Научная статья на тему 'Финансовая аналитика: проблемы и решения'

Финансовая аналитика: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ОБЗОР ФИНАНСОВОЙ ПРЕССЫ

4 (160) -2008

из-за невозможности оперативно обеспечить достоверной информацией инвесторов о различных аспектахдеятельности компании.

Осуществляя деятельность по поводу обращения ценных бумаг, участники вступают между собой в определенные экономические отношения, и их состав классифицируется в зависимости от позиции, занимаемой на рынке. Следует отметить, что эмитенты и инвесторы остро нуждаются в компетентных рекомендациях по защите от возможных будущих потрясений, по минимизации внутренних и внешних рисков. Нарушения корпоративного законодательства в случае упущений в системе

внутреннего контроля могут явиться причиной недружественных поглощений в бизнесе.

Пути урегулирования сложившейся ситуации следует искать в создании организационно-экономического механизма обеспечения эффективности деятельности участников рынка ценных бумаг на основе внутреннего контроля. Вместе с тем проблематика развития защитной функции внутреннего контроля заключается в совершенствовании финансовой оценки его качества и призвана обеспечить такой порядок ведения деятельности эмитента, который способствует достижению поставленных целей в области привлечения инвестиций.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ № 4 (4) - 2008 АПРЕЛЬ

Анализ динамики объемов и структуры золотовалютных резервов государств: в поисках экономической стратегии

М. Ю. Малкина

К настоящему времени многие государства мира, в том числе Россия, накопили колоссальные золотовалютные резервы. Более того, доли различных стран в запасах мировой ликвидности в последние годы существенным образом изменились, произошли значительные сдвиги и в структуре самих резервов. Золотовалютные резервы государств следует рассматривать как страховой запас, предотвращающий национальные экономики от разного рода макроэкономических рисков, поэтому их достаточность оценивается через соотношение с другими макроэкономическими параметрами: ВВП, импортом, внешним долгом, денежной массой.

В то же время золотовалютные резервы сами находятся под угрозой воздействия рисков мирового масштаба, что корректирует постановку проблемы управления ими. Сделанный автором анализ показывает, что в управлении валютными резервами в настоящее время в большей степени прослеживается пассивное приспособление многих стран к сложившейся мировой конъюнктуре, нежели наличие какой-то рациональной стратегии поведения, и это скорее спасает мировую валютную систему от приближающегося кризиса, нежели ускоряет его. Посредством абсорбирования мировой ликвидности такие страны, как Китай, Япония, Россия способствуют искусственному поддержанию курсов резервных валют, что может

расцениваться и как желание выиграть время, отсрочив или растянув обесценивание накопленной ликвидности, и как некое антиципируемое поведение, основанное на ожидании перемен в мировой конъюнктуре.

В основу расчетов, представленных в данной статье, положены официальные данные Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Всемирного Золотого Совета, Европейского Центрального Банка, Центрального Банка Российской Федерации, Российского комитета по статистике.

Воззрения классических экономистов на государственный долг

А. В. Мартьянов

В статье на основе первоисточников рассматривается развитие теории государственного долга и ее основные направления. По мнению автора, по представлениям классических экономистов правительство, заимствуя и собирая налоги, чтобы оплатить платежи по процентам, лишает экономику наличных денег и капитала и использует эти ресурсы менее производительно, чем частные предприниматели. Деньги, потраченные государством, в их представлении уменьшали производительный капитал нации.

В противовес классическим представлениям о нежелательности финансирования дефицита бюджета, связанного с военными расходами или экономическим спадом за счет кредитно-денежной эмиссии и выпуска государственных ценных бумаг и преобладании приоритета налогообложению, а также сбалансированности бюджета, дефицит бюд-

ОБЗОР ФИНАНСОВОЙ ПРЕССЫ

4 (160) -2008

жета, финансируемый за счет выпуска государственных ценных бумаг, — центральный инструмент кейнсианской макроэкономической политики.

Неоклассическая и кейнсианская парадигмы совместимы. Они касаются разных аспектов финансовой политики. Кейнсианский анализ сосредоточен на коротком временном отрезке, а неоклассический касается долгосрочных экономических тенденций. Бюджетный дефицит разделяется неоклассическими экономистами на постоянный (структурный) и циклический. При выборе постоянного дефицита или излишка (профицита) определяется уровень национальных сбережений в долгосрочной перспективе.

Реальное бремя государственного долга у неоклассиков в отличие от кейнсианцев несут на себе будущие поколения. Под «будущим поколением» у неоклассиков в отличие от Barro (рикардианское направление) понимается любая группа индивидуумов, живущих в любом периоде времени после того, в котором создан долг.

В рамках рикардианских представлений (Barro) государственный долг не вызывает эффекта вытеснения и не ведет к переложению бремени государственного долга на будущие поколения. С одной стороны

— фискальная политика неэффективна, с другой

— безвредна, изменения государственных расходов на величину дефицита бюджета не оказывают воздействия на экономическую деятельность.

По мнению монетаристов, увеличение государственного долга в случае заимствования в банковском секторе ведет к росту денежной массы и инфляции, в частном небанковском секторе — к росту процента и «вытеснению» инвестиций. Основываясь на этом, монетаристы настаивают на необходимости сокращения государственного долга посредством политики, направленной насокращение расходов.

Анализ основных форм государственно-частного партнерства для оптимизации финансовой устойчивости региона

В. А. Кабашкин, А. В. Кабашкин Проведенный в статье анализ, характеризующий множественность форм государственно-частного партнерства (ГЧП), собственность на активы парт-нерств и распределение рисков, позволяет, по мнению авторов, оптимизировать финансовую устойчивость регионов, которые не располагают достаточными собственными ресурсами для удовлетворения потребностей населения в продекларированных услугах и работах. Выбор наиболее оптимальной формы ГЧП обеспечивает, с одной стороны, экономию бюджетных средств, а с другой — расширяет круг возможностей региональной власти по предоставлению разнообразных услуг и работ населению региона,

например, более современных услуг в медицине, образовании и других сферах.

Наиболее оптимальными вариантами форм ГЧП для оптимизации финансовой устойчивости регионов, в частности посредством увеличения доходов и сокращения рисков, могут быть следующие формы:

— различные контракты в строительстве, в сферах образования и медицины, а также в дорожной отрасли;

— аренда (лизинг) объектов региональной собственности;

— акционирование (долевоеучастие), совместные предприятия;

— функционирование различных региональных зон.

Естественно, что, не ожидая высоких доходов, в регионах для обеспечения повседневных потребностей населения следует активно использовать контрактные формы ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере.

Формирование финансовой составляющей сбалансированной системы показателей и анализ входящих в нее показателей

С. И. Крылов

Сбалансированная система показателей (ССП) должна делать основной акцент на финансовые показатели, поскольку они оценивают экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии организации и ее реализации общему плану усовершенствования деятельности организации в целом.

Формирование финансовой составляющей ССП предполагает определение стратегических финансовых целей деятельности организации, построение стратегической финансовой карты, выбор финансовых показателей, определение их целевых значений и разработку стратегических финансовых мероприятий.

Целью проведения анализа финансовых показателей сбалансированной системы (АФПСС) является формирование аналитического обеспечения принятия стратегических решений по управлению финансами, а важнейшими задачами — сравнительная оценка, диагностика отклонений и прогнозирование финансовых показателей сбалансированной системы.

По мнению автора статьи, финансовая составляющая ССП представляет собой достаточно эффективный инструмент стратегического финансового менеджмента, а анализ входящих ее показателей формирует его информационное обеспечение, будучи немаловажным элементом стратегического финансового анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.