Научная статья на тему 'Анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России'

Анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
896
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГАЗЕЛИ / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ / FAST-GROWING COMPANIES / GAZELLES / SUCCESS FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Ксения Андреевна

Исследование факторов успешности 32 быстрорастущих российских компаний среднего бизнеса выполнено на основе анализа данных бухгалтерской отчетности, СМИ, отрытых сетевых источников и т. д. Выявлены как типичные для большинства фирм факторы (высокое качество продукции/услуг, широкий ассортимент, высококвалифицированные работники, экономия на ресурсах), так и уникальные. Рассматриваются не только факторы, связанные с производственным процессом; освещается также значимость социальной стороны жизни компании (забота об экологии, благотворительность). Выделенные в ходе работы факторы представляют исследовательский интерес и могут быть полезными для понимания природы быстрорастущих компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Success Factors of Fast-Growing Companies of Medium-Sized Business in Russia

The article contains a study of the success factors of 32 Russian fast-growing medium-sized companies, based on analysis of accounting data, media, open source sources, etc. During the research, both unique and widespread success factors were identified. Widespread factors are “high quality of products/services”, “wide assortment”, “highly skilled workers”, “resource saving”. Among the factors there are not only those, which are connected with the production process, but also are shown the importance of the social side of the company's life (“concern for the environment”, “charity”). Selected factors can be useful for understanding the nature of fast-growing companies.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России»

свежий взгляд

fresh view

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 139—148.

уДК 334.722

ББК У290.31

анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России

К. А. Наумова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Исследование факторов успешности 32 быстрорастущих российских компаний среднего бизнеса выполнено на основе анализа данных бухгалтерской отчетности, СМИ, отрытых сетевых источников и т. д. Выявлены как типичные для большинства фирм факторы (высокое качество продукции/услуг, широкий ассортимент, высококвалифицированные работники, экономия на ресурсах), так и уникальные. Рассматриваются не только факторы, связанные с производственным процессом; освещается также значимость социальной стороны жизни компании (забота об экологии, благотворительность). Выделенные в ходе работы факторы представляют исследовательский интерес и могут быть полезными для понимания природы быстрорастущих компаний.

Ключевые слова: быстрорастущие компании, средний бизнес, газели, факторы успешности.

В последние годы для многих экономистов и участников экономических отношений особо актуален вопрос чрезвычайной успешности быстрорастущих фирм — газелей, чьи темпы роста выручки заметно превышают характерное для среднего по рынку значение. Это вызывает большой интерес, причем не только научный, не только у людей, вовлеченных в экономическую науку и экономическую деятельность, но и у обывателей. Раскрытие проблемы исследования может помочь уже существующим фирмам выйти на иной уровень и стать газелью. Прежде всего необходимо определить и научиться выявлять различия между быстрорастущей и обычной компанией, поскольку в этих различиях состоит природа и сущность компаний-газелей. Одним из таких аспектов являются факторы успешности, суть которых заключается в мероприятиях различного характера, позволяющих компании из года в год увеличивать основной экономический показатель — выручку — более чем на 20 %.

До второй половины ХХ в. феномен быстрорастущих фирм в экономической науке не изучался. В 1980-х гг. тема быстрорастущих фирм, их влияния и значения стала предметом обсуждения благодаря работам американского экономиста Д. Берча, предложившего термин «газель». Проводя исследование индивидуальных траекторий роста большого количества американских фирм, он обнаружил весьма интересный факт: маленькая доля фирм в общем объеме всех фирм вносит

непропорционально большой вклад в общеэкономический рост, что и дало почву для дальнейшего изучения фирм-газелей. Кроме Д. Берча темой быстрорастущих фирм интересовались многие ученые, как отечественные [1; 4], так и зарубежные [2; 3]. А. Ю. Юданов в результате тщательного анализа российских компаний за период с 1999 по 2007 г. выявил, что газели составляют в среднем 7—8 % от числа перманентных фирм, что вдвое превышает требования «алгоритма Берча». Большее число быстрорастущих газелей автор объясняет становлением рыночной экономики в России и наличием свободных ниш, а временной период не затрагивает кризисные годы — 1998-й и 2008-й. Помимо изучения экономических показателей, А. Ю. Юданов провел опрос топ-менеджеров некоторых быстрорастущих компаний и выделил факторы сдерживания роста газелей: нехватка денег, трудности с набором и обучением персонала и управленческих кадров [1].

Статья В. И. Бархатова и Д. А. Плетнева «Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России» [4] также рассматривает вопрос быстрорастущих компаний и их значения для экономики. В результате исследования 3800 фирм установлено, что газели проявляют высокий потенциал роста и генерирования прибыли. Последний факт выступил подспорьем для проведения дальнейших исследований, заключающихся в выявлении факторов успешности быстрорастущих фирм. Из 3800 фирм авторы выделили

62 газели. Было принято решение на основе этих данных подвергнуть дальнейшему исследованию 32 фирмы из списка (сократив выборку вдвое), которые были выбраны случайным образом. В целях систематизации выборка была разбита по отраслям-агрегатам. Наиболее распространенные отрасли представлены одной или несколькими типичными компаниями. Самые высокие темп прироста выручки и рентабельность продаж отмечена за период 2009—2013 гг.

Для анализа факторов успешности газелей использованы такие ресурсы, как: база данных FIRA PRO (в том числе для получения бухгалтерской отчетности), официальные сайты компаний в Интернете, средства массовой информации, сведения о юридических разбирательствах и ответственности и другие источники.

В выборку входят 12 компаний, представляющие отрасль-агрегат «Торговля». Типичный представитель — ООО «Максима групп» (продажа одежды, обуви, галантереи и т. д.; сеть универмагов «Фамилия»). Год основания — 2002-й, Московская область. Наибольший темп прироста

выручки — в 2011 г. (132 %). В 2013 г. рентабельность продаж составила 5 %. Основные факторы успеха компании, по данным СМИ и открытым сетевым источникам, представлены в табл. 1.

АО «Стройдепо» осуществляет оптовую и розничную продажу всех материалов для строительства и ремонта в супермаркетах с одноименным названием. Год основания — 2006-й, Московская область. Наибольший темп прироста выручки — в 2010 г. (65,5 %). Рентабельность на протяжении этих лет остается практически нулевой. Основные факторы успеха представлены в табл. 2.

Далее по численности следует «Пищевая, рыбная промышленность и сельское хозяйство», здесь пять представителей. Один из них — ООО «Птицефабрика "Акашевская"» — специализируется на разведении сельскохозяйственной птицы, производстве готовых кормов, выращивании кормовых культур; заготовке растительных кормов. Год основания — 2005-й, Республика Марий Эл. Крупные клиенты компании: ЗАО «Коудайс МКор-ма», ЗАО «Тандер», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»), АПХ

Таблица 1

Факторы успеха компании «Максима групп»

Фактор Описание

Лидер в своем сегменте По данным Fashion Consulting Group, доля бюджетного сегмента фирмы на рынке доминирующая. По итогам 2014 г она составляет 51 % (705 млрд р.). На сегменты средний и премиум приходится 39 % (540 млрд) и 10 % (138 млрд) соответственно

Эффективная система закупки и продажи товара Компания скупает большие партии одежды, которые не смогли продать другие бренды, и продает по невысокой цене в своих магазинах

Большой ассортимент Женская и мужская одежда, постельное белье, посуда, канцтовары, бытовая химия и т. д.

Применение информационных технологий Автоматизированная система управления персоналом «БОСС-Кадровик» на платформе Microsoft® SQL Server™

Таблица 2

Факторы успеха компании «Стройдепо»

Фактор Описание

Оказание строительных услуг Собственные строительные бригады

Клиентоориентированность Концепция: продажа товаров для ремонта, который покупатель сможет сделать сам (Р^). Ориентированность на розничного покупателя подтверждается тем, что сеть магазинов «Стройдепо» открывает садовые центры

Экономия на содержании официально трудоустроенных В «Стройдепо» незаконно трудились в качестве подсобных рабочих два мигранта из Узбекистана1

Большой ассортимент В гипермаркетах можно найти все для ремонта, садоводства и пр.

Экономия на соблюдении экологических стандартов С открытием садового центра в Туле связано «нечистое дело», центр не прошел плановую фитосанитарную проверку, за что был оштрафован2

1 http://www.tulapressa.ru/2015/03/v-zao-strojdepo-nezakonno-trudilis-migranty-iz-uzbekistana/

2 http://www.tulapressa.ru/2015/04/zao-strojdepo-oshtrafovano-tulskim-rosselxoznadzorom-za-torgovlyu-zarazhennymi-rasteniyami/

«Мираторг», Groupe Auchan SA («Ашан»), ООО «Лента», ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ». В 2011 г. — наибольший темп прироста выручки (153,2 %) и максимальная рентабельность продаж (11,5 %). Основные факторы успеха представлены в табл. 3.

ООО «Грибановский машиностроительный завод» предоставляет услуги по выпуску технологического оборудования для химической и нефтяной промышленности, входит в состав холдинга «ЦНО-Химмаш». Год основания — 2003-й, Воронежская область. Крупные клиенты компании: ООО «Газпромтрансгаз Ставрополь», ООО «Уфимский НПЗ», ООО «Лукойл-Пермнефте-оргсинтез», Авиационно-космическое агентство, Министерство путей сообщения РФ; а также: «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-BP», «СИБУР». Наибольший темп прироста выручки — в 2012 г.

(48,8 %). Однако в 2013 г. рентабельность продаж пошла резко вниз, составив -2,8 %. Основные факторы успеха представлены в табл. 4.

В отрасли «Строительство и архитектура» представлены четыре быстрорастущие компании, среди них ООО «Автодороги», которое занимается содержанием, ремонтом и строительством автомобильных дорог. Год основания — 2003-й, Архангельск. Компания выполняет работы по содержанию федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, в том числе занимается строительством и содержанием транспортных ледовых переправ. Наибольший темп прироста выручки — в 2013 г. (66 %), наибольшая рентабельность продаж — в 2012 г. (13 %). Основные факторы успеха представлены в табл. 5.

Таблица 3

Факторы успеха компании «Птицефабрика "Акашевская"»

Фактор Описание

Собственный комбикормовый завод Запуск комбикормового завода в поселке Приволжский Республики Марий Эл. Производительность 175 тыс. т комбикорма в год. Элеватор на 50 тыс. т зерна

Высокое качество продукции Птицефабрика «Акашевская» стала первой российской компанией, получившей одобрение экспертов ICRIC (Исламской палаты исследования при Организации Исламского сотрудничества, Иран) на поставку мяса птицы в страны мусульманского сообщества

Инкубаторий Открытие инкубатория в поселке Чендемерово Республики Марий Эл; мощность 32 млн шт. яиц в год

Протекционизм Глава Республики Марий Эл подозревается в вымогательстве взятки за умышленное предоставление неположенных дотаций предприятию на 4 млрд р.

Строительство перерабатывающего завода Плановый срок окончания работ — 2016 г.

Эффективное управление Правительство Марий Эл позиционирует Н. Криваша как эффективного и успешного менеджера, сумевшего сделать из предприятия-банкрота (птицефабрики «Акашевская») одно из самых прибыльных в Марий Эл

Экономия на ресурсах Основной корм для птицы — соевый шрот (ГМО), поставляемый из стран ЕС и США. Кроме того, ООО «Птицефабрика "Акашевская"» не может заплатить долг, превышающий 500 млн р. за поставку соевого корма европейским и американским компаниям1

Таблица 4

Факторы успеха компании «Грибановский машиностроительный завод»

Фактор Описание

Большой ассортимент Теплообменное оборудование: калориферы, котлы, расширительные емкости и др.

Высококачественное оборудование, передовые технологии Новое оборудование, которое может быть перестроено на производство другой продукции

Высококвалифицированные специалисты Молодой штат (средний возраст 30 лет), возможность бесплатного обучения сотрудников; на базе завода работает кафедра БашГУ

Выгодное географическое положение и инфраструктура Собственные ж/д пути, близость к федеральным трассам

Задача импортозамещения Разработка и выпуск новой продукции, ранее закупаемой за рубежом

Качественное планирование. Высокая производительность Руководитель завода Н. Красножон получил премию Столля за грамотное управление деятельностью предприятия

1 http://no-korrupcia.livejournal.com/14941.html

Отрасль «Добыча полезных ископаемых» в выборке представляют три компании, к числу которых относится ООО «Нефтеспецстрой», предоставляющее услуги по монтажно-строительным работам (укладка асфальта, строительство, обслуживание нефтегазодобывающих компаний). Год основания — 2007-й, Тюмень. Крупный поставщик — ООО «Новотех». Наибольший темп прироста выручки — в 2010 г. (153,9 %). В 2012 г. рентабельность продаж пошла вверх, достигнув почти 6 %. Основные факторы успеха представлены в табл. 6.

ООО «Первое решение» принадлежит к отрасли «Производство потребительских товаров», являясь ярким и одним из крупнейших ее

1 http://www.echosevera.ru/economy/2013/08/23/1100.html

представителей в России. Компания производит продукцию, например, под торговым брендом «Рецепты бабушки Агафьи». Год основания — 2002-й, Московская область. Крупные клиенты компании: Groupe Auchan SA («Ашан»), АО «Тандер», X5 Retail Group и др. Наибольший темп прироста выручки — в 2012 г. (64, 2%). В период 2010—2013 гг. рентабельность немного снизилась только в 2011 г., но затем возрастала с каждым годом. Основные факторы успеха представлены в табл. 7.

После проведения этапа сбора информации о каждом объекте исследования представим в виде таблиц результаты выявления факторов успеха быстрорастущих компаний (табл. 8 и 9).

Таблица 6

Таблица 7

Факторы успеха компании «Первое решение»

Фактор Описание

Грамотно подобранные бренды А. Трубников, генеральный директор компании: «Если создать грамотный бренд, отвечающий желаниям потребителя, возможно, и не совсем осознанным, то не потребуется ни затрат на рекламу, ни особых усилий в продвижении»

Клиентоориентированность Вся продукция представлена нижнем сегменте масс-маркета (так называемом low-market), общую долю рынка компании оценивают в 5—7 %

Высокое качество продукции Много хороших отзывов в Интернете. Благодаря качеству и низкой цене продукция пользуется большим спросом

Большой объем производимой продукции Входит в топ-5 российских косметических производителей

Таблица 5

Факторы успеха компании «Автодороги»

Фактор Описание

Техническая оснащенность Обширный парк дорожных машин и техники (более 500 ед.), семь собственных заводов

Выгодное территориальное положение Производства расположены вблизи основных участков строительства

Инвестирование в модернизацию производства Оснащенность новым оборудованием; современные лаборатории; высококачественная техника (Komatsu, Hitachi, Toyota)

Экономия на качестве производства Директору ООО «Автодороги» внесено представление за укладку асфальта в дождь на трассе Архангельск — Северодвинск1

Факторы успеха компании «нефтеспецстрой»

Фактор Описание

Собственные производственные площади Цеха по производству железобетонных изделий

Малый размер собственных оборотных средств Поэтому является ненадежным партнером, то есть не может своевременно отвечать по своим долговым обязательствам

Экономия на заработной плате рабочим Директор ООО «Нефтеспецстрой» (Югра), виновный в грубых нарушениях трудовых прав граждан, оштрафован [13]

Таблица 8

Факторы успеха фирм-газелей, связанные с производственным процессом

наименование высокое качество продукции/услуг Применение инновационных технологий высококвалифицированные работники высокие обороты производительности собственные производственные площади/мощности Экономия на ресурсах Широкий ассортимент Оптимальные цены, акции и скидки Развитая система логистики Модерниз ация и приобретение нового оборудования

ООО «Автодороги» +[5] +

ООО «Агреман» + + +

ООО «Амико» + +

ООО «Ай-эл-эс ГЛОБАЛВИН» (ILS GLOBAL VIN) + + +

ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» + + +

ООО «Буровые системы» + +

ООО «Волгоградская агропромышленная компания» + + +

ООО «Грибановский машиностроительный завод» + + +

АО «Дорстроймеханизация» + +

ООО «Евролот Запад» + + + +

АО «Избердеевский Элеватор» + [9]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО «Инженерные системы и сервис» + +

АО «Интерфакс» + +

ООО «Караван» +1 +

ООО «Кифато МК» +

ООО «Максима групп» + + +

ООО «Маслозавод Нытвенский» + +

ООО «Научно-технический центр "Радар"» + +

ООО «Неотрейд» +2 +

ООО «Нефтеспецстрой» + + [13]

ООО «Обувь России» + + +

АО «Октябрьское + +

ООО «Первое решение» + + +

ООО «Птицефабрика "Акашевская"» + + + + [14] +

АО «Стройдепо» + [15; 16] +

АО «Танеко» + + + + + +

ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола» + + + + +

ООО «Уренгойремстройдобыча» + +

ООО «Фирма Унитрон» + + +

OOO «Центртранстехмаш» + +

ООО «Элит» + +3 + +

АО «Яршинторг» + + + + +

Итого 17 7 11 3 4 10 16 8 4 8

1 Отзывы о компании ООО «Караван» (сеть магазинов «Караван») размещены на сайте: http://otzovik.com/ reviews/magazin_karavan_russia_penza/.

2 Отзывы об ООО «Неотрейд» (сеть магазинов «Пеликан») размещены на сайте: http://antijob.net/black_list/ ooo_neotreyd_pelikan/.

3 Отзывы о компании ООО «Элит» размещены на сайте: http://antijob.net/black_list/ooo_elit/.

Таблица 9

Прочие факторы успеха фирм-газелей

наименование Благотворительность технологическая оснащенность выгодное территориальное расположение налаженные связи с партнерами и клиентами Забота об экологии недобросовестная реклама Протекционизм Задача импортозамещения территориальная распространенность Эффективное управление

ООО «Автодороги» + +

ООО «Агреман» + +

ООО «Амико» + [6; 7]

ООО «АИ-ЭЛ-ЭС ГЛОБАЛВИН» (ILS GLOBAL VIN)

ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» + + +

ООО «Буровые системы» + +

ООО «Волгоградская агропромышленная компания»

ООО «Грибановский машиностроительный завод» + + +

АО «Дорстроймеханизация» +

ООО «Евролот Запад» +

АО «Избердеевский Элеватор» +

АО «Инженерные системы и сервис» + +

АО «Интерфакс» +

ООО «Караван» + [10]

ООО «Кифато МК» + +

ООО «Максима групп» +

ООО «Маслозавод Нытвенский» +

ООО «Научно-технический центр «Радар» +

ООО «Неотрейд» + [11] + [12]

ООО «Нефтеспецстрой»

ООО «Обувь России» +

АО «Октябрьское + +

ООО «Первое решение»

ООО «Птицефабрика Акашевская» + + [17] +

АО «Стройдепо»

АО «Танеко» + +

ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола»

ООО «Уренгойремстройдобыча» + +

ООО «Фирма Унитрон»

OOO «Центртранстехмаш» +

ООО «Элит» +

АО «Яршинторг» +

Итого 6 9 3 8 2 2 4 2 2 2

Таким образом, можно сделать вывод о наиболее распространенных1 факторах успешного функционирования фирм-газелей:

• Самый распространенный — «Высокое качество продукции/услуг», характерный для 17 компаний (53 %). Именно это позволяет обретать постоянных клиентов и партнеров, за счет чего производителю гарантируется постоянная выручка.

• «Широким ассортиментом» обладают 16 компаний (50 %). Данный фактор позволяет расширить направления сбыта и увеличить объем реализуемой продукции; особо важен в отрасли-агрегате «Торговля».

• «Высококвалифицированные работники» — 11 компаний (34 %).

• Экономят на ресурсах 10 компаний (31 %) из 32.

Далее перечислены менее распространенные2 факторы, значимость и влияние которых нельзя приуменьшать:

• Высокий уровень технологический оснащенности преобладает у девяти компаний (28 %).

• Доступные цены, товары со скидками и акции предлагают клиентам 25 % компаний. Кроме этого, залог их успеха кроется в выстраивании надежных и долгосрочных отношений с партнерами и клиентами.

• Чуть меньше фирм (22 %) применяют инновационные и передовые технологии, чем завоевывают новых и удерживают имеющихся клиентов.

• Шесть компаний (19 %) выделяют средства на благотворительность, спонсируют общественные и внутрифирменные мероприятия.

• Увеличению темпов роста выручки четырех компаний (13 %) способствуют развитая система логистики и наличие собственных производственных площадей/мощностей.

• Выгодное географическое расположение имеют 9 % компаний, это благоприятно сказывается на сроках исполнения (доставки) заказа, расходах и пр. Кроме этого, высокий уровень производительности способствует благоприятной тенденции роста. Однако для того же процента фирм успех заключается не только в эффективности производственной, маркетинговой и других внутренних политик, но и в поддержке «извне» (фактор «Протекционизм»).

1 Распространенными считаются факторы, присущие более 30 % выборки, так как компании выпускают неоднородную продукцию и принадлежат к разным отраслям-агрегатам.

2 Характерны менее чем для 30 % выборки.

• Забота об экологии, недобросовестная реклама, задача импортозамещения, территориальная распространенность и эффективное управление характерны всего лишь для 6 % компаний, но каждый из этих факторов вносит определенный вклад в репутацию, как положительный, так и отрицательный (недобросовестная реклама), и все они способствуют привлечению внимания общественности.

В ходе исследования выявлены также уникальные факторы: дифференциация основных видов деятельности (АО «Стройдепо»), комплексность оказываемых услуг (АО «Инженерные системы и сервис»), эффективная система закупок и сбыта (ООО «Максима групп»), перепрофилируемое оборудование (ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола»), эффективная политика клиентоориентированности (ООО «Первое решение»). Уникальные факторы неразрывно связано со сферой деятельности быстрорастущей компании.

Таким образом, по результатам выявления, группировки и анализа факторов успеха можно судить о том, что наиболее распространенные факторы успеха фирм-газелей заключаются в предоставлении качественных услуг или продукции при широком ассортименте. На вышеуказанные факторы, безусловно, влияют внутрипроизводственные компоненты: высококвалифицированные кадры, высокий уровень технической оснащенности, применение новых технологий — именно этим обеспокоены добросовестные производители. Но не все фирмы-газели добились успеха за счет качественной работы и материальных вложений в производственный процесс. Более 30 % компаний увеличивают прибыль, сокращая издержки, что в долгосрочной перспективе может нанести вред. К примеру, сеть супермаркетов «Пеликан» (принадлежащая ООО «Неотрейд») славится недобросовестным отношением к работникам (маленький размер заработной платы), которые часто подвергаются наложению штрафов, работе сверхурочно и т. д. АО «Стройдепо» замечено в использовании неофициально устроенной рабочей силы в лице мигрантов. Отмечается и влияние административного рычага, который также может отражать недобросовестную сторону успеха фирмы. Так, в областном аналитическом еженедельнике «Хронограф» раскрыт секрет успешной предпринимательской деятельности владельца ООО «Неотрейд»: связи и высокая степень протекционизма на разных уровнях власти [12]. В другом случае главе Республики Марий Эл Леониду Маркелову предъявлены обвинения в получении и даче взятки. По мнению правоохранительных органов, он «помо-

гал» получать руководителю АО «Птицефабрика "Акашевская"» Н. Кривашу дотации из бюджета1.

1 За получение субсидий более чем на 4 млрд р., выделенных на все сельхозпредприятия региона, Маркелов требовал с руководителя птицефабрики взятку в размере 235 млн р. Сам Маркелов отрицает обвинения, парируя тем, что птицефабрика, будучи приоритетным проектом региона, получала материальную помощь на погашение процентов по кредиту [17].

Однако около 20 % фирм задумываются не только о собственной выгоде, но и о социальных проблемах: ООО «Элит» 1 % от продаж направляет на поддержку детей с ограниченными возможностями; ООО «Евролот Запад» с каждого купленного пакета перечисляет 5 р. в благотворительный фонд помощи онкобольным детям; также компании заботятся о состоянии окружающей среды, что благоприятно сказывается на их репутации и уважении со стороны клиентов.

Благодарность

Автор выражает благодарность своему научному руководителю Дмитрию Александровичу Плетневу за ценные советы и идеи в ходе проведения исследования и написания статьи.

список литература

1. Юданов, А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) / А. Ю. Юданов // Соврем. конкуренция. — 2010. — № 2 (20). — С. 27—48.

2. Birch, D. L. Who creates jobs? / D. L. Birch // The Public Interest. — 1981. — No. 65. — P. 3—14.

3. Evans, D. S. The Relationship Between Firm Growth, Size and Age: Estimates for 100 Manufacturing Industries / D. S. Evans // The J. of Industrial Economics. — 1987. — No. XXXV (4). — P. 567—581.

4. Бархатов, В. И. Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Вестн. Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Соц.-экон. науки. — 2015. — № 4. — С. 65—81.

5. Охота на халяву, а в сетях Малиновский [Электронный ресурс] // Эхо Севера. — 2013. — 23 авг. — URL: http://www.echosevera.ru/economy/2013/08/23/1100.html.

6. УФАС признало недобросовестной рекламу в супермаркете Seven в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс] // Интерфакс-Россия. — 2015. — 31 авг. — URL: http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/news. asp?id=646769&sec=1679.

7. ООО «Ашан» подали жалобу на ООО «Амико» за антирекламу [Электронный ресурс] // S2018. — URL: http://saransk2018.org/article/6940_ooo_ashan_podali_zhalobu_na_ooo_amiko_za_antireklamu_ juliomg.

8. Прокуратура накажет супермаркет в Брянске за продажу «санкционного товара» [Электронный ресурс] // РАПСИ-ньюс. — 2015. — 29 июля. — URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20150729/274298283. html.

9. Отчет о деятельности государственной инспекции труда в Тамбовской области за 2 квартал 2010 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web& cd=9&ved=0ahUKEwjUtpmP3JnQAhUEiywKHdLaCWoQFgg-MAg&url=http%3A%2F%2Fgit68.rostrud. ru%2F.cmsc%2Fupload%2Fregions%2F68%2FDocs%2FPZ2kv.doc&usg=AFQjCNEWamQ1vEcLP8lcU1e 570cABodY9A&sig2=vRfBZ9j02v6Mlr0xMmyH7g&bvm=bv.137904068,d.bGg.

10. Досада и зависть как повод для законотворчества [Электронный ресурс] // Лефт Пенза. — 2013. — 30 авг. — URL: http://leftpenza.ru/news/dosada_i_zavist_kak_povod_dlja_zakonotvorchest va/2013-06-30-1134.

11. Взялись за «Пеликан»: УФАС проявляет внимание к деятельности компании Чумакова [Электронный ресурс] // Хронограф. — 2012. — 12 марта, № 9 (408). — URL: http://chronograf.ru/ articles/?num=293&a=9468.

12. Центры влияния: Поздний старт [Электронный ресурс] // Хронограф. — 2012. — 23 апр., № 15 (414). — URL: http://chronograf.ru/articles/?num=299&a=9750.

13. Директор «Нефтеспецстроя» оштрафован за нарушение трудовых прав граждан [Электронный ресурс] // Нефть России. — 2009. — 28 авг. — URL: http://www.oilru.com/news/135997/http://kapital.kz/ economic/38444/na-tengize-nachalos-sokracshenie-rabochih.html.

14. Маркелов на встрече с Путиным лоббировал интересы олигарха Криваша, замешанного в аферах с кредитами [Электронный ресурс] // LiveJournal. — 2012. — 19 нояб. — URL: http://no-korrupcia. livej ournal .com/14941. html.

15. В ЗАО «Стройдепо» незаконно трудились мигранты из Узбекистана [Электронный ресурс] // Тульс. пресса. — 2015. — 23 марта. — URL: http://www.tulapressa.ru/2015/03/v-zao-strojdepo-nezakonno-trudilis-migranty-iz-uzbekistana/.

16. ЗАО «Стройдепо» оштрафовано тульским Россельхознадзором за торговлю зараженными растениями [Электронный ресурс] // Тульс. пресса. — 2015. — 28 апр. — URL: http://www.tulapressa. ru/2015/04/zao-strojdepo-oshtrafovano-tulskim-rosselxoznadzorom-za-torgovlyu-zarazhennymi-rasteniyami/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Суд признал законным арест экс-главы Марий Эл по делу о взятке [Электронный ресурс] // Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). — URL: http://rapsinews.ru/moscourts_ news/20170510/278537858.html#ixzz4gstaHTHo.

сведения об авторе

наумова Ксения Андреевна — студентка Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 5 (401). Economic Sciences. Iss. 57. Fp. 139—148.

ANALYSIS OF THE SUCCESS FACTORS

of fast-growing COMPANIES of MEDIUM-SIZED BUSINESS IN RUSSIA

K.A. Naumova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The article contains a study of the success factors of 32 Russian fast-growing medium-sized companies, based on analysis of accounting data, media, open source sources, etc. During the research, both unique and widespread success factors were identified. Widespread factors are "high quality of products/services", "wide assortment", "highly skilled workers", "resource saving". Among the factors there are not only those, which are connected with the production process, but also are shown the importance of the social side of the company's life ("concern for the environment", "charity"). Selected factors can be useful for understanding the nature of fast-growing companies.

Keywords: fast-growing companies, gazelles, success factors.

References

1. Yudanov A.Yu. Pokoriteli "golubykh okeanov" (firmy-"gazeli" v Rossii) [Conquerors of the "blue oceans" (firms "gazelles" in Russia)]. Sovremennaya konkurentsiya [Contemporary competition], 2010, no. 2 (20), pp. 27—48. (In Russ.).

2. Birch D.L. Who creates jobs? The Public Interest, 1981, no. 65, pp. 3—14.

3. Evans D.S. The Relationship Between Firm Growth, Size and Age: Estimates for 100 Manufacturing Industries. The Journal of Industrial Economics, 1987, no. XXXV (4), pp. 567—581.

4. Barkhatov V.I., Pletnev D.A. Uspeshnost' bystrorastushchikh predpriyatiy srednego biznesa v Rossii [The success of fast-growing medium-sized enterprises in Russia]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel 'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki [Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic science], 2015, no. 4, pp. 65—81. (In Russ.).

5. Okhota na khalyavu, a v setyakh Malinovskiy [Hunting for freebies, and in networks Malinovsky]. Ekho Severa [Echo of the North], 2013, August 23. Available at: http://www.echosevera.ru/econo-my/2013/08/23/1100.html (In Russ.).

6. UFAS priznalo nedobrosovestnoy reklamu v supermarkete Seven v Nizhnem Novgorode [OFAS recognized unfair advertising in the supermarket Seven in Nizhny Novgorod]. Interfaks-Rossiya [Interfax-Russia], 2015, August 31. Available at: http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/news.asp?id=646769&sec=1679 (In Russ.).

7. OOO "Ashan" podali zhalobu na OOO "Amiko" za antireklamu [OOO "Auchan" filed a complaint against Amiko LLC for anti-advertising]. S2018 [S2018]. Available at: http://saransk2018.org/article/6940_ ooo_ashan_podali_zhalobu_na_ooo_amiko_za_antireklamu_juliomg (In Russ.).

148

K. A. HayMOBa

8. Prokuratura nakazhet supermarket v Bryanske za prodazhu "sanktsionnogo tovara" [The prosecutor's office will punish the supermarket in Bryansk for selling the "sanctional goods"]. RAPSI-n'yus [RAPSI-news], 2015, July 29. Available at: http://rapsinews.ru/incident_news/20150729/274298283.html (In Russ.).

9. Otchet o deyatel'nosti gosudarstvennoy inspektsii truda v Tambovskoy oblasti za 2 kvartal 2010 goda [Report on the activities of the State Labor Inspectorate in the Tambov region for the 2nd quarter of 2010]. Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0ahUKEwjUtpm P3JnQAhUEiywKHdLaCWoQFgg-MAg&url=http://git68.rostrud.ru/.cmsc/upload/regions/68/Docs/PZ2kv. doc&usg=AFQjCNEWamQ1vEcLP8lcU1e57OcABodY9A&sig2=vRfBZ9jO2v6MlrOxMmyH7g&bvm=bv. 137904068,d.bGg (In Russ.).

10. Dosada i zavist' kak povod dlya zakonotvorchestva [Annoyance and jealousy as an excuse for lawmaking]. Left Penza [Left Penza], 2013, August 30. Available at: http://leftpenza.ru/news/dosada_i_zavist_kak_po-vod_dlja_zakonotvorchestva/2013-06-30-1134 (In Russ.).

11. Vzyalis' za "Pelikan": UFAS proyavlyayet vnimaniye k deyatel'nosti kompanii Chumakova [Took part in the "Pelican": UFAS takes an interest in the activities of Chumakov]. Khronograf [Chronograph], 2012, no. 9 (408). Available at: http://chronograf.ru/articles/?num=293&a=9468. (In Russ.).

12. Tsentry vliyaniya: Pozdniy start [Centers of influence: Late start]. Khronograf [Chronograph], 2012, no. 15 (414). Available at: http://chronograf.ru/articles/?num=299&a=9750 (In Russ.).

13. Direktor "Neftespetsstroya" oshtrafovan za narusheniye trudovykh prav grazhdan [Director of "Neft-espetsstroy" fined for violation of labor rights of citizens]. Neft'Rossii [Oil of Russia], 2009, August 28. Available at: http://www.oilru.com/news/135997/http://kapital.kz/economic/38444/na-tengize-nachalos-sokrac-shenie-rabochih.html (In Russ.).

14. Markelov na vstreche s Putinym lobbiroval interesy oligarkha Krivasha, zameshannogo v aferakh s kreditami [Markelov at the meeting with Putin lobbied the interests of the oligarch Krivash, involved in frauds with loans]. LiveJournal [LiveJournal], 2012, November 19. Available at: http://no-korrupcia.livejournal. com/14941.html (In Russ.).

15. V ZAO "Stroydepo" nezakonno trudilis' migranty iz Uzbekistana [Migrants from Uzbekistan illegally worked at ZAO Stroydepo]. Tul'skayapressa [Tula print media], 2015, March 23. Available at: http://www. tulapressa.ru/2015/03/v-zao-strojdepo-nezakonno-trudilis-migranty-iz-uzbekistana/ (In Russ.).

16. ZAO "STROYDEPO" oshtrafovano tul'skim Rossel'khoznadzorom za torgovlyu zarazhennymi rasteni-yami [STROYDEPO was fined by the Tula Rosselkhoznadzor for the sale of contaminated plants]. Tul'skaya pressa [Tula print media], 2015, April, 28. Available at: http://www.tulapressa.ru/2015/04/zao-strojdepo-oshtrafovano-tulskim-rosselxoznadzorom-za-torgovlyu-zarazhennymi-rasteniyami/ (In Russ.).

17. Sud priznal zakonnym arest eks-glavy Mariy El po delu o vzyatke [The court recognized as lawful the arrest of the ex-head of Mari El in the bribery case]. Rossiyskoe agentstvo pravovoy i sudebnoy informatsii (RAPSI) [Russian Agency for Legal and Judicial Information (RAPSI)]. Available at: http://rapsinews.ru/ moscourts_news/20170510/2785378 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.