УДК 165.24 Фидченко Елена Владимировна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Московского педагогического государственного университета fev.08@mail.ru
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Fidchenko Elena Vladimirovna
PhD, Assistant Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University fev.08@mail.ru
PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF COGNITIVE LINGUISTICS
Аннотация:
В данной статье автором представлены результаты анализа феномена когнитивной лингвистики (с точки зрения постановки и решения ее философских проблем). В качестве философской научной практики, а также коммуникативного стратегического проекта, когнитивная лингвистика аккумулирует перспективные социальногуманитарные парадигмальные основания. Исследование осуществлено на примере филологической области знания, а также связано с философским и общенаучным корпусом решений, в целом.
Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, философия науки и техники, знание, истина, рациональный, филологический, коммуникация, информация, язык.
Summary:
The article presents research results of the cognitive linguistics (in terms of formulating and solving its philosophical problems). As a philosophic scientific practice and communicative strategic project the cognitive linguistics accumulates promising socio-liberal paradigm bases. The author studies philology as an example, and deals with philosophic and scientific framework of decision-making in general.
Keywords:
cognitive linguistics, philosophy of science and technology, knowledge, truth, rational, philology, communication, information, language.
Новейшая философия науки и техники концептуально ориентирована на развитие инновационных направлений, связанных с интенсификацией разработок в области коммуникативных и информационных технологий. Данная стратегия реализуется, к примеру, в актуальных системных проектах, направленных на конвергентную реализацию инфо-, когно- и социо- составляющих НБИКС-технологий. Эффективность такого подхода наглядным образом подтверждается примерами из частнонаучных практик, которые, несомненно, способствуют укреплению его позиций в общенаучных и философских исследованиях, а также последовательному формированию мета-уровневых характеристик.
Системные маркеры информационных технологий и коммуникативной деятельности категориально связаны с такими базовыми социальными когнициями, как «информационное общество» и «общество знаний». Одновременно с этим, их невозможно представить вне лингвистического генезиса, поскольку особое значение в когнитивном освоении информации и коммуникации принадлежит филологическому вектору исследования.
Проблемное поле когнитивной лингвистики обширно, оно напрямую связано с пониманием социальной и философской роли языка, лингвистики и коммуникации в современной науке. Когнитиви-стами исследуются особенности семантики и семиотики, грамматики и лексикологии, лексикографии и математической лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.
Новейшие исследования в области прикладной лингвистики в наибольшей степени связывают когнитивную лингвистику с рядом достижений корпусной лингвистики. «Первая из них метааналитич-на и стратегически ориентирована на режим полизадачности. Вторая же, в парадигмальном смысле, имеет наиболее явно конвергентно-ориентированный характер и режим монозадачности» [1, с. 68].
Когнитивная лингвистика - это динамично развивающийся сектор НБИКС-технологий. Проблемное поле ее исследовательских задач, направленных на освоение информационных, социальных и системных проектов современной научной картины мира, представлено в таблице 1.
Приведенные «базовые проблемы» в 1-й части таблицы указывают на актуализированную, пошаговую реализацию когнитивных стратегий. Так, корпусная формализация является стартовым форматом проблемного поля, исходя из возможной последовательности перехода к функциональному графику конвергентных решений и, наконец, к онтологизации по оптимальному синергетическому принципу.
Таблица 1 - Системный проект «Когнитивная лингвистика»
(с позиции философии науки и техники)
№ п/п «Базовая проблема» «Базовый сигнификат»
1. Корпусная формализация Унификация Универсализация Систематизация
2. Конвергентная функциональность Архитектоника Прагматика Поляризация
3. Синергетическая онтологизация Инфо-когнитивная синергия Hi-Tech синергия Социо синергия
В соответствии с тремя «базовыми сигнификатами», последовательно представленными во 2-й части таблицы, формируются кластерные аналитические группы решений презентуемых проблем. Так, универсализация, унификация и систематизация делают когнитивное знание структурно организованным; архитектоника, прагматика и поляризация - функционально рабо-тающим, а потому эффективным и потенциально инвариантным; наконец, разновидности си-нергии открывают ему экзистенциальную возможность императивных аккумуляций.
Именно через проблематику формализации и функциональности реализуется мысль Е.С. Куб-ряковой о «разделенном знании» (shared knowledge) [2, с. 8] - информационном маневре в процессе коммуникации. Обозначаемое действие носит конвенциональный характер. Информация здесь позиционируется как передаваемое/получаемое знание, а коммуникация начинает доминировать в социально-просветительской корреляции, сконцентрировавшись на массовости транслируемой когнитивной истины.
Что касается вопроса императивных аккумуляций, то его решение осуществляется в он-то-парадигмальном направлении. Базовые сигнификаты синергетического поля демонстрируют суммирующие возможности hi-tech синергии и интегрирующие возможности социосинергии. В 1-м случае определяется баланс техносферы, складывающийся из суммы реальных и номи-нальных бифуркационных максим. Во 2-м же случае гарантируется учет всех флуктуационных потенций по принципу социоинтеграции.
НБИКС-конвергенция реализуется в данном случае через синергетические представления о решении когнитивных задач. Лингвистические ресурсы в качестве корпусных формализаций мобильны в своей актуализации (в частности, в веб-формате), что на порядок повышает показатели эффективности в их управлении.
В целом, приведенные базовые сигнификаты маркированы вследствие фундаментальных достижений философской и лингвистической методологии: категориального анализа, а также лингвистических квантитативных методов. Они ориентированы на оптимальный формат решения когнитивных проблем.
Интересным тезисом в развитии когнитивной коммуникации можно считать положение Б.К. Шталя (Stahl) о долженствовании знания. «Знание как долг» [3, p. 298] - суть когнитивная, лингвистическая и моральная проблема. Знание в качестве долга перед обществом и самим собой, пожалуй, действительно не является непривычным знаком времени для человека XXI в. Об этом свидетельствует, например, острая полемика в области биоэтики и экогуманизма. Имеется возможность трактовать вышеназванный тезис еще шире.
Определенно, когнитивная лингвистика обладает всеми возможностями для формирования корпуса фундаментальных выразительных средств, воплощающих когницию истинности как в содержательном, так и в формализационном направлении. Это может способствовать конвергенции весьма дистанцированных друг от друга прежде исследовательских позиций: от хронологической «трансляции культуры в языке» [4, с. 82] до диалектического «содержания морали разума» [5, с. 78]. Целесообразно, используя табуляционный метод, выделить эти 2 вида когнитивных представлений в качестве «кластеров долженствования», снабдив соответствующими маркерами решений (см.: таблица 2).
Таблица 2 - Системный проект «Долженствование знания»
«Кластер долженствования» «Маркер долженствования»
Хронологический «Традиция-новаторство»
Диалектический «Причина-следствие»
Долженствование выступает здесь как категория коммуникативно-действенной морали. Долг демонстрирует способность позиционироваться как когнитивная данность, требующая понимания и интерпретации: его онтологические характеристики тяготеют к объективности и не ангажированности истины, тогда как герменевтической и коммуникативной стратегиям, в их реализации, необходимо обязательное участие субъекта/субъектов долженствования. Коммуникативный аспект предполагает анализ системы возможностей и ограничений в передаче знания как информационного сообщения.
Кроме того, когнитивная семантика позволяет задумываться над истоками проблемы долженствования и заниматься вопросами ее этимологии.
Хронологический кластер накопления и погашения когнитивного долга ориентирован на исторический опыт и креативное мышление. Соответствующий ему маркер «традиция-новаторство» пролонгирует линейный принцип трансляций/ретрансляций в истории и теории коммуникаций.
Диалектический кластер осмысления когнитивного долга базируется на рационалистических представлениях о природе человеческого мышления и взаимодействия, где присутствует критерий рационализации морали. Это - знания о фундаментальных свойствах и особенностях диалектических законов и категорий. Маркер «причина-следствие» работает в универсуме как социальной и моральной иерархии, так и в мета-уровневых исследованиях.
Фактически, когнитивная лингвистика - это часть интегративной когнитивной науки, аккумулирующей языковой опыт наряду с социальными, коммуникативными, естественнонаучными, антропологическими и техническими практиками для достижения междисциплинарной максимы. Когнитивная лингвистика генерирует знания, встраиваемые в информационную систему и корреспондируемые по каналам коммуникации. Она представляет единый научный системный НБИКС-проект, который направлен на формирование информационно-лингвистической мега-программы и обладает беспрецедентной универсализацией. В целом же, исследование когнитивной проблематики - это важнейшее системное решение, направленное на оптимизацию управления лингвистическими ресурсами.
Ссылки:
1. Фидченко Е.В. Философские задачи корпусной лингвистики // Казанская наука. 2013. № 8. С. 68-70.
2. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 1. С. 4-10.
3. Stahl B.C. Lorenzo Magnani, Morality in a Technological World: Knowledge as Duty // Minds and Machines. 2009. Vol. 19.
Issue 2. P. 297-299.
4. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2008. 272 с.
5. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии.
2012. № 2. С. 66-80.