Научная статья на тему 'Философско-эстетическое осмысление зодчества Русского Севера'

Философско-эстетическое осмысление зодчества Русского Севера Текст научной статьи по специальности «Прочее»

CC BY
12
3
Поделиться
Ключевые слова
РУССКИЙ СЕВЕР / А.Б. БОДЭ / СЕВЕРНОРУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / RUSSIAN NORTH / A.B. BODE / NORTH RUSSIAN WOODEN ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL FORMS

Аннотация научной статьи по , автор научной работы — Урванцева Наталья Геннадьевна

Юрий Владимирович Линник доктор философских наук, профессор, член Союза писателей РФ, заслуженный деятель науки РФ, основатель Музея Русского Севера работает на кафедре философии и культурологии института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Он многопланово исследует духовно-культурное наследие Русского Севера (является автором пяти монографий на эту тему). Деревянному зодчеству Русского Севера Ю.В. Линник посвятил цикл исследований, которые носят комплексный характер, с привлечением фольклорного, этнографического, историко-религиозного, историко-архитектурного, искусствоведческого материала. Предлагаемая читателям рецензия знакомит с монографией «Зодчество Русского Севера в теоретическом и научном творчестве А.Б. Бодэ». В рецензии рассматриваются главы книги, посвященные философскому и культурологическому анализу архитектурных форм севернорусского деревянного зодчества.

ARCHITECTURE OF THE RUSSIAN NORTH VIEWED THROUGH PHILOSOPHY AND AESTHETICS

Yury Linnik doctor of philosophy, professor, member of the Writers’ Union of Russia, honoured scientist of the Russian Federation, founder of the Museum of the Russian North works at the Department of Philosophy and Cultural Studies (Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University). He has been exploring the spiritual and cultural heritage of the Russian North, a series of his studies being devoted to its wooden architecture. These studies involve folklore, ethnographic, historical and religious, historical and architectural, and art-historical materials. The review dwells on Yury Linnik’s monograph Architecture of the Russian North in the Theoretical and Scientific Works by A.B. Bode. It covers five chapters on the philosophical and cultural analysis of the architectural forms of North Russian wooden architecture.

Текст научной работы на тему «Философско-эстетическое осмысление зодчества Русского Севера»

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.2.147

УРВАНЦЕВА Наталья Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии Петрозаводского государственного университета. Автор 85 научных публикаций, в т. ч. трех монографий и 6 учебных пособии*

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЗОДЧЕСТВА

РУССКОГО СЕВЕРА1

Рецензия на книгу: Линник Ю.В. Зодчество Русского Севера в теоретическом и научном творчестве А.Б. Бодэ. Петрозаводск, 2016. 183 с.

Юрий Владимирович Линник - доктор философских наук, профессор, член Союза писателей РФ, заслуженный деятель науки РФ, основатель Музея Русского Севера - работает на кафедре философии и культурологии института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Он многопланово исследует духовно-культурное наследие Русского Севера (является автором пяти монографий на эту тему). Деревянному зодчеству Русского Севера Ю.В. Линник посвятил цикл исследований, которые носят комплексный характер, - с привлечением фольклорного, этнографического, историко-религиозного, историко-архитектурного, искусствоведческого материала. Предлагаемая читателям рецензия знакомит с монографией «Зодчество Русского Севера в теоретическом и научном творчестве А.Б. Бодэ». В рецензии рассматриваются главы книги, посвященные философскому и культурологическому анализу архитектурных форм севернорусского деревянного зодчества.

Ключевые слова: Русский Север, А.Б. Бодэ, севернорусское деревянное зодчество, архитектурные формы.

Деревянному зодчеству Русского Севера посвящено немало исследований. Оригинальность этой монографии - новый ракурс: тема рассмотрена в философско-культурологическом ключе.

Ю.В. Линник признан среди теоретиков и историков архитектуры: его печатают в специальных сборниках, приглашают участвовать в международных и всероссийских конференциях.

'Исследование выполнено в рамках реализации комплекса мероприятий Программы развития опорного университета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» на 2017 год.

*Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33; e-mail: naturv@mail.ru

Для цитирования: Урванцева Н.Г. Философско-эстетическое осмысление зодчества Русского Севера // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 2. С. 147-149. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.2.147

Очевидно, всем импонирует свежий взгляд исследователя, реально осуществляющего междисциплинарный синтез, прежде всего эстетики и теории архитектуры. Эти дисциплины имеют общее понятие, ключевое для них обеих: форма.

Автор книги известен как специалист в двух областях, где его труды имели пионерский характер, - эстетика природы и космологическая эстетика. Категория формы тоже играет там ведущую роль. Наработанное по этим направлениям Ю.В. Линник смело проецирует на архитектурный материал. Это дает интереснейшие результаты. Предпринятая им экстраполяция оправдана в двух отношениях.

1. Зодчество Русского Севера продолжает на новом - социально-культурном - уровне органическое формообразование. В биоструктуре и приемах деревянного зодчества имеется своеобразная преемственность, наличествуют инварианты, очевиден параллелизм. Выявление этих нетривиальных связей мы считаем заслугой карельского философа.

2. Деревянные храмы - знаковые системы. Они моделируют космос - народное представление о нем. Мир как целое, соприсущие ему гармония и мера, законы его красоты - все эти сложнейшие концепты нашли выразительное преломление в народной архитектуре. Ю.В. Лин-ник раскрывает ее философскую значимость.

Соотношение конструктивного и декоративного, эволюция архитектурных форм, своеобразие стилистических решений - вот круг проблем, поднимаемых в монографии. Текст иллюстрируется работами ученого, архитектора и художника Андрея Борисовича Бодэ, переданными им в фонд Музея Русского Севера, создаваемый в течение многих десятилетий Ю.В. Линником. На основе реконструкций А.Б. Бодэ формирует каталог основных объектов северного народного зодчества - историко-архитектурный материал становится фоном для философского и семиотического анализа.

Монография построена симметрично: она состоит из 5 глав. В первых двух главах - «Основания» и «Архитектурная биогеография» -

автор книги исследует художественные особенности деревянных храмов Русского Севера, используя фольклорный, этнографический, исто-рико-религиозный, историко-архитектурный, искусствоведческий и географический материал. По мнению Ю.В. Линника, севернорусская архитектура в творчестве А.Б. Бодэ «изучается как живая - развивающаяся - движущаяся в пространстве система» (с. 47).

Третья, центральная, глава «Кижское древо» посвящена Кижам. Преображенская церковь оказывается осью исследования, в котором показано, как она впитала, соединила в себе западные (новгородская школа) и восточные (поонежская традиция, а через нее - и московская) влияния. Великий храм интерпретирован автором как философски значимый текст. Неважно, что его создатели не имели академических знаний: через простых плотников говорили фундаментальные архетипы культуры, которые выявлялись, высвечивались, образно осмысливались и получали закрепление в изумительных формах.

В четвертой главе - «Онежские обретения» - вслед за С.Я. Забелло, В.Н. Ивановым, П.Н. Максимовым Ю.В. Линник изучает гармонию кубоватых покрытий, трехлопастных бочек и кокошников храмов на р. Онеге. Он пишет, что «трехлопастные бочки Поонежья -уникальные трио: на свой лад они славят трех-ипостасного Бога - созданный им трехуровневый мир - возникшего в нем трехсоставно-го человека» (с. 99). Автор увидел в работах А.Б. Бодэ органическое, развивающееся, импровизирующее кубоватое зодчество.

Пятая глава - «Три этюда» - посвящена шатровым церквям: Вознесенской в с. Коломенское, Успенской в с. Варзуга и Рождества Богородицы в с. Передки на Новгородчине. Автор ищет ответ на вопрос о том, что «было образцом - деревянное для каменного или каменное для деревянного» (с. 117). Ю.В. Линник здесь же изучает явление фрактальности в деревянном зодчестве. Храмы находят отзвук в своих малых подобиях. Исследователь описывает процесс эквипотенциальности в деревянном зодчестве, под которым понимается способность

части развиваться в целое. Так, от Воскресенской церкви в Кевроле (1710) словно отпочковался Ильинский придел: два шатра на крещатой бочке - материнский и дочерний -находятся в типично фрактальном положении (с. 119). В этюде «Отголосок» автор говорит о специфической памяти, которая «или устойчиво сохраняется в новых структурах, или неожиданно проявляется» (с. 122) в архитектуре храма. Московский и новгородский отголоски имеются в угловатых бочках Никольской церкви в Оште (1791) и Успенского храма в Девяти-нах (1770).

В книге использованы 56 иллюстраций А.Б. Боде, которые находятся в фондах Музея Русского Севера. Хотелось бы видеть в книге краткие аннотации к каждому памятнику. Отсутствие их -упущение: они углубляли бы восприятие интересной, документально точной графики А.Б. Бодэ.

Издание адресовано не только специалистам по деревянному зодчеству, но и всем тем, кого интересует культура Русского Севера. В качестве рекомендации хочется предложить Андрею Борисовичу Бодэ и Юрию Владимировичу Линнику после Поонежья исследовать деревянное зодчество Подвинья и Помезенья.

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.2.147

Natal'ya G. Urvantseva

Petrozavodsk State University; prosp. Lenina 33, Petrozavodsk, 185910, Respublika Kareliya, Russian Federation;

e-mail: naturv@mail.ru

ARCHITECTURE OF THE RUSSIAN NORTH VIEWED THROUGH PHILOSOPHY AND AESTHETICS

Review of the book: Linnik Yu.V. Zodchestvo Russkogo Severa v teoreticheskom i nauchnom tvorchestve A.B. Bode [Architecture of the Russian North in the Theoretical and Scientific Works by A.B. Bode]. Petrozavodsk, 2016. 183 p.

Yury Linnik - doctor of philosophy, professor, member of the Writers' Union of Russia, honoured scientist of the Russian Federation, founder of the Museum of the Russian North - works at the Department of Philosophy and Cultural Studies (Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University). He has been exploring the spiritual and cultural heritage of the Russian North, a series of his studies being devoted to its wooden architecture. These studies involve folklore, ethnographic, historical and religious, historical and architectural, and art-historical materials. The review dwells on Yury Linnik's monograph Architecture of the Russian North in the Theoretical and Scientific Works byA.B. Bode. It covers five chapters on the philosophical and cultural analysis of the architectural forms of North Russian wooden architecture.

Keywords: Russian North, A.B. Bode, North Russian wooden architecture, architectural forms.

Поступила: 24.07.2017 Received: 24 July 2017

For citation: Urvantseva N.G. Architecture of the Russian North Viewed Through Philosophy and Aesthetics.

Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Sen: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, no. 2, pp. 147-149. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.2.147

НАШИ РЕЦЕНЗЕНТЫ

Галимова Е.Ш., доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы, руководитель музея-лаборатории по изучению Северного текста русской литературы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Голдин В.И., доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Дырхеева Г.А., доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела языкознания Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия);

Есюков А.И., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и культурологии гуманитарного института филиала САФУ в г. Северодвинске Архангельской области;

Коляденко Н.П., доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки;

ЛатышеваЖ.В., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых;

Ненашева Л.В., доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и речевой культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Николаев Н.И., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории литературы филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области;

Нифанова Т.С., доктор филологических наук, профессор кафедры общего и германского языкознания филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области;

Петров А.В. , доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и речевой культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Полуэктов А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Разгон В.Н., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории Алтайского государственного университета (г. Барнаул, Алтайский край);

Розанов Ю.В., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета;

Рябко О.П., доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английского языка Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону);

Соколов А.В., доктор исторических наук, доцент, заместитель заведующего отделом обеспечения выставочной деятельности Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург);

Теребихин Н.М., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии и религиоведения, директор Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Третьякова О.В., доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Трошина Т.И., доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Тулупов В.В., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и дизайна, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета;

Цветова Н.С., доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета;

Щипицина Л.Ю., доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры немецкой и французской филологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.