Финансовая глобализация как условие и фактор развития банковской системы
С.В. Коптякова, к.п.н., Магнитогорский ГТУ
Процесс глобализации является основной характеристикой современного мирового социально-экономического развития.
Экономическую природу глобализации можно определить как количественное и качественное углубление взаимосвязи национальных экономик при формировании единого глобального рынка. В современных исследованиях под глобализацией экономики подразумевают и становление глобальных транснациональных корпораций, и регионализацию экономики, и интенсификацию мировой торговли, и тенденции конвергенции, и финансовую глобализацию. По сути, происходит кардинальное преобразование прежней мировой экономики в качественно новую. По мнению Г.М. Залозной, глубинная сущность глобализации заключается в том, что количественное накопление упомянутых выше тенденций вывело мировую экономику на качественно новый уровень развития [1]. Качественной чертой глобализации являются изменения в характере международного разделения труда. Международные потоки товаров и услуг не только значительно интенсифицировались, но и обрели новое качество: около 40% таких потоков носят теперь внутрикорпорационый характер, обретя особую устойчивость и прочность. При этом торговое взаимосцепление национальных хозяйств дополнилось международной собственностью на основные производственные фонды. Национальные экономики (как вывозящие, так и принимающие капиталы) становятся все более транснациональными. Обмен готовых изделий на продовольствие и аграрное или минеральное сырьё и топливо в значительной мере вытесняется обменом одних продуктов обрабатывающей промышленности на другие. В 1955 г. доля готовых изделий в общем объёме мирового экспорта составляла 40,5%, в 1975 г. — 52,6%, в 1995 г. — 74,7%, а к 2015 г. прогнозируется повышение до 88,6% [2].
В условиях глобализации происходят качественные сдвиги во взаимодействии национальных экономик с мировым экономическим пространством. Быстрое повышение степени экономической открытости практически всех стран мира способствует возрастанию влияния на национальные экономики экзогенных факторов.
Процесс глобализации наиболее глубоко количественно и качественно продвинулся в финансовой сфере. Носителями глобализации являются финансовые рынки, международные
перемещения капиталов, кредитов, валюты, что определяется следующими причинами:
1) новые информационные технологии обеспечили создание системы финансовых центров, что привело к снижению не только трансакционных затрат по реализации финансовых сделок, но и времени, необходимого для их совершения;
2) произошло формирование нового инструментария финансового рынка — механизмов хеджирования и управления рисками, что особенно значимо в условиях высокой степени неопределённости на финансовом рынке; повышенная рискованность обусловила введение новых инструментов — производных ценных бумаг — деривативов;
3) финансовые институты получили возможность более широкой деятельности вследствие наблюдаемого в мире процесса дерегулирования банковской деятельности и возникновения финансовых холдингов, предлагающих клиенту полный набор услуг в области финансового посредничества [3].
Финансовую глобализацию, исходя из этого, необходимо исследовать как условие и фактор развития банковской системы. Финансовая глобализация является следствием и составной частью экономической интеграции. Многие её элементы возникли в результате развития собственно финансовой сферы на основе роста свободных денежных капиталов и их реализации между странами, появления новых финансовых инструментов, образования коллективных валют. При этом развитие международных финансов опережает рост мирового производства и экспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширение и интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику на качественно новый уровень интернационализации — глобализацию и делают её всё более глобализирующейся в планетарном масштабе.
Международная торговля всё более уступает лидерство международным валютно-кредитным и финансовым связям в интенсификации процесса глобализации. При этом развитию финансовой глобализации способствуют расширение кредитно-инвестиционной деятельности транснациональных корпораций и банков и механизмы международных финансовых рынков. Проявлением финансовой глобализации являются высокая мобильность, нарастающая масштабность, диверсификация и интеграция международных финансовых ресурсов и потоков.
Финансовую глобализацию рассматривают как более высокую стадию интернационализации деятельности финансовых рынков во всех её формах с целью обеспечения потребностей развития валютно-финансовых отношений. А это, в свою очередь, ведёт к объединению финансовых рынков различных стран в единый финансовый рынок, созданию глобальной финансовой системы.
Исследуя финансовую глобализацию как условие и фактор развития банковской системы, необходимо видеть различия её проявления на разных уровнях: национальном, международном и глобальном (наднациональном). Национальный уровень представляет собой условия функционирования национальной экономики и, в частности, ее банковской системы. В определённой степени этот уровень характеризует степень либерализации финансового сектора страны. Международный уровень характеризует деятельность государства по созданию и развитию условий свободного движения капиталов и отчасти обеспечению финансового суверенитета отдельно взятой страны. Глобальный (наднациональный) уровень включает разработку и внедрение принципиально новых механизмов и методов управления международным сообществом как неким единым целым (по крайней мере, в финансовом плане), не ограничивая суверенитет государств. При этом проявляется противоречие в наднациональном уровне как некоем гаранте применительно к данному уровню суверенности страны. Члены мирового сообщества, в том числе международные финансовые институты, могут и, как правило, действуют не всегда в интересах независимых национальных государств, что проявляется в концепции «двойных стандартов» стран «золотого миллиарда» в отношении развивающихся стран или стран с недостаточно прочным военно-политическим и экономическим потенциалом.
Проявлением сущности глобализации финансовой сферы является усложнение взаимосвязей и взаимозависимостей экономических агентов на рынке финансовых услуг, что выражается в формировании планетарного информационнофинансового пространства, переструктуриро-вании мирового рынка капиталов на основе нового механизма формирования организационного капитала. По мнению исследователей глобализации финансовой сферы Л. Армана, М. Дранкура, М. Льюса, Н. Фонтена [4], под влиянием глобализационных процессов доминируют горизонтальные интеграционные тенденции и ослабляются вертикальные (государственной власти) в их стратегии развития. Обобщая исследования экспертов ЕС, можно сделать вывод том, что интеграционные процессы на финансовых рынках расширяют горизонты развития транснациональных компаний, увели-
чивают вовлеченность экономических агентов в глобализационные процессы.
Финансовая глобализация как часть всеобщей глобализации в сфере международных финансов существенно влияет на сложившиеся национальные финансовые отношения. Сами финансы в глобальном масштабе рассматриваются как всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решением их собственников. Современная глобальная финансовая система, в которую вовлечены все страны мирового сообщества, стала следствием разработки новых финансовых инструментов, дерегулирования национальных финансовых рынков и развития международных банков и других финансовых институтов. Степень вовлечённости каждой страны в эту систему характеризует уровень её участия в глобальной финансовой деятельности. В то же время проблемой пока остаётся отсутствие для этого показателя единого индикатора, поскольку он различным образом выражается в обороте заграничных активов на национальных рынках, в присутствии иностранных финансовых институтов на отечественных рынках, а также в национальном участии в различных глобальных финансовых потоках [5]. В качестве показателя уровня развития глобализации финансов можно рассматривать объём капитала, функционирующего за пределами стран его происхождения, в объёме накопленных иностранных активов (в состав иностранных активов включаются прямые и портфельные инвестиции (акции и долговые ценные бумаги), требования по банковским ссудам и займам, по межгосударственным кредитам и т.п.). К началу XXI в. объём функционирующего за рубежом капитала сравнялся с мировым валовым продуктом. Так, в 2001 г. иностранные активы в развитых странах составили почти 28 трлн долл., в развивающихся и в странах с переходной экономикой в объёме долговых обязательств перед частными кредиторами и в прямых иностранных инвестициях они равнялись 2,5—3,0 трлн долл. [6].
Ускоряющееся развитие финансовой глобализации проявляется в высокой динамике и растущем объёме валютных и евровалютных рынков, банковских депозитов в иностранной валюте, средств, привлечённых с международного финансового рынка, совокупных ресурсов институциональных инвесторов и т.д. Так, дневной оборот мирового валютного рынка увеличился с 60 млрд долл. в 1983 г. до 4 трлн долл. в 2004 г. Чистый объём евровалютного рынка в банковских обязательствах в иностранных валютах увеличился с 1985 по 1999 гг. в 3,1 раза и составил более 6 трлн долл.; его валовый объём, включающий и межбанковские операции, превысил 10 трлн долл. Размер годового международного синди-
цированного кредитования увеличился с 1990 по 2000 гг. в 7,5 раза и составил почти 1,5 трлн долл. Годовая эмиссия международных долговых ценных бумаг за 1994—2000 гг. возросла в 2,6 раза и составила 939,2 млн долл. При этом объём эмиссии международных долговых ценных бумаг составлял в 2003 г. 2,885 млрд долл., в 2004 г. — 3,3 млрд долл., а за первое полугодие 2005 г. — 2,15 млрд долл. [7].
Основной характеристикой глобализации финансовой сферы является взаимозависимое развитие двух процессов: глобализации рынков (капитала, трудовых ресурсов, финансовых продуктов, консалтинговых услуг) и глобализации экономических форм (укрупнение организационных структур финансовых институтов, формирование глобальных операторов на финансовых рынках). При этом глобальный рынок финансовых услуг «институировался как самостоятельный сегмент планетарной экономики, имеющий свою особую динамику, и окончательно сложился в конце XIX в.» [8]. Именно совокупность интеграционных взаимосвязанных взаимодействий финансовых институтов является сущностной характеристикой глобализационных тенденций и представляет собой этап финансовой глобализации, которая постепенно приобретала современные формы проявления: информационно-финансовую и организационно-финансовую [9].
Неопределённость финансовой глобализации выявила необходимость формирования нового теоретического подхода к исследованию механизма финансово-кредитных институтов. При этом глобализацию рассматривают как особую стратегию формирования мирового порядка в современных условиях, основанную на экономических формах и методах, на использовании неэкономических технологий и определяющую ограничения развития национального финансового капитала в условиях господства транснациональных финансовых корпораций. По мнению Дж. Арриджи, зарождение процесса глобализации опосредовалось постепенным формированием организующих центров всё большего масштаба и сложности [10]. Развиваясь, глобальная экономика развила в единстве с государством и хозяйственным центром разветвлённую систему макрорегулирования, органично вошедшую в общий механизм экономического хозяйства. Усложнение экономики, её организации выразилось в формировании и закреплении механизма коррекционного воздействия на финансово-кредитное воспроизводство из центра, аккумулирующего экономическую энергию и информацию и посылающего организационные
энергоинформационные импульсы в экономическое воспроизводственное пространство.
Глобальные финансово-кредитные институты выступают за разрушение национальных границ, за реструктуризацию экономических систем развивающихся стран путём создания новых отраслей и модернизации традиционных. Глобальный финансовый капитал работает по давно налаженным схемам и механизмам проникновения на международные рынки, меняется лишь специфика его деятельности, обусловленная особенностями международной банковской деятельности и социально-экономической модели экономики выбранной страны.
Финансовая глобализация как неоднозначное по своему содержанию и последствиям явление приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям, не только способствует ускорению экономического развития, но и увеличивает риски международных финансовых операций, значительно расширяет сферу влияния локальных кризисов. Однако «реальность состоит в том, что финансовая глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса» [11]. Исходя из этого, странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики. Именно этими обстоятельствами предопределяется необходимость учитывать и исследовать влияние финансовой глобализации на развитие банковской системы.
Литература
1. Залозная Г.М. Развитие национально-государственных экономических систем в условиях глобализации: общие закономерности и российская специфика. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2004. С. 78.
2. Глобализация мирового хозяйства и место России / отв. ред. В.П. Колесов, М.Н. Осьмова. М., 2000. С. 10.
3. Соколинский В.М., Корольков В.Е. и др. Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. М.: КНОРУСС, 2006. С. 421-422.
4. Арман Л., Льюс М. Финансовый сектор в глобальной стратегии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; Дранкур М. Глобализационные тенденции на финансовом рынке. М.: ТЕИС, 2003; Фонтен Н. Деятельность транснациональных коммерческих банков в условиях развития интегрированных финансовых структур. М.: ИТРК, 2005.
5. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. и др. Глобальные трансформации. М.: Праксис, 2004. С. 221.
6. International Financial Statistics. Wash.: IMF, December 2002. P. 63.
7. BIS Quality Review, September 2005 www.bis.org.
8. Феррер А. Особенности формирования глобальных финансовых центров. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 90-91.
9. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2005. С. 68-69.
10. Falk R. Predatory Globalization. Oxford, DDD. 2004. P. 23-25.
11. http: //www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml