Научная статья на тему 'Финансирование девелоперских проектов по строительству коммерческой недвижимости'

Финансирование девелоперских проектов по строительству коммерческой недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1625
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИСТОЧНИК / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Н. А.

Спрос на коммерческую недвижимость в России в настоящее время остается стабильно высоким. Однако достаточно ограничен круг используемых источников финансирования, часто представляющий собой собственные средства и банковское кредитование. В статье исследуются возможные источники финансирования девелоперских проектов. Определяются их достоинства и недостатки, а также проблемы, связанные с привлечением того или иного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование девелоперских проектов по строительству коммерческой недвижимости»

26 (164) - 2013

Инвестиционный потенциал

УДК 336.64

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Н. А. РОМАНОВА,

аспирантка кафедры инвестиций и инноваций E-mail: romanovana@hotmail. com Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Спрос на коммерческую недвижимость в России в настоящее время остается стабильно высоким. Однако достаточно ограничен круг используемых источников финансирования, часто представляющий собой собственные средства и банковское кредитование. В статье исследуются возможные источники финансирования девелоперских проектов. Определяются их достоинства и недостатки, а также проблемы, связанные с привлечением того или иного ресурса.

Ключевые слова: коммерческая недвижимость, инвестиционный проект, источник, финансирование.

Несмотря на финансовый кризис 2008 г., рынок коммерческой недвижимости в России продолжает активно развиваться. По сравнению с развитыми западными странами наблюдается существенная нехватка качественных офисных, торговых и складских помещений. Это обусловливает высокий спрос на строительство подобных объектов.

Реализация таких проектов требует крупных капиталовложений на долгосрочной основе. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов деве-лоперов одной из основных проблем становится обеспечение достаточности денежных средств для реализации проектов. Несмотря на многообразие различных источников финансирования, ключевую

роль в настоящее время играет достаточно ограниченное банковское кредитование.

В связи с этим актуальным становится вопрос разработки и применения более современных и эффективных источников и форм финансирования. Рассмотрим более подробно текущую ситуацию на рынке привлечения финансовых ресурсов для строительства объектов коммерческой недвижимости и тенденции его развития.

Стоит отметить, что в России понятие «коммерческая недвижимость» используется широко и не всегда понимается однозначно. Часто ее выделяют в отдельную группу при классификации объектов недвижимости по функциональному признаку либо по целям использования.

Более полное определение, по мнению автора, дал А. Х. Абдужабаров, который отмечал, что под коммерческой недвижимостью следует понимать нежилые здания с относящимися к ним земельными участками, для которых существует возможность, ограниченная физической осуществимостью, законодательной правомерностью и экономической целесообразностью, коммерческого использования посредством организации бизнеса, а также позволяющая приносить доход в виде арендных поступлений и/или последующей продажи.

Во всем мире коммерческую недвижимость принято делить на три большие группы:

- офисная недвижимость, которая содержит в себе много составляющих: сами здания, бизнесцентры, помещения на первых и цокольных этажах жилых домов, помещения свободного назначения, а также помещения бывших и действующих предприятий;

- торговая недвижимость, которая включает в себя различные магазины, центры бытовых услуг, многофункциональные торговые комплексы;

- склады и логистические центры, к которым относят специально оборудованные складские комплексы, складские помещения в промышленных зонах на территориях различных промышленных предприятий, а также специально оборудованные помещения в жилых зданиях [10].

Рынок коммерческой недвижимости в России достаточно молодой и опирается в основном на мнение международных консультантов, которые используют привычную им международную классификацию объектов. Соответственно классификация из трех видов коммерческой недвижимости считается общепринятой на рынке, несмотря на отсутствие формального закрепления в законодательстве РФ.

Создание объектов коммерческой недвижимости всегда требует больших капиталовложений. Как правило, компания, приняв решение о строительстве того или иного объекта, выделяет этот процесс в отдельный проект, и все денежные потоки на строительство идут через этот проект. За счет каких средств осуществляется финансирование и идет реализация каждого этапа проекта, зависит, в первую очередь, от политики компании, ее предпочтений и возможностей, а также от ситуации на рынке.

Финансирование проектов будем рассматривать с точки зрения девелопера как основного участника процесса создания объектов коммерческой недвижимости, одной из главных функций которого является финансовое обеспечение проекта. Понятие «девелопер» (to develop - развивать) в российском законодательстве отсутствует, но при этом уже достаточно прочно вошло в современную лексику. В основном девелопера определяют как предпринимателя, получающего прибыль от создания объектов недвижимости [6].

Финансирование проекта может осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет заемных и привлеченных. Выбор тех или иных источников является главной задачей девелопера и оказывает непосредственное влияние на эффективность проекта и соответственно результатив-

ность деятельности девелоперской компании. В случае самофинансирования компания в основном использует прибыль, накопленную от существующих проектов и оставшуюся после распределения дивидендов, а также собственные средства акционеров, осуществляющих вклад в уставный капитал проектной компании.

Часто для реализации крупного инвестиционного проекта создается отдельная проектная компания под строительство конкретного объекта (SPV - Special Purpose Vehicle). Девелопер, обладающий правами на недвижимый актив, вносит их в уставный капитал проектной компании. Вместе с девелопером на начальном этапе участником такой компании может выступать венчурный инвестор, который финансирует создание концепции, пред-проектных решений и бизнес-плана.

Дальнейшие действия предполагают финансирование строительства, где перед девелопером встает выбор: осуществлять финансирование за счет собственных средств и средств соинвестора (венчурного инвестора) либо привлекать кредитные ресурсы. При решении финансировать за счет собственных средств девелопер может привлекать дополнительных инвесторов, которые разделят с ним все риски и прибыль от проекта.

Одним из ключевых моментов в такой схеме для инвесторов становится получение контроля за ходом реализации проекта. Зачастую инвесторы стараются полностью участвовать в процессе, ставят условием наличие своего управляющего персонала в компании, контролируют все этапы строительства и основные показатели проекта. В случае если инвестор не принимает непосредственного участия, то обычно ему предоставляется ряд гарантий, снижающих его риски.

Как один из вариантов такого рода гарантий И. Г. Лукманова выделяет сделку РЕПО. В результате этой сделки инвестор получает за некую сумму пакет акций проектной компании. Одновременно с этим он получает гарантии обратного выкупа этих акций у девелопера и других владельцев компании в заранее оговоренный срок за первоначальную сумму плюс премию. Таким образом, инвестор получает прогнозируемые сроки размещения своего капитала и его доходность, а девелопер - финансовый ресурс. Сделка РЕПО по своей сути является займом (обладает признаками возвратности и платности), но по форме - это внесение в капитал. В результате показатели проектной компании в части

собственных средств увеличиваются и становятся приемлемыми для последующего кредитования в банке [12].

В России банковское кредитование в настоящее время является основным источником финансирования строительства объектов коммерческой недвижимости. Банковское кредитование для деве-лопера достаточно удобный способ, позволяющий индивидуально учитывать потребности каждого заемщика. Согласно требованиям банка проект проходит дополнительную техническую, юридическую, финансовую экспертизу (due diligence). Сотрудничество банка и девелопера проходит на взаимовыгодных условиях. Девелопер получает бесперебойное доступное финансирование, банк в свою очередь получает проценты за пользование кредитными средствами, а также доходы от предоставления дополнительных услуг компании (обслуживание всех счетов через банк, зарплатные проекты, размещение офисов и банкоматов в построенных объектах, привлечение арендаторов объекта в качестве клиентов и др.).

Существуют различные формы банковского кредитования, основными из которых являются:

- банковское инвестиционное (залоговое) финансирование;

- банковское проектное финансирование.

При инвестиционном кредитовании источником погашения кредита являются как денежные потоки нового проекта, так и прибыль от текущей деятельности компании, при этом проект обычно реализуется на балансе уже действующей компании. Если по каким-то причинам проект оказывается убыточным, то заемщик может погасить задолженность перед банком за счет прибыли от текущей деятельности. Важным условием является предоставление заемщиком обеспечения в виде залогов, поручительств или гарантий. В основном банк кредитует под залог имеющихся активов (земельных участков, объектов недвижимости, ценных бумаг и т. д.). Кредит выдается на сумму не более 60-70 % от рыночной стоимости актива.

Что касается проектного финансирования, то суть его понимается не всегда однозначно. Наиболее подходящим в отношении кредитования строительства коммерческой недвижимости, по мнению автора, является следующее определение Т. А. Беликова: «Проектное финансирование - форма финансирования инвестиционного проекта в виде предоставления среднесрочного или долгосрочного кредита

специально созданной проектной компании ^РУ), когда единственным или основным источником погашения основного долга по кредиту являются денежные потоки, генерируемые самим проектом» [1].

Обязательным условием предоставления кредита на принципах проектного финансирования является вложение инициатором проекта (девелопером) собственных средств в размере не менее 25-30 % от стоимости проекта. Единственным имуществом, выступающим в качестве залога, является имущество, приобретенное и созданное в рамках проекта. На этапе строительства это объект незавершенного строительства, земельный участок (если находится в собственности), права на аренду (если земельный участок находится в долгосрочной аренде), 100 % акций проектной компании. После завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию заемщик оформляет в залог готовый объект.

Характерной особенностью проектного финансирования является применение схем «без регресса» на имущество третьих лиц или «с ограниченным регрессом». Схема «без регресса» на имущество третьих лиц означает, что единственным источником погашения кредита будут активы и денежные потоки проекта. В случае применения схемы «с ограниченным регрессом» банку могут предоставляться поручительства, гарантии и залоги третьих лиц или участников проекта.

Часто в рамках реализации крупномасштабных проектов один банк оказывается не в состоянии полностью осуществить финансирование. В таких случаях заемщику предоставляется синдицированный кредит (кредит, выдаваемый двумя или более банками). При синдицированном кредитовании группа банков-кредиторов объединяет на определенный срок свои временно свободные средства для финансирования проекта. В таком случае риск, связанный с долгосрочным кредитованием, распределяемся между банками-кредиторами. В развитых странах до 80 % крупных кредитов предоставляется на условиях синдицированного кредитования [7].

В работе И. Г. Лукмановой выделена дополнительно такая форма, как «связанные» кредиты банков-нерезидентов.

Под «связанными» кредитами понимаются кредиты, обремененные некоторыми условиями для заемщика. Наиболее характерным условием является заключение договора генерального подряда с конкретной компанией-нерезидентом. Компания-генпод-

рядчик и банк, осуществляющий финансирование, являются резидентами одной страны. За счет этого получается экспорт услуг для страны, из которой поступают денежные средства. Также необходимо участие российского банка, принимающего на себя перед иностранным банком все риски по невозврату кредита. Предметом кредитования является финансирование строительства объекта согласно строительной смете. Обычно смета компании-нерезидента выше, чем аналогичная у российских компаний, но данная разница нивелируется за счет существенно меньшей процентной ставки по кредиту у иностранного банка. Таким образом, в «связанном» кредите принимают участие четыре стороны:

- иностранная организация-генподрядчик;

- иностранный банк;

- российский банк;

- девелопер-заемщик [12].

Относительно редким для отечественного рынка является такой кредитный инструмент, как ме-зонинное финансирование или мезонинный кредит (mezzanine loan). Это такой вид финансирования проектов, при котором кредитор одновременно является и инвестором, несет повышенные риски по сравнению с обычным банковским финансированием. Банк предоставляет средства в виде долгового финансирования с одновременным приобретением опциона на приобретение акций заемщика или проектной компании в будущем по определенной цене. Залоговое обеспечение отсутствует, кредит субординированный (в случае дефолта проекта погашается после кредиторов первой очереди).

Проценты по мезонинному кредиту существенно выше обычных кредитов в силу более высоких рисков кредитора. Мезонинный кредит предоставляется на срок не менее 3-5 лет с погашением тела кредита в конце срока. Потребность у заемщика в мезонинном кредите возникает, когда не хватает собственных средств для привлечения проектного финансирования. Мезонинный кредит сложен в подготовке и подходит только для крупных сделок [13, 14].

Еще одним альтернативным способом финансирования может являться форвардная сделка [9]. Она подразумевает продажу девелопером объекта недвижимости с временным разрывом между заключением сделки и переходом прав собственности на объект. Таким образом, покупатель приобретает объект еще на стадии строительства или даже проектирования, задолго до окончания реализации проекта.

Обычно такое форвардное финансирование предусматривает авансовый платеж, промежуточные платежи (возможны при условии, что покупатель осуществляет финансирование строительства) и окончательный балансовый платеж, после которого к покупателю переходят права на готовый объект, т. е.

Стоимость объекта = Авансовый платеж + + Промежуточные платежи + + Балансовый платеж.

При этом цена объекта определяется как при обычной продаже, путем деления планируемого чистого операционного дохода (NOI, net operating income) на ставку капитализации. Ставка капитализации в таком случае будет выше, чем при покупке готового объекта, тем самым отражая более высокие риски покупателя.

Форвардным финансированием обычно пользуются западные фонды, это позволяет им приобретать качественные объекты по достаточно приемлемой цене. Также они могут следить за качеством реализации проекта. Одним из минусов такой сделки для покупателя считается необходимость производить авансовый платеж (в среднем 10-15 % от стоимости актива).

Для девелопера такая схема финансирования также обладает положительными и отрицательными моментами. Имея в наличии форвардные обязательства, девелоперу становится проще привлекать кредитные средства и будущих арендаторов. При этом девелопер вынужден продавать объект по заниженной стоимости, и сумма аванса в размере 10-15 % от цены недостаточно велика для финансирования проекта.

На рынке коммерческой недвижимости достаточно активно привлекаются прямые инвесторы в целях продажи доли в бизнесе или в проекте и, соответственно, получения необходимого финансирования для инвестиционного проекта. В роли прямых инвесторов могут выступать крупные российские промышленные группы, желающие диверсифицировать свои риски, различные российские фонды (страховые, пенсионные и пр.), крупные девелоперские компании, обладающие достаточным капиталом, а также западные инвесторы и инвестиционные фонды, осуществляющие вложения на российском рынке [2].

Привлечение внешних инвесторов может повысить престиж компании на рынке и сделать проект более привлекательным для дальнейшего финанси-

рования, однако с приходом соинвестора возникает необходимость в дополнительном согласовании принимаемых решений, возможно появление разногласий среди партнеров по бизнесу.

В качестве дополнительных источников финансирования девелоперы могут использовать такие инструменты рынка ценных бумаг, как облигационные займы, еврооблигации (евробонды) и IPO.

Облигационные займы выпускают многие компании, в том числе и девелоперские. Выпуск облигаций для привлечения дополнительного финансирования проектов обладает рядом преимуществ:

- самостоятельное определение условий размещения (срок, стоимость, размер процентных ставок и купонов и т. д.);

- отсутствие залогового обеспечения (эмитент может выпускать облигации без обеспечения в размере, не превышающем размера собственного уставного капитала, в случае превышения эмитент может предоставить поручительства третьих лиц или банковские гарантии);

- достаточно длительный срок размещения (в среднем от 3 до 5 лет);

- отсутствие целевой направленности для расходования привлеченных средств;

- независимость от отдельно взятого кредитора;

- снижение стоимости последующего кредитования при добросовестном обслуживании облигационных займов;

- повышение инвестиционной привлекательности эмитента в связи с публичностью размещения.

Несмотря на целый ряд преимуществ, выпуск облигаций не является основным источником финансирования проектов в рамках строительства коммерческой недвижимости. Часто это связано со сложностью подготовки документов и проведения эмиссии, а также от компании требуется полное раскрытие информации.

Еврооблигации выпускаются в иностранной валюте и размещаются с помощью синдиката международных андеррайтеров среди зарубежных инвесторов, для которых эта валюта тоже является иностранной. Несмотря на существенную выгоду в процентных ставках, размещение еврооблигаций также не стало в настоящее время массовым инструментом среди российских девелоперов. В основном проблемы связаны с репутацией компании (зачастую она вовсе отсутствует), высокими требованиями к отчетности (не менее трех лет по

МСФО) и прозрачностью структуры управления (наличие независимых директоров и внутреннего аудита).

Однако несколько крупных компаний, хорошо зарекомендовавших себя на рынке и имеющих положительную публичную репутацию, выпустили еврооблигации на достаточно крупные суммы. К ним относятся такие известные девелоперы, как ЗАО «Дон-Строй Инвест» (150 млн долл.), ГК «ЛенСпецСМУ» (100 млн долл.), Mirax Group (100 и 180 млн долл.), УК «Теорема» (75 и 148 млн долл.) [11].

Самым сложном инструментом в привлечении финансирования считается первичное размещение акций или IPO. Суть IPO заключается в продаже части акций компании на открытом рынке и привлечении тем самым необходимого объема денежных средств. Обычно компании размещают не более 30 % акций, чтобы не потерять контроля за деятельностью предприятия.

Для выхода на IPO от компании требуется длительная и основательная подготовка. В первую очередь, компания принимает решение стать публичной. Требования предъявляются к финансовой отчетности, которая должна осуществляться по МСФО, необходимо наличие международного аудита и соответствующей структуры собственности. Компания несет существенные затраты на оплату услуг инвестиционного банка, занимающегося организацией проведения размещения, а также на юридические и финансовые услуги прочих консультантов.

Первичное размещение акций обладает рядом преимуществ. Оно позволяет привлечь существенные объемы денежных средств, справедливо оценить бизнес компании, снизить стоимость внешних источников финансирования в будущем, улучшить имидж компании и повысить ее инвестиционную привлекательность [3].

Несмотря на указанные преимущества, IPO может негативно сказаться на финансовом состоянии компании при неправильном подходе. Часто размещения проводятся в неподходящие моменты, когда рынок перегрет и не может адекватно оценивать стоимость. В таких случаях компании вынуждены снижать коридор цены на акцию либо полностью отказываться от размещения. К отрицательным моментам относят и необходимость полного раскрытия информации, что дает дополнительные преимущества конкурентам. Существует возмож-

ность блокирования миноритарными акционерами важных решений.

Для девелоперов сложности с выходом на IPO связаны прежде всего с отсутствием прозрачности бизнеса, с трудным аудитом, разногласиями в независимой оценке бизнеса, не всегда понятной для инвестора стратегией развития бизнеса [5].

Также одним из перспективных направлений привлечения внешних источников финансирования девелоперских проектов считаются закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости (ЗПИФН). Они представляют собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления с условием его объединения с имуществом иных учредителей, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой (инвестиционным паем), выдаваемой управляющей компанией [9].

Зарубежным аналогом российских ЗПИФН являются инвестиционные фонды REITs (Real Estate Investment Trusts), получившие свое активное развитие в 1990-х гг. прошлого века. В России ЗПИФН начали развиваться в 2002 г., когда было принято постановление ФКЦБ от 31.08.1999 № 5 «Об утверждении Положения о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов». В 2003 г. был зарегистрирован первый ЗПИФН [4]. Среди всех паевых инвестиционных фондов закрытые фонды недвижимости занимают лидирующие позиции.

Стоит отметить, что использование ЗПИФН как инструмента финансирования строительства объектов коммерческой недвижимости является достаточно перспективным направлением. Очевидно, что такие фонды обладают рядом преимуществ:

- ограничение появления сторонних пайщиков;

- возможность контролировать действия управляющей компании;

- налоговые льготы (ПИФ не является юридическим лицом);

- возможность реализации паев на вторичном рынке и, как следствие, повышение ликвидности активов;

- увеличение прозрачности бизнеса;

- использование паев в качестве залога по банковскому кредиту, позволяющих девелоперу более эффективно осуществлять финансирование своих проектов.

До кризисного 2008 г. на рынке коммерческой недвижимости широко было распространено подписание предварительных договоров аренды (ПДА) с внесением обеспечительного платежа. Это было связано с высоким спросом на качественные объекты и низким предложением. Арендаторы были вынуждены резервировать необходимые площади уже на этапе строительства объекта. Оплата обеспечительного платежа была обязательным условием договора и при этом представляла собой достаточно внушительные суммы (часто арендная плата за один квартал). Девелопер мог использовать полученные денежные средства на строительство и прочие расходы.

После наступления кризиса ситуация в корне изменилась. Подписанные ПДА на объекты, не введенные в эксплуатацию, потенциальные арендаторы расторгали, спрос существенно снизился, рынок арендодателя превратился в рынок арендатора. В настоящее время ситуация понемногу стабилизируется. Так, например, наблюдается значительный спрос и нехватка готовых объектов на рынке складской недвижимости в Московской области. Арендаторы снова выражают готовность к подписанию ПДА. Таким образом, средства от обеспечительных платежей также можно отнести к возможным источникам финансирования строительства коммерческой недвижимости.

Таким образом, у девелопера существует достаточно широкий выбор вариантов финансирования. В проекте могут быть использованы всевозможные комбинации источников, либо компания может остановиться только на одном. Выбор будет зависеть от внутренних факторов, от финансового положения компании, ее репутации, от внешних факторов, от экономического состояния рынка коммерческой недвижимости, от финансовой политики государства и пр. Останавливаясь на том или ином варианте, девелопер должен просчитывать в совокупности стоимость финансирования, риски, учитывать временной фактор (по степени быстроты привлечения) и определять влияние выбранной схемы финансирования на эффективность проекта.

Наиболее вероятные источники финансирования строительства коммерческой недвижимости, а также формы, в виде которых они могут быть првлечены, представлены в таблице.

Учитывая приведенный анализ, следует отметить, что в настоящее время основным источником финансирования девелоперских проектов

Источники финансирования строительства

является банковское кредитование. Для компании это наиболее надежный и понятный способ. При этом в структуре капитала проекта высока доля собственных средств. По требованиям банковского финансирования, обычно это не менее 25-30 % от общей суммы вложений.

Другие источники финансирования на российском рынке применяются как дополнительные инструменты. Недостаточно развит рынок облигаций, еврооблигаций, ЗПИФН и 1РО. В основном такие источники могут позволить себе отдельные крупные компании с прозрачной структурой и хорошей репутацией. Следует отдельно выделить привлечение средств путем продажи доли в проекте внешним инвесторам. Согласно оценкам экспертов, около 25 % от общего притока инвестиций в сектор строительства коммерческой недвижимости осуществляют прямые инвесторы.

В целом у девелопера в настоящее время достаточно разнообразный выбор источников финансирования строительства объектов коммерческой недвижимости. Каждый из источников обладает своими достоинствами и недостатками. Большинство из них достаточно слабо развито на российском рынке, однако обладает серьезным потенциалом.

Девелоперам следует активно работать над репутацией компании и структурой управления, что откроет новые возможности для более дешевого финансового обеспечения проектов.

Список литературы

1. Беликов Т. А. Минные поля проектного финансирования: Пособие по выживанию для кредитных работников и инвесторов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 221 с.

2. Белых А. Деньги на стройку // Костромской бизнес-журнал. 2007. № 7. С. 48-53.

3. БригхэмЮ., ЭрхардтМ. Финансовый менеджмент. 10-е изд. / пер. с англ. под ред. Е. А. Дорофеева. СПб: Питер, 2005. 960 с.

4. Вахрамеев Э.Ю. Паевые инвестиционные фонды недвижимости в РФ: динамика развития и цели инвестирования // Инновации. 2006. № 4. С. 54-57.

5. Гаттунен Н. А. Источники финансирования строительства коммерческой недвижимости // Финансы и кредит. 2010. № 32.

6. Девелопмент: учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге; под общ. ред. проф. И. И. Мазура. М.: Экономика, 2004. 521 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Инвестиции: учеб. / кол. авторов; под ред. Г. П. Подшиваленко. 2-е изд. М.: КноРус, 2009. 496 с.

8. Кутнов И. Финансовая альтернатива, или какой способ финансирования выбрать. URL: http:// www. arendator. ru/artides/5/art/19903.

9. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ.

10. Пушкина М. Коммерческая недвижимость как объект инвестирования. М.: Альпина Пабли-шерз, 2009. 244 с.

11. Сергеев А. Технологии рынка: стройка под процент. URL: http://www. vedomosti. ru/newspaper/ article/2007/12/10/137749.

12. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса и эксплуатации недвижимости: учеб. / под общ. научн. ред. П. Г. Грабового. 2-е изд., перераб. и доп. Ч. 1. М.: Проспект, 2012. 368 с.

13. URL: http://www. creditbank24.ru/articles/ business-credit/mezoninnoye-finansirovaniye-alternativa-proyektnomu. htm.

14. URL: http://www. v-fin. com/credit/mezonin.

объектов коммерческой недвижимости

Средства Форма привлечения

Собственные 1. Нераспределенная прибыль от других проектов. 2. Собственные средства акционеров

Заемные 1. Банковское кредитование в форме: - залогового финансирования; - проектного финансирования; - синдицированного кредитования; - мезонинного финансирования; - «связанных» кредитов. 2. Займы других компаний и частных лиц. 3. Облигационные займы. 4. Еврооблигации. 5. Обеспечительные платежи по ПДА

Привлеченные 1. Приобретение пакета акций прямыми инвесторами (в т. ч. по схеме РЕПО). 2. ЗПИФН (в т. ч. ЗПИФН квалифицированных инвесторов). 3. 1РО. 4. Форвардные сделки

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.