УДК 316.6
БОТ: 10.18698/2306-8477-2021 -1 -699
Философский анализ проблемы взаимодействия человека с роботами-андроидами в форме новой социальности
© И.П. Кавинова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена проблема непосредственного «общения» современного человека с техникой, выступающей в форме роботов-андроидов. Показан ряд аспектов этой новой формы социальности: проекция человека на его техническую копию (эффект самопознания), решение проблемы иммортализма, использование сверхчеловеческих возможностей роботов-андроидов, а также нетривиальность возможностей одушевления технических гуманоидов. В результате философского анализа проблемы автор приходит к неоднозначным выводам по всем названным направлениям исследования.
Ключевые слова: человекоподобные роботы, Исигуро, проекция, иммортализм, геминоид, андроид, синтоизм, М.-Л. фон Франц, трансгуманизм, анимация
Во время пандемии коронавируса 2020 г. люди разных возрастов начали общаться с помощью гаджетов, ощутив себя своеобразной частью техники, продолжением ее возможностей — ее «ума» и «глупости». Появились разнообразные способы обмана «глупой» техники учащимися, особенно при дистанционном обучении, когда, например, можно выставить свою фотографию во время проведения занятия, создать видимость присутствия при отключенных камере и микрофоне, а самому заниматься другими делами... Ведь, в конце-то концов, не техника выдумала нас, а мы выдумали ее! Автор статьи специально привел пример самого простого обмана, легко разоблачаемого, хотя существует множество способов обмануть технику. Автор хотел обратить внимание не на сам инфантильный принцип обмана, а на проблему непосредственного «общения» человека с техническими изобретениями. Особенно интересно данная проблема раскрывается, когда речь идет о человекоподобных роботах, андроидах, их соотнесенности с человеком ХХ! в. Аспекты данной проблемы важно изучить с раскрытием возможных тенденций развития этих взаимодействий, в том числе негативных и даже опасных.
Известно, что философ Ф. Ницше обозначил термином «человеческое, слишком человеческое» проявление моральных установок в человеческой природе. В XXI в. все еще неизвестно, что же в человеке действительно уникально, а что уравнивает его с животными. Со-
временный человек разрывается между двумя началами: ангельским (духовным) и животным («духлессом», бездуховностью), при этом постоянно выбирая третье, нечто среднее — сугубо человеческое начало. Именно с этим по-прежнему во многом загадочным началом имеют дело и современная наука, и современное общество, и каждый из нас, когда выбирает ту или иную профессию и более широко — тот или иной способ самореализации.
Трансгуманистическая идея начала набирать обороты после окончания Второй мировой войны. Она «проросла» в синтетической теории эволюции (СТЭ) и пышно расцвела в современной постмодернистской культуре. «Когда нет Бога, то все позволено», — эта смысловая формула, известная из произведений Ф.М. Достоевского, вполне оправдывает себя сегодня, причем парадоксально, но для многих наших современников нет выбора между добром и злом, а есть лишь ницшеанский скачок «по ту сторону добра и зла». Это существование во множестве проекций в сфере «ман» (используя термин М. Хайдеггера) обнаруживает страшнейший вакуум, который необходимо заполнить чем угодно — погоней за популярностью или вечной молодостью, поиском путей обогащения или экстремальными путешествиями, главное — заполнить, ведь природа, по словам Г. Лейбница, «не терпит пустоты».
На этом фоне сегодня наблюдаем своеобразный ренессанс робототехники, причем именно в направлении использования человекоподобных роботов. Философский анализ данного феномена современной техники представляется мне особенно интересным. Как правило, при раскрытии технических достижений в упомянутой сфере ограничиваются различного рода дескрипциями, хотя очевидно, что изобретателями в данной области движет отнюдь не тривиальная постановка и столь же нетривиальное решение проблемы «человеческого, слишком человеческого» в homo sapiens («человеке разумном»), или в homo ludens («человеке играющем» Й. Хёйзинга), или в dvQprono^ лоХтко^ («человеке политическом» Аристотеля).
Наметим несколько важных направлений во взаимоотношениях современного человека с роботами-андроидами и на конкретных примерах исследуем их смысловую составляющую:
1) эффект самопознания;
2) иммортализм;
3) использование сверхчеловеческих возможностей человекоподобных роботов;
4) эффект одушевления (анимации) «бездушных» машин.
Представленные направления взаимодействия человека с роботами, безусловно, не исчерпывают всех возможных аспектов этих отношений.
Самопознание. Известный японский робототехник, профессор Хироси Исигуро, глава лаборатории робототехники в Университете Осаки, в одном из своих интервью говорил так: «Я не моделирую будущее, я не Бог. Моя задача проста — понять себя и человечество, это я пытаюсь сделать с помощью своих исследований. Я не задумываюсь, как будет выглядеть мир будущего, не строю идеальной картины, чтобы потом не разочароваться, я просто делаю свою работу, за которую получаю деньги. На самом деле никто не знает, что там получится, — мы просто развиваем технологии» [1]. Исигуро — создатель геминоида Н1-2 (2009), своего собственного двойника, который имеет 50 степеней свободы в реакциях, геминоида F (2010) — женщины-робота (прототип — дочь Хироси), этот робот играл небольшие роли в театральных постановках и выполнял функции живого манекена в одном из торговых центров Токио. Также Исигуро сконструировал теленоида R1 (2010) для веб-общения, геминоида БК (2011) — копию коллеги Исигуро профессора Генриха Шарфа из Дании, и эльфоидов в формате мобильного телефона. Исигуро не скрывает и даже настаивает на том, что его эксперименты с двойником себя самого, техническими двойниками его близких и друзей — это прежде всего попытка понять, как устроен человек — телесно и психически (не будем забывать об этимологии термина «психика», производного от псюхэ — с греч. душа).
С эффектом самопознания связано то, что психоаналитики называют «проекция», в данном случае «проекция» самого робототехника на собственные технические творения. Ученица К. Юнга, талантливый и неординарный исследователь человеческой психики Мария-Луиза фон Франц писала о связи проекции с нашим бессознательным, отмечая, что без механизма бессознательной проекции невозможен ни контакт человека с другим человеком, ни контакт человека с миром. «...Согласно индийской философии, реальность представляется с субъективной точки зрения как проекция. Реальность существует только тогда, когда мы осуществляем проекции на нее» [2, с. 30]. Другими словами, «проекция» — это моделирование реальности, познание себя и мира через модели, постоянно корректируемые как отдельными людьми, так и всей человеческой цивилизацией. Человекоподобные роботы, безусловно, варианты «проекций» человека для более углубленного понимания как соматической (телесной), так и психической природы человека. Хорошо известно замечание Исигуро по поводу игры его геминоида в театре, что его робот лучше живого актера хотя бы в том, что уж точно не забудет текст [1]. Автору настоящей статьи представляется странным смешение в человекоподобной робототехнике эмоциональной и чувственной природы человека. Известный американский психолог и философ начала ХХ в. У. Джемс сделал открытие: вся эмоциональная жизнь человека завязана на его соматике по принципу
«вначале глаза плачут, а позже мы испытываем печаль». Чувственная природа человека, затрагивающая глубинные слои нашей психики, напротив, проявляет себя абсурдно: мы можем смеяться от горя и плакать от радости. Технический клон скопирует эмоции, но он не сможет действовать по законам абсурдной логики чувства, в которой бессмыслица может обернуться смыслом, а смысл рассыпаться на множество бессмысленных осколков. Такое смешение — не единственная условность в проекции человека в форме робота. Однако эффект самопознания, самораспознавания возможностей тела и души (психики) в геминоиде также очевиден.
В России в 2011 г. был сконструирован прототип человекоподобного робота Алиса от компании «Нейроботикс». Этот робот имеет 17 степеней свободы на лице (может улыбаться, выражать грусть, удивление, двигать глазами, жмуриться, моргать, открывать и закрывать рот). Робот предназначен для возможной работы секретарем или помощником врача.
Однако достижением последнего времени является создание пермской компанией Promobot человекоподобного робота Алекса, получившего лицо своего создателя, робототехника Алексея Южако-ва. Неслучайно в 2018 г. на выставке CES в США клиентами компании Promobot захотели стать такие мировые гиганты, как NASA, Amazon, Oracle, Hyperloop и еще около 40 компаний. Геминоид Алекс имеет 29 степеней свободы на лице, он может распознавать речь и человеческие эмоции, обучаться. Этот человекоподобный робот используется для работы в банке и в трудных стрессовых ситуациях. В апреле 2019 г. на канале Россия-24 Алекс озвучил сводку новостей [3]. В разработках отечественных робототехников также наблюдаем использование собственных копий, т. е. возможная случайность создания «клонов»-двойников постепенно становится закономерностью.
Исигуро называет созданных им геминоидов «электронными клонами», можно было бы назвать их техническими «проекциями» робототехников. Напрашивается любопытная аналогия: многие известные художники (А. Дюрер, Х. Рембрандт, Леонардо да Винчи, И.Е. Репин, В.М. Васнецов и др.) писали автопортреты в разном возрасте, они наблюдали за собственным телом, как оно стареет, покрывается морщинами, как меняется взгляд, сквозь который пробивается наполненная жизненным опытом душа. Современные робототехники жертвуют роботам свое лицо и тело, но здесь наблюдаем обратный эффект — их копии в форме «электрических клонов» не стареют. Известно, что Исигуро какое-то время даже делал омолаживающие пластические операции, чтобы не утратить сходство со своим двойни-ком-геминоидом. И здесь возникает еще одна тема для изучения че-
ловекоподобных роботов в их связи с живым человеком — это их возможный иммортализм (бессмертие).
Иммортализм. Трансгуманистическая идея о направленном характере эволюции, о формировании трансчеловека (Дж. Хаксли, Фе-рейдун М. Эсфендиари, Дж. фон Нейман и др.), т. е. «переходного» человека будущего, преодолевающего собственное биологическое «несовершенство» и пространственную ограниченность в космосе, благодаря сверхчеловеческим возможностям, а главное — победившего смерть, эта идея прочно вписалась в современный постмодернистский этап развития человеческой культуры. В России пионерами этой идеи были русские космисты, такие как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский. Во многом возрождение интереса к созданию технических клонов человека обусловлено попытками решения проблемы иммортализма, что определяет своеобразный ренессанс в создании роботов-андроидов в XXI в.
Из всех современных человекоподобных роботов наиболее интеллектуальным, имеющим очевидные перспективы дальнейшего совершенствования искусственного интеллекта считается андроид Bina48, сконструированный в США в 2010 г. В контексте изучения проблемы бессмертия человека этот робот-андроид имеет любопытную предысторию. В семье трансгендера Мартины (Мартина) Рот-блатт произошло несчастье — у ее дочери обнаружили редкую смертельную болезнь, девочке оставалось жить не более трех лет. Родители (Мартина и Бина Ротблатт) начали поиски лекарства, чтобы спасти дочь, им удалось синтезировать новое лекарство, продлившее жизнь ребенку. В результате предпринятых усилий, вложения немалых денежных средств семья стала основателем компании United Therapeutics, которая получила права на выпуск нового лекарства, сегодня продлевающего жизнь 30 тысячам человек в год. Мартине принадлежит 5 % акций компании, довольно большой процент для генерального директора, что сделало ее одним из самых высокооплачиваемых руководителей в сфере биотехнологий. В 2014 г. она стала самой высокооплачиваемой «женщиной»-руководителем, оставаясь самым успешным трансгендером в мире. Тогда же у этой своеобразной семьи родилась идея создания двойника близкого человека с бесконечным сохранением его сознания с помощью цифровых технологий. Мартина вместе с Биной создали организацию Terasem, деятельность которой посвящена поиску бессмертия, она имеет трансгуманистическую направленность. Основатели этой организации убеждены, что можно, сохранив копию своего разума в цифровом виде, создать виртуального двойника, который должен стать полноценным воплощением умершего человека. Первым сделали двойника Бины. Так появился андроид Bina48. Сейчас этого робота активно рекламируют на стра-
ницах Интернета и пытаются найти ему применение в самых разных областях — от чтения лекций студентам до приятного интеллектуального общения тет-а-тет, снимающего стресс. Достижение недавнего времени — это прочитанные Вта48 две лекции по философии студентам Военной академии в США. Человекоподобный робот провел две лекции по курсу нравственной философии, что подразумевало освещение этических норм, теорию справедливых войн и применение искусственного интеллекта в обществе. На занятии присутствовали около ста студентов. Во время лекций робот не был подключен к Интернету и использовал только загруженные ранее данные. Вта48 не только вещал в режиме монолога, но и отвечал на вопросы учащихся. Несмотря на позитивное принятие робота студенческой аудиторией, темп работы андроида оказался недопустимо медленным [4].
Внешне Вта48 является копией своего реального прототипа, но только его головы и плеч, робот не имеет туловища, не может передвигаться. По точности передачи черт лица и синхронности воспроизведения речи в соответствии с мимикой лица, по мнению автора статьи, этот андроид явно уступает возможностям геминоидов, сконструированных Х. Исигуро.
С философской точки зрения цифровое бессмертие — это не что иное, как самообман. Психоаналитик М.-Л. фон Франц справедливо отмечала: «...в ходе исторического развития цивилизаций телесное "место души" медленно двигалось вверх, от почек к животу, в грудь, в гортань и, наконец, в голову, которую даже сегодня многие люди воспринимают как "место души"» [5, с. 89]. В случае с Биной Ротблатт как раз наблюдаем такое немного наивное представление о сохранении личности человека благодаря сохранению не его сознания (т. е. психики в целом), а только части интеллекта («говорящая голова»). Наивно полагать, что сохранение лишь части интеллекта человека, даже с перспективой дальнейшего его самосовершенствования, может стать тождественным бессмертию. Это все равно что признать: летать на самолете — это одно и то же, что летать самому, имея крылья. Двойник Бины — это прежде всего попытка утешить тех, кто может потерять близких, неслучайно уже существует очередь на создание подобных двойников в упомянутой компании. Утешение это, однако, довольно иллюзорное, так как каждый из нас внутренне представляет некую «машину времени», с легкостью погружающую нас из прошлого в будущее, из будущего в настоящего, но при этом динамично существующую во всех трех временах одновременно. Двойник Бины несет в себе груз воспоминаний, способен к некоторым формам обучения, но внутренне не динамичен, не многомерен и не раздвоен на психику и физику (соматику), как это харак-
терно для любого живого интеллекта, который не только логичен, но и антилогичен.
Следует отметить, что тема иммортализма («быть или не быть — вот в чем вопрос...») сама по себе является бессмертной в искусстве, философии и науке . Она обыгрывается множество раз на самые разные лады в литературе, живописи, музыке, в сложных, подчас запутанных научных и философских рассуждениях.
«Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал и чудеса подозревал», — писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», высказывая двойную иронию по отношению к своему персонажу и к самому себе: для трезво мыслящего человека, в отличие от наивного романтика, нет никаких тайн в завершении жизни, если не считать невозможности ни доказать, ни опровергнуть, что этих тайн действительно не существует. В лирике А.С. Пушкина тема бессмыслицы конечной жизни возникает в разных контекстах: «Жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня, От меня чего ты хочешь, ты зовешь или пророчешь, Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу...» [6].
Однако сводима эта тема в искусстве и философии обычно к нескольким схожим сюжетам: жизнь в настоящем без ощущения прошлого и будущего (ницшеанство с темой «вечного возвращения», или надындивидуальное бессмертие логической части души в платонизме, etc.), жизнь как трансформация в новую нетленную форму с одновременным преобразованием всего тварного мира (эсхатологическая тема «страшного суда», христианское понимание индивидуального бессмертия: «умирает тело душевное — рождается тело духовное») и жизнь как преобразованная с помощью науки в новое состояние, вообще не связанное ни с логикой креационизма, ни с естественной эволюцией биологических форм (идеи трансгуманизма).
По мнению автора статьи, интеллект робота-двойника не бессмертный, он просто мертвый. В статье «Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма, или Преодоление "человеческого, слишком человеческого" в XXI веке» автор уже писала о принципиальных отличиях трансгуманистической трактовки бессмертия от христианской, в которой одухотворение плоти, или «второе рождение» человека в Духе, — это сложный, неоднозначно трактуемый христианскими богословами процесс. В свою очередь, трансгуманисты склонны вообще отказаться от той биологической формы, которую представляет человек, как несовершенной и требующей «доработки». В этом плане роботы-андроиды — не единственная форма возможного преобразования человека для трансгуманизма (возможны «серая слизь», наноформа и т. д.) [7].
Использование сверхчеловеческих возможностей роботов-андроидов. Именно сложность человека как биологической машины,
скелет которой переживает века, но хрупкость которой приводит к болезням, старению и краткости человеческой жизни, ставит перед человечеством задачи совершенствования собственного организма. Вселенная так щедро одаривает долголетием звезды и планеты, почему же на долю человека выпадает только «миг между прошлым и будущим»? Технический переворот коснулся всех сфер жизни, конечно, он не мог не затронуть самого человека и его вероятного технического переустройства. И здесь возможен как путь «самосовершенствования» организма человека (импланты, экзоскелеты, искусственные сердечные клапаны и др., включая достижения генной инженерии (клонирование органов, замедление старения клеток)), так и альтернативный путь создания своих двойников-помощников, т. е. роботов. Робот-андроид может имитировать болезнь (в Японии так обучают стоматологов) и выступить в качестве помощника врача, овладевающего навыками профессионального целителя, робот может выполнять функции спасателя в чрезвычайной ситуации, обладая гибкостью живого скелета при неуязвимости металлического тела, робот может общаться с людьми с различными психиатрическими заболеваниями, выступить в качестве хирурга по ряду направлений деятельности (подобная разработка уже была представлена на выставке антропоморфных роботов в Пекине в 2019 г.). Можно назвать множество направлений развития сверхчеловеческих возможностей роботов-гуманоидов. Общая тенденция современной антропоморфной робототехники — это пластичность во взаимодействии с людьми и способность роботов к самообучению. Вопрос о том, стоит ли роботам-помощникам придавать человеческую форму, обсуждался неоднократно. Ответ на него прост: человекоподобная форма вызывает у живого человека, ожидающего помощи, большую степень доверия. Наряду с человекоподобными формами принято также в целях создания положительных эмоций использовать роботов в форме милых животных — тюленя, собаки, мишки.
Приведем несколько примеров конструкций, сделанных японскими робототехниками, активно продвигающими именно это направление. В Японии был создан антропоморфный робот Alter, он кажется недостроенным, но главная особенность в том, что его движения лишены рваной механичной шарнирности, они плавные, почти неотличимы от человеческих, в теле робота 42 пневматических привода, его хаотичными движениями управляют алгоритмы нейронной сети, основываясь на показаниях датчиков, заменяющих машине человеческие эмоции, реагирующих на шум, влажность, приближение людей. Этот андроид может петь и менять выражение лица [8].
Для Японии землетрясения и цунами — весьма частое явление, поэтому здесь активно развиваются роботы, которые смогут помочь в
спасении людей при чрезвычайных ситуациях. Эти роботы-андроиды будут способны разбирать завалы, искать выживших и т. д. Одна из интересных разработок — пара гуманоидов HRP-2 Kai и Jaxon (назван в честь Майкла Джексона), представленных в 2015 г. В том же году Honda анонсировала робота E2-DR, с прототипом которого публика познакомилась в 2017 г. Эти роботы должны уметь преодолевать завалы, узкие проходы, идти по неровным поверхностям [9].
Особой областью использования сверхвозможностей роботов-андроидов является их возможное применение в освоении космического пространства. Наиболее разработанная фантастами, эта сфера применимости человекоподобных роботов от реальности явно отстает. В некоторых фантастических романах в космосе наряду с обычными людьми работают люди со сверхвозможностями. У таких людей глаза, как у орла, ноги, как у гепарда, нюх, как у волка, выносливость, как у верблюда, и т. д. Предполагается, что все эти свойства должны быть внедрены в человека, который сможет настолько усовершенствовать свою природу, что не узнает сам себя, преобразовав свое тело в новую форму, по существу, став живым роботом. Это уже не просто копия себя в роботе-двойнике — это измененная биологическая форма, переставшая быть homo sapiens, ставшая трансчеловеком (или постчеловеком). Остается открытым вопрос: а что в этом случае будет происходить с психикой человека, сумеет ли она встроиться в новую соматику без изъянов для нее, опасных как для самого человека, так и для общества? Например, зачем такому трансчеловеку институт семьи, к чему ему гендерные отношения, их вполне заменят трансгендеры, меняющие пол по собственному усмотрению (или исходя из общественных нужд), а там уже остается только шаг до создания «человеческих инкубаторов», что не раз обыгрывалось в фантастических фильмах ХХ в. о будущем человечества. Начало такого преобразования человеческой плоти трансгуманисты видят в имплантах зубов, костей, в использовании экзоскеле-тов. В данном случае обсуждается не клонирование человека, не успехи генной инженерии, а именно преобразование тела человека в некий живой автомат с неизмеримо большими, чем у его биологического двойника, возможностями.
По мнению автора статьи, сквозь такую трансгуманистическую идеологию проступает особая форма богоборчества — бунт против якобы самой совершенной формы жизни — человека. Ведь даже атеистические воззрения до сих пор придают человеческой природе особую значимость в эволюционной цепи преобразования видовых популяций, и это несмотря на признание стохастического (случайного) характера всех адаптационных процессов.
Трансгуманизм уже перешагнул через национальные границы, по всему миру основываются трансгуманистические организации, такие, например, как «Россия 2045», Российское трансгуманистическое движение. В настоящее время существуют две международные трансгуманистические организации, а также Институт экстропии (Extropy Institute) и Всемирная трансгуманистическая ассоциация (World Transhumanist Association). В США практически в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы трансгуманистов. Растущий объем материалов о трансгуманизме публикуется в Интернете, сами трансгуманисты общаются онлайн.
Иммортализм, как и поиски реализации сверхвозможностей, — нерв этих организаций, область глубинных чаяний ее создателей. В демократических обществах Европы и Северной Америки под видом идеологии толерантности наблюдается «протаскивание» идеи трансгендерности человека. Часто за этой идеологией стоят большие деньги, на что указывают представительные форумы трансгуманистов, привлекающие не только талантливых ученых и писателей-фантастов, но и бизнесменов высших эшелонов (нельзя также исключить связь такого бизнеса с «большой политикой»).
Первый конгресс форума «Глобальное будущее 2045» прошел в 2012 г. в России практически незамеченным. Однако в Нью-Йорке в июне 2013 г. на подобное мероприятие аккредитовалось уже 200 журналистов из ведущих СМИ, на нем выступали известные футурологи и ученые: директор по техническим разработкам корпорации Google, писатель, изобретатель Рэй Курцвейл; предприниматель, крупнейший индивидуальный благотворитель Оксфордского университета Джеймс Мартин; сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте Марвин Минский. На том же форуме присутствовали разработчик технологии протезирования мозга профессор Университета Южной Калифорнии Теодор Бергер; основатель первой российской лаборатории интерфейсов «мозг — компьютер» Александр Каплан; разработчик искусственного интеллекта предприниматель Бен Герцель. Свои доклады представили создатель теории субстрат-независимого разума Рэндал Куне; разработчик теории о возможной квантовой телепортации сознания в альтернативное тело Стюарт Хамерофф; руководитель компании United Therapeutics трансгендер Мартин Ротблатт.
Таким образом , «техноевгеника» — явление не прошлого, не будущего, а настоящего. Сегодня человечество имеет дело с формирующейся новой субкультурой трансгуманизма. Стало хрестоматийным высказывание Дж. Хаксли о том, что «род человеческий достигнет порога новой формы существования», которая будет «отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека». Писатель-фантаст
Р. Курцвейл уже в конце XX в. выражал уверенность в том, что у людей «будут не биологические тела», а тела, созданные с помощью нанотехнологий, возможны также виртуальные тела в виртуальной реальности. Еще в 1959 г. эта идея была высказана ученым-бизнесменом Ричардом Фейнманом в речи «Там внизу полно места» [7].
Прогресс технических преобразований бессмысленно останавливать или запрещать пере-изобретение человеком самого себя. Однако неписаный моральный закон («категорический императив»), который своей простотой приводил в трепет гениального И. Канта, пока еще никому не удавалось отменить. По-прежнему «горят» эти буквы и слова внутри человека с той же неизбежностью, что и горящие божественные слова на пиру Валтасара. Моральный закон гласит: «Человек всегда цель и никогда средство!»
Однако кроме преобразования тела человека в робота нового формата есть альтернативный путь эмоционально окрашенного отношения человека к роботам-андроидам, приводящий к оживлению «статуи Галатеи» гораздо более простым способом. Автор имеет в виду эффект одушевления бездушных роботов с той же простотой и наивностью, как это делают дети со своими любимыми игрушками.
Эффект анимации (одушевления) «бездушных» машин. Синтоизм — древняя японская религиозная традиция (в каком-то смысле национальная религия), основанная на вере в анимизм (одухотворенность) всех вещей (объектов) этого мира. Ёсидо Канэтомо (1435— 1511) писал: «Синто — корень и ствол, конфуцианство — ветви и листья; буддизм — цветы и плоды» [10]. Достигнуть гармонии с самим собой и с природой в этом случае возможно лишь через почтительное отношение к «душевной» (анимистичной) стороне всех предметов окружающего мира. Объектом поклонения в синтоизме может быть «храм», созданный самой природой, например, прекрасная по своей величественности гора Фудзи-сан (Фудзияма, или Фуд-жи), чайная церемония, цветущая сакура или жизнестойкая слива, зацветающая в феврале. Все искусственно сконструированные объекты с точки зрения синтоизма также анимистичны. Для европейца такое одушевление предмета представляется довольно инфантильным, для японца — естественным, включенным в общую культуру быта и мировосприятия. В синтоизме («синто» в переводе на европейские языки означает «путь») мир наполнен жизнью богов («ками»), даже неверующий японец (а как показывает статистика, таких как раз большинство в современной Японии) мыслит, а правильнее сказать, ощущает мир иначе, чем европеец. Архаическое pars pro toto — «по части сужу о целом», или, как говорил философ Анаксагор, «все во всем есть часть всего», — в японской традиции сохранено, и в настоящее время это восприятие мира в целом через малую его деталь:
через один цветок, один падающий лист или лепесток нежно цветущей сакуры, через глоток ароматного зеленого чая, через иероглиф, написанный рукой мастера. Европеец, выбирая между истиной и ложью, скажет: докажи или опровергни, а японец — то, что прекрасно, то истинно.
Русский религиозный философ В.С. Соловьев мечтал написать теодицею в трех частях: «Оправдание добра», «Оправдание истины» и «Оправдание красоты» (так он понимал триадичность Бога в христианстве и так оправдывал («дике») Творца за существование наличного зла в мире), но успел написать только «Оправдание добра». Возможно, две другие части были просто не нужны, ведь с христианской точки зрения Бог един в трех лицах, т. е. в добре, истине и красоте. В японской традиции через красоту проявляется все остальное, а главное — в красоте содержится творческое начало, отличающее человека от всех живых существ. Красота — это пота-енность мира, волшебный скелет телесного мира, она извлекается через познание в форме поэзии (изначальная танка задана богами, хокку же, или хайку, — это трехстишие вообще есть «сжатая в точку Вселенная»), не менее важны живопись, каллиграфия, музыка. Воспроизведение прекрасного в разных видах искусств — единственно возможное, подлинное (автор специально не употребляет европейское понятие «истинное») знание о себе и мире, причем это знание изначально нерациональное, оно есть «восторг от ощущения красоты». В таком контексте японец, по мнению автора статьи, воспринимает аниме в любом виде: от «ками» (духа, бога) домашнего очага до мультипликационного героя, в том числе и в виде человекоподобного робота. Хироси Исигуро не лукавит, когда говорит о том, что его роботы играют на сцене лучше профессиональных актеров, что роботы, которые смогут заменить собой государственных чиновников, прекрасны уже тем, что не берут взяток, и что его нестареющий двойник заставляет его самого «подтянуться» и быть на него похожим. Автор статьи видит в таком отношении перевернутое зеркало в сравнении с европейским пониманием задач робототехники: европеец-робототехник добивается интеллектуального совершенства робота, японец-робототехник совершенствуется сам, изучая своего двойника-робота (в синтоизме человеку предназначено рано или поздно стать «ками», т. е. одним из богов).
В этом смысле терапевтический эффект воздействия робота на человека в Японии может оказаться значительно сильнее и сложнее, чем в странах, не знакомых с подобной идеологией.
Однако для автора настоящей статьи также очевидно, что нет надобности в создании особой программы одушевления робота. Человек с легкостью может это сделать: в детстве любимая игрушка
воспринимается как живая, и в дальнейшем никто не запретит нам, как говорят японцы, поверить в одушевленность любого важного для нас объекта. Магическое восприятие мира pars pro toto (часть вместо целого) — это архетипическая составляющая любого сознания. Возникает вопрос: будет ли человек здороваться с домашним роботом, при этом прекрасно понимая, что это бесчувственная машина. Однозначного ответа нет. Хироси Исигуро считает, что переход к использованию домашних роботов во всем мире будет таким же быстрым и внезапным, как переход человечества на использование мобильных телефонов. Исигуро описывает любопытный эффект восприятия действий управляемой машины операторами. Если робота «обижали», то оператор, работающий с ним, ощущал реальный дискомфорт от этого, как бы перевоплощаясь на короткое время в машину [11].
Приведем несколько примеров такого вполне естественного одушевления человеком «бездушной машины». Один из них — создание роботов в виде любимых животных. Робособака Sparko появилась в 1940 г. — она могла лаять, садиться и просить угощения, разработчиком был Don Lee Hadley, а прототипом робособаки выступал его любимый шотландский терьер. Было сконструировано три Sparko. Роботы умели следовать за источником света. Одна из собак-роботов была потеряна еще до начала выставки роботехники. Она выбежала в оставленные открытыми двери павильона, погналась за машиной, среагировав на свет ее фар, и «погибла» в этой необычной автокатастрофе. Другая собака была потеряна в 1957 г. Судьба третьей остается неизвестной. Можно предположить, что в данном случае на поломку бездушной машины человек реагирует как на «гибель» живого существа, и это происходит непроизвольно и не нуждается в доказательствах психологов.
Не менее любопытен эпизод с разборкой робота на детали в неординарном фильме Ильи Сауловича Ольшвангера (1923-1979) «Его звали Роберт», вышедшего на советские экраны в 1967 г. На первый взгляд это не более чем немного наивная комедия о споре лириков и физиков по поводу использования искусственного интеллекта в форме робота-андроида. В центре внимания находится робот — копия своего создателя. Логика поведения робототехника и назревающий конфликт хозяина со своей технически выполненной копией оказались пророческими. Отметим, что фильм получил премию «Золотой шар» и диплом на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Милане (1969). В конце фильма у зрителя возникает непроизвольное чувство жалости к «бездушному» роботу, разбираемому на переработку.
Можно попытаться представить ситуацию из будущего, как предрекает ее Исигуро, когда робот-андроид станет частью нашего быта, тогда ребром встанет вопрос: насколько в этом случае отноше-
ния с машиной будут эмоционально окрашены и как именно окрашены? Некоторые футурологи пошли еще дальше, чем японский профессор (хотя и он такой возможности не исключает в далеком будущем), и пророчат уже в ближайшее время создание семей с роботами (секс с роботами), что может решить как проблему городского одиночества, так и перенаселения человечества («демографического взрыва»), а заодно и проблему голода и нищеты в некоторых государствах [12].
По мнению автора статьи, человечество стоит на пороге очень непростых вызовов, связанных с серьезными рисками использования нами технических достижений в сфере пере-изобретения самих себя, поэтому философам, социологам, политикам необходимо всерьез задуматься над теми проблемами, которые были коротко обозначены в данном исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Хироси Исигуро. Интервью. URL: http://lovelyhamster.ru/ortopediya-i-travmatologiya/hirosi-isiguro-intervyu-kto-takoi-hirosi-isiguro-ob-obshchenii/ (дата обращения 14.01.2021).
[2] Франц фон М.-Л. Алхимия: введение в символизм и психологию. Москва, Городец, 2017, 296 с.
[3] Promobot представил робота с человеческой внешностью. URL: https://tass.ru/obschestvo/6336171 (дата обращения 14.01.2021).
[4] Робот Bina48 прочитала лекцию по философии. URL: https://robo-hunter.com/news/robot-bina48-prochital-lekciy-po-filosofii-amerikanskim-studentami 13870 (дата обращения 14.01.2021).
[5] Франц фон М.-Л. Проекция и возвращение проекций в юнгианской психологии. Москва, Клуб Касталия, 2016, 288 с.
[6] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома). URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10326/ (дата обращения 30.01.2021).
[7] Кавинова И.П. Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма, или Преодоление «человеческого, слишком человеческого» в XXI веке. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 3, с. 3. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-3-420
[8] Человекоподобные роботы. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/top-10-robotov-pohozhih-na-cheloveka/ (дата обращения 14.12.2020).
[9] Человекоподобные роботы в Японии. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/ yaponskie-robotyi/ (дата обращения 15.12.2020).
[10] Зубко Г.В. Искусство Востока. Курс лекций. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=248796&p=1 (дата обращения 31.01.2021).
[11] Профессор Хироси Исигуро о роботах и городах будущего. URL: https://www.the-village.ru/village/city/situation/112875-hiroshi (дата обращения 15.12.2020).
[12] Демократия для роботов, или Как машины меняют людей. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7344-demokratiya-dlya-robotov-kak-mashiny-menyayut-lyudey-i-zachem-robototekhnike-nuzhny-filosofy/ (дата обращения 30.01.2021).
Статья поступила в редакцию 03.02.2021
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Кавинова И.П. Философский анализ проблемы взаимодействия человека с роботами-андроидами в форме новой социальности. Гуманитарный вестник, 2021, вып. 1. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2021-1-699
Кавинова Ирина Петровна — канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: irinapk@bk.ru
Philosophical analysis of the problem of human interaction with androids in the form of a new sociality
© I.P. Kavinova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
The article considers the problem of direct "communication" of the modern man with the technology acting in the form of androids. A number of aspects of this new form of sociality is shown, such as: projection of a person onto his technical copy (the effect of self-understanding), solving the problem of immortalism, using the superhuman capabilities of android-robots, as well as non-triviality of the possibilities of animating technical hu-manoids. The philosophical analysis of the problem does not lead to unambiguous conclusions in all these areas of research.
Keywords: humanoid robots, Ishiguro, projection, immortalism, geminoid, android, Shin-toism, M.-L. von Franz, transhumanism, animation
REFERENCES
[1] Khirosi Isiguro Intervyu [Hiroshi Ishiguro Interview]. Available at: http://lovelyhamster.ru/ortopediya-i-travmatologiya/Wrosi-isiguro-intervyu-kto-takoi-hirosi-isiguro-ob-obshchenii/ (accessed January 14, 2021).
[2] Franz M-.L. von. Alchemy: an Introduction to the Symbolism and the Psychology. Toronto, Inner City Books Publ., 1980, 280 p. [In Russ.: Franz M.-L. von. Alkhimiya: vvedeniye v simvolizm i psikhologiyu. Moscow, Gorodets Publ., 2017, 296 p.].
[3] PROMOBOT predstavil robota s chelovecheskoy vneshnostyu [PROMOBOT presented a robot with a human appearance]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6336171 (accessed January 14, 2021).
[4] Robot Bina-48 prochitala lektsiyu po filosofii [Robot Bina-48 delivered a lecture on philosophy]. Available at: https://robo-hunter.com/news/robot-bina48-prochital-lekciy-po-filosofii-amerikanskim-studentami13870 (accessed January 14, 2021).
[5] Franz M.-L. von. Projection and Re-Collection in Jungian Psychology. (Reality of the Psyche). U.S. Chicago, Open Court Publ., 1980, 253 p. [In Russ.: Franz M.-L. von. Proyektsiya i vozvrashchenie proyektsiy v yungianskoy psikhologii]. Moscow, Klub Kastaliya Publ., 2016, 288 p.
[6] Pushkin A.S. Polnoye sobraniye sochineniy [The complete collection of writings]. Elektronnye publikatsii instituta russkoy literatury (Pushkinskogo doma) [Electronic publications of the Institute of Russian Literature (Pushkin House)]. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10326/ (accessed January 30, 2021).
[7] Kavinova I.P. Gumanitarny vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2017, iss. 3 (53), p. 3. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-3-420
[8] Chelovekopodobnye roboty [Humanoid robots]. Available at: https://robo-sapiens.ru/stati/top-10-robotov-pohozhih-na-cheloveka/ (accessed December 14, 2020).
[9] Chelovekopodobnye roboty v Yaponii [Humanoid robots in Japan]. Available at: https://robo-sapiens.ru/stati/yaponskie-robotyi/ (accessed December 15, 2020).
[10] Zubko G.V. Iskusstvo Vostoka. Kurs lektsiy [Art of the East. Lecture course.]. 2013. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=248796&p=1/ (accessed January 31, 2021).
[11] Pryamaya rech: Professor Khirosi Isiguro o robotakh i gorodakh budushchego [Direct speech: Professor Hiroshi Ishiguro about robots and cities of the future]. Available at: https://www.the-village.ru/village/city/situation/112875-hiroshi (accessed December 15, 2020).
[12] Demokratiya dlya robotov, ili Kak mashiny menyaut lyudey [Democracy for robots, or how machines change people]. Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/7344-demokratiya-dlya-robotov-kak-mashiny-menyayut-lyudey-i-zachem-robototekhnike-nuzhny-filosofy/ (accessed January 30, 2021).
Kavinova IP., Cand. Sc. (Philos.), Assoc. Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: irinapk@bk.ru