Научная статья на тему 'Финансирование и кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на примере Пермского края)'

Финансирование и кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПАЕВОЙ ФОНД / КРЕДИТОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санникова А. Г.

В статье рассматривается такой элемент экономического механизма как финансирование и кредитование сельскохозяйственного потребительского кооператива. Рассмотрены различные источники финансирования кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование и кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на примере Пермского края)»

ется одним из множества частных аспектов в проблеме снабжения ЛПУ материальными ресурсами, обеспечивающими оказание качественной ВМП гражданам Российской Федерации.

Список литературы:

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2010 г. № 1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

2. Городская больница № 40 Санкт-Петербурга: стоимость шунтирования сердца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gb40.ru/clinic/cat2/ folder-7/index.html/stoimost_shuntiшvama_serdtsa (дата обращения: 30.10.12).

3. Медицина высоких технологий стала доступнее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/health/high-tech/50 (дата обращения: 20.10.2012).

4. Приказ Минздрава РФ от 3 августа 1999 г. № 303 «О введении в действие Отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования».

ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

© Санникова А.Г.*

Чайковский технологический институт (филиал) Ижевского государственного технического университета, г. Чайковский

В статье рассматривается такой элемент экономического механизма как финансирование и кредитование сельскохозяйственного потребительского кооператива. Рассмотрены различные источники финансирования кооперативов.

Ключевые слова: финансирование, паевой фонд, кредитование, субсидирование.

Возможными источниками финансирования на современном этапе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются:

- собственные средства

- государственная поддержка;

- кредиты банков;

- и другие.

* Старший преподаватель кафедры «Экономические дисциплины».

Кооператив формирует собственные средства за счет паевых взносов, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других.

Для осуществления своей деятельности кооператив формирует фонды, составляющие имущество кооператива. Виды, размеры этих фондов, порядок их формирования и использования устанавливаются общим собранием членов кооператива в соответствии с законом и уставом кооператива.

Основным фондом кооператива является паевой фонд. В соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» [1], паевой фонд - сумма паев членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в денежном выражении. Пай члена кооператива складывается из его паевого взноса и приращенного пая. Пай же ассоциированного члена кооператива равен его паевому взносу. Приращенный пай члена кооператива формируется за счет кооперативных выплат.

Прибыль кооператива, определенная по бухгалтерскому балансу и остающаяся после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, распределяется следующим образом:

1. На погашение просроченных долгов;

2. В резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды;

3. На выплату причитающихся по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива дивидендов и на премирование работников кооператива и его работников, общая сумма которых не должна превышать 30 процентов от прибыли кооператива, подлежащей распределению.

4. На кооперативные выплаты [1].

Собственные средства являются приоритетными источниками финансирования, поскольку кооператив, использующий собственные средства имеет более высокую финансовую устойчивость.

Но основная проблема формирования паевого фонда заключается в недоверии сельских жителей к кооперации, а, следовательно, в маленьком количестве пайщиков. Поэтому организационной группе необходимо работать в привлечении пайщиков на этапе создания кооператива. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Также необходимо решить вопрос о величине паевого взноса, от которого будет зависеть величина пайщиков.

Чтобы не уходил пайщик из кооператива, а, следовательно, не уменьшался собственный капитал, необходимо вкладывать в пайщика, наладить нормальные взаимовыгодные экономические отношения.

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот.

Анализ показал, что используются меры прямого и косвенного государственного субсидирования.

К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:

- прямых государственных компенсационных платежах;

- платежах при ущербе от стихийных бедствий;

- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства.

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия;

2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;

3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства - субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений [4].

За счет своевременной и эффективной государственной поддержки сельское хозяйство в последнее время демонстрирует устойчивость, даже в 2010 году, во время экономического кризиса и засухи. Удалось сохранить стабильность потребительских цен на некоторые виды продуктов.

С 2006 года развитие сельского хозяйства, в частности сельскохозяйственной потребительской кооперации, является приоритетным в развитии экономики страны. С разработкой национального проекта «Развитие АПК», направления стимулирования развития малых форм хозяйствования, сформировались четкие меры поддержки государства работы потребительской кооперации. К ним относятся субсидии из бюджета на поддержку животноводства, растениеводства, лизинговые программы, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, субсидии на страхование урожая сельскохозяйственных культур, а также другие формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей [2].

Необходимо отметить льготное налогообложение для сельхозтоваропроизводителей и потребительской кооперации, фиксированные цены на

горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, что упрощает работу малым формам хозяйствования.

Финансирование из федерального и регионального бюджетов с каждым годом увеличивается, что говорит о большом внимании Правительства и губернатора Пермского края к проблемам создания и развития малых форм хозяйствования.

Важным шагом в поддержку АПК в начале 21 века было воссоздание Россельхозбанка, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, поскольку основным источником финансирования потребительских кооперативов являются заемные средства в виде кредитования.

В работе кооператива невозможно обойтись без кредита, поскольку зачастую собственного капитала не достаточно для эффективного функционирования потребительского кооператива.

Рис. 1. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края

С принятием проекта «Развитие АПК» и воссозданием Россельхозбанка пользоваться кредитом стало дешевле за счет субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

Но рентабельность сельскохозяйственной продукции низка, поэтому не все малые формы хозяйствования могут позволить кредит. Но государственные и региональные программы упрощают получение кредитов, а это важно на стадии становления кооператива, поскольку его платежеспособность не стабильна.

В целях стимулирования развития потребкооперации региональным законодательством предусмотрено ряд мер: создание гарантийного фонда, предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату процентов, увеличение финансовых и кредитных ресурсов, оказывается помощь через ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» (рис. 1).

Развитие малого бизнеса на селе - одна из приоритетных задач краевого Минсельхоза. Задача решается посредством реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малых форм хозяйствования на селе. В 2010 и 2011 годах из краевого бюджета было выделены дополнительные средства муниципалитетам на софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ по развитию самозанятости жителей Пермского края.

Кроме того, в рамках проекта Министерства сельского хозяйства Пермского края «Развитие малых форм хозяйствования на селе» была продолжена работа по разработке новых агрофраншиз и стимулированию тиражирования их субъектами предпринимательской деятельности.

Обобщая вышесказанное, считаем, что финансирование кооператива должно осуществляться в несколько этапов:

1 этап состоит в обеспечении кооператива необходимыми оборотными и материально-техническими средствами за счет паевого фонда

2 этап - кредитование и субсидирование кооператива - кооператив имеет возможность привлечь кредитные ресурсы в необходимых объемах, получить субсидии и дотации на тот участок и для тех целей, которые дадут наибольшую отдачу в дальнейшем.

3 этап - механизм внутреннего финансирования, основанный на принципах хозрасчета. Этот принцип финансирования основан на привлечении внутренних резервов кооператива за счет административных, организационных и финансовых мероприятий. При этом формируются дополнительные фонды, устанавливается порядок их образования и использования.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95 № 193-Ф3 (ред. от 03.12.2011).

2. Постановление Правительства РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 14.07.2007 № 446.

3. Постановление Правительства Пермского края «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки мероприятий по повышению доступности кредитов» от 01.04.2009 N 181-п (ред. от 26.04.2010).

4. Нещадин А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом // Аграрное обозрение. - 2011. - № 3. - С. 42-48.

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ (VALUE BASED MANAGEMENT): ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

© Ступичева Я.Г.*

Международный институт экономики и права, г. Москва

В статье рассматривается концепция управления стоимостью компании Value Based Management, ее основные недостатки и достоинства. Приведены ключевые факторы стоимости. Рассмотрено влияние VBM на результаты деятельности компании.

Ключевые слова управление стоимостью, оценка бизнеса, концепция стоимости.

В современной науки и практики принято, что Концепция управления стоимостью (Value Based Management, (VBM)) представляет собой одну из новейших технологий управления стоимостью компании, успешно применяемую и разрабатываемую за рубежом. Развитие рыночной экономики, усложнение организационной структуры и рост большинства российских компаний, возросший уровень неопределенности, потребность в эффективных инструментах для преодоления кризисных явлений обусловили необходимость разработки данной проблемы и адаптации технологии управления стоимостью к российским условиям. К сожалению, до настоящего момента в отечественной литературе рассматриваются лишь теоретические основы концепции управления стоимостью. Отечественные авторы не предлагают четких рекомендаций и конкретных инструментов для внедрения и использования технологии VBM для целей управления компанией, в том числе для целей антикризисного управления.

Следствием пересмотра целевого ориентира практики применения концепции VBM послужила трансформация методов оценки и анализа результатов ее деятельности. Это выражается в переходе от традиционной (бухгалтерской) к финансовой (или стоимостной) модели компании [2].

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.