Научная статья на тему 'Философско-эстетические аспекты формирования архитектурной среды в современных социокультурных условиях'

Философско-эстетические аспекты формирования архитектурной среды в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
329
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурная среда / социокультурные условия / семантика / философский смысл творчества архитектора / эстетика / дети с особенностями развития / равные возможности / доступная среда / architectural environment / socio-cultural conditions / semantics / philosophical meaning of the creativity of the architect / aesthetics / children with special needs / equal opportunities / accessible environment

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Наталья Валерьевна Каспер, Андрей Владимирович Смирнов

Главным назначением архитектуры является организация пространственной среды, максимально адаптированной для жизни людей, в соответствии с современными социокультурными условиями. Одной из важных идей в воззрениях современного общества является идея социальной инклюзии равенства возможностей для всех людей. В статье рассматривается философское содержание творческой деятельности архитектора как творца. На примере формирования архитектурной среды для детей с особенностями развития демонстрируется возможность архитектора влиять на становление личности ребенка и атмосферу в обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Aesthetic Aspects of the Formation of the Architectural Environment in Modern Socio-Cultural Conditions

The main purpose of architecture is the organization of the spatial environment, the most adapted to our life, in accordance with modern socio-cultural conditions. One of the most important modern society idea is the idea of social inclusion of equal opportunities for all people. The article deals with the philosophical content of the creative activity of the architect. On the example of the formation of the architectural environment for children with special needs, author demonstrate the ability of the architect to influence the formation of the child»s personality and the atmosphere in society as a whole.

Текст научной работы на тему «Философско-эстетические аспекты формирования архитектурной среды в современных социокультурных условиях»

Социально-гуманитарное обозрение

DOI 10.24411/2346-8408-2018-10008

Philosophical and Aesthetic Aspects of the Formation of the Architectural Environment in Modern Socio-Cultural Conditions

Философско-эстетические аспекты формирования архитектурной среды в современных социокультурных условиях

Natalia Valerievna Kasper,

associate professor of the department of architecture of State University of Land Use Planning E-mail: Natali_arts@mail.ru

Andrey Vladimirovich Smirnov,

chief architect of projects, GUP MO NIIPROEKT E-mail: asldot@yandex.ru

Наталья Валерьевна Каспер,

доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству E-mail: Natali_arts@mail.ru

Андрей Владимирович Смирнов,

главный архитектор проектов, ГБУ МО «НИИПРОЕКТ» E-mail: asldot@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21 — Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

Annotation. The main purpose of architecture is the organization of the spatial environment, the most adapted to our life, in accordance with modern socio-cultural conditions. One of the most important modern society idea is the idea of social inclusion of equal opportunities for all people. The article deals with the philosophical content of the creative activity of the architect. On the example of the formation of the architectural environment for children with special needs, author demonstrate the ability of the architect to influence the formation of the child»s personality and the atmosphere in society as a whole.

Key words: architectural environment, socio-cultural conditions, semantics, philosophical meaning of the creativity of the architect, aesthetics, children with special needs, equal opportunities, accessible environment

Аннотация. Главным назначением архитектуры является организация пространственной среды, максимально адаптированной для жизни людей, в соответствии с современными социокультурными условиями. Одной из важных идей в воззрениях современного общества является идея социальной инклюзии равенства возможностей для всех людей. В статье рассматривается философское содержание творческой деятельности архитектора как творца. На примере формирования архитектурной среды для детей с особенностями развития демонстрируется возможность архитектора влиять на становление личности ребенка и атмосферу в обществе в целом.

Ключевые слова: архитектурная среда, социокультурные условия, семантика, философский смысл творчества архитектора, эстетика, дети с особенностями развития, равные возможности, доступная среда

«Польза, прочность, красота» — триада Витрувия, лаконично обозначившая отличие истинной архитектуры от неосмысленных преобразований пространства в соответствии с простейшими бытовыми нуждами человека.

Архитектурная среда является мощным информационным полем, перманентно влияющим на мышление, поведение, психическое состояние, ценностные ориентиры человека. Проблемы влияния городской среды на человека рассматриваются сегодня многими исследователями, сформировавшими целое направление в философии архитектуры — «философию города» [1].

В непрерывном процессе взаимовлияния архитектурной среды и человека, большая ответственность ложится на архитектора как творца

реальности, который должен тонко чувствовать социальный запрос и через свои произведения нужным образом транслировать необходимую информацию через семиотическую систему символов и знаков.

Исследуемые на протяжении тысячелетий гипотезы существования единых законов «красоты» и эмоционального воздействия архитектуры на состояние человека сегодня научно подтверждаются.

Ученые одной из отраслей нейронауки, нейроархитектуры, целенаправленно изучали, как архитектура влияет на мозг и управляет настроением и эмоциями людей. С помощью МРТ они отслеживали активность мозга людей во время созерцания архитектурных объектов или

№3/2018

43

Social-humanitarian review

пребывания в определенной пространственной среде. В результате было установлено, что созерцание архитектуры способно воздействовать на нейронные связи мозга. В результате, большинству участников исследования не понравились угловатые формы, были не интересны пустые поверхности без деталей, смена обстановки провоцировала большую креативность [2].

Среди ценностно-смысловых ориентиров современного российского общества все более важную роль приобретает реализация идей равенства возможностей и социальной инклюзии всех членов общества, независимо от их физических возможностей.

В градостроительстве данные идеи реализуются в зонировании территорий, обеспечении удобных пешеходных и транспортных коммуникаций, на архитектурном уровне — в развитии типологии зданий и принципов проектирования архитектурной среды в соответствии с психофизическими особенностями и потребностями различных групп людей, в частности внедрения принципов универсального дизайна.

Приемы, которые может использовать архитектор для воздействия на психоэмоциональное состояние человека, наглядно прослеживаются в проектировании архитектурной среды для детей с особенностями развития, когда мы можем говорить о необходимости формирования «архитектурной абилитационной среды», т.е. среды, максимально адаптированная для оздоровления и развития детей в соответствии с их возрастными, физическими, психоэмоциональными особенностями [3].

Такая среда может быть организована внутри зданий детских учреждений или жилища ребенка, а также быть частью городской среды (в виде отдельных игровых и развивающих зон в скверах, на детских площадках и пр.

При формировании пространств социальных и медицинских учреждений, частыми посетителями которых являются дети с ограниченными возможностями, в силу финансовых причин понятие эстетики нередко подменяется техникоэкономическим обоснованием строительства (наиболее функционально, удобно, дешево), случайным формообразованием и колористикой, субъективным взглядом педагогов-психологов на дизайн внутреннего пространства объекта.

В результате мы получаем архитектурную среду, состоящую из случайным образом скомпонованных отдельных элементов и не несущую в себе смыслобразующей информации, крайне необходимой, когда речь идет о развитии и формировании личности ребенка.

Архитектурная абилитационная среда должна включать информационные коды, служащие «в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, обогащая личностное развитие, способствуя проявлению разносторонних способностей» [4, с. 46].

Чтобы сформировать правильные информационные коды, архитектору необходимо понимание психологии ребенка. У детей дошкольного возраста познание мира происходит в основном через игровую деятельность. По мнению психологов, наилучшее развитие дают игрушки, стимулирующие ассоциативное восприятие и фантазию ребенка, т.е. не реалистично воспроизводящие какой-либо предмет или явление, а обобщенно, ассоциативно намекающие на него.

Ассоциативные образы должны соответствовать уже имеющейся у ребенка базе знаний и умений, т.е. в случае с детьми раннего возраста (до 3—4 лет), используемые символы не должны быть слишком сложными. Использование в архитектуре простых форм и нескольких простых базовых цветов в данном случае будет эффективнее воздействовать на ребенка, чем сложная пластика и насыщенная колористика.

Семантический анализ архитектуры и предметно-пространственной среды объектов для детей с особенностями развития позволяет выделить ряд наиболее характерных архитктурно-художественных приемов, формирующих метафоричные образы при визуальном восприятии.

1. Выразительная пластика.

Пластика пространства оказывает серьезное влияние на эмоциональное состояние человека. Лекальныхе линии в планировочном решении здании для детей позволяют создать нетривиальную пространственную среду, не ассоциирующуюся у ребенка с казенным учреждением, повышают уровень спокойствия ребенка, его заинтересованность в посещении занятий. Создание скатной крыши здания детского учреждения, ассоциирующейся у ребенка с родным домом, внушает детям чувство безопасности.

2. Центрические композиционные решения.

Центрические композиции зданий с внутренним атриумным пространством или эксплуатируемым двором позволяют создать модель минигорода: атриум или двор — «центр городской жизни», место свободной игры и общения, приватные пространства для отдыха — «дом», кабинеты для абилитации — «офисы, работа».

3. Продуманные колористические решения.

Архитекторы традиционного используют

цвет для формирования определенного психологического эффекта. Яркие и контрастные цве-

44

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

товые решения стимулируют эмоциональное возбуждение ребенка, отвлекают его внимание на окружающую среду, что может быть полезно для одних детей и противопоказано другим. Для формирования архитектурной абилитационной среды наиболее рационально использование нейтральных оттенков как базы с включением ярких цветовых акцентов для акцентирования внимания ребенка на наиболее важных элементах.

4. Экологический подход.

Вписывание зданий в ландшафт, использование приемов геопластики, озелененные кровли, панорамное остекление в рекреационных зонах, световые фонари в потолке, натуральные отделочные материалы, естественные текстуры формируют у ребенка ощущение единения с природой, формируют у ребенка восприятие посещения занятий как ежедневной прогулки;

5. Сомасштабность и эргономичность.

Использование сомасштабных росту ребенка элементов формирует у него ощущение, что пространство создано именно для него, а не для взрослых, внушает чувство безопасности, самоценности, делает посещение объекта более увлекательным. В качестве примеров таких элементов можно привести дублирование дверных проемов низкими проемами для детей, устройство лестниц с мелкими ступеньками, частично пониженные гардеробные стойки.

5. Сюжетный подход.

Создание выразительных и ассоциативно узнаваемых образных решения зданий, например, здания в виде замка-крепости, погружает ребенка в известный ему сказочный мир. При целостном стилистическом решении архитектурной среды объекта делают его посещение для ребенка занимательным квестом, игрой. Ассоциативное формообразование отдельных элементов архитектурной среды, например, имитация компонентов природной или городской среды (стилизованные деревья, газоны, облака, улицы, дороги), стимулирует фантазию и когнитивную сферу у детей. Аналогично могут использоваться традиционные цветовые ассоциации (желтый — солнце, зеленый — трава, синий — небо).

Использование выявленных архитектурнохудожественных приемов и символов позволяет формировать гармоничную архитектурную аби-литационную среду, несущую в себе функции не только развития ребенка, но и его эстетического и нравственного воспитания.

Указанные приемы могут использоваться и при формировании инклюзивной архитектурной среды для взрослых, наполняя ее смысловым содержанием.

В данном случае архитектор не просто делает окружающий мир комфортнее для лиц, имеющих какие-либо психофизические особенности, но и преобразует окружающий мир в более совершенный и гуманный.

Данное заключение соответствует философско-эстетическим взглядам на архитектуру Платона, говорившего о существовании идей, порождающих модели вещи. Архитектор, в душе которого заложены эти идеи, является творческим звеном между идеей как порождающей моделью вещи и самой вещью как результатом этого активного моделирования.

Список литературы

1. Смирное С.А. Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России. [Электронный ресурс] — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/ smirseal/ancityl.html (дата обращения: 02.04.2018).

2. Нейроархитектура: какие знания о мозге помогают в проектировании зданий [Электронный ре-сурс] — URL: https://archspeech.com/article/neyro-arhitektura-kakie-znaniya-o-mozge-pomogayut-v-proektirovanii-zdaniy (дата обращения: 02.04.2018).

3. Каспер Н.В. Архитектурная организация центра абилитации детей на примере МДЦ «Артек» [Текст]// Архитектура и строительство России. 2016. №1/2(217/218). С. 148-155.

4. Кузоекина М.А. Предметно-развивающая среда как фактор формирования эстетического вкуса у дошкольников / М.А. Кузовкина // Актуальные проблемы воспитания в практике дошкольного образования: материалы науч.-практич. конф. Красноярск, 2007. С. 46^18.

№3/2018

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.