ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ СОВЕСТОЛОГИИ КАК НАУКИ О КУЛЬТУРЕ СОВЕСТИ
Егоров Александр Владимирович
канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Иркутск E-mail: eia6608@mail. ru
PHILOSOPHICAL ASPECT OF SOVIETOLOGY AS THE SCIENCE OF CULTURE CONSCIENCE
Alexander Egorov
candidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается философский аспект совестологии как науки о культуре совести. Философский аспект совестологии предполагает мировоззренческую, жизненно-ценностную направленность личности и общества. Автор выявляет онтологическое, гносеологическое и аксиологическое содержание культуры совести и её актуальность.
ABSTRACT
The article considers the philosophical aspect of Soviestology as a science about the culture of conscience. Philosophical aspect of Soviestology involves philosophical, life-axiological orientation of the personality and society. The author reveals the ontological, epistemological and axiological content of the culture of conscience and its relevance.
Ключевые слова: философия культуры; философия культуры совести; знание; социальность; личность; гуманизм; формирование культуры совести.
Keywords: philosophy of culture; philosophy of culture of conscience; knowledge; social; personality; humanism; the creation of a culture of conscience.
Необходимость познания культуры совести в связи с динамичностью социальной жизни диктуется реальными потребностями общества. В развитии общества возникают такие периоды, когда ранее сложившиеся теории с определенной системой понятий (представ -лениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т. д.) нуждаются в переосмысливании и создании новых концепций. Так возникает потребность в такой теории, которая способствовала бы нравственному оздоровлению общества, решению поставленных жизнью проблем. И такой теорией способной определить наиболее жизненные, мировоззренческие ориентиры, вывести общество из духовно-нравственных затруднений может быть культура совести как теоретическая основа совестологии [1, с. 6—15].
Совестология — это область философского знания о совести как о культурном феномене, о возникновении этой нравственно-этической теории, о ее особенностях в исторической эволюции и закономерностях её развития. Совестология становится самостоятельной областью знаний о культуре совести, философских исследований, теоретической основой культуры совести, интерес и ценность которой возрастает особенно в период научно-технического прогресса.
В современной этической мысли большое место занимают вопросы совести, ставшие актуально востребованными в период глобального влияния массовой культуры. Совесть — это область философского знания [2, с. 27—36]. Становление и развитие, которой связано с такими именами как А.А. Гусейнов, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьёв, В.С. Степин, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и многими другими. С проблемой совести возникает проблема культуры совести, т. е. ее «возделывание», формирование в обществе.
Совестология как область знаний о культуре совести является частью философии, подобно тому, как философия искусства, философия религии. Философский аспект её исследования раскрывается в социально-нравственной, мировоззренческой проблематике. Совестология выявляет, что такое совесть, как она возникла, есть ли в ней социальный смысл, что является ее основанием, какие важные функции присущи этому феномену.
С точки зрения так называемого экономического детерминизма, жизнь понимается как процесс культурно-производственных отношений, связанный с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения повседневных потребностей человека. Культурно-экономическая структура общества, согласно К. Марксу,
представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки духовная жизнь общества [3, с. 4] с её морально-нравственными качествами и ценностями. В марксистском учении обосновывается примат материального производства благ, определяющий историческое место сознания и бытия в целом.
Первым актом осознания культуры в её рационально-философском плане была философия ранних греческих софистов, которые противопоставили мир человеческих творений и отношений миру природы. Этим самым была намечена не только граница между гуманитарным и естественнонаучным знанием, но и специфика культуры как особого типа реальности. Однако философы античности в большей мере рассматривали природу как единственную и всеохватывающую реальность.
В настоящее время в качестве актуальной области философии можно выделить совестологию, ее философскую специфику и значимость.
Культура совести, как теоретическая основа совестологии, необходима для нормальной жизнедеятельности общества. Совесть как связующее звено поколений, в каждую историческую эпоху её вектор был направлен на гуманизацию общечеловеческих отношений. Знания становились основой сознания. Моральное сознание все более пронизывало исторические пласты человечества. Без моральных знаний, без культуры совести и без их усвоения людьми не могло быть социальной жизни, социальной общности. Социальность — это воплощенные знания в жизнедеятельности личности и общества. Знания как кристаллизованный опыт деятельной жизни людей выступают благотворной, жизненной силой, энергией настоящей и будущей судьбы народа. Знания — это накопленная информация, социальное богатство, которое должно быть усвоено молодыми поколениями в процессе воспитания и образования.
Знания сами по себе нейтральны, но чтобы они стали живыми нужен диалектический скачок. И он происходит только тогда, когда знания становятся осознанным двигателем. Знания — это еще руда, которую надо обработать осознанием. Осознанные знания — это своеобразный, интеллектуальный поступок. Знания — это своеобразная матрица, которая проецируется в поступках людей. Убеждения, включенные в волевую сферу, рождают поступок. Нет совести без знаний так же, как нет культуры без социального опыта.
Социальное общество — это источник внешней и внутренней культуры человека. Человек критически использует внешнюю культуру для внутренних убеждений. Социальное существует
как внешнее, еще неосмысленное, бессознательное, коллективное, выполняемое, потому как это надо, требуемое со стороны родителей, школьного, трудового и других коллективов. И есть проявление социального на уровне осмысленного, обдуманного, осознанного человеком. Этот вид социальности проявляется на уровне культуры совести, внутреннего убеждения. По принципу: «Я знаю, я понимаю, что это путь добра, поэтому я поступаю по совести». Этот путь не оставляет сомнений и внутренних противоречий, и он сегодня наиболее реальный для благосостояния общества, его жизнедеятельности. Социальность есть качество общества с его нравственным укладом, это и определенная принадлежность личности к обществу как носителя этих качеств.
У каждого исторического общества всегда есть конкретные нравственные проблемы. Сегодня общество «требует» от человека, как и всегда, выполнения наиболее общих, общечеловеческих норм, а с другой стороны, ставит перед ним проблему освоения новых знаний, умений и навыков (культурное умение пользоваться автомобилем, компьютером, интернетом).
Совесть предполагает знания, которые являются изначальным структурным её элементом, а их усвоение и соблюдение связано с реальными их проявлениями. Поэтому культура совести не терпит невежества (незнания).
Диалектика культуры совести заключается в том, что знания должны стать в руках человека социально значимыми, социально ценностными и социально гуманными. В каждую историческую эпоху культура совести пополняется новым содержанием, которое отражает особенности сегодняшних инновационных открытий. Сегодня мы на грани не только величайших открытий, но и неотвратимых катастроф. Культура совести общества зависит от знаний, от гуманного их применения и использования. Культура совести спасет мир.
Категориально-понятийную структуру совестологии можно представить, как самостоятельную социальную систему программ, знаков, кодов, содержащих и несущих информационную специфику деятельности, поведения и общения общества и личности. Это развивающаяся система межличностных и межобщественных отношений, содержащая социальный опыт людей во всех сферах их деятельности.
Философский аспект совестологии предполагает знания, которые фиксируют наиболее общие атрибутивные характеристики социальных объектов, включаемых в человеческую деятельность. Эти знания представлены в виде базисных структур человеческого сознания, с одной стороны. Их атрибутивные особенности фикси-
руются в категориях социального пространства, социального времени, движения и причинности, т. е. в наиболее общих категориях культуры. Эти категории-универсалии характеризуют объекты человеческой деятельности. С другой стороны, философский аспект совестологии предполагает знания, которые характеризуют человека как субъекта деятельности. Эти категории культуры в наиболее общей форме выявляют ценности и цели, совесть, свободу, справедливость и другие качества личности и характеризуют в целом систему социальных отношений. Словом, совестология предполагает знания, которые реализуются в отношениях человека к природе и в отношениях его к обществу.
Культурные универсалии рассматривают два основных типа связей и отношений: субъект-объектные и субъект-субъектные отношения человеческой жизнедеятельности. Они представляют целостную систему, в которой выражены наиболее общие представления об основных особенностях и компонентах человека и человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о его социальных отношениях и духовно-нравственной жизни. Система универсалий культуры совести (знаний) охватывает всю полноту, все многообразие конкретных форм и видов поведения, общения и деятельности исторически конкретного общества. Эта категориально-смысловая модель мира включает социальное, философско-мировоззренческое и ценностно-аксиологическое содержание, и которая пополняется и изменяется в ходе предметно-практической и духовно-предметной деятельности людей.
Ключевым звеном совестологии как социально-философской системы является человек как творение и творец культуры. Он становится человеком только благодаря усвоению социально -культурного опыта. Процесс овладения опытом осуществляется путем социализации, обучения и воспитания. Своеобразие этого процесса заключается в том, что происходит сложная состыковка биологи -ческих программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических, социальных программ. В процессе деятельности, основываясь на уже созданных и познанных программах, человек способен создавать новые нормы, образцы, идеи, которые вызваны соответствующими потребностями общества. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности и ее потребностей. Индивидуальный опыт людей, если в нем нуждается общество, превращается в социальный, который закрепляется в конкретных феноменах культуры. Таким важным качеством человека и его социально составляющим является
культура совести, где знания, помноженные на убеждения, становятся нормой жизни. Этот социальный феномен есть продукт эволюционно-сознательного, коллективно-идентифицированного становления человека.
Философский аспект совестологии позволяет наметить относительно предельные основания отношений человека к миру, выработать продуманную систему духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности с её смысловым содержанием и направленностью. Совестология не просто выступает как констатация сущего, а как цельное теоретическое обоснование программы действия человека в мире и реализации «должного». Она формирует мировоззренческое сознание, органически связанное с нравственностью, с личностным достоинством человека. Она подвергает критико-рефлексивному анализу систему человеческих ценностей, рассматривает человека как высшую ценность, как субъекта должного в контексте бытия. Социально-философский аспект совестологии рассматривается и как вид духовной деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой конкретной эпохи, ориентированный на решение тех задач, которые наиболее актуальны. В современных условиях эти задачи связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных процессов, от которых зависит выживание человечества.
Совестология предполагает развитие морального мышления в отношениях между людьми, определяет приоритетные цели и направления в решении социально значимых проблем. Проблему культуры совести можно решить только в комплексе социальных задач, касающихся удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Значимость культуры совести объективно актуализируется. Преимущественное обращение к культуре нравственности, к форме морального сознания вызвано необходимостью перехода к рыночно-частным отношениям. Опираясь на опыт познавательного, ценностного и практического освоения мира, осмысливая и перерабатывая мировоззренческие идеи, совестология ставит проблему воспитанной человеческой совести. Дефицит совести особенно остро ощущается сегодня с развертыванием глобальных информационно-технологических преобразований, с решением экологической, демографической и продовольственной проблем.
Культура совести особенно важна, так как она формирует личностно-нравственное мировоззрение, и она связана с духовно-практическим становлением личности. Она как маяк напоминает
о личностно-мировоззренческой ориентации, поведенческо-поступочном содержании личности. Ясно одно, что культура совести как внутренне-порядочное качество человека есть порождение межличностных отношений, есть продукт и механизм социальных форм организации и деятельности.
Совестология — это относительно самостоятельная область знаний философии культуры. Она необходима для осмысления фундаментальных человеческих потребностей и выработки на их основе жизненных целей. Одна из важных функциональных особенностей культуры совести — это выбор свободы поведения с соблюдением закона социального соответствия. Носитель культуры совести — это личность как субъект и объект общественных отношений.
В совестологии, следовательно, содержится главный принцип объяснения культуры, где человек есть носитель гуманной культуры, мера культурно-совестливых отношений. Этот принцип направлен на сознательную деятельность субъекта, на реализацию его человеческой сущности — творить добро, держать ориентир на развитие гуманной экономики, политики и системы образования.
Социально-философский принцип совестологии основывается на субъектно-объективном характере общественного детерминизма, ведущая роль в котором принадлежит субъекту культуры, творящему и живущему в естественно-искусственной среде. Культура совести связана с социально-деятельным принципом, содержащим в себе целенаправленную перспективу формирования ответственного субъекта.
Философский аспект совестологии рассматривает культуру совести как пространственно-временное поле возможностей человеческого разума, чувства и воли, а также пути гармоничного развития души и тела, необходимого для становления и развития человека. Совестология предполагает нравственную культуру общества и личности, говорит о преемственности культуры совести и важности её формирования, не забывая о межличностной культуре гуманизма и альтруизма. Сегодня массовый и односторонний человек, человек-робот — продукт технологического прогресса.
Совестология как наука о совести и о её формировании — это путь к высшему совершенству: к добру, истине и красоте. Это идеально заданный треугольник общества содержит в себе общечеловеческую цель. Нам известно, что ценности непосредственной жизни имеют значимость только тогда, когда они включены в систему общественных отношений, когда за ними стоит реальная цель с её гуманным содержанием. Если же эта общезначимая цель перестает существовать для человека, то это путь в никуда. Духовная
жизнь — это путь реализации принципа совести, это путь с осмысленным существованием. Для человека необходимы знания, убеждения и воззрения высшего порядка.
Сегодня на человека, на его духовный мир воздействуют разные факторы: динамичные темпы самой общественной жизни, влияние массовой культуры, процессы глобализации и другие явления. Меняется образ жизни человека, но проблема формирования и воспитания культуры совести остается актуальной.
Совестология находит в культуре совести любовь и уважение к ближнему, не рассуждая о заслугах этой личности, рассматривая другую личность как социальную ценность. Она исходит из совокупности мышления, чувствования, воления и творения добра и в этом её высокое жизненное назначение.
Список литературы:
1. Егоров А.В. Совестология как научная область знаний (о культуре совести). В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. Конф. № 1(44). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. — 120 с.
2. Егоров А.В. Философия совести в воззрениях Г.В.Ф. Гегеля как актуальная проблема современности. «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история»: Сб. ст. по материалам междунар. науч. практ. конф. (23 марта 2015 г.) № 3(44) г. Новосибирск, Изд. СибАК, 2015. — 74 с.
3. Маркс К. К критике политической экономии. — М.: Изд-во Политическая литература, 1984. — 207 с.