Научная статья на тему 'Финансирование образовательных учреждений'

Финансирование образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1669
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещукова И.В.

В данной статье рассматривается механизм финансирования образовательных учреждений. Финансирование образования обеспечение образовательных учреждений денежными средствами из государственного, муниципального или иного бюджета. Вопрос создания эффективных организационноэкономических механизмов, объединяющих и государственное и рыночное регулирование развития образования, является актуальным не только для России. Поиск новых, более гибких и оптимальных схем финансирования образования осуществляется почти во всех странах мира, причем независимо от уровня их экономического развития и возможностей финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование образовательных учреждений»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

качественные изменения во всех сферах экономики. Для достижения поставленных государством целей перед малым бизнесом, качественного изменения отраслевой структуры требуется значительное увеличение числа малых предприятий, при этом требуется опережающий рост количества малых инновационных предприятий в наукоемких секторах экономики и других стратегически важных отраслях промышленности. Доля МИПов должна быть преобладающей в общей структуре экономики. Ключевым направлением таких изменений способно стать партнерство между группами предприятий, ВУЗами, НИИ, государством, другими словами, сотрудничество в рамках кластеров, включающих малые научные предприятия. Список использованной литературы:

1. Борецкая С.В., Мельник П.Б., Морозова И.А., Турко Т.И., Федорков В.Ф. Создание хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств бюджетными и автономными учреждениями науки и организациями образования // Инноватика и экспертиза. №1. 2014.

2. Дусь Ю.П., Грасмик К.И. Малые инновационные предприятия при вузах и научных организациях: возможно ли развитие? // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. №6. 2013.

3. Иода Е.В., Кузнецова Е.Ю. Малые инновационные предприятия на базе вузов как инструмент развития инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. №11. 2015.

4. Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. Т.9., №1. 2015.

5. Куценко Е. Стратегии участия вузов в деятельности кластеров. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики ВУЗПРОМЭКСПО 2014, Москва, Гостиный двор, 30.09.2014.

6. О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 715 г. Москва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru

7. Обухова Е.А. Особенности создания малых инновационных предприятий в современных российских условиях // Корпоративный менеджмент и инновации. №3. 2015.

8. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.

9. Полещенко К.Н., Верхогляд Е.В. Малые инновационные предприятия: особенности, классификация, институализация // Вестник ОмГУ. №3. 2011.

10.Федеральный закон от 2.08.09г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

11.Шереги Ф.Э., Ридегер А.В., Попов М.С. Малые инновационные предприятия вузов // Экономика образования. №2. 2014.

© Левушкина С.В., 2016

УДК 336.15

И.В. Лещукова

студентка 4 курса

Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева,

г. Самара, Российская Федерация

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В данной статье рассматривается механизм финансирования образовательных учреждений.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Финансирование образования - обеспечение образовательных учреждений денежными средствами из государственного, муниципального или иного бюджета. Вопрос создания эффективных организационно-экономических механизмов, объединяющих и государственное и рыночное регулирование развития образования, является актуальным не только для России. Поиск новых, более гибких и оптимальных схем финансирования образования осуществляется почти во всех странах мира, причем независимо от уровня их экономического развития и возможностей финансирования.

Ключевые слова

Финансирование образования, источники финансирования, некоммерческая организация, бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование, расходы на образование.

Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства: все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним и средним профессиональным образованием; бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Понятно, что бесплатным образование является для учащихся, но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств: труд учителей и преподавателей, обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещений, строительство зданий, приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя в России.

Рисунок 1 - расходы на образование в процентах к ВВП [3]

Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства (>95%). Средства населения составляют 2-3%, на средства организаций приходится 0,4-0,6% и внебюджетное финансирование - 0,1-0,2%. Доля внебюджетных фондов в общем объеме невелика, хотя мы и видим тенденцию увеличения этого способа финансирования.

Учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение финансовыми ресурсами деятельности учреждения.

Рисунок 2 - Общая схема бюджетного финансирования образования

Понятие «внебюджетная деятельность» применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять дополнительную деятельность с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется «внебюджетной».

Кроме того, известно понятие «самофинансирования», т. е. финансирования организацией своих собственных работ, выполняемых внутри организации, за счет средств, находящихся в собственности этой организации. Результаты такой работы могут быть потреблены этой же организацией или получены в виде некоторого продукта. Но так как оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, это финансированием не является. Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата, тогда это, можно считать самофинансированием.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

• введение нормативного бюджетного финансирования (определение величины норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося) общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

• разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ. Дифференцированный норматив задается в форме единого базового норматива и набора корректирующих коэффициентов. В качестве оснований дифференциации норматива применяются: форма обучения; ресурсоемкость обучения (стандартные программы, фондоемкие программы); объективные территориальные различия в уровне затрат на обучение студента по идентичным образовательным программам; категория вуза.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-Ф3.

3. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / НИУ ВШЭ. - М, 2016: 320 с.

4. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с.

© Лещукова И.В., 2016

УДК 338.585

А.М.Лопарева

Старший преподаватель ВШЭУ, ЮУрГУ (НИУ)

МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация

В данной статье представлены методы калькулирования, применяемые на предприятиях физической культуры и спорта. Указываются характерные особенности каждого метода, широко рассмотрен метод «директ-костинг», показаны его возможности в управлении постоянными и переменными издержками и в получении прибыли.

Ключевые слова

Калькуляция, методы калькулирования: «расчетно-аналитический», «позаказный» и «директ-костинг»,

постоянные и переменные издержки.

Устойчивое положение предприятия на рынке напрямую зависит от результатов, и в первую очередь от величины получаемой прибыли. Два фактора влияют на ее величину: выручка и издержки. Чем скорее предприниматель покроет свои затраты, тем быстрее он начнет получать прибыль. Предприниматель, который научился управлять издержками, обладает умением экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Калькуляция представляет в табличной форме бухгалтерский расчет затрат в денежном выражении на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий, работ и услуг [1]. Объектом калькулирования для спортивных фирм является отдельный спортпродукт (спортуслуга). В себестоимость спортивного продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его предоставлением, продвижением и продажей [5]. Организация самостоятельно устанавливает перечень статей затрат и методы калькулирования.

Для расчета себестоимости используют различные методологии в зависимости от отраслевых особенностей. В спортивной индустрии могут применять следующие методы калькулирования.

Наиболее распространен «расчетно-аналитический» метод калькулирования. Сущность состоит в том, что прямые затраты на единицу продукта (услуги) определяются путем нормативного расчета, а косвенные - пропорционально принятому признаку [2].

Позаказный метод калькулирования. Затраты учитываются по отдельным заказам, себестоимость заказа определяется путем суммирования всех затрат по нему. Например, для массовых спортивных мероприятий рассчитываются суммарные затраты на проведение матча, а затем делят их на прогнозируемую величину болельщиков или количество мест на стадионе.

Особое место занимает «Директ-костинг», на основе которого осуществляется связь: Издержки Объём производства Прибыль

Сущность этого метода заключается в том, что в калькуляцию включаются расходы непосредственно связанные с изготовлением конкретного продукта (прямые, условно-переменные), а другие виды затрат не включаются в себестоимость продукта (услуги), а возмещаются общей суммой из выручки или валовой прибыли[2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.