Научная статья на тему 'Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа'

Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
зеленая экономика / стратегия низкоуглеродного развития / финансирование низкоуглеродного развития / климатические финансы / устойчивое развитие / устойчивые финансы / финансовый рынок / green economy / low-carbon development strategy / low-carbon development financing / climate finance / sustainable development / sustainable finance / financial market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Людмила Сергеевна Кабир, Игорь Алексеевич Яковлев, Иван Дмитриевич Раков

Экономика, характеризующаяся низким уровнем выбросов парниковых газов, представляется сегодня и как инструмент достижения цели структурной трансформации экономики и ее технологической модернизации, и как фактор экономического роста. Но до настоящего времени процесс перехода к низкоуглеродной экономике в России не запущен, поскольку не завершено формирование институциональной среды углеродного рынка и не определен механизм финансирования проектов низкоуглеродного развития. Предмет исследования — формирование устойчивого сегмента национального финансового рынка, находящее отражение в осуществляемых и планируемых расходах государства в соответствии с бюджетными планами. Цель работы — составление объективного мнения о предпринимаемых на национальном уровне действиях по формированию нового устойчивого сегмента национального финансового рынка, который призван аккумулировать национальные климатические финансы. В результате исследования выявлена проблемная ситуация: восприятие низкоуглеродного развития как инструмента решения накопленных проблем, способствующего структурной адаптации и технологическому перевооружению, сдерживается политизацией климатической повестки, что замедляет процесс формирования национального углеродного рынка и использования его возможностей на благо национальной экономики. Сделан вывод о том, что у России имеются перспективы достижения национальных приоритетов социально-экономического развития за счет финансирования низкоуглеродного развития, но для этого должно завершиться формирование институциональных рамок для национального углеродного рынка при условии согласования стратегии его развития с национальной инвестиционной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Людмила Сергеевна Кабир, Игорь Алексеевич Яковлев, Иван Дмитриевич Раков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing of Low-Carbon Development in Russia: Approaches and Priorities of the Current Stage

An economy with a low level of greenhouse gas emissions is presented today both as a tool for achieving the goal of structural transformation of the economy and its technological modernization, and as a factor of economic growth. But to date, the process of transition to a low-carbon economy in Russia has not yet been launched, since the formation of the institutional environment of the carbon market has not been completed and the mechanism for financing low-carbon development projects has not been determined. The subject of the study is the formation of a stable segment of the national financial market, which is reflected in the ongoing and planned expenditures of the state in accordance with budget plans. The purpose of the work is to form an objective opinion on the actions taken at the national level to form a new sustainable segment of the national financial market, which is designed to accumulate national climate finance. The study revealed a problematic situation: the perception of low-carbon development as a tool for solving accumulated problems, contributing to structural adaptation and technological re-equipment, is constrained by the politicization of the climate agenda, which slows down the process of forming a national carbon market and using its opportunities for the benefit of the national economy. It is concluded that Russia has prospects for achieving national priorities of socio-economic development through the possibilities of financing low-carbon development, but for this it is necessary to complete the formation of an institutional framework for the national carbon market and coordinate its development strategy with the national investment policy.

Текст научной работы на тему «Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-6-6-17

УДК 339.727 (045)

JEL F6, F21, F30, G38, О29

(CC) ]

Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа

Л. С. Кабир, И.А. Яковлев, И. Д. Раков

Центр международных финансов НИФИ Минфина России, Москва, России

АННОТАЦИЯ

Экономика, характеризующаяся низким уровнем выбросов парниковых газов, представляется сегодня и как инструмент достижения цели структурной трансформации экономики и ее технологической модернизации, и как фактор экономического роста. Но до настоящего времени процесс перехода к низкоуглеродной экономике в России не запущен, поскольку не завершено формирование институциональной среды углеродного рынка и не определен механизм финансирования проектов низкоуглеродного развития.

Предмет исследования — формирование устойчивого сегмента национального финансового рынка, находящее отражение в осуществляемых и планируемых расходах государства в соответствии с бюджетными планами. Цель работы - составление объективного мнения о предпринимаемых на национальном уровне действиях по формированию нового устойчивого сегмента национального финансового рынка, который призван аккумулировать национальные климатические финансы.

В результате исследования выявлена проблемная ситуация: восприятие низкоуглеродного развития как инструмента решения накопленных проблем, способствующего структурной адаптации и технологическому перевооружению, сдерживается политизацией климатической повестки, что замедляет процесс формирования национального углеродного рынка и использования его возможностей на благо национальной экономики.

Сделан вывод о том, что у России имеются перспективы достижения национальных приоритетов социально-экономического развития за счет финансирования низкоуглеродного развития, но для этого должно завершиться формирование институциональных рамок для национального углеродного рынка при условии согласования стратегии его развития с национальной инвестиционной политикой.

Ключевые слова: зеленая экономика; стратегия низкоуглеродного развития; финансирование низкоуглеродного развития; климатические финансы; устойчивое развитие; устойчивые финансы; финансовый рынок

BY 4.0

Для цитирования: Кабир Л. С., Яковлев И.А., Раков И. Д. Финансирование низкоуглеродного развития России: подходы и приоритеты текущего этапа. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(6):6-17. Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-6-6-17

original paper

Financing of Low-carbon Development in Russia: Approaches and Priorities of the current stage

L. s. Kabir, la. Yakovlev, i. D. Rakov

Center for International Finance of the SRFI of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

abstract

An economy with a Low Level of greenhouse gas emissions is presented today both as a tool for achieving the goal of structural transformation of the economy and its technological modernization, and as a factor of economic growth. But to date, the process of transition to a low-carbon economy in Russia has not yet been launched, since the formation of the institutional environment of the carbon market has not been completed and the mechanism for financing low-carbon development projects has not been determined.

The subject of the study is the formation of a stable segment of the national financial market, which is reflected in the ongoing and planned expenditures of the state in accordance with budget plans. The purpose of the work is to form an

© Кабир Л. С., Яковлев И. А. , Раков И. Д., 2023

objective opinion on the actions taken at the national Level to form a new sustainable segment of the national financial market, which is designed to accumulate national climate finance.

The study revealed a problematic situation: the perception of low-carbon development as a tool for solving accumulated problems, contributing to structural adaptation and technological re-equipment, is constrained by the politicization of the climate agenda, which slows down the process of forming a national carbon market and using its opportunities for the benefit of the national economy.

It is concluded that Russia has prospects for achieving national priorities of socio-economic development through the possibilities of financing low-carbon development, but for this it is necessary to complete the formation of an institutional framework for the national carbon market and coordinate its development strategy with the national investment policy. Keywords: green economy; low-carbon development strategy; low-carbon development financing; climate finance; sustainable development; sustainable finance; financial market

For citation: Kabir L. s., Yakovlev i. A., Rakov i. D. Financing of low-carbon development in Russia: Approaches and priorities of the current stage. Ekonomika.Nalogi. Pravo = Economics,taxes & law. 2023;16(6):6-17. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-6-6-17

ВВЕДЕНИЕ

Будучи сложной исследовательской задачей, формулирование предложений по совершенствованию национальной политики и нормативно-правовой базы финансирования инвестиционных проектов, соответствующих экономике, характеризующейся низким уровнем выбросов углерода, требует:

1) понимания фундаментальных факторов воздействия, которые собственно и привели к возникновению такого нового явления в нашей жизни, как финансирование низкоуглеродного развития;

2) осознания причин, объясняющих, почему низкоуглеродное финансирование следует рассматривать как инструмент, обладающий потенциалом решения актуальных задач социально-экономического развития страны.

У этой задачи есть конкретный прикладной экономический результат, поскольку в ходе ее решения необходимо сформировать объективное представление о том, как организовать и обеспечить эффективное функционирование нового устойчивого сегмента национального финансового рынка, который собственно и аккумулирует в себе национальные климатические финансы1. Претворение в жизнь этого решения особенно актуально для нашей страны в современных условиях, и именно на нем концентрируется внимание в настоящем исследовании.

Для формирования нового сегмента национального финансового рынка регулятор должен

1 Финансирование инвестиционных проектов, соответствующих экономике с низким уровнем выбросов углерода входит в состав климатического финансирования, являющегося в свою очередь компонентой устойчивых финансов. Более подробно о структуре устойчивого финансирования и соотношения его ключевых элементов см. [1, с. 15-16].

предпринять определенные усилия, направленные на формирование институциональной среды и создание условий для перенаправления потоков капитала в низкоуглеродные (устойчивые) сектора экономики.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО УСТОЙЧИВОГО СЕГМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Поиск и описание возможных (соответствующих национальным приоритетам) подходов требуют ответов на два вопроса:

1) кто формирует глобальную повестку устойчивого развития;

2) на выполнение каких целей может быть привлечено низкоуглеродное/климатическое финансирование?

Ответ на первый вопрос обеспечит нам понимание системы предпринимаемых на глобальном уровне действий по формированию правил аккумулирования ресурсов и их перенаправлению из неустойчивых секторов экономики в устойчивые (низкоуглеродные) сектора.

Ответ на второй вопрос необходим для того, чтобы выявить ключевые тенденции развития низкоуглеродного/климатического финансирования и определить в нем важные для страны направления, концентрация усилий на которых обеспечит достижение национальных интересов.

На самом деле задача абсолютно прагматичная и заключается в том, чтобы сформировать объективное мнение о возможностях низкоуглеродного/климатического финансирования для достижения Россией национальных целей развития.

Для этого надо четко себе отдавать отчет в том, что ООН — это именно та институциональная структура, которая воздействует на страны мира с целью изменения их национальных стратегий в направлении, признаваемом устойчивым. Данный процесс начался не сегодня и не закончится внезапно из-за действия механизма, посредством которого осуществляется воздействие на страны с целью преобразования мира, в виде установленных ООН Целей устойчивого развития (далее — ЦУР), зафиксированных в резолюции2 принятой Генеральной Ассамблеей в 2015 г. и ратифицированной странами — членами ООН в 2016 г.

Через ЦУР реализуется такой принцип, как консолидация разнонаправленных целей, интересов, задач и подходов, свойственных различным по своему развитию государствам на единой платформе с требованием придания процессу их развития определенного вектора движения.

ЦУР сменили в 2016 г. цели развития тысячелетия, которые были сформулированы в 2000 г. в Декларации тысячелетия ООН3.

Принятию ЦУР предшествовал более чем двадцатилетний период подготовки. Большую ценность для данного исследования представляет выяснение того, какой механизм преобразования мира был в результате сформирован, каким образом страны вовлекаются в его орбиту и за счет каких ресурсов он функционирует и развивается.

Как уже отмечалось выше, ЦУР были сформулированы в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г., которая задала контуры формируемого в настоящее время механизма преобразования мира.

Во-первых, определяется процесс взаимодействия в процессе вовлечения стран в выполнение ЦУР. Страны признаются главными субъектами, несущими ответственность за собственное социальное и экономическое развитие, а роль национальных политик определяется как ключевая. Соответственно государствам предлагается руководствоваться принципом национальной ответственности и разрабатывать национальные стратегии в области обеспечения устойчивого развития, а также формировать под заявляемые стратегические планы «комплексные национальные механизмы финансирования».

2 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. URL: https://www. un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&La.

3 Декларация тысячелетия ООН. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.

При этом отмечается, что одновременно с проведением ответственной национальной политики страны должны мобилизоваться на обеспечение устойчивого развития и достижение ЦУР, а также эффективно использовать внутренние ресурсы, которые формируются благодаря экономическому росту в благоприятствующих ему условиях.

Во-вторых, создается механизм, через который будет осуществляться воздействие на страны, получивший название «Механизм содействия развитию технологий», который включает Межучережденческую целевую группу ООН по науке, технике и инновациям в интересах достижения ЦУР; онлайн платформу; многосторонний форум по науке, технике и инновациям в интересах достижения ЦУР.

Все элементы формируемой в рамках ООН институциональной структуры взаимосвязаны в части решаемых задач и планируемых к достижению целей и образованы на платформе Политического форума высокого уровня ООН, созданного под руководством Экономического и социального совета и Генеральной Ассамблеи ООН, что придает ей особый статус и значимость в силу особой роли этих структур.

Предполагается, что страны будут добровольно вносить изменения в национальные стратегии развития для формирования основ их планов по достижению ЦУР.

На текущем этапе в реализации вышеуказанного процесса большое значение для разработки странами конкретных мер национальной политики достижения ЦУР имеет научно-техническая политика. Перевод экономического и производственного базиса на новый технологический уровень должен способствовать решению как экологических проблем, так и более эффективному использованию и распределению ресурсов. Новые технологии в социальной сфере будут способствовать трансформации социальных отношений. В целом, в рамках созданной структуры ООН планируются развитие науки и внедрение инноваций по всем тематическим областям устойчивого развития.

Иными словами, в настоящее время создана достаточно гибкая структура, занимающаяся формированием новых правил современного мироустройства, в центре внимания которой находится решаемая ЦУР проблема научно-технических и технологических преобразований современной модели развития в сторону повышения ее устойчивости.

Третий контур формируемого механизма преобразования мира, который дополняет рассмотренный выше процесс взаимодействия по вовлечению

стран в выполнение ЦУР и механизм содействия развитию технологий, может быть представлен средствами достижения целей. Он достаточно широкий, поскольку извлекается из всего спектра задач, решаемых ЦУР.

Анализ средств достижения ЦУР приводит к выводу о том, что они концентрируются преимущественно на решение проблем экологии и социальной сферы. Однако есть еще три области отношений: формирование правовой среды; международная торговля и экономическое развитие — где предусматриваются выполнение менее амбициозных планов или же принятие точечных мер.

В результате обобщения изложенных выше тезисов можно сделать следующие выводы:

1) сегодня ООН сформирована институциональная структура воздействия на страны мира с целью изменения их национальных стратегий в направлении, признаваемом устойчивым;

2) созданная институциональная структура ориентирована на активное вовлечение всех субъектов в процесс достижения ЦУР через механизм запуска технологических преобразований с целью модернизации национальных экономик на новой технологической основе (зеленая экономика);

3) формируемая институциональная структура, предусматривающая согласование принятия определенных организационных мер и установления направлений мобилизации финансовых ресурсов, имеет главную цель—трансформацию существующей модели общественного развития в сторону более устойчивой модели за счет преобразования ключевых подсистем (социальной и экологической) и широкого внедрения прогрессивных технологий.

При выполнении договоренностей, достигнутых в рамках ООН, страны будут переосмысливать и уточнять свои текущие стратегии, чтобы обеспечивать достижение национальных целей развития.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТОРОНУ МОДЕЛИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВЫБРОСОВ УГЛЕРОДА: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ

Анализ общих подходов и практики климатически обусловленных действий стран с целью понимания задач формируемого национального механизма финансирования низкоуглеродного развития сегодня привлекает внимание многих экспертов.

Серьезное обоснование получила позиция, согласно которой глобальная повестка устойчивого развития сегодня трансформируется по причине искажения приоритетов ЦУР, которое приводит к «фетишизации одной из них и последующему перекосу в распределении ресурсов, последствиями чего становятся дефицит финансирования и низкая эффективность решения проблем» [2, с. 76]. Таким искажением выстраиваемой модели устойчивой экономики признается климатическая цель (ЦУР 13), «редуцированная сначала до проблемы снижения выбросов парниковых газов, а потом и до углеродной нейтральности». Это обстоятельство не снижает актуальности климатической повестки, в том числе потому, что проблема декарбонизации сегодня превратилась в арену обостряющейся технологической и научно-технической борьбы [2, с. 78].

Ученые РАН предлагают воспринимать климатическую повестку как инструмент решения накопленных проблем развития страны и обосновывают модель гармонизации мер климатической политики с целями долгосрочного устойчивого развития страны, которая должна обеспечивать структурную адаптацию и технологическое перевооружение национальной экономики [3]. Этой позиции придерживается большинство экспертов.

В результате в поле научной и экспертной дискуссии введено обсуждение проблемы формирования институциональной среды инвестирования и регулирования деятельности инвесторов климатически обусловленных проектов. Спектр обсуждаемых тем широк, включая в том числе, но не исключительно, разработку методологии формирования сектора климатических финансов [4]; выявление и конкретизацию ограничений и стимулов климатического инвестирования [5]; обоснование концепции и подходов к формированию национальных углеродных рынков [6; 7]; поиск бизнес-стратегий, обеспечивающих решение проблемы углеродной нейтральности и достижение устойчивой конкурентоспособности в условиях структурной перестройки экономики [8]; формулирование актуальной климатической повестки в России [9].

Дискуссии ведутся на основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области формирования углероднонейтральной экономики в России и зарубежных странах, и фактов современной хозяйственной и финансовой практики в этой сфере.

Естественно, что на этом фоне большой интерес представляет изучение финансовых потоков, которые направляет государство в рамках формируемого низкоуглеродного трека развития страны. Их рассмотрение позволяет сформировать понимание степени зрелости

Рис. 1 / Fig. 1. Планируемое финансирование проекта «Политика низкоуглеродного развития» на 2022-2030 гг., млн руб. / Planned financing of the project "Low-carbon development policy" for 2022-2030, RUB million

Источник/Source: составлено авторами по данным / compiled by the authors based on URL: https://www.profiz.ru/upl/%D0%9D%D0%B8% D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%.

5 000

й 4 500

4 000

3 500

m 3 000

§ 2 500

ю Ii 2 000

1 500

¡3 1 000

s 500 0

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Общая сумма по феральному проекту, млн руб. (левая ось) / Total amount for the federal project, RUB million (left axis)

% к накопленному итогу (правая ось) / % to accumulated total (right axis)

национальной климатической политики, амбициозности принимаемых решений, скорости и масштаба вхождения национальной экономики в эту повестку.

ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ

Минэкономразвития России разработало для реализации Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. федеральный проект «Политика низкоуглеродного развития», предусмотрев его финансирование в размере 12,6 млрд руб. на период 2022-2030 гг.

Следует отметить, что сначала в новостных сводках сумма реализации проекта указывалась в размере 10,935 млрд руб. на период 2022-2024 гг.4 Однако в опубликованном паспорте федерального проекта срок его реализации увеличился до 2030 г., что повлекло рост его стоимости. Только в 2022-2024 гг. стоимость реализации проекта должна составить 11,5 млрд руб.5

4 Минэкономразвития разработало паспорт федерального проекта «Политика низкоуглеродного развития». SICE. 2021. URL: https://sice.ru/news/254636.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Паспорт федерального проекта «Политика низкоуглеродного развития». URL: https://www.profiz.ru/upl/%D0%9D%D 0%B8%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BB%

На рис. 1 показано распределение планируемого финансирования проекта «Политика низкоуглеродного развития» в течение срока его планируемой реализации (2022-2030 гг.). Согласно данным, приведенным в паспорте федерального проекта, в первые три года его реализации будет освоено 91% всего бюджета проекта (11,5 млрд руб.).

Основная часть финансирования по федеральному проекту «Политика низкоуглеродного развития» направляется на создание национальной системы мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов (9,3 млрд руб., или 73,5% от всей стоимости программы); формирование реестра выбросов парниковых газов (1,5 млрд руб., или 12,1% от всей стоимости программы); обеспечение информационно-аналитического, экспертного и организационного сопровождения в сфере реализации политики ограничения выбросов парниковых газов (1,2 млрд руб., или 9,2% от всей стоимости программы) (см. таблицу).

Федеральный проект «Политика низкоуглеродного развития» был включен в государственные программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Научно-технологическое развитие Российской Феде-

D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %2C%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%8 0%D1%82%20.pdf.

рации»6. Согласно паспортам программ и федеральному бюджету на 2022-2025 гг.7 на данный федеральный проект должно было быть выделено 9,02 млрд руб. из федерального бюджета в 2022-2025 гг., что на 21% меньше чем закладывалось первоначально в федеральный проект. Плановые значения по финансированию низкоуглеродной экономики представлены на рис. 2.

Обратим внимание на то, что в федеральный бюджет на 2022 г. закладывалась сумма в размере 189 млн руб. (ежегодно). Однако в федеральном бюджете на

2023 г. сумма финансирования значительно возросла, что подтверждается данными рис. 2.

Все расходы по реализации политики низкоуглеродного развития финансируются через федеральный бюджет. Основными главными распределителями бюджетных средств в рамках данного проекта стали Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Минэкономразвития России. На них приходятся практически 99% всех средств, выделяемых из федерального бюджета в 2023-2025 гг. (рис. 3).

Отдельно следует упомянуть федеральный проект «Чистый воздух», который также направлен на низкоуглеродное развитие. Согласно паспорту проекта на него планируется потратить в 2019-2024 гг. 500 млрд руб., из них — 20% из федерального бюджета, 76% — из внебюджетных источников и остальное — из консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. На рис. 4 представлены плановые значения финансирования согласно паспорту проекта8.

На рис. 5 представлена динамика финансирования федерального проекта «Чистый воздух», составлен-

6 Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». URL: https://programs.gov. ru/Portal/program/15/passport; паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/47/ passport.

7 Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период

2024 и 2025 годов». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202212050007?index=2.

8 Паспорт Федерального проекта «Чистый воздух» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21.12.2018 №3) URL: https://demo.garant.rU/#/document/401533498/ paragraph/402/doclist/3290/1/0/0/%D0%9F%D0%B0%D1%81 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D 0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD% D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0% B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20%22%D0%A7%D0%B8%D1% 81%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7% D0%B4%D1%83%D1%85%22:0.

ная по данным федерального бюджета, в отношении различных государственных программ. Согласно вышеуказанным данным показатели, приводимые в паспорте проекта и в федеральном бюджете, различаются: недофинансирование составляет около 26% в 2019-2024 гг. При этом финансирование федерального проекта «Чистый воздух» не прекратится в 2024 г., поскольку в федеральном бюджете на 2023 г. предусмотрено финансирование этого проекта и в 2025 г.

Представленная информация о направлениях финансирования политики в области углеродного развития и выделяемых суммах позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, пик бюджетного финансирования федерального проекта «Политика углеродного развития» приходится на первые три года его реализации. Далее суммы на реализацию климатической политики существенно снижаются, что ставит дальнейшее выполнение этой повестки в большую зависимость от принятия политических решений.

Во-вторых, выполнение задачи по созданию государственной информационной и метрологической системы; разработке стандартов и реестров в области оценки выбросов и поглощающих способностей; определению углеродного следа создает основу для осуществления идентификации собственно углеродных единиц, но не решает проблему формирования источников финансирования низкоуглеродных проектов, а также создания условий, стимулирующих к осуществлению инвестиций в низкоуглеродные проекты. Выполнение этих задач не вошло в финансовые планы федерального проекта, а значит, в данном варианте политики не предусматривались.

В-третьих, результаты, на которые нацеливает федеральный проект, не позволят получить по итогам его реализации завершенную систему, обеспечивающую функционирование национального углеродного рынка и создающую основу для реализации инвестиционных проектов в области низкоуглеродного развития. Федеральный проект представляется промежуточным этапом по движению к некоторой цели, которая, по всей видимости, до сих пор четко не определена, поскольку следующим по значимости направлением затрат бюджетных средств (после построения системы мониторинга и создания реестра выбросов парниковых газов), является работа по обеспечению экспертного и информационно-аналитического сопровождения в сфере реализации политики.

В-четвертых, интеграция федерального проекта «Политика низкоуглеродного развития» в государст-

Таблица / Table

Структура финансового обеспечения реализации федерального проекта «Политика низкоуглеродного развития» за 2023-2030 гг. / Structure of financial support for the implementation of the federal project

"Low-carbon development policy" for 2023-2030

Наименование результата / Result Объем планового финансирования по федеральному проекту, млн руб. / Amount of planned financing for the federal project, RUB million % к итогу за 20222030 гг. / % of the total for 20222030

2022 2023 2024 20222030

Обеспечено информационно-аналитическое, экспертное и организационное сопровождение в сфере реализации политики ограничения выбросов парниковых газов / Information and analytical, expert and organizational support has been provided in the field of implementation of the policy of limiting greenhouse gas emissions 125 130 130 1 165 9,2

Утверждены национальные стандарты и другие документы национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа / National standards and other documents of the national standardization system in the field of greenhouse gas emissions control have been approved, including in relation to the implementation of climate projects and the determination of the carbon footprint 17 18 20 55 0,4

Обеспечено организационно-технологическое сопровождение функционирования и развития государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности / Organizational and technological support of the functioning and development of the state information system in the field of energy conservation and energy efficiency improvement has been provided 48 48 48 145 1,2

Создан реестр выбросов парниковых газов, обеспечено его развитие и интеграция с другими государственными и ведомственными информационными системами / A register of greenhouse gas emissions has been created, its development and integration with other state and departmental information systems has been ensured 381 536 607 1 524 12,1

Обеспечено выполнение отдельных функций по эксплуатации, развитию, в том числе по обработке информации, содержащейся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, с привлечением подведомственных Министерству учреждений / The implementation of certain functions for operation, development, including processing of information contained in the state information system in the field of energy conservation and energy efficiency improvement, with the involvement of institutions subordinate to the Ministry, has been ensured 10 11 11 390 3,1

Окончание таблицы 1 / Table 1 (continued)

Наименование результата / Result Объем планового финансирования по федеральному проекту, млн руб. / Amount of planned financing for the federal project, RUB million % к итогу за 20222030 гг. / % of the total for 20222030

2022 2023 2024 20222030

Создана национальная система мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов, включая проведение необходимых исследований / A national system for monitoring greenhouse gas emissions and uptake has been established, including conducting the necessary research 4 156 2 926 2 208 9 291 73,5

Создана инфраструктура, необходимая для обеспечения международного признания национальной системы аккредитации (в части аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов) / he infrastructure necessary to ensure international recognition of the national accreditation system (in terms of accreditation of bodies for validation and verification of greenhouse gases) has been created 23 37 6 65 0,5

Итого / Total 4761 3706 3031 12 636 100,0

Источник/Source: составлено авторами по данным / compiled by the authors based on URL: https://www.profiz.ru/upl/%D0%9D%D0%B8% D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%2C%20%D0%BF%D0% B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20.pdf.

6000 J 5000

B 4000 I 3000

^ ¿uuu Л

® 1000

2022

2023

2024

2025

I В рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» / As part of the state program "Scientific and technological development of the Russian Federation"

I В рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» / As part of the state program "Economic Development and Innovative Economy"

■ Плановые значения по федеральному проекту «Политика низкоуглеродного развития» / Planned values for the federal project "Low-carbon development policy"

0

Рис. 2 / Fig. 2. Финансирование федерального проекта «Политика низкоуглеродного развития» в рамках государственных программ за 2022-2025 гг., млн руб. / Financing of the federal project "Low-carbon development policy" within the framework of state programs for 2022-2025, RUB million

Источник/Source: составлено авторами по данным / compiled by the authors based on URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/15/ passport; URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/47/passport (дата обращения: 30.08.2023).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды / Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring

Министерство экономического развития Российской Федерации / Ministry of Economic Development of the Russian Federation

Федеральная служба по аккредитации / The Federal Service for Accreditation

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии / Federal Agency on Technical Regulating and Metrology

млн руб. / RUB million

Рис. 3 / Fig. 3. Главные распределители бюджетных средств по федеральному проекту «Политика низкоуглеродного развития» на 2022-2025 гг., млн руб. / Main distributors of budget funds for the federal project "Low-carbon development policy" for 2022-2025, RUB million

Источник/Source: составлено авторами по данным / compiled by the authors based on URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212050007?index=2.

III...

2019 2020 2021 2022 2023 2024

■ внебюджетные источники / off-budget sources

■ консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации / consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation

■ федеральный бюджет / federal budget

Рис. 4 / Fig. 4. Планируемое финансирование проекта «Чистый воздух» на 2019-2024 гг., млн руб. / Planned financing of the Clean Air project for 2019-2024, RUB million

Источник/Source: составлено авторами по данным / compiled by the authors based on URL: https://garant.ru.

44,03%

0,64% 0,41%

0 1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000

180000

160000

с

о 140000

E 120000

100000

Pi

80000

ю

60000

a t; 40000

S

20000

0

30000

й

■Я 25000

Я 20000

§ 15000

^ 10000 а

¡5 5000

s

0

^ ^ —

Xix^yix yvvy .■■zxxixi N.

yixlxly XIX^XlX xixi-i^ xix^xiv -■■IXXiXi ЛА/V .-■ixxixi -■■IXXiXi -■■IXXiXi

/WV; XXIXX yvvy XIXwX ^X^X^Xi" xixxix yyvy .-^xx^x? /vw; '¡XWXi ШМ xixixx Xix^yiy Xix^yiy mm -■■IXXiXi yyvyj

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

IВ рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» / As part of the state program "Development of the transport system"

Äiss; В рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» / As part of the state program "Environmental Protection"

у///////ж В рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурентоспособности» / As part of the state program "Development of industry and increasing its competitiveness"

---Плановые значения по федеральному проекту «Чистый воздух» / Planned values for the federal project

"Clean air"

Рис. 5/ Fig. 5. Значения по финансированию федерального проекта «Чистый воздух» в рамках государственного федерального бюджета за 2019-2025 гг., млн руб. / Values for financing the federal project "Clean Air" within the framework of the state federal budget for 2019-2025, RUB million

Источник/Source: составлено авторами по данным / compiled by the authors based on URL: https://garant.ru.

венные программы свидетельствует о том, что научная и исследовательская компоненты в 2023-2024 гг. превалируют над вопросами адаптации проблематики низкоуглеродного развития по отношению к экономике и отраслевому развитию, но к 2025 г. сходят на нет. В то же время финансирование компонент финансирования, способствующих распространению инвестиционных проектов низкоуглеродного развития в экономику, также существенно снизится в 2025 г.

В-пятых, в отношении федерального проекта «Чистый воздух», несмотря на наличие финансовых потоков, сопоставимых с проектом «Политика низкоуглеродного развития», ошибочно предполагать, что они направлены на решение общих задач, поэтому синергетического эффекта, возможно, здесь ожидать не стоит.

ВЫВОДЫ

1. Национальная климатическая политика не достигла степени зрелости, обеспечивающей четкое видение конечной цели, к которой осуществляется движение, и позволяющей однозначно оценивать перспективы ее реализации.

2. Определяемые цели и задачи не являются амбициозными, формируемыми в рамках стратегии опережающих действий, а представляют собой реагирование на внешнюю среду и решения, принимаемые на международном уровне.

3. По итогам реализации проекта задача создания инструмента, обладающего потенциалом решения актуальных задач социально-экономического развития страны, не достигается.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Яковлев И. А., Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития. Финансовый журнал. 2018;43(3):9-20. DOI: 10.31107/20751990-2018-3-9-20

2. Порфирьев Б. Н. Приоритеты устойчивого развития и климатическая повестка в начале 2020-х годов в мире и в России. Доклад на пленарном заседании МАЭФ, Российская академия наук, 7 июня 2023 г. Научные труды Вольного экономического общества России. 2023;241(3):72-80. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-241-3-72-80

3. Порфирьев Б. Н., Широв А. А. Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов: сценарии и реалии для России. Вестник Российской Академии наук. 2022;92(5):415-423. DOI: 10.31857/S 086958732205005X

4. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Организация климатического финансирования в России на основе международного опыта. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):30-39. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-30-39

5. Пушкарева М. Б., Теплышев В. Ю., Пушкарев М. Д. Оценка перспектив климатического инвестирования с учетом эффекта декаплинга. Научные труды ВЭОРоссии. 2023;241(3):450-457. DOI: 10.38197/2072-2060-2023241-3-450-457

6. Скворцова М. А., Тяглов С. Г. Формирование и развитие российского рынка углеродных единиц. Journal of Economic Regulation. 2022;13(4):89-98. DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.4.089-098

7. Ситников С. Л. Углеродное регулирование в России: истоки и особенности. Вестник евразийской науки. 2022;14(6). URL: https://esj.today/PDF/44ECVN 622.pdf.

8. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Ветрова М. А. Глобальные климатические вызовы, структурные сдвиги в экономике и разработка бизнесом проактивных стратегий достижения углеродной нейтральности. Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Экономика. 2022;38(3):331-364. DOI: 10.21638/spbu05.2022.301

9. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход. Финансовый журнал. 2020;12(4):26-36. DOI: 10.31107/2075-19902020-4-26-36.

REFERENCES

1. Yakovlev I. A., Kabir L. S. Green investment financing mechanism as an element of the national strategy for sustainable development financing. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2018;43(3):9-20. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-9-20

2. Porfiriev B. N. Sustainable development priorities and the climate agenda in the early 2020s in the world and in Russia. Report at the MAEF plenary meeting, Russian academy of science, JUNE 7, 2023. Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva = Scientific the works of Free Economic Society of Russia. 2023;241(3):72-80. (In Russ.). DOI: 10.38197/2072-2060-2023-241-3-72-80

3. Porfiriev B. N., Shirov А. А. Strategies of socio-economic development with low greenhouse gas emissions: scenarios and realities for Russia. Vestnik Rossijskoj Akademii nauk = Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2022;92(5):415-423. (In Russ.). DOI: 10.31857/S 086958732205005X

4. Yakovlev I. A., Kabir L. S., Nikulina S. I. Organization of climate finance in Russia based on international experience. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(4):30-39. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-30-39

5. Pushkareva М. B., Teplyshev V. Yu., Pushkarev М. D. Assessment of the climate investment prospects for taking into account the decoupling effect. Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific the works of Free Economic Society of Russia. (In Russ.). 2023;241(3):450-457. (In Russ.). DOI: 10.38197/2072-2060-2023-2413-450-457

6. Skvortsova M. A., Tyaglov S. G. Formation and development of the russian market of carbon units. Journal of Economic Regulation. 2022;13(4):89-98. (In Russ.). DOI: 10.17835/2078-5429.2022.13.4.089-098

7. Sitnikov S. L. Carbon regulation in Russia: origins and peculiarities. Vestnik evrazijskoj nauki = The Eurasian Scientific Journal. 2022;14(6). URL: https://esj.today/PDF/44ECVN 622.pdf. (In Russ.).

8. Pakhomova N. V., Richter K. K., Vetrova M. A. Global climate challenges, structural shifts in the economy and the development of initiative-taking strategies by businesses to achieve carbon neutrality. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika = St Petersburg University Journal of Economic Studies. (In Russ.). 2022;38(3):331-364. (In Russ.). DOI: 10.21638/spbu05.2022.301

9. Yakovlev I.A., Kabir L. S., Nikulina S. I. Climate policy of the russian federation: international cooperation and national approach. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2020;12(4):26-36. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-19902020-4-26-36

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Людмила Сергеевна Кабир — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра

международных финансов, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

Lyudmila S. Kabir — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Chief Researcher of the Center for International Finance of the Financial

Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

Ь^:/<охМ.о^0000-0002-0665-8992

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

lkabir@nifi.ru

Игорь Алексеевич Яковлев — кандидат экономических наук, руководитель Центра международных финансов

Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Москва, Россия

Igor A. Yakovlev — Cand. Sci. (Econ.), Head of the Center for International Finance of the Financial Research Institute

of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

Ь^:/<охМ.о^0000-0002-6820-4689

iyakovlev@nifi.ru

Иван Дмитриевич Раков — младший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Москва, Россия

Ivan D. Rakov - Junior Researcher at the Center for International Finance of the Financial Research Institute, Ministry

of Finance of Russia, Moscow, Russia

http://orcid.org/0000-0002-9864-9873

rakov@nifi.ru

Заявленный вклад авторов:

Л. С. Кабир — научное руководство исследованием, описание подходов к организации нового устойчивого сегмента национального финансового рынка, введение, выводы.

И. А. Яковлев — аннотация, обзор научных публикаций по теме исследования, подбор библиографических источников.

И.Д. Раков — поиск и обработка статистических данных, инфографика. Authors' Contribution Statement:

Lyudmila S. Kabir — scientific management of the research, description of approaches to the organization of a new sustainable segment of the national financial market, introduction, conclusions.

Igor A. Yakovlev — abstract, review of scientific publications on the research topic, selection of bibliographic sources. Ivan D. Rakov — search and processing of statistical data, infographics.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 03.10.2023; принята к публикации 25.11.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 03.10.2023; accepted for publication 25.11.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.