Научная статья на тему 'Философское объяснение метафоры'

Философское объяснение метафоры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ФИЛОСОФИЯ / СМЫСЛ / МИФ / ОБРАЗ / ПОЭТИЧНОСТЬ / ТЕМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хилтухина Евгения Геннадьевна

В статье раскрывается философское понимание метафоры, которая часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. Метафора как философия строится на взаимодействии вечных тем и изменчивых социокультурных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философское объяснение метафоры»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Философское объяснение метафоры Хилтухина Е. Г.

Хилтухина Евгения Геннадьевна / Khiltukhina Evgenia Gennadievna - доктор философских наук,

доцент, профессор, кафедра социально-гуманитарных дисциплин и права, Московский городской университет управления при правительстве Москвы, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается философское понимание метафоры, которая часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. Метафора как философия строится на взаимодействии вечных тем и изменчивых социокультурных реалий.

Ключевые слова: метафора, философия, смысл, миф, образ, поэтичность, тема.

Метафора есть перенесение смысла с одного слова на другое. В философии метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» [1] говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся понятием, используется в непрямом значении, чтобы выразить этот концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди и его работу «The Conduit Metaphor» [2], в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Множество слов в языке образованы метафорически или применяются метафорически, причем переносный смысл слова рано или поздно вытесняет смысл, слово понимается только в своем переносном значении, которое тем самым уже не сознается как переносное, так как первоначальный прямой его смысл уже потускнел или даже совсем утратился. Тем более что художественные выразительные средства представляют собой тот интонационно-синтаксический строй речи, который определяется характером данного стиля и тех жанров, которые в этот стиль входят. Метафора имеет переносное значение слова, основанное на сходстве системы выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое, в основе которого лежит философское понимание мира.

Постижение метафоры как лексического феномена представляет первый и наиболее поверхностный уровень осмысления ее природы. Но такое понимание метафоры было во многом оправданным. Оно было связано с определенным представлением о мышлении, принципы которого были разработаны Аристотелем. Мышление, подчиненное правилам формальной логики, стоящее на мощном фундаменте принципов тождества, запрещения противоречия и исключенного третьего, не могло иметь ничего общего с метафорой, представляющей собой иррациональный акт, которая осуществляет подстановку, замену имен различных, пусть даже в чем-то сходных вещей. Философия, возникнув в лоне мифа, вобрала в себя существенные черты мифологического мышления, и, в первую очередь, целостное видение сущего, представление об изначальном единстве человека и мира. Но, вместе с тем, первичное осознание философией себя самой связано с утверждением ее инобытия в отношении к мифу, которое было обусловлено, в первую очередь, наличием в структуре философии элементов знания, рациональных моментов. Философия, собственно, и начинается с борьбы против мифа, который

наиболее богат выразительными художественными средствами, где метафора играет определенную роль. Философия в различные периоды своего существования аккумулировала мифологические образы, религиозные символы, научные идеи. Все они становились «оболочкой», своеобразным «контейнером» для «упаковки» философских тем. Можно сказать, что в философской метафоре для постижения мира привлекаются все имеющиеся культурные средства, метафора часто является для философии формой, через которую осуществляется ассимиляция культурного потенциала. Так, образы или идеи, наработанные культурой, становятся материалом, активно использующимся для воплощения философских прозрений. В числе другой характерной особенности философской метафоры можно назвать принципиальную неоднопорядковость ассоциируемых в ней объектов. Так, с одной стороны, в философской метафоре представлены наиболее абстрактные идеи, предельные смыслы («темы»), с другой стороны, она содержит вполне конкретные образы («оболочки»). Такого рода соединение позволяет с помощью проецирования свойств конкретных предметов физического мира на неопределенный образ философских идей постигнуть абстрактное, удаленное от действительности философское содержание. Таким образом, через метафору в философии происходит освоение новых смысловых пространств, осуществляется ход от известного к неизвестному, неизведанное постигается через привычное. Совершенно неуловимые, в высшей степени абстрактные смыслы становятся жизнеспособными во многом благодаря метафоре. В силу сказанного, метафора является своеобразным орудием познания философа, где на основе доступных, близких человеку образов конструируются неподвластные чувствам идеи. Именно поэтому, «чем абстрактнее становится философия, тем чаще прибегаем мы к метафоре». Большинство философских понятий произведено от материальных вещей с помощью метафор. Так, Г. Лейбниц в своей работе «О языке« [3] упоминает Адриана Курбаха (XVII в.), который показал, что все термины теологии, морали и метафизики были взяты первоначально от грубых материальных вещей. Следует отметить, что аналогия между чувственными и недоступными для чувств вещами всегда служила основой для метафор. Поэтому метафоры делятся на образные и концептуальные. Образные метафоры - метафоры, в основе которых лежит яркий и нестандартный образ. Метафоры называются образными, если они вовлекают образы, характеризующиеся максимальной экспрессивной способностью, которые способны создавать напряжение между буквальным значением и значением-переосмыслением, которые тесно связаны с творческим воображением и постоянно к нему апеллируют. Концептуальные метафоры - метафоры, основанные на стандартных образах, апеллирующие к стандартным ассоциациям. Метафоры считаются концептуальными, если они соединяют предметы, принадлежащие к различным слоям реальности, но являются, во многом, лишь удобными гипотезами для объяснения фактов. Они затрагивают воображение в меньшей степени и значительно уступают в яркости образным метафорам. Философские метафоры могут различаться по степени образности. Метафоры используются для того, чтобы вызвать у человека определенные, достаточно конкретные ассоциации об объекте (явлении). Тем более что любая метафора имеет три определенных характеристик: 1) что сравнивается («предмет»), 2) с чем сравнивается («образ»), 3) на основании чего сравнивается («признак»).

Можно создать, например, классификацию метафор, которая будет основана на делении французским лингвистом Ш. Балли [4] образов на следующие виды: а) конкретно-чувственные; б) эмоционально ослабленные; в) мертвые (этимологические). Соответственно данным видам образов могут быть выделены и типы метафор. Наибольший интерес представляют для философии «мертвые» метафоры -этимологические метафоры, существует деление метафор на эмфатические и репродуктивные, предложенное М. Блэком [5], причем первые из них нуждаются в

творческом восприятии, вторые же базируются на стандартных ассоциациях. Эмфатическая метафора - метафора, нуждающаяся в творческом восприятии.

Кроме атрибутивных метафор, которые представляют собой перенос свойств различной природы, опираясь на работы Д. Лакоффа и М. Джонсона и используя предложенную ими терминологию, можно говорить об онтологических метафорах -метафорах, основанных на понимании свойства как отдельной сущности. Онтологические метафоры представляют собой понимание каких-либо явлений (событий, состояний, свойств) как самостоятельных сущностей. В метафорах такого типа признак, присущий какой-либо вещи, понимается и соответственно описывается как обладающий самостоятельным бытием. В философии онтологические метафоры занимают особое место, и многие фундаментальные философские категории являются метафорами именно такого типа. В их числе, например, «бытие», «существование», «сознание». Такого рода понятия не называют какие-либо реально существующие вещи или классы объектов, они не являются также отвлечением от несущественных свойств объектов, объединенных признаком, например, существования, так как путем абстрагирования мы можем получить лишь признак «существующий». Понимание существования как особой, самодовлеющей сущности требует последующего шага, невозможного в рамках логики, и здесь вновь происходит действие метафоры. В «онтологических» метафорах осуществляется перенос такого важного свойства, как субстантивности, самостоятельного бытия. В метафорах онтологического типа условной является не только граница между предметами, но также размывается грань между предметом и его признаками. Поэтому благодаря «онтологической» метафоре можно перейти от свойства к сущности, от признака - к субстанции, от качества зависимого - к качеству самостоятельному. Можно признать, что в философии активно действуют метафоры онтологического типа, и также, что они нередко играют ключевую роль во многих философских построениях. Кроме бытия и существования к метафорам онтологического типа принадлежат время и пространство, сознание и познание, возможность и действительность, необходимость и случайность. На производность умозрительных понятий от конкретно чувственных указывал и Г. В. Ф. Гегель.

Литература

1. Лакофф Дж. The Contemporary Theory of Metaphor // Metaphor and Thought. / ed. A. Ortony. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

2. Редди Майкл The Conduit Metaphor In: «Metaphor and Thought», ed. by A. Ortony. Cambridge (England), 1979.

3. Лейбниц Г. «О языке» // Сочинения в 4-х тт. - М.: Мысль. 1983. С. 686.

4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М., Изд-во Иностранной литературы. 1955. С.416.

5. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. С. 512.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.