Научная статья на тему 'Философские проблемы когнитивной лингвистики'

Философские проблемы когнитивной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
622
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ / ЗНАНИЕ / ИСТИНА / РАЦИОНАЛЬНЫЙ / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЯЗЫК / COGNITIVE LINGUISTICS / PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY / KNOWLEDGE / TRUTH / RATIONAL / PHILOLOGY / COMMUNICATION / INFORMATION / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фидченко Елена Владимировна

В данной статье автором представлены результаты анализа феномена когнитивной лингвистики (с точки зрения постановки и решения ее философских проблем). В качестве философской научной практики, а также коммуникативного стратегического проекта, когнитивная лингвистика аккумулирует перспективные социальногуманитарные парадигмальные основания. Исследование осуществлено на примере филологической области знания, а также связано с философским и общенаучным корпусом решений, в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF COGNITIVE LINGUISTICS

The article presents research results of the cognitive linguistics (in terms of formulating and solving its philosophical problems). As a philosophic scientific practice and communicative strategic project the cognitive linguistics accumulates promising socio-liberal paradigm bases. The author studies philology as an example, and deals with philosophic and scientific framework of decision-making in general.

Текст научной работы на тему «Философские проблемы когнитивной лингвистики»

УДК 165.24 Фидченко Елена Владимировна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Московского педагогического государственного университета fev.08@mail.ru

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Fidchenko Elena Vladimirovna

PhD, Assistant Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University fev.08@mail.ru

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF COGNITIVE LINGUISTICS

Аннотация:

В данной статье автором представлены результаты анализа феномена когнитивной лингвистики (с точки зрения постановки и решения ее философских проблем). В качестве философской научной практики, а также коммуникативного стратегического проекта, когнитивная лингвистика аккумулирует перспективные социальногуманитарные парадигмальные основания. Исследование осуществлено на примере филологической области знания, а также связано с философским и общенаучным корпусом решений, в целом.

Ключевые слова:

когнитивная лингвистика, философия науки и техники, знание, истина, рациональный, филологический, коммуникация, информация, язык.

Summary:

The article presents research results of the cognitive linguistics (in terms of formulating and solving its philosophical problems). As a philosophic scientific practice and communicative strategic project the cognitive linguistics accumulates promising socio-liberal paradigm bases. The author studies philology as an example, and deals with philosophic and scientific framework of decision-making in general.

Keywords:

cognitive linguistics, philosophy of science and technology, knowledge, truth, rational, philology, communication, information, language.

Новейшая философия науки и техники концептуально ориентирована на развитие инновационных направлений, связанных с интенсификацией разработок в области коммуникативных и информационных технологий. Данная стратегия реализуется, к примеру, в актуальных системных проектах, направленных на конвергентную реализацию инфо-, когно- и социо- составляющих НБИКС-технологий. Эффективность такого подхода наглядным образом подтверждается примерами из частнонаучных практик, которые, несомненно, способствуют укреплению его позиций в общенаучных и философских исследованиях, а также последовательному формированию мета-уровневых характеристик.

Системные маркеры информационных технологий и коммуникативной деятельности категориально связаны с такими базовыми социальными когнициями, как «информационное общество» и «общество знаний». Одновременно с этим, их невозможно представить вне лингвистического генезиса, поскольку особое значение в когнитивном освоении информации и коммуникации принадлежит филологическому вектору исследования.

Проблемное поле когнитивной лингвистики обширно, оно напрямую связано с пониманием социальной и философской роли языка, лингвистики и коммуникации в современной науке. Когнитиви-стами исследуются особенности семантики и семиотики, грамматики и лексикологии, лексикографии и математической лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.

Новейшие исследования в области прикладной лингвистики в наибольшей степени связывают когнитивную лингвистику с рядом достижений корпусной лингвистики. «Первая из них метааналитич-на и стратегически ориентирована на режим полизадачности. Вторая же, в парадигмальном смысле, имеет наиболее явно конвергентно-ориентированный характер и режим монозадачности» [1, с. 68].

Когнитивная лингвистика - это динамично развивающийся сектор НБИКС-технологий. Проблемное поле ее исследовательских задач, направленных на освоение информационных, социальных и системных проектов современной научной картины мира, представлено в таблице 1.

Приведенные «базовые проблемы» в 1-й части таблицы указывают на актуализированную, пошаговую реализацию когнитивных стратегий. Так, корпусная формализация является стартовым форматом проблемного поля, исходя из возможной последовательности перехода к функциональному графику конвергентных решений и, наконец, к онтологизации по оптимальному синергетическому принципу.

Таблица 1 - Системный проект «Когнитивная лингвистика»

(с позиции философии науки и техники)

№ п/п «Базовая проблема» «Базовый сигнификат»

1. Корпусная формализация Унификация Универсализация Систематизация

2. Конвергентная функциональность Архитектоника Прагматика Поляризация

3. Синергетическая онтологизация Инфо-когнитивная синергия Hi-Tech синергия Социо синергия

В соответствии с тремя «базовыми сигнификатами», последовательно представленными во 2-й части таблицы, формируются кластерные аналитические группы решений презентуемых проблем. Так, универсализация, унификация и систематизация делают когнитивное знание структурно организованным; архитектоника, прагматика и поляризация - функционально рабо-тающим, а потому эффективным и потенциально инвариантным; наконец, разновидности си-нергии открывают ему экзистенциальную возможность императивных аккумуляций.

Именно через проблематику формализации и функциональности реализуется мысль Е.С. Куб-ряковой о «разделенном знании» (shared knowledge) [2, с. 8] - информационном маневре в процессе коммуникации. Обозначаемое действие носит конвенциональный характер. Информация здесь позиционируется как передаваемое/получаемое знание, а коммуникация начинает доминировать в социально-просветительской корреляции, сконцентрировавшись на массовости транслируемой когнитивной истины.

Что касается вопроса императивных аккумуляций, то его решение осуществляется в он-то-парадигмальном направлении. Базовые сигнификаты синергетического поля демонстрируют суммирующие возможности hi-tech синергии и интегрирующие возможности социосинергии. В 1-м случае определяется баланс техносферы, складывающийся из суммы реальных и номи-нальных бифуркационных максим. Во 2-м же случае гарантируется учет всех флуктуационных потенций по принципу социоинтеграции.

НБИКС-конвергенция реализуется в данном случае через синергетические представления о решении когнитивных задач. Лингвистические ресурсы в качестве корпусных формализаций мобильны в своей актуализации (в частности, в веб-формате), что на порядок повышает показатели эффективности в их управлении.

В целом, приведенные базовые сигнификаты маркированы вследствие фундаментальных достижений философской и лингвистической методологии: категориального анализа, а также лингвистических квантитативных методов. Они ориентированы на оптимальный формат решения когнитивных проблем.

Интересным тезисом в развитии когнитивной коммуникации можно считать положение Б.К. Шталя (Stahl) о долженствовании знания. «Знание как долг» [3, p. 298] - суть когнитивная, лингвистическая и моральная проблема. Знание в качестве долга перед обществом и самим собой, пожалуй, действительно не является непривычным знаком времени для человека XXI в. Об этом свидетельствует, например, острая полемика в области биоэтики и экогуманизма. Имеется возможность трактовать вышеназванный тезис еще шире.

Определенно, когнитивная лингвистика обладает всеми возможностями для формирования корпуса фундаментальных выразительных средств, воплощающих когницию истинности как в содержательном, так и в формализационном направлении. Это может способствовать конвергенции весьма дистанцированных друг от друга прежде исследовательских позиций: от хронологической «трансляции культуры в языке» [4, с. 82] до диалектического «содержания морали разума» [5, с. 78]. Целесообразно, используя табуляционный метод, выделить эти 2 вида когнитивных представлений в качестве «кластеров долженствования», снабдив соответствующими маркерами решений (см.: таблица 2).

Таблица 2 - Системный проект «Долженствование знания»

«Кластер долженствования» «Маркер долженствования»

Хронологический «Традиция-новаторство»

Диалектический «Причина-следствие»

Долженствование выступает здесь как категория коммуникативно-действенной морали. Долг демонстрирует способность позиционироваться как когнитивная данность, требующая понимания и интерпретации: его онтологические характеристики тяготеют к объективности и не ангажированности истины, тогда как герменевтической и коммуникативной стратегиям, в их реализации, необходимо обязательное участие субъекта/субъектов долженствования. Коммуникативный аспект предполагает анализ системы возможностей и ограничений в передаче знания как информационного сообщения.

Кроме того, когнитивная семантика позволяет задумываться над истоками проблемы долженствования и заниматься вопросами ее этимологии.

Хронологический кластер накопления и погашения когнитивного долга ориентирован на исторический опыт и креативное мышление. Соответствующий ему маркер «традиция-новаторство» пролонгирует линейный принцип трансляций/ретрансляций в истории и теории коммуникаций.

Диалектический кластер осмысления когнитивного долга базируется на рационалистических представлениях о природе человеческого мышления и взаимодействия, где присутствует критерий рационализации морали. Это - знания о фундаментальных свойствах и особенностях диалектических законов и категорий. Маркер «причина-следствие» работает в универсуме как социальной и моральной иерархии, так и в мета-уровневых исследованиях.

Фактически, когнитивная лингвистика - это часть интегративной когнитивной науки, аккумулирующей языковой опыт наряду с социальными, коммуникативными, естественнонаучными, антропологическими и техническими практиками для достижения междисциплинарной максимы. Когнитивная лингвистика генерирует знания, встраиваемые в информационную систему и корреспондируемые по каналам коммуникации. Она представляет единый научный системный НБИКС-проект, который направлен на формирование информационно-лингвистической мега-программы и обладает беспрецедентной универсализацией. В целом же, исследование когнитивной проблематики - это важнейшее системное решение, направленное на оптимизацию управления лингвистическими ресурсами.

Ссылки:

1. Фидченко Е.В. Философские задачи корпусной лингвистики // Казанская наука. 2013. № 8. С. 68-70.

2. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 1. С. 4-10.

3. Stahl B.C. Lorenzo Magnani, Morality in a Technological World: Knowledge as Duty // Minds and Machines. 2009. Vol. 19.

Issue 2. P. 297-299.

4. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2008. 272 с.

5. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии.

2012. № 2. С. 66-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.