Научная статья на тему 'Финансирование обеспечения продовольственной безопасности региона'

Финансирование обеспечения продовольственной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишкин Е.Д., Саушева О.С.

В статье с помощью системного метода проанализировано современное состояние продовольственной безопасности России, выделены угрозы в сфере производства продовольствия. Сделан вывод о том, что базовым условием обеспечения продовольственной безопасности является устойчивое развитие агропромышленного комплекса страны. Это требует значительных объемов финансирования как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Возможно частно-государственное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кормишкин Е.Д., Саушева О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование обеспечения продовольственной безопасности региона»

УДК 338.434

финансирование обеспечения продовольственной безопасности региона

е. д. кормишкин,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономической теории

E-mail: ekormishkin@mail. ru

о. с. саушева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: savox@mail. ru

мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

В статье с помощью системного метода проанализировано современное состояние продовольственной безопасности России, выделены угрозы в сфере производства продовольствия. Сделан вывод о том, что базовым условием обеспечения продовольственной безопасности является устойчивое развитие агропромышленного комплекса страны. Это требует значительных объемов финансирования как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Возможно частно-государственное партнерство.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, финансирование, частно-государственное партнерство.

В условиях международной нестабильности перед каждым государством остро встает проблема обеспечения экономической безопасности. Состояние экономики должно обеспечивать защиту национальных интересов, социально направленное развитие страны и устойчивый экономический рост.

Подобные характеристики экономики в России возможны только на базе трансформации современной экономической системы путем придания ей социальной направленности. Отличительной чертой экономической системы подобного типа являются социально-экономические институты, которые

направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Особое место в приоритетах социальной рыночной экономики занимают производство, обмен и потребление продовольствия, представляющие собой важнейшую составную часть функционирования экономической системы, поскольку они прямо связаны с жизнедеятельностью и жизнеобеспечением людей.

В настоящее время актуальность продовольственной безопасности только усиливается под воздействием как внешних глобальных факторов, так и внутренних факторов развития каждой страны. Продовольственная безопасность, обеспечивая устойчивое воспроизводство рабочей силы, по праву может считаться одним из важнейших национальных приоритетов.

Обобщая различные точки зрения в научной среде по вопросу определения продовольственной безопасности, можно предложить следующее авторское определение данной категории: продовольственная безопасность подразумевает надежное и бесперебойное обеспечение всех слоев населения качественными продуктами питания преимущественно собственного производства по принятым физиологическим нормам, предусмат-

- 11

ривает экономическую доступность продовольствия и гарантию сохранения данных положений в будущем.

Совместно с другими видами национальной безопасности продовольственная безопасность становится модулятором инновационной деятельности, фактором интенсификации производства, стимулом роста производительных сил общества.

Специфика данной проблемы такова, что решение ее определяется различными аспектами мирового развития - от экономических и политических до социокультурных и этносоциальных. Очевидно, что продовольственная безопасность каждой страны должна быть основана на надежном и устойчивом обеспечении населения продуктами питания. При-родно-ресурсный потенциал России, по расчетам экспертов, способен прокормить не только 143 млн чел., а как минимум в два раза больше.

По словам министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, «одной из основных точек роста АПК в долгосрочной перспективе будет экспорт. Для решения этой задачи будут применяться адресные меры поддержки следующих стратегических направлений в отрасли: логистики и инфраструктуры, переработки, малых форм хозяйствования, а также мелиорации и страхования. Важнейшим приоритетом останется устойчивое развитие сельских территорий... К 2020 году Россия способна поставить за рубеж более 40 млн т зерна, как минимум 170 тыс. т мяса птицы и 200 тыс. т мяса свинины - продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, в ближайшее время экспорт объективно станет локомотивом отечественного сельского хозяйства» [6, с. 3].

Однако реализация такого сценария требует выполнения ряда предварительных условий, связанных с целевыми программами повышения эффективности земли и мелиорации, повышения производительности труда в АПК, развития кооперации и интеграции, использования полученных средств для развития социальной инфраструктуры и создания дополнительных рабочих мест в сельской местности.

При этом данные условия должны быть адаптированы к условиям конкретных регионов, поскольку продовольственная безопасность, являясь общей задачей для страны и ее регионов, реализуется с помощью региональной политики в продовольственной сфере. Решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности России требует

значительных усилий как в общегосударственном масштабе, так и на уровне регионов. Первоочередной задачей становится формирование системы продовольственной безопасности в тех регионах, которые составляют основу обеспечения продовольственной безопасности государства. В качестве примера в данной статье предлагается рассмотреть продовольственную безопасность Республики Мордовия - региона, производящего продукты питания не только для внутреннего потребления, но и обеспечивающего ими другие регионы, и оценить механизм финансирования данной сферы. Своеобразие региона состоит в том, что здесь в сельской местности проживает более 40 % населения, тогда как в Российской Федерации в среднем - 27 %. В регионе производится более 25 % валового продукта (в России - 9 %), доля ассигнований из республиканского бюджета в три раза выше, чем в среднем по России.

Анализ физической доступности продовольствия свидетельствует, что в настоящее время в регионе выдерживается критерий необходимости и достаточности производства ключевых продуктов питания на душу населения в сравнении с рациональными нормами потребления. В то же время, учитывая 74-е место в Российской Федерации, занимаемое республикой в 2010 г. по уровню среднедушевых денежных доходов населения, существуют очевидные проблемы в области экономической доступности продовольствия. Несмотря на положительную тенденцию последних лет, в 2010 г. средняя заработная плата в регионе (12 429,1 руб.) превысила прожиточный минимум (4 801 руб.) лишь в 2,6 раза, что явно недостаточно для нормальной жизнедеятельности трудоспособного населения. В 2010 г. в РМ покупательная способность населения сложилась на уровне 1,7 бюджета прожиточного минимума (БПМ) (1,63 в 2009 г.). Этот показатель значительно ниже среднего по стране за тот же период (2,9 БПМ), причем самый низкий в Приволжском ФО. Недостаточность денежных средств обусловливает структуру потребления продовольствия, не соответствующую рекомендуемым нормам (см. таблицу).

В ходе анализа физической доступности продовольствия для населения Республики Мордовия сопоставлялись величины производства основных видов сельскохозяйственной продукции в год на душу населения с аналогичными среднероссийскими показателями и рациональными нормами

Производство и потребление основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения в 2010 г., кг/год

Вид продукта Рациональная норма потребления Потребление основных продуктов питания Производство сельскохозяйственной продукции

РМ РФ РМ РФ

Мясо, кг 81 66 69 97,9 50,1

Молоко, кг 392 246 247 549,7 222,8

Яйца, шт. 292 181 269 1 293,1 284

Зерно (после доработки), кг - - - 350,5 426,8

Овощи, кг 139 76 101 83,9 84,7

Картофель, кг 118 55 104 110,3 147,6

Источник: составлено авторами по данным Росстата, Мордовиястата. URL: http://www. gks. га; http://mrd. gks. га.

потребления, выступавшими также в качестве пороговых значений. Из таблицы следует, что производство молока на душу населения в Мордовии в 2010 г. составило 549,7 кг, при этом нормативная потребность населения республики в молоке и молочных продуктах - 392 кг на человека. Схожая ситуация сложилась и с производством мяса и яиц. Резкое снижение производства продукции растениеводства в регионе и стране объясняется небывалой засухой 2010 г.

Анализ производства по другим годам (2009 и 2011 гг.) также свидетельствует о превышении нормативных потребностей населения республики по всем видам продукции животноводства: объемы производства молока в 2011 г. выросли на 4 %, мяса - на 14 %, яиц - на 19 %. Как следствие, по ряду показателей (производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения) Республика Мордовия занимает 1-е месте в стране, а по производству яиц (более 1 млрд шт.) регион входит в первую тройку крупнейших производителей в стране. Валовой сбор зерна в республике в 2011 г. составил 1 120 тыс. т, в том числе намолочено 22 тыс. т зерна кукурузы при урожайности 50 ц с га. В том же году в Мордовии собран рекордный урожай сахарной свеклы - б олее 900 тыс. т (рост по отнош е -нию к 2009 г. почти в 2 раза). Сравнение показателей 2011 г. с аналогичными показателями 2000 г. свидетельствует о росте производства зерна в 1,7 раза, молока - в 2 раза, мяса -в 4 раза, в том числе мяса птицы - в 8 раз, яиц - в 7 раз, сахара - в 12 раз [5].

Вместе с тем, перечисляя достигнутые успехи в сель-

ском хозяйстве республики за прошедшие годы, нельзя не обратить внимания на такой факт, как поступательное сокращение поголовья крупного рогатого скота (КРС) (в том числе коров), овец и коз (см. рисунок).

В 2011 г. поголовье КРС находилось на уровне 1958 г. (в том числе коров - на уровне 1941 г.). Рост количества свиней с 1998 г. в 1,8 раза дал в итоге лишь 88 % от уровня 1990 г. Поголовье овец и коз составило 10,3 % от уровня 1990 г. (!). «Качественный» состав КРС также оставляет желать лучшего: несмотря на тенденцию к повышению, средний удой молока от одной коровы в республике более чем в 1,5 раза отстает от аналогичного показателя в развитых странах (в 2011 г. - 4 780 кг против 7 176 кг в США).

Также для республики остаются актуальными общероссийские негативные тенденции в сельском хозяйстве, прежде всего, в сфере материально-технического обеспечения. Техническая оснащенность производства в сельском хозяйстве России значительно отстает от ведущих стран мира. Нагрузка на трактор в России в 2010 г. составляла 236 га пашни (для сравнения: в 1990 г. этот показатель был равен 95 га), что выше, чем в США - в 8,4

500 400 300 200 100 0

Динамика поголовья основных видовскота в хозяйствах всех категорий в Республике Мордовия в 1990-2010 гг., тыс. голов: 1 - коровы; 2 - свиньи; 3 - овцы и козы

раза, во Франции - 19,7, в Германии - 29,3 раза. Значительно выше в России и технологическая нагрузка на зерноуборочные комбайны, ведь на 1 000 га уборочной площади в России приходится 3 комбайна, что меньше, чем в США и Франции -в 3,8 раза, в Германии - 5 раз [2, с. 447]. При этом необходимо учитывать, что производительность и качество сельскохозяйственной техники в России ниже, чем у зарубежных аналогов. Значительно сократилась и энерговооруженность сельского хозяйства. Если в 1990 г. потребление электроэнергии сельскохозяйственными организациями составляло 67,3 млрд кВт-ч (8,1 тыс. кВт-ч в расчете на одного работника), то в 2010 г. этот показатель был равен 13,2 млрд кВт-ч (7,6 тыс. кВт-ч в расчете на одного работника). И дело тут явно не в энергосберегающих технологиях.

Как следствие, в настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособна по сравнению с субсидируемым импортом продовольствия. В реальности выросший спрос будет удовлетворяться как за счет увеличения национального агропромышленного производства, так и за счет роста импорта, поскольку возможности быстрого увеличения предложения в агропродо-вольственном комплексе ограничены. В 2011 г. Россия импортировала 1 429 тыс. т мяса, 493 тыс. т мяса птицы, 690 тыс. т злаков (по данному показателю рост по сравнению с 2010 г. составил 155,4 %), 93,7 тыс. т подсолнечного масла, 2 579 тыс. т сахара, 135 тыс. т сливочного масла - ввозятся те продукты, которые наша страна не просто может производить, она их обязана производить, учитывая природно-ресурсный потенциал.

Значительное влияние на агропромышленный сектор оказывают макроэкономические тенденции: укрепление рубля снижает конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке, а экспортной продукции - на мировом рынке; рост стоимости горюче-смазочных материалов снижает рентабельность зернового производства и при прочих равных условиях мотивирует к снижению посевов основных видов культур российского сельского хозяйства.

В настоящий момент основной задачей, которую необходимо решить в АПК, является восстановление производства сельскохозяйственной продукции на уровне 1990 г. В 2010 г. посевные площади сельскохозяйственных культур в России составляли 63,8 % от уровня 1990 г.; производство

зерна (в весе после доработки) - 52,2 % (частично такой низкий показатель объясняется тяжелыми погодными условиями 2010 г.); скот и птица на убой (в убойном весе) - 70,8 %; молоко - 57,2 %; шерсть -23,8 % от уровня 1990 г.

Опыт развитых стран с аналогичными природно-климатическими условиями свидетельствует в пользу активного финансирования аграрного сектора. В 2000-2005 гг. в среднем по группе стран -членов Евросоюза на поддержку аграрного сектора выделялось ежегодно от 100 до 130 млрд долл. Государственные субсидии крестьянам в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Швеция составляют около 70 % всего фермерского дохода (государство фактически вторично оплачивает сельхозпродукцию). В расчете на 1 га обрабатываемой площади субсидии селу составляют в Норвегии 3 500 долл., Финляндии - 1 600, в России - менее 200 долл. [2, с. 448].

В настоящее время необходимость государственной поддержки АПК признается руководством страны, действует госпрограмма по развитию аграрного сектора на 2008-2012 гг., в ближайшем будущем будет принята госпрограмма по развитию аграрного сектора на 2013-2020 гг., предусматривающая инвестиционные вложения в размере более 130 млрд руб., утверждены более 10 региональных программ по этому направлению, включая программы «Развитие первичной переработки скота в Брянской области на 2011-2013 годы», «Развитие сыроделия и производства сухой сыворотки в Республике Мордовия на 2011-2013 годы». Согласно пресс-релизу Минсельхоза России, в августе 2012 г. на базе информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса РФ (ИАС АПК России) вместе с заинтересованными ведомствами и региональными органами исполнительной власти будет запущена система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности РФ.

Вместе с тем сам процесс финансирования, простое наличие финансовых ресурсов еще не свидетельствуют о решении проблемы, что наглядно иллюстрирует и российский опыт финансового обеспечения продовольственной безопасности.

Результаты работы последних трех лет Мин-сельхоза России оцениваются экспертами как достаточно скромные. Согласно отчету Министерства сельского хозяйства РФ «Итоги развития отрасли за три года», опубликованному 27.03.2012, за

2009-2011 гг. из федерального бюджета на мероприятия госпрограммы было выделено 307 млрд руб. Рост сельскохозяйственного производства составил 9,8 %; прирост производительности труда - 15,6 %; показатель рентабельности производства вырос с 9,4 % в 2009 г. до 13,6 % в 2011 г. При этом только на стимулирование производства говядины было выделено совместно с региональными бюджетами 11,5 млрд руб. Однако поголовье коров в России в настоящее время составляет только 20 % от уровня 1990 г. Соответственно сокращается потребление говядины, поскольку население переходит на более дешевое мясо птицы.

За 2007-2011 гг. в Республике Мордовия в село инвестировано более 39 млрд руб. В расчете на единицу сельхозугодий или на одного работающего в сельском хозяйстве - это самый высокий показатель в стране. При этом государственные средства не всегда расходуются эффективно. В 2010 г., по данным МВД по Республике Мордовия, общая сумма ущерба, нанесенная недобросовестными получателями государственной поддержки в республике, составила 7,5 млн руб. Именно агропромышленный комплекс по сравнению с остальными тремя национальными проектами является наиболее неблагополучным в этом плане. Информационный портал «МордовМедиа» отмечал, в частности: «Чаще всего преступления совершаются частными лицами, жителями сельской местности, получившими кредиты на развитие частного подсобного хозяйства, а затем тратящих эти средства на личные цели. Однако ущерб здесь невелик. Гораздо серьезней убытки в случаях присвоения денег руководителями сельскохозяйственных предприятий, которые оформляют кредиты на достаточно крупные суммы» [1].

Учитывая все недостатки государственного финансирования АПК, только государственными средствами здесь не обойтись. Необходимы финансовые ресурсы частного сектора. Благодаря росту мировых цен на продовольствие и протекционистской политике государства сельское хозяйство выглядит достаточно привлекательным сектором для инвесторов. Однако вкладывать свои средства частный бизнес пока не спешит, поскольку прогнозировать риски в данном секторе экономики довольно сложно. Существует ряд проблем, связанных с особенностями различных видов сельхозпроизводства, со сроками их окупаемости из-за затяжного цикла производства. Инфраструктура АПК, даже на фоне общего недостаточного развития дорожной, энерге-

тической, инженерной и социальной инфраструктуры в России, выглядит особо непрезентабельно, не говоря уже о таких специфических факторах, как, к примеру, ирригация и мелиорация, которые либо катастрофически устарели, либо разрушены в постсоветское время. К этому можно добавить риски погодно-климатические в растениеводстве и эпизоотические в животноводстве при почти тотальном отсутствии механизма страхования.

Несмотря на достаточно активную помощь государства сельскому хозяйству в рамках госпрограммы и всевозможных региональных программ, остаются и политические риски, прежде всего в виде государственного (пусть и вынужденного) вмешательства в деятельность сельскохозяйственных рынков.

В данных условиях выходом из сложившейся ситуации могут стать механизмы частно-государственного партнерства (ЧГП), в полной мере учитывающие интересы обеих сторон: с одной стороны, отвечающие государственным нуждам, с другой - экономически эффективные для частного собственника.

Несмотря на огромный интерес к данной проблематике, сегодня в России практически отсутствуют механизмы согласования ЧГП. Взаимодействие государства и частного бизнеса, создание устойчивых партнерских отношений между ними как на федеральном, так и региональном уровнях осложняется недостаточной проработанностью институционально-экономических основ этого взаимодействия. Не решены вопросы перераспределения прав собственности, возникающие в процессе реализации инвестиционных проектов в рамках отношений ЧГП, налицо поспешность принятия административных решений по созданию ЧГП без обстоятельной проработки его модели и механизма. Нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев закономерно приводит к неэффективному использованию государственных ресурсов и полной потере бизнесом заинтересованности в участии в ЧГП.

Одной из наиболее сложных проблем сегодня является вопрос финансового обеспечения ЧГП, предопределяющего уровень его инвестиционного потенциала и экономическую эффективность. В связи с тем, что любое вложение капитала предполагает его рациональное, экономически выгодное (прибыльное) инвестиционное размещение, одним из важнейших организационно-управленческих воп-

росов ЧГП является поиск компромиссных решений, обеспечивающих, с одной стороны, достаточную для бизнеса доходность вложенного капитала при разумном распределении рисков, с другой стороны -максимально быстрое и качественное решение актуальных социальных проблем и эффективное управление объектами государственной собственности. Слабая разработанность данных вопросов порождает соответствующие негативные последствия и препятствует активному внедрению механизмов ЧГП во всех сферах экономики, в том числе в АПК.

Чаще всего механизмы ЧГП применяют в отношении объектов инфраструктуры, поскольку рост российской экономики в течение последних лет (за исключением экономического спада 2008-2009 гг.) требует развития и обновления новых инфраструктурных объектов. Потребности инвестирования в этой сфере, по различным оценкам, составляют 240300 млрд долл. Такие инвестиции ни государство, ни бизнес самостоятельно осуществить не способны.

Однако в последнее время механизмы ЧГП стали применяться гораздо шире, причем в тех секторах экономики, где традиционно сильны позиции государства, например, в образовании и здравоохранении, а также там, куда частный бизнес не спешит вкладывать средства, опасаясь значительных рисков (сельское хозяйство).

На взгляд авторов, ЧГП может стать эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, направленных на развитие инновационных проектов в АПК. Среди форм реализации ЧГП в сфере аграрного производства следует выделить, во-первых, долевую форму партнерства, заключающуюся в инвестировании частных капиталов в уставные средства юридических лиц. Во-вторых, это разнообразные контракты, заключаемые государством с частными и юридическими лицами, прежде всего, в области НИОКР, государственных закупок, технической помощи и др. В-третьих, в АПК применимы лизинговые (арендные) отношения, возникающие на основе передачи государством в аренду частному сектору зданий, сооружений, машин, оборудования для дальнейшего хозяйственного использования.

По данным федерального портала «ГЧП Инфо», в настоящее время в России реализуются более 200 проектов на основе государственно-частного партнерства. В Приволжском федеральном округе таких проектов 14, из которых только 2 относятся к сфере АПК, причем оба - в Республике Мордовия. Это проект по строительству комбикормового

завода в Рузаевском районе Мордовии и проект по созданию коммунальной и энергетической инфраструктуры в целях создания сыроваренного завода по производству твердых сыров мощностью 250 т молока в сутки в Инсарском районе.

Первый проект предполагает строительство коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры для обеспечения функционирования комбикормового завода производительностью 80 т в смену (10 т/ч) рассыпного комбикорма с объектами приемки, очистки, сушки и хранения зерна в селе Архангельское-Голицыно Рузаевского района Республики Мордовия. Инициатором проекта выступает Правительство Республики Мордовия, инвестором - ООО «Агросоюз-КомЭл». Сроки реализации проекта - 2009-2012 гг., они определены в распоряжении Правительства РФ от 10.12.2010 № 2247-р. Сметная стоимость регионального инвестиционного проекта - 583,3 млн руб. Форма государственной поддержки - предоставление субсидий бюджету субъекта РФ на предоставление соответствующих субсидий из бюджета субъекта РФ местному бюджету на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств местного бюджета. Размер государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации составляет 39,67 млн руб. (в ценах на 1 января 2009 г., с НДС), что определено распоряжением Правительства РФ от 12.10.2010 № 1752-р. Срок окупаемости инвестиционного проекта - 9 лет с начала реализации проекта [3].

Инициатором регионального инвестиционного проекта «Строительство коммунальной и энергетической инфраструктуры в целях создания сыроваренного завода по производству твердых сыров, мощностью 250 т молока в сутки» выступает Правительство Республики Мордовия, инвестором -Общество с ограниченной ответственностью «Сыроваренный завод «Сармич». Сметная стоимость инвестиционного проекта - 1 348,63 млн руб., из которых 60,66 млн руб. - средства местного бюджета, 172,64 млн руб. - бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации. Сроки реализации проекта - 2009-2013 гг. [4].

Реализация данных проектов уже в ближайшей перспективе позволит обеспечить создание импортозамещающего производства высококачественных сыров в объеме 8,3 тыс. т в год и современного

конкурентоспособного производства 48 тыс. т рассыпных комбикормов в год, создать высокооплачиваемые рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Продовольственная безопасность, являющаяся одной из важнейших составляющих экономической безопасности, в условиях социальной рыночной экономики становится условием достижения качественного экономического роста, основой для высокого уровня и качества жизни. Базовым условием обеспечения продовольственной безопасности является устойчивое развитие агропромышленного комплекса страны, требующее значительных объемов финансирования как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Реальным способом решения проблем в аграрной сфере могут стать эффективные механизмы частно-государственного партнерства, адаптированные к условиям конкретных регионов.

Список литературы

1. Информационный портал «МордовМедиа». URL: http://www. mordovmedia. ru.

2. Кузнецов В. В., Засько В. И. Опыт зарубежных стран в области защиты продовольственных рынков // В кн.: Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. М.: Энциклопедия российских деревень. ВИАПИ, 2003.

3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3.

4. Перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации: утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.11.2006 № 1708-р.

5. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия 27 января 2012 г. / Официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия. URL: http://www. e-mordovia. ru.

6. Скрынник Е.Б. Сельское хозяйство: взгляд в будущее // Российская газета. № 5605 (229). 13.10.2011. С. 3.

SAM посчитает SAM сэкономит SAM защитит

Управлять программными активами —

выгодно и просто.

Закажите консультацию прямо сейчас:

Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: sam-info@softline.ru Сайт: www.sam-audit.ru

sofiline®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.