Интеграция
финансирование участия Украины в научно-техническом сотрудничестве с российской федерацией
И. А. ШОВКУН, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Государственное учреждение «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
В статье обобщаются формы и методы финансирования международного научно-технического сотрудничества. Раскрываются институциональные основы научно-технической кооперации Украины и РФ. Анализируется специфика финансового обеспечения участия основных секторов науки Украины в научно-техническом сотрудничестве с РФ. Отмечено, что бюджетные ограничения существенно влияют на масштабы и структуру сотрудничества. Обосновываются перспективные механизмы финансирования сотрудничества.
Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, формы финансирования, бюджетные ассигнования, сектор науки.
Глобализация мировой экономики и науки обусловливает необходимость объединения усилий и концентрации ресурсов народов и стран на приоритетных направлениях научно-технологического прорыва в целях эффективного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, достижения поступательного развития и обеспечения конкурентоспособности национальных хозяйств [4, 6]. В этом контексте сотрудничество в области науки и техники между Украиной и РФ, сохраняющих тесные экономические связи, представляется важным элементом обеспечения нового качества их экономического роста. Такое сотрудничество выступает предпосылкой привлечения новых знаний, повышения конкурентоспособности и производительности науки.
Научно-техническое сотрудничество двух стран сложилось исторически и осуществляется
на взаимовыгодной основе, обеспечивая их экономическое развитие. Это сотрудничество позволяет вести масштабные исследования, проведение которых невозможно в рамках научной сферы одной страны, поскольку требует объединения усилий ученых и финансовых ресурсов, получения доступа к новейшей научной информации, использования уникального научного оборудования, участия в научных экспедициях. Кроме того, такое сотрудничество оказывает содействие расширению производственной кооперации между предприятиями и технологически связанными производствами, реализации программ внедрения в производство инновационных технологий.
Институциональные рамки такого сотрудничества оформляются прежде всего соглашениями между правительствами обеих стран и правительствами государств — участников СНГ Правовая база научно-технического сотрудничества между Украиной и РФ включает межгосударственные, межправительственные, межведомственные соглашения, в том числе межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Так, согласно межгосударственному договору об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между нашими странами [16] сотрудничество базируется на принципах экономической целесообразности, взаимной выгоды, равноправия сторон. Сотрудничество происходит на основе формирования долгосрочных межгосударственных целевых программ, предусматривающих осуществление совместных инвестиционных наукоемких проектов, поддержку координации
деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических организаций в целях эффективного использования научно-технических потенциалов обеих стран, а также на основе межгосударственных программ фундаментальных исследований по приоритетным научным направлениям.
Принципы финансово-экономического обеспечения научно-технического сотрудничества определяются соответствующими межправительственными соглашениями. В частности, действующим межправительственным соглашением [16] предусмотрены такие условия:
— во-первых, сотрудничество осуществляется в соответствии с законодательством двух стран и договорами между Сторонами;
— во-вторых, субъектами сотрудничества выступают министерства, ведомства, научно-исследовательские учреждения, научные организации и общества, высшие учебные заведения и предприятия, а также украинско-российские финансово-промышленные группы;
— в-третьих, содержание сотрудничества, его экономические и иные условия согласовываются непосредственно сотрудничающими организациями на основе отдельных соглашений, договоров и контрактов, включая условия финансирования, защиты интеллектуальной собственности; использования результатов совместных научно-исследовательских работ; ответственности за достоверность информации и качество материалов и оборудования, которые передаются во время сотрудничества; порядок эксплуатации научно-технических объектов совместного использования и т. д.;
— в-четвертых, сотрудничество реализуется в таких формах: выполнение совместных научно-технических программ и проектов; создание совместных научно-технических организаций, временных научных коллективов, а также инновационных предприятий, обеспечивающих освоение новой техники и технологий; проведение научных работ в научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях, технопарках, на промышленных предприятиях другой страны, включая совместные полевые исследования и экспедиции; участие ученых и специалистов другой страны в научно-технических разработках, которые выполняются в Украине и РФ; проведение совместных семинаров, научных конференций, рабочих встреч и выставок; сотрудничество может осуществляться также в иных взаимосогласованных формах.
Таким образом, в соответствии с межправительственным соглашением субъектам науч-
но-технического сотрудничества предоставлена свобода выбора партнеров, форм организации и содержания совместных работ. Эти субъекты самостоятельно согласовывают финансовые аспекты научно-технического сотрудничества в соответствующих соглашениях, договорах и контрактах. Конкретные условия финансирования зависят от форм и содержания сотрудничества и определяются участниками на основе взаимных договоренностей с соблюдением требований национального законодательства.
На современном этапе научно-техническое сотрудничество двух стран развивается преимущественно в форме научных программ между научными учреждениями, фондами поддержки науки, государственными структурами. Со стороны Украины двусторонние научные связи налаживают Министерство образования и науки (МОН) Украины, Национальная академия наук (НАН) Украины, Государственный фонд фундаментальных исследований (ГФФИ) Украины, прочие министерства, ведомства, научные институции. Со стороны РФ в сотрудничестве участвуют Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение РАН (СО РАН), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Министерство образования и науки Российской Федерации, а также другие учреждения. Кроме того, сотрудничество осуществляется в форме выполнения научно-технических работ отраслевыми научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими организациями, научно-производственными предприятиями по прямым заказам предприятий и организаций РФ.
В мировой практике сложились традиционные формы финансирования международных научных проектов [2, с. 263; 3], которые условно можно разделить на шесть основных типов:
паритетное финансирование проведения всех видов научно-исследовательских работ партнерами (осуществляется на принципах равенства участия сторон в финансировании);
раздельное финансирование (каждая сторона поддерживает преимущественно своих ученых);
смешанное финансирование (часть средств поступает от иностранного партнера, а оставшаяся часть финансируется из национальных источников);
финансирование совместного проекта иностранным партнером, в том числе в форме грантового финансирования;
безвалютный обмен (обмен результатами научной деятельности, товарами и услугами без
использования иностранной валюты как платежного средства);
проектное финансирование (применяется для реализации прикладных научно-технических и инновационных проектов).
В целях выявления форм и методов финансирования научно-технического сотрудничества между Украиной и РФ был проведен предварительный анализ механизмов финансирования основных групп отечественных субъектов научной и научно-технической деятельности. Сфера науки в Украине неоднородна, она представлена академическим, отраслевым, вузовским и заводским секторами. Сравнительные оценки объемов финансирования деятельности секторов науки в Украине позволяют утверждать, что большая часть НИОКР выполняется академическими и отраслевыми учреждениями науки [12]. Академическая и вузовская наука финансируются преимущественно из государственного бюджета, тогда как отраслевая и заводская наука получают от государства не более четверти финансирования. Помимо бюджетного финансирования академическая наука получает доходы, выполняя работы для отечественных и иностранных заказчиков, а также использует собственные средства для проведения исследований. Вузовская наука в большей мере, чем академическая, задействована в выполнении заказов отечественных предприятий и организаций, за что получает треть средств от общего объема своего бюджета. Отраслевая наука свыше двух третей финансовых средств зарабатывает за проведение НИОКР для отечественных и иностранных заказчиков. Заводской сектор науки свыше половины совокупного финансирования получает из собственных средств тех производственных предприятий, в составе которых он функционирует, а пятую часть средств зарабатывает за выполнение заказов от сторонних предприятий (как отечественных, так и иностранных). Между секторами науки существуют различия в струк- 1400 туре источников финансирования НИОКР, что обусловлено характером выполняемых работ (в частности соотношением фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок и услуг), а также спецификой институционально-
го статуса учреждений науки (форма собственности и организационно-правовая форма).
У иностранных заказчиков наибольшим спросом пользуются исследования и разработки отраслевого, заводского и академического секторов науки (рис. 1). К сожалению, национальная статистика не проводит сбора информации о географической структуре иностранных заказчиков, тем не менее данные статистики по внешней торговле дают представление о составе стран-партнеров. В частности, среди иностранных заказчиков украинской научной продукции лидируют предприятия и организации РФ, которым в последние годы в среднем было поставлено около 55 % продукции данного вида от общего объема экспорта.
Предварительный анализ позволяет сосредоточить внимание исследования на тех секторах национальной сферы науки, которые в наибольшей мере сотрудничают с российскими партнерами. Так, формы и методы финансирования международного сотрудничества отраслевого сектора науки Украины определяются действующим механизмом его финансирования, организационно-правовым статусом научных учреждений и непосредственно зависят от их научной специализации. Этот сектор науки по сравнению с другими является наиболее коммерциализированным, поскольку создает научный продукт, готовый к внедрению в производство. Такой научный продукт является товаром, имеющим спрос на рынке, и производственное использование которого может приносить прибыль. Обобщенно содержание деятельности отраслевой науки можно определить как прикладные НИОКР для конечного потребления.
Деятельность отраслевого сектора науки, как и заводского, непосредственно направлена на удовлетворение нужд производства. Однако в отличие от заводских научных подразделений он обслу-
ш Заводской сектор ■ Вузовский сектор
□ Отраслевой сектор
□ Академический сектор
1995
2000
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Источник: составлено автором по данным: Наукова та шновацшна дшльшсть в Украш. Стат. збiрник. К.: 2009. 365 с.
рис. 1. Финансирование научных и научно-технических работ заказчиками иностранных государств по секторам науки в 1995—2008 гг. (в фактических ценах, тыс. грн)
живает не одно предприятие, а ряд предприятий отрасли или региона, чем достигается значительная экономия финансовых ресурсов и обеспечивается высокое качество работ благодаря предметной специализации на выполнении всего комплекса научных и научно-технических работ по созданию и внедрению в производство инновационных разработок и их научному сопровождению в процессе эксплуатации [17].
В рыночной экономике отраслевые научные учреждения функционируют на основе полного коммерческого расчета и самофинансирования, т. е. они являются экономически самостоятельными, ответственными за результаты и работают на условиях полной окупаемости затрат. Оплата выполнения прикладных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических разработок осуществляется за счет средств заказчиков (в том числе иностранных) в соответствии с соглашениями о создании (передаче) научно-технической продукции.
Отраслевые НИИ преимущественно не получают базового бюджетного финансирования, а зарабатывают средства на выполнении заказов. Поэтому в современных рыночных условиях ученые вынуждены активно искать платежеспособных заказчиков не только среди традиционных потребителей научно-технических услуг, но и выходить
на перспективные международные рынки, прежде всего стран СНГ.
Научно-техническое сотрудничество Украины с РФ в последние годы развивалось ускоренными темпами (табл. 1). Предпосылкой этого служил экономический прогресс, наблюдавшийся в обеих странах в докризисном периоде (2000—2008 гг.) и содействовавший расширению спроса на результаты исследований и разработок. Начиная с 2000 г. экспорт украинской научной продукции в стоимостном выражении увеличился в 5,7 раза, и основной статьей экспорта являлись результаты исследований и разработок в области естественных и технических наук, тогда как исследования общественных и гуманитарных наук не имели сколько-нибудь заметного экспортного потенциала. В то же время импорт научной продукции из РФ увеличился в 5,4 раза, что также произошло преимущественно за счет расширения импорта научного продукта естественных и технических наук. На протяжении этого периода Украина оставалась нетто-экспортером научной продукции, что способствовало развитию национальной сферы исследований и разработок, укреплению ее конкурентоспособности, а вместе с тем оказывало содействие научному и инновационному прогрессу российских партнеров. Междисциплинарные соотношения во внешней торговле научной продукцией отражают общую тенденцию приоритетности иссле-
Таблица 1
Внешняя торговля Украины с рФ услугами, связанными с исследованиями и разработками в период
с 2000 по 2008 г., тыс. долл. сША
Показатель 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Экспорт, всего 15,7 28,1 29,6 36,2 54,1 58,4 68,0 88,9
В том числе:
в отрасли естественных и технических 15,6 28,1 29,6 36,2 53,8 58,4 68,0 88,9
наук
в отрасли общественных и гуманитарных 0,1 0,0 0,0 0,0 0,3 0,0 0,0 0,0
наук
Импорт, всего 5,2 5,8 11,4 12,0 15,0 19,0 13,9 27,9
В том числе:
в отрасли естественных и технических 5,2 5,8 11,4 12,0 15,0 19,0 13,9 27,8
наук
в отрасли общественных и гуманитарных 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2
наук
Сальдо, всего 10,5 22,3 18,2 24,2 39,1 39,4 54,1 61,0
Темпы роста объемов экспорта, всего, % 100,0 178,7 188,3 230,1 344,3 371,2 432,5 565,3
В том числе
в отрасли естественных и технических 100,0 180,3 190,0 232,2 345,4 374,5 436,3 570,4
наук
Темпы роста объемов импорта, всего, % 100,0 111,6 220,4 230,6 289,5 365,3 268,3 538,3
В том числе
в отрасли естественных и технических 100,0 111,6 220,2 230,6 288,7 365,3 268,3 535,0
наук
Темпы роста сальдо, всего, % 100,0 211,7 172,5 229,9 371,2 374,1 513,3 578,7
Источник: рассчитано автором по данным Государственного комитета статистики Украины.
дований и разработок естественных и технических наук, особое внимание к таким перспективным направлениям, как биотехнологии, нанотехнологии, фармакология и медицина.
Результатом участия отраслевой и заводской науки в международной кооперации является обеспечение научно-технической подготовки всех направлений экономических связей между двумя странами. Особо можно выделить наукоемкие виды продукции (работы, услуги), предлагаемые субъектами Украины на рынках РФ, а также совместные высокотехнологические проекты, а именно:
— предприятия Украины экспортируют наукоемкие изделия — машины, аппараты и механические устройства, электрические машины и оборудование, железнодорожные локомотивы, дорожное оборудование, другие транспортные средства [8];
— авиационная промышленность Украины работает в тесной кооперации со многими российскими предприятиями;
— судостроительные предприятия Украины изготавливают комплектующие к суднам по заказам РФ;
— российские инвесторы контролируют предприятия некоторых отраслей экономики Украины (нефтепереработка, цветная металлургия, телекоммуникации, банковская сфера). Такое присутствие российского капитала может содействовать финансированию производственных инноваций и реализации совместных научно-технических проектов;
— в сфере атомной энергетики ведутся работы по продлению ресурса действующих и строительству новых АЭС, производству ядерного топлива, освоению месторождений урана и циркония;
— в аэрокосмической сфере реализуются проекты по развитию мирового оператора услуг по запуску коммерческих спутников с морского и наземного космодромов («Sea Lauch» и «Land Lauch»), системы спутниковой связи «Global Star»;
— ведутся работы по программам разработки нанотехнологий, наноматериалов, наноструктур-них покрытий и т. д.
Формы финансового обеспечения международного научно-технического сотрудничества академического сектора науки Украины непосредственно зависят от механизмов его финансирования. В частности, финансирование научных исследований и разработок академического сектора науки осуществляется из нескольких источников: госбюджета, государственных фондов специально-
го назначения, собственных средств академических научных учреждений, средств отечественных заказчиков (промышленные компании, частные некоммерческие организации), а также иностранных заказчиков. Несмотря на периодические изменения соотношения источников финансирования, основными остаются государственные ассигнования и средства отечественных заказчиков.
В системе академической науки важное место занимает Национальная академия наук Украины. Анализ финансового обеспечения деятельности НАН Украины в период 1990—2008 гг. свидетельствует, что на протяжении указанного периода произошли серьезные изменения его объемов и структуры. Так, в начале 1990-х гг. финансирование научной деятельности НАН Украины осуществлялось в объемах, которые в реальном измерении существенно превышают нынешние, причем львиная доля средств поступала по хозяйственным договорам и меньшая часть — из бюджета. В следующее десятилетие с углублением системного кризиса национального хозяйства произошло серьезное сокращение финансирования НАН Украины (в несколько раз). Изменился и состав заказчиков — государство стало основным потребителем научной продукции НАН Украины, что соответствующим образом отразилось на распределении источников финансирования.
Только в 2004—2008 гг. финансовое состояние НАН Украины несколько улучшилось. Темпы роста объемов финансирования превышали уровень инфляции, что обеспечило реальное улучшение финансового положения НАН Украины. Например, в 2007 г. из государственного бюджета на обеспечение деятельности НАН Украины было выделено 1 545,1 млн грн, что на 29,1 % больше по сравнению с объемами финансирования в 2006 г. [9]. В 2008 г. утвержденные в бюджете расходы на НАН Украины из общего фонда составили 2 076,8 млн грн (увеличение расходов на 34,4 % по сравнению с 2007 г.) [10]. Динамичное расширение финансовых ресурсов НАНУ позволило продолжать выполнение начатых в предыдущие годы комплексных научных программ и совместных проектов с РГНФ, СО РАН, РФФИ, а также приступить к работе над совместными научными программами с РФФИ [13].
В 2009 г. под влиянием экономического кризиса произошло сокращение как номинальных, так и реальных затрат из государственного бюджета на финансирование деятельности НАН Украины. Даже в оптимистическом, как об этом говорят эксперты, варианте закона Украины «О Государс-
твенном бюджете Украины на 2009 год» совокупные расходы на финансирование НАН Украины были предусмотрены в объеме 2 354,9 млн грн, что составляет 94,8 % от объемов 2008 г. Учитывая то, что свыше 80 % средств НАН Украины получает из государственного бюджета, реальное наполнение государственной казны будет определять и финансовое состояние НАН Украины. Для получения дополнительной финансовой поддержки академические учреждения должны находить заказчиков среди отечественных и иностранных компаний, заинтересованных в использовании результатов научных исследований.
В последние годы сотрудничество академической науки Украины с российской наукой приобретает большую активность, предпосылкой чего выступала финансовая стабильность национальной сферы науки, которая наблюдалась до конца 2008 г. В 2009 г. выполнение совместных проектов продолжилось, однако вследствие экономического кризиса финансовое обеспечение участия украинских ученых в международном научном сотрудничестве заметно сократилось. В частности, на выполнение проектов совместного конкурса НАН Украины и РГНФ в 2009 г. было предусмотрено 1,0 млн грн вместо 2,6 млн грн, необходимых для паритетного финансирования исследований украинской и российской сторонами, как это предполагалось ранее [14]. По причине финансовых ограничений украинской стороной было прекращено выполнение ряда научных проектов совместной программы исследований.
Ознакомление с содержанием договоров о сотрудничестве и решений о финансировании конкурсных проектов, заключавшихся между Национальной академией наук Украины и научными институциями РФ на протяжении последних пяти лет, позволило выявить, что основными формами сотрудничества являются: во-первых, выполнение совместных научно-технических программ и проектов; во-вторых, проведение совместных полевых исследований и экспедиций; в-третьих, проведение совместных семинаров, научных конференций, рабочих встреч и выставок. Научное сотрудничество позволяет консолидировать усилия по выполнению приоритетных направлений научных исследований и при этом разделить бремя финансовых затрат. В этом смысле активную роль выполняют научные фонды двух стран, функцией которых является поддержка научных исследований в разных отраслях знаний, а также развитие научных контактов и содействие международному сотрудничеству. Поддержка сотрудничества целевыми государс-
твенными фондами обеспечивает множественность источников финансирования, и применение конкурсных начал в распределении ограниченных денежных средств на научные программы и проекты, гарантирует открытость принятия решений и привлечение научного сообщества к контролю за использованием средств.
Общие подходы к определению условий финансовой поддержки международных проектов, выработанные научными институциями двух стран, заключаются в следующем:
— сейчас большинство совместных научных проектов реализуется на условиях раздельного финансирования, что предполагает финансирование каждой стороной проектов своих ученых [7]. Иногда используется форма паритетного финансирования, предусматривающая равенство затрат обеих сторон. Но эта форма не стала распространенной, поскольку научные бюджеты сторон несопоставимы по объемам;
— определение проектов, которые будут получать финансирование, происходит по итогам проведения совместных конкурсов научных проектов;
— научные проекты получают финансовую поддержку по результатам независимой экспертизы, которую каждая сторона проводит отдельно;
— решение о поддержке и объемах финансирования украинской части проектов утверждается постановлением той институции Украины, которая организовывает сотрудничество, а по российской части проектов утверждается решением соответствующей институции РФ;
— финансовая поддержка проектов осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе;
— выделенные для финансирования проектов средства могут быть использованы только с целью, указанной в проектах;
— решение о финансировании проектов принимается на год, независимо от предусмотренной продолжительности каждого отдельного проекта. Такая норма позволяет организаторам с помощью экспертных советов контролировать качество выполняемых работ, оценивать фундаментальность научных исследований, актуальность проекта для данной отрасли знания, новизну поставленной проблемы и предложенных решений, определять перспективы реализации проекта и т. п.;
— для долгосрочных научно-исследовательских проектов (длительность выполнения которых превышает год) решение о продолжении финансирования работ на следующий год принимается на основании рассмотрения экспертными советами
ежегодных научных и финансовых отчетов руководителей проектов;
— типичная смета затрат на выполнение проектов включает затраты на оплату труда, выплату суточных по служебным командировкам, оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, арендных платежей за пользование имуществом, услуг по содержанию имущества, прочих услуг, а также расходы на увеличение стоимости основных средств, материальных активов и материальных запасов;
— условия раздельного финансирования предусматривают обязательства сторон ежегодно выделять в полном объеме средства на финансирование проектов в текущем году;
— объемы ежегодного финансирования каждого отдельного проекта устанавливаются сторонами самостоятельно по результатам экспертизы соответствующих заявок или промежуточных отчетов;
— объемы базового финансирования проектов каждая сторона определяет на основе среднего размера научного гранта;
— финансирование совместных проектов осуществляется при условии обязательной публикации учеными результатов исследований в отечественных и международных научных изданиях (прежде всего в изданиях стран — участниц проекта) со ссылкой на институции, оказывающие финансовую поддержку.
По мере стабилизации финансового состояния академической науки 70 украинская сторона увеличивала финансирование своей части совместных научных программ. Например, на протяжении последних четырех лет только по проектам, курируемым Национальной академией наук Украины и Министерством образования и науки Украины, объемы финансирования возросли более чем в 32 раза (с 1,8 до 57,2 млн грн) (рис. 2). Это стало возможным вследствие увеличения государственных ассигнований на вы-
полнение обязательств Украины в сфере международного научно-технического сотрудничества, на проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработок академической наукой, на обеспечение деятельности ГФФИ Украины и т. п. Также этому способствовало расширение круга научных институций, привлеченных к сотрудничеству, и фондов поддержки развития науки. В частности, к традиционному взаимодействию между академиями наук Украины и РФ добавилось сотрудничество в рамках выполнения проектов по совместным конкурсам с РГНФ, СО РАН, РФФИ, с 2009 г. начата работа над проектами по совместным конкурсам ГФФИ Украины и РФФИ.
Улучшение условий финансового обеспечения научно-технического сотрудничества оказывает содействие расширению тематики исследований, сосредоточению внимания ученых на важных для обеих стран отраслях науки, увеличению междисциплинарных взаимодействий. Сейчас сотрудничество охватывает широкий спектр научных направлений, а именно: математику, механику и информатику, физику и астрономию, химию, биологию и медицинские науки, науки о Земле, науки о человеке и обществе, информационные технологии и вычислительные системы; фундаментальные основы инженерных наук. Вместе с тем значительные бюджетные средства выделяются на развитие приоритетных направлений технических и естественных наук (рис. 3). Так, в 2008 г. из общей суммы
0 Совместные проекты межведомственной научно-технической программы «Нанофизика и наноэлектроника»
Ш Совместные проекты НАН Украины и СО РАН
И Совместные проекты НАН Украины и РФФИ
□ Совместные проекты НАН Украины и РГНФ
Источник: составлено по данным Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.
рис. 2. Общий объем финансирования совместных научных и научно-технических проектов Украины и РФ по институциональным участникам в период с 2005 по 2008 г.
(в фактических ценах, млн грн)
70
60
50
40
30
20
10
□ Общественные науки
□ Гуманитарные науки
□ Технические науки Ш Естественные науки
2005
2006
2007
2008
Источник: составлено автором по данным Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.
Рис. 3. Общий объем финансирования совместных научных и научно-технических проектов Украины и РФ по отраслям наук в период с 2005 по 2008 г. (в фактических ценах, млн грн)
страны и научно -производственные предприятия, которые находятся в ведении МОН Украины, Минпромполи-тики Украины.
На финансирование нанотехноло-гического направления тратится большая часть из общего объема расходов государственного бюджета Украины на международное научно-техническое сотрудничество.
финансирования (57,2 млн грн) на выполнение совместных проектов в области технических наук было израсходовано свыше 36,3 млн грн, естественных наук — 19,3 млн грн, общественных наук — 0,9 млн грн, гуманитарных наук — 0,7 млн грн
Несмотря на широту спектра совместных научных исследований, распределение финансовой поддержки по тематикам работ приближается к национальным и мировым приоритетам. В последнее время наблюдается возрастание внимания к физико-математическим, биологическим, геологическим, медицинским наукам. Однако наибольшие объемы средств предоставляются на выполнение проектов межведомственной научно-технической программы по нанофизике и наноэлектронике. Остальные проекты выполняются за счет ограниченного финансирования НАН Украины и охватывают широкий спектр тем по многим научным дисциплинам (табл. 2).
Финансирование программы по нанофи-зике и наноэлектронике осуществляется МОН Украины в пределах ассигнований по разделу государственного бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (код функциональной классификации 040204 «Международное научно-техническое сотрудничество»). Функции государственного заказчика программы выполняет МОН Украины, функции органа управления — ЗАО «Научно-производственный концерн «Наука» (г. Киев) [15]. К выполнению программы с украинской стороны привлечены институты естественнонаучного и технического профилей НАН Украины, научные подразделения ведущих университетов
Таблица 2
структура финансирования совместных научных и научно-технических проектов Украины и РФ по ведомствам и отраслям науки в период с 2005 по 2008 г., %
Показатель 2005 2006 2007 2008
Объем финансирования, всего 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
естественные науки 19,6 26,2 23,1 33,7
технические науки 27,2 66,2 69,4 63,5
гуманитарные науки 26,4 3,7 4,4 1,3
общественные науки 26,8 3,9 3,1 1,5
Проекты НАН Украины и РГНФ
Объем финансирования, всего 53,2 7,6 7,5 2,4
В том числе:
гуманитарные науки 26,4 3,7 4,4 1,3
общественные науки 26,8 3,9 3,1 1,2
Проекты НАН Украины и РФФИ
Объем финансирования, всего 15,9
В том числе:
естественные науки 12,9
технические науки 2,7
гуманитарные науки
общественные науки 0,3
Проекты НАН Украины и СО РАН
Объем финансирования, всего 10,9 11,8 3,8
В том числе:
естественные науки 9,5 8,0 3,1
технические науки 1,4 3,8 0,7
Проекты межведомственной научно-технической
программы по нанофизике и наноэлектронике
Объем финансирования, всего 46,8 81,5 80,6 77,8
В том числе:
естественные науки 19,6 16,7 15,1 17,7
технические науки 27,2 64,8 65,5 60,1
Источник: рассчитано автором по данным Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.
Так, в 2008 г. МОН Украины получило 71,5 млн грн на покрытие затрат, связанных с обязательствами Украины в сфере международного научно-технического сотрудничества [11], из которых 44,5 млн грн, или свыше 62 %, было направлено на выполнение этой программы. Причем за период с 2005 по 2008 г. темпы роста объемов государственного финансирования увеличились в 53 раза (рис. 4), что свидетельствует о дискретном характере финансирования программы. Объемы затрат на исследования определяются ежегодно при формировании показателей государственного бюджета.
Интенсивное расширение затрат на разработку проекта свидетельствует о признании нанотехноло-гической тематики приоритетным направлением государственной научно-технической политики. Тем не менее возникает вопрос: не приведет ли такой выбор приоритетов к некоторой однобокости развития национальной науки в ущерб другим отраслям знания? Кроме того, вызывает беспокойство слабая коммерциализация научных результатов в Украине (как по количеству полученных патентов, так и по внедрению нанотехнологий в производство) [1; 5]. Проблемой является и то, что национальный бизнес не принимает участия в финансировании разработок перспективных технологий. Это означает, что государство, финансируя выполнение проекта, берет на себя ответственность за подготовку научно-технологического базиса, и в дальнейшем будет искать пути его коммерциализации и внедрения отдельных разработок, тогда как реальный сектор экономики остается в стороне. Такая модель реализации проекта может оказаться малоэффективной для национальной экономики, поскольку в Украине не развито высокотехнологическое производство и спрос на научные и научно-технические услуги остается на низком уровне. Очевидно, что уже в который раз достояния национальной науки будут использоваться в экономиках других стран.
Программы научного сотрудничества НАН Украины с российскими учеными позволяют более гармонично развивать все отрасли науки: естественные, технические, гуманитарные и общественные (см. табл. 2). Например, проблемно-тематическая направленность совместных проектов НАН Украины с РГНФ по гуманитарным
и общественным наукам посвящается исследованиям исторических и культурных связей Украины и России, а также сравнительному изучению современных социально-экономических, политических и культурных преобразований в двух странах. В частности, ведутся исследования по истории и археологии, языковедению, литературе, искусствоведению, фольклористике и этнологии, экономике, философии, социологии, политологии и т. д. На финансирование научных проектов по совместным программам НАН Украины и РГНФ в 2006—2008 гг тратилось по 1,4 млн грн в год (рис. 5). Исходя из распределения средств в рамках этих программ, приоритетными были исторические исследования (в 2008 г. на их проведение было израсходовано 433 тыс. грн, или 30,9 % совокупного бюджета программ), исследования по экономике (350тыс. грн, или 25,0 %), по философии (220тыс. грн,
2008
2007
2006
2005
2004
2001-2003
1 1 1 1
1
1
] 1 ]
0
10
20
30
40
50
Источник: составлено по данным Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.
Рис. 4. Финансирование совместных научных и научно-технических
проектов Украины и РФ по проектам межведомственной научно-технической программы по нанофизике и наноэлектронике в период с 2005 по 2008 г. (в фактических ценах, млн грн)
2005
2006
ш Общественные науки
2007 2008
|=| Гуманитарные науки
Источник: составлено автором по данным Национальной академии наук Украины.
Рис. 5. Финансирование совместных научных и научно-технических проектов НАН Украины и РГНФ по отраслям наук в период с 2005 по 2008 г. (в фактических ценах, тыс. грн)
2006
н Технические науки
2007 2008
а Естественные науки
Источник: составлено автором по данным: Национальной академии наук Украины
Рис. 6. Финансирование совместных научных и научно-технических проектов НАН Украины и СО РАН по отраслям наук в период с 2006 по 2008 г. (в фактических ценах, тыс. грн)
или 15,7 %), по искусствоведению (155 тыс. грн, или 11,1 %), по филологии (137 тыс. грн, или 9,8 %).
В сотрудничестве НАН Украины и СО РАН основное внимание уделяется естественным и техническим наукам (рис. 6), на развитие которых из совокупного бюджета тратится 82 и 18 % соответственно. Ассигнования на программы совместных исследований выделяются в стабильных объемах — по 2,2 млн грн в 2007—2008 гг. В естественных науках средства выделяются прежде всего на биологические исследования (707,4 тыс. грн, или 32,2 % от совокупного финансирования в 2008 г.), геологические (362,5 тыс. грн, или 16,5 %), медицинские (223 тыс. грн, или 10,1 %). Тематика работ отличается многообразием и включает исследования по молекулярной биологии и генетике, биологии клетки, микробиологии и вирусологии, экспериментальной патологии и онкологии; геологии, минералогии, рудообразованию, физике горных процессов, геологической механике; радиоастрономии, физике полупроводников, материаловедению, механике и математике, сварке, физической и органической химии и т. д.
Общественные науки
Технические науки
Естественные науки
Всего
I
2 000
I
4 000
6 000
Источник: составлено автором по данным Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.
Рис. 7. Финансирование совместных научных и научно-технических проектов НАН Украины и РФФИ по отраслям наук в 2008 г. (в фактических ценах, тыс. грн)
Наиболее широкий спектр научных дисциплин охватывается в совместных научных и научно-технических проектах НАН Украины и РФФИ (см. табл. 2). Работы ведутся по следующим научным направлениям: математика, механика и информатика, физика и астрономия, химия, биология и медицинские науки, науки о Земле, науки о человеке и обществе, информационные технологии и вычислительные системы, фундаментальные основы инженерных наук. Например, в 2008 г. — первом году сотрудничества упомянутых институций были профинансированы работы по естественным наукам в сумме 7,4 млн грн, или 81,1 % совокупного бюджета (в том числе 43 % средств было потрачено на физико-математические исследования, 16,6 % — на биологические, 12,0 % — на геологические), по техническим наукам в сумме 1,5 млн грн, или 17 % совокупного бюджета, по общественным дисциплинам — 0,2 млн грн, или 2,0 % совокупного бюджета (рис. 7).
Проведенное исследование позволило выявить проблемы, сдерживающие расширение научно-технического сотрудничества между Украиной и РФ, и эффективное использование его потенциала для обеспечения развития национальных экономик. Основными из них являются следующие:
— недостаточное финансовое обеспечение международного сотрудничества в сфере науки, что обусловлено трудностями в финансовой и денежно-кредитной сферах;
— ограниченность источников финансирования международного научно-технического сотрудничества, вызванная бюджетным дефицитом, структурными диспропорциями в экономике, недостаточностью собственных средств предприятий, высокими ставками
рефинансирования и кредитования;
— низкий спрос субъектов хозяйствования обеих стран на научно-технические разработки, отсутствие у них стимулов к технологической модернизации и выпуску инновационной продукции;
— отсутствие понятных и приемлемых механизмов реализа-
I
I
8 000
10 000
ции научно-технических программ и проектов, адаптированных к межгосударственному сотрудничеству.
Перспективы финансового обеспечения научно-технического сотрудничества Украины и РФ связывают с созданием объединенных механизмов финансирования межгосударственных научно-технических и инновационных программ и проектов. Перспективным направлением решения проблем финансового обеспечения научно-технического сотрудничества и инновационного развития производства является совместное формирование институтов инновационного развития — корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в разработку, освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса. Масштабность задач исследований и ограниченность бюджетных ассигнований диктуют насущную необходимость международной кооперации, привлечение корпоративных и венчурных источников финансирования.
Обобщение результатов проведенного исследования позволяет сделать выводы:
— институциональные рамки сотрудничества, определенные в соответствующих межправительственных соглашениях и в национальном законодательстве двух стран, предоставляют субъектам международной научно-технической кооперации широкую самостоятельность в выборе ее содержания и форм, а также финансового обеспечения;
— формы и методы финансирования участия Украины в научно-технической кооперации двух стран различаются по секторам науки в зависимости от видов НИОКР. Отраслевая и заводская наука, выполняющая заказы российских контрагентов на проведение прикладных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических разработок, оплачивается за счет средств заказчиков в соответствии с соглашениями о создании (передаче) научно-технической продукции. Фундаментальные исследования, проводимые академической наукой Украины в кооперации с российскими коллегами, осуществляются преимущественно на условиях раздельного финансирования и оплачиваются из государственного бюджета через распорядителей бюджетных средств (министерства, ведомства, государственные научные фонды);
— стратегическая необходимость дальнейшего развития научно-технического сотрудничества обусловливает целесообразность формирования
финансовых механизмов его обеспечения, предполагающих создание совместных институтов инновационного развития, а также привлечение венчурных источников.
Список литературы
1. Барашев Р. Интервью вице-президента НАН Украины А. Шпака // Еженедельник 2000. 8—14 февраля 2008 г. № 6 (401).
2. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: ЛИБРОКОМ. 2009. 288 с.
3. Международные связи Фонда // Российский фонд фундаментальных исследований. URL: http://www.rfbr. ru/default.asp?artidejd=4915&docjd=4429.
4. Российско-украинские отношения в точке выбора // Современная Европа. 2009. № 2. C. 144, 145.
5. Рожен А. В Институте физики полупроводников учатся манипулировать атомами и молекулами // Зеркало недели. 8-14 марта 2008. № 9 (688).
6. Данилишин Б. Мшекономши послщовно здшснюе заходи щодо активiзацii торговельно-економiчного ств-робггництва м1ж Украшою та Росшською Федеращею // Юридичш новини. URL: http://news.yurist-online. com/news/kmu/1270/.
7. Додаткова угода №1 до Угоди про ствробггництво Росшського фонду фундаментальних дослщжень та Державного фонду фундаментальних дослщжень Украши. URL: http://www. dffd.gov.ua/download/dod_ ugoda_Russ_Ukr_1.htm.
8. Зовшшня торпвля Украши товарами та послугами у 2008 рощ. Стат. збiрник. К., 2009. Т 2. 180 с.
9. Звгг про використання коштав Державного бюджету Украши Нащональною академiею наук Украши у 2007 рощ. URL: http://www.nas. gov.ua.
10. Звгг про використання коштав Державного бюджету Украши Нащональною академiею наук Украши у 2008 рощ. URL: http://www. nas. gov. ua.
11. Закон Украши про Державний бюджет Украши на 2008 рш та про внесення змш до деяких законодавчих акпв Украши // ВВР. 2008. №5-6, № 7-8. С. 78.
12. Наукова та шновацшна дiяльнiсть в Украшь Стат. збiрник. К., 2009. 365 с.
13. Патон Б. Основш тдсумки / Нацюнальна академ1я наук Украши короткий рiчний звгг 2008. К.: Март. 2009. C. 2-4.
14. Постанова Президп НАН Украши вщ 28.01.2009 № 20 «Про затвердження розподшу бюджетного фшансу-вання НАН Украши на 2009 рш».
15. Про мiжвiдомчу науково-техшчну програму «Нано-фiзика та наноелектрошка»: розпорядження КМУ № 85-р вщ 14 березня 2001 р.
16. Угода мiж Урядом Украши та Урядом Росшсько! Федерацп про науково-техшчне сшвробггництво (Угоду ратифшовано Законом Украши № 41/98-ВР вщ 16.01.1998).
17. Шовкун I. А. Галузевий сектор науки в контекст шно-вацшних процешв в економщ Украши // Економша Украши. 2006. № 10. C. 49-59.