Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С РОБОТАМИ-АНДРОИДАМИ В ФОРМЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С РОБОТАМИ-АНДРОИДАМИ В ФОРМЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
379
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ РОБОТЫ / ИСИГУРО / ПРОЕКЦИЯ / ИММОРТАЛИЗМ / ГЕМИНОИД / АНДРОИД / СИНТОИЗМ / М.-Л. ФОН ФРАНЦ / ТРАНСГУМАНИЗМ / АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кавинова Ирина Петровна

Рассмотрена проблема непосредственного "общения" современного человека с техникой, выступающей в форме роботов-андроидов. Показан ряд аспектов этой новой формы социальности: проекция человека на его техническую копию (эффект самопознания), решение проблемы иммортализма, использование сверхчеловеческих возможностей роботов-андроидов, а также нетривиальность возможностей одушевления технических гуманоидов. В результате философского анализа проблемы автор приходит к неоднозначным выводам по всем названным направлениям исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF HUMAN INTERACTION WITH ANDROIDS IN THE FORM OF A NEW SOCIALITY

The article considers the problem of direct "communication" of the modern man with the technology acting in the form of androids. A number of aspects of this new form of sociality is shown, such as: projection of a person onto his technical copy (the effect of self-understanding), solving the problem of immortalism, using the superhuman capabilities of android-robots, as well as non-triviality of the possibilities of animating technical humanoids. The philosophical analysis of the problem does not lead to unambiguous conclusions in all these areas of research.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С РОБОТАМИ-АНДРОИДАМИ В ФОРМЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ»

УДК 316.6

БОТ: 10.18698/2306-8477-2021 -1 -699

Философский анализ проблемы взаимодействия человека с роботами-андроидами в форме новой социальности

© И.П. Кавинова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена проблема непосредственного «общения» современного человека с техникой, выступающей в форме роботов-андроидов. Показан ряд аспектов этой новой формы социальности: проекция человека на его техническую копию (эффект самопознания), решение проблемы иммортализма, использование сверхчеловеческих возможностей роботов-андроидов, а также нетривиальность возможностей одушевления технических гуманоидов. В результате философского анализа проблемы автор приходит к неоднозначным выводам по всем названным направлениям исследования.

Ключевые слова: человекоподобные роботы, Исигуро, проекция, иммортализм, геминоид, андроид, синтоизм, М.-Л. фон Франц, трансгуманизм, анимация

Во время пандемии коронавируса 2020 г. люди разных возрастов начали общаться с помощью гаджетов, ощутив себя своеобразной частью техники, продолжением ее возможностей — ее «ума» и «глупости». Появились разнообразные способы обмана «глупой» техники учащимися, особенно при дистанционном обучении, когда, например, можно выставить свою фотографию во время проведения занятия, создать видимость присутствия при отключенных камере и микрофоне, а самому заниматься другими делами... Ведь, в конце-то концов, не техника выдумала нас, а мы выдумали ее! Автор статьи специально привел пример самого простого обмана, легко разоблачаемого, хотя существует множество способов обмануть технику. Автор хотел обратить внимание не на сам инфантильный принцип обмана, а на проблему непосредственного «общения» человека с техническими изобретениями. Особенно интересно данная проблема раскрывается, когда речь идет о человекоподобных роботах, андроидах, их соотнесенности с человеком ХХ! в. Аспекты данной проблемы важно изучить с раскрытием возможных тенденций развития этих взаимодействий, в том числе негативных и даже опасных.

Известно, что философ Ф. Ницше обозначил термином «человеческое, слишком человеческое» проявление моральных установок в человеческой природе. В XXI в. все еще неизвестно, что же в человеке действительно уникально, а что уравнивает его с животными. Со-

временный человек разрывается между двумя началами: ангельским (духовным) и животным («духлессом», бездуховностью), при этом постоянно выбирая третье, нечто среднее — сугубо человеческое начало. Именно с этим по-прежнему во многом загадочным началом имеют дело и современная наука, и современное общество, и каждый из нас, когда выбирает ту или иную профессию и более широко — тот или иной способ самореализации.

Трансгуманистическая идея начала набирать обороты после окончания Второй мировой войны. Она «проросла» в синтетической теории эволюции (СТЭ) и пышно расцвела в современной постмодернистской культуре. «Когда нет Бога, то все позволено», — эта смысловая формула, известная из произведений Ф.М. Достоевского, вполне оправдывает себя сегодня, причем парадоксально, но для многих наших современников нет выбора между добром и злом, а есть лишь ницшеанский скачок «по ту сторону добра и зла». Это существование во множестве проекций в сфере «ман» (используя термин М. Хайдеггера) обнаруживает страшнейший вакуум, который необходимо заполнить чем угодно — погоней за популярностью или вечной молодостью, поиском путей обогащения или экстремальными путешествиями, главное — заполнить, ведь природа, по словам Г. Лейбница, «не терпит пустоты».

На этом фоне сегодня наблюдаем своеобразный ренессанс робототехники, причем именно в направлении использования человекоподобных роботов. Философский анализ данного феномена современной техники представляется мне особенно интересным. Как правило, при раскрытии технических достижений в упомянутой сфере ограничиваются различного рода дескрипциями, хотя очевидно, что изобретателями в данной области движет отнюдь не тривиальная постановка и столь же нетривиальное решение проблемы «человеческого, слишком человеческого» в homo sapiens («человеке разумном»), или в homo ludens («человеке играющем» Й. Хёйзинга), или в dvQprono^ лоХтко^ («человеке политическом» Аристотеля).

Наметим несколько важных направлений во взаимоотношениях современного человека с роботами-андроидами и на конкретных примерах исследуем их смысловую составляющую:

1) эффект самопознания;

2) иммортализм;

3) использование сверхчеловеческих возможностей человекоподобных роботов;

4) эффект одушевления (анимации) «бездушных» машин.

Представленные направления взаимодействия человека с роботами, безусловно, не исчерпывают всех возможных аспектов этих отношений.

Самопознание. Известный японский робототехник, профессор Хироси Исигуро, глава лаборатории робототехники в Университете Осаки, в одном из своих интервью говорил так: «Я не моделирую будущее, я не Бог. Моя задача проста — понять себя и человечество, это я пытаюсь сделать с помощью своих исследований. Я не задумываюсь, как будет выглядеть мир будущего, не строю идеальной картины, чтобы потом не разочароваться, я просто делаю свою работу, за которую получаю деньги. На самом деле никто не знает, что там получится, — мы просто развиваем технологии» [1]. Исигуро — создатель геминоида Н1-2 (2009), своего собственного двойника, который имеет 50 степеней свободы в реакциях, геминоида F (2010) — женщины-робота (прототип — дочь Хироси), этот робот играл небольшие роли в театральных постановках и выполнял функции живого манекена в одном из торговых центров Токио. Также Исигуро сконструировал теленоида R1 (2010) для веб-общения, геминоида БК (2011) — копию коллеги Исигуро профессора Генриха Шарфа из Дании, и эльфоидов в формате мобильного телефона. Исигуро не скрывает и даже настаивает на том, что его эксперименты с двойником себя самого, техническими двойниками его близких и друзей — это прежде всего попытка понять, как устроен человек — телесно и психически (не будем забывать об этимологии термина «психика», производного от псюхэ — с греч. душа).

С эффектом самопознания связано то, что психоаналитики называют «проекция», в данном случае «проекция» самого робототехника на собственные технические творения. Ученица К. Юнга, талантливый и неординарный исследователь человеческой психики Мария-Луиза фон Франц писала о связи проекции с нашим бессознательным, отмечая, что без механизма бессознательной проекции невозможен ни контакт человека с другим человеком, ни контакт человека с миром. «...Согласно индийской философии, реальность представляется с субъективной точки зрения как проекция. Реальность существует только тогда, когда мы осуществляем проекции на нее» [2, с. 30]. Другими словами, «проекция» — это моделирование реальности, познание себя и мира через модели, постоянно корректируемые как отдельными людьми, так и всей человеческой цивилизацией. Человекоподобные роботы, безусловно, варианты «проекций» человека для более углубленного понимания как соматической (телесной), так и психической природы человека. Хорошо известно замечание Исигуро по поводу игры его геминоида в театре, что его робот лучше живого актера хотя бы в том, что уж точно не забудет текст [1]. Автору настоящей статьи представляется странным смешение в человекоподобной робототехнике эмоциональной и чувственной природы человека. Известный американский психолог и философ начала ХХ в. У. Джемс сделал открытие: вся эмоциональная жизнь человека завязана на его соматике по принципу

«вначале глаза плачут, а позже мы испытываем печаль». Чувственная природа человека, затрагивающая глубинные слои нашей психики, напротив, проявляет себя абсурдно: мы можем смеяться от горя и плакать от радости. Технический клон скопирует эмоции, но он не сможет действовать по законам абсурдной логики чувства, в которой бессмыслица может обернуться смыслом, а смысл рассыпаться на множество бессмысленных осколков. Такое смешение — не единственная условность в проекции человека в форме робота. Однако эффект самопознания, самораспознавания возможностей тела и души (психики) в геминоиде также очевиден.

В России в 2011 г. был сконструирован прототип человекоподобного робота Алиса от компании «Нейроботикс». Этот робот имеет 17 степеней свободы на лице (может улыбаться, выражать грусть, удивление, двигать глазами, жмуриться, моргать, открывать и закрывать рот). Робот предназначен для возможной работы секретарем или помощником врача.

Однако достижением последнего времени является создание пермской компанией Promobot человекоподобного робота Алекса, получившего лицо своего создателя, робототехника Алексея Южако-ва. Неслучайно в 2018 г. на выставке CES в США клиентами компании Promobot захотели стать такие мировые гиганты, как NASA, Amazon, Oracle, Hyperloop и еще около 40 компаний. Геминоид Алекс имеет 29 степеней свободы на лице, он может распознавать речь и человеческие эмоции, обучаться. Этот человекоподобный робот используется для работы в банке и в трудных стрессовых ситуациях. В апреле 2019 г. на канале Россия-24 Алекс озвучил сводку новостей [3]. В разработках отечественных робототехников также наблюдаем использование собственных копий, т. е. возможная случайность создания «клонов»-двойников постепенно становится закономерностью.

Исигуро называет созданных им геминоидов «электронными клонами», можно было бы назвать их техническими «проекциями» робототехников. Напрашивается любопытная аналогия: многие известные художники (А. Дюрер, Х. Рембрандт, Леонардо да Винчи, И.Е. Репин, В.М. Васнецов и др.) писали автопортреты в разном возрасте, они наблюдали за собственным телом, как оно стареет, покрывается морщинами, как меняется взгляд, сквозь который пробивается наполненная жизненным опытом душа. Современные робототехники жертвуют роботам свое лицо и тело, но здесь наблюдаем обратный эффект — их копии в форме «электрических клонов» не стареют. Известно, что Исигуро какое-то время даже делал омолаживающие пластические операции, чтобы не утратить сходство со своим двойни-ком-геминоидом. И здесь возникает еще одна тема для изучения че-

ловекоподобных роботов в их связи с живым человеком — это их возможный иммортализм (бессмертие).

Иммортализм. Трансгуманистическая идея о направленном характере эволюции, о формировании трансчеловека (Дж. Хаксли, Фе-рейдун М. Эсфендиари, Дж. фон Нейман и др.), т. е. «переходного» человека будущего, преодолевающего собственное биологическое «несовершенство» и пространственную ограниченность в космосе, благодаря сверхчеловеческим возможностям, а главное — победившего смерть, эта идея прочно вписалась в современный постмодернистский этап развития человеческой культуры. В России пионерами этой идеи были русские космисты, такие как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский. Во многом возрождение интереса к созданию технических клонов человека обусловлено попытками решения проблемы иммортализма, что определяет своеобразный ренессанс в создании роботов-андроидов в XXI в.

Из всех современных человекоподобных роботов наиболее интеллектуальным, имеющим очевидные перспективы дальнейшего совершенствования искусственного интеллекта считается андроид Bina48, сконструированный в США в 2010 г. В контексте изучения проблемы бессмертия человека этот робот-андроид имеет любопытную предысторию. В семье трансгендера Мартины (Мартина) Рот-блатт произошло несчастье — у ее дочери обнаружили редкую смертельную болезнь, девочке оставалось жить не более трех лет. Родители (Мартина и Бина Ротблатт) начали поиски лекарства, чтобы спасти дочь, им удалось синтезировать новое лекарство, продлившее жизнь ребенку. В результате предпринятых усилий, вложения немалых денежных средств семья стала основателем компании United Therapeutics, которая получила права на выпуск нового лекарства, сегодня продлевающего жизнь 30 тысячам человек в год. Мартине принадлежит 5 % акций компании, довольно большой процент для генерального директора, что сделало ее одним из самых высокооплачиваемых руководителей в сфере биотехнологий. В 2014 г. она стала самой высокооплачиваемой «женщиной»-руководителем, оставаясь самым успешным трансгендером в мире. Тогда же у этой своеобразной семьи родилась идея создания двойника близкого человека с бесконечным сохранением его сознания с помощью цифровых технологий. Мартина вместе с Биной создали организацию Terasem, деятельность которой посвящена поиску бессмертия, она имеет трансгуманистическую направленность. Основатели этой организации убеждены, что можно, сохранив копию своего разума в цифровом виде, создать виртуального двойника, который должен стать полноценным воплощением умершего человека. Первым сделали двойника Бины. Так появился андроид Bina48. Сейчас этого робота активно рекламируют на стра-

ницах Интернета и пытаются найти ему применение в самых разных областях — от чтения лекций студентам до приятного интеллектуального общения тет-а-тет, снимающего стресс. Достижение недавнего времени — это прочитанные Вта48 две лекции по философии студентам Военной академии в США. Человекоподобный робот провел две лекции по курсу нравственной философии, что подразумевало освещение этических норм, теорию справедливых войн и применение искусственного интеллекта в обществе. На занятии присутствовали около ста студентов. Во время лекций робот не был подключен к Интернету и использовал только загруженные ранее данные. Вта48 не только вещал в режиме монолога, но и отвечал на вопросы учащихся. Несмотря на позитивное принятие робота студенческой аудиторией, темп работы андроида оказался недопустимо медленным [4].

Внешне Вта48 является копией своего реального прототипа, но только его головы и плеч, робот не имеет туловища, не может передвигаться. По точности передачи черт лица и синхронности воспроизведения речи в соответствии с мимикой лица, по мнению автора статьи, этот андроид явно уступает возможностям геминоидов, сконструированных Х. Исигуро.

С философской точки зрения цифровое бессмертие — это не что иное, как самообман. Психоаналитик М.-Л. фон Франц справедливо отмечала: «...в ходе исторического развития цивилизаций телесное "место души" медленно двигалось вверх, от почек к животу, в грудь, в гортань и, наконец, в голову, которую даже сегодня многие люди воспринимают как "место души"» [5, с. 89]. В случае с Биной Ротблатт как раз наблюдаем такое немного наивное представление о сохранении личности человека благодаря сохранению не его сознания (т. е. психики в целом), а только части интеллекта («говорящая голова»). Наивно полагать, что сохранение лишь части интеллекта человека, даже с перспективой дальнейшего его самосовершенствования, может стать тождественным бессмертию. Это все равно что признать: летать на самолете — это одно и то же, что летать самому, имея крылья. Двойник Бины — это прежде всего попытка утешить тех, кто может потерять близких, неслучайно уже существует очередь на создание подобных двойников в упомянутой компании. Утешение это, однако, довольно иллюзорное, так как каждый из нас внутренне представляет некую «машину времени», с легкостью погружающую нас из прошлого в будущее, из будущего в настоящего, но при этом динамично существующую во всех трех временах одновременно. Двойник Бины несет в себе груз воспоминаний, способен к некоторым формам обучения, но внутренне не динамичен, не многомерен и не раздвоен на психику и физику (соматику), как это харак-

терно для любого живого интеллекта, который не только логичен, но и антилогичен.

Следует отметить, что тема иммортализма («быть или не быть — вот в чем вопрос...») сама по себе является бессмертной в искусстве, философии и науке . Она обыгрывается множество раз на самые разные лады в литературе, живописи, музыке, в сложных, подчас запутанных научных и философских рассуждениях.

«Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал и чудеса подозревал», — писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», высказывая двойную иронию по отношению к своему персонажу и к самому себе: для трезво мыслящего человека, в отличие от наивного романтика, нет никаких тайн в завершении жизни, если не считать невозможности ни доказать, ни опровергнуть, что этих тайн действительно не существует. В лирике А.С. Пушкина тема бессмыслицы конечной жизни возникает в разных контекстах: «Жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня, От меня чего ты хочешь, ты зовешь или пророчешь, Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу...» [6].

Однако сводима эта тема в искусстве и философии обычно к нескольким схожим сюжетам: жизнь в настоящем без ощущения прошлого и будущего (ницшеанство с темой «вечного возвращения», или надындивидуальное бессмертие логической части души в платонизме, etc.), жизнь как трансформация в новую нетленную форму с одновременным преобразованием всего тварного мира (эсхатологическая тема «страшного суда», христианское понимание индивидуального бессмертия: «умирает тело душевное — рождается тело духовное») и жизнь как преобразованная с помощью науки в новое состояние, вообще не связанное ни с логикой креационизма, ни с естественной эволюцией биологических форм (идеи трансгуманизма).

По мнению автора статьи, интеллект робота-двойника не бессмертный, он просто мертвый. В статье «Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма, или Преодоление "человеческого, слишком человеческого" в XXI веке» автор уже писала о принципиальных отличиях трансгуманистической трактовки бессмертия от христианской, в которой одухотворение плоти, или «второе рождение» человека в Духе, — это сложный, неоднозначно трактуемый христианскими богословами процесс. В свою очередь, трансгуманисты склонны вообще отказаться от той биологической формы, которую представляет человек, как несовершенной и требующей «доработки». В этом плане роботы-андроиды — не единственная форма возможного преобразования человека для трансгуманизма (возможны «серая слизь», наноформа и т. д.) [7].

Использование сверхчеловеческих возможностей роботов-андроидов. Именно сложность человека как биологической машины,

скелет которой переживает века, но хрупкость которой приводит к болезням, старению и краткости человеческой жизни, ставит перед человечеством задачи совершенствования собственного организма. Вселенная так щедро одаривает долголетием звезды и планеты, почему же на долю человека выпадает только «миг между прошлым и будущим»? Технический переворот коснулся всех сфер жизни, конечно, он не мог не затронуть самого человека и его вероятного технического переустройства. И здесь возможен как путь «самосовершенствования» организма человека (импланты, экзоскелеты, искусственные сердечные клапаны и др., включая достижения генной инженерии (клонирование органов, замедление старения клеток)), так и альтернативный путь создания своих двойников-помощников, т. е. роботов. Робот-андроид может имитировать болезнь (в Японии так обучают стоматологов) и выступить в качестве помощника врача, овладевающего навыками профессионального целителя, робот может выполнять функции спасателя в чрезвычайной ситуации, обладая гибкостью живого скелета при неуязвимости металлического тела, робот может общаться с людьми с различными психиатрическими заболеваниями, выступить в качестве хирурга по ряду направлений деятельности (подобная разработка уже была представлена на выставке антропоморфных роботов в Пекине в 2019 г.). Можно назвать множество направлений развития сверхчеловеческих возможностей роботов-гуманоидов. Общая тенденция современной антропоморфной робототехники — это пластичность во взаимодействии с людьми и способность роботов к самообучению. Вопрос о том, стоит ли роботам-помощникам придавать человеческую форму, обсуждался неоднократно. Ответ на него прост: человекоподобная форма вызывает у живого человека, ожидающего помощи, большую степень доверия. Наряду с человекоподобными формами принято также в целях создания положительных эмоций использовать роботов в форме милых животных — тюленя, собаки, мишки.

Приведем несколько примеров конструкций, сделанных японскими робототехниками, активно продвигающими именно это направление. В Японии был создан антропоморфный робот Alter, он кажется недостроенным, но главная особенность в том, что его движения лишены рваной механичной шарнирности, они плавные, почти неотличимы от человеческих, в теле робота 42 пневматических привода, его хаотичными движениями управляют алгоритмы нейронной сети, основываясь на показаниях датчиков, заменяющих машине человеческие эмоции, реагирующих на шум, влажность, приближение людей. Этот андроид может петь и менять выражение лица [8].

Для Японии землетрясения и цунами — весьма частое явление, поэтому здесь активно развиваются роботы, которые смогут помочь в

спасении людей при чрезвычайных ситуациях. Эти роботы-андроиды будут способны разбирать завалы, искать выживших и т. д. Одна из интересных разработок — пара гуманоидов HRP-2 Kai и Jaxon (назван в честь Майкла Джексона), представленных в 2015 г. В том же году Honda анонсировала робота E2-DR, с прототипом которого публика познакомилась в 2017 г. Эти роботы должны уметь преодолевать завалы, узкие проходы, идти по неровным поверхностям [9].

Особой областью использования сверхвозможностей роботов-андроидов является их возможное применение в освоении космического пространства. Наиболее разработанная фантастами, эта сфера применимости человекоподобных роботов от реальности явно отстает. В некоторых фантастических романах в космосе наряду с обычными людьми работают люди со сверхвозможностями. У таких людей глаза, как у орла, ноги, как у гепарда, нюх, как у волка, выносливость, как у верблюда, и т. д. Предполагается, что все эти свойства должны быть внедрены в человека, который сможет настолько усовершенствовать свою природу, что не узнает сам себя, преобразовав свое тело в новую форму, по существу, став живым роботом. Это уже не просто копия себя в роботе-двойнике — это измененная биологическая форма, переставшая быть homo sapiens, ставшая трансчеловеком (или постчеловеком). Остается открытым вопрос: а что в этом случае будет происходить с психикой человека, сумеет ли она встроиться в новую соматику без изъянов для нее, опасных как для самого человека, так и для общества? Например, зачем такому трансчеловеку институт семьи, к чему ему гендерные отношения, их вполне заменят трансгендеры, меняющие пол по собственному усмотрению (или исходя из общественных нужд), а там уже остается только шаг до создания «человеческих инкубаторов», что не раз обыгрывалось в фантастических фильмах ХХ в. о будущем человечества. Начало такого преобразования человеческой плоти трансгуманисты видят в имплантах зубов, костей, в использовании экзоскеле-тов. В данном случае обсуждается не клонирование человека, не успехи генной инженерии, а именно преобразование тела человека в некий живой автомат с неизмеримо большими, чем у его биологического двойника, возможностями.

По мнению автора статьи, сквозь такую трансгуманистическую идеологию проступает особая форма богоборчества — бунт против якобы самой совершенной формы жизни — человека. Ведь даже атеистические воззрения до сих пор придают человеческой природе особую значимость в эволюционной цепи преобразования видовых популяций, и это несмотря на признание стохастического (случайного) характера всех адаптационных процессов.

Трансгуманизм уже перешагнул через национальные границы, по всему миру основываются трансгуманистические организации, такие, например, как «Россия 2045», Российское трансгуманистическое движение. В настоящее время существуют две международные трансгуманистические организации, а также Институт экстропии (Extropy Institute) и Всемирная трансгуманистическая ассоциация (World Transhumanist Association). В США практически в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы трансгуманистов. Растущий объем материалов о трансгуманизме публикуется в Интернете, сами трансгуманисты общаются онлайн.

Иммортализм, как и поиски реализации сверхвозможностей, — нерв этих организаций, область глубинных чаяний ее создателей. В демократических обществах Европы и Северной Америки под видом идеологии толерантности наблюдается «протаскивание» идеи трансгендерности человека. Часто за этой идеологией стоят большие деньги, на что указывают представительные форумы трансгуманистов, привлекающие не только талантливых ученых и писателей-фантастов, но и бизнесменов высших эшелонов (нельзя также исключить связь такого бизнеса с «большой политикой»).

Первый конгресс форума «Глобальное будущее 2045» прошел в 2012 г. в России практически незамеченным. Однако в Нью-Йорке в июне 2013 г. на подобное мероприятие аккредитовалось уже 200 журналистов из ведущих СМИ, на нем выступали известные футурологи и ученые: директор по техническим разработкам корпорации Google, писатель, изобретатель Рэй Курцвейл; предприниматель, крупнейший индивидуальный благотворитель Оксфордского университета Джеймс Мартин; сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте Марвин Минский. На том же форуме присутствовали разработчик технологии протезирования мозга профессор Университета Южной Калифорнии Теодор Бергер; основатель первой российской лаборатории интерфейсов «мозг — компьютер» Александр Каплан; разработчик искусственного интеллекта предприниматель Бен Герцель. Свои доклады представили создатель теории субстрат-независимого разума Рэндал Куне; разработчик теории о возможной квантовой телепортации сознания в альтернативное тело Стюарт Хамерофф; руководитель компании United Therapeutics трансгендер Мартин Ротблатт.

Таким образом , «техноевгеника» — явление не прошлого, не будущего, а настоящего. Сегодня человечество имеет дело с формирующейся новой субкультурой трансгуманизма. Стало хрестоматийным высказывание Дж. Хаксли о том, что «род человеческий достигнет порога новой формы существования», которая будет «отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека». Писатель-фантаст

Р. Курцвейл уже в конце XX в. выражал уверенность в том, что у людей «будут не биологические тела», а тела, созданные с помощью нанотехнологий, возможны также виртуальные тела в виртуальной реальности. Еще в 1959 г. эта идея была высказана ученым-бизнесменом Ричардом Фейнманом в речи «Там внизу полно места» [7].

Прогресс технических преобразований бессмысленно останавливать или запрещать пере-изобретение человеком самого себя. Однако неписаный моральный закон («категорический императив»), который своей простотой приводил в трепет гениального И. Канта, пока еще никому не удавалось отменить. По-прежнему «горят» эти буквы и слова внутри человека с той же неизбежностью, что и горящие божественные слова на пиру Валтасара. Моральный закон гласит: «Человек всегда цель и никогда средство!»

Однако кроме преобразования тела человека в робота нового формата есть альтернативный путь эмоционально окрашенного отношения человека к роботам-андроидам, приводящий к оживлению «статуи Галатеи» гораздо более простым способом. Автор имеет в виду эффект одушевления бездушных роботов с той же простотой и наивностью, как это делают дети со своими любимыми игрушками.

Эффект анимации (одушевления) «бездушных» машин. Синтоизм — древняя японская религиозная традиция (в каком-то смысле национальная религия), основанная на вере в анимизм (одухотворенность) всех вещей (объектов) этого мира. Ёсидо Канэтомо (1435— 1511) писал: «Синто — корень и ствол, конфуцианство — ветви и листья; буддизм — цветы и плоды» [10]. Достигнуть гармонии с самим собой и с природой в этом случае возможно лишь через почтительное отношение к «душевной» (анимистичной) стороне всех предметов окружающего мира. Объектом поклонения в синтоизме может быть «храм», созданный самой природой, например, прекрасная по своей величественности гора Фудзи-сан (Фудзияма, или Фуд-жи), чайная церемония, цветущая сакура или жизнестойкая слива, зацветающая в феврале. Все искусственно сконструированные объекты с точки зрения синтоизма также анимистичны. Для европейца такое одушевление предмета представляется довольно инфантильным, для японца — естественным, включенным в общую культуру быта и мировосприятия. В синтоизме («синто» в переводе на европейские языки означает «путь») мир наполнен жизнью богов («ками»), даже неверующий японец (а как показывает статистика, таких как раз большинство в современной Японии) мыслит, а правильнее сказать, ощущает мир иначе, чем европеец. Архаическое pars pro toto — «по части сужу о целом», или, как говорил философ Анаксагор, «все во всем есть часть всего», — в японской традиции сохранено, и в настоящее время это восприятие мира в целом через малую его деталь:

через один цветок, один падающий лист или лепесток нежно цветущей сакуры, через глоток ароматного зеленого чая, через иероглиф, написанный рукой мастера. Европеец, выбирая между истиной и ложью, скажет: докажи или опровергни, а японец — то, что прекрасно, то истинно.

Русский религиозный философ В.С. Соловьев мечтал написать теодицею в трех частях: «Оправдание добра», «Оправдание истины» и «Оправдание красоты» (так он понимал триадичность Бога в христианстве и так оправдывал («дике») Творца за существование наличного зла в мире), но успел написать только «Оправдание добра». Возможно, две другие части были просто не нужны, ведь с христианской точки зрения Бог един в трех лицах, т. е. в добре, истине и красоте. В японской традиции через красоту проявляется все остальное, а главное — в красоте содержится творческое начало, отличающее человека от всех живых существ. Красота — это пота-енность мира, волшебный скелет телесного мира, она извлекается через познание в форме поэзии (изначальная танка задана богами, хокку же, или хайку, — это трехстишие вообще есть «сжатая в точку Вселенная»), не менее важны живопись, каллиграфия, музыка. Воспроизведение прекрасного в разных видах искусств — единственно возможное, подлинное (автор специально не употребляет европейское понятие «истинное») знание о себе и мире, причем это знание изначально нерациональное, оно есть «восторг от ощущения красоты». В таком контексте японец, по мнению автора статьи, воспринимает аниме в любом виде: от «ками» (духа, бога) домашнего очага до мультипликационного героя, в том числе и в виде человекоподобного робота. Хироси Исигуро не лукавит, когда говорит о том, что его роботы играют на сцене лучше профессиональных актеров, что роботы, которые смогут заменить собой государственных чиновников, прекрасны уже тем, что не берут взяток, и что его нестареющий двойник заставляет его самого «подтянуться» и быть на него похожим. Автор статьи видит в таком отношении перевернутое зеркало в сравнении с европейским пониманием задач робототехники: европеец-робототехник добивается интеллектуального совершенства робота, японец-робототехник совершенствуется сам, изучая своего двойника-робота (в синтоизме человеку предназначено рано или поздно стать «ками», т. е. одним из богов).

В этом смысле терапевтический эффект воздействия робота на человека в Японии может оказаться значительно сильнее и сложнее, чем в странах, не знакомых с подобной идеологией.

Однако для автора настоящей статьи также очевидно, что нет надобности в создании особой программы одушевления робота. Человек с легкостью может это сделать: в детстве любимая игрушка

воспринимается как живая, и в дальнейшем никто не запретит нам, как говорят японцы, поверить в одушевленность любого важного для нас объекта. Магическое восприятие мира pars pro toto (часть вместо целого) — это архетипическая составляющая любого сознания. Возникает вопрос: будет ли человек здороваться с домашним роботом, при этом прекрасно понимая, что это бесчувственная машина. Однозначного ответа нет. Хироси Исигуро считает, что переход к использованию домашних роботов во всем мире будет таким же быстрым и внезапным, как переход человечества на использование мобильных телефонов. Исигуро описывает любопытный эффект восприятия действий управляемой машины операторами. Если робота «обижали», то оператор, работающий с ним, ощущал реальный дискомфорт от этого, как бы перевоплощаясь на короткое время в машину [11].

Приведем несколько примеров такого вполне естественного одушевления человеком «бездушной машины». Один из них — создание роботов в виде любимых животных. Робособака Sparko появилась в 1940 г. — она могла лаять, садиться и просить угощения, разработчиком был Don Lee Hadley, а прототипом робособаки выступал его любимый шотландский терьер. Было сконструировано три Sparko. Роботы умели следовать за источником света. Одна из собак-роботов была потеряна еще до начала выставки роботехники. Она выбежала в оставленные открытыми двери павильона, погналась за машиной, среагировав на свет ее фар, и «погибла» в этой необычной автокатастрофе. Другая собака была потеряна в 1957 г. Судьба третьей остается неизвестной. Можно предположить, что в данном случае на поломку бездушной машины человек реагирует как на «гибель» живого существа, и это происходит непроизвольно и не нуждается в доказательствах психологов.

Не менее любопытен эпизод с разборкой робота на детали в неординарном фильме Ильи Сауловича Ольшвангера (1923-1979) «Его звали Роберт», вышедшего на советские экраны в 1967 г. На первый взгляд это не более чем немного наивная комедия о споре лириков и физиков по поводу использования искусственного интеллекта в форме робота-андроида. В центре внимания находится робот — копия своего создателя. Логика поведения робототехника и назревающий конфликт хозяина со своей технически выполненной копией оказались пророческими. Отметим, что фильм получил премию «Золотой шар» и диплом на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Милане (1969). В конце фильма у зрителя возникает непроизвольное чувство жалости к «бездушному» роботу, разбираемому на переработку.

Можно попытаться представить ситуацию из будущего, как предрекает ее Исигуро, когда робот-андроид станет частью нашего быта, тогда ребром встанет вопрос: насколько в этом случае отноше-

ния с машиной будут эмоционально окрашены и как именно окрашены? Некоторые футурологи пошли еще дальше, чем японский профессор (хотя и он такой возможности не исключает в далеком будущем), и пророчат уже в ближайшее время создание семей с роботами (секс с роботами), что может решить как проблему городского одиночества, так и перенаселения человечества («демографического взрыва»), а заодно и проблему голода и нищеты в некоторых государствах [12].

По мнению автора статьи, человечество стоит на пороге очень непростых вызовов, связанных с серьезными рисками использования нами технических достижений в сфере пере-изобретения самих себя, поэтому философам, социологам, политикам необходимо всерьез задуматься над теми проблемами, которые были коротко обозначены в данном исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Хироси Исигуро. Интервью. URL: http://lovelyhamster.ru/ortopediya-i-travmatologiya/hirosi-isiguro-intervyu-kto-takoi-hirosi-isiguro-ob-obshchenii/ (дата обращения 14.01.2021).

[2] Франц фон М.-Л. Алхимия: введение в символизм и психологию. Москва, Городец, 2017, 296 с.

[3] Promobot представил робота с человеческой внешностью. URL: https://tass.ru/obschestvo/6336171 (дата обращения 14.01.2021).

[4] Робот Bina48 прочитала лекцию по философии. URL: https://robo-hunter.com/news/robot-bina48-prochital-lekciy-po-filosofii-amerikanskim-studentami 13870 (дата обращения 14.01.2021).

[5] Франц фон М.-Л. Проекция и возвращение проекций в юнгианской психологии. Москва, Клуб Касталия, 2016, 288 с.

[6] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома). URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10326/ (дата обращения 30.01.2021).

[7] Кавинова И.П. Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма, или Преодоление «человеческого, слишком человеческого» в XXI веке. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 3, с. 3. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-3-420

[8] Человекоподобные роботы. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/top-10-robotov-pohozhih-na-cheloveka/ (дата обращения 14.12.2020).

[9] Человекоподобные роботы в Японии. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/ yaponskie-robotyi/ (дата обращения 15.12.2020).

[10] Зубко Г.В. Искусство Востока. Курс лекций. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=248796&p=1 (дата обращения 31.01.2021).

[11] Профессор Хироси Исигуро о роботах и городах будущего. URL: https://www.the-village.ru/village/city/situation/112875-hiroshi (дата обращения 15.12.2020).

[12] Демократия для роботов, или Как машины меняют людей. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7344-demokratiya-dlya-robotov-kak-mashiny-menyayut-lyudey-i-zachem-robototekhnike-nuzhny-filosofy/ (дата обращения 30.01.2021).

Статья поступила в редакцию 03.02.2021

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Кавинова И.П. Философский анализ проблемы взаимодействия человека с роботами-андроидами в форме новой социальности. Гуманитарный вестник, 2021, вып. 1. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2021-1-699

Кавинова Ирина Петровна — канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: irinapk@bk.ru

Philosophical analysis of the problem of human interaction with androids in the form of a new sociality

© I.P. Kavinova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article considers the problem of direct "communication" of the modern man with the technology acting in the form of androids. A number of aspects of this new form of sociality is shown, such as: projection of a person onto his technical copy (the effect of self-understanding), solving the problem of immortalism, using the superhuman capabilities of android-robots, as well as non-triviality of the possibilities of animating technical hu-manoids. The philosophical analysis of the problem does not lead to unambiguous conclusions in all these areas of research.

Keywords: humanoid robots, Ishiguro, projection, immortalism, geminoid, android, Shin-toism, M.-L. von Franz, transhumanism, animation

REFERENCES

[1] Khirosi Isiguro Intervyu [Hiroshi Ishiguro Interview]. Available at: http://lovelyhamster.ru/ortopediya-i-travmatologiya/Wrosi-isiguro-intervyu-kto-takoi-hirosi-isiguro-ob-obshchenii/ (accessed January 14, 2021).

[2] Franz M-.L. von. Alchemy: an Introduction to the Symbolism and the Psychology. Toronto, Inner City Books Publ., 1980, 280 p. [In Russ.: Franz M.-L. von. Alkhimiya: vvedeniye v simvolizm i psikhologiyu. Moscow, Gorodets Publ., 2017, 296 p.].

[3] PROMOBOT predstavil robota s chelovecheskoy vneshnostyu [PROMOBOT presented a robot with a human appearance]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6336171 (accessed January 14, 2021).

[4] Robot Bina-48 prochitala lektsiyu po filosofii [Robot Bina-48 delivered a lecture on philosophy]. Available at: https://robo-hunter.com/news/robot-bina48-prochital-lekciy-po-filosofii-amerikanskim-studentami13870 (accessed January 14, 2021).

[5] Franz M.-L. von. Projection and Re-Collection in Jungian Psychology. (Reality of the Psyche). U.S. Chicago, Open Court Publ., 1980, 253 p. [In Russ.: Franz M.-L. von. Proyektsiya i vozvrashchenie proyektsiy v yungianskoy psikhologii]. Moscow, Klub Kastaliya Publ., 2016, 288 p.

[6] Pushkin A.S. Polnoye sobraniye sochineniy [The complete collection of writings]. Elektronnye publikatsii instituta russkoy literatury (Pushkinskogo doma) [Electronic publications of the Institute of Russian Literature (Pushkin House)]. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10326/ (accessed January 30, 2021).

[7] Kavinova I.P. Gumanitarny vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2017, iss. 3 (53), p. 3. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-3-420

[8] Chelovekopodobnye roboty [Humanoid robots]. Available at: https://robo-sapiens.ru/stati/top-10-robotov-pohozhih-na-cheloveka/ (accessed December 14, 2020).

[9] Chelovekopodobnye roboty v Yaponii [Humanoid robots in Japan]. Available at: https://robo-sapiens.ru/stati/yaponskie-robotyi/ (accessed December 15, 2020).

[10] Zubko G.V. Iskusstvo Vostoka. Kurs lektsiy [Art of the East. Lecture course.]. 2013. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=248796&p=1/ (accessed January 31, 2021).

[11] Pryamaya rech: Professor Khirosi Isiguro o robotakh i gorodakh budushchego [Direct speech: Professor Hiroshi Ishiguro about robots and cities of the future]. Available at: https://www.the-village.ru/village/city/situation/112875-hiroshi (accessed December 15, 2020).

[12] Demokratiya dlya robotov, ili Kak mashiny menyaut lyudey [Democracy for robots, or how machines change people]. Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/7344-demokratiya-dlya-robotov-kak-mashiny-menyayut-lyudey-i-zachem-robototekhnike-nuzhny-filosofy/ (accessed January 30, 2021).

Kavinova IP., Cand. Sc. (Philos.), Assoc. Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: irinapk@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.