Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ 阴阳 ИНЬ-ЯН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ'

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ 阴阳 ИНЬ-ЯН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3670
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КИТАЯ / УЧЕНИЕ ИНЬ-ЯН / 阴阳 / ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ / ОНОМАСТИКА / КИТАЙСКИЕ АНТРОПОНИМЫ / ТЕОРИЯ ЛИ / ТЕОРИЯ ШУ / ГАРМОНИЯ В КИТАЙСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дашеева Вера Витальевна, Хандархаева Виктория Викторовна

Учение 阴阳 инь-ян является важнейшим аспектом в понимании китайской философии. В статье обсуждаются идеи взаимодействия противоположных сил, их гармонии и тождества, баланса, кардинально отличных от понятий борьбы противоположностей, присущих западной философии. Анализируются неразделимые, комплементарно взаимодействующие друг с другом противоположности, доминирующие в учениях Китая. Особое внимание уделяется вопросам проявления учения 阴阳 инь-ян в практической сфере жизни людей, в частности, в медицине, психологии, обустройстве дома, семейных отношениях, при имя наречении и др. Анализ применения учения 阴阳 инь-ян при создании антропонимов является динамической частью статьи, имена, опирающиеся на понятие гармонии противоположных начал, рассматриваются как неотъемлемая составная китайского мышления, вобравшая в себя всю силу его многообразия. Авторы приходит к выводу о том, что в идее взаимодействия противоположностей 阴阳 инь-ян и их гармонии заключается основа всего сущего, это базовые принципы китайской философии, китайского менталитета, и они находят свое воплощение как в теоретической, так и эмпирической сфере, применяются в самых разных жизненных областях, в частности, при имянаречении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YIN YANG 阴阳 SYSTEM OF PHILOSOPHY IN THE CHINESE CULTURAL TRADITION

Yin-yang 阴阳 doctrine is the most important aspect in understanding Chinese philosophy. The article discusses the ideas of interaction of the opposite forces, their harmony and equality, balance, which fundamentally differ from the concept of conflict of opposites inherent in Western philosophy. We have analyzed inseparable opposites, complementary interacting with each other, which dominate in the philosophical doctrines of China. Particular attention is paid to the manifestation of yin-yang 阴阳 doctrine in the practical sphere of people's lives, in particular, in medicine, psychology, home improvement, family relations, name giving, etc. An analysis of application of yin-yang 阴阳 system of philosophy when creating anthroponyms is a dynamic part of the article. The names based on the concept of harmony of opposite principles are considered as an integral part of Chinese thinking. We have come to the conclusion that the idea of interaction of opposites and their harmony is a basis of all things, the basic principle of Chinese philosophy, Chinese mentality, it is embodied both in theoretical and empirical spheres, and used in various areas of life, in particular, in name giving.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ 阴阳 ИНЬ-ЯН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ»

Научная статья УДК 111.1 +114

DOI: 10.18101/1994-0866-2022-2-17-24

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ШРН ИНЬ-ЯН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

© Дашеева Вера Витальевна

доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а denisova.v@mail.ru

© Хандархаева Виктория Викторовна

старший преподаватель,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

аспирант,

Бурятский научный центр СО РАН

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6

khandarkhaeva@yandex.ru

Аннотация. Учение ШИ инь-ян является важнейшим аспектом в понимании китайской философии. В статье обсуждаются идеи взаимодействия противоположных сил, их гармонии и тождества, баланса, кардинально отличных от понятий борьбы противоположностей, присущих западной философии. Анализируются неразделимые, комплементарно взаимодействующие друг с другом противоположности, доминирующие в учениях Китая. Особое внимание уделяется вопросам проявления учения ШГО инь-ян в практической сфере жизни людей, в частности, в медицине, психологии, обустройстве дома, семейных отношениях, при имя наречении и др. Анализ применения учения Ш И инь-ян при создании антропонимов является динамической частью статьи, имена, опирающиеся на понятие гармонии противоположных начал, рассматриваются как неотъемлемая составная китайского мышления, вобравшая в себя всю силу его многообразия. Авторы приходит к выводу о том, что в идее взаимодействия противоположностей Ш И инь-ян и их гармонии заключается основа всего сущего, это базовые принципы китайской философии, китайского менталитета, и они находят свое воплощение как в теоретической, так и эмпирической сфере, применяются в самых разных жизненных областях, в частности, при имянаречении.

Ключевые слова: философия Китая, учение инь-ян, ШИ, противоположности в китайской философии, ономастика, китайские антропонимы, теория ли, теория шу, гармония в китайском менталитете.

Для цитирования.

Дашеева В. В., Хандархаева В. В. Философское учение ШИ инь-ян в китайской культурной традиции // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 2. С. 17-24.

Понятие о противоположностях и их роль в мире кардинально разнятся в западной и восточной философии. В европейской философии имеется в виду «за-

кон единства и борьбы противоположностей», где ключевыми являются не только единство, но и борьба. Данный закон традиционно трактуется таким образом: все сущее состоит из противоположных начал, которые хотя и едины по своей природе (день и ночь, черное и белое, холод и жар и т. п.), но при этом находятся в непрерывной борьбе и всегда противоречат друг другу. Об этом свидетельствует, в частности, мифология и философия Древней Греции, где все трактуется через борьбу и противоречия. Так, например, концепция противоположностей — одна из основополагающих в учении Гераклита, и он, «полагая тождество противоположностей, считает, что существование одной составляющей пары невозможно без существования другой, а их взаимодействие, «вражда», постоянное движение, изменение в мире есть необходимое условие бытия» [5]. Результатом борьбы противоположностей Анаксимандр считал возникновение всего сущего. Он ввел понятие первоначала всего сущего — «архе» («начало», «принцип») и считал таким первоначалом апейрон. «В апейроне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос.. .»И. «Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды»2 .

В китайской же философии, как и вообще в китайском менталитете, ключевыми понятиями являются — гармония, а также ^'Ш — баланс, равновесие: противоположности, согласно учению ШИ инь-ян, должны находиться в постоянном равновесии, только тогда достигается гармония. При нарушении этой гармонии в мире начинаются войны и другие кризисные ситуации. Суть учения ШИ инь-ян сводится к обязательности дуализма любых явлений. Все сущее делится на две категории, которые являются взаимно противоположными. В природе это небо и земля, свет и тьма, влага и сухость, верх и низ, наружное и внутреннее, вода и огонь; в человеческом обществе это мужчина и женщина, в числовом отношении: нечетные и четные числа — первые элементы этих пар (небо, свет, нечетные числа и т. д.) относятся к И ян, вторые (земля, тьма, четные числа и т. д.) — Ш инь [7]. В китайском «Дао Дэ Цзин» встречаются две несовместимые относительные крайности — Ш инь и И ян, считающиеся фундаментальными концепциями даосизма. Если попытаться рассортировать все существующие в мире явления на две группы, то к категории Ш инь следует отнести все темное, податливое, мягкое, женское, короткое и пустое, тогда как к категории И ян относится все светлое, доминирующее, твердое, мужское, длинное и наполненное. Здесь налицо две крайние противоположные стороны, которые не могут существовать одна без другой, взаимодействуя друг с другом, не борются, а плавно и мягко гармонируют [10].

Лао-цзы говорил, что гармония между этими полярностями не есть нечто статичное, раз и навсегда данное, наоборот, это динамический процесс, в ходе которого то и дело нарушается и снова восстанавливается равновесие полярностей.

1 Хронос. Всемирная история в интернете. URL: http://www.hrono.ru/ bio-graf/bio_a/anaksimandr02.php (дата обращения: 13.03.2022). Текст: электронный.

2 Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/library/collection/ newphi-lenc/document/HASH834faadb7d32fdc9402683 (дата обращения: 17.03.2022). Текст: электронный.

«Все в мире можно отнести либо к Ш инь, либо к И ян. Символ ШИ инь-ян похож на двух головастиков в круге. Ш инь символизируется черным головастиком с белой точкой, И ян — белым с черной точкой. Точка противоположного цвета означает, что в И ян всегда есть немного Ш инь, и наоборот. Круг ШИ инь-ян — это даоский символ Вселенной, он представляет идею целостности» [3]. К сожалению, люди больше ценят И ян и пренебрегают Ш инь, что создает причину дисбаланса. Хотя на самом деле два понятия Ш инь и И ян тождественны друг другу. Ничто нельзя назвать представителем чистого И ян или чистого Ш инь — все вещи находятся в срединном пространстве между этими полярностями. Когда Ш инь достигает максимума, оно склонно превращаться в свою противоположность И ян. И наоборот, когда И ян сгущается до предела, оно переходит в Ш инь [4]. Интересно, что у Анаксимандра, который говорит о борьбе противоположностей, возникали похожие идеи. «Хотя основа — апейрон — едина, из нее рождаются противоположности. Рожденная противоположность пытается доминировать, расширить свои пределы, стать всем, то есть Богом. Поскольку же элементы мира должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость («справедливость») постоянно восстанавливает равновесие»

По Т. П. Григорьевой, в китайской философии, «отрицая единство и борьбу противоположностей, принималась идея плавного, постепенного перехода одной противоположности в другую за счет их взаимообратимости» [11]. Т. П. Григорьева выделяет три модели развития: динамическая, умеренно динамическая, нединамическая. В динамическом развитии идет процесс столкновения противоположностей, одна система заменяется другой. В следующей модели развитие осуществляется переходом одной противоположности в другую в границах одной и той же системы. Третья индийская модель — внутренняя динамическая, развитие формируется по кругу в одной и той же системе, противоположности двухсторонне нейтрализуются. Кроме того, Т. П. Григорьева выделяет восточный тип цивилизации (буддийско-даоско-конфуцианский), который в сопоставлении с западной цивилизацией носит иньскую природу. Традиционный китайский тип направлен, по Т. П. Григорьевой, к естественному движению энергии ци ^л, которая обращена к порядку мира, где действуют активное ян ГО и бездейственное инь Ш. «Как только падает качество ян ГО, так появляется необходимость уравновесить его инь Ш. Солнце — ян ГО взаимодействует с Луной — инь Ш, как Небо взаимодействует с Землей. Представьте, что бы произошло, если бы был вдох без выдоха, прилив без отлива, мужчина без женщины» [6].

Западная парадигма на примере древних греков не предполагает смену взаимопроницаемых энергий, а допускает взаимостолкновение, взаимоуничтожение энергий. По Гераклиту, «огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды». Противопоставление явлений, одного другому, с точки зрения китайского типа есть нарушение естественного порядка. При естественном порядке энергии гармонично взаимопорождаются: земля — дерево — огонь — металл — вода; при негармоничном по-

1 Краткий философский словарь / под редакцией А. П. Алексеева. Москва, 1997. С. 13.

рядке — взаимовытесняются, но не уничтожают друг друга. Следовательно, у греков не случайно встречается четыре элемента, которые образуют квадрат (символ Земли), соотносимый с дихотомией. У китайцев существует пять форм энергии (у-син): пятерка предполагает движение четырех элементов вокруг центра.

Принцип противоположностей РР инь-Ш ян наблюдается и в учении Сунь-цзы «Искусство войны», в котором содержатся действия, подчиняющиеся законам природы. Две противоположности РР инь- Ш ян гармонично объединяют в себе добро и зло для достижения необходимого баланса в мире. Согласно Сунь-цзы, «небо заключает в себе инь и ян, холод и жару, порядок сезонов. Те, кто понимает [это], будут побеждать; те, кто не понимает, не будут побеждать»1. Здесь заключается принцип противоположностей РР инь- Ш ян. С западной точки зрения путь доминирования непрерывных побед над противниками является правильным и необходимым способом. В противоположность западной китайская позиция заключается в стремлении обрести гармонию с конкурентами, что для западных людей может показаться слабостью.

В учении Лао-цзы можно обнаружить гармонию противоположностей. Лао-цзы считал, что, следуя законам природы и гармонии мироздания, можно достичь цели быстрее, с минимальными затратами энергии. В основе лежит принцип гармонии во всем. Лао-Цзы в труде «Дао Дэ Цзин» описывает единство и борьбу противоположностей:

«Бытие и небытие порождают друг друга, Трудное и легкое создают друг друга, Длинное и короткое взаимно соотносятся, Высокое и низкое взаимно определяются, Предыдущее и последующее следуют друг с другом. Поэтому совершенномудрый, [видящий дао], Совершая дела, предпочитает недеяние; Осуществляя учение, не прибегает к словам; Вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; Создавая, не обладает [тем, что создано]; Приводя в движение, не прилагает к этому усилий; Успешно завершая [что-либо], не гордится» [1].

Для китайской культурной традиции характерно использование фундаментального философского учения РР Ш инь-ян во многих жизненных сферах. Школа РР Ш инь-ян — дуалистическая натурфилософская школа, рассматривающая все явления с точки зрения космогонических сил: РР инь и Ш ян. Например, китайские врачи считают, что если человек болен, то причина кроется в потере баланса между Р инь и Ш ян, при лечении необходимо восстановить баланс между ними, здоровье достигается только при условии равновесия между этими первоначалами. «Тысячи лет назад китайская медицина разделила состояния человека на иньские (холодные) и янские (горячие). О вялом, пассивном, расслабленном,

1 Sun Tzu. The Art of War (глава 1, параграф 7); перевод из The Art of War, The Denma Translation [Boston: Shambhala Classics, 2001]. Р. 128.

усталом человеке говорят, что он слишком Ш инь, а о беспокойном, возбужденном, нервном — что он слишком ГО ян» [3]. При нехватке Ш инь в организме дают лекарства или совершают процедуры, увеличивающие Ш инь, либо лекарства и процедуры, подавляющие избыток ГО ян, и наоборот.

При выведении числа жизненного пути (суммирование всех цифр даты рождения) китайские нумерологи определяют психологический портрет личности. Поскольку к ГО ян относятся все нечетные числа, то и характеристики обладателей такого числа жизненного пути будут соотноситься с категорией ГО ян, мужским началом, например: 1 — независимость, 3 — самовыражение, 5 — свобода и разнообразие, нелюбовь к ограничениям, 7 — анализ и осмысление, а четные числа — с Ш инь, женским началом, например: 2 — взаимодействие, великодушие и очарование, 4 — система, практичность, стремление к организованности и наведению порядка, терпеливость и умение следовать правилам, 6 — дом, семья, ответственность, забота о других, 8 — приземленность и материализм [2].

Соотношение Ш инь и ГО ян учитывается и при выборе места для строительства дома. Так, например, «равнина описывается как «слишком Ш инь», а гористая местность — как «слишком ГО ян». Наилучший ландшафт — тот, в котором присутствуют и горы, и равнины» [3]. О необходимости гармонизации Ш инь и ГО ян в личностных отношениях свидетельствует и такая рекомендация специалистов по фэншуй: «В реальной жизни необходимо обращать внимание на обе стороны нашей природы. Женщина, которая всегда пассивна, уступчива и покладиста, очень скоро обнаружит, что этим пользуются практически все, кто общается с ней. Точно так же и заносчивый молодой человек, всегда агрессивный, резкий и требовательный, кончит тем, что останется в одиночестве. Необходимо пестовать обе стороны натуры» [3].

Имя человека определяет свой инь-ян на основании двух теорий: теории Ли (теории смыслов) — от Щ Ли — идея, закон, принцип, учитывающей конкретное значение иероглифа, и теории Шу (теории чисел) — от Ш Шу — число, норма, правило, порядок, система, для которой первостепенное значение имеет количество черт в иероглифе имени [7]. Так, например, согласно теории смыслов Щ Ли, к категории И ян можно отнести такие иероглифы и графемы (элементы иероглифов), используемые в том числе и в именах, как: ^ Тянь — небо, Ш Шань — гора, Щ Мин — ясный, свет, ^ Жэ — жар, горячий, ® Цзао — сухость, ^ Шан — верх, М Цянь — передняя сторона, Ш Бяо — внешний, ^ Хо — огонь, Щ Нань — мужчина. К категории Ш инь — иероглифы Ш Ди — земля, Ж Шуй — вода, Вн Ань — тьма, Ш Хань — мороз, М Ши — влага, Т Ся — низ, ^ Хоу — задняя сторона, Ш Ли — внутренний, ^ Нюй — женщина. Согласно теории чисел Ш Шу, к категории И ян относятся все иероглифы, состоящие из нечетного количества черт, Ш инь — четного.

Рассмотрим для примера имя Ван Фан. Если анализировать смысл этого имени, то иероглиф в фамилии ЕЕ Ван — князь, правитель, император, обычно указывает на мужской характер, согласно теории Щ Ли относится к И ян, однако иероглиф ЕЕ состоит из 4 черт — четного числа, согласно теории Ш Шу, отно-

сится к Ш инь. В свою очередь иероглиф, обозначающий личное имя, Ш Фан — шелковая пряжа, по теории Щ Ли относится к Ш инь, однако состоит из 7 черт, в теории Ш Шу относится к И ян. Таким образом мы видим, что оба иероглифа имени относятся одновременно и к Ш инь, и к И ян, и, сочетаясь, взаимно балансируют и способствуют гармоничному восприятию имени. Считается, что такое имя является идеальным [7]:

Теория Я Ли — смысл Теория Ш Шу — число

Т князь = ян ЕЕ 4 черты = инь

Ш шелковая пряжа = инь Ш 7 черт = ян

Многие китайцы верят, что иероглифический состав, графические черты имени конкретного человека могут ярко проиллюстрировать взаимодействие между теориями Ш Шу и Я Ли. При условии точных подсчетов с учетом определенных законов и правил появляется возможность с легкостью установить степень взаимосочетания и в то же время противостояния Р Ш инь и ян, а на основании этих сложных взаимосвязей можно впоследствии определить, как сложится судьба человека — будет ли его жизнь благополучной, богатой, здоровой и долгой, более того, можно даже предсказать обстоятельства его брака, межличностных отношений и поведенческой характеристики. Если имя человека полностью благоприятное и счастливое вследствие гармоничного сочетания Р Ш инь-ян, то нужно с прочной верой в это счастье настойчиво добиваться своих целей, чтобы успешно реализовать все «тайные знаки», заключенные в имени. Если же имя человеку досталось неблагополучное или опасное, необходимо обязательно сменить его на хорошее имя, которое способно изменить судьбу человека и сделать ее успешной и благоприятной1.

Подобрать идеальное имя с учетом всех требований к нему: благозвучности, иероглифической эстетичности, сочетания тонального рисунка, положительного семантического значения, а также положений обеих теорий Ш Шу и Я Ли довольно сложно. В связи с этим в Китае практикуют смену имени в том случае, если оно оказалось недостаточно гармоничным, и чтобы новое имя смогло оказывать положительное воздействие на судьбу его носителя. При этом могут советоваться с астрологом, который выполнит анализ карты судьбы А^ бацзы. В некоторых случаях человеку по рождению могло достаться слишком много Р инь или, напротив, у него возникает избыток Ш ян. В таком случае астролог советует родителям выбрать новорожденному имя или сменить уже имеющееся на имя, которое позволит уравновесить этот избыток, гармонизируя тем самым ментальное, физическое и духовное здоровье человека.

Например, ребенку (мальчику или девочке) с избытком мужской энергии, которая может привести к излишней агрессивности, дают имя из группы Р ян, например Ш Хань — мороз, которое относится к категории РР инь согласно обеим теориям — теории смыслов Я Ли (мороз, холод — женское начало) и теории

Живая ономастика. Пекин, 2006. С. 88-89.

22

чисел Ш Шу (иероглиф Ш состоит из 12 черт — четного числа, то есть женского начала), можно также дать ему имя ^ Вэнь — культура, 4 черты или f Цзин — покой, 14 черт. Для усиления мужского начала человеку могут дать имена, содержащие иероглифы категории ГО ян, например: Цин — светлый, 11 черт, Лун — дракон, 5 черт.

Таким образом, в идее взаимодействия противоположностей Ш ГО инь-ян и их гармонии заключается основа всего сущего, это базовые принципы китайской философии, китайского менталитета, и они находят свое воплощение как в теоретической, так и в эмпирической сфере, применяются в разных областях, в частности, медицине, психологии, строительстве и обустройстве дома, в личностных отношениях, первичном имянаречении ребенка и последующих возможных переименованиях, вызванных дисбалансом ШГО инь-ян.

«Ш инь и ГО ян не противостоят друг другу, а лишь взаимно друг друга дополняют» [9]. Ключевым моментом в понимании китайской ментальности, китайской философии является идея необходимости равновесия всего сущего и взаимопроникновения всех явлений и предметов друг в друга, их непротиворечивости, что становится целеполагающим при осуществлении гармонизации и всеобщей тождественности в китайской философии, находящей свое проявление и в эмпирических событиях.

Литература

1. Кайхан К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции / перевод с английского Санкт-Петербург: Питер, 2005. 256 с. Текст: непосредственный.

2. Вебстер Р. Китайская нумерология. Москва, 2005. С. 10-18. Текст: непосредственный.

3. Вебстер Р. Фэншуй для любви и семьи. Санкт-Петербург, 1999. С. 22-25. Текст: непосредственный.

4. Великие мыслители Востока / перевод с английского Н. Барановой, А. Блейз, С. Зинина, А. Коваля, Я. Никитина. Москва, 1998. С. 58. Текст: непосредственный.

5. Вольф М. Н. Учение Гераклита о противоположностях и иранская традиция. URL: http://platoakademeia.ru/index.php/ru/summerschool/item/183-summerschool_2_15 (дата обращения: 17.03.2022). Текст: электронный.

6. Григорьева Т. П. Махаяна и китайские учения: попытка сопоставления // Изучение китайской литературы в СССР. Москва, 1973. С. 109. Текст: непосредственный.

7. Дашеева В. В. Китайские антропонимы: вопросы истории, семантики и функционирования. Улан-Удэ, 2014. С. 68-69. Текст: непосредственный.

8. Григорьева Т. П. Иньская фаза эволюции. URL: http://www.delphis.ru/journal/ article/inskaya-faza-evolyutsii (дата обращения: 31.03.2022). Текст: электронный.

9. Той Л. Фэншуй для практического применения. Санкт-Петербург, 2000. 160 с. Текст: непосредственный.

10. Хандархаева В. В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия. 2015. Вып. 6. С. 33. Текст: непосредственный.

11. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995. 224 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 12.04.2022; одобрена после рецензирования 30.04.2022; принята к публикации 23.05.2022.

YIN YANG KK SYSTEM OF PHILOSOPHY IN THE CHINESE CULTURAL TRADITION

Vera V. Dasheyeva A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia denisova.v@mail. ru

Viktoria V. Khandarkhayeva Senior Lecturer,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia khandarkhaeva@yandex.ru

Abstract. Yin-yang KK doctrine is the most important aspect in understanding Chinese philosophy. The article discusses the ideas of interaction of the opposite forces, their harmony and equality, balance, which fundamentally differ from the concept of conflict of opposites inherent in Western philosophy. We have analyzed inseparable opposites, complementary interacting with each other, which dominate in the philosophical doctrines of China. Particular attention is paid to the manifestation of yin-yang KK doctrine in the practical sphere of people's lives, in particular, in medicine, psychology, home improvement, family relations, name giving, etc. An analysis of application of yin-yang KK system of philosophy when creating anthroponyms is a dynamic part of the article. The names based on the concept of harmony of opposite principles are considered as an integral part of Chinese thinking. We have come to the conclusion that the idea of interaction of opposites and their harmony is a basis of all things, the basic principle of Chinese philosophy, Chinese mentality, it is embodied both in theoretical and empirical spheres, and used in various areas of life, in particular, in name giving. Keywords: Chinese philosophy, yin-yang doctrine, KK, opposites in Chinese philosophy, onomastics, Chinese anthroponyms, Li theory, Shu theory, harmony of the Chinese thinking.

For citation

Dasheyeva V. V., Khandarkhayeva V. V. Yin Yang KK System of Philosophy in the Chinese Cultural Tradition. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 2: 17-24 (In Russ.).

The article was submitted 12.04.2022; approved after reviewing 30.04.2022; accepted for publication 23.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.