Научная статья на тему 'Философское обоснование и сущностные характеристики поликультурности в образовании'

Философское обоснование и сущностные характеристики поликультурности в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / CULTURE / MULTICULTURAL EDUCATION / PHILOSOPHY OF MULTICULTURALISM / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасенко Ольга Михайловна

Современная школа должна не только дать определенный объем знаний по разным дисциплинам, но и воспитать общечеловеческие ценности, научить видеть и принимать мир в его многообразии, толерантно относиться к иным культурным ценностям и традициям. Статья посвящена поиску философских обоснований поликультурного образования в школе и его основным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS MULTICULTURALISMINEDUCATION

Modern school should not only give a certain amount of knowledge in different disciplines, but also educate human values, teach to see and accept the world in its diversity, tolerantly refer to other cultural values and traditions. The article is devoted to the search for philosophical studies of multicultural education in school and its main characteristics.

Текст научной работы на тему «Философское обоснование и сущностные характеристики поликультурности в образовании»

РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 37.013.73

Апанасенко Ольга Михайловна

аспирант кафедры педагогики и психологии ПГГПУ учитель истории, обществознания, мировой художественной культуры

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77 с углубленным изучением

английского языка», Пермь, Россия 614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана,18 e-mail: olgaapanasenko77@gmail.com

ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СУЩНОСТНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Olga M. Apanasenko

Graduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology at Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Teacher of History and World Culture

Secondary School № 77 with English in-depth Study 18, St. Geroev Hasana, 614010, Perm, Russia e-mail: olgaapanasenko77@gmail.com

PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS MULTICULTURALISMINEDUCATION

Аннотация. Современная школа должна не только дать определенный объем знаний по разным дисциплинам, но и воспитать общечеловеческие ценности, научить видеть и принимать мир в его многообразии, толерантно относиться к иным культурным ценностям и традициям. Статья посвящена поиску философских обоснований поликультурного образования в школе и его основным характеристикам.

Ключевые слова: культура, поликультурное образование, философия поликультурности, глобализация.

Abstract. Modern school should not only give a certain amount of knowledge in different disciplines, but also educate human values, teach to see and accept the world in its diversity, tolerantly refer to other cultural values and traditions. The article is devoted to the search for philosophical studies of multicultural education in school and its main characteristics.

© Апанасенко О.М., 2018

Key words: culture, multicultural education, philosophy of multiculturalism, globalization.

Важнейшей характеристикой современного этапа развития общества является его стремление к интеграции, взаимному обогащению и формированию общих культурных дискурсивных полей. В отечественных и зарубежных источниках встречаются различные трактовки данного процесса, но коннотация в целом сохраняется. Речь идет о формировании поликультурности. Поликультурность отрицает монолитность культуры, включая ее в процесс интеграции различных ценностей, традиций, утверждая этническое многообразие. Зачастую можно встретить использование таких терминов как «мультикультурализм», «многокультурность», «культурный плюрализм» в качестве синонимов [4].

В данной статье мы попытаемся выявить базовые философские дискреты, обеспечивающие формирование поликультурной образовательной среды и свойственные ей характеристики.

Педагогическое обоснование проблемы определяется современными реалиями и условиями, требующими адаптации подрастающего поколения к иным культурным нормам и ценностям. Целью поликультурного образования являются сформированные позитивные аксиологические ориентиры человека как в отношении собственной культуры, так и чужой. Для этого необходимо создать в образовательных организациях поликультурную среду, позволяющую эффективно формировать навыки ин- и транскультурации.

Уточним понятия «поликультурность» и «глобализм». Глобализм предполагает общемировую тенденцию развития исторического процесса и человеческой цивилизации вообще; он влечет за собой слияние и ассимиляционные процессы различных культур, стирание границ и создание единого культурного поля. На сегодняшний день процесс глобализации является ведущей тенденцией и требует ценностного переосмысления, так как один из рисков подобной интеграции - полная ассимиляция народов и потеря национальной идентичности, а поликультурность является философской проблемой и требует осмысления в рамках актуальных концепций.

Концепция поликультурности формировалась в 1960-е гг. как реакционная, в ответ на политические процессы, проходившие в Западной Европе: расширялись связи между государствами, усиливались интегративные процессы, развивался культурный полилог. Западные философы начали рассматривать культуру как основу социального бытия.

В философии основой исследования культурного многообразия послужила цикличная теория культурного развития, изучающая процесс диалога культур. Это явление рассматривается с точки зрения фундаментальных понятий: культурного монизма (они отражаются в учении Платона; христианском ядре европейской культуры; идеях И. Канта и Г. Гегеля) и культурного плюрализма (концепте универсализма), обращающихся к принципам единства и многообразия мира.

На сегодняшний день поликультурность становится все более распространенным явлением и в образовании. Разрушается концепт репрессированного «одномерного человека», описанного Г. Маркузе [11] и на первый план выходят такие ценности как толерантность, равенство, гражданское общество и т.д.

Также при изучении концепции поликультурного образования важно понятие «эпистема», введенное М. Фуко [2]. Эпистема - исторически изменяющаяся структура, определяющая условия возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период развития того или иного общества. Поскольку М. Фуко придерживался тезиса о языковом характере мышления и культуры, то и эпистема в его философии носит языковой характер. Язык может быть понят в контексте конкретной эпохи. Отсюда возникает широкое поле дискурсивных практик, множество локусов, требующих дифференцированной интерпретации. В ХХ в. эта мысль обрела популярность, вышла на уровень культурного полилога и транскультурации. По мысли М. Фуко, транскультурация меняет отношения между языком, мышлением, знанием и вещами. Транскультурация как эпистема родилась несколько позже философии М. Фуко, но вполне осознает себя как эпистему. Транскультурация есть эпистема проблематизации различия и разнообразия. На наш взгляд, этот подход может являться базой для развития поликультурных процессов, в том числе и в современном образовании. При таком подходе ведущим принципом становится эпистемологический плюрализм, который не допускает авторитарности в научных суждениях, демократизирующий весь процесс образования.

Интерес также вызывает поход Ж.-Ф. Лиотара [10]. Он не рассматривал поликультурность в ее абсолюте, но дал объяснения процессам, ее порождающим. Ж.-Ф. Лиотар полагает, что макронарративы современности потеряли свою легитимную силу. Они больше не оправдывают существования того или иного феномена культуры. Европа столкнулась в этой ситуацией в эпоху Просвещения, когда герой познания действует во имя политического блага, всеобщего мира. Поэтому справедливость и истина, оказываются предписанными к разряду макронарративов. Постмодернистское сознание как раз и рождается на волне разочарования в их способностях. Содержательно при переходе к постмодерну эти макронарративы теряют своих «великих героев», «великие приключения» и «великую цель». Задача макронарративов -оправдание социальных институтов и способов их действия. Когда они рассыпаются в мире постмодернизма, появляются новые смыслы. Каждый человек существует в них, пытается их истолковать. Языковые комбинации, которые мы при этом используем, не всегда могут обеспечивать успешное общение именно потому, что их слишком много. В поле повседневности рожаются микронарративы, позволяющие создавать переходы между языковыми играми (познанием, этикой и т.д.). Микронарративы более устойчивы, потому что не претендуют на абсолют, не строят единое социокультурное пространство, знакомое нам по истории Европы, описанное Г. Гегелем [7]. Микронарративы обращаются к модели культуры по типу

И. Канта, обеспечивая агностический характер универсума языковых игр, ориентированных не на согласие, устранение различий, консенсус, а на разногласие и паралогию. Поэтому можно сделать вывод, что главной характерной чертой культуры эпохи постмодерна Ж. -Ф. Лиотар считает эклектизм и это также можно считать основанием для поликультурности.

Таким образом, формируются метанарративы - ценностные структуры современного общества (легитимность знания, эмансипация, рациональность и пр.). Именно метанарративы лежат в основе современного образования, обеспечивают ценность научного знания, позволяют выстраивать дискурс. Так в философской традиции за относительно небольшой отрезок времени сменилась базовая парадигма (от монизма к плюрализму). В традиционном обществе знание, наука, образование были ценными сами по себе, необходимыми и мифологизированными. Сегодня знание и образование - это товар, услуга, постоянный процесс, не имеющий конечной цели, стремящийся к максимальной эффективности, главная производительная сила. В системе образования эти процессы проявляются в создании поликультурного пространства, которое позволяет формировать связи, необходимые для дальнейшего эффективного сотрудничества между представителями разных культур. В этом смысле поликультурность в образовании есть интеграция человека в культуру, а также бесконфликтная самоидентификация личности в мировом культурном сообществе.

Поликультурные тенденции в образовании начали активно развиваться во второй половине ХХ в. На данный момент они остаются актуальными для образовательных организаций и образовательных программ. Это обусловлено тем, что обучающиеся не только узнают нечто новое о других культурах, но находят общее и особенное в традициях, религиях, учатся с уважением относится к другим этносам, приобщаются к достижениям и ценностям мировой культуры. Такое образование создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе [1; 3; 8].

Альтернативным вариантом поликультурного образования является педагогика этноцентризма. В крайних формах она может приобретать формы идеологии расизма и национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы над другой.

Мысли относительного поликультурного образования высказывал известный американский социолог П.А. Сорокин [5], обращая внимание на то, что это сложное, многоаспектное явление, требующее разных подходов при решении возникающих проблем, связанных с нахождением личности в структуре социальных страт.

Таким образом, в ХХ в. на Западе поликультурность осмысливалась в философском поле. Отечественная педагогика, как правило, опирается на зарубежный опыт; собственные программы поликультурного образования начали активно разрабатывать в 1990-е гг.

Для России характерна скорее прикладная направленность рассмотрения проблемы поликультурности. В СССР существовали клубы интернациональной дружбы, проходили фестивали культур и пр., целью которых было

установление внутрисоюзных и международных контактов со сверстниками. В содержание мероприятий включалось изучение национальных традиций, элементов традиционной культуры (кухня, танцы, игры), творчества поэтов, писателей, художников союзных республик. В данном ключе разрабатывались методические рекомендации для вожатых, классных руководителей, которые позволяли сплотить полиэтничные школьные классы в единый коллектив. Также одним из основных методов установления контактов была переписка.

Поэтому опыт советской педагогики в этом вопросе был скорее практическим и достаточно прагматичным, чем теоретическим. Вместе с тем он давал свои положительные результаты - дружба народов была значимой движущей, сплачивающей, благотворной силой. Отметим, что термин «толерантность» не использовался до 2000-х гг., поскольку в рамках концепции дружбы народов отношение к каждому члену советского общества было априори как минимум толерантным.

Для России наследование и развитие этих тенденций крайне важно, поскольку мы проживаем в многонациональном государстве. Сегодня в российской педагогике изучение проблем поликультурности осуществляется в следующих направлениях: разработка теоретико -методологических основ поликультурного образования, исследование вопросов обучения языкам в условиях двуязычия, подготовка педагогов к реализации идей поликультурного образования в школе. В отечественной педагогической литературе одной из первых попыток осмыслить феномен поликультурности стала книга Г.Д. Дмитриева «Многокультурное образование» [6], (заметим, что используемое автором определение «многокультурное» является калькой, а не самостоятельным термином).

Как отмечает Г.Д. Дмитриев, целью «многокультурного» образования является содействие созданию в России демократического государства. С помощью социальных и образовательных институтов должно формироваться сообщество, которое характеризуется толерантностью взглядов и суждений, признанием и развитием культурного плюрализма в обществе, равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан, эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества, справедливостью для всех и каждого, свободой выбора, уважением решений большинства и защитой прав меньшинств, уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей. При этом такое образование является пролонгированным процессом, требующим специальной образовательной программы, базой для которой является культурный дискурс.

В целом педагогика рассматривает поликультурное образование как особый тип специально организованной социализации обучающихся, обеспечивающей освоение образцов мировой культуры, культурно -исторического и социального опыта различных народов; формирование положительных аксиологических установок; готовность к межкультурной коммуникации; а также развитие толерантности; умение сохранять свою национальную и культурную идентичность в дискурсивном поле. В конечном

итоге поликультурность становится присвоенной и сформированной компетенцией личности.

Поликультурное образование призвано помочь обучающимся ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется гетерогенностью: этнической, языковой, религиозной, социальной. Оно должно научить их обращаться с этим многообразием и найти в нем свое место. При этом важно учитывать личный опыт ребенка, опираться на принцип индивидуализации в процессе обучения [9].

Важен процесс формирования осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре; создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с элементом других культур; формирование способности индивида к культурному личному самоопределению [1; 3; 8].

Поликультурное образование может иметь следующую направленность:

1) адаптация личности к другим ценностям в ситуации многообразия и полилога культур;

2) организация взаимодействия между социальными группами с разными традициями;

3) отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов, ориентация на диалог культур.

Поликультурное образование культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов. При этом, по нашему мнению, поликультурное образование не может обойтись без поликультурного воспитания, поскольку акцент исключительно на знаниевую компоненту не позволяет сформировать социализированную личность, готовую к успешной коммуникации.

Интересно, что американские исследователи единогласно формулируют главную цель поликультурного образования как получение качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества, несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении.

Поликультурное образование междисциплинарно. Оно заключается не только в изучении языков, но и должно включать в себя широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественнонаучного циклов. Поликультурность должна пронизывать все учебные предметы.

Касаясь актуальных тенденций в мировой поликультурной педагогике, отметим две основные.

1. Глобализация и интеграция.

Процессы, происходящие в мире за последние полвека, некоторые историки называют «новым великим переселением народов». Такое название получили мощные потоки мигрантов в развитые страны Севера. Они очевидным образом видоизменяют этнический состав государств. Зачастую подверженные «комплексу маргинала», иммигранты не желают быть изгоями на новой родине, стремясь войти в ее культуру. Поликультурное воспитание является педагогическим ответом на приток иммигрантов.

2. Борьба меньшинств.

В связи с расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтничным составом, возрастает потребность в овладении основами межкультурного общения у определенных страт и профессий, в частности, у преподавателей, бизнесменов, работников сферы обслуживания.

Также в мировой педагогике нет единой точки зрения на характеристику субъектов поликультурного образования. В поликультурном образовании обычно задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, находящиеся во взаимодействии. Примером могут служить израильские школы, в которых арабы и евреи не только учатся в общих классах, но и участвуют в культурных и религиозных праздниках друг друга.

Рассмотрим минусы поликультурной концепции.

Иногда ее воспринимают как угрозу единству / существованию / независимости какого-либо народа. Следует признать, что межкультурные коммуникации зачастую несут в себе негативные начала. Сталкивая этносы, приводят к конфликтам людей, имеющим различные ценности (на религиозной, политической, идеологической почве) Кроме того, у идеи поликультурности есть и другой значительный недостаток: пытаясь вместить все многообразие мира, она нивелирует его изначальное единство. Так, в сфере образования это приводит к фрагментарности, отрывочности, эклектичности восприятия культурно-исторических процессов. Общество в итоге атомизируется.

Здесь необходимо понимать, что моно - и поликультурализм есть только две стороны одной медали; нельзя сводить общественное развитие к одному из процессов. Необходимо уметь выстраивать диалог. Диалог должен стать постоянным процессом, а не одноактным действием. Необходимо найти каналы связи для передачи культурной информации, осмыслить их значение в различных подходах к пониманию мирового исторического процесса: линейного, формационного, локального и т.д. Такими каналами должны стать средства коммуникации: языки (национальные и искусственные), сеть Интернет, международные образовательные программы, конкурсы, фестивали.

На наш взгляд, это приведет к формированию поликультурной компетенции личности обучающихся и следовательно, цель будет достигнута. Но условия для этого должны быть созданы с самого раннего возраста и учитывать современные кризисные явления и политическую обстановку. Это позволит обеспечить более успешную адаптацию личности в изменяющемся мире, поможет формировать широкий взгляд на мир.

Таким образом, мы можем отметить, что образование стремится ответить на вызовы общества, в котором происходит обогащение и развитие культурного многообразия больших и малых этносов. Поликультурность в педагогике акцентирует внимание на таких педагогических принципах как: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп, различных рас, религий, этносов и др.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Поликультурное образование ставит задачу создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит социальное становление и жизненное самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. При получении поликультурного образования идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних, в духе идеалов демократического гражданского общества. В целом, феномен поликультурного образования - демократический педагогический ответ мультикультурных и полиэтнических обществ, это одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.

Список литературы

1. Бахтин Л.М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии. -1986. - № 12.

2. Бессарабова И.С. Поликультурность образования как философская и психолого-педагогическая проблема // Современные наукоемкие технологии. -2007. - С. 63-67.

3. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - 1989. -№ 6. - С. 33.

4. Гасанова Н.К. Мультикультуризм в культурной политике. - М.: Этносоциум, 2014. - 222 с.

5. Джуринский А.Н. Образование в России и за рубежом. - М., 2012. -

675 с.

6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

7. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 451 с.

8. Коровашко А. Михаил Бахтин. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 464 с.

9. Косолапова Л.А. Индивидуализация как педагогическая проблема: поиски и решения // Непрерывное образование. - 2018. - № 1 (23). - С. 23-27.

10. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя, 2016 - 160 с.

11. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: АСТ, 2002 - 526 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.