УДК 82-31
DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-3-114-120 М С. Сулейманова, А.Н. Горбанева
Философский смысл поэмы «Великий инквизитор» в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского
Дагестанский государственный университет; Россия, Республика Дагестан, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected], gorbaneva69@mail. ru
В статье рассмотрены роль вставной поэмы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» или, как еще ее называют исследователи, притчи о Великом инквизиторе, ее значение и место в ряду с другими элементами композиции. Итоговый роман Достоевского обозначил целый круг масштабных философских, религиозных и нравственных проблем, обсуждение которых продолжается и по сегодняшний день. Для постановки этих вечных вопросов Ф.М. Достоевский избрал форму философского монолога (глава «Бунт», поэма в прозе «Великий инквизитор») и диалога (разговор Ивана с чертом). В статье обращается внимание на то, что вся философская проблематика связана с острыми вопросами, характерными для сложной эпохи второй половины 70-х годов XIX века.
«Великий инквизитор» привлек внимание критиков-современников Достоевского. В главах «Бунт» и «Великий инквизитор» писатель выразил свои философские взгляды на религию, в частности христианство, европейскую цивилизацию, социализм, проблему свободы и счастья, человеческую природу и соответственно свое понимание истории человечества. Иван Карамазов, являющийся автором главы "Великий инквизитор" и главным героем-идеологом в романе называет свое произведение не философским трактатом, а поэмой.
В статье также проанализированы некоторые утверждения критиков и философов о самой легенде в целом и о Великом инквизиторе в частности.
Мы ставили перед собой задачу рассмотреть образы поэмы, ее идейное содержание, ведь именно эту часть своего романа писатель назвал «кульминационной точкой».
Ключевые слова: философско-этические проблемы, поэма о Великом инквизиторе, герой-идеолог.
Ф.М. Достоевский открыл новую страницу в истории русской литературы. М.М. Бахтин отметил особую типологию романа, в котором присутствует многоголосие и отсутствует авторский приговор, итоговая оценка. С этой точки зрения особое место в творчестве писателя занимает последний роман «Братья Карамазовы». Его исследованием занимались критики К.Г. Исупов, О.В. Капец, Н.М. Шишкова, Т.А. Кашина, А.С. Спятницкая, Т.Р. Точиева, Ц. Цен и многие другие.
«Великий инквизитор» является частью романа «Братья Карамазовы», некоторые исследователи называют ее вставной притчей в поэме, как ее называет автор, рассказывается библейская история. Действие разворачивается в Испании в XVI веке. Этот период представляет самое страшное время власти инквизиции: в стране почти каждый день горели костры, на которых сжигали еретиков. Появление Христа не остается незамеченным. Узнав, что это сын Божий, мать умершего ребенка молит, это чтобы тот
воскресил его. Однако Великий инквизитор приказал схватить того, кто совершил чудо, и отправить в темницу. Народ не смеет не повиноваться, люди так привыкли к его жесткой власти, что проявляют покорность и смирение. Далее перед читателем разворачивается философская драма. Инквизитор, беседуя с Иисусом о человеческой сущности, утверждает, что у людей нет душевной свободы. Инквизитор подчеркивает, что Иисус исходил из нелюбви к человечеству, когда даровал ему свободу: «нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее. И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз и навсегда - ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе» [6, с. 299].
Инквизитор хорошо понимает, что вера невозможна без чувства свободы. Но в то же время полагает, что она (свобода) обременительна и тяжела для обычного человека. Таким образом, Великий инквизитор демонстрирует двойственное отношение к людям, его позиция парадоксальна и противоречива. С одной стороны, инквизитор любит их, заинтересован в их безопасности. Но с другой стороны, он навязывает людям чувство страха, превращая их в покорное стадо и сжигая непокорных на костре. Именно с помощью «сострадания» правит инквизитор, истребляя людей физически и духовно. Инквизитор, как и Иван (автор поэмы), не признаёт существование Божьего мира, ссылаясь на существование несовершенного человека. Первый делит общество на тех, кто способен совладать со свободой, а второй - на тех, кто не справится с ней. Ко второй группе он относит большинство людей. Таким образом, он помогает им, отнимая свободу, облегчает их участь, давая взамен счастье и спокойствие.
Бердяев Н.А. подчеркивает, что свобода иной раз выступает тяжким невыносимым бременем из-за того, что она иррациональна, что указывает на ее природу с примесью и добра, и зла. Именно жажда свободы человека объясняет существование зла в мире. Связь со свободой определяет ответственность за совершенное зло. Убери свободу выбора, которая предоставлена человеку, ответственность за злодеяния перенял бы Бог. По мнению Достоевского, зло является порождением свободы, а отсутствие свободы говорит об отсутствии добра [3, с. 312].
Желание человека пересекать границы и невозможность существовать вне этих границ обусловлены его иррациональной природой. Все состоит из противоречий, дилемм, для разрешения которых нужно иметь некую опору.
Автор романа обращает наше внимание на закономерное явление: человек желает свободы, но обладание этой свободой является нелегким трудом. Однако это не говорит о том, что нужно лишить людей свободы, как полагает Великий инквизитор.
Свобода познается через труд и страдание, но она еще может быть познана и через свободу. Только в состоянии свободы человек может научиться быть свободным.
Инквизитор проявляет недовольство тем, что Христос не поддался искушению, совершив непоправимую ошибку. В первых двух случаях у Христа требовали доказательства того, что он сын Божий. Иисус должен был превратить камни в хлеб и выбросить их из храма. В третьем - искуситель захотел, чтобы Христос правил миром, пользуясь принципами сатаны. И во всех случаях Христос выигрывал только одно - слово Божье. Впоследствии Великий инквизитор рассматривает смысл и значение данных испытаний в форме человеческих судеб в будущем. Ведь он полагает, что согласие на «дары» искусителя гарантирует познание истинного счастья. Инквизитор придерживается мнения, что людям не нужна свобода, наоборот, от нее они готовы отказаться в угоду тем, кто предлагает хлеб земной. Вся история человечества служит подтверждением этому. На человека сильное влияние оказывают земные бедствия в виде нужды,
голода и холода. Также он утверждает, что людям проще верить в чудо, чем в чистоту и безграничные возможности религии. Инквизитор считает, что из-за слабости человека в его жизни важное место всегда будут занимать идолы, вожди, которым он будет поклоняться раболепно. Он говорит, что люди снова построят Вавилонскую башню в своей жизни: «На месте вашего храма построили новое здание, построили снова страшную Вавилонскую башню; и хотя она не будет достроена последней, но вы могли бы избежать ее новой башней и тысячу лет спасать страдания людей - потому что мы такие же, потому что План руководства Великого инквизитора народа состоит в том, чтобы дать людям хлеб земной, но в то же время успокоить их совесть и взять на себя по совету «разумного духа» всю власть и всю ответственность в собственные руки» [6, с. 300]. Христос не мог совладать с человеческой совестью - не ему заканчивать строительство здания.
Сторонников Великого инквизитора будут «преследовать и мучить, им придется прятаться в катакомбах, но придет время, и человечество придет к ним, потому что смысл человеческого существования не просто жить, а для чего жить - он придет и закричит: учи! Только мы должны построить башню, - говорит инквизитор - для того единственного, кто будет кормить и питать нас, и лгать, что во имя твое, и так будет вечно, но мы сохраним его тайну: «мы не с тобой, а с ним», «ты искушен в пустыне», это наша тайна» [6, с. 300].
Именно поэтому инквизитор взялся строить «достойный» людей мир, исправляя ошибки Иисуса. По его мнению, о чем бы человек ни грезил, по-настоящему ему нужно просто быть частью «стаи», т. к. по своей сущности он - раб. В планы инквизитора входит предоставление муравейника, в котором люди будут жить счастливо.
Сложные и неоднозначные аргументы Великого инквизитора Ф.М. Достоевским полностью опровергаются. Для него Христос олицетворяет веру, представляет собой нечто светлое, глубокое, теплое и мудрое, что явно отражается в произведении. Знакомясь с исповедью инквизитора, можно сделать вывод, что она свидетельствует о торжестве идей Иисуса, который смягчил сердце даже ему. Во время исповеди молчание Христа тревожит Великого инквизитора. Он ощущает неуверенность, подавленность, отражающие разлад в его душе.
Поцелуй оказывается сильнейшим возражением против всех умных и, казалось бы, логичных теорий строителей царства Божия на земле. Чистая любовь к человечеству начинается только тогда, когда человек любит не физическую, внешнюю красоту, а душу. Естественно предположить, что сам инквизитор не был лишен сомнений. Он также рассуждает о свободе ума, науки, но никогда не упоминает о человеческой душе и о духовных потребностях личности.
Достоевский демонстрирует нам картину борьбы добра и зла в человеческой душе. В то же время носитель злого начала наделен многими привлекательными чертами, свойственными самому Христу: любовь к окружающим, озабоченность счастьем людей без опоры на личную выгоду. Однако все благие намерения тут же разрушаются, как только выясняется, что Великий инквизитор вынужден прибегнуть к обману. Писатель придерживался позиции, что нельзя опираться на ложь, желая прийти к счастью. Всякая мысль о власти немногих избранных над всем человечеством, почитаемым как стадо, была ненавистна Достоевскому. Люди, не принимающие Христа, безнадежны и обречены. Иван Карамазов отвергает Бога приходит к выводу, что людям все дозволено и это приводит его к безумию.
Большое внимание уделили образу инквизитора критики-современники Ф. Достоевского. М. Антонович, раскритиковавший данное произведение, подчерки-
вал, что «Великий инквизитор», наравне с исповедью Ивана, являет собой единственные поэтические страницы во всем произведении. Особое место этой главы подметил и М. Горький, который в письме А.П. Чехову подчеркнул: «это попытка истолковать фундаментальные вопросы, вопросы духа... только Достоевский осмелился написать «Легенду о великом инквизиторе» - и все!» [1, с. 107]. Многие критические работы о Достоевском содержали анализ идеи и философии «Великого инквизитора».
Булгаков утверждал, что данная «легенда» направлена в равной степени и против атеизма, и против социализма. А Мережковский подчеркивал, что «легенда продолжает конфликт, существовавший с самого начала христианства, конфликт, выраженный в богословской мысли мифом о борьбе Христа с Антихристом» [10, с. 203].
Жанр «Великого инквизитора» определить очень сложно. Первая часть поэмы представлена в жанре легенды. Эту часть можно сопоставить с «Праведным судом» девы Марии, «Божественной комедией» Данте, апокрифом древнерусской литературы «Хождение богородицы по мукам» и т. д. Все эти произведения связывает один важный элемент - существование чудес и святых.
Сложность в определении жанра данной главы можно объяснить еще и тем, что в ответ на удивление Алеши по поводу написания поэмы, Иван говорит: «О нет, не писал... но я сочинил эту поэму и запомнил ... вы будете моим первым читателем, то есть слушателем. Зачем автору терять хотя бы одного слушателя...» [6, с. 301]. Если исходить из того, что в первый раз поэма была пересказана, то произведение имеет две формы существования - устную и письменную. Многие критики определили жанр главы «Великий инквизитор» как легенду. Это мнение актуально и по сей день. Его придерживался и В.В. Розанов [11, с. 410].
По справедливому замечанию М. Горького, «Легенда о великом инквизиторе» поднимает фундаментальные вопросы, вопросы духа и духовности. Она вбирает проблемы, касающиеся человеческой природы и сути, противоборства добра и зла, смысла истории. Данные темы, переплетаясь, образуют «бездонную глубину» смыслов «легенды». Литературные и философские толкования этого произведения отличаются тем, что всегда есть что-то недосказанное, что обусловлено присутствием в тексте вечных вопросов, которые до конца неразрешимы и тем, что текст оформлен в форме трагичной «поэмы», не в виде философского трактата [5, с. 417]. О.В. Капец смог продемонстрировать, что подобная подача текста позволяет рассматривать содержание под разными углами зрения, в таком случае варьируется восприятие и интерпретация, что напрямую зависит от идеологии времени и субъективности читателя. Именно благодаря подобному построению текста существует большое количество толкований философской концепции Великого инквизитора [8, с. 114].
Литературоведы довольно часто интерпретируют философскую проблематику «Легенды о Великом инквизиторе» с позиции социально-политического содержания. Данные аспекты играют второстепенную роль при анализе идейного содержания текста поэмы, несмотря на важность их рассмотрения и обсуждения.
Соединение противоположных видов диалога - речь инквизитора и молчание Иисуса - представляет удивительный художественный прием, который был применен Достоевским. Н. Бердяев отмечает, что молчание Христа является одной из разновидностей речи в данном контексте, которая помогает ему оставаться в тени [3, с. 303]. В тексте правда о свободе раскрывается с помощью возражения Великого инквизитора, косвенно. Оратор приводит в пример очевидные факты о человеческой сущности, утверждая, что свобода - непосильная ноша для большинства людей. Идея ин-
квизитора заключается в поддержке слабых людей, которые не в состоянии обременять себя свободой, в создании для них рая на земле, где человек не будет испытывать муки совести, не будет сомневаться в своем выборе между добром и злом, что может быть достигнуто благодаря слабости, инфантильности и неполноценности человеческой сущности. Дух представляет собой большую ответственность, он вызывает тревогу и беспокойство; именно это и превращает жизнь в трагедию. По мнению инквизитора, подобное положение является заблуждением, и от этого необходимо освободиться, а состояние умиротворения и блаженства - это основа и последняя цель человека. Этого состояния можно достичь, только избавившись от угрызений совести. Здесь обнаруживается противоречивая связь между полярными желаниями инквизитора - осчастливить человечество и выразить ярую ненависть к нему. Гордыня, присущая Великому инквизитору, считающему, что он способен заменить Бога, отправит его в ад. Христос, готовый к мукам инквизиции, выходит победителем в данной схватке добра и зла. Палач-инквизитор ничего не имеет против его молчания и последнего прощающего поцелуя.
Образ Великого инквизитора предстает пред нами образцом богоборчества, чьи взгляды и идеи являются основой противостояния добра и зла. Он высокомерен и горделив, что выражается в его отношении к человечеству.
Автор предсказал трагедию ХХ века. Революционеры, которые пожертвовали многим во имя человеческого счастья, впоследствии превратились в диктаторов, которые ущемляли народ.
Достоевского всегда волновал вопрос о существовании Бога, точнее, у него никогда не было сомнений по этому поводу. Незадолго до смерти он написал «Карамазовы! Негодяи дразнили меня моей необразованной и ретроградной верой в Бога. Эти глупцы никогда и не мечтали о такой силе отрицания Бога, как это необходимо в Инквизиторе и в предыдущей главе ., ответом на которую служит весь роман. Не как дурак, фанатик, я верю в Бога. А они хотели учить меня и смеялись над моей неразвитостью. Да, их глупая натура и не мечтала о силе отрицания, которую я превзошел ... не как мальчик я верую во Христа и исповедую его, но через великую печь сомнений прошла моя Осанна...» [14, с. 250].
Ф.М. Достоевский настойчиво искал ответы на насущные и извечные вопросы земной жизни человека и затрагивал жизнь вечную, что нашло отражение в романе «Братья Карамазовы». Здесь он рассматривал достоинства и недостатки человеческой души, варианты путей развития общества и его преобразования.
Литература
1. Антонович М.А. Мистико-аскетический роман. О романе Достоевского «Братья Карамазовы»: в 2 т. - СПб., 1881. - С. 105-121.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1963. -
363 с.
3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - М., 1923. - С. 300-327.
4. Булгаков С. Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» как философский тип // О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 278-300.
5. Горький М.О. О «карамазовщине» // Достоевский Ф.М. в русской критике. Сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1956. - 417 с.
6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо, 2020. - С. 280-313.
7. Исупов К.Г. Тень Сократа в романе «Братья Карамазовы» // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 2 (55). - С. 97-106.
8. Капец О.В., Шишкова Н.М. Философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2019. № 3 (242). - С. 113-121.
9. Кашина Т.А. Felix Culpa: спасительный грех в пьесе «Атласный башмачек» и в романе «Братья Карамазовы». Достоевский и мировая культура // Филологический журнал. 2020. № 3 (11). - С. 169-179.
10. Мережковский Д.С. Вечные спутники: портреты из всемирной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1910. - С. 203-204.
11. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. - М., 1996. - 410 с.
12. СпятницкаяА.С. Слабость бога в теодицее «Братьев Карамазовых // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2021. № 3 (41). -С. 134-139.
13. Точиева Т.Р. Идеи и образы романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник науки. 2021. Т. 3, № 1 (34). - С. 44-48.
14. Цен Ц. Взгляд Ф.М. Достоевского на Христа в легенде о Великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы» // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 9. -С.249-252.
Поступила в редакцию 22 апреля 2022 г.
ЦОС 82-31
DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-3-114-120
The Philosophical Meaning of the Poem "The Grand Inquisitor" in F.M. Dostoevsky's Novel "The Brothers Karamazov"
M.S. Suleymanova, A.N. Gorbaneva
Dagestan State University; Russia, Republik of Dagestan, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected], [email protected]
The article examines the role of the inserted poem in F.M. Dostoevsky's novel "The Brothers Karamazov", or, as the researchers also call it, the parable of the Grand Inquisitor, its meaning and the place it occupies along with other elements of the composition. Dostoevsky's final novel outlined a whole range of large-scale philosophical, religious and moral problems, the discussion of which continues to this day. To put these eternal questions, F.M. Dostoevsky chose the form of a philosophical monologue (the chapter "Revolt", the prose poem "The Grand Inquisitor") and dialogue (Ivan's conversation with the devil). The article draws attention to the fact that all philosophical problems are associated with acute issues characteristic of the difficult era of the second half of the 70s of the XIX century.
"The Grand Inquisitor" attracted the attention of critics-Dostoevsky's contemporaries. In the chapters "Revolt" and "The Grand Inquisitor" Dostoevsky expressed his philosophical views on reli-
gion, Christianity, European civilization, socialism, the problem of freedom and happiness, human nature and, accordingly, his understanding of the history of mankind. Ivan Karamazov, who is the author of the chapter "The Grand Inquisitor" in the novel and the main character-ideologist, calls his work not a philosophical treatise, but a poem. The special attention is paid to the idea of the Grand Inquisitor and the impact it has on people. The article also analyzes some statements of critics and philosophers about the legend itself in general and about the Grand Inquisitor in particular.
The aim was to examine the images of the poem, its ideological content, because it was this part of his novel that the writer called the "culmination point".
Keywords: philosophical and ethical problems, poem about the Grand Inquisitor, hero-ideologue.
Received 22 April 2022