Научная статья на тему 'Философские воззрения Фёдора Оганесова-Невежина'

Философские воззрения Фёдора Оганесова-Невежина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
527
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК / ФЁДОР ОГАНЕСОВ-НЕВЕЖИН / МЕЖДУНАРОДНЫЙ / КИНОФЕСТИВАЛЬ / СВЕТ МИРУ / ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ / AN ARTIST / FYODOR OGANESOV-NEVEZHIN / INTERNATIONAL FILM FESTIVAL / LIGHT OF THE WORLD / PHILOSOPHIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Надежда Анатольевна

В статье анализируются философские взгляды художника Фёдора Оганесова-Невежина. Отправной точкой анализа послужила неоднозначная и противоречивая трактовка специалистами автобиографического фильма «Фёдор». Применён метод структурного анализа для выявления философичности сюжетной линии. В ходе исследования доказано, что философия жизни талантливого профессионального художника современности Фёдора Оганесова-Невежина содержит в себе нигилизм, противоречивое отношение к церкви как социальному институту, но вместе с тем глубочайшую духовность и признание в человеке Творца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL VIEWS BY FYODOR OGANESOV-NEVEZHIN

The article is dedicated to the philosophical views of the artist Fyodor Oganesov-Nevezhin. The ambiguous and contradictory interpretation of the film “Fyodor” by specialists served as the starting point of the analisis. А method of structural analysis is applied to identify the philosophic storyline of the film. It is concluded that the philosophy of life of a talented, professional contemporary artist Fyodor Oganesov-Nevezhin contains nihilism, contradictory attitude to the church as a social institution, but at the same time profound spirituality and recognition of the Creator in man.

Текст научной работы на тему «Философские воззрения Фёдора Оганесова-Невежина»

UNIVERSUM:

, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

• 7universum.com

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ФЁДОРА ОГАНЕСОВА-НЕВЕЖИНА

Лебедева Надежда Анатольевна

доктор философии в области культурологии, действительный член Евразийской Академии Телевидения и Радио, профессор философии Международной Кадровой Академии,

Украина, г. Киев E-mail: clin1874@rambler.ru

PHILOSOPHICAL VIEWS BY FYODOR OGANESOV-NEVEZHIN

Nadezhda Lebedeva

Doctor of philosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor of philosophy of International Personnel Academy,

Ukraine, Kiev

В статье анализируются философские взгляды художника Фёдора Оганесова-Невежина. Отправной точкой анализа послужила неоднозначная и противоречивая трактовка специалистами автобиографического фильма «Фёдор». Применён метод структурного анализа для выявления философичности сюжетной линии. В ходе исследования доказано, что философия жизни талантливого профессионального художника современности Фёдора Оганесова-Невежина содержит в себе нигилизм, противоречивое отношение к церкви как социальному институту, но вместе с тем глубочайшую духовность и признание в человеке Творца.

АННОТАЦИЯ

Лебедева Н.А. Философские воззрения Фёдора Оганесова-Невежина // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2280

ABSTRACT

The article is dedicated to the philosophical views of the artist Fyodor Oganesov-Nevezhin. The ambiguous and contradictory interpretation of the film “Fyodor” by specialists served as the starting point of the analisis. А method of structural analysis is applied to identify the philosophic storyline of the film. It is concluded that the philosophy of life of a talented, professional contemporary artist Fyodor Oganesov-Nevezhin contains nihilism, contradictory attitude to the church as a social institution, but at the same time profound spirituality and recognition of the Creator in man.

Ключевые слова: художник, Фёдор Оганесов-Невежин, международный, кинофестиваль, свет миру, философские воззрения.

Keywords: an artist, Fyodor Oganesov-Nevezhin, International Film Festival, light of the world, philosophies.

Философ, писатель, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии НАН Украины, основатель и президент Ассоциации философского искусства Назип Виленович Хамитов в своём труде «Философский словарь. Человек и мир» определяет искусство как форму культуры, в которой происходит чувственно-образное разрешение противоречий человеческой жизни и создаётся особое художественное бытие [7, с. 81]. «Подлинное искусство в своём творчестве не может лишь повторять окружающий мир — ибо тогда эта деятельность не будет созданием нового бытия, а потому противоречит идее творчества. Процесс творчества происходит тогда, когда разрешаются до сих пор неразрешимые противоречия человеческой жизни. Именно поэтому искусство обретает свою природу как художественное разрешение противоречий человеческой жизни» [7, с. 81—82]. С подобной точки зрения очевидной становится актуальность рассмотрения творчества Фёдора Оганесова-Невежина. Новизна работы заключается в том, что впервые рассматривается и описывается философия современного художника Фёдора Оганесова-

Невежина. Вызвано это прежде всего неоднозначной и противоречивой трактовкой фильма «Фёдор». Применён метод структурного анализа для выявления философичности сюжетной линии.

Цель статьи — используя автобиографическую киноленту, показанную в конкурсной программе международного молодёжного кинофестиваля «Свет миру — 2015», а также имеющиеся упоминания о студии «Белый карлик», рассмотреть творчество и философские взгляды художника Фёдора Владимировича Оганесова-Невежина.

Фильм «Фёдор» [3] биографичен, тем не менее мы не можем отнести его к разряду ни игровых, ни документальных, ибо драматургия киноленты содержит в составе своей композиции постановочные элементы. Хронометраж фильма — 1:33:41, кинолента создана Иваном Оганесовым — продюсером, сыном главного героя — в 2014 году. Данная киноработа рассказывает о современном художнике-керамисте Фёдоре Владимировиче Оганесове-Невежине. Это рассказ от первого лица. В жизни каждого творческого человека наступает переломный момент, когда талантливая личность задаётся вопросом «Что оставлю я после себя? Удалась ли моя жизнь?» Это те самые вечные философские вопросы, которые характерны человеку вообще, но творческая личность наиболее сильно ранима в ответах на них. Порой только время способно поставить всё на свои места. Часто случается, что признание таланта приходит только после смерти, и всем известны исторические примеры личностей художников и музыкантов. Это не относится к Фёдору Оганесову-Невежину, которому посчастливилось быть запечатлённым в фильме с использованием его картин, его жизненной философии своим сыном. Кинолента вызвала неоднозначное отношение как членов профессионального жюри международного кинофестиваля «Свет миру — 2015», так и среди зрительской аудитории. В любом случае, по мнению автора данной научной статьи, творчество художника достойно самой высокой оценки

искусствоведами при жизни. Остановимся на фильме и философских рассуждениях художника подробнее, ибо свидетельства творческой личности

помогут современникам лучше понять и принять людей особенного склада личности, ведь талант художника, как известно, даётся далеко не всем, а осуждение высказывать может любой человек, даже тот, кто совершенно не имеет на это морального права.

С точки зрения искусствоведения, кинолента имеет безупречное построение. Композиционно фильм разбит на главы. Однако главный герой шокирует зрителя с первых же кадров фразой, что это «рассказ про страх, но не про его жизнь, потому что больше ничего и нет». С самого детства он чувствовал, что не нужен ни стране, ни семье. Плакал от того, что чувствовал, что умрёт и после него ничего не останется. Его отец часто называл «выродком», «бестолочью», «ублюдком», а когда он вырос — научился отвечать, что «выродок» — лучший комплемент для него. С тех пор всё, что называется словом «семья», вызывает в нём панику и тоску. Как часто взрослые по причине своих неудач проецируют своё недовольство и плохое настроение на детей, не догадываясь при этом, что могут иметь дело с душой художника, особенной, ранимой и возвышенной. «Здесь жили лицемерие и ненависть, пафос долга и ответственности — всё это вместе заменяло любовь. С юных лет в меня закладывали чувство вины, что я не такой, каким хотели меня видеть, что я — «идиот». Мне никто, ничего не объяснял, меня просто давили, меня унижали. Отец раз за разом повторял: «Да ты никем, никогда не станешь!» Я и не стал «никем» в его понимании», — говорит с экрана главный герой фильма, что представляет собой ценность для понимания теми, кто только начинает воспитывать детей. В семье необходимо царство любви и принятия ребёнка таким, каков он есть. Дед Фёдора был советским художником и, соответственно, родители хотели сделать его идолом для внука, чтобы внук, подражая ему, повторял чужое и чуждое, а мальчик уже с юных лет искал себя... Тем не менее Фёдор благодарит именно детство за то, что стал художником. Однажды ощутив себя творцом, Фёдор почувствовал свою сопричастность к тем великим мастерам, о которых говорили с благоговением. Он решает создавать картины, достойные восхищения. В нём проснулся творец,

возносящий его над своими близкими, стали свойственны чувства гордыни творящего, ощущения, что он владеет чем-то таким, чем не дано владеть другим людям. Эти чувства поглотили его. Метафоричность композиции фильма наблюдаем в кадрах, снятых в Третьяковской Галерее, где художник сидит напротив известнейшей картины Ивана Крамского «Христос в пустыне».

В фильме находим несколько параллельных сюжетных линий. Одна из них — соперничество человека с Богом. В кадре, когда современный художник сидит в позе, подобной Христу, напротив картины ХК века, заключена завязка данной философской сюжетной линии. Главный герой спокоен, задумчив и смиренен.

Над Фёдором царило некое благословение: каждый год его отвозили в известное всем живописцам Абрамцево, с которым связаны имена величайших художников прошлого. Там ему казалось, что он оставался наедине со всей Вселенной, поэтому он называет это место «священным». Юный художник учится писать природу: лес, листья, землю таким образом, чтобы она была зеркалом для неба. Взрослея, он стал чувствовать просыпающееся желание свободы. В духовном поиске к нему приходит любовь. «Любовь — одно из фундаментальных человеческих чувств, связанное с воодушевленным, пылким и идеализирующим восприятием кого-либо (или чего-либо) как необходимейшего и ценнейшего для человека; с давних времён любовь — одна из фундаментальных категорий философии, которая имеет мировоззренческое, онтологическое, антропологическое и социальное содержание, в основе которого лежит убеждённость в том, что любовь предстаёт как наивысшая сила объединения, исключительно позитивного отношения к чему-либо. Философия с давних времён пытается осмыслить природу любви и её место в жизни человека. В большинстве случаев признаётся, что в основе любви лежит половое различие и половое влечение, но реально существуют ситуации, когда такой подход к любви не оправдывается» [2, с. 119]. Все изобразительные средства в кадрах создают целостную гармонию киноленты.

После того как возлюбленная героя сделала аборт, он переживает случившееся, вследствие чего не поступает в Суриковское училище и идет в армию. Здесь он сталкивается с проблемой подавления личности, когда система подминает под себя дух творчества, превращая человека в часть механизма, но талант помог выжить творчеству в душе. Вернувшись, Фёдор женился на любимой.

Вторая глава фильма рассказывает о разочаровании художника и желании отстаивать своего внутреннего творца. «Мне нужна была эта женщина потому, что я обожествлял её, а слепое обожествление женщины — всегда тупик», — говорит главный герой фильма. Отцовство также оказалось для него непосильной ношей. Музыкальное сопровождение церковной музыкой усиливает ощущение жизненной трагедии внутреннего мира художника. Он не знал, куда нести непосильную ношу отцовства, он ревновал... Далее конфликт нарастает. Противоречие материального и духовного — бич творческих и талантливых людей. Опять мы сталкиваемся с проблемой нехватки денег. День — поиски на пропитание семье, ночь — поиски выплеска творчества. Здесь Фёдор находит приют в церкви.

Отношение человека и церкви — следующая философская проблема, вытекающая из размышлений Фёдора. «В церкви от меня ждали производства, и я выбрал керамику, стремясь быть полезным, быть выгодным, быть послушным», — резюмирует художник. Он выбирает совершенно новый для себя материал — керамику, стремясь создать нечто, что не удалось на холсте. Он ищет, он стремится творить то, чего не создали до него. У него нет ни учителя, ни партнёра, он самостоятельно «познаёт структуру огня», производит обжиги в практически самодельной печи. Нарастает динамика сюжета, уводит за собой сам художник, который обладает актёрским мастерством — ему веришь, за ним идёшь... Аскетический образ жизни Фёдора приближает его к отречению от всего, что не есть творчество. Он создаёт образы ангелов, крылатых воинов, сущностей, сгорающих в огне, рушащиеся храмы. Теперь религия проникла в его творчество, а он, как ему казалось,

нашёл в ней своё спасение. Выбор между человеком и творцом оказался слишком тяжким, но художник-творец победил в душе человека. Казалось бы — счастливая развязка, но нет! Церкви тоже нужны были деньги. Философский конфликт только усиливается, подавляя вдохновение творца. Рассказ о взаимоотношениях художника и верующих в конце ХХ века влечёт за собой сопереживание и философствование зрителей. Резкость по отношению к церкви, тем не менее не помешала фильму получить признание фестиваля, поддерживаемого православной церковью, где члены жюри, уважаемые священнослужители, ставили высокие оценки, что повлекло за собой награду — второе место международного молодёжного фестиваля «Свет миру — 2015».

Кульминация всего фильма — художник решает воплотить Бога, противопоставив своё творение Богу, и торжествовать потому, что творец теперь он! Брошен вызов...

Третья часть — рассказ о создании студии «Белый карлик» [1; 5; 6], куда приходят учиться изготовлению керамики дети. Символично, в данном случае, определение «белый карлик». Ведь в прямом смысле — так называют последнюю стадию жизни звезды, когда огромный красный гигант, сжимаясь до очень маленького размера, превращается в ослепительно светящийся космический объект, который будет светить миллионы лет до образования чёрной дыры... Философ-художник — сломленный и смиренный, но свет его таланта долго ещё будет поражать людей своим величием. Трагедия творческой личности — непонимание ценности художника, растрачивание дара, данного Богом. В третьей части мы видим не только художника Фёдора Оганесова-Невежина, но и великолепного актёра. Он играет в собственную смерть, и зритель ждёт, что отделившаяся от тела душа вот-вот найдет свет, который искала и не находила в жизни земной. Эпилогом фильма является процесс создания автопортрета.

Известный московский художник Сергей Симаков, принявший священнический сан, известный как Игумен Рафаил, — настоятель Храма Михаила Архангела «в бору» под Угличем [8], член жюри, проводя мастер-

класс с участниками молодёжного фестиваля «Свет миру — 2015» в галерее «Под благодатным небом», отметил, что фильм «Фёдор» близок и понятен ему как художнику. Резкость, высказываемая в фильме, объясняется тем, что слишком стёрлись в наше время грани между добром и злом, а художник вкладывает очень много собственных душевных сил в искусство и страдает, не находя отдачи. Человеку тяжело выбраться из подобного конфликта, ведь искусства иллюзорны, а главный художник — Бог. Вере не нужны доказательства. В галерее «Под благодатным небом» находится собрание картин Игумена Рафаила, и понимание оценки творчества Фёдора Оганесова-Невежина из уст столь талантливого и мудрого человека, по мнению автора данной научной статьи, является бесспорным доказательством мировоззренческой уникальности героя фильма.

Вывод данной статьи заключается в следующем. Главный герой фильма не ищет сострадания у зрителя, он отрицает всех и всё. Для его философии характерен нигилизм, который, шокируя зрителя, передаёт высочайшую духовную трагедию творчества человека. Философия жизни талантливого, профессионального художника современности Фёдора Оганесова-Невежина содержит в себе нигилизм, противоречивое отношение к церкви как социальному институту, но вместе с тем глубочайшую духовность и признание в человеке Творца. Мастерство, передаваемое художником своим ученикам, представляет собой распространение и реализацию света таланта творческой личности.

Список литературы:

1. Директории керамики / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https: //maslovkal 8 .ru/index.php/directory?catid=3 &sobi2Id=12&sobi2T ask=so bi2Details (дата обращения: 10.06.2015).

2. Петрушенко В.Л. Фшософський словник: термши, персонали, сентенци. — Львiв «Магнолiя 2006», 2011. — 352 с.

3. Программа фестиваля. V международный молодёжный кинофестиваль «Свет миру» / 1—5 июня 2015. — 6 с.

4. Пятый международный молодёжный кинофестиваль «Свет миру» 1—5 июня 2015. — Рыбинск, Углич, Мышкин, Борисоглебский, Ярославль, 2015. — 2 с.

5. Творческий центр изобразительного искусства / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.detiplus.m/xm/html/08_17028.html(дата обращения: 10.06.2015).

6. Учебно-творческая мастерская Белый Карлик / [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: URL: http://www.dzu-dzu.ru/uchebno-tvorcheskaya-

masterskaya-belyi-karhk?object=conception (дата обращения: 10.06.2015).

7. Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К.: КНТ, Центр учебной литературы, 2006. - 308 с.

8. Lebedeva N. A. Orthodox movie in the context of counterweight to aggression as "an alternative to evil" // "Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives". Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014)."East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. — P. 15—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.