Научная статья на тему 'Философствование как способ коммуникации'

Философствование как способ коммуникации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / НАЧАЛА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СМЫСЛ / ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Ольга Эрнстовна

В статье философствование определяется как способ коммуникации. Несмотря на совпадение «формулы» акта философствования и коммуникации, данные понятия не являются тождественными. Философствование есть рефлексивный процесс, начинающийся с проблемы ситуации «частичного несовпадения кодов» в коммуникации, условием которой выступает онто-гносеологическая сущностная настроенность определенные отношения, возникающие в коммуникации. Философствование трансцендентально, интрои интерсубъективно, это рефлексивный и экзистенциальный процесс, в ходе которого понимается и производится смысл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философствование как способ коммуникации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 63-66.

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ

В статье философствование определяется как способ коммуникации. Несмотря на совпадение «формулы» акта философствования и коммуникации, данные понятия не являются тождественными. Философствование есть рефлексивный процесс, начинающийся с проблемы - ситуации «частичного несовпадения кодов» в коммуникации, условием которой выступает онто-гносеологическая сущностная настроенность - определенные отношения, возникающие в коммуникации. Философствование трансцендентально, интро- и интерсубъективно, это рефлексивный и экзистенциальный процесс, в ходе которого понимается и производится смысл.

Ключевые слова: коммуникация, начала философствования, рефлексивность, смысл, фи-

лософствование.

Определяя философствование как способ коммуникации, мы, прежде всего, указываем на совпадение «формулы» акта философствования и коммуникации: и в процессе коммуникации, и в процессе философствования происходит передача сообщения. Такое представление характерно, в первую очередь, для традиционного взгляда на коммуникацию как передачу сообщения, где есть отправитель и получатель, независимо от направленности, будь то линейная, однонаправленная передача информации (К. Шеннон1, В. Вивер2) или система, где действует обратная связь (Н. Винер3, С. Бир4). Сообщение, несмотря на отводимую ему минимальную функциональную нагрузку, фигурирует и в трактовке коммуникации как целостного процесса, определяющегося посредством создания социальных систем. Коммуникация есть процесс тройной селекции (Н. Луман): информации, сообщения и понимания5. Общности понятий способствует и определение, в философском поле, предмета теории коммуникации как всеобщего в природных социальных и технических системах обмена информацией6. Философствующие находятся в состоянии коммуникации, формализацией процесса передачи сообщения является диалог (полилог). «Структурные соответствия» (Луман) философствования и коммуникации тесно взаимосогласованы, однако отношение их симметричным не является: коммуникацию можно мыслить вне философствования, философствование вне коммуникации невозможно.

Способность философствования, как отмечал К. Ясперс, присуща любому человеку

и имеет целью достижения «истинной коммуникации», т. е. реальной возможности быть услышанным и высказаться самому. «Воля к коммуникации» (наряду со «свободой», «верностью») - одно из базовых понятий предельно этически нагруженного, по Ясперсу, философствования. Сущностное различие между коммуникацией и философствованием, по Ясперсу, заключается в том, что акт коммуникации являет собой осуществленную соотнесенность одной экзистенции с другой, акт философской веры - соотнесенность экзистенции с трансценденцией.

Что выступает «началом» философствования? Другими словами, если философствование - «успокоившееся внутри себя в виде мышления» (Гегель), то с чего начинается «беспокойство» философствования? Среди различных видов «начал», в частности, выделяются, онтологические первоначала (природа, Бога и др.) натурфилософами, разумные и неразумные начала (в рационализме и иррационализме), личные и общественные начала (Н. Михайловский), творческое начало (Фихте, Шеллинг), этические начала (П. Новгородцев), безусловным началом определяется свобода (Б. Кроче) и т. д. Однако различные подобные «начала» в определенной степени тождественны источникам философствования, постулируют предмет размышления и составляют стержень содержания философствования.

Понимание начал мы рассматриваем как «априорных начал» (Э. Мейерсон), содержащих моменты предельной всеобщности, универсальности, направляющих наше мышление в его устремленности к реальности.

В частности, началам свойственна всеобщность, абсолютность, абстрактность (Гегель), начало связано с особыми конфликтными моментами опыта, порождающими замешательство и проблемы (Дьюи), начала есть «источники смысла для всего последующего» (Гуссерль), статус начала приобретают концепты, источником которых выступает смыслообразующая проблема (Делез и Гваттари) и т. д. Кроме того, в началах заложена коммуникативная ситуация, где есть «автор» и «адресат». Так, А. П. Алексеев, сравнивая тексты Платона и Аристотеля, заметил, что при всех различиях в авторских стилях двух античных мыслителей, очевидно происхождение их текстов из коммуникативной ситуации: «...у этих текстов есть автор, и есть адресат, и автору небезразлично, как будет текст адресатом воспринят»7. Следовательно, начало философствования есть исходная ступень (философского) познания; всеобщее, в опыте тотализирующее составляющие философствования. В начале как всеобщем присутствует индивидуальное, «Я», но - очищенное «Я» (Гегель), и в этом индивидуальном проявляется всеобщее. Начало существует в форме проблемы, которая выступает смыслообразующей для развертывающегося философствования. Именно проблема, в её всеобщности, направляет философствование (задает ориентиры философскому размышлению), она является «сцепкой» до-философствования и философствования. В контексте коммуникации проблема есть ситуация «частичного несовпадения кодов» (автокоммуникация Ю. Лотмана)8.

В вопрошании аккумулируется онто-гносеологическая сущностная настроенность философствующего субъекта; значимость во-прошания в философствовании априорна. С онтологического вопроса «почему многое, а не одно», собственно, и началось философствование, впервые с него, подчеркивает М. Мамардашвили, «и начал приоткрываться мир под человеческой пеленой культурно знаковых систем - мир как он есть, вне всякого антропоцентризма»9. Онтогносеологическая сущностная «на-строенность» (М. Хайдеггер), представленная изумлением-удивлением, сомнением, не является неким современным изобретением: уже у античных мыслителей мы находим, что философствование принадлежит тому измерению человека, которое мы называем настроением. По Платону, Сократ,

отвечая Теэтету, подчеркивает, что для философа чрезвычайно характерно именно удивление: «...как раз философу свойственно испытывать такое изумление. Оно и есть начало философии»10. Аналогично высказывается по этому поводу и Аристотель: убеждение побуждает человека философствовать. «Именно благодаря удивлению люди достигают теперь, как и впервые, господствующего истока философствования»11, - говорит автор «Метафизики». Философствовать люди начали, избегая незнания. Однако для этого необходимо было осознать это незнание, на это их наталкивает чувство изумления. Следовательно, можно говорить о том, что философия возникла благодаря удивлению. Однако удивление само по себе философию не творит, она «снимает» удивление, открывая его причины.

Особым гносеологическим и методологическим значением для начал философствования обладает сомнение. В своем существовании философия не только начинается с сомнения, но в процессе философствования она живет, можно сказать, лишь тогда, когда сама себя отрицает, сама с собой борется. В частности, размышления Августина в работе «Об истинной религии» отчасти предваряют известную картезианскую формулировку: cogito, ergo sum. В трактовке Августина тот, кто сомневается, существует. «Всякий, кто сознает себя сомневающимся, сознает нечто

истинное, и уверен в том, что в данном случае

12

сознает: следовательно, уверен в истинном»12,

- заключает Августин Блаженный. Контекст коммуникации позволяет рассматривать он-тогносеологическую сущностную настроенность как отношения взаимного настраивания, переживания «Я» и «Ты» как «Мы» (А. Шюц), взаимопонимания (М. Каган, Ю. Хабермас) в коммуникации.

Философствование трансцендентально. В ходе постижения объективной реальности раскрывается не претерпевшая сущностных изменений в ходе социально-исторического развития человечества особость способа функционирования всеобщего. Такое философствование «есть выговаривание и размежевание, касающееся последних и предельных вещей <...> является предельным и высшим»13. Трансцендентальность философствования проявляется в первичном проникновении в сущее, первичном вопрошании познающего человеческого духа, первич-

ном поиске ответа на вопрос как, при каких условиях возможна мысль живого познания. Философствование есть «попытка конечного существа понять бесконечный мир»14, по своей природе оно принципиально метафизично: вне- и надприродно. Трансцендентальность философствования определяет его существование «для коммуникации»: философия, когда она «есть философствование»15, дает возможность разобраться в пограничных ситуациях, «обучает коммуникации» (Ясперс). Кроме того, трансцендентальность философствования определяет возможность смыслопорож-дения. Коммуникативно-контекстуальный смысл устанавливается посредством экзистенциальных отношений (экзистенциализм), посредством переживаний в качестве ценности «встречи Я с Ты» (персонализм), понимания (герменевтика, феноменология), «коммуникации событий» (постмодернизм) и др.

Являясь процессуальным выражением философии, философствование обладает логичностью, ясностью, критериальностью (суждений). Философствование - рефлексивный процесс, предполагающий, прежде всего, «постижение природы мышления» (Платон), так называемые «философские ходы мысли», их прояснение и раскрытие, их повторение и узнавание в них того, «что мыслилось на протяжении тысячелетий» (Ясперс). Философствование, по справедливому замечанию М. Мамардашвили, связано с особым актом осмысления мира и себя в нём; актом, «дающим нам некое обобщенное, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим»16.

Философствование не редуцируется мысленно-умозрительной деятельностью, кроме эпистемической, в нем раскрывается и экзистентная сторона: происходит становление субъекта - обретение «независимости единичного человека» (К. Ясперс). Философствуя, человек присваивает определённые ориентиры (этические, политические, социальные и др.). В процессе осознания общественного и собственного опыта раскрываются особенности постижения мира и собственного «Я», направляясь, в процессе философствования, за рамки уже достигнутого всеобщего, осмысления предшествующего опыта, включая опыт самого философствования. Направленность философствования как способа коммуникации мы связываем с нелинейностью, учитывающей в коммуникации

наличие «обратной связи» (Н. Винер, С. Бир) или интерактивность коммуникации, общения (Ю. Хабермас, М. Каган)17.

Таким образом, философствование как способ коммуникации организовано как мыследеятельность (спровоцированная вопрошанием) и как духовный акт, выявление смыслообразующей основы экзистенциального бытия и становление «Я» при взаимодействии с миром, Другим, Я. Рассматриваемое в указанном контексте, философствование может быть интросубъ-ективным, осуществляемым в системе «Я

- Я», когда «Я» приравнивается к третьему лицу (автокоммуникация Ю. Лотмана), в этом случае философствование есть самопознание. Однако большинство исследователей коммуникации склоняется к ее производству в субъект-субъектных отношениях, с учетом этого философствование представляется интерсубъективным, развертывающимся в системе «Я - Он» (термин Ю. Лотмана), в широком смысле - в системе «Я - Другие». Так или иначе, философствующий субъект есть субъект вопрошающий, рефлексивный, мыследеятельный, обретающий в коммуникации экзистенцию. Философствование определяется как способ коммуникации, в ходе которого понимаются и производятся смыслы

- «постоянно изменяющиеся», «дополняющиеся», «текущие» образования18.

Примечания

1 См.: Shanon, C. E. The Mathematical Theory of Communication / C. E. Shanon, W. Weaver. Urbana, 1949.

2 Weaver, W. The mathematics of communications // Communication and culture. N.-Y., 1966. Р 17-18.

3 Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М. : Наука. Гл. ред. изд. для зарубеж. стран, 1983. С. 165.

4 Бир, С. Мозг фирмы / пер. с англ. проф. М. М. Лопухина. М. : Радио и связь, 1993. С.408.

5 См., например: Луман, Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1994. С. 25-42.

6 Викулова, Л. Г. Основы теории коммуникации : практикум / Л. Г. Викулова, А. И. Шарунов. М. : АСТ : АСТ МОСКВА : Восток - Запад, 2008.С. 12.

7 Алексеев, А. П. Философский текст : идеи, аргументация, образы. М. : Прогресс-Традиция, 2006. С. 69.

8 Лотман, Ю. М. Мозг - текст - культура -искусственный интеллект // Лотман, Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство - СПБ, 2000. С. 26.

9 Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М. : Прогресс, 1990. С. 309.

10 Платон. Теэтет / пер. с греч. В. Сережнико-ва. М. ; Л. : Соцэкгиз, 1936. 191 с.

11 Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1976. Т. 1. С. 69-70.

12 Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Мн. : Харвест, 1999. 1600 с. иЯЬ : http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/ 800^0000112^001.вМт1.

13 Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии. 1989. № 9. С. 129.

14 Перспективы метафизики : классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г. Л. Тульчинского и М. С. Уварова. URL : http://www.i-u.ru/biblio/archive/tulchins-kiy_perspektivi/00. aspx.

15 Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. С. 329.

16 Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М. : Прогресс, 1990. С. 29.

17 См.: Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие : пер. с нем. / под ред. Д. В. Склядиева. СПб., 2000. С. 91-92.

18 См.: Cronen, V. E. Practical Theory and the Tasks Ahead for Social Approaches to Communication // Social approaches to communication / ed. W. Leeds-Hurwitz. N.-Y. : Guilford, 1995. Р. 217-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.