Научная статья на тему 'Финансовая модель и оценка эффективности быстрорастущих компаний в России'

Финансовая модель и оценка эффективности быстрорастущих компаний в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ / КОМПАНИИ-ГАЗЕЛИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОММЕРЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / GROWTH COMPANIES / COMPANIES-GAZELLES / ASSESSMENT OF EFFICIENCY / COMMERCIAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Дмитрий Алексеевич

Рассмотрены проблемы развития быстрорастущих компаний в современных экономических условиях. Актуальность данного направления исследований определяется рядом факторов научного, политического и геополитического характера. Научное обоснование необходимости изучения данных субъектов бизнеса определяется их уникальностью и значительными отличиями от «классических» предприятий. Политический и геополитический интерес связан со значительным влиянием на национальную экономику, которое оказывают быстрорастущие компании, а также с желанием масштабирования их опыта на остальные сектора экономики с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ. Автором рассматриваются теоретические и методологические вопросы, а также особенности оценки финансовой эффективности быстрорастущих компаний в российской и мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial model and evaluation of the effectiveness of fastgrowing companies in Russia

The article considers problems of development of fast-growing companies in modern economic conditions. The relevance of this research area is determined by several factors: scientific, political and geopolitical nature. The scientific necessity to study the data of business entities is determined by their uniqueness and significant differences from “classical” enterprises. Political and geopolitical interest is associated with a significant impact on the national economy, which have a fast-growing company, and with the desire of scaling their experience to other sectors of the economy with the aim of obtaining a competitive advantage. The author discusses theoretical and methodological issues, as well as features evaluation of financial performance of fast-growing companies in Russian and international practice.

Текст научной работы на тему «Финансовая модель и оценка эффективности быстрорастущих компаний в России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 14 (410). Экономические науки. Вып. 59. С. 86-92.

УДК 330.3 ББК 65.050

ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

Д. А. Сорокин

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрены проблемы развития быстрорастущих компаний в современных экономических условиях. Актуальность данного направления исследований определяется рядом факторов научного, политического и геополитического характера. Научное обоснование необходимости изучения данных субъектов бизнеса определяется их уникальностью и значительными отличиями от «классических» предприятий. Политический и геополитический интерес связан со значительным влиянием на национальную экономику, которое оказывают быстрорастущие компании, а также с желанием масштабирования их опыта на остальные сектора экономики с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ. Автором рассматриваются теоретические и методологические вопросы, а также особенности оценки финансовой эффективности быстрорастущих компаний в российской и мировой практике.

Ключевые слова: быстрорастущие компании, компании-газели, оценка эффективности, коммерческая успешность.

В отечественной экономике в разные периоды её развития актуальность приобретали различные вопросы: выбор направлений модернизации, поиск точек роста, изыскание внутренних резервов развития и многие другие. Конечно же, их актуальность диктуется в первую очередь условиями макроэкономической среды, которые за последние десятилетия кардинально изменились от необходимости дальнейшей глобализации и концентрации капитала до ориентированности на внутреннее производство в условиях санкционных ограничений [11]. Однако все эти вопросы, несмотря на серьёзные различия в направлениях и методах решения, имеют общую со -ставляющую — выделение флагманов экономического развития, роль которых в национальной экономической системе огромна и в зависимости от условий может варьироваться от выбора курса до создания резервов [9]. Флагманами таких экономических перемен могут выступать быстрорастущие предприятия: именно ими создаётся превалирующая часть новых рабочих мест, их рост способствует развитию и, самое главное, внедрению инноваций в производственный процесс, что увеличивает совокупную производительность и создаёт новые рынки и рыночные ниши. Помимо общего положительного влияния на экономику страны одна или несколько быстрорастущих компаний способны развить и вывести в число передовых экономику того региона, в котором они находятся: аккумулируются новые

инвестиционные потоки в регион, увеличивается занятость населения, возрастает покупательская способность жителей и многое другое, что положительно влияет на общее благосостояние [10].

Исследования, проведённые в США и ряде европейских стран, показали, что из всего количества компаний, независимо от национальной принадлежности, примерно 5 % от общего числа фирм создают до 85 % новых рабочих мест и привносят значимый вклад в модернизацию хозяйства. В частности, отчёт Лондонской некоммерческой организации NESTA свидетельствует о том, что с 2002 по 2008 г. всего 6 % компаний, штат сотрудников которых в начале их деятельности составлял 10 и более человек, создали до 50 % рабочих мест [13]. Эта небольшая часть компаний относится к числу быстрорастущих, чьё влияние на экономику весьма важно.

Вопрос быстрорастущих компаний в экономической науке пока недостаточно изучен. Однако данный феномен весьма интересен своей природой и влиянием не только на составные части конкретного быстрорастущего предприятия и его общее благосостояние, но и на всю экономику как регионального, так и макроэкономического масштаба. Настоящая работа призвана провести анализ существующих в экономической теории методик оценки эффективности быстрорастущих фирм, что фактически сводится к двум направлениям исследования. Во-первых, изучение природы и сущности быстрорастущих компаний, кото-

рые формируют их характерные черты и отличия. Во-вторых, анализ условий развития быстрорастущих фирм, следствием влияния которых стала их финансовая успешность. К числу таких можно отнести инвестиционную деятельность компании и инвестиционную среду в целом, проводимые компанией реорганизационные мероприятия и уровень развития рыночной инфраструктуры на этот момент, уровень транзакционных издержек и мероприятия по их снижению и т. д. [1; 8].

В силу немногочисленности работ по данной теме и чрезвычайной важности влияния быстрорастущих компаний на национальную экономику необходимость изучения финансовой модели быстрорастущих компаний и разработки методики оценки их эффективности является весьма актуальной.

Первооткрывателем феномена быстрорастущих компаний является американский экономист Д. Берч. Именно он столкнулся с нетипичными экономическими моделями, показатели которых явно отличались от большинства во время проведения обширного исследования влияния перемещения фирм по штатам на уровень занятости, которое было заказано Департаментом торговли США. Однако в ходе работы тема исследования отошла на второй план, смещённая весьма интересным наблюдением: для преобладающей части как крупных, так и мелких компаний характерен крайне медленный рост и минимальный вклад в увеличение ВВП страны и занятости населения [5]. Однако среди огромной выборки была отмечена маленькая часть фирм, характеризующаяся динамичным и устойчивым ростом. Позже такие фирмы прозвали газелями. Также было выяснено, что подавляющее большинство быстрорастущих фирм-газелей принадлежит малому и среднему бизнесу, но важную роль, как оказалось, играет не столько размер фирмы, сколько устойчивый и быстрый рост. Газелью может стать не только вновь образованная компания, но и уже долгое время существующая.

Как отмечает Д. Берч, к числу фирм-газелей относились лишь 4 % компаний из выборки, но именно они в период с 1988 по 1992 г. создали около 70 % новых рабочих мест в США. Позже аналогичные исследования были проведены не только в Америке, но и в других странах, а проблема фирм-газелей вышла на мировой уровень, заинтересовав своей природой учёных из многих стран. Так, Великобритания оказалась обладательницей 4 % фирм-газелей среди числа

всех фирм страны, и именно эта небольшая часть фирм способствовала созданию 50 % новых рабочих мест в стране. Лишь 1 % фирм-газелей сгенерировал 40 % общего увеличения занятости в Финляндии. Таким образом, напрашивается вывод: быстрорастущие компании-газели создают большую часть прироста занятости.

Подобное исследование, проведённое А. Ю. Юда-новым, включающее несколько пятилетних отрез -ков, в общем охватило период с 1999 по 2007 г. В это время средняя доля фирм-газелей в числе перманентных компаний, по статистическим данным, установилась в пределах 7-8 %, что уже вдвое выше среднего количества газелей по мето -дике Берча. Однако в выборке не участвовал банковский сектор, а также по причинам сложной организационной структуры «групп предприятий» невозможно учесть абсолютно всех участников экономики [4]. Поэтому с некоторой погрешностью и недостающими элементами среднее количество фирм-газелей отмечено Юдановым как 12-13 %. Средний ежегодный темп роста выручки газелей за рассматриваемый период — 78 %, в то время как у перманентных фирм только 18 %, что, безусловно, подтверждает финансовую успешность газелей. Автор объясняет большую долю газелей относительно других стран тем, что Россия в этот период постепенно вставала на рельсы рыночной экономики, тем самым для компаний открывались новые ниши и возможности для развития и завоевания рынка. Кроме того, исследуемый период не учитывает 1998 и 2008 кризисные годы. Согласно определению Берча, газелью принято считать фирму с устойчивым ростом выручки из года в год более чем на 20 % на протяжении не менее 5 лет.

В экономической литературе приводятся десятки методов определения быстрорастущих компаний, принципиально базирующихся на различных показателях: выручка, занятость, добавленная стоимость, компании отбираются по абсолютным и относительным темпам роста, по скорости и длительности роста (3, 5, 6 лет), учитывается возрастной аспект. Таким образом, до сих пор в экономической науке не установлено стандартизированное определение быстрорастущих фирм-газелей. Данная проблема отчасти состоит и в том, что ведущие экономики мира имеют разный уровень инфляции. Согласно рейтингу стран мира относительно уровня инфляции за 2016 г. [14], Россия находится в нём на 216-м месте из 226 с годовой инфляцией в 15,4 %

(однако по данным Росстата этот показатель составил 12,9 %). Во Франции инфляции составила 0,1 %, в Великобритании — 0,1, в США — 0,2, в Германии — 0,2, в Японии — 0,7, в Китае — 1,5. Эти страны занимают соответственно 35, 36, 43, 44, 62 и 87-е места в указанном рейтинге. Именно поэтому минимальный порог прироста выручки газелей в разных странах может варьировать. Некоторые отечественные учёные считают, что для России отметка ежегодного роста выручки должна начинаться с 30 %.

Взгляды на критерии определения быстрорастущих фирм разделились на два подхода. Приверженцы первого руководствуются вышеуказанным определением Берча. Последователи второй базируют выводы на определении Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Coopération and Development, OECD), по которому быстрорастущими можно считать «все предприятия со среднегодовым темпом роста занято -сти более двадцати процентов по любым трём годам подряд, с десятью или более сотрудниками в первый проанализированный год» [15]. Согласно данному подходу стоит также принимать в учёт возраст компании, который не должен превышать пяти лет. В результате мы видим, что данные подходы различаются не только в пороговых значениях, но и в критериях (индикаторах) роста, в первом случае — выручка, во втором — занятость. Также, по мнению Берча, газелью может стать любая компания, независимо от её возраста — недавно созданная или старая. А вот под оценку OECD подпадают только молодые компании. Исследователи, занимающиеся проблемой и выявлением быстрорастущих фирм, часто прибегают к следующему принципу, позволяющему более объективно отразить финансовые результаты: рассчитывается так называемый индекс Берча, представляющий собой произведение темпов роста (отношение выручки текущего года к выручке базисного (пятилетней давности) года) и абсолютных размеров прироста.

В своей работе А. Н. Долгин выделяет следующие составляющие, прямо или косвенно связанные с финансовой успешностью газелей [6]. Безусловно, особое внимание к данным составляющим необходимо и обычным компаниям, однако именно они влияют на основные экономические показатели фирмы, приумножение которых позволяет фирмам пребывать в числе газелей.

1. Взаимодействие с банками: соблюдение баланса между собственным и заёмным капиталом, где собственный капитал должен иметь положительную динамику из года в год, а заёмные средства не должны в размерах превалировать над объёмом выручки.

2. Взаимодействие с иностранными партнёрами: важно не только расширять рынок сбыта путём выхода за пределы региона и страны — в тесном сотрудничестве с иностранными компаниями лежит ключ, отрывающий сложные, а порой и недостижимые в местных условиях замки в виде информационной и маркетинговой поддержки, кредитов, межгосударственного правого регулирования, технического совершенствования и т. д.

3. Уникальные технологии: обладание свободной рыночной нишей — зачастую ключевой фактор успешности. Уникальная технология или продукт позволяют стать компании недосягаемой для конкурентов, обеспечив им постоянный кли-ентопоток и максимально возможную загрузку предприятия, что обеспечит большой объём продаж (выручки).

4. Инвестиции в основной капитал. Наращивание активов — модернизация, инновационные наработки, расширение производственных площадей и мощностей — также играет безусловно важную роль в формировании прироста выручки. Инновации и модернизация позволяют, кроме вышеуказанного, снижать издержки и повышать эффективность деятельности.

Не секрет, что компаниям довольно сложно не только сохранять позиции, но и увеличивать объёмы производства и реализации продукции, сокращать и оптимизировать издержки, снижать долю брака и повышать профессиональный уровень персонала, в частности, непосредственно задействованного в производственном процессе. Анализ литературы по проблеме исследования выявил следующие трудности, с которыми сталкивается большинство газелей и которые потенциально вызывают сложности и проблематичность в процессе производства:

1) квалифицированный персонал;

2) помещения;

3) финансы;

4) инфраструктура;

5) изменение конъюнктуры рынка, рыночная конкуренция.

Вопросами быстрорастущих фирм, их влиянием, оценкой эффективности и исследованием фак-

торов успешности также занимаются отечественные экономисты — В. И. Бархатов, Д. А. Плетнёв [2]. В своей работе учёные в ходе обработки и анализа данных выделили 62 газели. Также ими была проведена оценка эффективности с позиции способности быстрорастущей фирмы создавать добавленную стоимость. Так, для совокупности всех фирм среднее значение добавленной стоимости за 2011 г. находилось на уровне 54 %, в то время как для газелей этот показатель был равен 71 %, что доказывает большую способность быстрорастущих компаний генерировать добавленную стоимость. Следующим критерием оценки эффективности выступает способность газелей генерировать прибыль посредством «рентабельности продаж». Данное исследование опять же доказало, что газели имеют лучшую способность к росту рентабельности и генерации прибыли. Среднее значение рентабельности продаж по всей выборке составило 3,4 %, а среди быстрорастущих компаний данный показатель установился на отметке в 8,4 %. В экономической теории допускают отрицательные значения чистой прибыли для газелей, однако это скорее исключение, чем правило. Финансовая модель быстрорастущей компании подразумевает положительно увеличивающуюся из года в год не только выручку, но и прибыль. Однако в силу нестабильно -сти экономической ситуации, тем более в России, отрицательное значение чистой прибыли в один год из рассматриваемого периода не поставит под сомнение статус компании как быстрорастущей.

В ходе детального изучения состава газелей было обнаружено, что некоторые компании, несмотря на подходящие по критериям газели показатели, таковыми не являются. В процессе исследования они получили название псевдогазелей. Дело в том, что подобные компании являются дочерними организациями или входят в состав крупного холдинга. Такие предприятия не самостоятельно генерируют капитал, а пользуются поддержкой материнского предприятия. Данный факт также необходимо учитывать в процессе оценки быстрорастущего предприятия.

Ранее были выделены основные проблемы быстрорастущих фирм, которые препятствуют достижению стратегических целей компании, наращиванию и совершенствованию процесса производства. Решение этих проблем и выстраивание эффективной системы работы с партнёрами, планирование и реализация инновационных проектов, модернизация — всё это способствует

формированию эффективной финансовой модели быстрорастущего предприятия. В работе [3; 7] приведён анализ кейсов 32 успешных предприятий-газелей среднего бизнеса в России, в котором выделяются основные факторы успешности, являющиеся ключевыми или основными причинами, по которым предприятия имеют финансовые показатели выше среднестатистических значений. Распространёнными факторами успеха являются следующие:

1. Высокое качество продукции / услуг — фактор, характерный для 53 % выборки. Ни для кого не секрет, что высокое качество позволяет прочно закрепиться на рынке, сформировать постоянную клиентскую базу, которая будет приносить стабильный доход.

2. Широкий ассортимент могут предложить 50 % компаний. Данный фактор в какой-то мере позволяет подстроиться к конъюнктуре рынка, сгладить благодаря разной номенклатуре продукции влияние сезонности, «моды» и других факторов, влияющих на спрос.

3. 34 % компаний уделяют особое внимание работникам: курсы повышения квалификаций, сотрудничество с вузами по обучению и подготовке кадров, конкурсы профессионального мастерства и т. д. Всё это позволяет решить проблему «квалифицированного персонала». Многие промышленные предприятия из выборки используют программу подготовки кадров посредством обучения студентов, которые будут иметь непосредственный опыт и знания, необходимые для конкретного предприятия. Они предоставляют площадки для открытия кафедр местных университетов и институтов.

4. Четверть компаний находится в процессе мо -дернизации производственного цикла. Именно модернизация является одним из ключей успеха, так как позволяет оптимизировать процесс производства, увеличить объёмы и качество производимой продукции.

5. 22 % быстрорастущих компаний применяют инновации и передовые технологии, которые обеспечивают им лидирующие позиции в своём сегменте. К примеру, ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола» имеет перестраиваемое оборудование, которое позволяет компании выполнять индивидуальные, нестандартные заказы, что является огромным преимуществом. АО «Инженерные системы и сервис» специализируется на оснащении зданий различного вида систем жизнеобеспечения (водоснабжение,

отопление, вентиляция, комплексная автоматизация, физическая безопасность и т. д.), их преимущество состоит в комплексности работ, то есть компания предоставляет полный спектр систем, что удобно для заказчиков. ООО «Волгоградская агропромышленная компания» занимается севом озимых культур, что редко практикуется. Применение электронных карт (новые технологии) позволяет контролировать и улучшать процесс взращивания культур.

Таким образом, в работе проанализированы различные формы оценки эффективности быстрорастущего предприятия. Основными критериями оценки являются способность к росту, генерированию добавленной стоимости и прибыли. Кроме того, описаны два основных подхода к определению быстрорастущих компаний:

с одной стороны, по темпам роста выручки (более 20 %), а с другой — по уровню занятости. Однако для российских исследований этого вопроса характерен первый метод, выведенный Берчем. Представлены основные проблемы быстрорастущих предприятий, которые подкрепляются анализом мероприятий, направленных на решение этих проблем. Характерным с точки зрения финансовой модели является то, что треть компаний инвестирует не только в производство, но и в собственные кадры, а четверть компаний находится в долгосрочном процессе модернизации производства. Именно за счёт этих факторов предприятия наращивают объёмы продаж (выручки), считаясь быстрорастущими, что позволяет стать им эффективными.

Список литературы

1. Бархатов, В. И. Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнёв // Вестн. Перм. нац. исследоват. политехн. ун-та. Социал.-экон. науки. — 2015. — № 4. — С. 65-81.

2. Бархатов, В. И. Эффективность институциональных форм в трансформируемой экономике : монография / В. И. Бархатов, Д. А. Сорокин. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011. — 358 с.

3. Бархатов, В. И. Модель успешного предприятия малого и среднего бизнеса в России : монография / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнёв. — М. : Перо, 2016. — 320 с.

4. Бархатов, В. И. Успешность предприятий малого и среднего бизнеса в России : монография / В. И. Бар -хатов, Д. А. Плетнёв. — М. : Перо, 2016. — 212 с.

5. Бархатов, В. И. Экономическая теория / В. И. Бархатов, Г. П. Журавлёва, Н. Н. Мильчакова, А. Ю. Ша-тин [и др.]. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 1240 с.

6. Долгин, А. Н. Феномен компаний-«газелей» в мире и в России / А. Н. Долгин // Вестн. Челяб. гос. унта. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — С. 184-191.

7. Плетнёв, Д. А. Три измерения успешности малого и среднего бизнеса в России / Д. А. Плетнёв // Стратегическое планирование и развитие предприятий : материалы XVI Всерос. симп., Москва, 14-15 апр. 2015 г. — М., 2015. — С. 25-27.

8. Сорокин, Д. А. Институциональный аспект централизации капитала корпорации в условиях российского капитализма / Д. А. Сорокин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2010. — № 27 (208). Экономика. Вып. 29. — С. 66-73.

9. Сорокин, Д. А. Концентрация капитала в условиях модернизации российской экономики / Д. А. Сорокин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2011. — № 31 (246). Экономика. Вып. 33. — С. 93-99.

10. Сорокин, Д. А. Стратегический эффект концентрации капитала / Д. А. Сорокин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2012. — № 9 (263). Экономика. Вып. 37. — С. 29-35.

11. Сорокин, Д. А. Эффективность централизации капитала корпорации в транзитивной экономике / Д. А. Сорокин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2008. — № 1 (102). Экономика. Вып. 13. — С. 148-163.

12. Официальный сайт Центрального банка РФ. Available at: http://www.cbr.ru

13. Парма менеджмент. Available at: http://p-fondy.ru

14. ЦРУ опубликовало рейтинг стран по уровню инфляции [Электронный ресурс] / РИА-Новости. Available at: https://ria.ru/world/20160325/1396764896.html

15. 15OECD. High-Growth Enterprises: What governments can do to make a difference https://ria.ru/ world/20160325/1396764896.html. Available at: http://sanet.cd/blogs/patterndownload/high_growth_ enterprises_ what_governments_can_do_to_make_a_difference_oecd_studies_on_smes_and_entrepreneurship.465178.html

Сведения об авторе

Сорокин Дмитрий Алексеевич — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. r90r@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 14 (410). Economic Sciences. Iss. 59. Pp. 86-92.

FINANCIAL MODEL AND EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF FAST-GROWING COMPANIES IN RUSSIA

D.A. Sorokin

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia. r90r@mail.ru

The article considers problems of development of fast-growing companies in modern economic conditions. The relevance of this research area is determined by several factors: scientific, political and geopolitical nature. The scientific necessity to study the data of business entities is determined by their uniqueness and significant differences from "classical" enterprises. Political and geopolitical interest is associated with a significant impact on the national economy, which have a fast-growing company, and with the desire of scaling their experience to other sectors of the economy with the aim of obtaining a competitive advantage. The author discusses theoretical and methodological issues, as well as features evaluation of financial performance of fast-growing companies in Russian and international practice.

Keywords: growth companies, companies-gazelles, assessment of efficiency, commercial success.

References

1. Barkhatov V.I. Uspeshnost' bystrorastushchikh predpriyatiy srednego biznesa v Rossii [The success of fast-growing medium-sized businesses in Russia]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo poli-tekhnicheskogo universiteta. Sotsial 'no-ekonomicheskiye nauki [Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and Economic Sciences], 2015, no. 4, pp. 65-81. (In Russ.).

2. Barkhatov V.I., Sorokin D.A. Effektivnost' institutsional 'nykh form v transformiruyemoy ekonomike [The effectiveness of institutional forms in a transforming economy]. Chelyabinsk, 2011. 358 p. (In Russ.).

3. Barkhatov V.I., Pletnyov D.A. Model' uspeshnogopredpriyatiya malogo i srednego biznesa v Rossii [The model of successful enterprise for small and medium business in Russia]. Moscow, Pero Publ., 2016. 320 p. (In Russ.).

4. Barkhatov V.I., Pletnyov D.A. Uspeshnost'predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [The success of the enterprises of small and average business in Russia]. Moscow, Pero Publ., 2016. 212 p. (In Russ.).

5. Barkhatov V.I., Zhuravlyova G.P., Mil'chakova N.N., Shatin A. Yu. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2007. 1240 p. (In Russ.).

6. Dolgin A.N. Fenomen kompaniy-«gazeley» v mire i v Rossii [The phenomenon of companies "gazelles" in the world and in Russia]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2014, no. 21 (350), pp. 184-191. (In Russ.).

7. Pletnyov D.A. Tri izmereniya uspeshnosti malogo i srednego biznesa v Rossii [Three dimensions of the success of small and medium business in Russia]. Strategicheskoye planirovaniye i razvitiye predpriyatiy: materialyXVI Vserossiyskogo simpoziuma, Moskva, 14-15 aprelya 2015 goda [Strategic planning and development of the enterprises: symposium materials]. Moscow, 2015. Pp. 25-27. (In Russ.).

8. Sorokin D.A. Institucional'nyy aspekt tsentralizatsii kapitala korporatsii v usloviyakh rossiyskogo kapi-talizma [Institutional aspect of centralization of the capital of corporation in the conditions of the Russian capitalism]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2010, no. 27 (208), pp. 66-73. (In Russ.).

9. Sorokin D.A. Kontsentratsiya kapitala v usloviyakh modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Concentration of the capital in the conditions of modernization of the Russian economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2011, no. 31 (246), pp. 93-99. (In Russ.).

92

ff. A. CopoKUH

10. Sorokin D.A. Strategicheskiy effekt kontsentratsii kapitala [Strategic effect of concentration of the capital]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2012, no. 9 (263), pp. 29-35. (In Russ.).

11. Sorokin D.A. Effektivnost' tsentralizatsii kapitala korporatsii v tranzitivnoy ekonomike [Efficiency of centralization of the capital of corporation in transitive economy]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2008, no. 1 (102), pp. 148-163. (In Russ.).

12. Ofitsial'nyy sayt Tsentralnogo banka RF [Official website of the CBR]. Available at: http://www.cbr.ru (In Russ.).

13. Parma menedzhment [Parma management]. Available at: http://p-fondy.ru (In Russ.).

14. TsRU opublikovalo reyting stran po urovnyu inflyatsii [CIA has published the rating of the countries on the rate of inflation]. Available at: https://ria.ru/world/20160325/1396764896.html (In Russ.).

15. OECD. High-Growth Enterprises: What governments can do to make a difference. Available at: http://sanet.cd/blogs/patterndownload/high_growth_ enterprises_what_governments_can_do_to_make_a_ difference_oecd_studies_on_smes_and_entrepreneurship.465178.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.