Философское обоснование идеи прогресса в социальной концепции Н.В. Шелгунова
H.H. Никулина
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению идеи прогресса, ставшей новой парадигмой русской философской мысли второй половины XIX в. Впервые творчество Н.В. Шелгунова рассматривается в контексте философского обоснования идеи прогресса как сложного интегрированного процесса. Четкое обоснование структуры прогресса и его критериев, определение движущих сил и антиномичного характера прогресса, диалектическое единство философского и социального аспектов подчеркивают научную обоснованность концепции Шелгунова. Идея новой хозяйственной личности, выдвинутая
H.В. Шелгуновым в качестве альтернативы типологическим моделям личности пореформенного периода, является квинтэссенцией шелгуновской концепции, получившей в наше время свое новое звучание и особую актуальность.
Abstract. The paper considers the idea of progress which has become a new paradigm of the Russian philosophical ideas of the second half of the XIX century. The work of N.V. Shelgunov has been analyzed in the context of the philosophical grounds of the idea of progress as a complex integrated process. The scientific validity of the Shelgunov's conception has been underlined by precise substantiation of the progress structure and criteria, motive forces and antinomic character of the progress.
I. Введение
Современный мир полон проблем и противоречий; кризисные явления в экономической и социальной сфере способствуют усилению международной нестабильности, усугубляют действие негативных процессов в различных сферах общественной жизни. Проблемы и сложности, с которыми сталкивается современное общество, заставляют обращаться к центральным идеям отечественной философии, среди которых проблема прогресса занимает ведущее место.
Проблема прогресса является сложнейшей в истории философской мысли, что подтверждает цитата известного русского исследователя социальной философии П.А. Сорокина: "Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение истории... она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования" (Сорокин, 1914).
Широкий спектр разнообразных, порой противоречивых суждений о прогрессе все же позволяет выделить доминирующую идею о том, что общественный прогресс представляет собой развитие мировой истории, трансформирующейся от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным.
Необходимость в исследовании идеи прогресса является требованием нашего времени, т.к. эта проблема фокусирует в себе вопросы, связанные с изучением объективного хода истории, изучает различные аспекты развития общества, источники и движущие силы прогресса, роль личности в истории, факторы прогрессивного развития общества.
2. Историческая ретроспектива идеи прогресса
Исследование проблемы социального прогресса опирается на обширную теоретико-методологическую базу, как в зарубежной, так и в отечественной науке. История развития идеи прогресса охватывает колоссальный период, начиная с античности и заканчивая современной эпохой. Она отражена в творческом наследии таких известных философов как Платон, Аристотель, Гесиод, Аврелий Августин, Фома Аквинский и др. Особую актуальность проблема прогресса получила в период Нового времени в трудах И. Гердера, Вольтера, Тюрго, Дж. Вико, А. Кондорсе и др. Термин "философия истории" принадлежит французскому просветителю Вольтеру, однако деятелями позднего Просвещения Тюрго и Кондорсе была создана концепция прогресса как смысла истории. Гердер разработал трактовку всемирной истории как единого процесса, базирующуюся на принципе европоцентризма. По определению A.C. Панарина, "образцом для всего человечества при этом была объявлена Европа, в чем проявилось высокомерие европоцентризма. Но в то же время европейский просвещенческий мессианизм носил гуманистический характер, сохраняя заряд христианского универсализма" (Панарин, 2001).
И все же именно XIX столетне возводит идею прогресса в ранг новой парадигмы европейской философии, которой занимались философы различных направлений. Идеалистическая философия представлена идеей панлогизма Г. Гегеля, социальная философия - революционной направленностью марксизма, волюнтаризм - творчеством А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, сциентическое направление -позитивизмом О. Конта, Г. Спенсера и т.д.
Проблема прогресса нашла широкое отражение и в русской философской мысли. Понимание и трактовка данной проблемы русскими мыслителями XIX в. имели существенные различия в зависимости от их общефилософской и социально-политической ориентации. Философско-историческое осмысление прогресса концентрировалось вокруг важнейшего вопроса, связанного с определением будущего развития России. Эта проблема выступала в форме вопроса об отношении России и Западной Европы.
Наиболее яркую актуализацию данная проблема получила в период 30-40-х гг. XIX века в споре западников и славянофилов по вопросу дальнейшего развития России. В их логических построениях Россия и Запад выступали как противостоящие друг другу обособленные исторические образования, базирующиеся на разных началах.
Славянофилы в лице И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, Ю.Ф. Самарина и др. трактовали прогресс как возврат к старым идеалам Московской Руси, к возрождению святоотеческих традиций, основанных на принципах православия и соборности. Религиозно-идеалистические интенции H.H. Страхова, С.С. Гогоцкого, B.C. Соловьева замыкали прогресс на идее высшего трансцедентного начала, ведущего человечество к осознанию эсхатологической неизбежности. Их идеи в дальнейшем были трансформированы антипрогрессизмом Н.К. Леонтьева, В.В. Розанова и др.
Эпоха 60-х годов занимает особое место не только в общественно-политической жизни России, она служит своеобразным рубежом в осмыслении проблемы прогресса, которая наполняется ярко выраженным материалистическим содержанием. В этот период основным теоретиком прогресса выступил Н.Г. Чернышевский, придавшей этой проблеме острую социальную и идеологическую направленность. Учение Чернышевского нашло свое продолжение в трудах Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и других, но наиболее ярко оно воплотилось в концепции Н.В. Шелгунова.
В период 70-80-х гг. XIX века наиболее важными исследователями прогресса были такие мыслители, как П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, основоположники субъективного метода, разработавшие так называемую "формулу" прогресса, где основной действующей силой прогресса является "критически мыслящая" личность.
В этот же период сформировались и антипрогрессистские концепции, наиболее ярко выраженные в творчестве К.Н. Леонтьева, и продолженные в философских интенциях B.C. Соловьева, В.О. Ключевского, П.А. Сорокина, H.A. Бердяева и др., что заставило во многом переосмыслить идею прогресса и поставить под сомнение излишний оптимизм прогрессистских иллюзий. И все же оптимистическое восприятие прогресса имело превалирующее влияние в европейской философской мысли, где философская интерпретация истории, предложенная основоположниками марксизма, стала ведущей парадигмой своего времени и оказала огромное влияние на социальное развитие Европы и России в XIX-XX столетиях.
Следует подчеркнуть, что исследование проблемы прогресса до сегодняшнего дня не привело к выработке однозначных и общепринятых концепций. Однако изменившиеся реалии нового российского общества позволяют дистанцироваться от одностороннего оптимистического прогрессизма, характерного для недавних догматических установок, и объективно рассмотреть вопрос о судьбах общественного развития, учитывая идеи поливариантности и альтернативности. Несмотря на различную философско-социологическую терминологию, в проблемном поле исследуемой темы можно выделить два типологических подхода. В общефилософском плане принято различать поступательное (монолинейное) и эволюционное (полилинейное) развитие (Винокурова, 2000). В социально-философском аспекте выделяются формационный и цивилизационный подход к трактовке исторического развития. Известный исследователь философии истории Ю.И. Семенов (1999) выделяет унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подход в осмыслении истории.
В настоящее время проблема прогресса занимает в структуре философского знания особое место, став, по существу, самостоятельным предметом философской рефлексии, и перерастает в один из центральных вопросов философии. В отечественной философии идет процесс возвращения к гуманистическим традициям, в связи с чем пересматривается вопрос о методологических подходах в понимании сущности социального прогресса и обосновании динамики социокультурного развития.
Значительный вклад в разработку теоретико-методологической базы и в объективное освещение проблем социального прогресса внесли работы современных авторов, таких, как И.А. Гобозов, К.Х. Момджян, A.C. Панарин, Ю.И. Семенов.
Все это свидетельствует о неистребимости идеи прогресса, что находит свое подтверждение в творчестве Л.П. Карсавина, акцентирующего внимание на том, что теория прогресса имеет свою "неповторимую ценность", именно поэтому "сколько бы теорию прогресса ни разрушали, она постоянно возрождается в новых формах и формулах" (Карсавин, 1993).
Сущность общественного прогресса, определенная европейскими мыслителями прошлого как восходящее развитие от простого к сложному, нашла свое объективное научное продолжение в работах современных философов, трактующих прогресс как восходящее развитие человечества от низших ступеней своей социально-экономической, политической и духовной организации к высшим; качественное обновление форм общественной жизни и отношений между людьми; как поступательную смену цивилизационных и формационных этапов развития социума (Миголантъев, 2001).
Таким образом, историческая ретроспектива позволяет нам еще раз убедиться в неистребимости идеи прогресса. Прогресс как вечное стремление к совершенствованию, к поиску совершенных форм развития по сути своей принадлежит к вечным философским категориям.
3. Философское обоснование идеи прогресса в творчестве Н.В. Шелгунова
Творчество Шелгунова обширно и многогранно, оно включает в себя более 300 работ публицистического характера, в которых освещались самые злободневные вопросы российской действительности: критика самодержавия и крепостничества, вопросы переустройства российского общества, нравственно-этические проблемы, вопросы воспитания и образования, проблемы межнациональных отношений и т.д. Идея прогресса пронизывает собой все творчество Н.В. Шелгунова, через нее преломляются сложнейшие вопросы русской действительности. Философское осмысление проблемы прогресса выразилось в лучших работах мыслителя: "Что такое прогресс?", "Условия прогресса", "Россия и европейская цивилизация", "Убыточность незнания", "Фатализм исторического процесса", "Социально-экономический фатализм", "Россия до Петра Первого", "Историческая сила критической личности" и др. Особо следует отметить два самых известных тематических сборника Шелгунова "Очерки русской жизни" и "Письма о воспитании", где данная тема представлена наиболее ярко и актуально.
Хочется особо подчеркнуть, что нами впервые предпринята попытка сфокусировать разрозненное творчество Н.В. Шелгунова через главную проблему его философских интенций -проблему прогресса. Несмотря на то, что у Шелгунова нет отдельного фундаментального труда, посвященного данной проблеме, автор статьи смеет утверждать, что концепция прогресса Н.В. Шелгунова, изложенная в его обширном публицистическом творчестве, носит научно-обоснованный характер и не потеряла своей актуальности в наши дни.
В рамках философской рефлексии русского мыслителя понятие прогресса рассматривается в трех ракурсах: прогресс как философское понятие, исторический прогресс и социальный прогресс. Данная дифференциация составляет важное достоинство философского обоснования прогресса в трактовке Шелгунова и заслуживает более детального рассмотрения. Прогресс как философское понятие представляет собой такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, прогресс, по Шелгунову, это процесс некоего совершенствования, эволюционирования менее совершенных форм бытия к более совершенным. Исторический прогресс трактуется им как естественно-исторический процесс, базирующийся на преемственности различных исторических эпох, отличающихся друг от друга сущностными характеристиками и развивающихся по объективным законам своего развития. Социальный прогресс, по мнению Н.В. Шелгунова, более сложное, многогранное понятие. В основе социального прогресса лежит, прежде всего, процесс регулирования удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, где немаловажное значение имеют аксиологические компоненты. Социальный прогресс рассматривается им как нравственное совершенствование человека, как стремление человека к максимальному выражению своего творческого потенциала. Истинным смыслом и целью прогресса, по Шелгунову, является всесторонне развитая личность. Значимость концепции Н.В. Шелгунова усиливается выявлением сугубо философских обоснований прогресса, т.е. онтологического, гносеологического, антропологического и аксиологического аспектов.
Онтологический аспект философского осмысления прогресса базируется на материалистическом мировоззрении автора и направлен на утверждение первичности материи, естественного происхождения мира. Мыслитель отстаивал тезис о вечности и неуничтожимости материи, о движении как главном ее свойстве, благодаря которому "путем медленных и многочисленных изменений развились постепенно различные ... более сложные формы", "в перемене" которых и "совершается круговорот бытия" (Шелгунов, 1954).
В отличие от религиозных философов славянофильского направления (И.В. Киреевский, A.C. Хомяков), а также мыслителей русского религиозного ренессанса (B.C. Соловьев, H.H. Страхов,
С.Н. Булгаков), Шелгунов отвергал идею существования духовной субстанции и не разделял дуалистических и пантеистических взглядов. Будучи сторонником материалистического монизма, философ выделял три сферы материальной действительности: неорганическая природа, органическая природа и социальная реальность, причем в каждой из них мыслитель пытается вычленить некий критерий, по которому можно определить прогрессирующее явление или процесс.
Следует особо подчеркнуть, что с общественным прогрессом всегда связывали восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней к высшим, но при этом различные философские школы по-разному определяли сущностную доминанту прогресса. Идеалистически настроенные философы и социологи отыскивали источник прогресса в духовном трансцедентном начале. Религиозная трактовка прогресса имела в своей основе теологические представления о божественном креационизме и эсхатологическом финализме. Фаталистическое понимание прогресса, когда последний принимался за нечто неизбежное, настраивало на пассивность, созерцательность. Волюнтаристское понимание прогресса связано с отрицанием объективных законов всемирной истории, стихийным волеизъявлением. Материалистическая философия всегда настаивала на том, что корни исторического прогресса следует искать в сфере материального производства, в области социально-экономических преобразований, базирующихся на достижениях в различных областях науки, искусства и образования. Творчество Н.В. Шелгунова лишено какого-либо теологического или пессимистического обоснования, оно пронизано неиссякаемой верой в прогресс.
Гносеологический аспект проблемы прогресса исходит, прежде всего, из оптимистической убежденности мыслителя в силе знания и научно-технического прогресса. Гносеологический оптимизм является методологическим обоснованием прогресса в философии Шелгунова. Истинное знание возможно как результат единства чувственного и рационального, исторического и логического познания. По мнению Н.В. Шелгунова, источником развития общества является совершенствование человеческих знаний и распространение просвещения. Прогресс человека есть прогресс содержания мысли. Истинное знание возможно как результат единства чувственного и рационального, исторического и логического познания. Исследуя гносеологические процессы, Шелгунов четко определяет два уровня познавательного процесса: сенсуализм и рационализм. В чувственное познание (сенсуализм) он включает ощущение, восприятие и представление. Рациональный уровень представлен понятием, суждением, умозаключением. Подробный анализ этих понятий с учетом достижений в области педагогики и психологии мыслитель проводит в своем самом известном произведении "Письма о воспитании". Таким образом, гносеология Н.В. Шелгунова максимально приближена к практической деятельности субъекта и органично входит доминирующим компонентом в структуру социального прогресса (Шелгунов, 1954).
Антропологическим основанием концепции социального прогресса Шелгунова являются материалистические убеждения автора относительно происхождения человека, он был активным сторонником эволюционной теории Ч. Дарвина. В дальнейшем теория прогресса Н.В. Шелгунова во многом опиралась на введенный Н.Г. Чернышевским антропологический принцип в философии, который он использовал в качестве методологической основы системы знаний о человеке и обществе. Исходя из этого, философ большое внимание уделял раскрытию сущностной природы человека. При этом человек понимался им не только как объект, пассивно воспринимающий все воздействия со стороны природы, но и как субъект, активно преобразующий природу. Со временем антропологизм Шелгунова уступает место изучению процесса социализации личности, особенно изучению влияния окружающей среды на процесс становления личности. Он постоянно подчеркивал биосоциальную сущность человека. Согласно Н.В. Шелгунову, социальное развитие идет в конечном итоге в направлении гармонизации интересов общества и интересов индивида, где общество и индивид одновременно могут и должны выступать друг для друга средством и целью. Проблема личности занимает важное место в философском наследии мыслителя. Антропологизм Шелгунова имеет тесную диалектическую взаимосвязь с вопросами социализации личности. Историческая заслуга русского мыслителя состоит в том, что он одним из первых в России возвел личность в ранг главного носителя общественного прогресса и определил личность в качестве ведущего общефилософского критерия прогрессивного развития общества.
Н.В. Шелгунов разработал оригинальную идею новой хозяйственной личности, которая стала альтернативным вариантом, противостоящим одновременно и славянофильскому идеалу патриархальной соборной личности, и популярной модели так называемых "новых людей" Н.Г. Чернышевского; она явилась своеобразным антиподом революционно настроенным "критически развитым личностям" П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, а также альтернативой модному в то время "толстовству", идее "опрощения", опирающейся на призыв Л.Н. Толстого "жить своим хлебом" (Шелгунов, 1895а).
Сущность новой хозяйственной личности определяется раскрепощенным мышлением, позволяющим индивиду оптимально адаптироваться к новым рыночным условиям капиталистической эпохи, что проявляется в творческом отношении к делу, в свободном проявлении инициативы,
постоянном стремлении к новаторству, к расширению сфер деятельности и т.д. Идея новой хозяйственной личности, разработанная Шелгуновым более 150 лет назад, имеет в наше время исключительную актуальность и может быть востребованной специалистами различных областей знаний.
Аксиологический аспект проблемы прогресса является самым сложным в контексте рассматриваемой проблемы. Если так называемый "умственный" прогресс и прогресс социально-экономический имеет достаточно четкие критерии и вписывается в те или иные рационально-логические конструкты, то аксиологическая сторона прогресса восходит к иррациональным началам бытия и нередко представляет собой дискуссионное поле исследования.
Важным достоинством шелгуновского понимания прогресса является фиксация относительного характера нравственного прогресса. Аксиологическая составляющая прогресса, по Шелгунову, включает в себя определенные нравственно-этические нормы, идеалы, гуманистические устремления. Шелгунов отмечает противостояние нравственных ориентиров западников и славянофилов. Проблеме нравственного идеала посвящены многие работы Шелгунова. Хочется при этом подчеркнуть, что в его работах отсутствует категоричность и амбициозность, свойственная многим шестидесятникам, в частности, Н.Г. Чернышевскому, Д.И. Писареву и др. Шелгунов неоднократно отмечает относительный характер идеала. В своих публикациях мыслитель указывал, что люди, отстаивающие противоположные взгляды, были одинаково уверены в незыблемости своих идеалов, поэтому истинность многих идеалов и поступков корректирует время. Но аксиологические установки самого мыслителя всегда базировались на утверждении принципов гуманизма, социального равенства, уважения прав и свобод личности, на провозглашении активной жизненной позиции человека. Шелгунов был убежден, что гармоничное развитие индивидов, их способностей к творчеству наращивает духовный, общекультурный потенциал общества, ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.
Творчество Н.В. Шелгунова пронизано поиском нового нравственного идеала, отличного как от ортодоксальных образцов славянофильской трактовки, так и от популярных в то время символов "нового человека", выраженных в образах Е. Базарова, Рахметова, Веры Павловны и других литературных героях {Шелгунов, 1940).
В дальнейшем относительный характер нравственного прогресса нашел свое освещение в трудах Н.И. Кареева, П.А. Сорокина, С.Л. Франка. Выявляя смысл прогресса, Н.И. Кареев (1912) соотносил его именно с оценочным фактором и определял прогресс как "идеальную мерку для оценки хода истории, без каковой оценки невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание ее смысла".
В концепции Н.В. Шелгунова прогресс рассматривается как смысл истории. Важнейшей заслугой русского мыслителя является то, что история человечества представляется им как естественно-исторический процесс, прошедший три "цивилизованных фазы своего развития": античное, феодальное и капиталистическое общество. Шелгунов отстаивал идею необратимости прогресса, что убеждало его в стремлении человечества к поиску путей построения более справедливого общественного устройства.
В этом плане концепция Н.В. Шелгунова некоторым образом противостояла концепции А.И. Герцена. Антипрогрессизм Герцена выразился в критике однолинейности, единообразия и планомерности как цели социального прогресса, выработанного европейской философией и исторической наукой. А.И. Герцен ввел элемент иррационализма в трактовку исторического процесса, выдвинув идею "алогизма истории", некой "растрепанной импровизации", согласно которой, "история, как и природа, никуда не идет и поэтому готова идти всюду", что она "стучится во все двери и способна задействовать любые возможности, творя бесчисленные вариации на одну и ту же тему" (Философия истории в России, 1995). Шелгунов был категорически не согласен с алогизмом истории А.И. Герцена. В отличие от своего предшественника, Н.В. Шелгунов смысл и цель прогресса видел в смене исторических эпох, глобальности социальных преобразований, в стремлении человечества к созданию лучших условий своего существования, в модернизации устоев общества, способствующей гармоничному существованию личности.
Исторический процесс, с его точки зрения, представляет собой не только изменение и развитие того, что существовало раньше, т.е. модернизацию изначально существующего, но и переход от одной качественно отличной эпохи к другой, которая отличается от предшествующей эпохи сущностными характеристиками. Исторический прогресс понимается им как поэтапная эмансипация человечества от оков рабства и крепостной зависимости, как непрерывная смена форм и циклов, в пределах которых происходит обновление общества, где каждая ступень в развитии необходима, но со временем уступает место более совершенным формам общежития.
Н.В. Шелгунов четко определил движущие силы и субъекты исторического процесса. К движущим силам он относил потребности и интересы как отдельно взятых личностей, так и различных групп и классов. Субъектами исторического процесса у него выступали отдельно взятые личности -
рядовые и выдающиеся, а также социальные группы, слои и классы, потребности и интересы которых часто входили в острые противоречия между собой. Осмысление законов общественного развития, в основе которых лежит производство материальных благ, развитие экономики, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей индивидов, на совершенствование системы социальных институтов по защите потребностей и интересов личности, на расширение гражданских права и свобод личности придает концепции Шелгунова научно-обоснованный характер (Шелгунов, 1891).
Н.В. Шелгунов сфокусировал внимание русской общественности на трактовке личности, как главного носителя прогресса. Именно личность в концепции Шелгунова является отправной точкой и конечной целью прогресса. Личность, свободная от влияния теологических догматов, несущая в себе черты новой экономической формации, отстаивающая идеалы свободы и гуманизма - таков символический образ нового человека. Вопреки популярному в то время субъективному методу П.Л. Лаврова и И.К. Михайловского, отстаивающих примат "критически развитой личности" как основного носителя прогрессивных начинаний, Шелгунов считает истинными творцами истории народ, народные массы. Мысль философа о том, что "история начинается в крестьянской избе", что ее творят "не титаны и герои, ... а массы обыкновенных людей" - является квинтэссенцией теории социального прогресса Шелгунова (Шелгунов, 1904a).
Значимость шелгуновской концепции усиливается исследованием структуры прогресса, где мыслителем выделяются объективные и субъективные факторы, способствующие прогрессивному развитию общества и человека. Данный аспект определяется им как "условия прогресса". К объективным условиям он, прежде всего, относит природно-географические и социально-экономические факторы, а также непосредственный ход исторического процесса, со спецификой которого необходимо считаться при исследовании данной проблемы.
Следует особо подчеркнуть, что, исследуя природно-географический фактор, И.В. Шелгунов одним из первых в России обратил внимание на взаимосвязь географического ландшафта и специфику хозяйственной деятельности народа, обуславливающих экономическое развитие государства. Он подчеркивал, что потенциал государства задается его территорией, населением, географическим расположением, протяженностью, состоянием недр, наличием полезных ископаемых. В результате нашего исследования мы пришли к убеждению, что имя Шелгунова правомерно можно причислить к основателям русского географического детерминизма. Данное утверждение базируется на том, что еще в 1864-1865 годах, за 20 лет до выхода в свет знаменитой работы Л.И. Мечникова "Цивилизации и великие реки" (1885), И.В. Шелгунов в ряде своих работ, таких как "Россия до Петра Первого", "Цивилизация Китая" и др., четко обосновал влияние географической среды не только на развитие экономической деятельности, но и на специфику эмоционально-психологического характера народа, на формирование менталитета нации.
Центральное место в творчестве Шелгунова принадлежит исследованию социально-экономических проблем. Социально-экономическое обоснование прогресса у Шелгунова является решающим в практической реализации данного процесса. Отмена крепостного права, реорганизация крестьянской общины, развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве являются, по утверждению Шелгунова, основополагающими факторами общественного и социально-экономического прогресса.
К субъективным условиям Н.В. Шелгунов относит непосредственную деятельность людей, творящих собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели - это политико-правовые и аксиологические факторы. В области субъективных условий прогресса большое внимание уделяется мыслителем двум аспектам: проблеме воспитания и образования как основополагающему фактору создания всесторонне развитой личности и решению национального вопроса в стране как важному фактору стабильности, способствующему прогрессивному развитию общества. Актуализация процесса воспитания и образования как фактора социального прогресса составляет безусловное достоинство шелгуновской концепции, в которой важное место занимают вопросы реформирования отечественного образования. Мыслитель отстаивает необходимость внедрения новой высокоэффективной системы образования, базирующейся на принципах общедоступности, отмены сословных привилегий и патриархальных пережитков, а также на внедрении в учебный процесс последних достижений в области естествознания, педагогики, психологии и других наук.
Важное место в концепции мыслителя принадлежит решению национального вопроса в России. По утверждению Н.В. Шелгунова, это является одним из "основных условий" социального прогресса, без грамотного решения которого у страны "нет будущего". Активная гражданская позиция писателя была направлена на утверждение прав и свобод малых и больших народностей, на ликвидацию неравенства в отношении национальных меньшинств, на борьбу с проявлениями великодержавного шовинизма.
Развитие национального самосознания личности, утверждал мыслитель, способствует прогрессивному развитию общества в целом. Шелгунов гневно осудил антисемитскую истерию, приведшую к кровавым еврейским погромам, в которых, по его мнению, могли принять участие поистине "ископаемые люди", являющиеся "позором России" (Шелгунов, 1907). Изучая вопросы межнациональных отношений, И.В. Шелгунов выступал за цивилизованное решение кавказских проблем и за улучшение положения малых народностей Сибири и Дальнего Востока (Шелгунов, 1895б,в).
Осмысление "условий" прогресса логически подводит И.В. Шелгунова к выработке критериев прогресса, среди которых можно выделить три типа: экономический, социально-политический и гуманистический, с помощью которых он пытается определить прогрессивность различных социальных систем, политических режимов, общественных движений.
Экономический критерий является ведущим критерием социального прогресса. Шелгунов одним из первых в России вывел главным критерием общественного прогресса "производство материальных благ", которое по сути своей и в наше время является ведущим фактором общественного развития. Кроме этого, мыслитель отмечает, что важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько "равномерно и справедливо" распределяются они среди непосредственных производителей и всего населения, т.е. важнейшим критерием прогресса И.В. Шелгунов считает уровень благосостояния отдельного человека, что составляет безусловное достоинство его концепции.
Рассматривая социально-политический аспект общественного развития, Шелгунов выделяет следующие критерии прогресса: преодоление социальной несправедливости, обеспечение гражданских прав и свобод личности, развитие социального обеспечения, уровень демократизации общественной жизни и т.д.
Гуманистический критерий прогресса ассоциируется Шелгуновым, прежде всего, с уровнем удовлетворения материальных и духовных потребностей личности, с уровнем реальных возможностей для всестороннего развития личности, созданием высокоэффективной системы образования, подъемом науки и культуры, с улучшением психофизического и социального здоровья нации.
И.В. Шелгунов абсолютно уверен, что уровень гуманизации общества как интегративный критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии, так как расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие ее потребностей и способностей. Этим определяется еще один важнейший критерий общественного прогресса: создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в соответствии с идеалами подлинно человеческого бытия. Шелгунов неоднократно утверждал, что прогрессивное развитие общества должно быть направлено на то, чтобы обеспечить каждому реальную возможность пользоваться "правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью".
Таким образом, И.В. Шелгунов подошел очень близко к современной трактовке общественного прогресса, согласно которой, "общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории" (Социальная философия, 2003).
Кроме того, ему удалось выявить общефилософский критерий прогресса, ставящий в центр изучения проблему человека. Философская рефлексия русского мыслителя признает прогрессивным только такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека. Данная трактовка не потеряла своей актуальности, что подтверждается высказыванием профессора И.А. Гобозова: "общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека" (Социальная философия, 2003). Прекрасной иллюстрацией сказанного является знаменитый афоризм поэта А. Вознесенского: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек".
Таким образом, концепция прогресса Шелгунова носит комплексный характер и имеет ярко выраженную социальную направленность. Философские взгляды мыслителя позволили создать четкую систему, в которой общественный прогресс детерминируется социально-экономическим развитием страны, влекущим за собой прогресс нравственный, основанный на принципе самосовершенствования личности.
Однако позитивное освещение проблемы прогресса у Н.В. Шелгунова не окрашено иллюзиями и утопическими интенциями. Мыслитель четко фиксирует антиномичный характер прогресса, когда наряду с позитивными сдвигами наблюдается и утрата некоторых существовавших прежде ценных социальных и нравственных качеств; кроме того, прогресс в области науки и техники не гарантирует автоматического продвижения к росту социальных и духовных потенций, к прогрессу в сфере нравственности. Шелгунов убежден, что прогресс всегда относителен, что "чистого прогресса" быть не может, т.к. одно и то же явление может быть прогрессивным в одном отношении и регрессивным в
другом. С момента возникновения человеческого общества, писал русский мыслитель, "началась борьба нового со старым, поступательного с попятным, причем общественные приливы сменялись отливами, а яркая работа затишьем" (Шелгунов, 18956).
Фиксация относительного характера прогресса в дальнейшем конкретизируется у Н.В. Шелгунова через рассмотрение антиномичных тенденций в развитии общества, которые обусловлены не только социальным расслоением общества, но и наличием в нем противоположных полярных сил: богатства и нищеты, просвещения и темноты; "не нужно забывать, - отмечает мыслитель, - что рядом с поразительным богатством стоит поразительная бедность, рядом с развитием - тупость, рядом с умом - безумие; что если человечество двигается в прогрессивном направлении, то в то же время действуют в нем и силы ретроградные, парализующие социально-экономический прогресс" (,Шелгунов, 19046).
В концепции Шелгунова прослеживается уверенность автора в том, в единстве диалектических противоположностей прогрессивное развитие является доминирующей закономерностью, в то время как регрессивные элементы играют роль временных, сопутствующих явлений; в результате этого противостояния закономерно одерживают победу силы прогрессивного характера. Именно поэтому И.В. Шелгунов рассматривал исторический процесс как прогрессивную направленность человеческой истории, охватывающую накопление позитивных результатов человеческой деятельности.
Позитивный прогрессизм в концепции Шелгунова дополняется еще одной важной закономерностью прогресса - его необратимостью. Именно на общефилософском уровне необратимость подтверждается всем ходом общественного развития. История, указывает Н.В. Шелгунов, как бы ни были крепки ее консервативные и регрессивные силы, не знает примеров, когда произошел бы возврат к предыдущей формации. Кроме того, Шелгунов фиксирует ускорение социальных ритмов развития. Так, если первобытное состояние общества длилось десятки тысяч лет, рабовладельческое - 3-3.5 тысячи лет, феодальное - 1-1.5 тысячи лет, то, по его мнению, в капиталистических отношениях заложен недолгий срок их существования, что объективно способствует становлению нового прогрессивного социалистического общества.
Из необратимости развития вытекает положение об особой роли прогрессивных преобразований, их доминирующем характере в окружающих явлениях, когда новое, прогрессивное, обязательно отрицает старое, реакционное. Тем самым закон диалектического отрицания наполняется новым содержанием, будучи рассмотрен сквозь призму процессов развития. Шелгунов был уверен в том, что в системе противоречивых тенденций прогрессивные начинания более жизнеспособны, чем регрессивные, им принадлежит будущее. Это давало Шелгунову веру в силу прогресса. Несмотря на то, что Шелгунов прекрасно осознавал антиномичность прогресса, подчеркивал его разнородность и разнокачественность, видел "чередование светлых и темных полос" в развитии общества, он никогда не скатывался на позиции антипрогрессизма. Он выражал солидарность с утверждением Л.И. Мечникова (1924) о том, что человеческая история, "лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений".
5. Заключение
Таким образом, идея прогресса нашла свое отражение практически во всех философско-социологических концепциях отечественных философов, что подчеркивает ее непреходящую ценность. Н.В. Шелгунов стоял у истоков научной разработки теории прогресса. В разнообразном спектре различных идей и теорий концепция Шелгунова занимает достойное место.
Мыслитель очень близко подошел к современной трактовке прогресса как сложного интегрированного процесса, включающего в себя противоположные тенденции. Философское обоснование прогресса в творчестве Н.В. Шелгунова представлено достаточно убедительно. Философ подчеркивает многогранность этого явления, несводимость его только к количественному многообразию. Четкое определение онтологического, гносеологического, антропологического и аксиологического обоснования прогресса и его критериев, фиксация антиномичного характера прогресса, выявление субъектов и движущих сил прогресса, выдвижение новой хозяйственной личности в качестве доминирующего фактора прогресса - свидетельствуют о глубокой философской рефлексии русского мыслителя, подчеркивают научную обоснованность и актуальность его концепции.
Литература
Винокурова Е.В. Теория социального прогресса в российской социологической мысли второй половины XIX - начала XX веков. Дисс. на соискание степени канд. социологич. наук, М., с.11-12, 2000.
Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса. Собр. соч. в 2 т. История с философской точки зрения. СПб, t.I, с.122-123, 1912.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., АО Комплект, с.246-247, 1993.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М, с.39, 1924.
Миголантьев A.A. Философия. М., ЮНИТИ-ДАНА, с.561, 2001.
Панарин A.C. Философия истории. М., Гардарики, с.15, 2001.
Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. М., Старый Сад, с.148, 1999.
Сорокин П.А. Обзор теорий и основных проблем прогресса. В сб.: Новые идеи в социологии. СПб, с.116, 1914.
Социальная философия. Под ред. И.А. Гобозова. М., Издатель Савин С.А., с.340, 348, 2003.
Философия истории в России. В кн: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. Отв. ред. Алешин А.И М, с.543, 1995.
Шелгунов Н.В. Ископаемые люди. Варшава, изд. "Правда", с.28-29, 1907.
Шелгунов Н.В. Колонизация Кавказа. В сб.: Очерки русской жизни. СПб, Изд-во О.Н. Поповой, с.173, 18956.
Шелгунов Н.В. Очерки современной Сибири. Там же, с.152, 1895в.
Шелгунов Н.В. Письма о воспитании. В кн.: Избранные педагогические сочинения. М., изд-во Академии пед. наук РСФСР, с.75-76, 185, 1954.
Шелгунов Н.В. Русские идеалы, герои и типы. В кн.: Шестидесятые годы. Сб. под. ред. Н.К Пиксанова, О.В. Цехновицера, М.-Л, с.176-180, 1940.
Шелгунов Н.В. Светлые и темные явления. В сб.: Очерки русской жизни. СПб, изд-во Ф. Павленкова, с.718, 1895a.
Шелгунов Н.В. Социально-экономический фатализм. В кн.: Сочинения. СПб, Изд-во О.Н. Поповой, с.272, 1904a.
Шелгунов Н.В. Фатализм исторического процесса. Соч. В 2 т. СПб, Изд-во Ф. Павленкова, т.1, с.534-535, 1891.
Шелгунов Н.В. Философия застоя. СПб, Изд-во О.Н. Поповой, с.389-390, 19046.