Научная статья на тему 'Идейно-тематические и изобразительно- выразительные особенности игровых и неигровых фильмов международного кинофестиваля «Свет миру-2015»'

Идейно-тематические и изобразительно- выразительные особенности игровых и неигровых фильмов международного кинофестиваля «Свет миру-2015» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / ФИЛЬМЫ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ / ОСОБЕННОСТИ / ИГРОВОЙ / СВЕТ МИРУ / ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ / FESTIVAL / FILMS / DOCUMENTARY / FINE / EXPRESSIVE / FEATURES / FICTION / LIGHT OF THE WORLD / PRINCIPLED SUBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Надежда Анатольевна

В статье рассматриваются идейно-тематические и изобразительно-выразительные особенности игровых и неигровых фильмов-финалистов международного фестиваля «Свет миру-2015». В ходе исследования выделены и проанализированы актуальные киноработы, охарактеризованы изобразительно-выразительные средства данных фильмов. В культурологическом контексте фестиваль «Свет миру» выступает своеобразным диалогом культур, где осуществляется духовно-нравственный и художественно-эстетический обмен опыта киноискусства. Доказана практическая ценность фильмов-победителей данного фестиваля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLED SUBJECT AND FINE-EXPREESIVE FEATURES OF FICTION AND NON-FICTION FILMS OF THE INTERNATIONAL FILM FESTIVAL "LIGHT OF THE WORLD-2015"

The article is dedicated to the principled subject and fine expressive features of the fiction and non-fiction films-finalists of the international festival “Light of the World-2015”. The study identified and analyzed the current film works, characterized its figurative-expressive means. The cultural context of the festival «Light of the World» appears as a dialogue of cultures, which makes spiritual and moral, artistic and aesthetic exchange experience of cinema. The practical value of the festival films has been proved.

Текст научной работы на тему «Идейно-тематические и изобразительно- выразительные особенности игровых и неигровых фильмов международного кинофестиваля «Свет миру-2015»»

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

• 7universum.com

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ И НЕИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «СВЕТ МИРУ-2015»

Лебедева Надежда Анатольевна

д-р философии в области культурологии, действительный член Евразийской академии телевидения и радио, профессор философии Международной кадровой академии,

Международная Кадровая Академия, 03039, Украина, г. Киев-39, ул. Фрометовская 2

E-mail: clin1874@rambler.ru

PRINCIPLED SUBJECT AND FINE-EXPREESIVE FEATURES OF FICTION AND NON-FICTION FILMS OF THE INTERNATIONAL FILM FESTIVAL "LIGHT OF THE WORLD-2015”

Nadezhda Lebedeva

doctor ofphilosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor of philosophy of International Personnel Academy,

International Personnel Academy, 03039, Ukraine, Kiev-39, st. Frometovskaya 2

В статье рассматриваются идейно-тематические и изобразительновыразительные особенности игровых и неигровых фильмов-финалистов международного фестиваля «Свет миру-2015». В ходе исследования выделены и проанализированы актуальные киноработы, охарактеризованы изобразительновыразительные средства данных фильмов. В культурологическом контексте фестиваль «Свет миру» выступает своеобразным диалогом культур, где осуществляется духовно-нравственный и художественно-эстетический обмен

Лебедева Н.А. Идейно-тематические и изобазительно-выразительные особенности игровых и неигровых фильмов международного кинофестиваля «Свет миру - 2015» //

Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (21) .

URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2569

АННОТАЦИЯ

опыта киноискусства. Доказана практическая ценность фильмов-победителей данного фестиваля.

ABSTRACT

The article is dedicated to the principled subject and fine expressive features of the fiction and non-fiction films-finalists of the international festival “Light of the World-2015”. The study identified and analyzed the current film works, characterized its figurative-expressive means. The cultural context of the festival «Light of the World» appears as a dialogue of cultures, which makes spiritual and moral, artistic and aesthetic exchange experience of cinema. The practical value of the festival films has been proved.

Ключевые слова: фестиваль, фильмы, документальный, изобразительный, выразительный, особенности, игровой, свет миру, идейно-тематический.

Keywords: festival, films, documentary, fine, expressive, features, fiction, light of the world, principled subject.

В рамках V международного научного симпозиума «Гуманитарные и социальные науки в Европе: достижения и перспективы», прошедшего в Вене в 2014 году, было отмечено, что фильмы из программы православного Международного молодёжного кинофестиваля «Свет миру», концентрирующего в себе духовность и любовь, являются фактором, сдерживающим нарастающую в людях агрессию, навязываемую «боевиками» и подобного рода коммерческим телевидением. Фильмы, представляемые на фестиваль, достойны внимания культурологов, искусствоведов и деятелей телевидения, от которых зависит прокатная деятельность. Православное кино способно культивировать добро и любовь в душах людей, противостоять агрессии» [6, с. 21]. Таким образом, рассмотрение идейно-тематических и изобразительно-выразительных особенностей игровых и неигровых фильмов-финалистов международного молодёжного фестиваля «Свет миру-2015» [5] представляет собой актуальность для исследования развития современного

киноискусства. Как известно, киноискусство — это вид искусства, а искусство в системе культуры «занимает довольно специфическое положение среди других сфер» [4, с. 76]. По мнению украинских культурологов, в художественной деятельности, «словно в капле воды, отражаются все основные формы деятельности человека — перевоплощение, познание, общение, оценивание. Искусство реализует восприятие действительности, сохраняет целостность личности, культуры и опыта людей, то есть оно выступает своеобразным зеркалом, в котором наиболее полно отображается специфика определённой культуры. Искусство играет большую роль в общении культур — оно облегчает «вхождение» в другую культуру, поскольку именно оно раскрывает «тайну» соответствующей культуры, является относительно доступным для восприятия» [4, с. 76]. В подобном контексте международный молодёжный кинофестиваль «Свет миру» выступает своеобразным диалогом культур, где осуществляется духовно-нравственный и художественноэстетический обмен опытом киноискусства в среде здорового творческого общения средствами показов достижений молодых кинематографистов.

Новизна данной статьи заключается в том, что впервые рассматриваются и описываются игровые и неигровые фильмы-финалисты, созданные не ранее 2014 года молодыми режиссёрами, сценаристами и операторами возрастной категории от 18 до 35 лет. Практическое значение данной работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы как аннотации рассматриваемых фильмов, с целью их дальнейшего продвижения в прокате, а также для идеи создания расширенного каталога «Свет миру-2015».

Цель статьи — рассмотреть идейно-тематические и изобразительновыразительные особенности игровых и неигровых фильмов-финалистов международного молодёжного фестиваля «Свет миру-2015», посвящённого тысячелетию подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба, проведённого под патронатом Рыбинской и Углической Епархии Ярославской Митрополии русской православной церкви.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

• выделить и проанализировать актуальные игровые и неигровые фильмы-финалисты международного молодёжного кинофестиваля православного кино;

• рассмотреть идейно-тематические особенности фильмов-финалистов;

• охарактеризовать изобразительно-выразительные средства

рассматриваемых кинолент.

Для достижения поставленной цели используется описательный метод и метод структурного анализа. В результате просмотра автором данной статьи 53 кинолент, созданных не ранее 2014 года, были выделены фильмы, имеющие потенциал для содействия в кинопрокатной деятельности.

Объектом исследования выступают игровые и неигровые фильмы-финалисты, созданные не ранее 2014 года.

Предметом научной статьи являются идейно-тематические и изобразительно-выразительные особенности фильмов-финалистов международного фестиваля «Свет миру-2015».

В статье «Философское осмысление проблем человека в культурном контексте современного православного кино» [3] отмечена актуальность киноленты «Красный ландыш». Фильм «Красный ландыш» (режиссер Хаджи-Александр Джурович, Сербия, Белград «Александрия фильм», 2014) — это воссозданные реальные события Второй мировой войны в Сербии. Киноработа имеет возрастное ограничение: лицам до 18 лет смотреть её не рекомендуется. Это понятно с первых кадров картины. Как может человек принять смерть? Это очень сложный вопрос, на который, вероятно, ни один философ не даст ответ. Каждый человек хочет жить. В фильме мы видим как сопротивление, так и смирение и гордое достоинство, выраженное песней. Идея фильма, по мнению автора данной статьи, заключается в том, что песню убить нельзя, в ней живёт душа целого народа, она способна увековечить подвиг человека. Это трагическая история песни «Юрьев день», которая появилась 6 мая 1942 года в «поезде смерти» по пути в концентрационный лагерь Ясновац, в котором массово мучили и убивали мужчин, женщин, детей и стариков из-за их религиозной, национальной и политической принадлежности. Обработка

песни произведена в 1998 году в Югославии. По сей день эта песня является одной из самых популярных песен в Сербии и на Балканах, очень часто исполняется во время праздников [3, с. 128].

Игровой фильм «Листок» (режиссер Роман Пожидаев, Башкортостан, автор Зухра Буракаева) ставит перед зрителем как минимум две проблемы — сбережение народных ремёсел и традиций, которые необходимо осваивать несмотря на современные технические достижения, ибо они представляют собой связь поколений, а также ценность человеческой жизни, которая сравнивается с листком дерева. Маленький мальчик, услышав разговор мамы и врача о состоянии здоровья дедушки, старается продлить жизнь своего родственника, приклеивая жёлтый листок к ветке дерева. Фильм интересен своей композицией, цветовым решением, особенной поэтичностью, выраженной в кадрах сновидений дедушки и счастливой развязкой [3, с. 128].

Фильм «Доктор» по праву завоевал Гран-при фестиваля 2015 года. Это совместная работа Армении и России, в основу сюжета которой легли реальные события. Продюсер, автор сценария и режиссёр — Анна Г ороян.

Картина начинается с кадров ночной перестрелки на фоне музыки гор. Ахмед приходит ночью к врачу Михаилу, с которым дружит ещё со школьной скамьи, чтобы сообщить о том, что утром ожидается страшный бой и его брат готов вывезти Михаила за пределы зоны конфликта. Ночью в дверь доктора раздаётся стук, и командир боевиков требует спасти своего тяжело раненного брата. Доктор делает операцию, ставит капельницу, но на рассвете приходят солдаты федеральных войск. Ночью была перестрелка, и солдатам необходима помощь. Доктор оставляет Ахмеда дежурить рядом с «ночным» пациентом и едет оказывать помощь военным. Напряжение нарастает также в чередовании кадров, где в соседней комнате прячется боевик.

Динамику фильма усиливает командир боевиков, в ярости и горе бросающийся на доктора за то, что тот не смог спасти жизнь его брата. Тем не менее кульминация наступает позднее, когда Михаил, собрав только свои

хирургические инструменты, идёт по дороге между двух воюющих сторон. Какой приказ отдадут командиры? Главная интрига фильма.

Перед нами образ врача Михаила, который не изменил клятве Г иппократа. Он спасает и лечит прежде всего людей, а не друзей и врагов. Если человеку нужна помощь, он отдаёт все свои моральные и физические силы для его спасения. Его дом практически разрушен, семью он уже вывез из зоны конфликта, но бросить своё призвание — бороться за человеческую жизнь — он не может. Образ доктора мастерски воплотил на экране Кирилл Кяро. Образ Ахмеда реалистично преподнёс Александр Хошабаев. Колоритно воплотили образы боевиков Арслан Мурзабеков, Давид Мардян, Размик Дирарян, Шихан Назаретян, Микаэль Симонян. Образы солдат нашли отражение в актёрском мастерстве Михаила Черных, Андрея Великородного, Павла Куртеева, Александра Колодезного, Владимира Колашника.

Игровой фильм «Сын человеческий» арт-группы «Другое место» (режиссёр-постановщик — Александр Лебедев, авторы сценария — Александр Лебедев, Артём Казюханов, Алексей Кодин) ставит перед зрителем сложный духовно-нравственный выбор, заставляя задуматься над тем, изменилось ли человечество за две тысячи лет? Как повели бы себя люди, встретив на Пасху Иисуса Христа, который пришёл вновь на Землю для их спасения? Фильм интересен не только своим содержанием, но и авторскими средствами выражения, что выделило его из ряда всех остальных. Монохромность решения, при наличии желтизны, с первых же кадров настораживает зрителя, заставляет его ощутить чувства человека, очутившегося неизвестно в каком месте, всеми гонимого прежде, перед глазами которого до сих пор мелькают грозные, искажённые от гнева лица, требующие убить его. Звуковое сопровождение всей картины — шум ветра, ни единого слова... Пробравшись сквозь лесные заросли, главный герой встречает компанию молодёжи на полянке, отмечающую светлый праздник Пасхи. Шум ветра, и зритель только догадывается, о чём говорят персонажи, читая по губам. В образе девушки, одной единственной, кто проявил душевное отношение к раненому

и голодному человеку, заключен символ сострадания. И готовы пойти за Христом в наше время, как показывает фильм — единицы. Реалистическое изображение повседневности заставляет зрителя выбрать своё место: остаться и подчиниться стадному инстинкту либо быть той самой единицей.

Фильм Андрея Емельянова «На седьмом небе» (2015) в игровой форме раскрывает проблему жизни и смерти, показывая зрителю, что смерть — это всего лишь переход из одной реальности в другую. Неужели всё решено и ничего нельзя изменить? Добрый ангел делает всё возможное для счастья своей подопечной. Сюжет довольно прост, но талантливая игра актёров Александра Ильина, Анастасии Жигуновой, Олега Евтеева, Милы Макаровой, Евгении Дудник, Михаила Сегенюка и Александра Каткова придает неповторимость фильму и увлекает за собой зрителя. Необходимо отдать должное режиссёрскому решению Андрея Емельянова и операторской работе Максима Воробьёва.

Награждён первой премией фильм «Личное дело» (режиссер — Андрей Носков, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения). На экране перед нами предстаёт рядовой Корнилов, который наивен, немного рассеян. Однако в процессе развития действия он становится сильным, ответственным и бесстрашным мужчиной. Несправедливость, с которой сталкивается главный герой, безответственность начальства, ставшая причиной личной трагедии, заставляет зрителя сопереживать, протестовать и осознавать ценность общения с близкими людьми. В фильме также выражена слепая вера и любовь, преданность Родине. Главный герой защищает вверенный ему экскаватор как только может. Подобная трагедия безответственности откликом прослеживается в судьбах воинов-интернационалистов, воевавших в горячих точках.

Интересен образ следователя военной прокуратуры Екатерины Владимировны Чепкановой, которая, понимая всю абсурдность ситуации, понимая свою роль в судьбе парня, постоянно курит и нервничает. Желая напугать молодого человека, она пытается смять письмо матери, которое

он написал. Кадр, где сильная рука солдата останавливает намерение майора, взгляд его глаз — передаёт силу духа Корнилова, его бесстрашие. За лучшую мужскую роль рядового Корнилова справедливо награждён актёр Андрей Г аничев.

Фильм «Манжеты» (г. Москва, «Свободное кино», режиссер — Екатерина Устюгова) — добрая кинолента для детей, которая вызвала огромный интерес и восхищение взрослых, напомнив им школьную жизнь прошлого века. Фильм заставляет задуматься о том, что в детстве важен каждый поступок, каждое слово и не бывает маленьких проблем. Детские души очень чувствительны к словам и поступкам взрослых. Они могут страдать всю жизнь, когда станут взрослыми. К счастью, для героини фильма наступает положительная развязка, в этом-то, на наш взгляд, и есть особенность детского кино — вести за собой зрителя к свету. Однако взрослых фильм вынуждает пересмотреть своё поведение в отношении к своим детям, поскольку образ мамы, воплощённый Алёной Антонишиной, и завуча — Лилией Шейхитдиновой, показывает нам то раздражение, что порой несправедливо выплёскивают взрослые просто по причине своего настроения или душевного переживания, тем самым травмируя ещё не окрепшие светлые души. Амалия Барышева, сыгравшая главную роль в фильме, отмечена наградой фестиваля. Очень талантливая юная актриса — звёздочка, которую зажёг фестиваль «Свет миру-2015».

Документальная лента «Боец» Алексея Шамралова рассказывает о тернистом пути мастера спорта, чемпиона мира по кикбоксингу Ильи Топчина к его спортивным вершинам. Основная идея картины заключается в необходимости для каждого человека иметь жизненную цель, идти к ней и достигать. Цель помогает созидать собственную душу, достойно преодолевая препятствия. Съёмка боя за титул чемпиона с разных ракурсов заставляет зрителя внимательно наблюдать за происходящим на экране. Убедителен рассказ первого тренера спортсмена А.В. Бабина, отметившего целеустремлённость парня, который пришёл в спорт без начальной подготовки и сумел за три года добиться титула победителя России в соответствующей

возрастной и весовой категории. Фильм поучителен, прежде всего, для подростков, для детей из неблагополучных семей. Ведь у самого Ильи родители пьют, детство было очень тяжёлым.

Необходимо отметить мудрость бабушки Ильи, Раисы Семёновны Топчиной, отметившей, что у взрослого человека нет морального права запретить ребёнку выбор, ведущий к созиданию себя, к хорошим поступкам.

Главный герой фильма очень искренен перед зрителем. Он говорит о том, что молится своему покровителю — Илье Муромцу, рассказывает о чувствах, испытываемых во время боёв, раундов, о своей тоске по родителям, о своих ошибках и вредных привычках, которые имел до занятий спортом. Весь его рассказ сопровождается соответствующими съёмками, что очень сильно действует на зрителя. Илью характеризуют положительно как друг Иван Семелядов, так и многократный чемпион мира по кикбоксингу среди профессионалов Бату Хасиков. Контрастом жизни Ильи прослеживается судьба Бату. Ведь семья у Бату была благополучной как в моральном, так и в материальном отношении, родители уделяли ему много внимания, и в настоящем он окончил свою карьеру победителем. В Илье Бату отмечает большой потенциал, ибо в этом парне заложен дух воина, есть тот самый стержень, который позволяет выходить из сложных жизненных ситуаций с достоинством. Итог ленты довольно оптимистичен — надо дальше продолжать тренировки, побеждать, тренировать малышей и оставаться добрым по отношению к другим людям. И несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на судьбу Ильи, он благодарен своим родителям. Фильм учит любить и прощать — в этом заключается одна из самых главных его ценностей. По мнению автора данной статьи, фильм «Боец» нужно показывать в школах, интернатах, детских домах, чтобы положительный пример Ильи вдохновлял других ребят на постановку собственных жизненных целей и их достижение. По праву фильм отмечен специальной номинацией фестиваля.

Познавательная и просветительская значимость документального сериала продюсерской компании «Медиа-трест» при участии Национального фонда

поддержки правообладателей — бесспорна. Это разряд тех документальных кинолент, которые необходимы в современных воспитательно-образовательных целях. Фильмы Андрея Грачёва «Душа России», «Красный граф», «О тайнах отечественной дипломатии», «Третья столица» и Андрея Данилина «Мифы о Кавказе», «Неизвестный Лермонтов» объединены особенным композиционно-стилистическим построением. Рассмотрим тематические особенности данных неигровых фильмов.

Работа «Душа России» Андрея Грачёва посвящена не только истории династии Романовых. В фильме воспет один из старейших и прекраснейших городов России — Кострома. Гармонично переплетены постановочные кадры исторических событий, повествование кандидата исторических наук Виктора Леонидова, главного хранителя Духовного историко-археологического музея Светланы Виноградовой и современная Кострома. Кинолента наполнена гордостью и величием, обладает бесспорной образовательной значимостью.

«Красный граф» — фильм, рассказывающий о графе Алексее Игнатьеве. Характеристики, которые дают военный дипломат, подполковник в отставке Сергей Лавров, историк спецслужб, профессор, доктор юриспруденции Иосиф Линдер, доктор исторических наук, профессор, академик АВН и РАЕН Владимир Винокуров, кандидат исторических наук, ведущий специалист национального фонда поддержки правообладателей Виктор Леонидов, представляют собой ценные знания для всех, кто интересуется историей.

Кинолента «Мифы о Кавказе» режиссера Андрея Данилина, автора сценария Марии Никитенко состоит из двух равных по хронометражу частей, отличается от предыдущих фильмов своим футурологическим прогнозом, заставляя задуматься о настоящем и будущем. Начинается повествование с кадров ночного города, довольно мрачных и удручающих: костры и пожары, пугающие телевизионные новости. Что будет, если власть перейдёт в руки националистов и финансирование кавказских республик будет прекращено? Будущее в данном фильме лишь мечта некоторых политиков, футурологов и псевдоучёных, деструктивные силы и негатив, откладывающийся в сознании

современных людей, озлобленность могут привести только к разрушительным последствиям. И главная цель фильма — противостоять агрессии и озлобленности, взывая не только к чувствам, но и к разуму наших современников. Идёт развенчивание главных мифов о Кавказе военным психологом, ветераном боевых действий Алексеем Захаровым, политологом Сергеем Прокоповым, главой республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуровым, социологом Русланом Махмутовым, главой Карачаево-Черкесской республики Рашидом Теремизовым, кандидатом исторических наук, ведущим специалистом Национального фонда поддержки правообладателей Виктором Леонидовым. Анимационные композиции студии “7 Bioz” в сюжетной канве киноленты наполняют фильм тонким лиризмом, акцентируя внимание на вере в ярко-красочное будущее и торжество дружбы, толерантности

и многокультурности.

Следующая работа Андрея Данилина «Неизвестный Лермонтов» актуальна, поскольку личность поэта до сих пор остаётся неизвестной. Использованы игровые сцены, много внимания уделено деталям. Задано много вопросов, ответы на которые интересно и грамотно преподносят зрителю заслуженный работник культуры России Светлана Сафронова, заведующая домом-музеем М.Ю. Лермонтова в Москве Валентина Ленцова, лермонтовед Владимир Захаров, член Лермонтовского общества, военный психолог Алексей Захаров, научный сотрудник Государственного литературного музея Ольга Белозерская, сотрудник Государственного музея-заповедника г. Пятигорска Лиля Петропавлова. Главный итог фильма — личность поэта навсегда останется вне времени и пространства. Данная киноработа имеет, на наш взгляд, международное значение, поскольку творчество М.Ю. Лермонтова не имеет границ и вызывает интерес филологов и культурологов многих стран мира.

Динамика и драматургия ленты «О тайнах отечественной дипломатии» Андрея Грачёва наполнена увлекательными интервью доктора исторических наук, профессора, академика АВН и РАЕН Владимира Винокурова, историка-

публициста, офицера-подводника Николая Черкашина, историка спецслужб, профессора, доктора юриспруденции Иосифа Линдера.

Оригинально поданы зрителю выдержки документов из картотеки экспедиции секретных дел во второй части фильма, где речь идёт о князе Александре Ивановиче Чернышёве. Большую роль в обеспечении победы над армией Наполеона сыграла военная разведка, но, к сожалению, имена этих разведчиков практически неизвестны. Заслуга создателей фильма состоит в том, что из уст кандидата исторических наук, ведущего специалиста Национального фонда поддержки правообладателей Виктора Леонидова, доктора исторических наук, специалиста по истории Франции Петра Черкасова, историка Владимира Димова о подвиге Александра Чернышева узнаёт огромное количество наших современников.

Вторую премию фестиваля получил фильм «Фритьоф Нансен. Нет жизни без борьбы» Дарьи Новосёловой, производства кинокомпании «АТК-Студио» г. Санкт-Петербург. Лента рассказывает о жизни полярного исследователя, учёного, дипломата и общественного деятеля, ставшего символом Норвегии, при этом оставившего глубокий след в российской истории. Его предок был купец, поэтому с самого раннего детства мальчик слышал рассказы о бескрайних морских просторах. Ханс Нансен в 16 лет совершил первое плаванье в Белом море по личному приглашению русского царя. Он исследовал Северное побережье России. Путешествие прадеда часто обсуждалось в семье, будоража воображение Фритьофа. Отец мальчика учил детей порядку и дисциплине, воспитывал в спартанских условиях. От матери Фритьоф унаследовал способность быстро принимать решения. Президент общества друзей Норвегии Валентина Орлова, заместитель директора Музея Арктики и Антарктики Валерий Ипполитов подробно и доходчиво рассказывают о научном подвиге учёного, открывшего неизвестную территорию ранее неизведанного мира, разработавшего маршрут экспедиции к Северному полюсу. «Нансен открыл Арктику для её изучения и показал миру, что там можно работать», - резюмирует Валерий Ипполитов. Известный журналист

и телеведущий Владимир Познер отметил, что в 1922 году Нобелевский комитет присудил учёному Фритьофу Нансену премию мира.

Композиция фильма включает в себя фотографии, интервью известных людей в сочетании с кадрами хроники. Это был настоящий гуманист, поэтому по инициативе общества друзей Норвегии в сентябре 2002 года память учёного увековечена. Фильм представляет собой гимн дружбы и взаимопонимания, взаимопомощи и человеколюбия. Ценность данного кинопроизведения и профессионализм, с которым он выполнен, не вызывают сомнения. В фильме использованы фрагменты музыкальных произведений: «Торжественный марш» из сюиты «Сигурд Йорзальфар», «Смерть Озе» Эдварда Грига, «Шелест весны» и Симфония № 3 Кристиана Синдинга, «Вальс» Оле Булла и Симфония № 1 Эйвина Альнеса, «Романса соль-мажор» Юхана Свенсена, «Воспоминания о милой» и «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского, «Поэма огня» и Симфония № 2 А.Н. Скрябина и другие — создают уникальное в своём роде музыкально-эмоциональное сопровождение сюжета фильма. Фрагменты аудиовизуальных произведений, принадлежащих Госфильмофонду РФ, сами по себе представляют уникальность в контексте современности, доказывая подлинность сведений, которые даны нам кинолентой. Значение данной работы с культурологической точки зрения трудно переоценить.

Кинолента «Осенняя элегия» автора сценария и режиссёра Дмитрия Фетисова (Санкт-Петербург-Ереван, 2015 год) захватывает внимание своей живописностью и художественным построением кадров с первых секунд просмотра. «Несмотря на то, что фильм относится к разряду документальных, поразительно его художественное решение, наполненное поэтичностью и образной метафоризацией. Даже рассмотрев композицию и цветовое решение первого кадра, ощущается некая поэтичность: на фоне ярко-жёлтых осенних листьев наблюдаем мольберт художника с красками и ярко-красным гранатом. Для фильма характерен тёплый колорит и насыщенные цвета», — отмечено в статье «Философское осмысление проблем человека в культурном контексте современного православного кино» [3, с. 129]. Данная работа рассказывает нам

о жизни художника, который довольно долго шёл к своей мечте. Здесь нет случайных деталей: вековые деревья и жёлтые кроны, жёлтый ковёр из листвы, ветерок, крупный план пожилого человека и словно контраст — молодой парень, рисующий девушку в ослепительной желтизне осени. Осень не только время года, метафорически автор фильмов указывает нам на возраст художника, главного героя. Ритм фильма создаётся повторением кадров в обратном порядке. «Я родился в Ереване — столице Армении в 1943 году, в семье геолога. Отец был родом из Нагорного Карабаха, мама тоже из Карабаха и происходила из древнего княжеского рода, начало которого относится к шестому веку», — повествует зрителю голос за кадром, сопровождая таким образом чередующийся ряд фотографий. Фотоматериалы, использованные в фильме, предоставлены Дорвардом Акопяном из частного семейного фотоальбома. За кадром изобразительного ряда Дорвард вспоминает о том, как привели его впервые учиться рисованию, как серьёзно он занимался спортом, но самой главной мечтой было поступить в Художественную Академию. Однако его отец был категорически против, «потому что все художники грязные и неопрятные...» [3, с. 129]. Здесь мы сталкиваемся с вечной проблемой, когда родители, решая за детей их судьбу, удаляют своих чад от настоящего счастья — следовать зову собственного сердца и идти за собственной мечтой. На протяжении всей сюжетной линии эта мечта зовёт и увлекает зрителя в свой прекрасный мир. Достигнув высочайших высот на научном поприще, дождавшись «осени» собственной жизни, Дорвард всё-таки осуществляет свою мечту. Он выучился на художника, проводит выставки, его картины пользуются успехом. Его полотна неповторимые по композиции и сочные в своём цветовом решении. Документальный фильм захватывает своим живописным, художественным авторским решением и проблематикой, заставляя задуматься над тем, вправе ли мы препятствовать мечте другого человека?

Фильм Игоря Рябцева «Старше смерти» по праву стал победителем фестиваля. Это высокопрофессиональная работа имеет огромнейшее

практическое значение. Трагедия Второй мировой войны не имеет права на забвение, и увековечивание тех, кто ещё жив с помощью средств искусства, культуры, представляет собой святую миссию современников. «Старше смерти» — документальный фильм об узниках концлагерей. Кадры хроники переплетены с рассказом бывшего узника концлагеря, доктора исторических наук Виктора Новикова, который вводит зрителя в сюжетную линию фильма, преподнося точные и достоверные факты с помощью научного подхода. Главный герой фильма — Вали Минигалимович Бекташев — человек удивительной судьбы и несломленного духа. Крупные планы его глаз заставляют зрителя преклониться перед внутренней силой этого человека. Родился Вали Бекташев в семье плотника в Башкирии и мечтал стать школьным учителем. Война внесла свои коррективы: в июне 1941 он вывел взвод из окружения под г. Запорожье. В следующем бою дивизию, в составе которой был Бекташев, накрыло артиллерийским огнём. Очнулся он уже в плену. Семь раз пытался бежать, но его ловили и возвращали назад. Бекташев был отправлен в лагерь смерти Дахау, лагерь для массового уничтожения людей. По расчетам фашистов, человек должен был умереть через 9 месяцев пребывания в нём. Студенты-медики проводили там опыты и операции без наркоза на людях. Иностранные заключённые, по словам доктора исторических наук Виктора Новикова, находились в лучших условиях, чем русские пленные. Это были граждане стран, подписавших конвенцию о военнопленных [3, с. 129].

Но даже в Дахау действовал подпольный комитет антифашистов, и Вали быстро нашёл уважение руководителей комитета. Трогателен рассказ Вали о его встрече с татарским поэтом и прозаиком Музагитом Хайрутдиновым. Спустя годы Вали не скрывает своих слёз. И зритель, проникаясь переживаниями главного героя фильма, тоже плачет. Это не игра, не постановочные кадры, это жизнь, история, настоящая и тяжёлая [3, с. 129].

Перед приходом Красной Армии фашисты уничтожали следы своих деяний. Каким образом удалось вернуться Бекташеву? Как встретила

его Родина? «Все воспоминания вылились в книгу «Мы старше своей смерти», которая вышла в свет в 1965 году и пережила несколько изданий. Спустя сорок лет, Вали Минигалимович решил написать ещё одну книгу, рассказывающую о его жизни после лагеря смерти, о той несправедливости, с которой встретила его Родина. Выжить в концлагере — это уже подвиг, а в то время, как его однополчане сражались в бою на фронтах, Вали и тысячи узников (вычеркнутых на Родине даже из списка погибших) вели свою борьбу в застенках концлагерей» [3, с. 129].

Гимном жизни можно назвать кадр, где перед зрителем предстаёт отдающий честь, в орденах и медалях преклонных лет мужчина с глазами, в которых огнём горит несломленный дух Человека. Особенно ценен фильм тем, что Вали Бекташева уже нет среди живых: он умер в 2012 году на 95-м году жизни. Его книга воспоминаний вышла в свет спустя год. Кадры из фильмов «Болотные солдаты», «Дорога в ад», фото из личного архива В. Бекташева не только усиливают эмоциональное влияние, они заставляют долго и настойчиво думать, восхищаясь внутренней силой этого замечательного человека» [3, с. 130]. По мнению автора данной статьи, продюсер фильма Альфия Чеботарёва, авторы сценария и режиссер Игорь Рябцев и Александр Фетисов, а также вся команда «Компании «Свой почерк» сделали бессмертную во всех смыслах этого слова работу, обладающую огромной культурной, исторической и философской ценностью для будущих поколений, запечатлев силу несломленного Духа Человека.

Подводя итог данной статьи, приходим к выводу о практической ценности рассмотренных выше игровых и документальных фильмов, получивших награды на Пятом международном молодёжном кинофестивале «Свет миру», обладающих актуальными идейно-тематическими и профессиональными изобразительно-выразительными особенностями как композиционного построения, так и эмоционального влияния на зрителя. Синтез информационнокоммуникативного значения и функции познания также представляют собой характерные черты упомянутых выше кинолент. Фильмы необходимо

использовать в любой форме проката для достижения образовательных и воспитательных целей, для осуществления международного культурного обмена. Игровые фильмы имеют также коммерческий потенциал при условии правильно организованной рекламы.

Список литературы:

1. Гриценко Т.Б., Гриценко С.П., Кондратюк А.Ю. Культуролопя / под ред. Т.Б. Гриценко. — К.: Центр учбово!' лггератури, 2011. — 392 с.

2. Культуролопя: теорiя та iсторiя культури. Вид. 3-те,перероб. та доп. / под ред. I.I. Тюрменко. — Кшв: Центр учбово!' лггератури, 2010. — 370 с.

3. Лебедева Н.А. Философское осмысление проблем человека в культурном контексте современного православного кино / Н.А. Лебедева // Молодий вчений. — 2015. — № 6. — С. 126—130.

4. Основи культурологи / под ред. Л.О. Сандюк, Н.В. Щубелки. — К. : Центр учбово!' лгтератури, 2012. — 400 с.

5. Пятый международный молодёжный кинофестиваль «Свет миру» 1—5 июня 2015. — Рыбинск, Углич, Мышкин, Борисоглебский, Ярославль, 2015. — 2 с.

6. Lebedeva N.A. Orthodox movie in the context of counterweight to aggression as "an alternative to evil" // "Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives". Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014)."East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. — P. 15—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.