Научная статья на тему 'Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире'

Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical-culturological Problem of the Holiday in the Modern Society

The author makes an attempt to understand the holiday nature as many-sided public phenomenon that is being able to keep and develop the cultural traditions. During holiday contacts the individual has the creative opportunity to open and express himself as a historic subject. According to holiday forms it is possible to compose a conception of people’s life in the concrete public economical formation. Orientation of cultural wealth can be changed according to the modification of social practice. According to replacement of one's holiday contact forms to others, it has been revived old ones. But in the cultural life the innovations can have perspectives if they have been reflected in the exited traditions.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире»

М. А. Слюсаренко. Философско-кулыпурологическая проблема праздника в современном мире

основных предпосылок трансформации современного мира в общество открытого типа. Соответствующий тип культуры с необходимостью ориенти-

рован на принцип гуманизма и эстетизма, диало-гичность и интегральность всех аспектов культурной жизни.

Литература

1. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: ВЛАДОС, 1998.352 с.

2. Васельчук Ю.А. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой культуры II Полис. 1996. № 6. С. 5-29.

3. Васельчук Ю.А. Эпоха НТР: новые основы производства и общество II Полис. 1996. Na 2. С. 5-27.

4. Ильин М.В., Цымбурский В Л. Открытое общество: от метафоры к ее рационализации (исходный миф и его самокритика). М.: Аспект-Пресс, 1997.309 с.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.280 с.

6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-Пресс, 1996.216 с.

7. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 260 с.

8. Лазаревич A.A. Научное знание в информационном обществе. Минск: Навука i техника, 1993.102 с.

9. Массовая информация и коммуникация в современном мире. Ч. 1. М„ 1989.154 с.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М.: Международный фонд «Культурная инициатива». 1992. Т. 1.448 е., Т. 2.528 с.

11. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.464 с.

12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Наука, 1998.596 с.

13. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. СПб.: Лань, 1998.448 с.

14. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.416 с.

М. А. Слюсаренко

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРАЗДНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Томский государственный педагогический университет

Человек в течение всей жизни вынужден выстраивать многовариантные социальные отношения и опираться на их разнообразие. В неформализованных вариантах этих отношений более всего проявляются его ценностные ориентации. Необходимым условием в сохранении и распространении человеческих ценностей служит праздник.

Праздник всегда был тесно связан с особенностями условий жизни людей. Он возник и остался важнейшей формой связи человека с природой и между людьми. Праздник есть проявление энто-культурной традиции, и исследователи этого феномена обеспокоены его упадком. Хотя автор классических трудов по теории культуры М.М. Бахтин отмечал: «Праздник - первичная и неучтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе» [1, с. 300].

Без праздника, очевидно, человек бы почувствовал себя отчужденным, одиноким, изолированным от общества. Коммуникативно-интегральная, познавательно-созидательная функция праздника обеспечивают его устойчивость и постоянство.

Люди откликаются на праздник, порой не придавая значения тем ценностям или совокупностям ценностей, которые вызвали его к жизни. Потребность уйти от обыденных забот, окунуться в атмо-

сферу радости - все это позволяет празднику надежно оставаться в канве человеческой истории.

Что же в таком случае может беспокоить исследователей, что кроется в рассуждениях об оскудении и вырождении праздника? Нуждается ли он в защите?

Праздник, кроме общечеловеческих принципов, способен носить отпечаток идейной направленности, отвечать социально-групповым интересам. Проявление социализации личности во время праздника не только подмечалось, но и активно использовалось. Еще во времена Римской империи праздничные зрелища служили не только средством заполнения свободного времени людей, но и «сдерживали их страсти, управляли их инстинктами и вызывали активность» [2, с. 209].

Ярко прослеживается связь праздника с властью, идеологией на примере Франции периода революционных потрясений. Здесь также хорошо просматривается смысл праздника в утверждении ценностей системы, в ценностном восприятии жизни человеком, включенным в эту систему. Средством ликвидации старых общественных отношений и введения новых служили масштабные праздничные действия 20-х гг. в молодой Советской России.

Праздник стал обязательным элементом любого нового общественного и культурного порядка. Он передает мироощущение, которое выражают носи-

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 7 (23). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ

тели данной культуры. В праздничной атмосфере, в условиях коллективного как бы выхода в «утопический мир» (по определению М.М. Бахтина) создастся своебразное «единое народное целое» [1, с, 276]. Эта целостность подкрепляется и проявлением связей поколений через обращение к ритуалам, обычаям, обрядам.

Праздник может служить мощным импульсом для развития творческого начала в человеке, он выступает как прелставлекие и развертывание человеческих сущностных сил в конкретный период жизни. При правильном подходе он может привлечь большое количество людей к активному участию в подготовке, оформлении, содержательном наполнении дейсгва. Такой праздник будет способствовать познанию истории и культуры народа, страны, будет формировать истинную любовь к родному краю, природе, Отечеству.

Тем не менее мысль об упадке праздничной культуры не покидает нас при встрече как с локальными, так и крупными праздничными решениями. По мнению культуролога В.П. Козловского, «культурные смыслы только тогда являются подлинными смыслами, когда выступают в качестве условий соединения человеческого бытия и опыта с миропорядком и разумностью жизненного мира, где как разу: тоить, так и миропорядок являются таковыми только благодаря живому опыту и общению индивидов, общности их бытия» [4, с. 89]. В современном же празднике при почти четком разграничении на активную (малую) и созерцательную (большую и, в основном, пассивнмо) часть людей культурно-философский смысл праздника резко ограничивается, сужаются его пространственные и временные характеристики. Он становится похож на театральное представление, которое живет до тех пор, пока находит место в репертуаре театра. Но жизненность праздника определяется не репертуарным планом, а традициями и духовными ценностями, возможностью адаптации их к современности. История учит.» что сохраняются те праздники. которые опираются на традиции. Этим обстоятельством можно объяснить жизнестойкость главных зимних празднеств, таких как Новый год, Рождество, Святки.

Новый год пережил в России не менее четырех реформ, каждая из которых вносила что-то свое, а что-то терялось или вытеснялось, но смысловая окраска праздника и народный характер сохранились и до наших дней.

Народным праздникам в России в целом выпало суровое испытание через воинствующий атеизм, деление традиций на прогрессивные и отсталые, противопоставление им новых советских обрядов. Но не зря говорится - «обычай старше закона». Культурная ценность праздника - народные тради-

ции сохранились в поэзии, песнях, сказаниях, танцах и, таким образом, в душе человека.

Существует мнение, что в праздничной культуре «традиция превалирует над инновацией, поскольку в празднике отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного л клада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология» [5. с. 8]. Интересным кажется опыт японцев б отношении к традиционной культуре, их умение сохранять и культивировать национальные праздники. Быстро откликаясь на все новое, они не отказываются от прежних, веками проверенных традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции. Успешное взаимодействие старого и нового в культуре Японии позволяет новым поколениям вобрать в себя культурный опыт предшествующих поколений.

В истории праздника много примеров, когда в отсутствии жесткого давления со стороны институтов власти праздник сам как бы приспосабливается к новому времени. Видимо, поэтому в урбанизированной Японии свободно живут народные, культурно-религиозные традиции, порой окрашенные культурой других народов, особенно соседних. И хотя большинство японцев не считает себя верующими, в своей повседневной жизни они соблюдают многие традиционные обычаи.

В этой стране праздники, имеющие культовое происхождение, могут проходить как народное гу ляние или фестивали, в которых принимают участие и артисты, и просто пришедшие на праздник люди. В одних случаях исследователи находят синтез традиций и инноваций, в других их мирное сосуществование, в третьих - игру, развлечение, состязание вместо традиционного обряда.

Каким вернется к нам отечественный праздник, во многом зависит от нашего отношения к народной духовной культуре. Мы пишем и говорим о ее влиянии и богатстве, но современный праздник не отражает этого богатства. Захлестнувшая нас масс-культура демонстрирует мир толпы, мир поверхностный и думающий о своей выгоде... Все чаще праздник используется в рекламных целях. Его функция стимулятора развития производства отражает сохраняющуюся ценность труда для человека. Но праздник как этнографическая традиция изначально связан с прорывом к высшему, к иному миру, к «святому» (название праздника на украинском языке - «свято»). Святки, святой вечер, святой день, святая неделя - все это связано с представлением о празднике, о творчестве в «духе», несмотря на наличие двойственной сущности праздника (во время праздника усиливается хаотическая сторона жизни). Преобладание же выгоды, материального над творческим, духовным; в современном празднике делает его антипраздником.

С.В. Дементьева. Эвристическая роль реминисценции в постижении феноменов культуры

Современный философ Б, Суходольский допускает, что в будущем праздники должны исчезнуть. Он верит в самоценность того, что вообще делает человек, и рассматривает будни как основу смысла жизни. Философ Ориген тоже был убежден, что истинному христианину каждый день должен давать случай для демонстрации его служения приятным ценностям. В замечании Платона, что человеку необходимо 365 праздников в году, тоже улавливается возможность слияния праздника и труда.

Однако история праздников доказывает, что ценность повседневного труда как раз порождает потребность в празднике. Он может обновляться и проявляться в новых формах, вновь становиться неотделимым «от жизни тела, земли, природы, космоса», если этому-- способствует сознательное стремление человека, общества к нравственной высоте.

Старые обычаи, фольклор, все народное творчество должны помочь найти правильный, необходимый путь в нашем движении к будущему. Так в г. Томске семь лет назад родился фестиваль «Томские осенины» и вырос от городского уровня до межрегионального. Идея фестиваля возникла в Центре сибирского фольклора, занимающегося изучением и развитием народных традиций. Фестиваль стал мосточком между прошлым, настоящим и буду щим и получил большой отклик у то-мичей. Осень как венец долгого напряженного труда давала надежду и поэтому была всегда особенно

1. 2.

3.

4.

5.

6.

Современный этап исторического развития характеризуется тем, что на первый план выдвигается сознательно-творческое начало человеческой деятельности в постижении мира в целом и мира культуры в частности.

Особенностью современного культурологического знания является интенсивный процесс становления категориального статуса культурологии как особой отрасли гуманитарного знания. Именно поэтому возникает повышенный интерес к оформлению ее понятийного аппарата.

почитаема в России. Обильный урожай был поводом для общей радости. В народно-праздничных образах, в действиях представлялась вся формула жизни с ее сладкими и горькими сторонами. На языке условных символов обыгрывалоеь все, чем живет человек: счастье и несчастье, приобретение и утрата. Но главное, что праздничная энергия символизирует вечное движение к умножению, возрастанию. Осенний плод символизирует победу над смертью - решение главной проблемы, которая была и остается в центре интереса праздничной культуры. Праздничная энергия несет в себе живительную силу. Человек, если он даже не знаком с народными повериями, обрядами, обычаями, то, находясь в праздничном пространстве и почувствовав в себе прилив творческой энергии, ощущает радость и волнение, переживает состояние возвышенности. Потребность в таких ощущениях подвигает человека с удовольствием принимать участие в праздниках, имеющих прямое отношение к народным традициям.

Мудрые японцы не жалеют материальных средств на праздники, потому что знают, что все потраченное вернется через человека, получившего здесь хорошую энергетическую подпитку. Вот и нам пора бы понять, что поостижение истоков своей культуры может помочь разобраться во многих проблемах и прийти к желаемым результатам нашей будничной деятельности.

Внимание исследователей все чаще обращается не только на результативную сторону деятельности. но и на ее процессуальные моменты. В связи с этим актуализируется разработка философских категорий, в которых отражаются гуманистическая ориентация целеполагания, результаты и пределы деятельности человека по целостному восприятию мира. Среди многочисленных определений культуры, исходя из основных целевых установок работы, мы используем понимание культуры как творческой деятельности человека, направленной на соз-

Литература

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965.527 с.

Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи: Пер. с англ. М : Прогресс: Культура; СПб.: Ювента, 1994. 526 с.

Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.

Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1990.128 с.

Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М.: Наука, 1990.248 с.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. шк„ 1999. 331 с.

С.В. Дементьева

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ПОСТИЖЕНИИ ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУРЫ

Томский политехнический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.