Научная статья на тему 'Философско-культурологический анализ феномена эротизма как способа обретения бессмертия'

Философско-культурологический анализ феномена эротизма как способа обретения бессмертия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРОС / ЛИБИДО / БЕССМЕРТИЕ / ЭНЕРГИЯ / ТЕЛО / СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / EROS / LIBIDO / IMMORTALITY / ENERGY / BODY / SEXUAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьёв Дмитрий Олегович, Пономаренко Надежда Владимировна, Козлова Анастасия Евгеньевна

Эротическая философия древности направлена не только на повсеместное познание и развитие эротических практик. Для этой философии характерен особый взгляд на Эрос, который полагается как акт телесного и духовного самосовершенствования, развития, творческой и созидательной деятельности. В трактатах философов сочетаются размышления о природе Эроса, его назначении, смысле и конкретные практики, которые позволят раскрыть его потенциал в полной мере. Эротическое действие полагается не как «голая» сексуальность, а как осмысленный процесс, приводящий к бессмертию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical-cultural analysis of the phenomenon of eroticism as a way of immortality achievement

Ancient oriental philosophy is extensive and very rich in a variety of topics. Practically, there is no question that had not been consecrated in it. Such a particular topic as erotic philosophy, as well as topics of politics, ways of knowing, ontological questions, is actively represented in Eastern philosophy. It was not only aimed at the widespread knowledge and the development of erotic practices. It is looking for the true meaning of Eros and finds it in the Eros'' pursuit of personality immortality. Thinkers of the ancient East: India, China, Tibet, suggested uniting the spiritual and the material beginnings, where Eros is not so much for pleasure but is the actual practice of physical and spiritual content focused on personality''s self-improvement and immortality, on overcoming the destructive forces acting internally and externally. In general, the ancient oriental philosophy does not oppose the body and spirit. On the contrary, it prefers to join them, because it believes that it is separation that creates insurmountable contradiction, generates negative effects, leading ultimately to the death of a person. In addition, a very important aspect is physicality, because the body becomes the foundation of a new renaissance of a person. Body in ancient oriental texts denies depravity, rejecting destructive desires and habits, trying to be a true vessel of the spirit that elevates it and gives way to self-improvement through comprehension and learning harmony. Self-improvement through Eros, creative perception of the world, Eros and creativity, creation and generation of new meanings, overcoming narrow understanding of time, space and life this i what erotization of creativity is aimed at. The human body becomes open to Logos and with the Logos it wants to understand the world, getting into it by cognizing it not only at the practical level, but also at the ideal and energy levels. The whole world is imbued with energy, and the world, one way or another, lives according to the law of energy conservation. One needs a balance that creates harmony and life. Too much power or too little of it creates a path to self-destruction, to dying, to growing destruction and chaos.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологический анализ феномена эротизма как способа обретения бессмертия»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 10-12. DOI: 10.17223/15617793/399/2

УДК 129

Д.О. Воробьёв, Н.В. Пономаренко, А.Е. Козлова

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЭРОТИЗМА КАК СПОСОБА ОБРЕТЕНИЯ БЕССМЕРТИЯ

Эротическая философия древности направлена не только на повсеместное познание и развитие эротических практик. Для этой философии характерен особый взгляд на Эрос, который полагается как акт телесного и духовного самосовершенствования, развития, творческой и созидательной деятельности. В трактатах философов сочетаются размышления о природе Эроса, его назначении, смысле и конкретные практики, которые позволят раскрыть его потенциал в полной мере. Эротическое действие полагается не как «голая» сексуальность, а как осмысленный процесс, приводящий к бессмертию личности. Ключевые слова: Эрос; либидо; бессмертие; энергия; тело; сексуальные практики.

Не одно столетие в среде философов и мыслителей ведутся споры о феномене бессмертия как о бесконечном акте духовного и телесного бытия человека. С древних времен люди пытаются найти путь к бессмертию с помощью различных духовных обрядов и практик: поклонение богам и жертвоприношения в языческих культурах, целительные практики и физические упражнения в восточных цивилизациях. В современном мире идея вечной жизни не теряет своей актуальности. Благодаря процессу мировой глобализации и возможности за короткий срок преодолевать большие расстояния мы видим, как соединяются воедино идеи Запада и Востока, и многие из них находят оправдание с точки зрения современной медицины (йога, акупунктура). Изучая разные культуры, невольно обращаешь внимание на то, что в каждой из них, затрагивая тему бессмертия, мыслители уделяют особое значение Эросу. Недаром в каждом обществе существует масса правил, табу, нормативных законов, касающихся телесных практик, которые приближают человека к бесконечному бытию.

В данной статье мы проанализируем греческий, китайский и индийский взгляды на эротический компонент в практиках, помогающих обрести долголетие и, соответственно, еще на один шаг приблизится к вечной жизни - бессмертию. Мы полагаем, что именно эти цивилизации породили в своей культуре наиболее яркие коннотации эротической составляющей человеческого бытия, исследовав ее во всех проявлениях и выделив из нее те аспекты, которые касаются Эроса, как созидательной силы любви, объединяющей телесное и духовное.

Г реческий мыслитель Платон в своем труде «Пир» определил Эрос как сильное желание, любовь, прапотенцию, приводящую в действие механизм генеалогического порождения мира [1]. Он предложил четыре способа обессмертить человека через Эрос. Во-первых, человеческое бессмертие достигается в акте деторождения. Здесь эротическое стремление воспроизводит потомство и тем самым делает бессмертными родителей, продолжая их в детях. Во-вторых, человеческое бессмертие происходит из творческих потенций человека, которые так же зависят от Эроса [Там же]. В дальнейшем немецкий философ и мыслитель Юнг говорил, что любой творческий акт есть акт созидания, а значит, акт эротического восхождения [2. С. 78]. Третий и четвертый аспекты, по Платону, за-

ключаются в стремлении и любви к красоте, под этим греческий мыслитель подразумевает гносеологическое и эстетическое значение Эроса для бытия личности. В греческой космогонии основатели мира - это Эрос, Хаос и Гея-Земля [1]. В интерпретации Аристотеля Эрос есть олицетворение жизненной энергии, приводящей в движение Хаос (пространство) и Гею (праматерию) [3. С. 73-75]. Соответственно, пока существует Эрос, существует жизнь. Кроме того, Аристотель полагал, что мужское семя есть основа души в человеке [Там же].

Во многих культурах олицетворением жизни, любви и бессмертия являются союзы между мужчиной и женщиной. Так, в индийской философии мы встречаем легенду об истории любви богов Камы и Оки. Эта легенда рассказывает о споре влюбленных во время свадьбы, о том, чьи чувства сильнее. Пустив друг в друга любовные стрелы, возбуждающие силу страсти, они пронзили и сердца и упали замертво. Их кровь, символизирующая неисчерпаемую силу жизни, которую можно приравнять к понятию либидо, введенную Фрейдом и означающую энергию Эроса, стала потоками двух крупных рек [4. С. 56]. В этой легенде мы можем видеть, как любовь, страсть и Эрос дарят любящим бессмертие.

Существует множество трудов в индийской философии, посвященных эротическому аспекту в достижении бессмертия, таких как «Камасутра», ее продолжение «Ветви персика». Они представляют собой этические, эротические трактаты-инструкции, целью которых является обучение мужчин и женщин сексуальным практикам, которые приближают человека к вечной жизни через наслаждение и деторождение. Особое внимание привлекает книга «Тибетская кама-сутра», автор которой тибетский монах Гедун Чопел. Он считал, что Эрос господствует во всем и везде. Сущность эротизма есть движение к экстазу, который становится способом трансформации сознания человека через творческий акт в божественное сознание, а боги бессмертны [5].

Китайская философия более рациональна. В этой культуре мы встречаем большое количество физических практик, направленных на достижение бессмертия: тайцзи, практики дао-цзяо-нэй-гун, оздоровительный цигун и цигун Бодхидхармы - «Канон преобразования мышц и сухожилий» - Ицзинь-цзин. Мыслители Китая говорили о том, что по телу чело-

10

века циркулирует энергия Ци, которая есть сила, дающая человеку жизнь, а значит, сила Эроса [6]. Люди способны достигнуть долголетия и бессмертия только в том случае, если эта энергия равномерно и свободно циркулирует по телу. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает внутренней гармонией, достигнутой благодаря правильному питанию, отказу от вредных привычек, физическим упражнениям и сексуальным практикам. Энергия Ци понимается как основа жизненной силы (либидо, по Юнгу, который говорил, что Эрос - это часть жизненной силы, но не единственная ее составляющая), и техники ее использования имеют много названий. Одно из них - оздоровительный Цигун. Согласно последним раскопкам в провинции Цинь-Хай, в слоях культуры Маджаяу, датируемой более 5 тыс. лет, найдены свидетельства данных практик. Цигун - старинная буддистская техника, где путем упражнений на сгибание в суставах, придавливания кожи и мышц монахи пытались достигнуть абсолютного здоровья, дающего надежду на бессмертие [7]. Относительно сексуальных практик в Китае считалось нормой максимальная интенсификация половой жизни, что является одним из способов восстановления циркуляции Ци. Если человек не может реализовать энергию либидо, значит, все его мысли будут направлены на возможность реализации своего желания. Соответственно, человек не сможет очистить свой разум и приблизиться к бессмертию. Существовала другая школа, приверженцы которой говорили о том, что для достижения долголетия и приближения к божественному бессмертию необходимо отказаться от всех плотских удовольствий и что высвобождение либидозной энергии приводит к ис-

тощению энергии организма, которая необходима для других телесных практик. Китайский эротизм тесно связан с китайской медициной, и каждый половой акт должен быть полезен в первую очередь для мужчины [8. С. 6-7]. Мужской эротизм первостепенен, и его следует развивать. Из этих постулатов исходили сторонники третьей школы. Для них слияние между мужчиной и женщиной становится сакральным процессом, в котором мужчина должен забрать женскую энергию Эроса и при этом не отдать свою, т. е. не осуществить семяизвержение. Семя есть источник мужской силы. Чем больше у мужчины семени, тем сильнее его Эрос и, значит, он может достигнуть долголетия и приблизиться к бессмертию.

Таким образом, мы рассмотрели три величайшие культуры, которые познали суть бытия человека и стремились приблизить его к божественному бессмертию с помощью различных практик, среди которых сексуальные техники заняли одну из важных ролей. Энергия Эроса - это сама причина жизни. Она обретает устойчивость и завершенность в цикле могущественного влечения, любовного слияния, зачатия детей, их рождения, воспитания и выхода в большой мир. Человек дает другому человеку жизнь, продолжая себя в своих детях, а значит, приближается к божественному. Эрос и бессмертие - необъятная тема, удивительная красота тантрического союза - одновременно физического и вневременного. Эрос стал божественным проводником к бессмертию. Человек стремится к вечному бытию через стремление к идеалу, через перерождение самого себя, через трансценденцию, через преобразование своего сознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платон. Пир. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm (дата обращения: 16.03.2015).

2. Юнг К.Г. О психической энергии // Юнг К.Г. Структура и динамика психического : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2008. 480 с.

3. Аристотель. Метафизика. М. : Эксмо, 2006. 608 с. (Антология мысли). (Перевод в редакции 1934 г.)

4. Фрейд З. Фазы развития сексуальной организации // Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности : пер. с англ. М. : Азбука, 2010. 256 с.

5. Гедун Чопел. Тибетский трактат о страсти. URL: http://kamasukha.in/tibet/author (дата обращения: 11.03.2015).

6. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб. : Андреев и сыновья, 1993 (изд. 2-е, доп. СПб. : Лань, 1998). URL:

http://etor.h1.ru/daoism.htm (дата обращения: 18.03.2015).

7. «Хуан-ди нэй-цзин», или «Трактат Желтого Императора о внутреннем» / пер. Б. Виногродского. М. : ЛМА, 1996. URL:

http://www.qigong.ru/materials/detail_mat.php?lng=r&id=197 (дата обращения: 16.03.2015).

8. Кобзев А.И. Парадоксы китайского эроса [вступительное слово] // Китайский эрос : науч.-худож. сб. / под ред. А.И. Кобзева. Екатерин-

бург : Квадрат, 1993. 506 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 25 июня 2015 г.

PHILOSOPHICAL-CULTURAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF EROTICISM AS A WAY OF IMMORTALITY ACHIEVEMENT

Tomsk State University Journal, 2015, 399, 10-12. DOI: 10.17223/15617793/399/2

Vorobiev Dmitriy O. Orenburg State Medical University (Orenburg, Russian Federation). E-mail: dratsolonchack@mail.ru Ponomarenko Nadezhda V. Orenburg State Medical University (Orenburg, Russian Federation). E-mail: k_philosopher@orgma.ru Kozlova Anastasiya E. Orenburg State Medical University (Orenburg, Russian Federation). E-mail: k_philosopher@orgma.ru, dratsolonchack@mail.ru

Keywords: Eros; libido; immortality; energy; body; sexual practices.

Ancient oriental philosophy is extensive and very rich in a variety of topics. Practically, there is no question that had not been consecrated in it. Such a particular topic as erotic philosophy, as well as topics of politics, ways of knowing, ontological questions, is actively represented in Eastern philosophy. It was not only aimed at the widespread knowledge and the development of erotic practices. It is looking for the true meaning of Eros and finds it in the Eros’ pursuit of personality immortality. Thinkers of the ancient East: India, China, Tibet, suggested uniting the spiritual and the material beginnings, where Eros is not so much for pleasure but is the actual practice of physical and spiritual content focused on personality’s self-improvement and immortality, on overcoming the

11

destructive forces acting internally and externally. In general, the ancient oriental philosophy does not oppose the body and spirit. On the contrary, it prefers to join them, because it believes that it is separation that creates insurmountable contradiction, generates negative effects, leading ultimately to the death of a person. In addition, a very important aspect is physicality, because the body becomes the foundation of a new renaissance of a person. Body in ancient oriental texts denies depravity, rejecting destructive desires and habits, trying to be a true vessel of the spirit that elevates it and gives way to self-improvement through comprehension and learning harmony. Self-improvement through Eros, creative perception of the world, Eros and creativity, creation and generation of new meanings, overcoming narrow understanding of time, space and life - this i what erotization of creativity is aimed at. The human body becomes open to Logos and with the Logos it wants to understand the world, getting into it by cognizing it not only at the practical level, but also at the ideal and energy levels. The whole world is imbued with energy, and the world, one way or another, lives according to the law of energy conservation. One needs a balance that creates harmony and life. Too much power or too little of it creates a path to self-destruction, to dying, to growing destruction and chaos.

REFERENCES

1. Plato. (c. 1922) Pir [Symposium]. [Online]. Available from: http://psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm. (Accessed: 16th March 2015).

2. Jung, C.G. (2008) O psikhicheskoy energii [About psychic energy]. In: Jung, C.G. Struktura i dinamikapsikhicheskogo [Structure and dynamics of

the psyche]. Translated from English. Moscow: Kogito-Tsentr.

3. Aristotle. (2006)Metafizika [Metaphysics]. Translation from Old Greek of 1934. Moscow: Eksmo.

4. Freud, Z. (2010) Fazy razvitiya seksual’noy organizatsii [The phases of sexual organization]. In: Freud, Z. Ocherki po psikhologii seksual’nosti

[Essays on the psychology of sexuality]. Translated from English. Moscow: Azbuka.

5. Gedun Chopel. (n.d.) Tibetskiy traktat o strasti [Tibetan treatise on passion]. [Online]. Available from: http://kamasukha.in/tibet/author. (Accessed:

11th March 2015).

6. Torchinov. E.A. (1993) Daosizm. Opyt istoriko-religiovedcheskogo opisaniya [Taoism. Experience of the historical and religious science descrip-

tion]. St. Petersburg: Andreev i synov’ya. [Online]. Available from: http://etor.h1.ru/daoism.htm. (Accessed: 18th March 2015).

7. Anon. (1996) “Khuan-di ney-tszin” ili “Traktat Zheltogo Imperatora o vnutrennem ” [The Huangdi Neijing, or The Yellow Emperor’s Inner Clas-

sic]. Translated from Chinese by B. Vinogrodskiy. Moscow: LMA. [Online]. Available from:

http://www.qigong.ru/materials/detail_mat.php?lng=r&id=197. (Accessed: 16th March 2015).

8. Kobzev, A.I. (1993) Paradoksy kitayskogo erosa [Paradoxes of Chinese Eros]. In: Kobzev, A.I. (ed.) Kitayskiy eros [Chinese Eros]. Ekaterinburg:

Kvadrat.

Received: 25 June 2015 12

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.