Научная статья на тему 'Финансовая оценка инвестиционного проекта приобретения транспорт- ных средств на предприятии'

Финансовая оценка инвестиционного проекта приобретения транспорт- ных средств на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова А.И.

Суть проекта заключается в снижение транспортных издержек промышленного предприятия посредствам перехода предприятия на собственные транспортные средства для доставки продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая оценка инвестиционного проекта приобретения транспорт- ных средств на предприятии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338.27

А.И.Шакирова

студентка кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь, Российская Федерация

ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРИОБРЕТЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

Суть проекта заключается в снижение транспортных издержек промышленного предприятия посред-ствам перехода предприятия на собственные транспортные средства для доставки продукции.

Ключевые слова Финансовая оценка, инвестиционный проект, транспортные средства.

На данный момент доставку продукции осуществляет сторонняя фирма, т.е. доставка продукции отдана на аутсорсинг. Потребность в снижении транспортных издержек была вызвана прежде всего тем, что на данный момент стоимость перевозки на км составляет достаточно большую сумму и темп роста данных расходов очень велик.

Для начала необходимо проанализировать транспортные затраты на доставку продукции на данный момент. В таблице 1 представлены транспортные затраты за 2008-2011 гг. по годам.

Таблица 1

Транспортные затраты предприятия

Показатели 2008 2009 2010 2011

Транспортные расходы, тыс. руб. 25 417,60 28 781,40 32 698,50 36 328,80

Темп роста к предыдущему году, % 110,20% 113,23% 113,61% 111,10%

Как мы видим транспортные расходы компании с каждым годом возрастают и на 2011 год составляют 36 328,8 тыс. руб. Средний рост транспортных расходов на перевозки с 2008 по 2011 гг. составил 12% в год.

Руководство компании не удовлетворено величиной транспортных расходов и темпами их роста. Поэтому было принято решение начать доставку продукции собственными транспортными средствами.

На данный момент предприятие имеет стоянку и депо по обслуживанию грузовых автомобилей, которые доставляют материалы и комплектующие на предприятие. Стоянка грузовых автомобилей рассчитана на 28 автомобилей, а на данный момент в компании имеется лишь 15 собственных транспортных средств, т.е. есть дополнительные места на 13 автомобилей, которые можно использовать.

Рассчитаем необходимое количество автомобилей для осуществления перевозок. Так как в году 252 рабочих дня, а за год необходимо перевести продукции на общее расстояние в 1 975 тыс. км, то тогда в день осуществляется в среднем перевозок на расстояние в 7838 км. Установленная норма поездок в день составляет 560 км на одного водителя. Как правило, автомобиль обслуживают 2 водителя. Тогда получаем, что чтобы перевозки осуществлялись бесперебойно необходимо 7 автомобилей.

Планируется рассчитать эффективность покупки нескольких видов транспортных средств и выбрать наиболее оптимальный проект. Рассматривается покупка трех видов транспортных средств:

• Седельный тягач Камаз 65225;

• Седельный тягач Mercedes-Benz Axor 1835LS;

• Седельный тягач Renault Premium 380/1 T HT1100.

Все рассматриваемые нами транспортные средства сопоставимы по своим техническим характеристикам. Поэтому выбор покупки видов транспортных средств осуществим на основе показателей эффективности инвести

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

ционного проекта.

Приобретая основные средства сумма амортизации будет накапливаться в амортизационном фонде, который является собственными средствами предприятия. Амортизационные отчисления - это собственные внутренний источник финансирования.

Теперь необходимо рассчитать необходимые инвестиции по каждому проекту. Составим таблицу инвестиций на покупку автомобилей и прицепов к ним, а также необходимого дополнительного оборудования (таблица 2). Основным поставщиком транспортных средств будут две компании:

• ПАО «КАМАЗ»;

• Группа компаний «АСТОН».

Таблица 2

Необходимые первоначальные инвестиции

Наименование Камаз 65225 Mercedes-Benz Axor 1840LS Renault Premium 380/1 T HT1100

1.Цена автомобиля, тыс.руб. 2 940 3 276 2 980

2.Цена прицепа, тыс.руб. 700 700 700

З.Дополнительное оборудование (система спутниковой навигации), тыс.руб. 15 15 15

Итого за 1 транс.средство 3 655 3 991 3 695

Количество транс.средств 7 7 7

Сумма инвестиций, тыс. руб. 25 585 27 937 25 865

Таким образом, необходимо первоначальных инвестиций в среднем на сумму 26,5 млн.руб. в зависимости от марки автомобиля. Размер капитальных вложений, принятый в расчете включает в себя затраты на приобретение и доставку автомобиля.

Все расчеты по проекту проводятся в программе MS Excel. Для расчета эффективности проекта разбивку будем проводить по годам. Результаты оценки с использованием наиболее распространенных методик подтверждают экономическую эффективность инвестиционного проекта, что позволяет рекомендовать его к реализации. Таким образом, все проекты оказались выгодными. Проведем сравнительную оценку эффективности проектов.

Таблица 3

Сравнительная оценка экономической эффективности проектов

Показатели, тыс.руб. Камаз 65225 Mercedes-Benz Axor 1840LS Renault Premium 380/1 T HT1100

Чистый дисконтированный доход (NPV), тыс.руб. - 5 544 4 452 6 158

Рентабельность инвестиций (PI), руб./руб. 0,78 1,16 1,24

Срок окупаемости проектов, мес. более 72 65 63

Как видно из таблицы наиболее выгодным проектом является покупка автомобилей марки Renault Premium 380/1 T HT1100. Поэтому можно рекомендовать предприятию покупку именно этих автомобилей при переходе на собственные транспортные средства для доставки продукции для достижения наибольшего экономического эффекта.

Список использованной литературы:

1. Постников В.П., Дорошенко Р.О. Обоснование необходимости развития пассажирского электротранспорта в крупном городе с точки зрения экологической эффективности (на примере города Перми) // Экология и промышленность России. 2014. № 8. С. 44-48.

2. Голикова А.С. Подходы к оценке финансовой реализуемости инвестиционного проекта // Экономика и банки. 2015. № 1. С. 3-9.

© Шакирова А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.