Научная статья на тему 'Финансирование информатизации государственногоздравоохранения России в 2013-2016 гг'

Финансирование информатизации государственногоздравоохранения России в 2013-2016 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / REGIONAL HEALTH INFORMATIZATION / ЕГИСЗ / EGISZ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусев А.В.

Выполнен анализ государственных закупок программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения за период 2013-2016 гг. В качестве базы исследования использованы открытые данные с портала государственных закупок о закупках программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения, которые проводились по Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013. Сведения о закупках аппаратного обеспечения, мероприятий по обеспечению информационной безопасности или предоставлению каналов связи в данном исследовании не изучались.Проанализированы основные статистические показатели конкурсных процедур, данные о победителях конкурсов и аукционов, данные об основных направлениях финансирования, распределения финансирования по регионам, видам затрат и видам программного обеспечения.Финансирование информатизации здравоохранения осуществляется главным образом за счет региональных бюджетов, внебюджетных средств и ОМС. В целом на информатизацию здравоохранения, по крайней мере в части программного обеспечения и соответствующих услуг, за последние 4 года выделялось примерно 4-5 млрд. руб. в год. В 2015 г. объем финансирования существенно сократился на 44,4% до размера 3,6 млрд. руб., в 2016 г. показал рост в 10%.За прошедшее время ситуация с разработчиками и применяемыми решениями в целом стабилизировалась. Главным образом финансирование выделяется на региональные системы с долей затрат 61%, а также на медицинские информационные системы учрежденческого уровня с долей затрат в 27%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing of Informatization of Public Health in Russia in 2013-2016

The analysis of state purchases of software and services for the informatization of health care for the period 2013-2016 was carried out. As the study materials, public data from the public procurement portal on procurement of software and health information services, which were conducted under Federal Law No. 44-FZ of 5.04.2013, were used. Data on procurement of hardware, activities to ensure information security or provision of communication channels in this study have not been studied. The work analyzes the main statistical indicators of competitive procedures, data on the winners of tenders and auctions, data on the main areas of financing, the distribution of funding by region, types of costs and types of software.In general, for informatization of health care, at least in terms of software and related services, Russia spent about 4-5 billion rubles over the past 4 years. in year. In 2015, the volume of financing decreased significantly by 44.4% to the level of 3.6 billion rubles, in 2016 showed an increase of 10%. Financing of health informatization is carried out mainly through regional budgets, extrabudgetary funds and MHI.Over the past time, the situation with developers and applied solutions has generally stabilized. The main funding is allocated to regional systems with a 61% share of costs, as well as medical information systems of an institutional level with a 27% share of costs.

Текст научной работы на тему «Финансирование информатизации государственногоздравоохранения России в 2013-2016 гг»

А.В. Гусев,

к.т.н., заместитель директора по развитию, компания «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС), e-mail: agusev@kmis.ru

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ В 2013-2016 гг.

УДК 002.53

Гусев А.В. Финансирование информатизации государственного здравоохранения России в 2013—2016 гг.

(Комплексные медицинские информационные системы (К-МИС), г. Петрозаводск, Россия)

Аннотация. Выполнен анализ государственных закупок программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения за период 2013-2016 гг. В качестве базы исследования использованы открытые данные с портала государственных закупок о закупках программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения, которые проводились по Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013. Сведения о закупках аппаратного обеспечения, мероприятий по обеспечению информационной безопасности или предоставлению каналов связи в данном исследовании не изучались.

Проанализированы основные статистические показатели конкурсных процедур, данные о победителях конкурсов и аукционов, данные об основных направлениях финансирования, распределения финансирования по регионам, видам затрат и видам программного обеспечения.

Финансирование информатизации здравоохранения осуществляется главным образом за счет региональных бюджетов, внебюджетных средств и ОМС. В целом на информатизацию здравоохранения, по крайней мере в части программного обеспечения и соответствующих услуг, за последние 4 года выделялось примерно 4-5 млрд. руб. в год. В 2015 г. объем финансирования существенно сократился - на 44,4% до размера 3,6 млрд. руб., в 2016 г. - показал рост в 10%.

За прошедшее время ситуация с разработчиками и применяемыми решениями в целом стабилизировалась. Главным образом финансирование выделяется на региональные системы с долей затрат 61%, а также на медицинские информационные системы учрежденческого уровня с долей затрат в 27%.

Ключевые слова: медицинские информационные системы, региональная информатизация здравоохранения, ЕГИСЗ

Введение

Развитие Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) является ключевым драйвером информатизации здравоохранения в Российской федерации. Создание и развитие ЕГИСЗ финансируется из государственного бюджета, начиная с 2011 г. Как известно, 2011 и 2012 гг. были посвящены первому этапу создания системы - так называемой «Базовой информатизации». Второй этап, рассчитанный на 2013-2018 гг., подразумевает развитие федерального и региональных сегментов ЕГИСЗ, внедрение и модернизацию при необходимости выбранных на базовом этапе программных решений.

Выполнен анализ открытых данных о государственных закупках и заключенных в их результате государственных контрактов по информатизации здравоохранения. Материалами исследования явились сведения о 5857 состоявшихся конкурсных процедурах (КП) в различных регионах за 2013-2016 гг., которые проводились по Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013, а также данные

© А.В. Гусев, 2018 г.

енеджер

здравоохранения

№2

2018

о подписанных государственных контрактах (ГК), размещенные в информационной системе государственных закупок. В материалы исследования были включены сведения только по закупкам программного обеспечения и услуг по его внедрению и/или сопровождению. Сведения о закупках аппаратного обеспечения, мероприятия по обеспечению информационной безопасности или предоставлению каналов связи в данном исследовании не изучались.

Общие сведения о затратах на информатизацию здравоохранения

Совокупный объем выделенного финансирования на закупку программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения в России за 2013-2016 гг. составил 19 млрд. 145 млн. руб. Общая сумма фактически заключенных контрактов за этот же период составила 17 млрд. 352 млн. руб. (90,6% от суммы финансирования КП). Распределение выделенного финансирования и сумм заключенных контрактов по годам наблюдения приведено на рис. 1.

В 2016 г. было выделено 4 млрд. 69 млн. руб. средств государственного бюджета, что на 7.33% больше, чем в предыдущем

2015 г. В результате проведения государственных закупок были заключены различные государственные контракты на общую сумму 3 млрд. 993 млн. руб., что на 10.21% больше, чем в 2015 г. Таким образом, 2016 г. по сравнению с предыдущим 2015 г. стал годом роста рынка услуг информатизации здравоохранения в России.

Анализ экономии в результате проведения государственных закупок выявил стабильную отрицательную тенденцию. Если в 2013 г. в результате проведения конкурсов и аукционов суммы фактически заключенных государственных контрактов удалось снизить на 23.9% по сравнению с изначально выделенным финансированием, то в 2016 г. этот показатель составил минимальные 1.87%.

Распределение сумм заключенных государственных контрактов по видам конкурсных процедур за весь период исследования представлено на рис. 2. Как видно, подавляющее большинство КП (57%) проводятся в форме открытого аукциона. Второй по популярности вариант государственной закупки - проведение открытого конкурса (37%).

Закупки у единственного поставщика в 2016 г. составили 68,6% от всех закупок за весь период наблюдения. По сравнению

Рис. 1. Выделенное финансирование и заключенные государственные контракты на поставку ПО и услуг по информатизации здравоохранения

в 2013-2016 гг.

№2 Менеджер

2018

здравоохранения

Распределение гос.контрактовпо видам конкурсных процедур 2013-2016 гг, млн. руб.

Закупка у един стее ни ого

поставщика

Открытый конкурс (ОК)

3716

Открытый аукцион (ОА| 9804,425 57»

Рис. 2. Суммы заключенных государственных контрактов по видам конкурсных процедур за 2013-2016 гг.

Суммы включенных контрактов по источникам финансирования 2013-2016 [млн. руб.

ФЩЦИЛН1НЙ бшдмет ВевО«1ТКНИЫ8бК.«К8ТЫ 1654,214 Д 245,235

11« 1* /

Ср-едсте-а 0МС_

Собственные средства МО 1022,284

Внебюджетные средства 2465,453

, Муниципальный бюджет 1770,687 10%

Региональный бюджет 8*37,416 48%

Рис. 3. Суммы заключенных государственных контрактов по источникам финансирования за 2013-2016 гг.

с 2015 г. сумма заключенных государственных контрактов с единственным поставщиком выросла в 3,2 раза.

Распределение государственных контрактов на развитие проектов информатизации здравоохранения в разрезе источников финансирования за 2013-2016 гг. представлено на рис. 3, то же самое распределение, но по данным только 2016 г. представлено на рис. 4.

Как видно, в настоящее время главным источником финансирования проектов

в области информатизации здравоохранения являются региональные бюджеты - их доля в 2016 г. составила 52%. Для сравнения: в 2015 г. региональные бюджеты профинансировали 60% всех заключенных государственных контрактов. Следующий основной источник - это внебюджетные средства, которые в 2016 г. составили 21%., в 2015 г. этот показатель составлял 3%. В 2016 г. существенно увеличилось финансирование из федерального бюджета: оно выросло в 3,3 раза с 5% в 2015 г. до 13% в 2016 г.

Рис. 4. Суммы заключенных государственных контрактов по источникам финансирования в 2016 г.

Анализ данных в разрезе регионов

Как показали результаты нашего исследования, не все регионы РФ на постоянной основе финансируют информатизацию здравоохранения, но в целом ситуация за последние годы выровнялась. В 2013 г. закупку программного обеспечения (ПО) и соответствующих услуг по направлению здравоохранения осуществили 54 региона (65%), в 2014 г. - 80 (94% с учетом 2 новых регионов - Крыма и Севастополя), в 2015 г. -77 (88%), в 2016 г. - 76 (89%).

Наибольшие финансовые средства на закупку программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения выделили следующие субъекты Российской Федерации: Москва - 7 млрд. 593 млн. руб. или 48,96% всего рынка; Санкт-Петербург -1 млрд. 55 млн. руб. или 6.81% рынка; Московская область - 531 млн. руб. или 3,43% рынка; Ростовская область - 445 млн. руб. или 2,87% рынка; Новосибирская область -363 млн. руб. или 2,34% рынка. Важно отметить, что первые 10 регионов с максимальным финансированием составляют 74,13% всего рынка информатизации здравоохранения.

Наибольшую положительную динамику в 2016 г. по сравнению с предыдущим 2015 г. показали следующие регионы:

Ханты-Мансийский АО (+ 134 млн. руб.), Санкт-Петербург (+ 100 млн. руб.), Кабардино-Балкарская Республика (+ 69,8 млн. руб.), Астраханская обл. (+ 44,5 млн. руб.), Республика Дагестан (+ 44,3 млн. руб). За прошедший 2016 г. 39 регионов (45%) увеличили свои затраты на информацию здравоохранения по сравнению с предыдущим 2015 г. Возможно, в регионах, в которых были выявлены незначительные (или почти отсутствующие) затраты на информатизацию, данное направление работы финансировали, но из других источников.

Поскольку численность населения и количество медицинских организаций в регионах существенно отличается, был выполнен анализ относительных показателей. Во-первых, было проанализировано среднее отношение фактических затрат на информатизацию здравоохранения в расчете на число жителей региона. Среднее по всем регионам значение составило 58 руб. в год на 1 жителя. Лидерами по этому показателю явились: Москва - 504 руб. / 1 жителя (в 8,6 раза больше среднего значения по России); Ненецкий АО - 402 руб. / 1 жителя (в 6,9 раза больше среднего); Ямало-Ненецкий АО - 298 руб. / 1 жителя; Кабардино-Балкарская республика - 248 руб. / 1 жителя; Республика Алтай -235 руб. / 1 жителя.

№2 Менеджер

2018 здравоохранения

Среднее значение затрат на информатизацию здравоохранения в расчете на число медицинских работников составило 446 руб. Лидерами по этому показателю явились: Москва - 4 303 руб. / 1 медработника (в 9,6 раза больше среднего значения по России); Кабардино-Балкарская республика -2 267 руб. / 1 медработника (в 5 раз больше среднего по РФ показателя); Ямало-Ненецкий АО - 2 168 руб. / 1 медработника; Ненецкий АО - 2 148 руб. / 1 медработника; Республика Алтай - 1 761 руб. / 1 медработника.

Среднее значение затрат на информатизацию здравоохранения в расчете на число медицинских организаций (МО) составило 350 тыс. руб. Лидерами по этому показателю явились: Москва - 4 млн. 446 тыс. руб. / 1 МО (в 13 раз больше среднего значения по России); Ямало-Ненецкий АО - 2 млн. 560 тыс. руб. / 1 МО (в 7 раз больше среднего значения); Ханты-Мансийский АО - 1 млн. 185 тыс. руб. / 1 МО; Республика Алтай - 1 млн. 174 тыс. руб. / 1 МО; Кабардино-Балкарская республика - 1 млн. 170 тыс. руб. / 1 МО.

Безусловно, объем выделяемого каждым регионом финансирования на информатизацию здравоохранения не является единственным индикатором развития данного направления, но все же логично ожидать корреляции

между объемами выделенного финансирования и полученной экономической эффективностью. Согласно этой логике, наибольший эффект от информатизации должен наблюдаться в Москве, ЯНАО, Алтае и Кабардино-Балкарии - именно в этих регионах за-фиксировны самые высокие относительные показатели в пересчете на число медицинских работников или МО.

Заказчики информатизации здравоохранения

Распределение заключенных в 20132016 гг. государственных контрактов на закупку ПО и услуг по информатизации здравоохранения в разрезе заказчиков представлено на рис. 5.

Как видно, основными заказчиками информатизации здравоохранения за 20132016 гг. стали региональные органы исполнительной власти (ОИВ) (35%), государственные медицинские организации (26%), администрации города или района (15%) и федеральные ОИВ (10%).

Постепенно рынок трансформировался следующим образом: в настоящее время именно государственные МО выступают основным драйверов отрасли - они являются заказчиками госзакупок ПО и услуг по информатизации в 41% случаев. Вторые по

Заказчики информатизации здравоохранения 2013-2016 гг, руб.

Прочие ведо«*ткниы*мо 70547971** Я227016079,

МИАЦ \ 1%

Федеральный О И6___

1777 424 447 Р 10*

Администрация города 2 679 011 294 С

|

5*93 724 1ЭЗР 154

■ Гоодзретмнныо МО 4 462 784 247 ?

Рис. 5. Суммы заключенных государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по заказчикам, 2013-2016 гг.

Региональные ОИВ как заказчики информатизации здравоохранения в 2016 г, руб.

Прочие Комитет по гооакупнлм , у; ЗИЭ 040 Р иди тендерам 1П1 |>ПП 11

ьэ юг в и и г Комитет по здравоохранению 207 839 076 Р 16Н

к

ш V .Комитетпо информатизации 992 061897? 74Н

Рис. 6. Суммы заключенных государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по региональным ОИВ в 2016 г.

весу - региональные ОИВ, они занимают долю в 34% от всех закупов. И, наконец, федеральные ОИВ (главным образом федеральный Минздрав) выступают заказчиками с долей в 14% рынка.

Распределение региональных ОИВ в 2016 г. представлено на рис. 6.

Как видно, если заказчиком информатизации здравоохранения выступает региональный ОИВ, то в подавляющем большинстве случаев (74%) им является комитет (министерство, департамент) по информатизации. Вторым основным региональным заказчиком с долей в 16% являются комитеты (министерства) по здравоохранению. Таким образом, мы можем сделать вывод о том,

Ведомственные заказчики информатизации здравоохранения в 2016 г, руб.

Прочие вддениетм 5 032 359 V 11« _

Минл&адонь* .. - - - '

2 353 073 1» ^шЖ

\ ^

МВД ^^^

¡Е4ИЭГ I

„ ^^^

ФСБ 6 960 2И 15К

ФМБД

27136173*

еох

что инициатива среди региональных ОИВ по информатизации здравоохранения сегодня исходит от «информатизаторов», а не от самого здравоохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несколько иные по сравнению с рынком тенденции по затратам на информатизацию учреждений здравоохранения наблюдаются в государственных ведомствах. В 2013 г. их затраты составили 10 млн. руб., в 2014 г. -112 млн. руб., в 2015 г. - 58 млн. руб., в 2016 г. - 45 млн. руб. Распределение этих затрат по различным ведомствам в 2016 г. представлено на рис. 10. Как видно, на данный момент наибольшее внимание информатизации здравоохранения уделяют в ФМБА (60%) (рис. 7).

Рис. 7. Суммы заключенных государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по ведомственным заказчикам в 2016 г.

№2 Менеджер

2018 адравоохрвнвщ/т

Анализ предмета государственных закупок на информатизацию здравоохранения

Распределение государственных закупок по предмету конкурсной процедуры представлено на рис. 8. Как видно, 75% затрат на информатизацию за прошедшие 4 года -это закупка различных услуг. Оставшиеся 25% - это закупка ПО.

Распределение затрат на услуги по информатизации представлено на рис. 9, а распределение затрат на закупку ПО - на рис. 10. Как видно, основные затраты при закупке услуг приходятся на техническое сопровождение

закупленных ранее различных программных продуктов (48% от всех услуг). Второе по значимости направление работ - это внедрение различного программного обеспечения (22%).

В 2016 г. предмет госзакупок практически полностью трансформировался в закупку услуг: на них пришлось 96% всех затрат. Закупка ПО составила «всего» 160 млн. руб., из них 130,6 млн. руб. - это дозакупка лицензий (81,5%), 29,1 млн. руб. - заказные разработки (18,1%) и 0,4 млн. руб. - выбор и поставка ПО (0,4%). Распределение затрат на услуги по информатизации здравоохранения в 2016 г. представлено на рис. 11.

Предмет госзакупки на информатизацию здравоохранения 2013-2016 гг, руб. _ 1 Т"

_4 3681107Э0Г 1Ъ% ■к

Я жш

■ Закупка успуг ^^^ 12 Эв4 500 063 Р ^^^И

75%

Рис. 8. Суммы заключенных государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по предмету госзакупки в 2013-2016 гг.

Затраты на услуги по информатизации здравоохранения 2013-2016 гг, руб.

нио кг

651311 1б1р. .

внедрение Л О 5в1челч щ5|.

гг%

Тсхсопроооккдсыис_

; ч| :" продукта

ЙЛЯ эзггвгр. и««

_ Модернизация по

1707 45В 742р. 144

~. : ;ч!;к"

рег.сегментаЕГИСЗ 1462 ев: в б 1р.

ПК

Рис. 9. Затраты на закупку услуг по информатизации здравоохранения

в 2013-2016 гг.

Затраты на закупку ПО для информатизации

здравоохранения2013-2016 гг, руб.

Д0««кулк4 лицеюий

5« лите_

ПК

Поставка готовое

* 1 и--'" ю

2 012¡5955ТР

«СЧ

1905 £09 а05 С

41*

Рис. 10. Затраты на закупку ПО для информатизации здравоохранения

в 2013-2016 гг.

На сегодняшний день основной статьей затрат (34% от всех услуг) является техническое сопровождение приобретенных ранее информационных систем. Средняя стоимость технического сопровождения одной информационной системы в год постепенно снижается: в 2014 г. она составляла 1 млн. 354 тыс. руб., в 2015 г. - 1 млн. 81 тыс. руб. (снижение на 20,1% по сравнению с предыдущим годом), в 2016 г. - 1 млн. 25 тыс. руб. (снижение на 5,1% по сравнению с предыдущим годом).

Вторая по весу затратная часть - это сопровождение в целом созданных ранее

Затрать) на услуги по информатиэацинэдравоокракения 2016 гг, руб.

Внедрение ПО

14 »ОКР 373 044124? / ^

654 344165? ,

11* _ Мод*-р«н£*ций ПО 520 840 «б Р 14%

1 Тсвдолэодождснис _- — отдельного продукта 1309 7» 702 » 34* ^^^г Теиолроввдчдение __ рег.сегментй ЕГИСЗ ^^Г 975 210948 Р

региональных сегментов ЕГИСЗ, которые чаще всего составляют комплекс интегрированных между собой различных программных продуктов, в том числе нередко разных производителей. В 2014 г. средняя стоимость такого контракта составляла 50 млн. руб. В 2015 г. она «рухнула» в 10 раз и составляла уже 4 млн. 598 тыс. руб., причем количество контрактов на тех. сопровождение всего регионального сегмента ЕГИСЗ в целом увеличилось в 2 раза. В 2016 г. средняя стоимость составляла уже 5 млн. 874 тыс. руб. (рост на 27,7%), а число

Рис. 11. Затраты на закупку услуг по информатизации здравоохранения

в 2016 г.

заключенных контрактов по этому направлению выросло в 8 раз.

Анализ компаний-участников рынка

Распределение подписанных государственных контрактов на поставку ПО и услуг по информатизации здравоохранения за 2013-2016 гг. в зависимости от исполнителя представлено на рис. 12.

Как видно из рис. 12, основная сумма заключенных контрактов (35%) пришлась на

крупные ИТ-компании и системных интеграторов, реализующих свои проекты по всей стране. Второе место (28%) - у различных коммерческих компаний, где основную массу составляют региональные ИТ-компании. Третье место (19%) - у специализированных разработчиков, к которым относятся ИТ-компании, работающие главным образом именно на рынке информатизации здравоохранения.

Рейтинг из 10-ти первых компаний в секторе «Крупная федеральная ИТ-компания

Исполнители гос.контрактов на информатизацию здравоохранения 2013-2016 гг, руб.

Госуиарсткнимй Прочие исполнитель 124 519 026 f 660 3144.3ЙР

Разработчик ПО для _ медицины 3 304883 272 Г 19»

Г

Региональная HT-kdvih 4793 325 154 Р

28%

федеральная! компания 6 106 DOS 672 Р

35*

Рис. 12. Суммы заключенных в 2013-2016 гг. государственных контрактов на информатизацию здравоохранения по видам исполнителя, руб.

Таблица 1

Лидеры госзакупок в сфере информатизации здравоохранения среди крупных федеральных ИТ-компаний по итогам работы 2015-2016 гг.

№ Сумма заключенных ГК, млн. руб.

п/п Компания 2015 г. 2016 г.

1 Ланит ЗАО (Москва) 276,16 357,99

2 КРОК инкорпорейтед ЗАО (Москва) 243,93 253,41

3 Ростех ЗАО (Москва) 118,99 539,15

4 Группа компаний Барс Груп (Казань) 133,79 60,55

5 Нетрика ООО (Санкт-Петербург) 23,17 101,95

6 Информзащита ЗАО НИП (Москва) 85,5 90,5

7 СофтЛайнТрейд ЗАО (Москва) 99

8 1С-РАРУС ООО (Москва) 14,55 33,4

9 Техносерв Консалтинг ООО (Москва) 12,5

10 IBS ООО (Москва) 2,5

(интегратор)» по результатам 2015-2016 гг. представлен в таблице 7. В прошедшем 2016 г. основные лидеры (Ланит, КРОК, Ростех) улучшили финансовые показатели работы на рынке информатизации здравоохранения.

Анализ финансовых показателей среди специализированных разработчиков основан на более сложной структуре. В данной группе характерна достаточно большая разница между суммами гос. контрактов, которые заключены с каким-то разработчиком и суммами по решениям данного разработчика, которые применяются в конечном итоге для выполнения требований гос. контракта. Эта разница обусловлена тем, что часто соответствующие компании используют своих партнеров для выполнения различных проектов. В таком случае сумма гос. контрактов по разработчику будет меньше, чем сумма по разрабатываемым им решениям. Для того, чтобы учесть эту особенность и оценить финансовую результативность не только по прямым контрактам, а по всем выигранным конкурсным процедурам, мы проанализировали 2 показателя: сумму ГК, заключенных по решениям данного разработчика и отдельно сумму прямых

ГК с ним. Результаты рейтинга представлены в таблице ниже.

Как видно из таблицы 2, среди специализированных разработчиков можно выделить два различных подхода к выполнению проектов. Одни компании активно используют партнерские отношения и далеко не все контракты заключают с заказчиком напрямую. Лидерами по такому подходу являются компания «ПостМодерТекнолоджи» (входящая в группу «Армада» и имеющая свою развитую партнерскую сеть), компания К-МИС (активно работающая с РАМЭК-ВС и тоже имеющая собственных региональных партнеров), а также СофтТраст. В противоположность им некоторые разработчики стараются заключать максимально большее число собственных прямых контрактов. К их числу относятся «Сп.АРМ», «АИТ-холдинг», «Медотрейд» и ряд других.

Для лидеров рынка 2013 г. был самым сложным с точки зрения финансовых показателей. Эта особенность скорее все связана с тем, что в 2013 г. еще не истекли сроки гарантированной технической поддержки со времен заключения первичных гос. контрактов на выбор систем для создания региональных сегментов ЕГИСЗ, которые преимущественно игрались в 2012 г. Кроме этого,

№ п/п Компания Сумма ГК по решениям компании, млн. руб. Сумма прямых ГК с компанией, млн. руб. % от суммы по решениям

1 СП. АРМ ООО (Санкт-Петербург) 659,3 600,1 91,0%

2 Пост Модерн Текнолоджи ООО (Москва) 468,7 162,9 34,8%

3 Группа компаний К-МИС (Петрозаводск) 356,7 148,3 41,6%

4 Группа компаний Сван (Пермь) 252,7 169,5 67,1%

5 СофтТраст ООО (Белгород) 192,5 111,8 58,1%

6 МедИнфоЦентр ООО (Сургут) 143,8 102,0 71,0%

7 Самсон Групп ООО (Санкт-Петербург) 129,3 108,0 83,6%

6 Электронная медицина ООО (Ростов-на-Дону) 128,6 106,8 83,1%

9 Медотрейд ООО (Москва) 117,2 101,3 86,4%

10 АИТ- холдинг ООО (Москва) 105,6 103,6 98,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Общие данные о лидерах среди специализированных разработчиков ПО для здравоохранения по результатам работы 2013-2016 гг.

№ 2 Менеджер

2018

здравоохранения

в 2013 г. оставались уже профинансированные в предыдущем 2012 г. обязательства по доработкам и оказанию услуг по внедрению. Поэтому показатели 2013 г. оказались на уровне заметно ниже, чем в 2011-2012 гг. Завершив взятые обязательства, компании стали более широко заключать гос. контракты на техническое сопровождение поставленных продуктов в 2014 г., и поэтому некоторые из разработчиков заметно улучшили свои результаты.

В 2015 и 2016 гг. различные компании показали разную динамику, но тут следует учесть особенность бюджетных циклов и структуру государственных контрактов и обязательств по ним. То, что какие-то компании улучшили свои показатели в один из последних двух лет, а некоторые ухудшили - не является надежной и объективной характеристикой стабильности и динамичности компаний. Вполне возможно, что на эти результаты повлияли просто особенности заключения контрактов: например, часть разработчиков заключили серьезные большие контракты в последние месяцы 2015 г., и, соответственно, эти суммы отразились в балансе этого года. Но выполнение обязательств и оплата по этим контрактам де факто начались в 2016 г. Поэтому с точки зрения цифр в таблице выше может сложится впечатление, что компании

ухудшили свои показатели в 2015 г. и улучшили в 2016 г. (или наоборот) - но на самом деле их работа и функционирование являются стабильными и надежными, просто фактическое поступление выручки невозможно отследить по данным портала госзакупок.

Анализ применяемых медицинских информационных систем

На сегодняшний день в информатизации государственного здравоохранения России применяется 260 различных программных продуктов. На рис. 13 представлено распределение заключенных государственных контрактов в 2013-2016 гг. по видам применяемого ПО. В силу особенно большого объема финансирования на региональные сегменты, создаваемые ОАО «Ростелеком», а также ЕМИАС г. Москвы - эти 2 группы решения были выделены в отдельные показатели.

Распределение региональных медицинских информационных систем представлено на рис. 14. Если допустить, что ЕМИАС г. Москвы и решения ОАО «Ростелеком» согласно принятой на данное время классификации относятся скорее к региональным медицинским информационным системам, то данный класс ПО является лидером по финансированию - на такие решения за 2013-2016 гг.

Госзакупки в сфере здравоохранения по видам ПО 2013-2016 гг, руб.

■Н*М«амцимсчи»МС 340 349ШР

2*« Прочие

ч

Рис. 13. Виды применяемого ПО в информатизации здравоохранения,

2013-2016 гг.

потрачено 10 млрд. 612 млн. руб. или 61% от всех затрат на информатизацию. Безоговорочным лидером среди Российских региональных МИС является ЕМИАС г. Москвы -на эту систему приходится 61% потраченных средств среди РМИС или 37% от всего объема госзакупок на информатизацию. Региональная МИС ОАО «Ростелеком» прочно занимает второе место: на нее за 4 года было потрачено 1 млрд. 997 млн. руб. или 11,48% от всех госзакупок (рис. 14).

Второе место занимают различные медицинские информационные системы, пред-

Региональные МИС g госзакупках на информатизацию здравоохранения 2013-2016 гг, руб.

Электронные регистратуры 33 283 И5Р

СМИАС г.М«ивм_^ 6AS4 3S4 343 Р

eue

1 997 480 0В9Р 19%

Рис. 14. Госзакупки региональных МИС в России в 2013-2016 гг.

МИС для автоматизации МО в госзакупках на информатизацию здравоохранения 2013-2016 гг, руб.

ПО дли СОМ il _5ZC74 119 F

ЯМС 265 «6 934 »

Комплексные МИС МО 4130«» 152 Р 89%

Рис. 15. Госзакупки МИС для автоматизации медицинских организаций

в России в 2013-2016 гг.

назначенные для автоматизации отдельных учреждений здравоохранения. Затраты на этот вид ПО составили в 2013-2016 гг. 4 млрд. 609 млн. руб. или 27% от всех госзакупок. Подавляющее большинство (89%) затрат в этой категории пришлось на различные медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО), число которых за период наблюдения составило 160 систем. Второе место занимают лабораторные информационные системы (6%), третье (3%) - программные продукты для автоматизации аптечной деятельности (рис. 15).

№2 Менеджер

2018

здравоохранения

Рейтинг лидирующих МИС МО представлен в таблице 3.

Результаты выполненного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. На информатизацию здравоохранения, приобретение программного обеспечения и соответствующих услуг за последние 4 года в Российской Федерации направлялось около 4-5 млрд. руб. в год. В 2015 г. объем финансирования существенно сократился - на 44,4% до 3,6 млрд. руб., 2016 г. показал рост в 10%.

2. Финансирование информатизации здравоохранения осуществляется главным образом за счет региональных бюджетов, внебюджетных средств и ОМС.

3. За рассмотренный период рынок в целом сформировался как по составу участников, так и по набору предлагаемых и востребованных решений. Главным образом этот рынок составляют региональные системы с долей 61%, а также медицинские информационные системы учрежденческого уровня с долей в 27%.

4. Специализированные решения, такие как например лабораторные или радиологические информационные системы, решения для скорой помощи или лекарственного обеспечения не имеют заметной доли на рынке, каждые из таких видов решений занимает менее 1%.

Таблица 3

Лидирующие медицинские информационные системы медицинской организации (МИС МО)

№ п/п Решение Кол-во регионов, которые закупали данное решение и услуги по нему Сумма контрактов, млн. руб. % от всей суммы *

1. qMS (Сп. АРМ, Санкт-Петербруг) 9 659,3 15,96%

2. Медиалог (ПМТ, Москва) 20 468,7 11,34%

3. Комплексная МИС (К-МИС, Петрозаводск) 19 271,5 6,57%

4. ТрастМед (СофТраст, Белгород) 7 192,4 4,66%

5. ПК МедИнфоСистема (МедИнфоЦентр, Сургут) 2 143,8 3,5%

6. САМСОН (Самсон Групп, Санкт-Петербург) 7 129,3 3,13%

7. ЛПУ-ЭМ (Электронная медицина, Ростов-на-Дону) 6 128,7 3,12%

8. Эскулап (Эскулап: МИТ, Москва) 2 121,5 2,94%

9. Пациент (Медотрейд, Москва) 5 115,7 2,80%

l0. Ариадна (Решение, Санкт-Петербург) 9 109,8 2,66%

* В данном случае % берется от суммы всех гос. контрактов по учрежденческим системам (МИС МО) Я 1

UDC 002.53

Gusev A.V. Financing of Informatization of Public Health in Russia in 2013-2016 (Complex Medical Information Systems, Petrozavosk, Russia)

Abstract. The analysis of state purchases of software and services for the informatization of health care for the period 2013 -2016 was carried out. As the study materials, public data from the public procurement portal on procurement of software and health information services, which were conducted under Federal Law No. 44-FZ of 5.04.2013, were used. Data on procurement of hardware, activities to ensure information security or provision of communication channels in this study have not been studied. The work analyzes the main statistical indicators of competitive procedures, data on the winners of tenders and auctions, data on the main areas of financing, the distribution of funding by region, types of costs and types of software. In general, for informatization of health care, at least in terms of software and related services, Russia spent about 4-5 billion rubles over the past 4 years. in year. In 2015, the volume of financing decreased significantly - by 44.4% to the level of 3.6 billion rubles, in 2016 showed an increase of 10%. Financing of health informatization is carried out mainly through regional budgets, extrabudgetary funds and MHI.

Over the past time, the situation with developers and applied solutions has generally stabilized. The main funding is allocated to regional systems with a 61% share of costs, as well as medical information systems of an institutional level with a 27% share of costs.

Keywords: medical information systems, regional health informatization, EGISZ

se

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.