого экономического роста и развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селиванова Д.Р., Соколов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial policy plays a key role in the structure of a state's economic strategy, and in the context of the Russian Federation it is of particular importance for ensuring sustainable development and economic growth. Financial policy is the most important component of the general policy of the state. The developed financial policy allows the state not to reduce the pace of development, especially when the most obvious growth reserves are exhausted. In this article we will consider the significance of financial policy for sustainable economic growth and development of the country.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК АСПЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=22253 (дата обращения 20.04.2024).

3. Исаева Д.Г., Бузуртанова Л.В. Особенности бухгалтерского и управленческого учета сельскохозяйственного производства // Управленческий учет. 2021. №. 8-3. С. 623629.

4. Никиткова Л.В., Поляков М.В. Особенности организации управленческого учета в сельском хозяйстве // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее (Курск, 14-15 октября 2021 года): сб. науч. статей 4-й Всерос. науч. конф. Т. 1. Курск, 2021. С. 193-196.

5. Клюкин А.Д. Управленческий учет в АПК и его автоматизация: отечественный и зарубежный опыт // Аграрная экономика. 2023. №. 2. С. 78-89.

6. Чекмарева О.П., Жмакина Н.Д. Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. науч. статей 8-й Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 22-23 ноября 2018 года). Т. 2. Курск, 2018. С. 176-179.

7. Шульгина Г.А., Жмакина Н.Д., Скобликова О.А. Учет затрат на производство // Интеграция науки и сельскохозяйственного производства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 16-17 февраля 2017 года). Т. Ч. 2. Курск, 2017. С. 251-253.

УДК 338.2

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК АСПЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Селиванова Д.Р., Соколов А.Р., бакалавры 3 курса

направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Научный руководитель д.э.н., профессор Ажлуни А.М. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Финансовая политика играет ключевую роль в структуре экономической стратегии государства, а в контексте Российской Федерации она имеет особое значение для обеспечения устойчивого развития и экономического роста. Финансовая политика является наиболее важным составным элементом общей политики государства. Разработанная финансовая политика позволяет государству не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста. В данной статье мы рассмотрим значимость финансовой политики для обеспечения устойчивого экономического роста и развития страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Финансовая политика, стратегия развития Российской Федерации, плановые и фактические показатели, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика.

ABSTRACT

Financial policy plays a key role in the structure of a state's economic strategy, and in the context of the Russian Federation it is of particular importance for ensuring sustainable development and economic growth. Financial policy is the most important component of the general policy of the state. The developed financial policy allows the state not to reduce the pace of development, especially when the most obvious growth reserves are exhausted. In this article we will consider the significance of financial policy for sustainable economic growth and development of the country.

KEYWORDS

Financial policy, development strategy of the Russian Federation, planned and actual indicators, fiscal policy, monetary policy.

Введение. Финансовая политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством, которые направлены на формирование, организацию и использование финансов для выполнения государством возложенных на него функций и задач.

Финансовая политика включает в себя множество инструментов и механизмов, с помощью которых государство управляет доходами и расходами, а также оказывает влияние на экономические процессы в целом. Важными составляющими финансовой политики являются налоговая, бюджетная, денежно-кредитная и инвестиционная политика [1].

Основная часть. Наиболее значимая роль в составе финансовой политики отводится бюджетно-налоговой политике. Она оказывает влияние на формирование финансовой базы для эффективного развития государства. Так, по мере перестройки хозяйственных связей, адаптации экономики и восстановления деловой активности акцент финансовой политики смещается с антикризисной повестки к задачам содействия достижению национальных целей развития с акцентом на: социальную поддержку нуждающихся граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграцию новых регионов и технологическое развитие и поддержку инфраструктуры. Надежной основой их достижения станет сбалансированный и устойчивый рост экономики, обеспечивающий последовательное повышение качества жизни граждан. Этому будет содействовать проведение бюджетной политики, ориентированной на обеспечение устойчивой и предсказуемой экономической среды и ускорение структурной трансформации за счет структурных изменений в доходах и расходах [4].

17 ноября 2023 года Госдума приняла в окончательном чтении федеральный бюджет на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Как ожидается, в следующем году доходы федерального бюджета вырастут на 22,3% — с 28,67 трлн до 35,06 трлн руб. Однако на 15,8% увеличатся и расходы, которые превысят поступления на 1,6 трлн руб. В 2025-м дефицит прогнозируется на уровне 0,83 трлн руб., в 2026-м -1,54 трлн руб [4].

В налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов [4].

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики, свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе. Целью денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025-2026 годов является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Инфляция планируется на уровне 4%. Ценовая стабильность является ключевым элементом макроэкономической стабильности наряду со сбалансированной бюджетной политикой. Кроме того, благодаря ценовой стабильности внутри страны повышается привлекательность ее валюты для международных расчетов и контрактов [5].

Дальнейшее развитие ситуации в российской экономике зависит от ряда внутренних и внешних условий [2].

Со стороны внутренних условий первостепенное значение имеет то, как российская экономика продолжит адаптироваться к введенным внешним ограничениям.

Со стороны внешних условий ключевое значение будет иметь развитие процессов деглобализации (фрагментации) мировой экономики, динамика инфляции и денежно-кредитной политики в развитых странах, изменение финансового положения стран с формирующимися рынками, накопивших большие объемы долгов в иностранной

валюте, изменение геополитической ситуации. В зависимости от сочетания этих ключевых предпосылок Банк России рассматривает возможные варианты развития ситуации в базовом сценарии и двух альтернативных [5].

В базовом сценарии мировая экономика продолжает развиваться в рамках сформировавшихся трендов и отсутствия новых шоков. Инфляция вернется к цели к концу 2024 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. По оценкам Банка России, в 2023 году ключевая ставка в среднем составит 9,9% годовых, к концу 2024 году будет находиться в диапазоне 12,5-14,5% годовых, в 2025 году - 7,0-9,0% годовых. В 2026 году ключевая ставка в среднем составит 6,0-7,0% годовых, что соответствует обновленному диапазону оценок Банка России долгосрочной нейтральной ставки [5].

Первый альтернативный сценарий предполагает дальнейшее усиление процесса деглобализации (фрагментации) - разделения стран на блоки. Данный процесс начался еще в 2018-2019 годах, а в 2022 году усилился из-за роста геополитического напряжения. Возможное дальнейшее усиление фрагментации будет выражаться в стремлении стран локализовать производства на своих территориях, строить партнерства по географической близости и дружественности в геополитической повестке. Санкционное давление на российскую экономику может увеличиться. Разделение на региональные блоки будет негативно влиять на мировую торговлю, сдерживать рост мировой экономики и приведет к снижению спроса на товары российского экспорта. В результате российская экономика может сократиться к концу 2024 году. В 2025 году рост может возобновиться, но его темпы будут ниже, чем в базовом сценарии [6].

Сокращение импорта из-за увеличения санкционного давления в совокупности с ограничениями внутреннего производства из-за нехватки импортных комплектующих будет означать увеличение разрыва между спросом и предложением. Это окажет давление на цены. Для возвращения инфляции к цели Банк России будет вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику в 2024-2025 годах по сравнению с базовым сценарием. Инфляция вернется к 4% позже - в 2025 году [6].

Второй альтернативный сценарий предполагает сохранение устойчивого инфляционного давления в развитых странах, что заставляет центральные банки ужесточать денежно-кредитную политику сильнее. Быстрое повышение процентных ставок ухудшит состояние финансовых организаций. Реализация процентного риска для финансового рынка может обернуться ростом неуверенности и масштабным бегством из рисковых активов. Результатом может стать мировой кризис. Сокращение выпуска российской экономики будет продолжаться два года. Экономика перейдет к восстановительному росту в 2,0-3,0% только в 2026 году, а ее возвращение к сбалансированному росту произойдет за пределами прогнозного периода [5].

Инфляция в случае реализации рискового сценария к концу 2024 года вырастет до 11-13% из-за усиления шоков предложения и ослабления рубля. Для предотвращения раскручивания инфляционной спирали Банк России будет вынужден существенно ужесточить денежно-кредитную политику. Ключевая ставка в среднем в 2024 году составит 16,0-17,0% годовых. В 2025 году для ограничения инфляционных рисков и обеспечения возвращения инфляции к цели Банк России будет также проводить более жесткую денежно-кредитную политику, чем в базовом сценарии. Инфляция вернется к цели в 2025 году [5].

Центральный банк как независимый орган, ответственный за формирование и реализацию денежно-кредитной политики страны, действительно является ключевым участником формирования финансовой политики. Высказывания и мнения центрального банка обычно основаны на анализе данных, опыте и профессионализме его сотрудников, что делает их авторитетными и обоснованными [3].

Однако, важно понимать, что финансовая политика является комплексным и многогранным инструментом управления экономикой, и инфляция, как один из ключевых показателей экономической стабильности, зависит не только от размера ключевой ставки. Влияние на инфляцию оказывают также другие факторы, такие как спрос и

предложение на рынке, уровень заработной платы, ценообразование, мировые экономические тенденции и многие другие.

Поэтому важно принимать во внимание не только рекомендации центрального банка, но и проводить анализ всех аспектов экономической ситуации для разработки эффективной и сбалансированной финансовой политики. Только таким образом можно обеспечить устойчивое развитие экономики и достижение поставленных целей в области финансового регулирования [7].

Выводы. Несмотря на внешние вызовы, достижение национальных целей развития Российской Федерации остается ключевой задачей финансовой политики. Внедрение национальных проектов, выполнение задач, изложенных в Послании Президента, а также внедрение новых инициатив социально-экономического развития Правительства являются важными аспектами финансовой стратегии Российской Федерации. Эти меры направлены на поддержку и стимулирование ключевых направлений развития страны, обеспечивают ее устойчивое развитие и создают условия для повышения качества жизни граждан. Все вышеперечисленные действия формируют основу комплексной финансовой стратегии Российской Федерации, способствующей достижению стратегических целей развития страны и укреплению ее позиций на мировой арене.

Библиография:

1. Ажлуни А.М., Наташкина Е.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебно-методическое пособие. Орел: Орловский ГАУ, 2023. С. 8-9.

2. Ахмадова Х.М. Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 2. С. 303-307.

3. Воронина О.П., Дегтярь Ю.В. Центральный банк России и его функции // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 43-4. С. 22-24.

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id 4=304155-

osnovnye napravleniya byudzhetnoi nalogovoi i tamozhenno-

tarifnoi politiki na 2024 god i na planovyi period 2025 i 2026 godov (дата обращения: 03.03.2024).

5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов // URL: https://cbr.ru/about br/publ/ondkp/on 2024 2026/ (дата обращения 03.03.2024).

6. Шапиро И.Е., Пасечник Д.Е. Влияние международных санкций на развитие банковской системы Российской Федерации // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2022. № 2(78). С. 230-237.

7. Юсупов Ю.М. Пути совершенствования ЦБ РФ // Молодой ученый. 2021. № 49 (391). С. 138-143.

УДК 658.27(470.323)

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ И СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Черных О.В., бакалавр 4 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика». Научный руководитель: к.э.н., доцент Петрушина В.В. ФГБОУ ВО Курский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Основные средства составляют основу производственного процесса и необходимы для выпуска продукции. Эффективное использование основных средств - ключевой фактор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.