Философское осмысление права в учении С.С. Алексеева
Шипицин Олег Александрович,
аспирант, АНО ВО «Гуманитарный университет» E-mail: [email protected]
В статье рассматривается теоретический подход С.С. Алексеева к праву, выраженный в контексте перемен политико-экономического характера, имевших место в России на рубеже XX и XXI вв. Философия права на этом этапе выступает наукой о праве в жизни людей, определяя его роль и пути развития. Сущность философского подхода к праву раскрывается ученым путем переосмысления позитивного права через категории естественного права. Воплощение естественно-правовых притязаний в позитивном праве влечет за собой наполнение правовой материи новыми правовыми нормами, обогащенными высокими гуманистическими идеалами. Философское осмысление права С.С. Алексеева явилось такой идеей, которая ориентирована на человека, его свободу, высокий статус его личности, достоинства и неотъемлемые права, с позиции которых право наполняется глубоким социальным смыслом.
Ключевые слова: гуманистическое право; естественное право; право; субъективные права; философия права.
На переходном этапе развития российского государства и права, на рубеже XX и XXI вв. начался новый этап научного творчества С.С. Алексеева и второй цикл его сочинений, ориентированных на основательное и ценностное постижение права как высокоперспективного, уникального, во многом еще не востребованного социального феномена, выступающего в своих извечных и совершенных формах в качестве высшего достижения цивилизации и культуры [9, с. 7].
Смена тысячелетий ознаменовала собой кардинальные перемены в российском праве и обществе. Переход от советского права к современному характеризовался очищением от догм, стереотипов и комплексов, характерных для юридической науки советского периода. Теперь в объеме понятия права автор все больше ставит акцент на его социальной роли, статусе феномена социальной жизни, социальной ценности и блага [8, с. 160] - посредством таких категорий было развито уже намеченное в советский период широкое понимание права - философский подход.
Философия права на этом этапе выступает наукой о праве в жизни людей, которая призвана сформулировать его мировоззренческое объяснение, его смысл и предназначение через обобщения высокого уровня [6, с. 415]. Философия права, будучи тесно связанной с правовыми явлениями и направленной на их осмысление, тем не менее в учении С.С. Алексеева образует собой часть системы философских знаний и не охватывается понятием общей теории права. Разграничивая теорию права и философию права, показывая разницу между ними, ученый обратил внимание на то, что теория права выводит за скобки материалы отраслевых дисциплин и нацелена на решение юридически значимых социальных вопросов [9, с. 32], т.е. является обобщение отраслевых наук и носит в определенной мере прикладной характер. В то же время цель философии права заключается в освещении коренных проблем жизни общества, определяя место права в развитии и судьбе общества, пути его развития, его влияние на будущее, перспективы развития человечества, место и роль права в этих процессах, что позволило ученому при описании правовых явлений использовать более емкие формулировки о восхождении к праву [1], о праве как самом святом, что есть у Бога на земле [6], тайне и силе права [7] и даже о его крушении [3], которые отражают значимость права как явления, показывают собственные переживания ученого и способствуют более точному изложению его основных правовых идей.
На фоне политико-экономических преобразований, происходивших в современной России
5 -о
сз
<
на рубеже веков, выявилась также и необходимость в поиске новых подходов к осмыслению права как социального феномена. В качестве такого подхода автором определено переосмысление позитивного права через категории духовных ценностей [1, с. 69], которые в преломлении к праву охватываются понятием естественного права. В учении С.С. Алексеева философия права опирается в своей основе именно на естественно-правовые воззрения [9, с. 22], а философское видение правовых явлений - это и есть их рассмотрение с позиции юснатурализма [9, с. 26], что образует собой одну из ключевых идей ученого, расширяющей представления о праве.
Естественное право, с позиции ученого, - это обусловленные природой и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание и культурные коды человека, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов юридических норм - норм позитивного права [9, с. 35]. Такие требования и прообразы правовых норм не конкретизированы в достаточной степени, не обладают строгой определенностью по содержанию, и даже нередко понимаются по-разному, сообразно субъективным представлениям и идеологическому настрою тех или иных лиц и во многом по этой причине не предназначены для правовой регламентации социальных отношений [9, с. 36]. Более того, ученый также отметил, что естественно-правовые требования выработаны без участия человека, самой жизнью общества (например, право первенства, право старшинства, право на эквивалент в хозяйственных делах), чем принципиально отличатся от норм позитивного права, установленного самом человеком.
Вместе с тем, при существенном различии естественного и позитивного права ученый констатирует их глубокую взаимную связь, которая вызывает то, что в позитивном праве должны учитываться требования естественного права, т.е. установленное человеком право должно с течением времени и по мере своего развития обогащаться естественно-правовыми идеями. В этом соотношении заложен подход к естественному праву как идеалу, который не может быть развит, но может быть постигнут и воспринят по мере развития цивилизации и культуры. По этой причине поиск нового подхода к осмыслению права на рубеже веков представляет собой именно восхождение к праву, при котором человек по мере развития права и правовой культуры, освоения социальных ценностей и приобретения новых знаний постигает также и высокие правовые ценности, идеалы, существующие вне созданной человеком правовой материи, претворяя их в позитивном праве ^ для подчинения им урегулированных правом со-2 циальных отношений.
^ Примечательно, что переосмысление права ° в научных трудах С.С. Алексеева в условиях но-ав вого тысячелетия не сопряжено с отвержением
научных наработок советского периода. Концептуальная смена теоретических подходов к праву не явилась причиной для пересмотра строения и элементарных частиц права, в котором неизменно надлежит выделять дозволения, запреты, санкции, а также слагаемых из них юридические конструкции, образующие центральное звено материи права [7, с. 223]. Напротив, новый подход представляет собой выход на новый уровень науки, используя «старое» как прочный фундамент, при котором происходит соединение высоких гуманистических ценностей (свободы, частной инициативы и высокого статуса личности) с формальным выражением и законодательной фиксацией этих идей. Вполне закономерно, что воплощение естественно-правовых притязаний в позитивном праве влечет за собой наполнение правовой материи новыми правовыми нормами, обогащенными высокими гуманистическими идеалами, которые (нормы) должны занять свое место в существующей структуре права и приобрести системные связи с другими ее элементами.
Интеграция трактовок права в определенной мере изучена В.С. Нерсесянцем [12], В.А. Тумановым [16], В.М. Шафировым [17] и другими учеными, которые схожим образом обратили внимание на потребность в поиске ценностных моментов в праве, отмечая расхождение права и закона, соотносимых как форма и содержание.
Самостоятельно развивая эту идею, С.С. Алексеев отметил, что значимую роль в формулировании философских основ современной теории неотъемлемых прав человека заложил И.А. Покровский [2, с. 21], идеи которого определенным образом транслировались ученому через его учителей А.М. Винавера и Б.Б. Черепахина. К числу таких основ как раз и относится значимость естественных прав человека для установления его высокого статуса, защиты его самобытности и индивидуальности, а также ограждения от произвола власти [13, с. 328]. Вообще И.А. Покровский считал этически безупречным такой общественный порядок, при котором в основу положена идея самоценности человеческой личности, вызывающей необходимость уважения себя и других, признании прав меньшинства и неотъемлемых прав человека [14, с. 221]. С.С. Алексеев высоко оценивал теоретические взгляды дореволюционного ученого и во многом основывался на них в своих научных работах.
Исследуя с позиции новых подходов структуру права как взаимное расположение отдельных структурных элементов, ученый обратил внимание на то, что при построении правовой материи реализуется особая логика которую не стоит отождествлять с формальной логикой [7, с. 238]. Характерной чертой логики права является ориентация всех правовых средств на субъективные права, когда иные категории (юридические обязанности и запреты) приобретают второстепенное значение [9, с. 51]. Получается, что благодаря собственной логике правовая материя так «построена» и так
«настроена», что само ее существование и функционирование связаны именно с субъективными правами участников социальных отношений - мерой их возможного поведения [7, с. 243], из чего напрямую следует то, что объективное право потому и право, что говорит о субъективных правах. Так, именно через субъективное право человек реализует возможности и силу своего разума - способность постигать окружающий мир, принимать решения и эти решения претворять в жизнь [4, с. 45].
Как выразился ученый, направленность юридической материи совпадает с общественным прогрессом (логика права), т.е. человечество движется от традиционных к демократическим, либеральным цивилизациям [7, с. 248]. Цивилизация же трактуется ученым как ступень в развитии, которая наряду со структурными характеристиками отличается нарастающим развитием ценностей и институтов, направленных на обеспечение упорядоченности социальной жизни и свободы человека, т.е. главных показателей социального прогресса [5, с. 5]. При этом логика общественного развития предполагает такой вектор движения, при котором право должно занять ключевое и достойное место в жизни людей, став регулятором общественных отношений, отвечающим естественным требованиям и высоким социальным ценностям, но не лишенным принудительной силы. Тем самым ученый определил в качестве ориентира социального и правового прогресса общество, в центре которого человек с высоким достоинством и неотъемлемыми правами [7, с. 292]. Потому характерной чертой современной цивилизации и современного права является то, что оно ориентировано на субъективные права, т.е. меру возможного поведения, чем обеспечиваются условия и гарантии выбора способов достижения поставленных человеком целей и его свободы в целом.
Сформулированный ученым подход в определенной мере созвучен с тем, о чем писал И.А. Покровский, - такое единство научных взглядов свидетельствует о преемственности проверенных временем и ставших в наибольшей мере актуальными для права новой России правовых идей, необходимых для преодоления кризиса теории прав человека.
Роль права как социального явления решающим образом зависит от того, какие цели сложились в обществе, какова их иерархия [6, с. 18], поэтому определение в качестве центра социальной системы человека с высоким достоинством и неотъемлемыми правами напрямую показывает собственные мировоззренческие взгляды ученого, на основе которых формулируется его гуманистическая концепция права. В контексте правового прогресса гуманистическое право представляет собой высокую ступень развития права, следующую за кулачным правом и правом власти [1, с. 222]. Как справедливо отметил С.И. Архипов, будучи правом человека, гуманистическое право представляет собой личностные, субъективные притязания, имеющие естественно-правовую ос-
нову [10, с. 9]. Концентрируясь на человеке, его высоком статусе, субъективных правах и интересах, ученый отмечает, что философию права в ее современном виде, предопределяет переход от социоцентристской к персоноцентристской правовой культуре, т.е. по существу к идее прав человека, реально обеспеченных, гарантированных и защищенных [15, с. 299].
Ориентир на права человека как особая логика права может быть раскрыт и реализован благодаря его атомистической проработке, чему способствует юридическая догматика [7, с. 205]. Сама по себе догма права обозначает твердость и непререкаемость основы, в соответствии с которой решаются юридические вопросы [7, с. 196], поэтому ученый отметил, что догма права (аналитическая юриспруденция) является своего рода математикой в области права [7, с. 198]. Будучи жесткой и практико-ориентированной фактурой, догма права как таковая, с позиции С.С. Алексеева, носит нейтральный характер.
Некоторые современные ученые не разделяют такой подход. Так, В.В. Лапаева полагает, что на формирование догмы права оказывает воздействие то или иное понимание права [11, с. 11].
Вместе с тем, нейтральная догма права С.С. Алексеева имеет схожие черты с чистым правом И. Канта, т.е. идеальным образом права, свободным от всяких внешних факторов, включая опыт субъекта и цель самого права. Поэтому вполне закономерно, что ученый, применяющий к вопросам специально-юридической проблематики системную методологию, определил догму права как нейтральное явление. Твердость и непререкаемость основы права вызывает то, что действующее право необходимо понимать и применять таким, какое оно есть вне зависимости от нашего отношения к нему, - в таком подходе заложена основа общеправового принципа законности и далее - правозаконности, вызывающей необходимость соответствия самого закона категориям более общего порядка, т.е. соответствия позитивного права праву естественному.
Таким образом, философское осмысление права С.С. Алексеева явилось такой идеей, которая ориентирована на человека, его свободу, высокий статус его личности, достоинства и неотъемлемые права, с позиции которых право наполняется глубоким социальным смыслом. Ученый, перенося акценты от формальной стороны правовой материи к ее содержанию, тем самым вносит в нее сущностные и ценностные аспекты, соответствующие идее естественного права.
Литература
о
"О
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски Д и решения. М.: Издательство НОРМА, 2001. Е 752 с. АА
2. Алексеев С.С. Два имени // Собрание сочине- » ний в 10 Т. Том 9: Публицистика. М.: Статут, у 2010. С. 8-22. А
3. Алексеев С.С. Крушение права. Полемические заметки // Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 32 с.
4. Алексеев С.С. Право - надежда наша. Научно-публицистические очерки // Собрание сочинений в 10 Т. Том 9: Публицистика. М.: Статут, 2010. С.24-258.
5. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Советское государство и право, 1991. № 2. С. 3-11.
6. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху: монография. 2-е изд., доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 448 с.
7. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. 175 с.
8. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. 320 с.
9. Алексеев С.С. Философия права // Собрание сочинений в 10 Т. Том 7: Философия права и теория права. М.: Статут, 2010. С. 9-320.
10. Архипов С.И. Идея правового прогресса в трудах С.С. Алексеева // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2019. № 6. С. 5-10.
11. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография. М.: Российская академия правосудия, 2012. 577 с.
12. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983. 366 с.
13. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права // Типография «Правда», 1987. 328 с.
14. Покровский И.А. Этические предпосылки свободного строя // Россия и современный мир, 2007. № 4 (57). С. 211-224.
15. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс // Екатеринбург: Издательство Уральской государственной юридической академии, Издательство гуманитарного университета, 1996. 316 с.
16. Туманов В.А. Избранное. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 735 с.
17. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: Введение в теорию: Монография. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2004. 260 с.
PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF LAW IN THE THEORY OF S.S. ALEKSEEV
Shipitsin O.A.
ANO VO "Humanitarian University"
The article examines the theoretical approach of S.S. Alekseev to law, expressed in the context of political and economic changes that took place in Russia at the turn of the 20th and 21st centuries. The philosophy of law at this stage is the science of law in the life of people, defining its role and ways of development. The essence of the philosophical approach to law is revealed by the scientist by rethinking positive law through the categories of natural law. The embodiment of natural legal claims in positive law entails the filling of legal matter with new legal norms enriched with lofty humanistic ideals. The philosophical comprehension of the law of S.S. Alekseev was an idea that is focused on a person, his freedom, the high status of his personality, dignity and inalienable rights, from the position of which the law is filled with deep social meaning.
Keywords: humanistic law; natural law; right; subjective rights; philosophy of law.
References
1. Alekseev S.S. Ascent to the law. Searches and solutions. Moscow: Izdatelstvo NORMA, 2001. 752 p.
2. Alekseev S.S. Two names // Collected works in 10 Vols. Volume 9: Publ-licistics. Moscow: Statut, 2010. pp. 8-22.
3. Alekseev S.S. Krushenie prava. Polemical notes // Yekaterinburg: Institute of Private Law, 2009. 32 p.
4. Alekseev S.S. Pravo - nadezhda nasha. Scientific and journalistic essays // Collected works in 10 Vols. Volume 9: Publicistics. Moscow: Statut, 2010. pp. 24-258.
5. Alekseev S.S. Pravo: vremya novykh podkhodov [Law: the Time of New Approaches] / / Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1991. No. 2. pp. 3-11.
6. Alekseev S.S. The most sacred thing that God has on earth. Immanuel Kant and the problems of law in the modern era: a monograph. 2nd ed., add. M.: Norma: INFRA-M, 2013. 448 p.
7. Alekseev S.S. The Mystery and power of law. The Science of Law: New approaches and ideas. The right in the life and destiny of people. 2nd ed., reprint. and add. M.: Norma, 2009. 175 p.
8. Alekseev S.S. Teoriya prava. M.: Publishing House BEK, 1995. 320 p.
9. Alekseev S.S. Philosophy of law // Collected works in 10 Vols. Volume 7: Philosophy of Law and Theory of Law. Moscow: Statute, 2010. pp. 9-320.
10. Arkhipov S.I. The idea of legal progress in the works of S.S. Alekseev // Electronic appendix to the "Russian Legal Journal", 2019. No. 6. pp. 5-10.
11. Lapaeva V.V. Types of legal understanding: legal theory and practice: Monograph. Moscow: Russian Academy of Justice, 2012. 577 p.
12. Nersesyants V.S. Pravo i zakon. From the History of Legal Doctrines. Mos-cow: Nauka, 1983. 366 p.
13. Pokrovsky I.A. The main problems of civil law // Typografiya "Pravda", 1987. 328 p.
14. Pokrovsky I.A. Ethical prerequisites of the free system // Russia and the Modern World, 2007. No. 4 (57). pp. 211-224.
15. Semitko A.P. Razvitie pravovoy kultury kak pravovoy progress [Develop-ment of legal culture as a legal progress]. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Law Academy, Publishing House of the Humanitarian University, 1996, 316 p.
16. Tumanov V.A. Izbrannoe. M.: Norma: INFRA-M, 2010. 735 p.
17. Shafirov V.M. Natural-positive law: Introduction to theory: Monograph. Krasnoyarsk: KrasGU Research Center, 2004. 260 p.
CM CO