Научная статья на тему 'Философский, психологический и лингвистический аспекты рассмотрения понятия «Образ» как одного из ключевых признаков концепта «Bild»'

Философский, психологический и лингвистический аспекты рассмотрения понятия «Образ» как одного из ключевых признаков концепта «Bild» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1227
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / КОНЦЕПТ / СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ / CATEGORY / CONCEPT / CONSCIOUSNESS / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баах Ю. В.

Рассматриваются подходы к исследованию категории «образа» в философии и психологии. Описываются основные характеристики понятия «образ» с позиций когнитивной лингвистики, выделенные Н.Д. Арутюновой. В соответствии с этим выявляются признаки «образа» в немецком концепте «Bild».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical, Psychological and Linguistic Approaches to the Research of the Concept of «Image» as one of the Main Characteristics of the German Concept «Bild»

This article deals with the philosophical and psychological approaches to the category of «image». The main characteristics of the concept «image» are described. N.D. Arutynova points them out from the perspective of the cognitive linguistics. The named characteristics are defined in the German concept «Bild».

Текст научной работы на тему «Философский, психологический и лингвистический аспекты рассмотрения понятия «Образ» как одного из ключевых признаков концепта «Bild»»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2G11. № 1. С. 173-179.

УДК 81-114.4 Ю.В. Баах

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФИЛОСОФСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ»

КАК ОДНОГО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА «ВІЬБ»

Рассматриваются подходы к исследованию категории «образа» в философии и психологии. Описываются основные характеристики понятия «образ» с позиций когнитивной лингвистики, выделенные Н.Д. Арутюновой. В соответствии с этим выявляются признаки «образа» в немецком концепте «ВІИ».

Ключевые слова: категория, концепт, сознание, образ.

В задачи любой науки, в том числе и когнитивной лингвистики, входит изучение, описание и выявление структуры исследуемого объекта. Объектом исследования когнитивной лингвистики может являться семантическое пространство языка, репрезентирующего те или иные концепты. Под концептом понимается «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [11, с. 90].

Многие лингвисты сходятся во мнении, что описание содержания концепта возможно в виде перечня когнитивных признаков [10, с. 110-111; 17, с. 112-113].

Одним из центральных признаков исследуемого концепта «Bild» в сознании носителей немецкого языка является «образ» - субъективный признак, формируемый в сознании человека в результате восприятия им объектов окружающего мира.

Научная трактовка образа чрезвычайно многогранна в силу раз-ноаспектности исследовательских установок и особенностей сферы исследования (математика, философия, логика, психология, литературоведение, языкознание).

Первые принципиальные позиции рассмотрения образа были заложены ещё в античной философии. Платон рассматривает материальный мир как копию, отражение в зеркале материальности идей, пребывающих в вечности [13, с. 116]. Исходя из этого, в его понимании образ - это копия копии существующих a priori идей, которая находится вне души. По мысли Платона, образы в жизни человека могут играть как положительную, так и отрицательную роль: в положительном смысле они помогают сохранить опыт, в отрицательном - способствуют подмене реальности иллюзией, заставляя принимать копию за оригинал.

© Ю.В. Баах, 2011

Вслед за Платоном к анализу образа обращается Аристотель. С его точки зрения, источником образа является не идеальный, а материальный мир, точнее, сенсорные данные о нем. Образы находятся во внутреннем мире человека и служат посредниками между чувствами и разумом. Их главной задачей является построение связи между внутренним миром сознания и внешним миром материальных объектов [13, с. 117].

Таким образом, как Платон, так и Аристотель рассматривают образы как результат воспроизводящей деятельности, как копирование, имитацию. В их теориях образ не является объяснительным принципом, а его создание изначальным, творческим процессом. Основной задачей, которую выполняет образ, является отражение (калькирование) некоторого более «значимого» источника, находящегося вне человеческой субъективности.

Начиная со средневековья, в философии формируется принципиально другое понимание образа. Впервые оно высказывается Джордано Бруно, который признает образ изначальной творческой силой, действующей внутри человеческой природы. Образ как продукт воображения «предваряет разум и, в действительности, создает его» [13, с. 118].

В конце XVIII века продолжателем этого взгляда становится И. Кант, идеи которого коренным образом меняют взгляд на проблему образа. По мнению И. Канта, необходимым условием любого знания является процесс формирования образа, поскольку разум и чувство являются производными процесса воображения. И. Кант рассматривает процесс создания образа трансцендентно по отношению к разуму и придает образу значение источника смысла, творящего начала, позволяющего человеку познавать реальность [13, с. 125].

Таким образом, в традиции западной философии анализ категории образа развивается в двух принципиально различных направлениях: с одной стороны, образ является пассивной копией объектов материального мира, связывающей человека с объективной реальностью; с другой стороны, образ является активным творческим началом, порождающим сознание и дающим возможность познания действительности. При столь существенном

различии этих двух точек зрения единым для них выступает понимание образа как моста между двумя парами противоположностей: миром вещей и миром идей, «трансцендентной реальностью» и реальностью материального мира, внешнего и внутреннего, духа и материи.

В конце XIX века начинается научный этап развития психологии. Впервые на психологической арене категория образа появляется в рамках структурализма. Основатель этого направления - Вильгельм Вундт - рассматривает в качестве предмета психологии процессы сознания как структурное единство основных элементов [12].

Сам В. Вундт не обращается к анализу образов: выделенные им элементы сознания - это ощущения и чувства. Однако методологические основания, заложенные Вундтом, позволили его ученику Эдуарду Титченеру сделать образы предметом своего изучения. Титченер предлагает считать образы одним из основных элементов сознания наряду с ощущениями и эмоциональными состояниями. По мнению Титченера, «образы представляют

собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом - например, происходящие в нашей памяти». Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью [21, с. 126].

В середине XX века возникает новое направление психологической науки -когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов (процесс переработки информации). Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации, категория образа получает новое теоретическое осмысление.

Образ понимается как «репрезентация в уме не присутствующего объекта или события». Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой «картинки в голове», «проекции сцен из реального мира» [20, с. 252].

Авторы, представляющие когнитивное направление, рассматривают образы как ментальные репрезентации реальности, функционально эквивалентные объектам внешнего мира. В мысленных образах за

счет ассоциативных связей возникает не разделимое на части единство отдельных объектов и явлений. Главной задачей образов выступает кодирование конкретной информации для хранения её в структуре памяти, что выступает связующим звеном между пространством внутренней реальности и реальным миром.

К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются практически все отечественные ученые-психологи: С. Д. Смирнов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Веккер, Д. А. Ошанин, В.П. Зинченко, П.Я. Гальперин и др. [19; 14; 18; 4; 16; 9; 5].

В теоретико-методологическом контексте категория образа рассматривается в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях.

П. Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [5, с. 36]. Подобное определение дается в психологическом словаре: «Образ - субъективный феномен, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории» [2, с. 223].

Согласно теории отражения, способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-

перцептивного до интеллектуального и -шире - уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека [7, с. 10; 8, с. 8].

В соответствии с уровнями отражения, соответствующими различным по степени сложности психическим процессам, различают образы сенсорные, перцептивные, образы-представления, мыслительные образы и т. д.

Одними из первых стали изучаться перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия [15; 4]. Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно возникает

при непосредственном воздействии предметов и их свойств на органы чувств человека и реализуется в реальном масштабе времени. Формирующийся сенсорно-перцептивный образ выступает как «навязанный нашему уму извне» [8, с. 8].

Поскольку перцептивный образ возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название «чувственный образ». По мнению А.Н. Леонтьева, чувственный образ есть всегда некоторое впечатление, т. е. некоторый чувственный отпечаток предметного мира, возникающий в процессе практической деятельности. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира... выполняя функцию свидетельствования о внешней реальности» [3, с. 7].

С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т. д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его. К основным свойствам чувственного образа относятся: предметность, объективированность, субъективность [8, с. 7; 14, с. 125-128].

Перцептивные образы являются основой для возникновения более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена, так как одни его признаки выходят на первый план, усиливаются, другие редуцируются. Иными словами, происходит схематизация перцептивного образа. На уровне понятийного отражения возникают мысленные образы, которые образуются благодаря включению в индивидуальный опыт знаний, выработанных человечеством. По сути, мысленные образы представляют собой ментальные репрезентации объектов [12]. Такое понимание образа утвердилось в когнитивной традиции отечественной психологии.

Дальнейший анализ категории образа с необходимостью ставит вопрос о том, как представлен образ на наивысшем уровне отражения - в сознании: являются ли образы сознания суммой разноуровневых образов объектов действительности или внутренняя реальность строится посредством целостных, обобщенных образов.

Исследованию интегрального образа реальности посвящены работы целого ряда психологов [7; 14; 19].

Подводя итог психологическому рассмотрению категории образа, важно отметить следующее:

1) в формировании образа зрительному представлению принадлежит решающая роль [6, с. 266; 20, с. 328];

2) образ отличает переменная сфокусированность; одни мы представляем себе более отчетливо и конкретно, другие более смутно и приблизительно [6, с. 271; 21, с. 126];

3) образу присуща воспроизводимость без непосредственного воздействия объектов реальной действительности [6, с. 268; 20, с. 328];

4) образ обладает пластичностью, то есть способностью к перевоплощениям, при этом он сохраняет свою «узнаваемость» в бесчисленном множестве различных, частично модифицированных обличий [6, с. 271];

5) образы являются субъективными; в самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту [8, с. 7];

6) для образа характерна целостность; в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств [2, с. 223].

С позиции когнитивной лингвистики к анализу образа обращается Н.Д. Арутюнова. В своей работе «Язык и мир человека» она рассматривает образ как семиотический концепт с тремя составляющими (значение, форма и связь), создающими нерасчлененное единство: «В понятии образа обозначилась идея формы, мыслимой отвлеченно от субстанции и поэтому воспроизводимой. Отделившись от природно данной ей материи, форма (образ) слилась с принципиально другим «партнером» - духовной (идеальной) категорией. Понятие формы из области природы перешло в сферу культуры» [1, с. 314].

Выделенные Н.Д. Арутюновой характеристики «образа» послужили основой для их выявления в немецком языковом сознании на примере изучаемого концепта «Bild»:

1) Образ создается комплексным восприятием действительности, в котором ведущими являются зрительные впечатления; это подтверждается такими сочетаниями, как ein buntes, (un)klares, (un)deutliches, verschwommenes Bild; человек может увидеть, но не услышать образы: Bilder erblicken, ansehen, betrachten [3G].

Ich will nichts davon wissen und will nichts davon horen! Es macht mich traurig, es halt mir Bilder hin, die ich nicht sehen will, und es macht mich unruhig [23, s. 2Т3].

2) В образе зафиксировано осознание фундаментального факта отделимости и воспроизводимости формы, вследствие этого «природная» корреляция формы и субстанции заменена в образе «культурным» соотношением формы и содержания [1, с. 322].

Так, в следующем примере герой представляет себе девушку, которой уже нет с ним рядом; сохранив в памяти её образы, он неоднократно воспроизводит и наблюдает их в сознании:

Es ist eines der Bilder von Hanna, die mir geblieben sind. Ich habe sie gespeichert, kann sie auf eine innere Leinwand projizie-ren und auf ihr betrachten, unverandert, unverbraucht. Manchmal denke ich lange nicht an sie. Aber immer kommen sie mir wieder in den Sinn, und dann kann es sein, dass ich sie mehrfach hintereinander auf die innere Leinwand projizieren und betrachten muss [22, s. б1].

3) Образ в большей мере связан с объектами действительности, чем с категориями смысла; из двух возможных синтаксических партнеров - имени предмета и обозначения содержательной категории

- «образ» отдает предпочтение первому. Он ближе к миру, чем к смыслу. Говорят об образе отца, друга, поэта, родного края и т. п., но не об образе любви, преданности или дружбы [1, с. 315].

Ich denke an das Bild des Madchens auf dem Plakat und glaube einen Augen-blick, dass mein Leben davon abhangt, es zu gewinnen [2б, s. 111].

4) Средой обитания образов является человеческое сознание; в нем они субъек-

тивно окрашены и погружены в ассоциативные отношения [1, с. 318]; это подтверждает сочетание с именем «Bild» преимущественно эмоционально-оценочных аттрибутов: herrlich, positiv, rosig, opti-

mistisch, fesselnd, schon, meisterhaft, ge-lungen, kitschig, traurig, negativ, jammerlich, schrecklich, trostlos, fluchtig [30].

То, что образы «обитают» в сознании, доказывают примеры из п. 2 и следующие: Sie zersetzten die erinnerten Bilder von Hanna und verbanden sich mit den Bildern vom Lager, die ich im Kopf hatte [22, s. 142].

War ich auch ein verirrtes Tier, das seine Umwelt nicht begriff, so war doch ein Sinn in meinem torichten Leben, etwas in mir gab Antwort, war Empfanger fur Anrufe aus fernen hohen Welten, in meinem Gehirn waren tausend Bilder gestapelt [27, s. 29].

Образы могут также «храниться» в душе или сердце:

Der geheimen Bruderschaft, die lieber verkommt, als dass sie Karriere macht, die das Leben lieber verspielt, zerbrockelt, ver-liert, als dass sie das unerreichbare Bild betriebsam verfalscht oder vergisst - das Bild, Bruder, das sie im Herzen tragt, un-verloschlich eingegraben in den Stunden und Tagen und Nachten, wo es nichts gab als das eine: das nackte Leben und das nackte Sterben [25, s. 441].

...So taumeln wir vorwarts, und in unsere durchsiebten, durchlocherten Seelen bohrt sich qualend eindringlich das Bild der braunen Erde mit der fettigen Sonne und den zuckenden und toten Soldaten, die da liegen, als musste es so sein, die nach un-sern Beinen greifen und schreien, wahrend wir uber sie hinwegspringen [26, s. 85].

Показательно, что с именем «Bild» не сочетаются дескриптивные определения. Хотя они и входят в состав образа, но остаются при имени оригинала - ближайшего синтаксического партнера имени «образ»: Dann ist da das Bild von Hanna im Ar-beitszimmer meines Vaters. Sie hat ein blau-weifi gestreiftes Kleid an, ein damals so genanntes Hemdblusenkleid. In ihm sieht sie jung aus [22, s. 61].

Hanna in Shorts und geknoteter Bluse, mir ihr Gesicht zugewandt, das ich nicht lesen kann - auch das ist ein Bild, das ich von ihr habe [22, s. 78].

5) Образ может присутствовать в сознании только при условии удаленности объекта из поля прямого восприятия; в

жизни мы имеем дело с реальными объектами - предметами и людьми, но не с их образами. Мы «видим» образы только тогда, когда объект удален из нашего кругозора [1, с. 319]. Имя «образ» входит в один ряд с существительными призрак, воспоминание, видение, тень; нем.: Bild, Schat-ten, Erinnerung, Gespenst:

So traumt er tagelang, zuerst nur im Dunkeln, dann auch schon mit offenen Au-gen, bald gewohnt an das wohlige Erinnern des lieben Bildes. Keine Stunde ist zu licht oder zu laut, dass nicht ihr Bild, als lichter Schatten an den Wanden vorbeischleichend, zu ihm kame oder draufien ihre Stimme sich ihm loste vom tropfelnden Rinnen der Blatter und dem Knistern des Sandes im scharfen Sonnenschein [2B, s. 33].

Ich warf mich gluhend ins Bett, stand auf, grub mich wieder unter die Decke, im-mer aber stand jenes gespenstige Bild vor mir, mein Lehrer, schleichend und von meiner Gegenwart verwirrt, und hinter ihm, ratselhaft fremd, dieser ungeheure Schatten, hintaumelnd an der Wand [29, s. бЗ].

Bilder ziehen voruber, sie haken nicht fest, es sind nur Schatten und Erinnerun-gen [2б, s. 127].

6) Образы стихийно складываются в сознании, в котором они относительно независимы от воли человека:

Ich doste vor mich hin und versuchte zu schlafen. Doch das Bild von Frau Hasse ging mir nicht aus dem Kopf [25, s. 337].

Und so stiegen viele Bilder meines Le-bens in dieser schonen, zartlichen Nacht vor mir auf... [27, s. 122].

Образы могут волновать, мучить человека, не давать ему покоя, преследовать и т. д.:

Wir liebten sie sehr, und das Bild dieser Tage lasst mir jetzt noch das Herz klopfen, ehe es wieder geht [2б, s. B9].

Immer deutlicher tat dies Bild sich vor mir auf, und immer deutlicher, mit rasend klopfendem Herzen, fuhlte ich die Angst al-ler Angste: die Todesfurcht [27, s. 73].

7) Образ - модель действительного объекта, взятого в его целостности, но он не может совпадать с ним в точности; образ не может совпадать с оригиналом уже в силу того, что он живет в пространстве индивидуального сознания, а не в контексте действительной жизни [1, с. 32G]. Неадекватность образа раскрывают некоторые определения, сочетающиеся с име-

нем «Bild»: falsch, gleich, йhrilich, genau, wahrheitsgetreu, vollstйndig, umfassend [3G]. Особенно часто бывают неадекватны образы людей:

Ich wusste, dass die phantasierten Bilder armselige Klischees waren. Sie wurden der Hanna, die ich erlebt hatte und erlebte, nicht gerecht [22, s. 142].

Если отношение к оригиналу меняется, иначе воспринимается и его образ, он также претерпевает изменения. Этот факт свидетельствует о неразделимости в образе формы и содержания [1, с. 327].

Die Briefe kamen unregelmafiig; manchmal keine fur Wochen. Es war son-derbar, wie sie das Bild Helens veranderten und bestatigten [24, s. 1B3].

Oft wenn er mit ihr in Gedanken spricht und ihr helles Bild vor ihm zu stehen scheint, geht die Tur auf, und sie tritt herein, hoch und schon, aber doch so anders wie das Wesen der Traume [2B, s. 34].

В данной статье была предпринята попытка описания одного из ключевых признаков немецкого концепта «Bild», соответствующего в русском языке понятию «образ». Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- образ, будучи фундаментальной категорией психологии, является интегральным продуктом взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающим основные функции психики, её активное деятельностное начало;

- образ позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека;

- образ обладает рядом признаков, которые могут актуализироваться в языковом сознании; в соответствии с предложенными Н.Д. Арутюновой характеристиками «образа», были выявлены следующие его признаки в немецком концепте «Bild»: 1) образ является категорией сознания; 2) образ является результатом зрительного восприятия; 3) образ соотносится с объектами действительности и не связан с категориями смысла; 4) образ воспроизводится в ситуации отсутствия объекта восприятия; 5) образ независим от воли человека и стихийно функционирует в сознании; б) образу может быть присуща неадекватность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М., 1999. 896 с.

[2] Большой толковый психологический словарь. Т. 1. М., 2001. 1152 с.

[3] Василюк Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5-20.

[4] Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М., 1998. 685 с.

[5] Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М., 2000. 199 с.

[6] Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. М., 1996. 352 с.

[7] Гостев А. А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М.,

2001. 184 с.

[8] Завалова Н. Д. Образ в системе психической

регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. М., 1986.

108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. СПб.,

2002. 320 с.

[10] Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград, 2004. 390 с.

[11] Кубрякова Е. С. Концепт / Е. С. Кубрякова,

B. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. 310 с.

[12] Курышева О. В. Категория образа в традиции современной психологии // Философская теория и социальная практика / под ред. Н. В. Омельченко. Волгоград, 2005. 321 с.

[13] Кюглер П. Психические образы как мост между субъектом и объектом // Кембриджское руководство по аналитической психологии. М., 2000. 470 с.

[14] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2. М., 1983. 326 с.

[15] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. 445 с.

[16] Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ : Избранные психологические труды / Д. А. Ошанин. М., 1999. 512 с.

[17] Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когни-тивный анализ языка : монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2006. 226 с.

[18] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /

C. Л. Рубинштейн. СПб., 2000. 712 с.

[19] Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М., 1985. 231 с.

[20] Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб., 2006. 589 с.

[21] Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Д. Шульц, С Шульц. СПб., 2002. 397 с.

[22] Bernhard Schlink. Der Vorleser. Diogenes Verlag AG Zurich, 1995. 207 s.

[23] Erich Maria Remarque. Arc de Triomphe. Verlag Kiepenheuer & Witsch. Koln, 1979. 729 s.

[24] Erich Maria Remarque. Die Nacht von Lissabon. Verlag Deutscher Bucherbund, 1966. 299 s.

[25] Erich Maria Remarque. Drei Kameraden. Verlag Kiepenheuer & Witsch. Koln, 1964. 585 s.

[26] Erich Maria Remarque. Im Westen nichts Neues. Verlag Kiepenheuer & Witsch. Koln, 1971. 215 s.

[27] Hermann Hesse. Der Steppenwolf. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1974. 191 s.

[28] Stefan Zweig. Vergessene Traume / S. Zweig. Erzahlungen. URL : http://www.booksbooksbooks. ru. 43 s.

[29] Stefan Zweig. Verwirrung der Gefuhle / S. Zweig. Erzahlungen. URL : http://www.booksbooksbooks. ru. 93 s.

[30] Leipzig - Wortschatz. uni-leipzig / Wortschatz Deutsch. URL : http://www.wortschatz.uni-leipzig.de.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.