ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2021. № 2
К 80-ЛЕТИЮ ВОССОЗДАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Е.Н. Мощелков*
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII - НАЧАЛО XIX в.): СТУДЕНТЫ, ПРОФЕССУРА, ЛЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ**
Статья посвящена истории становления преподавания философии в Императорском Московском университете. Философия начала преподаваться в Московском университете с момента его образования в 1755 г. Обучение обеспечивалось зарубежными (в основном немецкими) профессорами, а также русскими молодыми учеными. Преподавалась в основном популярная в то время вольфианская философия в изложении учеников и последователей Хр. Вольфа. В учебном процессе существовала тесная взаимосвязь и взаимное обогащение философии и юриспруденции, теоретической и практической частей гуманитарного знания.
Ключевые слова: Императорский Московский университет, преподавание философии, взаимосвязь философии и юриспруденции.
E.N. M o s c h e l k o v. Philosophical education at the Imperial Moscow University (second half of the XVIII - beginning of the XIX centuries): students, professors, courses of lectures
Philosophy began to be taught at the Imperial Moscow University from the moment of its formation in 1755. The teaching was provided by foreign (mainly German) professors, as well as Russian young scientists. The main teaching was the then popular Wolffian philosophy, presented by disciples and followers of Chr. Wolf. In the educational process there was a close relationship and mutual enrichment of philosophy and jurisprudence, the theoretical and practical parts of humanitarian knowledge.
Keywords: Imperial Moscow University, teaching philosophy, the relationship between philosophy and jurisprudence.
* Мощелков Евгений Николаевич — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел. + 7 (495) 939-24-42; e-mail: [email protected]
** Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
12 января 1755 г. по старому стилю (соответственно 25 января по новому) Указом императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761) «Объ учрежденш Московского Университета и двухъ Гимназш» был учрежден Московский университет. Торжественное открытие университета состоялось 26 апреля 1755 г. В Указе говорилось, что университет создается «для дворян и разночинцев, по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукой пользуются, и двух гимназий, одну для дворян, другую для разночинцев, кроме крепостных людей» [Указ Императрицы Елизаветы Петровны для всенародного известия «Объ учрежденш Московского Университета и двухъ Гимназш», 2005, с. 70].
Авторами основного Акта и других подготовительных документов по созданию Московского университета были Иван Иванович Шувалов (1727-1797), царский сановник, который первые 42 года существования Московского университета был его куратором, и Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый-энциклопедист.
В приложенном к Указу Проекту об учреждении Московского университета определялась структура этого учебного заведения, которая в целом отражала мировой уровень развития наук середины XVIII в. Университет состоял из десяти кафедр (профессоров), которые распределялись по трем факультетам: философскому, юридическому и медицинскому.
В состав философского факультета входило четыре кафедры (профессора). Задачи распределялись следующим образом: «1) Профессор Философии обучать должен Логике, Метафизике и Нравоучению (выделено автором); 2) Профессор Физики обучать должен Физике Экспериментальной и Теоретической; 3) Профессор Красноречия для обучения Оратории и Стихотворства; 4) Профессор Истории для показания Истории Универсальной и Российской, также древности и Геральдики» (см.: [Проектъ объ учрежденш Московского университета, 2005, с. 76]).
Набор профессоров (кафедр) философского факультета свидетельствует о том, что понятие «философия» (во всяком случае, как образовательной дисциплины) имело две трактовки, два понимания: первое расширительное — это комплекс наук, в который входили все светские науки, кроме юриспруденции и медицины, и второе узкое (собственно философия), которое включало в себя логику, метафизику и нравоучение (или нравственную философию).
В статье мы сосредоточим свое внимание на преподавании в Императорском Московском университете философии прежде всего во втором, узком, ее понимании.
Студенты философского факультета
Формирование контингента студентов в то время было очень сложной проблемой, с которой в свое время столкнулся, но так и не смог ее решить Академический университет в Петербурге. Проблема состояла в объективной населенности региона, в котором образовывался университет. В Указе императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Московского университета прямо говорилось о том, что Москва (в отличие от Петербурга) была выбрана из-за того, что население в ней и ее окрестностях в то время было довольно многочисленным, поэтому можно было бы направлять для обучения в университете достаточное количество молодых людей [там же, с. 70-71].
Контингент студентов и преподавателей университета формировался постепенно, фактически на протяжении всех первых десятилетий. По первому набору в 1755 г. в Московский университет был зачислен 31 студент, но по учетным документам 1757 г. в университете осталось только 19 человек. По разным причинам происходил существенный отсев. В дворянской и разночинской гимназиях, которые были созданы при университете, обучались в 1757 г. 182 человека (см.: [История Московского университета, т. 3, 2014, с. 426, 437]). Через два года, в 1759 г., число обучающихся увеличивается: учтенных по документам студентов — 38 человек, а учеников гимназий — 222 человека. Кроме этого, в Казанской гимназии, которая входила тогда в состав Московского университета, обучались 24 человека [там же, т. 5, 2019, с. 272, 284, 286]1. В сентябре 1760 г., через пять лет после открытия университета, студентов было уже 54 человека: «...26 студентов на казенном содержании, да еще 5 студентов на казенном содержании, но без жалования, 23 студента на своем коште» (см.: [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, т. 1, 1960, с. 323]).
После издания Манифеста о вольности дворянства (18 февраля 1762 г.), по которому Петром III повелевалось зачислять дворянских юношей в кадетский корпус, начался массовый отток дворян из Московского университета (см.: [А.И. Андреев, В.А. Змеев, И.В. Ильин, 2011, с. 60]). Фактически стабильный рост студенческого контингента университета начинается (и то постепенно, не без срывов) только в конце 1760-х — начале 1760-х гг. уже при Екатерине II2.
1 Приводятся поименные списки.
2 Всего в XVIII в. Московский университет пережил четырех монархов (Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I), и, конечно его развитие и благополучие во многом зависело от изменчивой образовательной политики монархического государства.
Однако в 1771 г. университет столкнулся с новым испытанием. В связи с эпидемией чумы он был закрыт с августа 1771 по март 1772 г., и потом все пришлось организовывать заново (см.: [А. Ю. Андреев, 2001, с. 89; Летопись Московского университета, 2004, т. 1, с. 50-51]).
До начала XIX в. общее количество студентов в Московском университете оставалось на уровне 45-50 человек при около 20 поступающих в год (см.: [А . М. Феофанов, 2006, № 6, с. 120-121])3.
Профессора философии и учебный процесс
на философском факультете
Для организации учебного процесса в начальный период университету кроме набора студентов пришлось столкнуться еще с одной труднейшей задачей — формированием профессорского состава. Эта проблема решалась привлечением как зарубежной (в основном немецкой) профессуры, так и собственных, русских ученых. Главными кузницами таких национальных кадров были Славяно-греко-латинская академия (1687) в Москве и Академический университет (1724) в Петербурге.
Первоначально все преподавание было сосредоточено на философском факультете, который считался подготовительным и обязательным для всех студентов. Распределение на юридический и медицинский факультеты началось с 1759 г., по мере формирования подготовленного студенчества, а также профессорского состава. Но и позже в процессе распределения на факультеты возникали проблемы. Так, на университетской конференции 2 августа 1766 г. (через 11 лет после открытия университета) было «постановлено, чтобы студентов из философского факультета на медицинский и юридический ранее, чем через три года не переводить, принимая во внимание, что философский курс требует для своего завершения, самое меньшее, такого промежутка времени... студенты, не зная логики, физики, математики, нравственных наук, приступают к высшим наукам, именно — юридическим и медицинским. с нечистыми руками.» [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, 1963, т. 3, с. 155-156].
У истоков преподавания философии в Императорском Московском университете стояли три человека.
Первый — русский ученый Николай Никитич Поповский (1728/1729-1760; 31/32 года) — обучался в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Академическом университете в Петербурге, где в
3 До 1819 г. пофамильные списки студентов ежегодно публиковались в приложении к «Московским ведомостям», которое называлось «Краткая история Московского университета».
январе1754 г. получил звание магистра. С марта 1755 г. стал работать в Московском университете с момента его открытия. В мае 1756 г. был назначен ординарным профессором красноречия (элоквенции) и ректором университетской гимназии. К сожалению, очень рано умер4.
Второй — немец Иоганн Генрих Фромман (Johann Heinrich Fromman) (1729-1775; 44 года). В 1848-1775 гг. преподавал в университетах Германии (в частности в Тюбингенском университете). Не позднее ноября 1755 г. был приглашен в Московский университет, а в мае 1756 г. определен ординарным профессором логики, метафизики и нравственной философии по контракту на трехлетний срок, т.е. занял соответствующую кафедру на философском факультете. Н.Н. Поповский открывает преподавание в университете и в течение нескольких месяцев первого учебного года читает философские лекции, а с мая 1756 по 1765 г. этот курс (логика, метафизика и нравственная философия) стал вести приглашенный из Германии профессор Фроманн.
Третий — Иоганн Матиас Шаден (Johann Matthias Schaden) (1731-1797; 66 лет) — приехавший в Россию одновременно с Фроман-ном для преподавания в Московском университете немецкий профессор, выпускник и магистр (так же как и Фроманн) Тюбингенского университета, который начинает читать цикл философских (наряду с Аничковым) и правовых лекций. С 1760 г. — экстраординарный, а с 1764 г. — ординарный профессор университета. По авторитетному свидетельству С.П. Шевырева, Поповский, Шаден и Фроманн — это «первые основатели Университетского учения» [С. П. Шевырев, 1998, с. 35].
В числе профессоров Московского университета, которые оказали влияние на преподавание философии, следует в первую очередь назвать Филиппа Генриха Дильтея (Philipp Heinrich Dilthey) (17231781; 58 лет). Он учился в нескольких европейских университетах, его родным языком был французский. Дильтей был приглашен в Москву и в октябре 1756 г. начал читать лекции в университете по различным разделам юриспруденции.
И.Г. Фроманн работал в университете до своего возвращения в Германию в 1765 г. После его отъезда преподавателем философии становится молодой русский ученый Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788). Будучи одним из первых студентов Московского уни-
4 Здесь и далее биографические сведения получены из следующих источников: [В.А. Волков, М.В. Куликова, В.С Логинов, 2017; Иностранные профессора российских университетов..., 2011; Русская философия, 2020; Императорский Московский университет, 2010; История Московского университета, т. 1-5, 2006-2019; Профессора Московского университета, 2005; Большая российская энциклопедия, 2005-2017; Отечественная история, т. 1-3, 1994-2000].
верситета (с 3 июля 1755 г.), в 1762 г. он получает звание магистра и начинает преподавать в университете, а с 1765 г. фактически занимает кафедру философии, которой руководит до конца своей жизни, т.е. в течение 23 лет. В 1771 г. он становится экстраординарным, а с 1776 г. — ординарным профессором университета.
Д.С. Аничков и И. Шаден прослужили в Московском университете фактически до конца XVIII в., вплоть до своей смерти: Аничков до 1788 г., а Шаден до 1797 г.
В 1760-е гг. к преподавательской деятельности в Московском университете приступили два русских ученых — Иван Андреевич Третьяков (1735-1779; 44 года) и Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789; 49 лет). Будучи студентами Московского университета, Третьяков и Десницкий в 1761 г. были командированы на обучение за границей5 — в Глазго, где, в частности, прослушали курс лекций А. Смита6 по нравственной философии и праву. После возвращения домой (1767), выдержав специальные экзамены, оба молодых ученых были допущены к чтению лекций по юриспруденции, в которых подробно рассматривали и ряд философских тем. Третьяков в 1770 г., а Десницкий в 1773 г. стали ординарными профессорами Московского университета.
В 1870-е гг. в Московском университете начинает преподавать новое поколение философов, которые являлись учениками первых университетских профессоров.
Евгений Борисович Сырейщиков (1757-1790; 33 года). В 1771 г. окончил философский факультет под руководством А.А. Барсова7. В 1779 г. начал преподавание в университете, а вскоре был произведен в экстраординарные профессора логики и нравоучения. Преподавал в университете до 1784 г.
Дмитрий Николаевич Синьковский (1739-1793; 54 года). Выпускник Московского университета, в 1778 г. получил степень магистра. В 1786 г. произведен в звание экстраординарного, а в 1788 г. — в звание ординарного профессора логики и нравственной философии. Преподавательская деятельность закончилась в 1792 г. из-за болезни.
5 В XIX в. при оставлении выпускников «для приготовления к профессорскому званию» длительная (2-3 года) научная командировка за границу за счет средств университета станет обязательной.
6 Смит Адам (1723-1790) — шотландский экономист и философ, основоположник классической школы экономической науки.
7 Барсов Антон Алексеевич (1730-1791; 61 год). В 1755-1760 гг. преподавал математику в университетской гимназии. В январе 1761 г., после смерти Н.Н. Поповского, стал профессором красноречия; читал лекции по риторике, поэтике, русскому языку, истории античной литературы. С 1756 по 1765 г. редактировал газету «Московские ведомости».
В конце 1770-х гг. в Россию приехал выпускник Йенского университета (Германия) Иоганн Георг Шварц (Johann Georg Schwarz) (1751-1784; 33 года), который в 1779 г. получил должность экстраординарного, а в феврале 1780 г. — ординарного профессора философии и словесных наук. Читал лекции по философии в аудиториях и у себя дома в частном формате. Активно занимался общественной деятельностью, сотрудничал с Н.И. Новиковым8, создал Собрание университетских питомцев (1781), Дружеское ученое общество (1782), на собраниях которых читались лекции и проводились дебаты по философским вопросам.
В самом конце XVIII — первые годы XIX в. преподавательскую деятельность на философском факультете начинают три молодых ученых — Андрей Михайлович Брянцев, Михаил Матвеевич Снегирев и Павел Афанасьевич Сохацкий.
А.Н. Брянцев (1749-1812; 63 года) после обучения в Славяно-греко-латинской академии в 1771 г. перешел на учебу в Московский университет. После смерти Аничкова в 1788 г. фактически возглавил кафедру. В этом же году был удостоен звания экстраординарного, а в 1795 г. — ординарного профессора логики и нравственной философии.
Примерно через десятилетие после Брянцева в Московском университете стал преподавать философию М.М. Снегирев (1760-1820; 60 лет), который окончил университетский курс в 1789 г., а с 1796 г. являлся экстраординарным профессором логики и нравственной философии.
П.А. Сохацкий (1765-1809; 44 г.) в конце 1780-х гг. окончил Московский университет и получил степень магистра философии и свободных наук. С 1795 г. занимал должность экстраординарного, а с 1801 г. — ординарного профессора. Помимо российской словесности преподавал ряд философских дисциплин (логику, этику, эстетику).
Деятельность Брянцева, Снигирева и Сохацкого знаменует переходное время в истории Московского университета от первого этапа его развития (1755-1804) ко второму этапу (до начала 1860-х гг.). Эти люди как бы связывали собою два этих этапа.
Таким образом, в первые пять десятилетий деятельности Московского университета лекции по философским дисциплинам в разные периоды читали 12 профессоров. Среди них преобладали
8 Новиков Николай Иванович (1744-1818; 74 года). Русский просветитель, критик и издатель. Учился в университетской гимназии Московского университета. С 1880 г. заведовал типографией Московского университета, создал первую в Москве общедоступную библиотеку. За короткое время издал около 100 книг, в том числе и русские переводы многих иностранных авторов, различные журналы, газеты, календари.
русские ученые: Поповский, Аничков, Третьяков, Десницкий, Сы-рейщиков, Синьковский, Брянцев, Снегирев, Сохацкий (девять человек). Иностранцев было четыре человека: Фроманн, Шаден, Дильтей и Шварц. Иностранные профессора (в основном немцы) никогда не доминировали в преподавательском составе Московского университета. Исследователь данного вопроса Ф.А. Петров подсчитал, что из 256 человек, преподававших в университете в первые 100 лет его существования (1755-1855), было только 63 немца, т.е. около четверти (см.: [Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете, 1997, с. 5]).
Роль немецкой профессуры на первоначальных этапах становления Московского университета нельзя преувеличивать, но и неправомерно было бы и преуменьшать. Без них само начало преподавательского процесса в университете было бы вряд ли возможным. Необходимого количества своих национальных кадров профессорского университетского уровня тогда еще не было. Кроме того, немцы помимо знаний привнесли в Московский университет традиции и опыт университетского образования в Европе, и прежде всего в Германии, которые к 1755 г. формировались на протяжении нескольких столетий9. Всего в 1756-1758 гг. для преподавания в Московском университете прибыли, в основном из Германии, семь профессоров10. Некоторые из них большую часть жизни провели в России, умерли и похоронены здесь (Шварц, Шаден, Дильтей).
Сравнивая профессиональные биографии первых профессоров Московского университета, можно сделать вывод о том, что наиболее интенсивно преподавание философии относится к периоду конца 1770-х — до конца 1780-х гг. (через 20 лет после основания университета), когда на философском факультете проводили занятия по философии одновременно пять преподавателей (Аничков, Шаден, Сырейщиков, Синьковский, Шварц). Среди них были как представители старшего поколения, так и молодые преподаватели.
Необходимо отметить, что студенты философского факультета кроме философии изучали широкий цикл гуманитарных и естественных дисциплин, кафедры которых входили в то время в структуру философского факультета. Так, 17 августа 1800 г. в начале нового учебного года были объявлены 10 лекционных курсов для студентов философского факультета: российская и латинская риторика в со-
9 Первые университеты в Германии появились в XIV в. в Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392).
10 В 1756 г. Ф.Г. Дильтей из Майнца (право), И.М. Шаден и И.Г. Фроманн из Тюбингена (философия); в 1757 г. Х.Г. Кельнер (история) и И.Г. Рейхель из Лейпцига (история), И.А. Рост из Геттингена (английский язык и экпериментальная физика) и в 1758 г. И.Х. Керштенс из Лейпцига (химия) (см.: [А. Ю. Андреев, 2001, с. 80]).
единении с русской историей (Х.А. Чеботарев), энциклопедия наук (Ф.Г. Баузе), опытная физика (П.И. Страхов), натуральная история (А.А. Прокопович-Антоновский), логика и метафизика (А.М. Брян-цев), алгебра и тригонометрия (В.К. Аршеневский), начала астрономии, математической географии и навигации (М.И. Панкевич), всеобщая история (Н.Е. Черепанов), немецкий язык (И.А. Гейм), французский язык (К. Авья де Ватэ) (см.: [А . И. Андреев, В.А. Змеев, И. В. Ильин, 2011, с. 131])11. С.П. Шевырев, анализируя данный период деятельности Московского университета, подытоживал: «Обозрев преподавание наук на философском факультете, мы видим, что оно представляет соединение наук философской, словесных, исторических с математическими и частью естественными» [С. П. Шевырев, 1998, с. 238].
Таким образом, универсальность образования и прежде всего актуальный и сегодня синтез гуманитарных и естественных наук изначально были положены в основу подготовки специалистов в Московском университете.
Преподавание философии
Переходя к анализу содержания первых философских курсов в Московском университете, нельзя не отметить важнейшие базовые принципы, которые были сформулированы профессором По-повским12.
Примечательно, что в день торжественного открытия Московского университета 26 апреля 1755 г. именно молодой русский ученый Поповский произнес на латинском языке речь «О содержании, важности и круге философии», которая знаменовала начало философских лекций13. В своей речи Поповский говорит о важнейшей роли философии во всей системе университетского образования: «Хотя она [философия] в частные и подробные всех вещей рассуждения не вступает, однако главнейшие и самые общие правила, правильное и необманчивое познание натуры, строгое доказательство каждой истины, разделение правды от неправды от нее одной зависят» [Н.Н. Поповский, 1952, т. 1, с. 88]. Отдавая должное латинскому языку, на котором столетиями преподавалась философия в европейских
11 Обращает на себя внимание тот факт, что из 10 лекторов семь были русские профессора.
12 В протоколе университетской Конференции от 22 августа 1758 г. Н.Н. Поповский упоминается не только профессором и инспектором гимназии, но и «в качестве декана философского факультета» (см.: [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, т. 1, 1960, с. 129]).
13 Эта речь была выправлена М.В. Ломоносовым и издана в августе 1755 г. на русском языке в журнале Петербургской академии наук «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».
университетах, Поповский с самого начала своей деятельности в Московском университете выступает за преподавание на русском языке: «Нет такой мысли, — утверждает он, — кою бы по-российски изъяснить было невозможно. итак, с божьим споспешествованием начнем философию не так, чтобы разумел только один изо всей России или несколько человек, но так, чтобы каждый российский язык разумеющий мог удобно ею пользоваться» [там же, с. 91].
Переход преподавания на русский язык для того времени был достаточно сложной проблемой. И дело не только в нехватке национальных кадров, но и в отсутствии русскоязычного категориального аппарата различных наук, в том числе и философии14.
Только в 1768 г. в газете «Московские ведомости» от 15 января было объявлено, что «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке. Основанием для такого решения стало высказанное накануне мнение Екатерины II о необходимости "читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию"» (см.: [А. И. Андреев, В.А. Змеев, И.В. Ильин, 2011, с. 73]).
Еще один важный принцип был изложен Поповским в другой его речи, произнесенной 10 января 1756 г. по случаю начала занятий в университетской гимназии. Напутствуя студентов, он говорит: «Учение и добродетель. тесным союзом сопряжены между собою, что если не будет добродетели, то все учение наше тщетно и бесполезно. Истинная мудрость отнюдь без добродетели стоять не может. Что нужды учить Философии, если не будем наблюдать правил, предписанных естественными законами (выделено авт.). Мы. должны все действия свои клонить к пользе как своей, так и всего отечества» [История Московского университета, 2011, т. 2, с. 157].
Два этих принципа (или постулата) Поповского — обязательность университетского обучения на национальном (русском) языке и неразрывность обучения наукам с нравственными целями и национальными ценностями («к пользе всего Отечества») — остаются актуальными и сегодня.
С 1756 г. систематический курс философских дисциплин начинает читать профессор И.Г. Фромман. В каталоге публичных лекций в университете от 8 января 1757 г. мы находим информацию, содержащую сведения не только о содержании курса, но и о порядке философского обучения: «ИОГАНН ГЕНРИХ ФРОМАНН, Публичный ординарный профессор Логики, Метафизики и Практической
14 Данная проблема является почти не исследованной в современной литературе (см.: [А. В. Чичерин, кн. 3, 1953, с. 179-189; А.А. Алексеев, 1974, с. 313-317; АЛ. Итунина, 2020. № 10, ч. 2, с. 150-153]).
философии, в публичных лекциях будет толковать Метафизику, закончит Логику, перемежая то и другое публичными экзаменами и диспутами циклическими. Если бы оказались такие охотники, кому по нраву выслушать на Французском языке приватные лекции по Логике или курс Истории философии, либо захотят, чтоб им истолковали ту или иную часть философии, никоем образом их желанию отказано не будет» [История Московского университета, 2014, т. 3, с. 308-309].
Возникает вопрос: каково было научное содержание философских курсов на первоначальном этапе становления Московского университета? Ответить на него довольно просто. Лекции читались по наставлениям и учебным материалам (а это было обязательное условие для лекторов), составленных немецкими учеными — учениками и последователями Христиана Вольфа15.
Х. Вольф создал оригинальную философскую систему, которая на протяжении длительного времени была очень популярна и даже доминировала в Европе, особенно в университетском образовании, поскольку она структурно и дидактически оказалась наиболее удобной для организации преподавания философии, для усвоения основ философского знания, отражала основные направления гуманитарных и естественных наук того времени и, что очень важно, не вступала в конфликт с государственной религией (см. подробнее: [ТВ. Артемьева, МИ. Микешин, 1990, № 1, С. 69-72]).
Следует выделить двух основных авторов таких пособий — Х. Баумейстера и И.Г. Гейнекция16. Пособие Баумейстера состояло из трех томов, которые с латыни были переведены на русский язык и изданы в Москве: Логика (перевод студента А. Павлова; М., 1760); Метафизика (перевод проф. Д. Синьковского, М., 17.; 2-е изд. М., 1789) и Нравоучительная философия (перевод проф. Д. Синьковского, М., 1788)17. И пособие И.Г. Гейнекция «Основания умственной и нравоучительной философии обще с сокращенной историею философскою» (перевод с латыни, М., 1766).
15 Христиан фон Вольф (1679-1754) — немецкий ученый-энциклопедист, философ, юрист, математик. В 1765 г. в Петербурге в русском переводе вышло краткое изложение вольфианской философии [Хр. Вольф, 1765]. Из этой книги можно вычленить основные части философии Вольфа: I часть: логика; II часть: естественная теология; III часть: физика, пневматология; IV часть: этика, политика; V часть: онтология (см.: [ТВ. Артемьева, 1996, с. 300]). Подробнее биографию Вольфа, обзор и библиографию его трудов см.: [С. В. Перевезенцев, 2014, с. 333-362].
16 Фридрих Христиан Баумейстер (Friedrich Christian Baumeister) (1708-1785) и Иоанн Готтлоб Гельнекций (Johann Gottlieb Heinecke) (1681-1741) — немецкие философы, последователи Х. Вольфа.
17 А.Т. Павлов приводит список из 12 изданных русских переводов данной книги Баумейстера в период с 1760 по 1830 г. (см.: [А.Т. Павлов, 2017, с. 305-306]).
Например, в каталоге публичных лекций на философском факультете на 1759 г. обозначены лекции Фроманна и указывалось, что «Философии Доктор, Логики, Метафизики и моральной Философии Профессор», который «читать будет с 9 по 11 час по руководству Наставлений философических славного Винклера» [История Московского университета, 2019, т. 5, с. 228].
В то время пособие И.Г. Винклера18 еще не было переведено на русский язык и предлагалось студентам на латыни (Винклер И.Г. Institutiones philosophiae universal, usibus academicis accomodatae (Лейпциг, 1755. Т. 1. Общая философия, психология, логика; Т. 2. Естественное право, этика, политика; Т. 3. Физика)). Но позже стали все более активно использоваться в учебном процессе преимущественно русские переводы.
Данные пособия были доступны для студентов. Так, в списке книг для учебной библиотеки университета, которыми свободно могли пользоваться студенты, значатся: «Винклера Наставления философские (20 экз.), Баумейстера Элементы новейшей философии (10 экз) и его же Элементы дифинитивной философии (10 экз.), Гейнекция Элементы рациональной и нравственной философии (10 экз.)» (см.: [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, 1962, т. 2, С. 33]). Существовала традиция указанные выше пособия по решению Конференции вручать как подарок наиболее отличившимся студентам [там же, с. 294].
Профессор А.Т. Павлов в приложении своей книги публикует аннотированные оглавления указанных выше трехтомника Баумай-стера и пособия Гейнекция, которые демонстрируют широчайший круг проблематики по различным философским направлениям и по ряду смежных наук (см.: [А Т. Павлов, 2017, с. 307-362]).
Как указывалось выше, переход преподавания на русский язык происходил постепенно, поскольку нужно было не только перевести на русский язык зарубежные источники, но и сформировать необходимый русскоязычный категориальный аппарат как философии, так и всего гуманитарного и естественно-научного знания. Это хорошо понимал М.В. Ломоносов, который много внимания уделял развитию научного и литературного русского языка. Не случайно по проекту Ломоносова все ученики университетских гимназий сначала про-
18 Иоганн Генрих Винклер (Johann Heinrich Winkler) (1703-1770) — профессор Лейпцигского университета, ученый с широким кругом интересов, больше известен как физик. Одно из известных его сочинений — «Институции философии Вольфа как созерцательные, так и активно использующиеся в академической практике» («Institutiones philosophiae Wolfianae utriusque contemplativae et activae usibus academicis accommodatae» (Lipsiae, 1735)).
ходили «российскую школу» (первый класс), где изучались «первые основания русской грамматики». На последующем этапе наряду с изучением иностранных языков ученики должны были постигать правила российского правописания, а в высших классах преподавался «штиль российский и сочинение на русском языке писем», а также «правила российского стихотворства». Чтобы обеспечить такое образование, университетское издание «Кратких правил российской грамматики» переиздавалось 10 раз (см.: [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, 1963, Т. 3, с. 428]), были и другие издания, например «Краткая российская грамматика для народных училищ» профессора Е.Б. Сы-рейщикова, которая выдержала семь изданий (см.: [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, 1963, т. 3, с. 473]).
Таким образом, вольфианская философия стала изначальным базисом философского университетского образования в России. Через вольфианские философские учебники пришло первое систематическое представление о философии как целостном знании, понимание его проблематики, структуры и задач этого знания для образования и общества. Логика (правила мышления и познания), Метафизика (правила интерпретаций и понимания сути вещей), Нравственная (или нравоучительная) философия (правила поведения людей в обществе) — именно эта философская триада закладывала фундамент классического университетского образования, опираясь на который можно было специализироваться и совершенствоваться в других профессиональных областях (и прежде всего, в двух главных — юриспруденции и медицине (см.: [В. Ф. Пустарнаков, 2003, с. 87-88]).
Важным преимуществом в философском образовании первых десятилетий в Московском университете было то, что это образование начиналось уже в университетских гимназиях, из выпускников которых начиная с конца 1750-х — начала 1760-х гг. по преимуществу и формировался состав студентов университета. Уже в одном из первых проектов регламента, написанного М.В. Ломоносовым в § 54, предписывается «в первом и втором классе. Логику, Метафизику и Практическую философию учить по Тиммигову сокращению Воль-фианской Философии19 на Латинском языке» (см.: [История Мос-
19 Имеется в виду пособие немецкого философа Людвига-Филиппа Тюммин-га (Thümming) (1690-1728) «Institutiones philosophiae Wolfianae, in usus académico adornatae» (Francofurti et Lipsiae, 1725), которое является сокращенным переводом с немецкого трехтомного труда Х. Вольфа «Experimenta physica oder allerhand nützliche Versuche dadurch zu genauer Erkenntniss der Natur und der Weg gebähnet wird» (Halle, 1721-1723). Данное пособие тиражом 1200 экземпляров было напечатано в Петербурге, 175 экземпляров из которого было отправлено в Москву.
ковского университета (вторая половина XVIII — начало XIX века), 2006, т. 1, с. 165]).
Таким образом, выпускники гимназий приходили на философской факультет университета с первоначальной, но довольно основательной философской подготовкой.
Фундаментальная особенность университетского образования того времени заключалась и в том, что проблематика многих нефилософских гуманитарных курсов содержала своеобразный синтез философии, права и филологии, с серьезным вкраплением естественных дисциплин и прежде всего математики. Именно такая универсальная подготовка была и у большинства профессоров того времени, которые, по сути, были энциклопедистами. Так, например, Аничков наряду с философией преподавал математику, а Поповский был профессором красноречия. Шаден начал свою преподавательскую деятельность с иностранных языков, в 1764 г. читал курс «Нравоучения народного и естественного права и политики», который включал в себя и философскую проблематику. Дильтей, который первоначально был единственным профессором юриспруденции, основывал эту дисциплину на естественном праве, считая последнюю «метафизикой» всех отраслей права. Этот профессор в университете читал лекции не только по праву, но и по истории и географии.
Курсы и книги Третьякова и Десницкого по юриспруденции также содержали богатый материал по философским проблемам. Примечательный факт. В 1768 г. Третьяков предложил Конференции четыре темы для своей речи на предстоящем университетском собрании (что свидетельствовало не только о широте гуманитарного кругозора, но и о смелости ученого): «1) О происхождении и развитии университетов в Европе; 2) О происхождении государств; 3) Невежество, страх и удивление — вот причины всякого суеверия; 4) Происходит ли наибольшая польза в государстве от рабов или от людей свободного звания и от уничтожения рабства» (см.: [Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, 1963, т. 3, с. 136])20.
Тематика лекций Десницкого также была насыщена философскими размышлениями, которые, в частности, нашли отражение в его «Слове о прямом и ближайшем способе к изучению юриспруденции», которое было произнесено на публичном собрании университета 30 июня 1768 г. В этом слове есть такие разделы: «О нравоучительной философии, о юриспруденции вообще и о том, содержится в обеих сих науках», «О нравоучительной философии», «Рассуждение о про-
20 Выбрали первое как самое безобидное.
исшествии преимуществ, власти и старшинства в народах, от которых происходит их правление» (см.: [Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века, 1952, т. 1, с. 187-235; А .Т. Павлов, 2017, с. 71-74]). Да и его главная книга «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» (1768), которая оставалась в рукописи до 1905 г., содержала в себе не только юридический проект конституционных преобразований в России, но и глубокие философские суждения и размышления об общественном устройстве.
Содержание лекционных курсов профессоров-юристов (Дильтея, Третьякова, Десницкого и др.) свидетельствовало о том, что во второй половине XVIII в. в Московском университете происходит процесс формирования философии права как отдельной научной и образовательной дисциплины, синтезирующей философские и правовые идеи и концепции (см. подробнее: [В . Ф. Пустарнаков, 2003, с. 95-97]).
Взаимообогащение философии и юриспруденции было важнейшим принципом построения преподавательской деятельности Московского университета того периода. Анализируя практику преподавания уже на самостоятельных в 1780-1790-е гг. философском и юридическом факультетах, С.П. Шевырев делал вывод: «Университет постоянно чувствовал потребность связывать теснее элементы теоретический и практический, не пренебрегал философскими познаниями, преимущественно нравоучительными для Правоведения, и стремился приспособить все учения права к практической цели отечественного законопознания» (см.: [Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века, 1952, т. 1, с. 187-235; А .Т. Павлов, 2017, с. 71-74]).
Следует также иметь в виду, что до 1758 г. фактического разделения на факультеты еще не было и лекции по разным наукам читались для всех студентов. Да и после организации раздельного преподавания по факультетам (которая растянулась на все 1760-е гг.) активное посещение студентов одного факультета отдельных лекций на другом факультете была обычной практикой.
Кроме лекций и учебных пособий в распоряжении студентов было большое количество печатных трудов как профессоров университета, так и других русских мыслителей того времени, которые активно печатались в университетской типографии (см. довольно полную библиографию этих публикаций: [Т.В. Артемьева, 1996, с. 303-318]). Большие партии книг регулярно присылались из заграницы21.
21 В частности, благодаря стараниям Шадена научная и учебная литература регулярно поступала в университетскую библиотеку из Тюбингена.
Итоги первых пяти десятилетий философского
образования в Московском университете
Главный итог — это возникновение и становление отечественной университетской философии как светской философии, направленной на обучение университетского студенчества философским дисциплинам. Пока философские курсы в Московском университете основывались на западных (в основном немецких) источниках, но с самого начала они имели вместе с тем свою национальную специфику. По мнению В.А. Бажанова, традиционно отечественная университетская философия олицетворяла некое «синкретическое единство» собственно философско-методологических идей, а также логики, психологии и педагогики. Эта традиция в университетском преподавании философии прослеживается в России фактически на протяжении всего XIX в. (см.: [В.А. Бажанов, 1995, с. 35]).
Другим важным итогом преподавания философии в первые 50 лет существования Московского университета стало формирование целой плеяды русских профессоров, преимущественно воспитанников университета, которые могли читать философские курсы на русском языке с использованием русскоязычной философской терминологии. Стали появляться первые оригинальные научные работы (лекции, речи) и справочные пособия по философии русских авторов, активно выходили издания русских переводов иностранной философской литературы.
К началу XIX в. наряду с достижениями в деятельности Московского университета стали очевидными признаки упадка, стагнации. На протяжении пяти десятилетий университет функционировал без утвержденного устава, накапливалось много проблем в управлении, организации учебного процесса и т.д.22 Университетское, в том числе и философское, образование нуждалось в существенном обновлении и реорганизации, что и стало происходить в самом начале XIX в., в период либеральных нововведений молодого императора Александра I.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
225 лет издательской деятельности Московского университета. 17561981: Летопись. М., 1981.
Андреев А.И., Змеев В.А., Ильин И.В. Студенческая жизнь Императорского Московского университета (1755-1917). М., 2011.
22 Ф.А. Петров обнаружил в архиве и изучил любопытный документ 1802 г. «Краткое начертание нужд Московского университета», которое было составлено университетскими профессорами. В этом документе констатировалось неудовлетворительное состояние, в котором оказался университет, и предлагались меры по исправлению ситуации (см.: [Ф.А. Петров, 1997а, с. 46]).
Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М., 2000.
Андреев А.Ю . Лекции по истории Московского университета. 1755-1855. М., 2001.
Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.
Артемьева Т.В., Микешин М.И. Христиан Вольф и русское вольфиан-ство // Философские науки. 1990. № 1.
Бажанов ВА. Прерванный полет: История «университетской» философии и логики в России. М., 1995.
Белявский М. Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.
Биографический словарь питомцев Московского университета. М., 1855.
Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета за истекшее столетие со дня основания: В 2 ч. М., 1855.
Большая российская энциклопедия: В 35 т. М., 2005-2017.
Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Российская профессура. XVIII - начало XX в.: Биографический словарь. Гуманитарные науки: В 3 т. СПб., 2017.
Вольф Хр. Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. СПб., 1765.
Всё о Московском университете (1755-2001): Библиографический указатель. М., 2002.
Вступительные лекции профессоров Московского университета. М., 1909.
Гагарин А.П. Первая философская диссертация, защищавшаяся в Московском университете // Вестн. Моск. ун-та. Общественные науки. 1952. № 7. С. 151-173. [В приложении дан текст диссертации].
Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века: В 3 т. Т. 1. 1756-1764. М., 1960.
Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века: В 3 т. Т. 2. 1765-1766. М., 1962.
Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века: В 3 т. Т. 3. 1767-1786. М., 1963.
Емельянов Б.В. Три века русской философии, XVIII век. Екатеринбург, 2013.
Из истории фондов Научной библиотеки Московского университета. М., 1978.
Илизаров С. С. Московская интеллигенция XVIII века. М., 1999.
Императорский Московский университет. 1755-1917: Энциклопедический словарь. М., 2010.
Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.): Биографический словарь. М., 2011.
История Московского университета: В 2 т. М., 1955.
История Московского университета: (вторая половина XVIII - начало XIX века): Сб. документов. Т. 1. 1754-1755. М., 2006.
История Московского университета (вторая половина XVIII - начало XIX века): Сб. документов. Т. 2. 1756. М., 2011.
История Московского университета (вторая половина XVIII - начало XIX века): Сб. документов. Т. 3. 1757. М., 2014.
История Московского университета (вторая половина XVIII - начало XIX века): Сб. документов. Т. 4. 1758. М., 2016.
История Московского университета (вторая половина XVIII - начало XIX века): Сб. документов. Т. 5. 1759. М., 2019.
История философской мысли в Московском университете. М., 1982.
История юридического факультета Московского университета (17552010). 2-е изд. М., 2011.
Итунина А.Л. Особенности языка русской науки в XVIII - начале XIX века // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2020. № 10, ч. 2, октябрь. С. 150-153.
Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели: Московский университет в историко-культурной среде XVIII в. М., 2006.
Кулакова И.П. Протоколы конференции Московского университета второй половины XVIII века: история создания и использования. М., 2013.
Летопись Московского университета. 1755-2004: В 3 т. М., 2004.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.; Л., 1951.
Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1980.
Мельникова Н.Н. Издания Московского университета (1756-1779). М., 1955.
Мельникова Н.Н. Издания, напечатанные в типографии Московского университета. XVIII век. М., 1996.
Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917). М., 1989.
Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России. М., 1957.
Некоторые особенности русской философской мысли XVIII века. М., 1982.
Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л., 1976.
Отечественная история: Энциклопедия: В 5 т. Т. 1-3. М., 1994-2000.
Очерки истории политической науки в Московском университете (1755- 1835). М., 2009.
Павлов А. Т. Философия в Московском университете. СПб., 2010.
Павлов А Т. Философия в Московском университете // Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд., дораб. и доп. / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014. С. 681-685.
Павлов А .Т. Философское образование в Российской империи. М., 2017.
Пенчко Н.А. Основание Московского университета. М., 1952.
Пенчко Н.А . Выдающиеся воспитанники Московского университета в иностранных университетах. 1758-1771 // Исторический архив. 1956. № 2. С. 158-182.
Пенчко НА. Библиотека Московского университета с основания до 1812 года. М., 1969.
Перевезенцев С.В. Учитель Ломоносова: Философские и социально-политические взгляды Христиана Вольфа // Михаил Васильевич Ломоносов: В Университете должен быть профессор политики.: Сб. материалов и исследований к 260-летию проекта М.В. Ломоносова об учреждении Московского университета. М., 2014.
Петров ФА. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997а.
Петров ФА. Зарождение системы университетского образования в России // Университет для России. М., 1997б.
Поповский Н.Н. Речь, говоренная в начатии философских лекций. // Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2 т. М., 1952. Т. 1.
Проектъ объ учрежденш Московского университета // Уставы Московского университета. 1755-2005: Сб. / Автор-состав. Е.И. Гена. М., 2005.
Профессора Московского университета. 1755-2004: Биографический словарь: В 2 т. М., 2005.
Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России: Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб., 2003.
Речи и стихи, произнесенные в торжественном собрании имп. Московского университета июня 26 дня 1830 года. М., 1830.
Речи, произнесенные в торжественных собраниях имп. Московского университета русскими профессорами оного: В 4 т. М., 1819.
Русская философия: Энциклопедия. 3-е изд., дораб. и доп. / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2020.
Сердюцкая О.В. Московский университет второй половины XVIII века как государственное учреждение. Преподавательская служба. М., 2011.
Сперанский М. Московский университет XVIII столетия и Ломоносов. М., 1912.
Томсинов В А. Юридический факультет Московского университета во второй половине XVIII в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2004. № 6.
Указ Императрицы Елизаветы Петровны для всенародного известия «Объ учрежденш Московского Университета и двухъ Гимназш» // Уставы Московского университета (1755-2005): Сб. / Автор-сост. Е.И. Гена. М., 2005.
Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М., 1997.
Университеты в Российской империи XVIII - первая половина XIX века. М., 2012.
Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX веков: Антология: Учебное пособие для вузов. М., 2011.
Ученые Московского университета - действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук (1755-2004): Биографический словарь. М., 2004.
Феофанов А.М. Социальный состав и численность студентов Московского университета во второй половине XVIII - первой четверти XIX века // Отечественная история. 2006. № 6. С. 120-126.
Феофанов А.М. Иностранные профессора российских университетов второй половины XVIII - первой трети XIX в.: опыт коллективного описания // Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.): Биографический словарь. М., 2011. С. 11-24.
Феофанов А М. Студенты Московского университета второй половины XVIII - первой четверти XIX века: Биобиблиографический словарь. М., 2013.
Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001.
Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: Очерки истории. М., 2002.
Чичерин А.В. К вопросу о формировании русского философского языка в XVIII веке // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. Львов; Харьков, 1953. С. 179-189.
Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М., 1998 (репринт изд. М., 1855).