Научная статья на тему 'Финансовая диагностика устойчивого функционирования малых предприятий'

Финансовая диагностика устойчивого функционирования малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / FINANCIAL CONDITION / THE FINANCIAL ANALYSIS / FINANCIAL STABILITY / ECONOMIC INDICATORS / SMALL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко Л. Ж.

Для анализа и оценки уровня финансовой устойчивости малых предприятий необходимо использовать систему оценочных показателей, которые адекватно отражали бы различные аспекты финансовой деятельности организации и влияние каждого из этих аспектов на минимизацию финансовых рисков малого предприятия. Методики финансового анализа, основанные на коэффициентных методах, предлагаемые независимыми экспертами и банковскими аналитиками, не всегда позволяют провести такой анализ. Эту проблему можно решить путем разработки блоковой структуры, отражающей стратегические, краткосрочные и операционные аспекты финансовой устойчивости. Особое место в данной структуре отводится анализу угроз общей финансовой безопасности, оценка полученных данных, позволяет провести специфическую типологию финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the analysis and an estimation of level of financial stability of small enterprises, it is necessary to use system of estimated indicators which adequately would reflect various aspects of financial activity of the organization and influence of each of these aspects on minimization of financial risks of small enterprise. The techniques of the financial analysis based on коэффициентных methods, offered by independent experts and bank analysts, not always allow to carry out such analysis. This problem can be solved by working out блоковой the structure reflecting strategic, short-term and operational aspects of financial stability. The special place in the given structure is taken away to the analysis of threats of the general financial safety, the estimation of the received data, allows to spend specific typology of financial stability of the enterprises of small-scale business.

Текст научной работы на тему «Финансовая диагностика устойчивого функционирования малых предприятий»

Надыршина А.Л.

аспирант кафедры «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент»

Эл. почта: ich-anna@mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В данной статье автор раскрывает сущность финансового менеджмента, а также демонстрирует комбинацию методов финансового управления малых и средних предприятий. В работе определены направления государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, а также особенности её реализации в Ростовской области. В результате автор обосновывает особенности формирования системы финансового менеджмента малых и средних предприятий.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, малое и среднее предприятие.

Малое предпринимательство не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, ост-

рая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки малых и средних форм предпринимательской деятельности.

Факторы развития малого бизнеса в России в 2009 году: стабильное общее состояние экономики страны; устойчивая положительная динамика роста ВВП; инвестиционная привлекательность российской экономики для зарубежных инвесторов; благоприятная внешнеторговая конъюнктура; увеличивающийся уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги малого бизнеса со стороны экономических субъектов; прирост реальных денежных доходов граждан и т. д. Проблемами малого и среднего бизнеса должны активно заниматься органы местного самоуправления. Только в этом случае предпринимательство получит реальное развитие.

К 2009 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. На рисунке 1 дается процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ.

В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, в России - пока не превышает 17%.

Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов - это всякая деятельность, направленная на привлечение и

вложение финансовых ресурсов, извлечение доходов и осуществление текущих и инвестиционных расходов, цель которых - достижение экономического, социального и потребительского эффекта. Как следует из установленного определения финансового менеджмента, это, с одной стороны, принятие тактических решений по выбору источников финансирования для развития предпринимательской дея-

тельности, а с другой - искусство, так как предполагает интуитивную комбинацию методов финансового управления.

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Рис. 1. Процентное соотношение присутствия малого бизнеса по отраслям экономики РФ за 2009 год, %

В построении системы финансового менеджмента малых и средних предприятий существуют следующие особенности.

1) При малом бизнесе для управления финансами достаточно квалификации бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчетов, основой которых является денежный оборот. Управление финансами на малом или среднем предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

2) С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

- предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т. д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся «за широкой спиной» объединения;

- предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

3) Способы организации структуры управления финансами малого бизнеса также специфичны. Среди них можно выделить следующие:

- совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается ка-

чество принимаемых решений;

- создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста - себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

- передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. Одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны - высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны - отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

4) Структура финансовой системы. Финансовая система малого предприятия как в средних, так и в крупных предприятиях состоит из двух систем: управляющей и управляемой. Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему. Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации.

Под управляемой системой пони-

мается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие в результате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.

5) Особенность финансового анализа. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера - бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок.

После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в их распоряжении.

Детализированный анализ дает более глубокую оценку финансового положения фирмы. Он может выполняться

вслед за экспресс-анализом или без него; содержать больший или меньший перечень разделов и показателей; использовать различный объем и состав информации. В литературе можно встретить следующую рекомендуемую схему анализа МСП.

Таблица 1. Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа

Направление (процедура) анализа Показатель

1 2

Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования

Оценка имущественного положения 1.Величина основных средств и их доля в общей сумме активов 2.Коэффициент износа основных средств 3.Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия

Оценка финансового положения 1.Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников 2.Коэффициент покрытия (общий) 3.Доля собственных оборотных средств в общей их сумме 4.Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников 5.Коэффициент покрытия запасов

Наличие «больных» статей в отчетности 1. Убытки 2.Ссуды и займы, не погашенные в срок 3.Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность 4.Векселя выданные (полученные) просроченные

Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности

Оценка прибыльности 1 Прибыль 2.Рентабельность общая 3.Рентабельность основной деятельности

Оценка динамичности 1 Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала 2. Оборачиваемость активов 3.Продолжительность операционного и финансового цикла 4.Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности

Оценка эффективности использования экономического потенциала 1.Рентабельность авансированного капитала 2.Рентабельность собственного капитала

Анализ финансового положения малых и средних предприятий, осуществляемый на основе данных бухгалтерской отчетности, позволяет отследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой дея-

тельности. Он служит связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственнопредпринимательской деятельностью фирмы.

При построении системы финан-

сового менеджмента малого и среднего бизнеса необходимо учитывать особенности его жизненного цикла. Жизненный цикл малого и среднего бизнеса - это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.

I этап - научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара - это пре-нтальный период предприятия.

II этап - начало производства товара и выход его на рынок - это детство предприятия.

III этап - коммерческий успех товара - зрелость предприятия.

IV этап - деградация рынка товара

- жизненный закат предприятия.

Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса - особенности, которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия?

На первом этапе выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда не покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные средства владельца.

Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы.

Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование.

Необходимо помнить об основной дилемме финансового менеджмента: больнее всего капкан «либо рентабель-

ность, либо ликвидность» зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, так как предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается.

На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему не-

плохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.

Однако следует помнить, что если предприятие, желая взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.

Задача малой фирмы с ориентацией на расширение - осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство в большей части малых фирм с ориентацией на расширение специализирующихся в области высоких технологий. Прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивидендов, средства, помещенные в дебиторскую задолженность,

запасы, основные фонды, в процентном

отношении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти».

Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам.

Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких технологий, приходится заниматься следующими вопросами: персона-

лом, маркетингом, производством и финансированием.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, так как:

- в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);

- у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасом, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.

Суммируя вышесказанное, необходимо отметить следующее.

Во-первых, малый бизнес в рыночной экономике один из ведущих секторов, определяющих темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех

развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства.

Во-вторых, недостаточность финансового обеспечения может создать непреодолимые трудности, так как финансовые потоки обеспечивают не только производственный процесс, но и другую деятельность предприятия. Финансовые решения в области финансового менеджмента принимаются на основе анализа, экономического обоснования и прогноза результата, выбора оптимального варианта привлечения и размещения денежных средств в интересах достижения поставленной цели.

В-третьих, ведущую роль в развитии малых и средних предприятий играет финансовая поддержка государства. Финансовая политика государства в области развития малого и среднего бизнеса строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Она направлена на совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализацию федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, налаживание межрегиональных и международных контактов в сфере малого предпринимательства.

В 2011 году предлагается реализовать мероприятия по следующим направлениям:

1) принятие базовых законов, прежде всего - системных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, для последующей разработки нормативных правовых актов и методических материалов;

2) начало разработки и аналитическое представление долгосрочных и ведомственных целевых программ при

формировании проекта федерального бюджета;

3) разработка и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.

В статье указаны основные особенности финансового менеджмента малых и средних предприятий: структура управления, тактика, стратегия предприятиями, организация финансовой системы малых и средних предприятий (здесь необходимо подчеркнуть формирование и использование денежных средств малых и средних предприятий), особенности финансового анализа, а также этапы деятельности, которые направлены на эффективность.

Для каждого из основных объектов финансового менеджмента на малых и средних предприятиях свои показатели результативности, но все они будут подчинены достижению главной цели - максимизации результатов деятельности, повышению его рыночной эффективности.

Финансовый менеджмент всегда имеет целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все виды деятельности. Финансовый менеджмент привносит в экономику предприятия новую систему ценностей, изменяет приоритеты развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

1.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2003.

2.Данные официального сайта Министерства экономического развития Россий-

ской Федерации //www.economy.gov.ru

3.Карпов С. А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1.

4.Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А. Л. Функции современного российского предпринимательства -Волгоград: Волга, 2005.

5.Левчаев П.А. Финансы организаций: учебник / П. А. Левчаев. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010.

6.Морозко Н.И. Финансовый менеджмент. - М.: Юнити, 2009.

7.Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин

В.А. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т. С. Новашиной. - М.: Московская финансово-промышленная академия,

2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Ронова Г.Н., Ронова Л. А. Финансовый менеджмент: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.

9.Финансовый менеджмент и налогообложение организаций: учебное пособие/ П.А. Левчаев. - Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010.

10.Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. — Москва: Омега-Л, 200б.

11.Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. проф. К.И. Шохина-М.: ИД ФБК-ПРЕСС. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.