Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СЛОВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ НЕСИМИ'

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СЛОВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ НЕСИМИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / речь / мысль / вдохновение / Несими / Первичное сознание / абсолютный / поэзия / Ибн Араби / совершенный человек / Джебраил / дух / природа / наука / стихии / philosophy / speech / thought / inspiration / Nesimi / Primary consciousness / absolute / poetry / Ibn Arabi / perfect man / Jabrayil / spirit / nature / science / elements

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атдаева М. А.

В средние века стало популярным отражать проблемы философии в литературе. Проблема объяснения философского содержания «Слова» находится в центре творчества Сейида Имадеддина Насими, известного мастера слова, использующего такие принципы в своих произведениях. Слово, одна из важнейших проблем философии, с древнейших времен связывалось с Первичным сознанием, Первичной Движущей силой, Абсолютным бытием. Мусульманская философия трактует это как повеление Аллаха, Всеобщее сознания. Насими связывает «Слово» с вдохновением в смысле единства вдохновения и поэтического творчества и его отражения в сознании посредством слова. Развивая идеи Ибн Араби, он раскрывает особенности откровения в «совершенном человеке». Сейит Несими раскрывает широкие возможности языка, выражая философские концепции и учения художественным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL CONTENT OF THE «WORD» IN ARTISTIC THINKING OF NESIMI

In the Middle Ages, it became popular to reflect the problems of philosophy in literature. The problem of explaining the philosophical content of the "Word" is at the center of the work of Sayyid Imadeddin Nasimi, a famous master of the word who uses such principles in his works. The word, one of the most important problems of philosophy, has been associated since ancient times with Primary Consciousness, the Primary Driving Force, Absolute being. Muslim philosophy interprets this as the command of Allah, the Universal consciousness. Nasimi connects the "Word" with inspiration in the sense of the unity of inspiration and poetic creativity and its reflection in consciousness through the word. Developing the ideas of Ibn Arabi, he reveals the features of revelation in the "perfect man". Seyit Nesimi reveals the wide possibilities of language, expressing philosophical concepts and teachings in artistic language.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СЛОВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ НЕСИМИ»

УДК 801.73

Атдаева М.А.

кандидат филологический наук главный научный сотрудник отдела «Литературоведение и теория литературы» Институт языка, литературы и национальных рукописей им. Махтумкули

Академия наук Туркменистана (г. Ашгабат, Туркменистан)

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СЛОВА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ НЕСИМИ

Аннотация: в средние века стало популярным отражать проблемы философии в литературе. Проблема объяснения философского содержания «Слова» находится в центре творчества Сейида Имадеддина Насими, известного мастера слова, использующего такие принципы в своих произведениях. Слово, одна из важнейших проблем философии, с древнейших времен связывалось с Первичным сознанием, Первичной Движущей силой, Абсолютным бытием. Мусульманская философия трактует это как повеление Аллаха, Всеобщее сознания. Насими связывает «Слово» с вдохновением в смысле единства вдохновения и поэтического творчества и его отражения в сознании посредством слова. Развивая идеи Ибн Араби, он раскрывает особенности откровения в «совершенном человеке». Сейит Несими раскрывает широкие возможности языка, выражая философские концепции и учения художественным языком.

Ключевые слова: философия, речь, мысль, вдохновение, Несими, Первичное сознание, абсолютный, поэзия, Ибн Араби, совершенный человек, Джебраил, дух, природа, наука, стихии.

Сейид Имадеддин Насими, один из известных представителей восточной литературы, осветивший различные философские вопросы в средние века, является мастером слова, особенно известным своеобразием своего поэтически-философского подхода и выразительностью своих прекрасных стихов. Поэт глубоко усвоил поэтически-философское мышлением восточной литературы и оказал определенное влияние на ее развитие. Соответственно, творческое

мировоззрение Сейида Насими требует рассмотрения в сочетании с мусульманской философией той эпохи.

В мусульманской философии широко развивались учения, выработанные в философии Платона и Плотина. Мусульманский философ ас-Сиджистани помещает между Богом и Разумом повеление Аллаха, или Слово Аллаха (калам), и истинным творцом Разума становится не сам Бог, но его слово. В процессе творения Слово Аллаха и Разум образуют единое целое. Развив идею ас-Сиджистани, Насир Хусров обозначает повеление Аллаха, являющего истинным существованием, то есть Разум, как Абсолютное существование, получающее Вселенский Разум. По повелению Бога потенциально существует все вещи. Поскольку Его Слово заключает в себе все причины и следствия и не теряет своей Первопричины, Вселенский Разум не может быть отделен от Слова Аллаха. Насир Хусров отметил относительно того, что вообще не видит между ними никакой разницы, так: «Разница между Словом и Разумом лишь в ощущении, что они отделены друг от друга. Но Слово и Разум едины, и лишь в речи их двое» [3, с. 154].

Насими, досконально усвоивший эти философские понятия и считающийся хуруфитским поэтом, придает особое значение философским значениям «Слова». Поэт считает «Слово» источником сотворения, Духовным началом всего Бытия. Духовное начало является основой существования всего Бытия и взаимоотношений Вселенной и человечества. Насими характеризует Бытие как фактор, объединяющий в чистом духовном состоянии вещи, созданные знанием и божественным свойством слова Абсолютной движущей силы, а не как отдельные от него:

Käf ile nun mebdenimdir, men§eimdir käinat,

U§bu günnün künti kinzi (gizlin hazynasy), kinzin (genji) magmuryyam (abatlanan) [7, с. 263].

Значение: Слово (каф и нун - будь) есть начало, источник происхождения вселенной,

В тот день (день сотворения) ты стал ценностью, воссозданной божественным вдохновением.

Такое воззрение составляет весь смысл и содержание творчества Насими. В философии поэта Слово - «кун», составляющее основу существования, представляет собой не голос, слышимый человеком, а Изначальный высший Разум Вселенной в глубоком философском смысле, Первая движущая сила и знание Бога.

Diñle, gel, bu sözi jandyr söz, Älemu asmanu mekandyr söz.

Значение; Послушай это слово, слово - жизнь всего сущего.

И мир, и небо - от слова.

§i§ jähetden munezzeh añla we bak,

§eyle ki halyky jahandyr söz.

Значение: Очистите свое сердце и посмотрите с шести сторон. Слово - это то, что сотворило Вселенную. Nazylu münzel anyñ ile kim birdir, Yene kendiye terjümandyr söz. Значение: Ибо сотворенные вещи едины с ним, Слово выражает себя. Kafu nundan wujuda (barlyga) geldi jahan, Eger añlar iseñ ayandyr söz. [7, с. 205].

Значение: Бытие возникло от слова «кун» (каф и нун - будь). Если осознать его, то понятно, что такое слово.

Как видно из этого, Насими продвигает философскую идею о том, что Великое сотворение проистекает из «Чистого духа», и что материальное существование возможно благодаря божественному сознанию. Слово Аллаха «кун» обозначает «логос», что содержит такие значения в мусульманстве, как космический разум, слово, закон, основа вселенной, ее правила и гармония, сознание человечества. Согласно учению Логос, в основе сотворения Вселенной лежит Духовное начало [11]». Под влиянием Духа, находившаяся в хаотическом

состоянии первоначальная материя проявляется в формах и определенном порядке, основанном на определенных закономерностях. Мухаммед Газали дает следующие разъяснения в отношении этого вопроса, поддерживаемого и развиваемого Насими: «Калам (слово, речь)..., Он - двигатель всего сущего, Всемогущий, всевидящий, слышащий и говорящий. Его Слово (Сухан) - не образуется горлом, языком, губами, ртом. Слово - это не буква и не звук, ибо слово зарождается в сердце человека, иначе говоря, оно не звучит, слово Истинного Аллаха (Сухан) намного благословеннее таких качеств и признаков. Коран, Тора, Библия, Священное писание - книги всех пророков содержат Его слово. И слово Его - подтверждение Его, и все Его подтверждения вечны, и они были всегда [5, с. 111]». Развивая такую идею, Насими ставит слово Аллаха, в качестве доказательства всемогущества Творца Корана, в основу всего своего творческого мировоззрения. Основная сила речи раскрывается в искусстве сотворения вселенной:

Suratyn löwhünde yazmy§ naky§bendi käfu nun,

Ayaty allah - nurun, hüjjetu burhan budur [7, с. 181].

Значение: Он написал каф и нун (сотворение), нарисовав узор из сияния своей картины.

Свет (аятов) откровений Аллаха является его подтверждением и доказательством.

В суфийской философии это слово понимается как в смысле разума, так и в значении вдохновения. Изложение мудрости Аллаха в Коране через божественное откровение составляет основу таких воззрений. Ниспослание откровения Пророку Мухаммеду через Джебраила имеет четкое философское содержание. Уделяя особое внимание проявлению божественного духа в человеческой природе Пророка Мухаммеда, Насими считает это явление свойственным природе всего человечества.

Käfu nunnun herne kim geldi wujuda zubdesi,

Sabyt oldy kim lebindir mähmeti ruwhul-emin [9, с. 14].

Значение: Результат сотворения (кун) проявился в бытие,

Вдохновение снизошло от Джебраила.

Художественные приемы поэта носят особый своеобразный характер, для понимания которых требуются специальные знания. Он раскрывает в своих произведениях совершенно уникальное сочетание своих взглядов. Мудрец представляет ниспослание божественного откровения через сошествие и явление архангела Джебраила. Используя слово «зубде», что означает «результат», поэт описывает процесс создания и преобразования существ и, наконец, достижения уровня совершенного человека.

Hyraddur (bilimdir) Jebrayyl, mursel (pygamber) - tilimiz,

Konul içre tutar razy nahanym (gizlin syr) [8, с.194].

Значение: Знание Джебраил, пророк - наш язык, Внутри души находится тайный секрет.

Подобные идеи досконально разъяснялись в средневековых суфийских трактатах. В главе 64 книги Махмуда Шабистари «Mir'at al-muhakkikin» («Зеркало вставших на путь истины») и в главе 26 книги Азиза Нафаси «Zubdat al-hakayk» («Избранные истины») духовное служение ангелов представлено следующим образом: слово - Джебраил, буква - Азраиль, разум - Микаил, мысль - Исрафил [6]. Насими считает архангела Джебраила, установившего отношения между Богом и человеком, божественным знанием, открывающим божественное откровение. Как поясняет поэт, откровение раскрывает знания через слова и обретает смысл:

Ruhy kudsydyr Nesiminin sozi, ey, zinde dil,

Ta Mesiha tek diri sen, yatma kim çalyndy sur [7, с.82].

Значение: Слова Насими - это сам Джебраил, о оживленное сердце. Не спи так долго, поскольку ты жив, как Иисус,.

Поэт заявляет, что в его сердце открылась связь с «высшим сознанием». «Рухи кудс» (чистый дух) — эпитет Джебраила. Слово Насими - это слово Джебраила. Это «слово» подобно посланию пророку от самого Аллаха, а слово поэта — это Логос, оживленный божественным духом. Поэт, «открывший в себе» этот Логос, имеет статус «совершенного человека». Известный

мусульманский учёный Ибн Араби считал совершенного человека прообразом мира, посредством которого человек-микрокосм удерживает в себе потенциальные возможности мира. Микрокосм и макрокосм противоположны друг другу, как зеркало, отражающее друг друга, так же и совершенный человеческий Дух; Первый Интеллект, содержащий в себе платоновские «идеи». В учении Филона он считается равным «впервые зародившемуся Логосу, собравшему в себе все идеи об Аллахе». Ибн Араби пишет об этом: «Упомянутое [существо] было названо человеком и преемником (халифа). Человечность его заключается в универсальности его устроения, в том, что он охватывает все истинности (хака'ик).Он для Бога то же, что зрачок для глаза: зрачок осуществляет созерцание, называемое зрением. Вот оно и было названо человеком, ибо им Бог созерцает Свое Творение и потому ниспосылает ему Свою милость. Это - человек возникший и изначально-вечный (аль-хадис аль-азалий), становление постоянное и непреходящее (наш' да'им 'абадийй), слово разделяющее и собирающее, он — осуществление мира в его существовании (кийам ал-'алам би-вуджуди-хи), а потому выделяется он в мире, как выделяется камень в перстне. Он - вместилище надписи, он -тот знак, которым Вседержитель опечатывает Свою сокровищницу. Посему Он и нарек его преемником, ибо Всевышний охраняет им Свое Творение, подобно тому как печать охраняет сокровища: пока на сокровищнице печать владельца, никто не отважится открыть ее, кроме как сего разрешения, став в таком случае его преемником в охранении сокровищ. А потому мир пребывает в сохранности, пока, есть в нем сей Совершенный Человек (инсан камиль).» [1, с.19]. В своих произведениях Насими постоянно развивает следующие идеи Ибн Араби: Aly sen-sen, weli sen-sen wesiyi hakgy nebi sen-sen, Weli gerfeklerin §ahy ki sen-sen syrry fazlullah. Значение: Ты Али, ты Вели, ты - наследник пророка Божьего, Ты царь мудрецов, ведающий тайные знания. Melayyk, Adamy Howa anyn nutgy ile guwyadyr, Nesimi, hastaya hakdan demid ez nafhy ruwhullah [9, с. 17].

Значение: Ангелы, Адам и Ева говорили его словами, Пророк Иса выдохнул Божьи слова больному Насими. Араби объясняет символическое значение способности Исы, созданного из дыхания Аллаха, оживлять мёртвых: «Кто «воскресил мёртвых» дабы узнать смысл жизни, связанный со познанием Аллаха (символическое выражение -давать знание невеждам. М.А.), тот человек - оживит его Его (Аллаха) словами

и станет для Него (Аллаха) светом среди подобных ему людей.....Все сущее -

слова Бога не иссякающие, они от «будь», а «будь» - слово Бога. Так соотносится ли слово с Ним как таковым, - и тогда непознаваема чтойность (махия) его,- или же Всевышний нисходит в форму говорящего «будь», и тогда «будь» -истинность той формы, в кою Он снизошел и в коей явился? Одни из знающих считают так, другие - иначе, некоторые же пребывают в растерянности и не знают. А познаваемо сие лишь вкушением, как то было с Абу Язидом [аль-Бистами], когда он вдохнул в убитого им муравья и тот воскрес; тогда он узнал, чрез Кого вдыхает, и вдохнул, и тем был подобен Иисусу. А что до скрыто смыслового воскрешения знанием, то это та световая небесная вечная божественная жизнь, о коей Бог сказал: «Тот, кто был мертв и кому дали Мы потом жизнь, кому даровали Мы свет, с которым он ходит среди людей [1, с. 6871]». Насими, достигший уровня духовной зрелости, в минуты вдохновения представляет Джебраила и Ису в одном контексте, основываясь на вышеупомянутых понятиях:

Demi Isa kibi nutguñ direldur jansyz açyany, Bu mugjyzy jan feza laglyñ muferrih jowherindendir [7, с. 85]. Значение: Твои слова, подобно дыханию Исы, воскресят всё неживое, Эта чудесная святая душа - драгоценная милость Его (Аллаха) блаженной мудрости.

В этих строках центральное место во взглядах поэта на творчество занимает мысль о том, что «все сотворенные вещи созданы из знания слова». Точно так же с этой особенностью философского мироощущения поэта связано высказывание Рефийи в его «Бешаратнаме», дающее наиболее достоверные

сведения о Насими: «Он был путешественником Месихавеш (как Иисус. М.А.), любителем науки без покрова» [13, с. 7]».

Он считает, что творение человека и Вселенной фундаментально взаимосвязано. Согласно этому учению, мир создан из желания Господа насладиться Своей красотой. Этот факт можно рассматривать как причинно-следственную связь. Причина — желание Господа насладиться собственной красотой, а результат — возникновение эманации. С такой точки зрения мир создан для человека, а Бог, человек и бытие находятся в прочной связи и гармонии друг с другом. Эта связь воплощена в речи, свойственной человеку, наиболее совершенному из всех творений. Слово, которое называет каждую вещь, событие, существование, раскрывает бытие через человека.

Arapnyñ nutgy baglandy diliñden,

Seni kimdir diyen kim, türkmen sen.

Значение: Поскольку должен говорить ты на Арабском языке,

Кто те, кто говорит, кто ты, ты туркмен.

Hakykat wehyi mutlakdyr bu sozler,

Bu sozi bil ki andan terjiman sen [8, с. 71].

Значение: Эти слова — вдохновение бесконечного, вездесущего Божества.

Если поймешь, что это за слова, ты все поймешь.

Поэт, излагающий своё истинное происхождение, подчеркивает, что все видимые вещи и вещи, которые видит он, имеют определенный смысл посредством слов. Мудрец объясняет, что божественное вдохновение, окружающее любое абсолютное бытие исходит из Слова. Таким образом, его ценностью в бытие считается его онтологическое место. Само существование имеет смысл только при наличии выражения слова. Слово возникло раньше всех вещей в форме сознания. Само бытие говорит через слово.

Gorünen sen, goren sen-sen gozüme,

Ne bar soylemeseñ, külli lisan sen.

Значение: Ты тот, кто видим, ты тот, кто видится моим глазам,

Что есть если не слово, любой язык - это ты.

По этому поводу немецкий философ Хайдеггер писал следующее: «Слово раскрывает первоначальный смысл жизни и смотрит на бытие через него» [2, с. 257]. Язык и речь связаны с бытием, и язык говорит через человека. Следовательно, язык находится выше понятия объекта. Субъектом является не человек, а слово. Истина бытия также передается через слово.

Поскольку человек способен давать названия вещам и формировать о них понятия, он интеллектуально превосходит их и имеет власть над ними. Таким образом, человек изучает природу, учится на ее учениях и идет по определенному пути. В этих взглядах Насими руководствуется скрытым смыслом аятов Священного Корана (95:4-5). Человек, наделенный такими знаниями, имеет возможность приблизиться к точке Божественного наблюдения. Отсюда видно, что язык приносит содержание бытию. В то же время язык обнаруживает свое единство с Бытием. «Язык впервые дает имя сущему, и благодаря такому именованию впервые изводит сущее в слово и явление. Такое именование, означая сущее, впервые назначает его к его бытию из его бытия. Такое именование есть набрасывание светлоты, в которой нарекается, как что именно входит такое-то сущее в просторы разверстого [12. с. 207.]». Будучи найденным, они раскрываются тому, чем они является в своей истинной природе. Такое наименование вещей — явление, согласующееся с теорией сотворения Бытия. Внимание, обращенное на названия во взглядах Ибн Араби о сущности и структуре Бытия, связано именно с такими понятиями.

Насими развивает идею о том, что «открывающие элементы божественной науки (логоса) материализуются в столкновении атомов и вечной борьбе и, таким образом, служат столпами бытия». Человеческое тело питается природой и совершенствует свою структуру. Это похоже на явления элементов. Душа - чистая, светлая, понимающая, активная, подвижная и это основа, приводящее в движение тело. Душа человека всегда стремится к совершенствованию, к достижению своего первоисточника - абсолютной души. Если бы интеллектуальные способности человека были несовершенны, он не

смог бы понять религиозные концепции, знания, эмоции и другие свойства. Следовательно, Дух совершенен и велик. Akly kul, ar§u kursi, lowhu galam, Qar unsar ile asmandyr soz.

Значение: Всё бытие, верхняя вселенная, скрижаль, Четыре элемента и небо— от слова.

Это свидетельство существования триединства Бога, человека и бытия в человеческой душе. Душа человека — это сумма всех свойств всего бытия. Тот, кто осознает свою природу, тот осознает и мир. Видимый мир - это постоянно меняющаяяся форма. Индивидуальная субъективность человека составляет субстанцию существования. В первую очередь, общество не может существовать без этой формы существования. Суфизм, который рассматривает дыхание как душу, называет природу создания человека разновидностью образа самого Бога (микрокосмом). По смыслу, вытекающему из этого, если макрокосм проявляется в смысле «афак» — великое вдохновение, то личность (точнее, душа человека) раскрывается в смысле «энфус» (дыхание). Поэтому Несими считает человека венцом творения. (Ol peri peyker ki taji saltanet ba§yndadur [7, с.143]). Этому венцу Бог доверил интеллектуальную функцию, уникальную для человеческих способностей. Такое качество были даны ему со времен появления науки и знаний.

Nutk ile sowtum ezelden, ta ebed hem kuwwatym [7, с.76].

Значение: Вдохновение речью зарождается (до сотворения человека), поэтому моя сила вечна.

Такая концепция развивалась у всех поэтов-философов Средневековья. Например, Джелаледдин Руми пишет: «Природа - это ужасная война в плане действий и слов... Посмотрите на стихии и поймите. Четыре элемента - это четыре мощных столпа. Крыша мира правильна с ними... [4, VI. 48,49]». Несими также последовательно развивает идею о том, что мир живет вечно в борьбе между стихиями и повторяющемся движении дня и ночи:

Dort direk ile gayym olmu§dyr bu,

Kim anyn ifindedir, afaky dähr [8, с. 202].

Значение: Этот мир укреплен четырьмя столпами (элементами).

И вся Вселенная в нем.

Yeru-gök dop-doly jümle ny§an sen.

Hem anasyr, hem tebayyg, hem mürekkeb, hem besit [7, с.77].

Значение: Элементы, природа, смешанные вещи, несмешанные вещи,

Весь мир полон твоих знаков.

Этот чудесный мир, созданный чудом Божьим, создан на основе взаимодействия элементов, состоящих из различных связей и противоположностей. С этой точки зрения поэт постоянно высказывает идею духовного восхождения человека, который создан знанием «логоса» в материальном существовании и является наиболее совершенной из различных форм природы - возвращаясь к началу, основанный на доктрине «прихода и возвращения» ("mebde al ma'ad" - мебде аль маад):

В истории мусульманской философии вдохновление языка во многих случаях проявляется в поэзии. Соответственно, оно с самого начала выражает божественное слово, в котором вполне чувствуется вдохновение, соответствующее природе поэзии. Поэтому поэзию Несими можно назвать настоящим и естественным оживлением языка в его творческом развитии, реальным способом его существования, ярким свидетелем его проникновения в сердца. Как мы уже говорили ранее, для поэта язык - это особое проявление сияния Бытия, сущности творения.

Käfu nun möwji da§dy möwjunden,

§i§ jähetden geldi eyle ho§ guftar [8, с. 176]".

Значение: Вдохновение слова Kun разлилось с шести сторон, и пришло время выражать хорошие мысли.

Творчество Несими - это не просто философское произведение, это форма философии, близкая туркменскому духу. Поскольку концептуальный язык поэта вдохновлен вечными идеями, его интересно изучать с точки зрения теософской философии, поскольку в истории философской мысли философский

язык появился в гармонии с историей вдохновенной поэзии. В результате усилий ведущих философов понять истинную природу языка им пришлось прийти к поэзии, творчески раскрывавшей Вселенную в различных ракурсах. М. Хайдеггер определяет такие особенности языка при выражении понятия, как «Прежде всего поэзия создает возможность в языке», «Поэзия есть языковой институт существования», поэтому «сущность языка понимается на основе поэзии» [10, с. 81-91]. Как справедливо заметил философ, философия Несими относится к новому взгляду на логическую структуру языка, его (языка) фундаментальную и творческую природу, связанную с мировой лингвофилософской мыслью. Ведь видно, что многие философы Востока, такие как Сейит Несими ибн Сина, Азиз Нефеси, Шихаб ад-Дин Сухраварди, Джелаладдин Руми, ибн Араби, Махмуд Шабистари, развивали философское художественное творчество, созданное уникальным поэтическим путем. Эти мыслители известны не только развитием философской науки, но и как писатели-поэты, овладевшие искусством выражения философских понятий литературным языком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ибн Араби. Геммы мудрости (пер. с араб.). - М., Наука (Вост. лит-ра), 1993;

2. Дугин А. Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. - М.: Академический Проект., 2010;

3. Корнеева Т.Г. Триада «Слово - Разум - Душа» в философии Насира Хусрова. Ишрак. Ежегодник исламской философии№ 8. 2017;

4. Mewlana Jelaleddin Rumi. Mesnewi. Tam Metin. - Konya. O?ak : 2010;

5. Muhammet Gazaly. Ylym barada kitap. -A§gabat: Miras, 2005;

6. Пять философских трактатов на тему «Афак ва анфус». - Москва: Наука, 1970;

7. Seyit Ymadutdin Nesimi. Saylanan eserler. I j, - A§gabat: Türkmenistan, 1993;

8. Seyit Ymadutdin Nesimi. Saylanan eserler. II j. - A§gabat: Turkmenistan, 1993;

9. Seyit Ymadutdin Nesimi. Saylanan eserler. III j. - A§gabat: Turkmenistan, 1994;

10. Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина. Санкт Петербург - СПб.: Академический проект, 2003;

11. Фолософский энсиклопедический словарь. Москва, 1983;

12. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М. : Академпроект, 2008;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Huseyin Ayan. Nesimi. - Ankara: 2014

Atdaeva M.A.

Makhtumkuli Institute of Language, Literature and National Manuscripts Academy of Sciences of Turkmenistan (Ashgabat, Turkmenistan)

THE PHILOSOPHICAL CONTENT OF THE «WORD» IN ARTISTIC THINKING OF NESIMI

Abstract: in the Middle Ages, it became popular to reflect the problems of philosophy in literature. The problem of explaining the philosophical content of the "Word" is at the center of the work of Sayyid Imadeddin Nasimi, a famous master of the word who uses such principles in his works. The word, one of the most important problems ofphilosophy, has been associated since ancient times with Primary Consciousness, the Primary Driving Force, Absolute being. Muslim philosophy interprets this as the command of Allah, the Universal consciousness. Nasimi connects the "Word" with inspiration in the sense of the unity of inspiration and poetic creativity and its reflection in consciousness through the word. Developing the ideas of Ibn Arabi, he reveals the features of revelation in the "perfect man". Seyit Nesimi reveals the wide possibilities of language, expressing philosophical concepts and teachings in artistic language.

Keywords: philosophy, speech, thought, inspiration, Nesimi, Primary consciousness, absolute, poetry, Ibn Arabi, perfect man, Jabrayil, spirit, nature, science, elements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.