Конференц-зал
тщрПи
Лобовиков В. О.
философский дискурс
в «ЦИФРОВОМ» ФОРМАТЕ
(«материя» и «сознание» как ценностные функции от двух переменных в двузначной алгебре метафизики и их формально-аксиологическая эквивалентность в этой алгебре)
Таблица 1.
а Sа Оа ^а О'а Ба Ж Са Fa Ма М1а Фа 2а
X х п х х х п х п п п х п
п п х п п п х п х х х п х
Лобовиков Владимир Олегович
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, академик МАДИ
В тезисах нет возможности представить все необходимые разъяснения и точные определения понятий, вовлеченных в дискурс, поэтому, сошлюсь на монографию, в которой все эти разъяснения и дефиниции даны1. В дополнение к ним дадим следующие ниже определения унарных и бинарных операций двузначной алгебры формальной аксиологии, относящихся к рассматриваемой теме.
Глоссарий для следующей ниже таблицы 1. Символ Sа обозначает морально-правовую ценностную функцию «субъект (что, кто) а». Символ Оа обозначает ценностную функцию «объект (что, кто) а». S1а - ценностную функцию «субъект (чего, кого) а». О1а - ценностную функцию «объект (чего, кого) а». Ба - «бытие (чего, кого) а» (здесь имеется в виду подлинное бытие). Nа - «небытие (чего, кого) а». Са - «сознание, осознание (чем, кем, чье) а». Fа - «сознание, осознание (чего, кого) а». Ма - «материя (что, кто) а». М1а - «материя (чего, кого, чья) а». Фа - «материя для (чего, кого) а». 2а - «противоположность для (чего, кого) а». В двузначной алгебре метафизики, перечисленные ценностные функции от одной переменной точно определяются следующей ниже таблицей 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ценностные функции ы и в называются формально-аксиологически эквивалентными (это обозначается символом «ы=+=в»), если и только если они (ы и в) принимают одинаковые ценностные значения из множества {х (хорошо); п (плохо)} при любой возможной комбинации ценностных значений (х или п) переменных. В естественном русском языке отношение формально-аксиологического тождества (ы=+=в) выражается словами «значит», «означает», «является», «есть», иногда заменяемыми тире.
Используя данные выше табличные дефиниции ценностных функций от одной переменной, а также точное определение отношения формально-аксиологической эквивалентности «=+=», легко получить следующие уравнения.
1) Оа=+=201а: объект (что, кто) а есть противоположность (для) объекта (чего, кого) а.
2) 8а=+=81а: субъект (что, кто) а есть субъект (чего, кого) а.
3) 01а=+=Б1а: объект (чего, кого) а - субъект (чего, кого) а.
4) 8а=+=20а: субъект (что, кто) а является противоположностью (для) объекта а.
5) Оа=+=28а: объект (что, кто) а является противоположностью (для) субъекта а.
6) Оа=+ =Ша: объект (что, кто) а есть небытие субъектом а.
7) 8а=+=НОа: субъект (что, кто) а есть небытие объектом а.
8) Ба=+=Са: субъект (что, кто) а - сознание (чем, кем, чье) а.
ЖЩрс*Пи
Конференц-зал
9) Оа=+=М1а. объект (что, кто) а - материя (чего, кого, чья) а.
Сказанное выше можно развить и углубить, дополнив модель рассмотрением некоторого множества относящихся к делу ценностных функций от двух переменных.
Глоссарий для следующей ниже таблицы 2. Символ К2аЬ обозначает ценностную функцию «объединение, соединение (чего, кого) Ь и (чего, кого) а». D2аb - «разъединение, разделение (чего, кого) Ь и (чего, кого) а». Е2аЬ - «отождествление ценности (чего, кого) Ь и (чего, кого) а». S2аb - «субъект (что, кто) Ь для (чего, кого) а». 02аЬ - «объект (что, кто) а для (чего, кого) Ь». С2аЬ - «сознание, осознание (чем, кем, чье) Ь (чего, кого) а». М2аЬ - «материя (что, кто) а для (чего, кого) Ь». Эти функции точно определяются ниже таблицей 2.
Таблица 2 - Ценностные функции от двух переменных
а Ь К7аЬ Б^аЬ Е 2аЬ 8?аЬ 02аЬ С2аЬ М2аЬ
х х х п х п п п п
х п п х п п п п п
п х п х п х х х х
п п п х х п п п п
Используя данные выше определения, нетрудно получить следующие уравнения, устанавливающие фундаментальные метафизические тождества (=формально-аксиологические эквивалентности) в двузначной алгебре метафизики.
10) S2аb=+=O2аb^. субъект (что, кто) Ь для (чего, кого) а равноценен объекту а для (чего, кого) Ь.
11) МаЬ=+=С2аЬ. материя (что, кто) а для (чего, кого) Ь равноценна сознанию, осознанию (чем, кем, чьему) Ь (чего, кого) а.
Эти уравнения дают основание для отказа от широко распространенной концепции абсолютного дуализма материи и сознания. Вместо их абсолютного дуализма следует утверждать их относительное тождество, а именно, их тождество в некотором вполне определенном (формально-аксиологическом) отношении «=+=», точно определенном выше.
Согласно данному в вышеупомянутой монографии точному определению, законом метафизики (=философии) является любая такая и только такая аксиологическая форма, т. е. ценностная функция, которая принимает значение «хорошо» при любой возможной комбинации аксиологических значений
своих переменных. Иначе говоря, закон метафизики есть (по определению) ценностная функция-константа, принимающая значение «хорошо». Если £ есть некая аксиологическая форма, то она есть закон метафизики, если и только если £=+=х. В рассматриваемой нами простейшей модели данное определение алгоритмично. Поэтому очень просто, вычисляя соответствующие ценностные таблицы, открывать и обосновывать философские (=метафи-зические) законы. В исследуемом контексте имеет смысл привести ниже несколько примеров законов метафизики (=формальной аксиологии), относящихся к теме работы.
12) Б^аОа=+=х. закон разделения объекта и субъекта.
13) Б2М1аСа=+=х. закон разделения материи (чего, кого) а и сознания (чем, кем, чьего) а.
14) Б2М1аФа=+=х. закон разделения материи (чего, кого) а и материи для (чего, кого) а.
15) D2FаСa=+=х^. закон разделения осознания (чего, кого) а и осознания (чем, кем, чьего) а.
16) Е ФаСа=+=х. закон тождества материи для (чего, кого) а и осознания (чем, кем, чьего) а.
17) E2М1aFa=+=х^. закон тождества материи (чего, кого) а и осознания (чего, кого) а.
18) Е2Б>аСа=+ =х. закон тождества бытия (чего, кого) а и осознания (чем, кем, чьего) а.
Основной вывод данной работы - существует некоторое строго определенное отношение (а именно, формально-аксиологическое), в котором «материя» и «сознание» как ценностные функции от двух переменных являются эквивалентными. То, что некоторые из приведенных выше тождеств, отличающихся научной новизной, кажутся парадоксальными, является закономерно возникающей логико-психологической иллюзией. Чтобы ее рассеять, необходимо использование логико-методологического принципа, известного под условным названием «Гильотина Юма». Точная формулировка «Гильотины» дана в статье 2.
Литература:
1. Лобовиков В.О. «Ницщета философии» и ее преодоление «цифровой метафизикой». Екатеринбург. УрО РАН, 2009.
2. Лобовиков В.О. Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры метафизики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2011, № 2 (14). С. 130-138.