Научная статья на тему 'Финансовая поддержка экспорта предприятий на субнациональном уровне: опыт провинций Канады для российских регионов'

Финансовая поддержка экспорта предприятий на субнациональном уровне: опыт провинций Канады для российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF SUBNATIONAL UNITS / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / FINANCIAL SUPPORT OF EXPORT / СУБСИДИИ / SUBSIDIES / ЭКСПОРТНЫЕ ПРЕМИИ / EXPORT AWARDS / ВТО / WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиряева Елена Васильевна

Изучение опыта канадских провинций отвечает на вопрос, каким образом Россия может обосновать правомерность субсидий, выделяемых для поддержки экспорта. Провинции Канады используют несколько приемов, которые выводят их программы помощи из-под категории запрещенных субсидий: программы заявляют о поддержке вывоза за пределы региона, а не за рубеж; субсидии выделяются на этапах до экспорта без связи размера поддержки с объемами экспорта; поддерживается деятельность, которая не является экспортом товаров это экспорт услуг, участие в глобальных системах поставок, вложение капитала в других странах; некоторые виды поддержки, например экспортные премии по форме не отвечают понятию субсидии; программы заявляют, что они не дают выгоды получателям помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Support of the Enterprises Export at the Subnational Level: Experience of Canada Provinces for the Russian Regions

Studying of experience of the Canadian provinces answers to a question how Russia can prove legitimacy of the subsidies allocated for support of export now and in the future. Canadian provinces use some approaches which take their programs out of the category of prohibited subsidies: programs declare export support outside the regional border, not abroad; subsidies are allocated at stages before export, without the support amount contingency with export volumes; there is supported activity which is not the export of goods but the export of services, participation in global value chains and capital investments in other countries; some types of support, namely: export awards by its form don’t answer the concept of a subsidy; programs declare that they don’t give benefit to recipients of the help.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка экспорта предприятий на субнациональном уровне: опыт провинций Канады для российских регионов»

Жиряева Е. В. |

Финансовая поддержка экспорта предприятий ¡

на субнациональном уровне: §

w i/ w СО

опыт провинций Канады для российских регионов

Жиряева Елена Васильевна <

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) m

Доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Кандидат технических наук, доцент Zhiryaeva@szags.ru

РЕФЕРАТ

Изучение опыта канадских провинций отвечает на вопрос, каким образом Россия может обосновать правомерность субсидий, выделяемых для поддержки экспорта. Провинции Канады используют несколько приемов, которые выводят их программы помощи из-под категории запрещенных субсидий: программы заявляют о поддержке вывоза за пределы региона, а не за рубеж; субсидии выделяются на этапах до экспорта без связи размера поддержки с объемами экспорта; поддерживается деятельность, которая не является экспортом товаров — это экспорт услуг, участие в глобальных системах поставок, вложение капитала в других странах; некоторые виды поддержки, например экспортные премии по форме не отвечают понятию субсидии; программы заявляют, что они не дают выгоды получателям помощи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

внешнеэкономическая деятельность субнациональных образований, финансовая поддержка экспорта, субсидии, экспортные премии, ВТО

Zhiryaeva E. V.

Financial Support of the Enterprises Export at the Subnational Level: Experience of Canada Provinces for the Russian Regions

Zhiryaeva Elena Vasilyevna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Associate Professor of the Chair of the Economic Theory and Applied Economy

PhD in Technical Sciences, Associate professor

Zhiryaeva@szags.ru

ABSTRACT

Studying of experience of the Canadian provinces answers to a question how Russia can prove legitimacy of the subsidies allocated for support of export now and in the future. Canadian provinces use some approaches which take their programs out of the category of prohibited subsidies: programs declare export support outside the regional border, not abroad; subsidies are allocated at stages before export, without the support amount contingency with export volumes; there is supported activity which is not the export of goods but the export of services, participation in global value chains and capital investments in other countries; some types of support, namely: export awards by its form don't answer the concept of a subsidy; programs declare that they don't give benefit to recipients of the help.

KEYWORDS

foreign economic activity of subnational units, financial support of export, subsidies, export awards, WTO

Во второй половине 1980-х гг. в мире проявился феномен возросшей экономической активности субнациональных образований в международных отношениях. Основной сферой такой деятельности были экономические отношения. Некоторые

2 регионы, особенно те, что имели уникальный статус, осознали себя в качестве ^ политической арены с собственными правами и широкой ответственностью. Брай-о ан Хокин [1] указывал, что основную сферу первичной международной активности о регионов следует искать в сферах содействия торговле, ограничений торговли и со инвестиций.

х Несмотря на то что в этих областях действует национальная политика, это часто н- как раз тот случай, когда региональные власти могут применять инструменты данной < политики в специфических сферах, влияя на других участников международных от-т ношений. Изучая международную активность штатов США, Джон Клин [2] указывает на проблемы, с которыми годами позже столкнулась и Российская Федерация. Программы штатов не должны были подрывать установившуюся национальную позицию в области международных отношений. Фактически же политические механизмы давали правительствам штатов возможность в значительной степени влиять на внешнюю политику США.

Очевидно, учитывая этот опыт, страны — члены ВТО в процессе переговоров о присоединении Российской Федерации выражали озабоченность относительно действий региональных властей по применению национальных обязательств. Российская Федерация обещала полностью соблюдать все соглашения ВТО, в том числе Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ), которое запрещает экспортные субсидии. Было сделано заявление, что обязательства России будут выполняться единообразно по всей территории страны, а меры, принимаемые субъектами РФ, должным образом контролироваться.

Известно, что провинции Канады имеют наиболее разработанные механизмы участия во внешнеэкономической деятельности. Одновременно Канада является участницей договоренности ОЭСР об официально поддержанных экспортных кредитах, что гарантирует «законность» провинциальных практик. По этой причине именно провинции Канады могут служить источником международного опыта для тех субнациональных единиц других стран, которые ищут возможности для вовлечения местных предприятий в международную экономическую активность. В статье будут рассмотрены особенности политики провинций Канады в области поддержки экспорта.

Именно канадские провинции, как ни какие другие территориально-административные единицы ни в каком ином федеральном государстве, дают самое большое разнообразие форм поддержки, весьма близких к экспортным субсидиям. Иногда эти меры оспаривались в ВТО. В результате сложился набор практик и подходов, который позволяет довольно легко обходить запреты ВТО на импортозамещающие и экспортные субсидии.

Ст. 3 ССКМ установлен запрет на субсидии, увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий: с результатами экспорта, включая перечисленные в Приложении I к соглашению; с использованием отечественных товаров вместо импортных. Сам по себе факт, что субсидия предоставляется предприятию, занимающемуся экспортом, не может служить основанием для того, чтобы считать ее экспортной субсидией в значении положения ст. 3. В Приложении I, которое называется «Иллюстративный перечень экспортных субсидий» указаны, в частности:

• практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте (Ь);

• освобождение от уплаты, уменьшение или отсрочка прямых налогов, подлежащих уплате предприятиями в связи с экспортом

• предоставление специальными институтами, контролируемыми правительствами, программ гарантирования или страхования экспортных кредитов с использованием ставок процентов, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам 0).

Что касается уплаты институтами, которые действуют под руководством прави- g тельств, части расходов, понесенных в связи с получением кредита, в той мере, | в какой эти услуги дают преимущества экспортерам (k), эта поддержка как таковая о входит в список экспортных субсидий. Однако к п. k имеется оговорка: если стра- о на является участницей международной договоренности по официальным экспорт- m ным кредитам или применяет на практике положения этой договоренности, каса- х ющиеся процентных ставок, такая практика экспортного кредитования не будет н рассматриваться как экспортная субсидия. «с

Минпромторг России, анализируя возможности поддержки отечественной про- m мышленности в РФ, установил, что «правилами ВТО полностью запрещено прямое субсидирование производства товаров на экспорт, когда бюджетные деньги предоставляются для того, чтобы предприятие произвело продукцию с условием ее последующего экспорта. Господдержка может быть оказана только для экспорта уже произведенной продукции через экспортный кредит, субсидирование по нему ставки, предоставление госгарантий или страхование экспорта»1.

Этот подход очень интересен, однако он еще не выдержал испытания в органе по разрешению споров в ВТО. Пока же Канада апеллировала к другим основаниям для своих программ поддержки экспорта. В январе 2001 г. Бразилия запросила консультаций с Канадой по поводу кредитов и займов, предоставляемых региональным авиастроительным компаниям правительством Канады и провинцией Квебек, которые поддерживают экспорт ближнемагистральных самолетов из Канады2.

Меры поддержки экспорта представляли собой экспортные кредиты, включая финансирование, гарантии по кредитам, поддержку процентной ставки. Поддержка предоставлялась Корпорацией развития экспорта или через нее как Канадой, так и через корпоративные счета, чтобы облегчить экспорт гражданских самолетов. Были также предоставлены экспортные кредиты и гарантии, включая поручительства по кредитам, гарантии по акциям, гарантии остаточной стоимости, а также гарантии «first loss deficiency» со стороны Investissement Québec (IQ), программы, управляемой провинцией Квебек. По мнению Бразилии, экспортные кредиты и гарантии, предоставленные Investissement Québec, являлись запрещенными экспортными субсидиями в рамках значения ст. 1 и 3 ССКМ. Бразилия просила третейскую группу рекомендовать Органу по разрешению споров ВТО, чтобы тот указал Канаде на необходимость без задержки отозвать эти запрещенные субсидии.

В отношении того, что экспортная субсидия должна быть в обязательном порядке увязана с результатами экспорта, Бразилия утверждала, что поддержка IQ (выделенная за основе декретов 572-2000 и 841-2000) де-юре зависела от экспорта товаров за пределы Квебека. Бразилия считала, что эта зависимость была достаточной, чтобы рассматривать данные субсидии как зависящие от результатов экспорта по смыслу ст. 3.1 (a), иначе члены ВТО были бы в состоянии ниспровергать положения об экспортных субсидиях ССКМ, вводя программы субсидирования, которые не распространяются на некоторые территории этих стран.

В отношении этого положения — зависимости субсидии от результатов экспорта — Канада отрицала, что Декрет 572-2000, который ставил условия выделения помощи на вывоз за пределы Квебека, имеет какое-либо отношение к финансированию продаж самолетов. Он также не препятствует финансированию проектов в самом Квебеке. Канада считала, что обусловленность субсидии экспортом за

1 Меры государственной поддержки при вступлении России в ВТО [Электронный ресурс] // Форекс : портал. URL: http://fxdialg.ucoz.ru/publ/ehkonomicheskie_novosti/glavnoe/ mery_ gosudarstvennoj_podderzhki_pri_vstuplenii_rossii_v_vto/1-1-0-123 (дата обращения: 20.06.2014).

2 Dispute settlement: DISPUTE DS222. Canada — Export Credits and Loan Guarantees for Regional Aircraft [Электронный ресурс] // World Trade Organization. URL: http://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds222_e.htm (дата обращения: 20.06.2014).

g пределы Квебека не подпадает под запрет по смыслу ст. 3.1 (a). «Экспорт» в рам-I ках значения ССКМ относится к перемещению товаров и услуг между странами, а о не в их пределах.

о Третейская группа пришла к следующим выводам. В отношении ст. 1 ССКМ m (определение субсидии) и 3.1 (a) (запрещенные субсидии — мера как таковая) х группа нашла, что программа IQ как таковая была вполне совместима со ст. 3.1 (a), н- поскольку Бразилия не продемонстрировала конкретной нормы в соответствующих < правовых документах, которая предполагала бы, что программа IQ предусматри-m вает получение выгоды и таким образом может рассматриваться как субсидирование в рамках значения ст. 1. Также группа нашла, что даже если IQ могла бы принести такую выгоду, это необязательно означало, что от этой программы требовалось, чтобы она приносила выгоду.

В отношении ст. 1 (определение экспортной субсидии) и 3.1 (a) (запрещенные субсидии — применение) группа положилась среди прочего на определение понятия «выгоды», данное апелляционным органом, которое устанавливало, что выгода будет иметь место, если получателю сделан финансовый взнос на условиях более благоприятных, чем доступные ему на рынке. На этой основе группа нашла, что, так как финансирование ссуды для компании Air Wisconsin со стороны Корпорации развития экспорта осуществлялось по ставкам более благоприятным, чем доступные коммерчески, это действительно приносило выгоду и являлось субсидией в соответствии со ст. 1.1 (b). Группа также выявила, что это была запрещенная субсидия в соответствии со ст. 3.1 (a), поскольку сама Канада не отрицала данного факта и признала, что рассматриваемая программа субсидирования была предназначена, чтобы поддержать экспортную торговлю Канады и, следовательно, квалифицировалась как экспортная субсидия.

Однако в некоторых других случаях финансирования сделок со стороны Корпорации группа нашла, что Бразилия не установила существования выгоды для отдельных получателей. В случае гарантий по акциям IQ группа исследовала уровень сборов, взимаемых в связи с выпуском гарантий, и обнаружила, что только одна из рассмотренных сделок по гарантиям IQ давала выгоду в рамках значения ст. 1. Группа выяснила, что эта сделка ни де-юре, ни де-факто не зависела от экспорта, и поэтому не нарушала ст. 3.1 (a). В случае кредитных поручительств IQ группой было найдено, что Бразилия не установила тот факт, что одна из двух рассмотренных гарантий давала выгоду в соответствии со ст. 1, или что другая гарантия, которая действительно давала выгоду, зависела от результатов экспорта.

Таким образом, в отношении программы Investissement Québec, управляемой провинцией Квебек, были сделаны следующие выводы. Отвергнуто заявление Бразилии, что программа «как таковая» составляет запрещенную субсидию вопреки положениям ст. 3.1 (а) ССКМ; программа «в том виде, как она применяется» составляет запрещенную субсидию вопреки положениям ст. 3.1 (а) ССКМ; гарантии по акциям, предоставленные IQ компаниям ACA, Air Littoral, Midway, Mesa Air group, Air Nostrum и Air Wisconsin, составляют запрещенную субсидию, нарушающую положения ст. 3.1 (а) ССКМ; кредитные поручительства со стороны IQ компаниям Mesa Air Group, Air Wisconsin составляют запрещенную субсидию, нарушающую положения ст. 3.1 (а) ССКМ.

Группа также рекомендовала, чтобы Канада отменила некоторые формы идентифицированных субсидий со стороны Корпорации развития экспорта в течение 90 дней. На встрече 19 февраля 2002 г. Орган по разрешению споров принял отчет группы. Поскольку Канада в течение выделенного ей срока так и не изменила программ экспортного субсидирования, Бразилия обратилась в Орган по разрешению споров с просьбой разрешить ей принять контрмеры, приостановив уступ-

ки Канаде. Несмотря на возражения Канады, Орган по разрешению споров раз- g решил Бразилии принять контрмеры на сумму 247 797 000 долл. США.

Данный спор вряд ли привел к тому, что провинции Канады серьезным образом о

пересмотрели свои программы экспортного субсидирования. Анализ существующих о

программ показывает, что они или прямо представляют собой экспортное субси- m

дирование, или содержат оговорки, которые можно выдвинуть в качестве формаль- х

ного аргумента в случае спора. н

Вывоз за пределы региона может обозначаться как экспорт, но не предполагать вывоза за пределы страны

Провинция Саскачеван1 через региональный центр поддержки «Saskatchewan Trade and Export Partnership» предлагает пакет программ поддержки экспорта. Программа «Международные финансы и логистика» нацелена на решение таких проблем продаж на мировых рынках или в других частях Канады, которых не существует на местном рынке. Программа «доступа к рынку» разработана, чтобы поддержать внутреннюю и внешнюю маркетинговую деятельность предприятий.

Средства предоставляются компаниям, которые выходят на новые рынки или делают ответный визит (в течение 24 мес. после начального посещения) на новый рынок за пределами Саскачевана. Финансовые средства предоставляются также компаниям, которые участвуют в выставках или в торговой миссии на новом внешнем рынке за пределами Саскачевана. Компании-претенденты должны производить продукцию или услуги, вывозимые за пределы Саскачевана, в которых по меньшей мере 50% стоимости создано в Саскачеване. Правительство Саскачевана в своих программах поддержки постоянно подчеркивает, что понимает под экспортом любой вывоз за пределы провинции, применяя фразы «продажи в других частях Канады», «вывоз за пределы Саскачевана».

Программа не зависит от результатов экспорта или не связана с экспортом товаров

В провинции Новая Шотландия2 используются программы, в которых финансирование не поставлено в зависимость от результатов экспорта. Программа «разведчика экспортных возможностей» должна помочь компаниям обнаружить новые деловые возможности за пределами Новой Шотландии. Одна из программ провинции разработана специально для экспортеров услуг. Она финансирует поездки на встречу с клиентами и визиты партнеров в Новую Шотландию. Коммерческие сделки будут совершены на более поздних стадиях. Программа «Export Ability» помогает и активным экспортерам, и тем, кто хочет развить свои возможности для экспорта, стать более экспортно-ориентированным.

Программа может помочь покрыть до 75% затрат на семинары по развитию экспорта, материалы учебных курсов и сборы за экзамен. Программа «Глобального ускорения бизнеса» предназначена для тех, кто экспортирует в настоящее время, участвует в глобальных системах поставок, вкладывает капитал на международном

1 Saskatchewan Trade and Export Partnership [Электронный ресурс]. URL: http://www.sasktrade. com/services.html (дата обращения: 20.06.2014).

2 Programs & Services [Электронный ресурс] // Nova Scotia Canada. URL: http://business. novascotia.ca/en/home/businessprogramsjnfo/tradedevelopment/programsservices.aspx (дата обращения: 20.06.2014).

g уровне или ищет за границей партнеров. Данная программа предоставляет ком-| паниям услуги экспертов, у которых есть навыки, опыт, знание и связи, способные о помочь вырасти до международного уровня.

о Программа «Go-Ahead» предназначена для тех, кто уже участвовал в инициати-m вах экспортного агентства и нашел рынок с большим потенциалом для фирмы. х Данная программа поможет покрыть до 50% затрат на последующие посещения н- рынка. Программа «Возможности международного развития» может помочь ком-< паниям Новой Шотландии получить доступ к возможностям, которые предоставляло ются группой Всемирного банка, включая участие в международных проектах, финансируемых этим финансовым учреждением.

Новая Шотландия могла бы доказать, что ее программы поддержки экспорта не являются экспортными субсидиями, так как субсидия не обусловлена результатами экспорта, коммерческие сделки, если и будут заключены, то уже после завершения программы поддержки. При этом программы провинции, прямо нацеленные на международный уровень, не предполагают экспорта товаров — это участие в глобальных системах поставок, вложение капитала в других странах, экспорт услуг. А когда автор ведет речь о запрещенных субсидиях, то имеется в виду поддержка экспорта промышленной продукции.

К категории активных во внешнеэкономической деятельности провинций относятся Онтарио и Квебек. В начале статьи автор отмечал, что в результате спора с Бразилией Канада сохранила субсидии, предоставляемые Квебеком, согласившись на компенсацию Бразилии. На сегодня агентство Investissiment Quebec1 предлагает фирмам-экспортерам получить сразу же 85% полной ожидаемой суммы налоговых льгот по результатам текущего бюджетного года. Финансовое учреждение может за счет этих средств предоставить ссуду, покрывающую до 85% стоимости проекта. Гарантия, покрывающая 85% чистого убытка, дает возможность получения дополнительного финансирования при необходимости. Краткосрочное финансирование (до 2-х лет) дает возможность роста благодаря новым притокам наличности. Выплата капитала осуществляется непосредственно из средств, предоставленных компании авансом в виде налоговой льготы. Для торговой зоны в Мирабель существует программа финансирования оборотного капитала для экспортных проектов.

Система поддержки экспорта Квебека наиболее интересна. Экспортеру предоставляется налоговая льгота, однако фактически она выделяется не по результатам экспорта, а до экспорта, а средства в размере этой льготы направляются на финансирование экспорта в виде экспортного кредитования и экспортных гарантий.

В настоящее время в Онтарио2 поддержка осуществляется через глобальный фонд роста, который находится под управлением торговой палаты Онтарио, получает финансирование от правительства провинции с дополнительной поддержкой со стороны правительства Канады. Фонд состоит из двух программ: программы доступа на внешние рынки и фонда экспортеров Онтарио. Программа доступа на внешние рынки разработана для малых и средних предприятий (МСП), которые хотят получить доступ и расширить рост на иностранных рынках. Фонд экспортеров Онтарио может покрыть до 50% стоимости найма опытного руководителя экспортного отдела.

1 Financial products [Электронный ресурс] // Inventissiment Quebec. URL: http://www. investquebec.com/quebec/en/financial-products/smbs-and-large-corporations/project-financing/ financing-of-refundable-tax-credits-export-businesses.html (дата обращения: 20.06.2014).

2 Export outside Canada: International trade and market specialists [Электронный ресурс] // Ontario. URL: http://www.ontario.ca/business-and-economy/export-outside-canada-inter-national-trade-and-market-specialists (дата обращения: 20.06.2014).

Как представляется, средства, выделяемые Онтарио по программе доступа на 2

внешние рынки, по форме подпадают под понятие запрещенного экспортного |

субсидирования ССКМ. Речь идет о пункте Ь примерного перечня экспортных суб- о

сидий, т. е. практике, которая влечет за собой выплату премии при экспорте. Про- о

грамма покрывает до 50% расходов предприятия, связанных с получением досту- т

па на внешние рынки. Формой субсидирования являются гранты, под которыми в х

экономике понимаются безвозмездные субсидии предприятию на определенные н

цели с последующим отчетом об использовании средств. Грант, таким образом, «с

не связан с результатами экспорта, а предшествует ему. В

Премия не является формой запрещенной субсидии

Подразделение развития Департамента экономического развития провинции Нью-Брансуик1 предлагает помощь компаниям в установлении, поддержании, росте и улучшении производительности и экспортных усилий через 5 программ финансирования, одной из которых является программа развития экспорта. Провинция также присуждает экспортные премии2, признавая выдающиеся экспортные успехи на международном рынке. Премиями подчеркивается важность экспорта в создании благосостояния и повышении уровня жизни.

Победители признаются в пяти номинациях: экспортер года, инновационный экспортер года, премия за диверсификацию в глобальном масштабе, развивающийся экспортер года, предприятие-экспортер с иностранной собственностью. Лауреаты экспортных премий отбираются судейской бригадой. Компании-претенденты заполняют информационную форму, где им предлагается ответить на вопросы, которые предполагают, что вознаграждение будет зависеть от экспортной активности:

• Как экспорт позволил увеличить занятость и расширить производственные возможности?

• Каков процент экспортных продаж по сравнению с внутренними продажами?

• Какова стоимость экспорта в долларах?

• Каким был процентный рост экспортных продаж за последние годы? Несмотря на прямую связь финансовой помощи с результатами экспорта, как

представляется, премия не входит в примерный список экспортных субсидий.

Разнообразные экспортные премии предлагает также провинция Альберта. Категории экспортных премий Альберты3 признают инновационные подходы и уникальный вклад в экспорт провинции зарегистрированных на ее территории экспортных компаний. Премии вручаются в номинациях «Экспортер года», «Лидер», «Исследования международного бизнеса», «Новый экспортер». Одним из основных спонсоров экспортных премий выступает правительство Альберты. Считается, что экономика провинции Альберта зависит от экспорта, и правительство Альберты сделало расширенный доступ к рынку одним из своих главных приоритетов.

Присутствие терминов «международный экспорт», «мировой рынок», «междуна-

1 New Brunswick Department of Economic Development [Электронный ресурс]. URL: http:// concierge.portal.gc.ca/content/new-brunswick-department-economic-development (дата обращения: 20.06.2014).

2 Export Awards [Электронный ресурс] // New Brunswick Canada.URL: http://www2.gnb.ca/ content/gnb/en/departments/economic_development/Export_Trade/Content/Export-Awards/Export_ Awards.html (дата обращения: 20.06.2014).

3 Award categories [Электронный ресурс] // Export awards Alberta. URL: http://www. albertaexportawards.ca/award-categories (дата обращения: 20.06.2014).

2 родный рынок» в условиях конкурсов прямо указывает на то, что поддержку полу-^ чает именно вывоз за пределы Канады. Однако Альберта предлагает экспортные о премии, которые, как автор уже отмечал, не входят в примерный список экспортер ных субсидий.

¡5 Программа не дает выгоды

<

т Программа, не дающая выгоды, не ставит в худшее положение аналогичные предприятия, не получающие поддержки. Некоторые программы канадских провинций заявляют о том, что не ущемляют иные виды бизнеса, хотя простое знакомство с ними не позволяет понять, каким образом достигается это равенство. Программа поддержки маркетинга обеспечивает финансовую помощь компаниям провинции Острова Принца Эдуарда1 [1; 2], компенсируя маркетинговые затраты от стартапа до выхода на международные рынки. Поддержка касается областей исследования рынков, рекламы и продвижения. Претенденты, имеющие право на финансирование по программе, — это изготовители и поставщики экспортируемых услуг.

Под программу подпадают поставщики в следующих секторах: продовольственное развитие, диверсифицированное производство, биологическая наука, информационные технологии, сга^^^аге. Первые в своем роде экспортные услуги в других секторах также могут рассчитывать на получение помощи. Для того чтобы проект имел право на поддержку, он должен приносить экономическую выгоду провинции, а аналогичные компании не должны оказаться в худшем положении в результате реализации предложенного проекта. Отметим, что программы Острова Принца Эдуарда обладают еще одним признаком незапрещенных субсидий: они направлены на поддержку экспорта услуг. При этом очевидно, судя по приведенному перечню секторов, что такой экспорт услуг сопровождается экспортом товаров.

Выводы

Изучение опыта канадских провинций должно было привести к ответу на вопрос, каким образом Россия может обосновать правомерность субсидий, выделяемых для поддержки экспорта сейчас и в дальнейшем. В первую очередь правомерными оказываются субсидии, выделяемые субнациональными властями, которые нацеливают своих резидентов на любой вывоз за пределы территории региона.

Опыт провинций Канады дает большое разнообразие форм субсидирования: оплачивается наем руководителя экспортного отдела, перевод; визиты потенциальных клиентов; семинары по развитию экспорта, материалы курсов и сборы за экзамен; торговое представительство; стоимость авиабилетов, прокат автомобилей, размещение, рекламные материалы в ходе выставочной деятельности; предоставляется помощь в решении проблем на контрольно-пропускных пунктах; помощь в разработке контракта; имеет место финансирование оборотного капитала и дебиторской задолженности; предлагается руководство по методам оплаты; дается оценка степени риска и смягчения экономических и политических рисков; предлагается управление валютой; консультации по транспортировке и логистике. Компании обучаются работе по привлечению средств от учреждений развития. Экспортные премии предоставляются по такому широкому кругу номинаций, что награда может быть вручена буквально любому экспортному предприятию региона.

1 Marketing support program [Электронный ресурс] // Innovationpei. URL: http://www. innovationpei.com/marketingsupport (дата обращения: 20.06.2014).

Во избежание проблем с членами ВТО провинции Канады используют несколь- g ко приемов, которые выводят их программы помощи из-под категории запрещен- | ных субсидий: о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• программы заявляют о поддержке вывоза за пределы региона, а не за рубеж; о

• субсидии выделяются на этапах до экспорта, без связи размера поддержки с m объемами экспорта; х

• поддерживается деятельность, которая не является экспортом товаров, — это н экспорт услуг, участие в глобальных системах поставок, вложение капитала в «с других странах; m

• некоторые виды поддержки, например экспортные премии по форме не отвечают понятию субсидии;

• программы заявляют, что они не дают выгоды получателям помощи. Вступление России в ОЭСР на ближайшее время отложено. Однако п. k примерного перечня экспортных субсидий исключает из этого перечня финансовую поддержку со стороны не только тех государств, которые являются участниками договоренности ОЭСР об экспортном кредитовании, но также и тех, кто, не будучи участником договоренности, применяет ее положения на практике.

Программа Онтарио акцентируется на малых и средних предприятиях (МСП). Поддержка экспорта МСП — широко распространенная практика во многих странах. Страны и их регионы, стимулируя свои агентства поддержки экспорта и финансовые учреждения к разработке специальных программ поддержки для МСП, создают для них более комфортные условия экспорта. Предприятия этой группы не выведены из-под соглашения о субсидиях и компенсационных мерах. В то же время их поддержка вряд ли может вызвать искажение международного рынка или дать иной повод стране — члену ВТО начать спор. Можно было бы указать, что программы, доступ к которым открыт для всех, по своей сути не являются специфическими субсидиями, однако стоит помнить, что любая запрещенная субсидия имеет статус специфической. Таким образом, указанные выше правила следует соблюдать и в отношении МСП.

Следовало бы рассмотреть вопрос о создании специальных экспортных торговых предприятий, отличных от производственных предприятий, их экспортная деятельность будет относиться к услугам, а не товарам. Не следует забывать при этом, что ССКМ считает запрещенной субсидией освобождение от прямых налогов в связи с экспортом как промышленных, так и коммерческих предприятий.

Наконец, страна, проигравшая спор, может предпочесть сохранить экспортную субсидию, согласившись на контрмеры пострадавшей стороны.

Литература/References

1. Hocking B. Regional government and international affairs: foreign policy problem or deviant behavior // International Journal. 1986. Vol. XLI. № 3. P. 477-506.

2. Kline J. M. A new federalism for United States foreign policy // International Journal. 1986. Vol. XLI. № 3. P. 507-538.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.