Научная статья на тему 'Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления'

Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
568
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАЗДНЕСТВО / МАССОВЫЕ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления»

УДК 796.093.41

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ

Г.Н. Сологуб, кандидат культурологии, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций,

А.В. Плотников, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций,

Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: Sologub.g@yandex.ru

В статье предпринимается попытка осмысления феномена праздничной культуры, в основе которой лежит понятие «праздник». Как общественное явление праздник не только конструирует образ сообщества конкретного периода, но и является отражением эстетических, нравственных, этических и религиозных критериев человечества, собранных ходом истории.

Учитывая многообразие фило-софско-культурологических подходов к происхождению и определению природы праздника, в своей работе мы придерживаемся концепции, предложенной М.М. Бахтиным. В частности, праздник рассматривается не просто как художественное воспроизведение или отражение жизни, а как сама жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, неразрывно связанная с человеческой культурой. Данное высказывание заставляет полагать, что современному празднику, как элементу зрелищно-развлекательной культуры, присуще игровое начало, оформленное в виде представления для зрителей, осуществляемого «здесь» и «сейчас».

Проведенный анализ и обобщение источников позволили выявить, что на сегодняшний день в праздничной культуре нашей страны наблюдается неподдельный интерес к возрождению русских народных празднеств, традиций и обрядов. Пристальное внимание уделяется организации и проведению спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий в области социально-культурной сферы. Метод социокультурного наблюдения позволил выявить, что помимо стремительного развития event-индустрии и коммерциализации, при которой празднество

рассматривается как эффективный инструмент продвижения брендов, товаров, услуг или идей конкретных фирм, обнаруживается рождение «чужих» праздников и новых форм праздничных действ, не имеющих корней в отечественной культуре.

Ключевые слова: праздник; праздничная культура; современное общество; празднество; массовые спортивно-художественные представления.

Для цитирования: Сологуб Г.Н., Плотников А.В. Культурологические особенности праздничной культуры как общественного явления / Г.Н. Сологуб, A.B. Плотников // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 47-51.

For citation: Sologub G. Plotnikov А. Culturological peculiarities of the modern festive culture as a social phenomenon. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 47-51 (in Russian).

Актуальность данного исследования подтверждается тем, что на современном этапе заметно возрос интерес к формам и жанрам праздничной деятельности. Являясь неотъемлемым элементом культуры, праздник на всех этапах своего развития был значимым событием и для индивида, и для всего общества в целом. Праздник конструирует образ сообщества конкретного периода, он отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев человечества, собранных ходом истории. Дальнейшее будущее нашей страны зависит от народа, от его отношения к жизни и уровня культуры, одной из форм проявления которой является праздник.

Методы исследования. Для проведения исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, метод социокультурных наблюдений и др.

Целью написания данной статьи является культурологическое осмысление феномена праздник и выявление основных тенденций развития праздничной культуры в России на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. Пристальное внимание к проблемам, связанным с исследованиями в области праздничной культуры, обусловлено тем, что празднество является начальной моделью человеческой культуры. Попытки установить феномен праздника, осознать его важность в обществе предпринимались еще в древние времена такими мыслителями, как Геродот, Платон, Аристотель, Конфуций. В современной науке представлены различные концептуальные подходы к происхождению и определению природы праздника, предложенные как отечественными, так и зарубежными авторами. Выделяют следующие концепции: описательная (И.М. Снегирев), мифологическая (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев), антропологическая (Д. Фрэзер), социальная (А. Пиотровский), аграрно-про-дуцирующая (В.И. Чичеров, М.М. Бахтин), коммуникативная (А. И. Мазаев), заимствования (А.Н. Веселовский, Е.В.Аничков, В.Ф. Миллер) и др. [15; 5; 2; 16; 12; 19; 3; 9; 6; 1; 11].

Отечественный этнограф И.М. Снегирев впервые в отечественной науке сформулировал не только определение понятий «праздник» и «обряд», но и подчеркнул их принципиальное различие. Рассматривая праздник как явление культуры, он предложил классификацию, которая подразумевает его деление на подвижные и неподвижные (религиозные), сельские и городские, отечественные, заимствованные и исключительные - связанные с особым событием [15].

Русский филолог-словесник Ф.И. Буслаев, собиратель фольклора А.Н. Афанасьев и др. усматривали источники всей праздничной культуры в мифах и верованиях. По их мнению, своеобразие народных празднеств определяется делением года на летний и зимний циклы, а также взглядом человека на природу как на борьбу стихий. Типологизируя празднества, они устанавливали сходства мифологических образов с христианскими именами [2; 5].

В основе концепции этнографов А.Н. Веселовского, Е.В.Аничкова, В.Ф. Миллера и др. лежит выведение русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Обращая свое внимание на общие эстетико-культур-ные особенности празднеств, они обнаруживают их сходство со славянскими, румынскими, византийскими и античными календарными обрядами [6; 1; 11].

На основании собранного и систематизированного большого фактического материала по первобытной магии, ранним религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов британский ученый-антрополог Д.Д. Фрэзер пришел к выводу, что в центре всех праздничных действ лежит культ божеств умирающей

и возрождающейся природы [16]. По его мнению, люди посредством празднично-ритуальных действ старались ускорить жизненно важные для их существования процессы.

Русский филолог и драматург А.И. Пиотровский видел связь праздника с социальной историей и считал праздники сильным катализатором общественной устойчивости, дозволяющим за счет феерической перевернутости торжественного действа снизить напряженность в обществе. Совместно с этим торжество, согласно его позиции, может представлять опасность общественной системе: так как в нем нередко звучит социальный протест, спрятанный за шутку, маску, клоунаду [12].

Советский этнограф и литературовед В.И. Чичеров в своей работе «Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX вв.», проанализировав русские аграрные праздники, пришел к мнению, что все они берут свое начало с трудовой деятельности людей, «сделавшей из обезьяны человека» [19, с. 236]. Однако следует заметить, что ученый оставил без внимания все остальные виды празднеств, связанные с семейно-бы-товой жизнью человека.

Рассмотренные теоретико-методологические концепции философско-культурологической категории «праздник» дают возможность судить о широте проводимых исследований в сфере праздничной культуры. Однако в своей работе мы опираемся на аграр-но-продуцирующую концепцию, предложенную М.М. Бахтиным, согласно которой праздник - не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, это и есть сама жизнь, оформленная игровым способом и, как следствие, неразрывно связанная с человеческой культурой [3]. Также в аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание рассуждения о сущности игры немецкого философа Е. Финка, который отмечает: «...по-прежнему в игре принято усматривать прежде всего отдых, расслабление, времяпрепровождение и радостную праздность, благотворную «паузу», прерывающую рабочий день или присущую дню праздничному» [18, с. 357-402]. Таким образом, современному празднику, как элементу зрелищно-развлекательной культуры, присуща игровая направленность, оформленная в виде представления для зрителей, осуществляемого «здесь» и «сейчас». Связано это с тем, что только в данных временных границах индивид и общество в целом, включая фантазию и воображение, «проживает» короткую игровую и отличную от обыденной действительности праздничную жизнь [17].

Сказанное заставляет полагать, что праздничная культура сближается с феноменом театрального представления, особенностью которого является недолгая продолжительность его существования: представление длится до тех пор, пока оно имеет место в репертуаре театра [14]. Следовательно, и праздник живет до того момента, пока он считается значимым событием в жизни людей и закрепляется в праздничном календа-

ре, который на сегодняшний день можно рассматривать как народную память.

В результате анализа и обобщения собранных источников мы пришли к выводу, что в настоящее время праздничный календарь молодого российского государства включает в себя более трехсот праздников. В их число входят исторические, государственные, профессиональные и др. В то же время важное значение придается возрождению русских народных праздников, традиций и обрядов. Имеющие в своей основе эстетические ценности, они несут в себе огромный воспитательный потенциал, обеспечивающий связь между поколениями. Ярким тому примером служит вновь возрожденный один из самых главных праздников славянского народа - Масленица. С этой целью ежегодно при поддержке властей в городах и деревнях устраиваются массовые гуляния с проведением игр и поеданием блинов. В этом году (2018) праздник Масленицы в России отмечался 18 февраля.

Также, по нашему мнению, в последнее время активно используется такая форма восстановления и трансляции народных празднеств, как организация этнографических центров, основной задачей которых является воссоздание культуры, быта, традиций и верований. Через тематические праздники и фестивали, экскурсии и мастер-классы присутствующим предоставляется возможности окунуться в прошлое, увидеть и прочувствовать, как жили наши предки.

Вместе с тем большая роль в приобщении к культурному наследию предшествующих поколений принадлежит и государству. Наглядным показателем отношения правительства к проблемам сохранности и развития народной культуры служат такие законодательные и нормативные документы, как:

- Федеральный закон №73 от 25.06.02 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- Конституция Российской Федерации, гарантирующая свободу творчества, права россиян на участие в культурной жизни страны, доступность культурных ценностей каждому, сохранность исторического и творческого наследия (Гл.2, ст.44, пп.1-3);

- «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1);

- Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (1994 г.) и др.

Кроме того, с целью возрождения и приумножения традиций народного художественного творчества регулярно проводятся смотры, конкурсы и фестивали, среди которых:

- Всероссийский фестиваль-конкурс «Единение культур - единение искусств - единение России»;

- Международный фестиваль-конкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда»;

- Международный фестиваль-кон курс «Хрустальная капель»;

- Международный фестиваль-конкурс народного творчества и ремесел «Краски народов мира»;

- Международный конкурс-фестиваль искусств «Наследие культур»;

- Международный фестиваль-конкурс национальных культур и фольклора «Народные истоки» и др.

Таким образом, можно констатировать, что работа, целью которой является возрождение, трансляция и внедрение исконно русских народных традиций и обрядов, приводит к позитивным изменениям в сфере праздничной культуры повседневности.

В свете исследуемой проблематики особое внимание хотелось бы обратить на то, что сегодня большое значение уделяется организации и проведению таких масштабных мероприятий, как олимпиады, фестивали, показательные выступления, спортивные парады, соревнования и детские спортивные праздники. Несмотря на то, что массовые спортивно-художественные представления являются молодым жанром зрелищного искусства, сложившимся лишь в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века, они имеют в нашей стране большую историю. Кроме международных спортивных праздников в России отмечают: День зимних видов спорта, Лыжня России, День физкультурника, Всероссийский день бега «Кросс нации», Всероссийский день ходьбы, Всероссийский день гимнастики и др. Следует заметить, что массовые спортивно-художественные представления рассматривались и рассматриваются специалистами не только как мощное воспитательно-образовательное и рекреационное средство, влияющее на проявление и развитие творческих возможностей человека, но и как часть спортивного шоу-бизнеса, к которой привлекаются компетентные специалисты самых разных профессий: спортсмены, режиссеры, актеры и другие профессионалы со знаниями и опытом постановок массовых зрелищ и которая является перспективной в сфере пропаганды физической культуры, спорта и туризма.

Помимо этого, в праздничной культуре современного общества наблюдается тенденция глобализации праздников. В первую очередь это связано с социально-политическими и экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Эти изменения влекут за собой не только рождение новых эмоций и форм их проявления, что находит свое отражение в возникновении элементов совершенно иной, ранее не существовавшей культуры, но и порождают новые «чужие» праздники (Хэллоуин, День св. Валентина) и новые формы праздничных действ, не имеющие корней в отечественной культуре.

Еще одной чертой современной праздничной культуры является ее коммерциализация, при которой праздник рассматривается как инструмент продвижения брендов, товаров, услуг или идей конкретных фирм. Праздники подобного рода очень разнообразны и имеют различное происхождение, однако в них отсутствует духовная и идеологическая направленность. В качестве примера можно привести

праздники распродаж, юбилеи и дни рождения конкретных фирм.

Отличительной особенностью праздничной культуры современности является стремительное развитие еуе^-индустрии по планированию, организации, проведению, анализу мероприятий, церемоний и шоу частного, общественного, государственного и международного характера. Востребованность данного вида услуг вызвана стремлением организаторов сделать праздничный досуг наиболее интересным и соответствующим духу времени.

Заключение. В результате нашего исследования был получен материал, анализ которого позволил заключить, что значение праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. В нем находит свое отражение не только историческая, политическая, духовная жизнь общественно-экономической формации, но и мысли, интересы, желания самых различных ее общественных пластов. Таким образом, в праздничной культуре современного общества наблюдается неподдельный интерес к возрождению русских народных празднеств, традиций и обрядов; уделяется внимание организации и проведению спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; обнаруживается рождение «чужих» праздников и новых форм праздничных действ, не имеющих корней в отечественной культуре; развивается еуе^-индустрия и коммерциализация, при которой празднество рассматривается как эффективный инструмент продвижения брендов, товаров, услуг или идей конкретных фирм. Как модель человеческой культуры, которой присущи: игровая направленность, зрелищность, торжественность действия, театрализованность, масштабность, праздничная культура не только отражает всю систему этических, эстетических и других критериев человеческой культуры, она и есть сама жизнь, оформленная игровым способом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян / Е.В. Аничков. - СПб., 1903. - 392 с.

2. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / А.Н. Афанасьев. - М.: Современник, 1982. - 464 с.

3. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Ху-дож. лит., 1990. - 543 с.

4. Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы: дис... канд. философ. наук: 09.00.11 / Бурменская Дарима Баировна. - Чита, 2011.

- 157 с.

5. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса / Ф.И. Буслаев. - М.,1871 - 246 с.

6. Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие колядки / А.Н. Веселовский. - М., 1883. - 221с.

7. Крылова В.Н. Российская праздничная культура: история и современность / В.Н. Крылова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №4.- С. 61-65.

8. Лаврикова И.Н. Непраздный интерес к празднику / И.Н. Лаврикова // Среднерусский вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. - 2011.

- № 1.- С.12-17.

9. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. - 392 с.

10. Миллер В.Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В.Ф. Миллер. - М., 1884. - 180 с.

11. Пиотровский А. История западноевропейского театра / А. Пиотровский, А.А. Гвоздев. - М. - Л., 1931.696 с.

12. Праздничная культура как способ воспитания и образования: монография / В.П. Курбатов, И.М. Верещагина. - Томск, 2014. - С. 196.

13. Слюсаренко М.А. Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире / М.А. Слюсаренко // Томский государственный педагогический университет. Гуманитарные науки. - 2000. -№7 (23). - С. 57-59.

14. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обычаи и обряды / И.М. Снегирев. - М., 1839. - 200 с.

15. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрэзер. - М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

16. Филатова Е.А. Праздник в современной культуре как ритуализированный перформанс / Е.А. Филатова // Теория и практика общественного развития. - Екатеринбург изд-во ХОРС. - 2001. - №3. - С.123-125.

17. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М., 1988. - С. 357-402.

18. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI -XIX вв. / В.И. Чичеров. - М., 1970.

- 236 с.

CULTUROLOGICAL PECULIARITIES OF THE MODERN FESTIVE CULTURE AS A SOCIAL PHENOMENON

G. Sologub, Candidate of Culturology, Associate Professor of the Philosophy, Cultural Studies and Social Communications Department,

А. Plotnikov, Candidate of Philosophy, docent of the Philosophy, Cultural Studies and Social Communications Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161;

e-mail: Sologub.g.@yandex.ru.

This scientific paper is an attempt to elucidate a phenomenon of the festive culture, based on a festival as a social phenomenon. It doesn't only create a society image of a certain period, but also reflects the whole system of esthetic, moral, ethical and religious human criteria, collected in the course of the history. Bearing in mind a variety of philosophical and cultural approaches to the origin and definition of the nature of the festival, in our work we adhere to the concept proposed by Bakhtin M. M. In particular, festival is not simply considered as an artistic reproduction or a reflection of life but it is life itself, in the form of a game and, consequently, it is inseparably linked with the human culture. This statement makes us think that a festival, as an element of the spectacular and entertaining culture has a playing beginning in the form of performance for spectators given «here» and «now». The analyses and synthesis of sources has shown that nowadays in the festive culture of our culture it is possible to see a great interest to the revival of Russian falk festivals, traditions and ceremonies. Close attention is paid to the organization and holding of sports competitions and sports and entertainment events in social and cultural field.

The social and cultural observation method made it possible to reveal that in addition to the rapid development of the event-industry and commercialization, where the festival is seen as an effective tool for the promotion of brands, goods, services or ideas of specific companies the birth of «foreign» holidays and new forms of celebratory actions, which do not have roots in the domestic culture, is found.

Keywords: festival; festive culture; modern society; celebration; mass sports and artistic performances.

References:

1. Anichkov E.V. Vesennjaja obrjadovaja pesnja naZapade i u slavjan [The spring ceremonial song in the west of and at Slavs]. St. Petersburg, 1903, 392 p. (in Russian).

2. Afanas'ev A.N. Drevo zhizni [Life tree]. Moscow, Sovre-mennik, 1982, 464 p. (in Russian).

3. Bahtin M.M. Fransua Rable i narodnaja kul'tura srednevekov'ja i Renessansa [Francois Rabelais and national culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, Hudozh. lit, 1990, 543 p. (in Russian).

4. Burmenskaja D.B. Holiday as means of self-preservation of social group. Candidate's thesis. Chita, 2011, 157 p. (in Russian).

5. Buslaev F.I. Bytovye sloi russkogo jeposa [Household layers of the Russian epos]. Moscow, 1871, 246 p. (in Russian).

6. Veselovskij A.N. Rumynskie, slavjanskie i grecheskie kol-jadki [Romanian, Slavic and Greek Christmas carols]. Moscow, 1883, 221 p. (in Russian).

7. Krylova V.N. Russian festive culture: history and present. Vestnik kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Messenger of the Kazan state University of Culture and Artsuniversity of Culture and Arts], 2016, no 4, pp. 61-65. (in Russian).

8. Lavrikova I.N. Not idle interest in a holiday(s). N. Lavriko-va//Central Russian bulletin of social sciences. Nauchno-obrazovatel'noe izdanie [Scientific and educational Edition], 2011, no 1, pp. 12-17. (in Russian).

9. Mazaev A.I. Prazdnik kak social'no-hudozhestvennoe jav-lenie: Opyt istoriko-teoreticheskogo issledovanija [Holiday as social and art phenomenon: Experience of a historical and theoretical research]. Moscow, Nauka, 1978, 392 p. (in Russian).

10. Miller V.F. Russkajamaslenica izapadnoevropejskijkarna-val [Russian Maslenitsa and Western European carnival]. Moscow, 1884, 180 p. (in Russian).

11. Piotrovskij A., Gvozdev A.A. Istorijazapadnoevropejskogo teatra [History of the Western European theater]. Moscow, L., 1931, 696 p. (in Russian).

12. Kurbatov V.P., Vereshhagina I.M. Prazdnichnaja kul'tura kak sposob vospitanija i obrazovanija [Culture as way of education and education]. Tomsk, 2014, 196 p. (in Russian).

13. Sljusarenko M.A. Philosophical and culturological problem of a holiday in the modern world. Tomskij gosudarst-vennyj pedagogicheskij universitet. Gumanitarnye nauki [Tomsk state pedagogical university. Humanities], 2000, no 7 (23), pp. 57-59. (in Russian).

14. Snegirev I.M. Russkie prostonarodnye prazdniki i suever-nye obychai i obrjady [Russian demotic holidays and superstitious customs and ceremonies]. Moscow, 1839, 200 p. (in Russian).

15. Frjezer Dzh. Zolotaja vetv': Issledovanie magii i religii [Gold branch: Research of magic and religion]. Moscow, Politizdat, 1983, 703 p. (in Russian).

16. Filatova E.A. Holiday in modern culture as a ritual-izirovanny performance. Teorija i praktika obshhestven-nogo razvitija [Theory and Practice social Development]. Ekaterninburg, HORS, 2001, no 3, pp. 123-125. (in Russian).

17. Fink E. The main phenomena of human life the Problem of the person in the western philosophy. Moscow,1988, pp. 357-402. (in Russian).

18. Chicherov V.I. Zimnij period russkogo zemledel'cheskogo kalendarjaXVI -XIXvv. [Winter period of the Russian agricultural calendar of the XVI-XIX centuries.]. Moscow, 1970, 236 p. (in Russian).

Поступила / Received 02.12.2017 Принята в печать / Accepted 21.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.