Научная статья на тему 'Финансирование мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции'

Финансирование мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ОТЧЕТ ССГАООН / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / HIV-INFECTION / UNGASS REPORT / FINANCIAL MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова Ольга Валерьевна

В статье обосновывается необходимость финансового анализа расходов в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации. Приведены результаты оценки по данным специальных исследований ФГБУ « ЦНИИ ОИЗ Минздравсоцразвития» для Отчета РФ перед специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу (ССГАООН). Даны рекомендации по использованию полученных результатов для планирования деятельности страны в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Обухова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Support for Interventions Against HIV Infection

The article provides rationale for the financial analysis of interventions for preventing the spread of HIV infection on the territory of the Russian Federation. Evaluation results according to the data of the special research projects conducted by Central Public Health Research Institute of the Ministry of Health of the Russian Federation for the report of the Russian Federation at the Special Session of the United Nations General Assembly on HIV/AIDS (UNGASS) are described. Guidelines for incorporation of the obtained results into planning of the country activity in prevention of the HIV spreading are presented.

Текст научной работы на тему «Финансирование мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции»

Менеджмент и экономика здравоохранения

Финансирование мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции

О.В. Обухова

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития России»), Москва, Россия

В статье обосновывается необходимость финансового анализа расходов в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации. Приведены результаты оценки по данным специальных исследований ФГБУ «ЦНИИ ОИЗ Минздравсоцразвития» для Отчета РФ перед специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу (ССГАООН). Даны рекомендации по использованию полученных результатов для планирования деятельности страны в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВИЧ-инфекция, отчет ССГАООН, финансовый мониторинг.

Одним из ключевым индикаторов Отчета Российской Федерации перед специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу (ССГАООН) о достижениях в деле борьбы с распространением ВИЧ-инфекции является показатель № 1 «Внутренние расходы в связи с ВИЧ/СПИДом». Он представляет собой матрицу расходов с указанием источников финансирования по направлениям деятельности в области противодействия ВИЧ-инфекции. Периодичность предоставления такой информации -один раз в два года. Основная цель сбора данных на межнациональном уровне - оценка приверженности страны в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. Кроме того, собранная информация должна помочь лицам, принимающим решение на уровне государства, оценить, насколько направления расходования средств соответствуют существующим потребностям страны в мерах по противодействию ВИЧ-инфекции. Мониторинг финансовой информации вкупе с данными о прогнозе эпидемиологических показателей позволяет прогнозировать потребности в ресурсах на будущее. Сведения, собранные на международном уровне, дают возможность не только оценить масштабы ответных мер мирового сообщества на распространение ВИЧ-инфекции, но и являются обоснованием для выделения средств на эти цели.

Работа по сбору и анализу данных для индикатора № 1 за 2004, 2006 и 2008 гг. проводилась ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения». В основу легли международные подходы и рекомендации Объединенной программы по ВИЧ/ СПИДу (UNAIDS) к оценке национальных расходов на ВИЧ/СПИД, методики системы счетов здравоох-

ранения РФ, собственные разработки по проведению финансово-экономического мониторинга программ и мероприятий по ВИЧ/СПИД в РФ.

Финансирование деятельности в области предупреждения и борьбы с социально значимыми заболеваниями является государственным обязательством и осуществляется из всех источников финансирования, разрешенных законодательством РФ. Вся работа данной сферы укладывается в действие программ различного уровня. Текущая деятельность системы здравоохранения, в частности оказание медицинской помощи в различных ее аспектах (амбулаторная, стационарная, лабораторная служба и т.д.), также производится в рамках и за счет средств Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Мероприятия в области предоставления социальных услуг населению, а также выполнение профилактических программ среди групп населения, уязвимых к заражению, осуществляются как за счет государственных средств, так и за счет финансирования со стороны международных, благотворительных организаций и частных компаний в рамках соответствующих программ.

С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и снижения социально-экономических последствий от ее распространения Верховный Совет РФ в 1993 г. впервые утвердил Федеральную целевую программу «Анти-ВИЧ/СПИД» на 1993-1995 гг. Затем она была пролонгирована, но до 1997 г. из федерального бюджета фактически не финансировалась [1]. Следующие федеральные программы являлись логическим продолжением предыдущей, и на их выполнение уже расходовались значительные государственные средства.

47

ш

X

<

а. х о о

ш <

а. ч

о

ш ш

ш ц,

а

<

а.

< *

о

48

Наряду с государственным финансированием, в РФ осуществляются программы и мероприятия по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД за счет общественных российских и международных организаций и фондов (Глобальный Фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией).

Сбор информации, представленной в данном обзоре, проводился на основе специальных запросов в органы управления системой регионального здравоохранения, а также в негосударственные организации, которые осуществляют программы и мероприятия по борьбе с ВИЧ-инфекцией на территории РФ. Использованы также данные Глобального обзора ситуации по ВИЧ/СПИД в мире, опубликованного UNAIDS за 2010 г.

Для учета расходов системы здравоохранения, связанных с оказанием медицинской помощи населению при ВИЧ-инфекции, был организован сбор формы государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» от всех головных специализированных учреждений субъектов РФ. Для оценки затрат по отдельным мероприятиям, информация о деятельности которых не нашла отражения в формах статистического наблюдения (например, расходы системы образования на обучающие программы, расходы на профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку и др.), проведен экспертный анализ. Он базировался на демографических и эпидемиологических данных государственной и отраслевой статистики, информации Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки РФ.

В 2006-2009 гг. в России произошел значительный прогресс в улучшении доступа к профилактическому лечению, уходу и поддержке при ВИЧ-инфекции, в том числе благодаря значительному росту финансовых вло-

Таблица 1. Финансирование программ противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ за 20042008 гг., млрд руб.

Расходы на ВИЧ Годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Государственные 0,95 0,19 6,9 10,7 9,0 19,2

Общие 1,2 0,75 8,3 Нет данных 12,0 21,3

жении в программы и мероприятия, направленные на противодействие распространению ВИЧ-инфекции [2]. Начиная с 2005 г., когда в РФ стартовал Национальный приоритетный проект «Здоровье», общее финансирование мероприятий, связанных с ВИЧ-инфекцией по сравнению с расходами 2004 г. увеличилось к 2009 г. в 18 раз и составило 21,3 млрд руб. (табл. 1). Из общего объема средств, направленных на программы и мероприятия по противодействию распространения ВИЧ-инфекции на территории РФ, на долю государственных пришлось свыше 90%, что составило 1,3% от всех государственных затрат на систему здравоохранения.

Значительно изменилось соотношение государственных и международных расходов в сторону снижения последних. Это говорит о росте приверженности государства делу борьбы с ВИЧ-инфекцией (рис. 1) [5, 6].

В странах бывшего СССР ситуация неоднозначная - половина из них находится в значительной финансовой зависимости от международных доноров. С одной стороны, международные специалисты привносят в политику стран-реципиентов свой богатейший опыт и рекомендации по разработке и организации мер, способных остановить распространение ВИЧ-инфекции. С другой, - диктуют свои условия реализации финансируемых программ и мероприятий, зачастую без учета особенностей и потребностей страны.

На рис. 2 представлены данные из Глобального отчета UNAIDS за 2011 г. по некоторым странам Восточной Европы и Средней Азии. Как видим, наи-

CL

О

LO -О

m

х

ш

О ^

О X

X

ш

о

X

ш

Рис. 1. Изменение структуры финансирования мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции за 2004-2008 гг.

Рис. 2. Вклад международных источников в расходы по проблеме ВИЧ/СПИД в странах Восточной Европы и Центральной Азии [3].

большая зависимость от международного финансирования выявляется в Таджикистане, Кыргызстане, Грузии и Армении [3].

Один из критериев, по которым международные аналитики оценивают усилия в борьбе с ВИЧ, - расходы, приходящиеся на одного жителя страны в сопоставлении с показателем распространенности ВИЧ-инфекции на 100 тыс. населения (рис. 3). Расчет этого показателя, проведенный по государствам бывшего СССР, выявил значительный разброс данных: от 0,57 ППС в Узбекистане до 5,48 ППС в России. Средние подушевые расходы составили 1,9 ППС. Для справки: ППС (паритет покупательной способности) - соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.

Сопоставление данных о подушевых расходах с распространенностью ВИЧ-инфекции дает возможность охарактеризовать адекватность уровня финансирования той эпидемиологической ситуации, которая существует в стране. Наибольший показатель распространенности ВИЧ отмечен на Украине (347,7 на 100 тыс. населения), наименьший - в Армении (25,6 на 100 тыс.). Наиболее неадекватное подушевое финансирование выявлено на Украине.

Международные специалисты выработали восемь основных направлений расходов в связи с ВИЧ-инфекцией по видам деятельности:

1) профилактика,

2) лечение и уход,

3) сироты и уязвимые дети,

4) управление программами,

5) усиление кадрового потенциала,

6) социальная защита и социальные услуги;

7) создание благоприятных социальных условий,

8) научные исследования.

Использование эффективных механизмов управления финансовыми потоками позволяет адекватно оценивать и перераспределять финансовые ресурсы на те мероприятия, которые в конкретный промежуток времени требуют оперативного реагирования. Специалисты UNAIDS провели исследования системы финансирова-

Рис. 3. Расходы в связи с ВИЧ/СПИД на человека в странах Восточной Европы и Центральной Азии в сопоставлении с показателем распространенности ВИЧ на 100 тыс. населения (2009 г.).

ния программ и мероприятий по профилактике ВИЧ/ СПИД, лечению и уходу за больными в Бразилии за 1997-2000 гг. (по данным SIDALAC/Министерство здравоохранения Бразилии) и в Мексике за 1995-2002 гг. (по данным SШALAC/Минздрав Мексики). Анализ этих данных показал возможность экономического влияния на эффективность проводимых мероприятий путем перераспределения финансовых ресурсов с более затратных и менее эффективных в плане влияния на эпидемиологический процесс (лечение и уход) на менее затратные и максимально эффективные (профилактика).

Сравнение данных 2006 и 2008 гг. (рис. 4) показало, что за два года доля расходов по основным категориям -«Профилактика» и «Лечение и уход» - заметно выросла: для первой категории на 17%, для второй на 15 %. Эти же направления продолжали оставаться затратными в 2008 г.: на лечение и уход израсходовано 47% всех средств, на профилактические мероприятия - 37%.

Изучение изменения доли тех или иных источников финансирования по отдельным направлениям расходов дает возможность оценить государственные потребности в финансировании отдельных направлений в будущем. Как было отмечено выше, поступления из международных источников за последние годы существенно сократились. Это произошло по двум причинам. Во-первых, неблагоприятная общемировая экономическая ситуация, во-вторых, изменение внутрироссийских политических приоритетов в области деятельности в сфере ВИЧ-инфекции. Так, в 2008 г. по разделу «Профилактика» значительно увеличилось влияние государственной политики на фоне снижения международной финансовой составляющей.

Такая же ситуация отмечена по направлению инвестиций в научные исследования в области ВИЧ-инфекции (табл. 2). Анализ абсолютных данных показал значительное снижение расходов по этому направлению. Отмечается резкое снижение количества проведенных исследований с момента прекращения между-

49

ш

х

<

ь

х о о

а <

а. Ч

о

а ш

ш С

а <

а.

< *

с

о

50

Рис. 4. Распределение финансирования мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции по основным видам деятельности.

о. О ш _0 т

народных инвестиций в эту область деятельности. В то же время необходимо отметить, что потребность в научных исследованиях, особенно эпидемиологических и поведенческих, сегодня особенно высока.

В дальнейшем можно прогнозировать рост финансовых обязательств государства в финансировании и реализации профилактических программ, мер по усилению кадрового потенциала и т.д. В этих условиях становится очевидной необходимость привлечения представителей частного бизнеса к решению задач в области противодействия ВИЧ-инфекции, т.е. усиления государственно-частного партнерства.

Анализ по направлениям финансирования и финансовым источникам в разделе «Профилактика» показал, что наиболее затратными были статьи расходов по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку (65,03%), добровольному консультированию и тестированию, включая закупку и поставку тест-систем для выявления ВИЧ-инфекции по программам федерального уровня (17,31%) (табл. 3).

Изучение такой детализованной информации позволяет оценить финансовые условия реализации отдельных программных мероприятий. В частности, после ухода международных доноров участия государства потребуют профилактические мероприятия

в отношении уязвимых групп населения, а также вопросы профилактики на рабочих местах.

Анализ разнесенных расходов по разделу «Лечение и уход» показал, что 38,87% прошлось на подраздел «Антиретровирусная терапия» (АРВТ), который учитывает закупку и поставку лекарственных препаратов. Распределение по основным источникам составило 55,72% из государственных средств и 44,25% из международных (табл. 4).

По данным Федерального Центра СПИД, все большее число больных в стране выявляется на поздних стадиях ВИЧ-инфекции. А это серьезная финансовая нагрузка на систему здравоохранения. Среднегодовая стоимость только специфического антиретровирусного лечения одного ВИЧ-инфицированного, которая варьируется в зависимости от степени тяжести заболевания и схемы АРВТ, оценивается в сумму от 90 тыс. до 1,5 млн руб. А затраты на лабораторное наблюдение за ВИЧ-инфицированными на АРВТ на диспансерном учете составляют порядка 24 тыс. руб. в год [4]. Ежегодно в среднем из государственных средств расходуется более 23 млрд руб. на лечение и лабораторное наблюдение в связи с ВИЧ.

Фактически в настоящее время 13% пациентов из числа ВИЧ-инфицированных находятся на специфической АРВТ. По данным, озвученным в Резолюции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

ш ^

О

Таблица 2. Источники финансирования основных видов деятельности (тыс. руб.)

Вид деятельности Доля источников финансирования по годам, %

Государственные Международные Частные

2006 2008 2006 2008 2006 2008

Профилактика 62,79 94,71 36,95 5,04 0,25 0,25

Уход и лечение 82,09 81,64 17,91 17,99 0 0,37

Сироты и уязвимые дети 99,12 97,6 0,88 2,39 0 0

Управление программами 77,4 72,36 22,6 25,71 0 1,93

Кадры 88,91 83,42 11,09 9,88 0 6,7

Социальная защита 100 93,27 0 2,61 0 4,12

Формирование среды 16,67 6,87 83,33 93,1 0 0,04

Исследования 46,23 86,06 53,77 13,94 0 0

О

о

X

X ш

о х

ш

Таблица 3. Распределение расходов по направлению «Профилактика» по источникам финансирования в России, %

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

1. Профилактика, всего 100 94,71 5,04 0,25

1.01. Коммуникации 4,65 81,16 18,23 0,61

1.02. Мобилизация сообществ 0,31 0,00 95,62 4,38

1.03. Добровольное консультирование и тестирование 17,31 98,96 0,04 1,00

1.04. Программы для уязвимых групп 0,36 34,51 63,20 2,29

1.05. Учащаяся молодёжь 0,26 31,34 66,35 2,31

1.06. Неучащаяся молодёжь 0,17 0,84 98,65 0,51

1.07. Среди людей, живущих с ВИЧ 0,08 36,84 62,42 0,75

1.08. Среди коммерческих секс-работников 0,97 16,36 83,12 0,52

1.09. Среди мужчин, практикующих гомосексуальную связь 0,14 22,52 77,48 0,00

1.10. Среди потребителей инъекционных наркотиков 2,11 8,99 90,34 0,67

1.11. Рабочие места 0,19 28,51 71,49 0,00

1.12. Презервативы 0,01 91,50 8,50 0,00

1.16. Профилактика инфекций, передающихся половым путем 0,06 100,00 0,00 0,00

1.17. Профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку 65,03 99,80 0,20 0,00

1.19. Безопасность крови 0,84 100,00 0,00 0,00

1.20. Безопасные инъекции 0,78 99,86 0,00 0,14

1.21. Универсальные меры 0,64 98,88 0,93 0,19

1.22. Постконтактная профилактика 4,90 97,75 2,25 0,00

1.98. Не разделённые по типу 1,19 94,80 5,20 0,00

научно-практической конференции в Суздале в декабре 2010 г., к 2015 г. число нуждающихся в лечении увеличится в 4,5 раза. Соответственно, потребности в финансовых средствах только для обеспечения нуждающихся в АРВТ по самым оптимистичным прогнозам могут превысить 300 млрд руб. Для справки - общие государственные расходы на систему здравоохранения в 2010 г. составили приблизительно 1,5 трлн руб.

По разделу «Сироты и уязвимые дети» 97,34% пришлось на оказание социальных и организационных услуг. В эту статью расходов включены пособия по инвалидности детям с ВИЧ-инфекцией, не достигшим 18-летнего возраста, а также деньги на попечителей. На

поддержку детей-сирот и уязвимых детей в семье и на дому из международных источников пришлось 87,25%. По данной категории свой вклад внесли и частные лица - 0,61% (табл. 5).

Самой затратной категорией в разделе «Управление программами» является модернизация инфраструктуры - 76,14%. Из этих денег 91% пришелся на государственные расходы. Из международных источников наибольшие затраты были покрыты по следующими статьям - «Планирование и управление программами», «Мониторинг и оценка», «Расходы на информационные технологии», «Серологический эпиднадзор» и «Операционные исследования» (табл. 6).

51

Таблица 4. Распределение расходов по направлению «Лечение и уход» по источникам финансирования, %

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

2. Уход и лечение, всего 100,00 81,64 17,99 0,37

2.01.01. Обязательное тестирование и консультирование 0,11 100,00 0,00 0,00

2.01.02. Амбулаторное лечение оппортунистических инфекций 1,02 97,40 1,28 1,32

2.01.03. АРВТ 38,37 55,72 44,25 0,02

2.01.04. Нутритивная поддержка 0,08 50,41 49,59 0,00

2.01.05. Лабораторный мониторинг 11,46 100,00 0,00 0,00

2.01.07. Психологическое лечение и поддержка 0,76 16,00 84,00 0,00

2.01.08. Амбулаторный паллиативный уход 0,12 100,00 0,00 0,00

2.01.09. Уход на дому 0,20 0,00 100,00 0,00

2.01.98. Услуги по амбулаторной помощи, не разделённые 1,54 70,59 6,95 22,46

2.02.02. Стационарный паллиативный уход 0,02 0,00 61,72 38,28

2.02.98. Стационарный уход, не разделённый 0,67 100,00 0,00 0,00

2.98. Услуги, не разделённые по типу 45,65 100,00 0,00 0,00

52

Таблица 5. Распределение расходов по направлению «Сироты и уязвимые дети» по источникам финансирования, %

Таблица 7. Распределение расходов по направлению «Кадровые ресурсы» по источникам финансирования, %

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

3. Сироты и уязвимые дети, всего 100,00 97,60 2,39 0,00

3.02. Базовая медицинская помощь сиротам и уязвимым детям 0,16 100,00 0,00 0,00

3.03. Поддержка в семье/на дому 0,73 12,14 87,25 0,61

3.04. Поддержка на уровне общин 0,02 100,00 0,00 0,00

3.05. Социальные и орг.услуги 97,34 100,00 0,00 0,00

3.98. Услуги, не разделённые 0,33 0,00 100,00 0,00

3.99. Услуги, не классифицированные 1,42 0,00 100,00 0,00

Таблица 6. Распределение расходов по направлению «Управление программами» по источникам финансирования, %

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

4. Управление программами, всего 100,00 72,36 25,71 1,93

4.01. Планирование и управление 13,50 6,06 93,94 0,00

4.02. Управление программами 1,54 0,00 99,92 0,08

4.03. Мониторинг и оценка 1,97 16,95 83,05 0,00

4.04. Операционные исследования 0,37 28,17 71,83 0,00

4.05. Серологический эпид-надзор 0,51 9,32 90,68 0,00

4.06. Эпиднадзор за лекарствен-ноустойчивым ВИЧ 2,70 49,82 50,18 0,00

4.07. Логистика 0,13 100,00 0,00 0,00

4.08. Информационные технологии 1,56 0,00 100,00 0,00

4.09. Контроль за пациентами 0,27 77,58 22,42 0,00

4.10. Инфраструктура 76,14 91,10 6,37 2,53

4.98. Управление, не разделённое 1,22 0,00 100,00 0,00

4.99. Управление, не классифицированное 0,08 0,00 100,00 0,00

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

5.Кадровые ресурсы,всего 100,00 83,42 9,88 6,70

5.01. Денежные стимулы 83,63 91,58 0,54 7,88

5.02. Наращивание персонала 1,81 39,19 60,81 0,00

5.03. Обучение 13,31 46,00 53,11 0,89

5.98. Деятельность, не разделённая по типу 1,25 0,00 100,00 0,00

В разделе «Кадровые ресурсы» 83,63% було потрачено на денежные выплаты медицинским работникам (денежные стимулы). В том числе, 83,42% - за счет государственных средств, 10% - из международных финансовых источников и 6,7% - из частных. Расходы по категории «Обучение» составили 13,31% от всех затрат по данному разделу, а среди финансовых источников преобладали международные (53%).

На обучение в целях наращивания персонала для работы с ВИЧ-инфекцией было расходовано 1,81%, причем из них 61% - из средств международных организаций.

В разделе «Социальная защита и услуги» 81,46% пришлось на пособия в натуральной форме. Причем 98% средств - из государственных источников (табл. 8).

Раздел «Формирование благоприятной среды и развитие сообщества» практически полностью был профинансирован из международных источников - 93,1% (табл. 9). Только одна категория - «Программы по правам человека» - финансировалась при участии государства (46,2%). Институциональное развитие в области СПИД стало самой затратной категорией данного раздела - 76,46%.

В разделе «Исследования» самыми затратными оказались клинические исследования - 50% средств раздела, 90% из которых пришлось на государственное финансирование (табл. 10). Биомедицинские исследования и исследования в области вакцины составили 27,7 и 4,8% соответственно и полностью оплачивались из государственных источников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8. Распределение расходов по направлению «Социальная защита и услуги» по источникам финансирования, %

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

6. Социальная защита и услуги, всего 100,00 93,27 2,61 4,12

6.01 Денежные пособия 9,33 100,00 0,00 0,00

6.02 Пособия в натуральной форме 81,46 97,99 0,63 1,38

6.03 Социальные услуги 9,21 44,72 22,76 32,51

Таблица 9. Распределение расходов по направлению «Формирование благоприятной среды» по источникам финансирования, %

Таблица 10. Распределение расходов по направлению «Исследования» по источникам финансирования

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

7. Формирование благоприятной среды, всего 100,00 6,87 93,10 0,04

7.01. Адвокати-рование 13,31 2,29 97,71 0,00

7.02. Программы по правам человека 4,70 46,18 53,03 0,79

7.03. Институциональное развитие в области СПИДа 76,46 5,74 94,26 0,00

7.04. Программы по СПИДу, направленные на женщин 3,37 0,00 100,00 0,00

7.98. Деятельность по формированию благоприятной среды, не разделённая по типу 2,15 0,00 100,00 0,00

Категории расходов ВСЕГО Государственные Международные Частные

8. Исследования, всего 100,00 86,06 13,94 0,00

8.01 Биомедицинские исследования 27,74 100,00 0,00 0,00

8.02 Клинические исследования 50,04 90,89 9,11 0,00

8.03 Эпидемиологические исследования 3,32 0,00 100,00 0,00

8.04 Социальные исследования 14,11 57,02 42,98 0,00

8.05 Исследования в области вакцины 4,79 100,00 0,00 0,00

Эпидемиологические исследования составили 3,32% от общих расходов по разделу и финансировались из международных источников.

Итак, выполненная работа позволила получить полную характеристику ситуации с направлениями финансовых вливаний, связанных с противодействием ВИЧ-инфекции как на уровне страны, так и в международном масштабе.

Полученные данные позволяют государству не только отчитаться за принятые на себя обязательства по приверженности борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, но и оценить масштабы необходимых ресурсов и направлений их вложений при сокращении объемов финансовой помощи со стороны международных донорских организаций (в частности, программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией).

ЛИТЕРАТУРА

1. Решение Коллегии Минздрава РФ от 25.03.1997 г. № 5 «О заболеваемости ВИЧ-инфекцией в России и мерах по ограничению ее распространения».

2. Материалы к участию в заключительном пленарном заседании II конференции по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии, Официальный сайт Минздравсоцразвития России, материал от 12 .05. 2008 г.

3. Глобальный Отчет UNAIDS за 2011 г. URL-адрес: http://www. unaids.org/globalreport/Global_report.htm

4. Материалы Научно-практической конференции «ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии - приверженность больных к лечению и фар-макорезистентность ВИЧ» (III Виноградовские чтения), г. Санкт-Петербург, 2011, 17-19 октября.

5. Страновой отчет Российской Федерации по выполнению Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. 26-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001 г. Отчетный период: январь-декабрь 2005 г.

6. Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/ СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001 г. Отчетный период: январь 2006 -декабрь 2007 г.

Сведения об авторе:

Обухова Ольга Валерьевна

зав.отделом экономики и ресурсным обечпечением здравоохранения ФГБУ «ЦНИИ ОИЗ Минздравсоцразвития России», Москва, Россия, канд. полит. наук

Адрес для переписки:

127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, д.11 Телефон: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]

POLICY AND MANAGEMENT IN HEALTHCARE

Management and Health Economics

53

Financial Support for Interventions Against HIV Infection

O.V. Obukhova

The articleprovides rationale for the financial analysis of interventions for preventingthe spread of HIV infection on the territory ofthe Russian Federation. Evaluation results according to thedata of the special research projects conducted by Central Public Health Research Institute ofthe Ministry of Health of the Russian Federation for the report of the Russian Federation at the Special Session of the United Nations General Assembly on HIV/AIDS (UNGASS) are described.Guidelines for incorporation of the obtained results intoplanningofthe country activity in prevention of the HIV spreading are presented.

KEYWORDS: HIV-infection, UNGASS report, financial monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.